Бийск - Майма - Барангол - Горно-Алтайск - Паспаул - Каракокша - Уймень - Красносельск - Сейка - Чоя - Верх-Бийск - Иогач - Турочак - Сайдып - Новиково - Бийск. И на лодке 140 км по Телецкому.

Классика жанра…

Именно так и можно назвать маршрут до Телецкого озера, для живущего в Алтайском крае. Задумка была съездить в село Яйлю. Но получилось через знакомую найти и забронировать (ога…) место проживания в Иогаче, поэтому маршрут изменился незадолго до начала поездки. Состав: я (Антон), сестра родная Люба и мужик из Омска Серега. По плану из Омска было два мужика, а получился только один. Гаврил внезапно уехал на Урал. Надеюсь, на будущий год так не получится. Серега купил палатку новую, я спальник еще один ну и удочки, крючки и прочую дребедень. Накопал и напечатал топокарт. Сразу предупреждаю, в этот раз фотки не блещут качеством, да и творчеством… 4 августа вечером утрамбовали все в нашу Четверочку. На следующее утро неторопливо выдвинулись.

Первая остановка

Серега прощупал Катунь

Дальше взяли курс на Манжерок. Остановились у источника под названием

Прогулялись

Любашка там была, когда этого забора не было

Ну и тут я начал понимать что такое «попса» - народу просто валом там. Видимо поэтому и забор натянули.

Цветочки

Набрали водички и двинули по направлению к Тавдинским пещерам. Турбазы там по Чуйскому всему одна на одной. И мы как то умудрились проехать мост через Катунь ведущий к ним. Я не думал что там на столько все запущено на поток… По другому и не скажешь. Как у источника, так и у пещер навалом ларьков с сувенирами. До пещер все асфальтом залито.

Это мы на площадке перед пещерами. Я жду очереди в кассу

Каждые 20 минут набирается группа и уходят с гидом на час. И раз в день проводится трехчасовая экскурсия, на которую, как я понял, сложно попасть. Мы взяли билеты на часовую и уселись ждать своей очереди. Кто-то не взял с собой в пещеры салдофона и оставил его на лавочке. Вы посмотрите как он зол…

Вид с площадки

Нашим гидом оказалась девушка. Привела какую-то вялую группу вниз, что-то им попыталась рассказать, но все занятые расходились кто куда. Ну и собственно повела нашу гурьбу вверх. Человек 30 примерно набралось. Мы старались плестись в хвосте поэтому много чего не слышали чего нам объясняли. Сфотографировать не ухватив кого то целиком, или чей то кусок тела, очень сложно. Гид торопит – это, пожалуй, единственный минус. Все же труд этих людей нужно уважать. Они беспокоятся за вашу жизнь(хотя экскурсия большой сложностью не отличается) и стараются максимально описать все вокруг.

Чето нащелкали

Будущие сталактиты

Днище зала духа пещеры

Еще кальциевые наросты

Серега нарик

Самое низкое место

Я ползу. Слева от меня нога, рука и кепка нашего гида.

Вид с самой высокой точки экскурсии

Вот эта кодла ходит вокруг каменной колонны, загадывая желания

Камни отшлифованы

А это мы с Серегой в жопе Дракона единственное название, которое я запомнил хорошо.

В конце экскурсии наша группа дружно поаплодировала гиду.

Сходить для ознакомления конечно можно и очень доступно. Хотелось бы на трехчасовую сходить экскурсию. У меня в городе на главных улицах асфальт и освещение хуже, чем от пещер до Чуйского тракта.

Поехали дальше по чуйке до Барангола. По дороге невозможно пропустить базу «Царская охота». Это и была наша следующая цель. Купили хлебушка, подкрепились.

Вот такая там живность плавает в искусственном водоеме

Пойло есть всякое…

Переходим навесной мост через Катунь

Хорошо раскачивается – попробуйте

На другой стороне указатели и карта. Заблудиться невозможно довольно посещаемое место. Да да попсовое. Вместо тропы там трасса.

В начале тропы жалкое подобие традиционного жилища.

По пути домики для туристов, беседки, лавочки, вежливые девушки, предлагающие обратно доплыть на лодке. До водопада нам на базе тоже предлагали…

Метровые столбики…

Я зомбак

Я хз что это

Камышлинский водопад

Так сказать снизу вверх. Народу полно. Можно закарабкаться на самый верх.

Потопали обратно

Как вы уже поняли, основным фотографом у нас была Любашка.

Развернули повозку и поехали обратно к Горно-Алтайску. Проехали через него до Паспаула. За ним повернули направо (на Каркокшу), проехали еще с десяток километров. Дорога от поворота начинается гравийная и народ как рукой сняло. Остановились на ночевку на небольшой речушке Учек. Сварганили шашлык

Все происходило уже в темноте…

Да да у нас нету стульчиков, столиков, тентов. Мы так сказать хардкорщики…

Но малость есть удобства

Полянка немного обкатана бульдозером. Видны тропки местных жителей на места рыбалки. Ну и сбоку полянки была горка асфальта – ну а зачем же он на дорогах…

Это уже утро

Подкрепились, собрались, поехали. После Каракокши взяли курс на Уймень. Дорога укатанная гравийка. Народ только местный, что радовало. Перед мостом через Кузю есть разветвление. Я планировал проехать прямо и выехать на Уймень чуть выше села, через гору Плешивую. Судя по карте покрытие у этой дороги «прямо» такое же как на основной… Это гнусная ложь. Остановились, покумекали с Серегой и решились.

Дорога выглядит так

Камни, булыжники (местами очень приличные) и немного грунта. Первый мост был нормальный. А вот на следующем мы уже пошли на разведку

Вид с этого мостика

Я крадусь

Какая то кура попалась мы остановились

Не улетает когда идешь к ней, курлыкает и убегает. Я хз что за птыц.

Дальше вместо моста были развалины и объезд по броду. Я залез прощупать днище в речушку. Вода аж прижигает холодом. Решили ехать. Тут Антоша в очередной раз сфейлился. Мне Серега дал фотик чтобы заснять как он преодолел реку… Вобщем я не заснял. Притворился что руки не оттуда растут и поехали дальше. Дорога все больше не радовала. И вот мы выехали на участок размазанный бульдозером. Слева поворот где вообще каша, откуда наверно таскают лес этим самым бульдозером. Мы вылезли и начали опять чесать затылки. А на нас медленно надвигался… бульдозер как ни странно. Мужик торчащий снаружи размахивал нам: «Че вы тут забыли, воротите повозку отсюда или раскатаем в щепки». На самом деле конечно он сигнализировал о плохой проходимости участка. Я дождался их у поворота и остановил. Спросил доедем ли этой дорогой до Уйменя. Меня посчитали за идиота и сказали «Там же табличка была Уймень». Я отмазался мол я специально хотел тут проехать, «Природу поглядеть ага?» поддакивал мужик из кабины. Вы говорит смельчаки что сюда то доехали на своей машине. А дальше можно проехать только на УАЗах и ГАЗах 66ых.

Мужики повернули и полезли в лес. А мы развернулись и обратно. Опять через брод. На этот раз Любашка записала.

Вылезли пошарились.

Там очень много таких маленьких «новогодних» елочек, сосен.

Поехали обратно до основной дороги

Это ручей пересекающий дорогу

И немного текущий по ней

Лишних получилось километров 20. Выехали на гравийку и спокойно доехали до Уйменя. Несколько километров проехали вниз по течению. Пропустили полянку с лавочками, столиками (видимо сделанными местными) и забурились на закрытую забытую полянку. На кострище уже был сооружен муравейник. Обитатели были нам не рады

Эти кусают

А этот начал заплетать машину в паутину

Собственно река Уймень

Подогрели остатки шашлыка, а точней дожарили, потому что наша маман намешала мясо куры и свиньи в один котел. Готовятся они не равномерно.

Любашка пошла немного подзагореть. А мы с Серегой пытаться выловить кого-нибудь. Серега на спиннинг с мелкой блесной, а я на кораблик. В итоге нифига не наловили. Но я хотя бы научился запускать кораблик. Погода отличная была, и мы даже покупались в Уймене немножко.  Мне очень понравилось это место. Один раз только был слышен бульдозер из села, а так глухомань. Не понравились только камни под хребтом ночью…

Утром собрались и поехали в сторону Красносельска. Я оставил кепку на крыше – кому то подарок…

Река Саракокша

В Красносельске спросили, сможем ли мы проехать на прямую в Кебезень. Нам посоветовали не рисковать. Мы так и сделали и поехали через Чою в Иогач.

Это близко к истоку Иши

До Иогача домчали быстро. Начали звонить тетке у которой якобы забронировали домик. Тетя Таня ага. Спускайтесь там, говорит, к катерам на пристань. Благо мы не далеко в село заехали. Нашли пристань, ходили, бродили. Перезваниваю – занято. Меня затерзали смутные сомнения. Подошла, пересчитала нас. Очками ей не удалось скрыть вчерашнюю добротную синьку. Да и подколбашивало ее чутка. Дальше она рассказала про то «что как-то вот так вот получилось тут, в общем мой домиг занят». Ща я вас к подруге своей заселю. Подруга что-то показывала другому клиенту, как я понял. На нас она только один раз посмотрела, несмотря на все попытки Тани привлечь внимание. Вообще 0 эмоций. И Таня предложила: А пойдемте я вас к маме заселю. Я немного приуныл. Пока мы шли два переулка вверх, я заметил, что там почти в каждом дворе есть строение для туристов. Домики, будки, скворечники, шалаши, сараи – без крыши на ночь там не останетесь. Мама ее, оказывается отсутствовала, причем долго. Нам открыли домик, в нем  встроена банька. Есть дрова для бани и даже мангал стоит у второй двери. Кухня, комната и еще комната на втором этаже. Все я к вам еще вечером зайду и убежала. Я тут подумал: Можно было с мамы и начать… Тачку загнали в ограду. Пошли хорошо покушали в кафешке на пристани. И долго купались – вода теплая.

Один из редких кадров где Любашка попалась.

Вид на Танину ограду вроде

А парнишка спускающийся в воду это местный тролль. Толк в троллинге знает.

За Любой лодка – на такой же мы поплывем на следующий день по озеру.

Собственно троллинг

Либо так, либо с размаху в рожу или побрызгается и убежит засранец. Мы сильно ругаться не стали на него. Как выяснилось зовут тролля Ильей а сестренку его не помню как. Воспитывается только дядькой. Смотрит много анимешек и ведет себя очень похоже. Непонимаю как вообще подобную блевоту можно подсовывать своим детям (родственникам в этом случае).

Встретили там нашего знакомого из Бийска с семьей. Поболтали и пригласили к себе.

Когда мы вернулись осваивать наш домик, то обнаружили там еще одного тролля.

Резвый и неугомонный, просто егоза.

Вид с окна домика.

А еще до входа в дом я кинулся искать какую нибудь воду, колонку, колодец. А Серега меня подозвал и ткнул в раковину. Там даже стоял смеситель и из него текла вода. Неожиданно… В общем довольно уютный домик.

Заготовили супец. Сами покушали и тролля подкормили.

Пришла тетя Таня раздала нам по комплекту спального белья. Сказала что завтра утром нас будет ждать Максим.

Верхняя комната

Утром доели остатки супа. Плотно было для завтрака, но экскурсия нам предстояла долгая. Взяли ветровки с собой, чуток похавать и пошли на берег. Там уже ждал Максим. Быстрое знакомство. Лодка 5 местная (с водителем), но пятое место подойдет для гнома или для ребенка. Так что места 4. Мы с Серегой залезли на задние сиденья. Любашку с фотоаппаратом усадили на место пассажира. Самодельная крыша от дождя с задвигающейся частью до ветровика это конечно хорошо. Звук мотора под этой конструкцией очень хорошо слышен и ветровик под ней не помогает это конечно плохо. Я ненавидел этот звук первые полчаса. Единственный плюс от двигла это то, что он глушил вкюченный блатнячок/шансончик. Да да эта гандола еще и была оснащена авто магнитолой и динамиками. Самое удобное место у пассажира – нет ветра и звук мотора меньше слышен. Фотки с лодки получились не очень хорошими, постарался выбрать самые лучшие.

Вид с пассажирского сиденья гандолы. Впереди две лодки и катер.

Путь до Корбу очень оживлен.

Если память не изменяет, то это мыс Нянскочь

Кордон за ним – прям как по карте…

На противоположной стороне в это время хорошо просматривается село Яйлю.

Вид на восточный берег… через стекло

По центру кадра мыс Куван, куда мы заплыли в конце экскурсии. Там даже видно тропу. Обязательно заплывайте туда после Корбу – вид отличный.

А вот тут уже и ветровки пригодились

Доплыли до Корбу. Карта рек, сел, кордонов Телецкого озера расположенная на «входе»

Там даже есть кафешка и магаз небольшие. Ларьки со всякими сувенирами, в одном из которых мы купили пару безделушек. Раньше Корбу я видел только на картинках. Я думал, что он меньше.

Это скала слева от него

Сидим пялим

Я понимаю, что мы его застали его не в полной мощности, но он хорош.

Вид с места впадения Корбу в озеро.

Поплыли дальше. Тут меня развели на тысячу рублей. За то что нас высадят на запретном водопаде… По моему он находится на реке Аюкечпес почти возле устья. Стояла там табличка тоже запретная. Как сказал мне потом мой шеф, его всегда туда бесплатно высаживали.

Дальше плыли до Чулышмана без высадок. Народ рукой сняло. Красиво вокруг очень. Я бы хотел проплыть по всему озеру на теплоходе/катере не торопливо. И это там возможно.

Сюда мы даже не смогли подплыть

Чем ближе к Чулышману тем выше горы и обрывы у озера.

Пасажиры

Вид на южный берег

Размазанные фотки и еще какая то дымка в воздухе стояла. А может быть все дело в том, что с лодки на ходу фотографировали…

И вот мы приплыли и высадились на песчаную косу недалеко от устья Чулышмана. Тут мы долго гуляли. Отдыхающих вокруг много. Мусор от этих отдыхающих стоит скоплениями мешков вокруг деревьев. Они все привыкли, что ихний срач всегда убирают за ними уборщицы.  Люди вы выезжаете на природу, тут главные «уборщицы» это вы. Все засрете… И что вы своим детям внукам покажете? Благо там рядом турбаза и они убирают там все и увозят. Иначе там была бы большая помойка.

Вид с песчаной косы в сторону Чулышмана

А это уже устье

Серега сходил дальше прогулялся. А я решил искупаться в реке.

По лицу можно определить температуру воды

В 500 метрах в озере на много теплее вода.  Насобирали камушков горсточку в аквариум.

Песок там зернистый

Доковыляли до лодки и поплыли обратно. Километров через 5 разыгрался ветерок. Лодка начала прилично прыгать на волнах. По началу - страшновато, а потом привыкаешь. Я пересел на пассажирское сиденье и почувствовал плюсы сидения на нем.

Это уже вид с мыса Куван

Таня нас уже ждала на берегу. Отдали ей 1050 руб за домик и Максиму 7000 за экскурсию.

Утрамбовались и поехали домой по Солтонскому тракту. В Турочаке купили хлеба и всякой дребедени. Зашли в рыболовный магазин. Там тетка удивленно сказала «Да у нас вообще на червя не рыбачат». Не стал я ей объяснять, что в 2003 году я под Турочаком на Лебеде таскал чебака на червя… Я так хотел на поплавочную снасть порыбалить. Спрашивали у местных, но они тоже ничего не знают о червях. Попробовали проехать и остановиться на реке Лебедь, но она сильно обмелела.

Поехали дальше. Дорога гравийка пробитая. Мы доехали до этого места

Его даже периодически подкрашивают…

И тут сразу же свернули на лево к Бии. Первые полянки были вытоптанные до земли и замусоренные. Проехали еще немного вдоль берега и нашли полянку получше немного. Мусор там был закидан весь в кустах…

Стало пасмурно. Серега, как и всегда, построил дом. Я пошел запускать кораблик. И пошел дождь.

Любашка с Серегой забрались в машину, а я до последнего запускал корабль. Вода теплая да и воздух. Как известно, в дождливую погоду большинство рыб лучше берет на мошку. Как раз в дождь я и вытащил несколько чебаков. Но вот подул холодный ветер и я пришел тоже в машину.

Скоро дождь кончился, и мы уже сидели у костра. Когда стемнело, к нам пришел гость. По началу я думал что это кто-то покрупней. Пошли на разведку с фонариком. Там ежик.

Фотографироваться ему надоело и, свернувшись в клубок, он начал бухтеть на нас.

На следующий день проспались хорошо. Я утром побродил немного по окрестностям – нашел неподалеку от нас отдыхающую группу бухариков. Потом я пошел запускать кораблик. Серега тоже весь день рыбалил. Он перепробовал и донку, и донку с кормушкой, мошку, блесну. Рыбка очень медленно, но ловилась. Даже Любашка попробовала поудить.

Вот на противоположном берегу у камней плавились крупные особи щуки или тайменя. Для нас они были не досягаемы.

День медленно тянулся пока не приперлись два мужика, из Удаловки, как я понял. Лодка у них чуть лучше чем корыто у твоей свиньи. Они поплыли проверять перетягу, которая стояла чуть ниже по течению от нас. Из лодки они начали вычерпывать сразу же после отплытия… Чего-то там проверили и дальше началось… Они пошли вдоль берега по мели глушить малька. Брали ближайший булыжник со дна (а там их навалом) и со всего размаху кидали по другому булыжнику. Потихоньку они подходили к нам. И им было параллельно рыбачит кто-то здесь или нет. Настроение на рыбалку сразу все ушло. Мы смотали удочки и ушли к палатке.

Почистили рыбу и зажарили ее на крышке от котелка. Масло кипело и загоралось после подкидывания каждой рыбки - смотрелось эффектно.

С Любой забрались сделать пару кадров.

Вид на утес с барельефом Ленина.

Надо было забраться на него. Хорошая мысль как всегда приходит поздно.

На следующий день лениво проснулись, похавали. Я понаблюдал как рыбаки проверяли перетягу. Улов у них нормальный был.

Закидали шмотки и двинули в сторону Бийска. Дорога гравийка разбитая до самого перекрестка на Солтон.  Пару раз сьезжали к берегу Бии – думали еще где-нибудь остановиться на ночь.

В итоге под вечер доехали до Бийска.

И напоследок несколько панорамных фоток.
Тропа на Камышлу. Меня клонировало.

Мост через Катунь. Меня корежит.

Поляна на Уймене

Река Саракокша

Вид на Артыбаш

Водопад

Мыс Куван

Серега рыбалит

Где-то в районе Бехтимира

Видео можно глянуть на моей страничке в профиле. Либо тут.