Поход построен в виде школы водного туризма. Участники не только прошли маршрут и приобрели опыт, но еще и по нескольку дней накатались по порогам, учась читать воду и управлять судном.

Три инзера

доехал до порога доехал до порога
На хуторе Катаскин На хуторе Катаскин
пробиваем косой вал пробиваем косой вал
На сплав!!! На сплав!!!
Наша группа Наша группа
Вид со скалы "Телевизор" Вид со скалы "Телевизор"
Про майский поход.
Итак, 29 апреля в пятницу начался очередной поход. В этот раз мы с Лешей собрались проехать на велах промеж хребтами Салдыс и Караташ от Малого Инзера до большого, и по возможности заехать в Кылъяровскую пещеру.
На самом то деле у меня планы были поскромнее – прокатиться по хорошей дороге к истоку реки Урал, попить из родничка, постоять одной ногой в Азии, другой в Европе.
Но Леша заявил, что после нашего прошлогоднего маршрута нам уже ничего вообще не страшно, никакая грязь нас не остановит и вообще нужно повышать планку. Дескать, пройдем мы там. И дойдем до самой великой реки Большой Инзер от не менее великого Малого Инзера за два дня. А потом еще застопим водников на катамаранах и пусть везут нас аж до самого хутора Кызылъярово. А там уж мы как нибудь по хорошей грунтовке и по гравийке до дому допедалируем (хоть и не пристало таким крутым парням по гравийкам ездить).
Началось все с автостопа. Я вез с собой еще кучу снаряги для сплава. Сразу же после велосипедной части похода мне предстоял сплав. В деревне я застопил копейку. Товарищ один собирался в город и искал попутчиков. Нашел, на свою голову. В бедную копейку поместились катамаран, с двухметровым каркасом, весла, палатки, спальники, спасжилеты.… И сверху по самую крышу поместился еще и велосипед! Причем верхнего багажника и прицепа у копейки небыло! Все это залезло внутрь!
Таким вот Макаром, добрался до Отнурка, что под Белорецком. Там, на турбазе, оставил сплавную снарягу и в 3 часа ночи выехал в город на вокзал. На первой же шестичасовой «кукушке» поехал на встречу с другом. Встреча была назначена на бывшем хуторе Катаскин. Дело в том, что добраться туда можно только на «кукушке» - местном рабочем поезде или на вело… (Блин, только Лешке не говорите об этом, иначе в следующем мае он туда меня затащит).
Лешка с вечера ждал меня на хуторе. А я по пути заехал еще на порог Айгир. Там стояли мои друзья. Они угостили меня завтраком и кофе. Хорошо, что есть такие друзья, которые рады тебе в 7 утра! И что обитают такие люди не в городе, а посреди тайги!
Наконец, часов в 10 утра я дошел до Лешки. Именно дошел, потому что я вышел на маршрут  практически без передних звезд. Да, я знаю, я чайник. И еще тот, про кого ты сейчас подумал. Да, я пошел в велопоход без передних звезд. И ехать на велосипеде я не почти не мог. Только под горку. Да, я такой.
Но Леша же привез мне из города новые шатуны! Их то я и поставил в первое же утро похода. Новенькие, блестящие, еще ни разу не катаные. Ну и что, что маленькая звездочка немного скребет раму. Подумаешь, с большой звезды цепь слетает. Да кто по грязи на большой цепи ездит? Ну и что, что переклюк пришлось переставить. Зато звезды новые!
Ну, с ними, в общем – то лажа вышла. Часа через два езды я так спилил себе раму звездочкой, которая  «немного царапала», что там образовалась почти сквозная дыра.
Но было не очень обидно, потому что по той дороге ехать нам все равно не пришлось. «Туда, мой друг пешком
И только с рюкзаком.
И лишь в сопровождении отваги».
Вот так, вот, пешочком по грязи и колеям, преодолевая броды по - пояс мы дошли до самого пустого кордона. Где и заночевали на обочине.
Утром было принято решение сваливать обратно. Потому, что
1 дороги тут нет (мы и планировали поход по бездорожью)
2 мой вел неисправен, а у Лешки заныл сустав (и еще сто отмазок)
3 начинается дождик, а если глина на дороге размокнет, то будет хана (как будто дорога до этого сухая была)
4 и мне и Лешке нужно второго быть в городе (как будто мы сразу так не планировали)
5 по всем прикидкам водные группы, стартовавшие 1 мая, еще не успели доплыть до Калышты, ведь сегодня и есть 1 мая! (и кто бы мог подумать, заранее!)
Правда у Леши с собой была одноместная надувная лодка. Но плыть на одноместке вдвоем, с двумя рюкзаками и двумя велами по реке 2 категории сложности… я отказался. Кстати, мы потом узнали, что в тот день на большом Инзере утонула девушка.
И мы поехали в обратный путь. На свой велик я поставил родные старые звезды и, о чудо,  они заработали! На хуторе Катаскин мы попрощались. Леша пошел сплавляться по малому Инзеру (я честно пытался его отговорить), а я поехал на Айгир к друзьям ночевать.
Потом выяснилось, что Леша на одном из перекатов чуть не перевернулся. С водой шутки плохи, а весной тем более!
Добрался до Отнурка, мне довелось только 3 мая.
4 мая я поехал на водную часть маршрута. Знакомый таксист еле разместил в своей 10ке все то барахло, которое поместилось в «копейке». И очень удивлялся, что мы еще и велосипед в копейке везли.
На станции Инзер встретились с группой. Нашу группу мы назвали «сборная России» Двое с Ярославля, двое с приморского края, девушка из Питера и девушка из Казани ну и я с Урала.
На «кукушке» доехали до станции «Айгир». Прямо в деревне и заночевали.
Утром пришел местный мужик, единственный постоянный житель в деревне. Очень ругался, что мы посреди деревни палатки поставили. Почти весь день у нас ушел на тренировку и скатку экипажей. Люди все разные, друг к другу еще на привыкшие, а в пороге нужна слаженная и четкая работа.
После обеда стартанули. Когда отчаливали, опять пришел мужик и со злорадным сочувствием сообщил, что «сегодня еще одного вашего туриста потеряли. Утонул  на Айгире. Так что вы уж поаккуратнее в пороге».
Порог прошли мы только следующим утром. Да как прошли!!! По той линии, как и задумывалось. Ребята работали четко и слажено. Страховали друг друга по всем правилам. Потом прошли порог еще раз и еще и еще…
Вечером уже ни у кого небыло сил идти  на скалы. Так и заснули, не сходимши.
На скалы пошли утром. Оно того стоило. Виды открылись просто чудесные!
А после обеда загрузили рюкзаки на катамараны  и отчалили.
В поселке Инзер закупили продукты и заночевали недалеко за поселком.
На следующий день догребли до розовых скал. Утром, они смотрятся просто чудесно, но вечером их вид меня совсем не поразил. Может быть, сказывалась усталость? Сверху со скал вид открывается неплохой, но с Айгирскими скалами не сравнишь.
На следующий день, 9 мая мы разъехались по домам L
Пятница 13е.
Ну вот и все. Наконец то я вышел из деревни. Можно сесть на обочине и начать записывать все, что со мной произошло в этот день.
Начну с начала: В двенадцать ночи, сижу за компом, проверяю почту. В углу экрана высветилось 00:00. И что-то стукнуло мне в голову: а ведь началось пятница 13е! Что-то в этот день произойдет.
 Утром спал долго. Мне нужно было ехать на сплав, но на утреннем автобусе я не поехал. Решил ехать автостопом. Я везу с собой рюкзак, в котором снаряжение на 6 человек. Не спеша в 10:30 был на трассе.
Вскоре остановилась «десятка». Немолодой водитель башкирской национальности решил подвезти меня с моим рюкзаком до города. Удивило меня то, что у башкира в машине играл диск русских народных песен.  Мне стало интересно, кто этот человек. И вдруг… понимание этого пришло мне в голову. Я откуда-то совершенно четко узнал, что живет он в Байнезарово, связан каким то образом с машинами и часто ездит по этой дороге по служебным делам. Каково же было мое удивление, когда прощаясь со мной, он ни с того ни сего сказал «А я часто здесь езжу. У меня автосервис в Байназарово». Вот тут то я второй раз и выпал.
А первый раз я выпал, когда он подсадил по дороге девушку, и они начали говорить по -  башкирски. Я Башкирским не владею, но отчего – то понимал весь разговор. Это, подтвердилось тогда, когда девушка произнесла по-русски «хочешь жить – умей вертеться». Странно, что за секунду до этого она сказала эту же поговорку по-башкирски. И еще более странно, что я это понял!
Что-то явно произошло. И тут же в моей голове возник ответ и на этот вопрос: «хочешь слышать – слушай, хочешь видеть – смотри. Кроме слов нашу речь сопровождает еще и интонации и жесты и мимика. Смотри на это и тебе будет доступен любой язык».
Пригород Белорецка – поселок Октябрьский это свой маленький мирок, где все друг друга знают. И у многих вызвало удивление появление «туррыста» в бандане, грязных штанах, шлепанцах и рюкзачком. Я ловил их взгляды и… мысли?! Они все думали про меня одинаково. Даже догадывались, что в моем рюкзаке лодка. Знали бы они, что в моем рюкзачке лежит снаряжение на 6 человек J  Ну в принципе, я никого из себя не изображал. Я и был таким туррыстом. И в моем рюкзаке действительно было снаряжение для сплава.
И что меня поразило, что все друг с другом здороваются. И со мной все встреченные здоровались. Представляете вы себе, чтоб в городе все друг с другом всегда здоровались, желали друг другу здоровья и удачи? Лично я, к сожалению не представляю. А как было бы здорово!
Подхожу к магазину, а из него выносят какие то ящики. И продавщица мне сказала, что они сегодня не работают. И вообще они закрылись навсегда. И такая тоска и безысходность прозвучала в этом «навсегда». Почти такая же, как в слове «никогда». И  сразу же стало многое понятно и об этой женщине и о безработице в городе, и о ее детях – школьниках, и о том, что она думает по всему этому поводу. Как много можно выразить одним словом!
Магазинчик оказался за углом. Вернее не магазин, а ларек. Но в нем было все от шампуней и хозяйственных перчаток до тортиков.
Перед ларьком стояла пара, которая смотрелась очень гармонично, не смотря на то, что парень был башкиренок, а девушка русская. Но сразу было понятно, что они пара, две половинки одного целого. Обоим лет по 18 – 20. Наверное, только что поженились  и переехали жить на окраину, потому, что тут дом можно подешевле снять. На лотке перед ними лежала куча мелочи, величиной с пол-футбольного мяча. Наверное, копилку разбили, подумалось мне, и на последние деньги покупают хлебушек и колбаску.
Продавщица с потом на лице пересчитывала всю эту мелочь.
Сижу на обочине. Опять проехал грузовик. Не остановился. Небыло места в кабине. Но водитель кивнул мне как знакомому. Поздоровался.
Мимо прошли две девочки – школьницы, разговаривая по телефону. И такая трогательная это была картина, что я тут же заметил всю красоту вокруг: синее – синее небо, разноцветные крыши, зеленую траву и запахи, запахи… И эти две девочки: «Здравствуйте. Я одноклассница Никиты. Вы не скажете, что нам задали?». И это было сказано с такой наивностью и непосредственностью, что сразу же стало понятно, что возвращаются девочки вовсе не из школы и мама одноклассника Никиты, конечно же догадывается об этой шалости, но сообщать родителям девочек, конечно же не будет. Она и сама в детстве часто прогуливала уроки.
Вторая же машина подобрала меня. Что опять же странно. Обычно на этой дороге я стоял не менее 3-4 часов. Движение тут 1-2 машины в час.
Странный это день – 13е пятница. Хороший день.

Сплав по малому Инзеру.
Утром погрузились в «газельку» и поехали на вокзал. На «кукушке» добрались до места старта.  Собрали катамараны и сплавились два километра до порога. На эти нехитрые действия ушел весь день.
Наутро посмотрели порог. Воды уже почти нет, зато много камней. Тем не менее, решено было пройти порог. Подспустили гондолы, привязали вперед дополнительную поперечину – «бампер» чтоб камни таранить и пошли.
Сплав до старого моста занял три часа. Пришли, разобрали катамараны, погрузились в «газельку», и прошел еще один день.
Еще день ушел на то, чтоб просушить снаряжение.
Вот и спрашивается: куда делись выходные?