Европа / Спортивный туризм | Велотуризм
 

Украина-Румыния-Болгария (по курортам Черного моря)

28 августа - 13 сентября 2012 г.

Украина-Румыния-Болгария (по курортам Черного моря)

Идет загрузка карты ...
Велопробег вдоль западного берега Черного моря через территорию Украины, Румынии и Болгарии.
 

Поезд Москва-Николаев Поезд Москва-Николаев
Николаев Николаев
Зоопарк Зоопарк
Флотский бульвар Флотский бульвар
P8084031 P8084031
Юбиляр Юбиляр
Карта путешествий капитана Карта путешествий капитана
Зоопарк Зоопарк

Идея проехать по западному берегу Черного моря родилась у меня после поездки по Крыму и азовской части Украины осенью 2011 года. Я был вдохновлен тогда возможностью проезжать больше 100 км в день в своем любимом темпе и никого не ждать. При этом успеть посмотреть очень много интересного. Кроме того, я уже втянулся в ежегодное осеннее продление велосезона на море, где в сентябре можно купаться и загорать под теплыми лучами южного солнца. Мне захотелось постепенно год за годом объехать все черноморское побережье. Меня манил город Одесса, расположенный вдали от популярных веломаршрутов, и в котором я никогда раньше не был. Я также помнил о несостоявшейся поездке в Румынию, в которую входили дельта Дуная и древнейший город Констанца. Вместе с Румынией конечно же стоит посмотреть и Болгарию, чтобы поход не был слишком матрасным. 1200 км за две недели – это как минимум.

Планирование маршрута я начал еще зимой. Лазил по румынским и болгарским сайтам, переводил с английского. Нашел пару турфирм, которые устраивают экскурсии по Дельте и даже списался с ними. Через пару месяцев был готов трек маршрута и тема на велофоруме с подробным планом поездки по дням. Конечно, в реальном походе всегда бывают непредвиденные задержки, но все было сделано с большими запасами времени, в каждом крупном городе стоянка не меньше суток, а на дельту Дуная я отвел целых два дня.

Набирать группу для загранпоездки с визовым режимом, да еще и с требованиями к физической подготовке очень трудно, если ты конечно не лидер какого-нибудь велоклуба. Тема на Веломании висела и была много раз просмотрена, но никто на нее не откликнулся. Среди моих знакомых были лоси, способные все это проехать как надо. Им было интересно, но у всех свои планы на этот период. У кого отпуск не получается, у кого свадьба. В конце концов, со мной захотел поехать мой лучший друг, с которым всегда весело, и который хорошо владеет румынским языком. Однако и он слился на стадии оформления виз, мотивируя отказ ревностью жены к велосипеду. Таким образом, я опять поехал в составе одного человека.

К знанию иностранных языков я отнесся со всей серьезностью, как только мне пришла эта идея. Я в течение года улучшал владение великим интернациональным английским до уровня достаточного для общения. Ведь его учат в любой стране. В Румынии на нем можно говорить во всем туристическом секторе от гостиниц до ресторанов. Большинство молодых людей в городах знает его хотя бы на базовом уровне. Но румынский знать все равно надо хотя бы немного. Я выучил несколько фраз по разговорнику, числительные, а также немного грамматики, чтобы понимать, как эти фразы строятся или как построить связанное предложение. В совершенстве знать не нужно, он не менее сложен, чем русский. Главное быть способным объяснить кассиру, когда, куда и во сколько нужен билет, выслушать продавца, сколько стоит покупка, уточнить дорогу у случайного прохожего. Ну и о выражениях вежливости забывать не надо. Так нужно готовиться к поездке в любую не англоговорящую страну. Болгарским я не заморачивался. Мало того он похож на русский, да еще там русский многие учат в школах и без проблем понимают на всем побережье.

Визы мне потребовалось целых две: румынская и болгарская. Оформлял я их самостоятельно. Конечно же, ни одно посольство не признает велотуризм в классическом виде: с диким кемпингом и пересечением границ верхом, хотя КПП с пешеходными терминалами у них достаточно. Им обязательно подавай брони отелей и билеты на транспорт. Но эти места такие, что везде ночевать в палатке нецелесообразно. Кругом курорты и крупные города. Так что я забронировал гостиницы по всему своему маршруту. В Румынии три ночи все же проведу в заранее неизвестных мне местах, выселившись из гостиницы раньше времени. Болгарское посольство в отличие от румынского относится к броням особо трепетно. Им еще и подтверждение 100-проценнтной оплаты нужно. Значит надо не только распечатать бланки из интернета, но еще и получить факсы из самих отелей, да еще и всех упросить указать, сколько я заплатил. С одним отелем я бы это сделал, но с семью бронями я заморачиваться не стал и доверил это фирме Startravel. Ваучер турфирмы – это документ самодостаточный. Если есть надпись «услуга полностью оплачена», то никаких других подтверждений для этого не требуется. Впоследствии я совсем отказался от лишней тяги в виде палатки и спальных принадлежностей. Лучше побольше места для вина оставить. Если по большей части пути ночую на казенных кроватях, то надо делать это везде и составил еще дополнительный список гостиниц по маршруту.

Что же касается подтверждения способа въезда и выезда, то я сделал три неоплаченных брони билетов. Для румын я предоставил брони авиабилетов, для болгар же бронь автобуса Констанца-Варна из интернета и реальный билет на поезд обратно, на котором сам собирался ехать. К счастью, ни за одну левую бронь я не заплатил ни копейки.

Процесс оформления виз занял чуть меньше трех недель. Дольше всего работает румынское посольство, болгары же мне сделали визу за пару дней. Даты получились с некоторым запасом. Можно въехать днем раньше и выехать на несколько дней позже. Видимо, проездные документы играют роль в том, какой запас времени дать человеку на случай транспортных проблем. Больше всего дали запас по билету на поезд с открытой датой из Болгарии. Так что не бойтесь давать посольствам брони билетов вместо реальных. И не тратьте деньги на те рейсы, которыми не собираетесь лететь. В визе вам не откажут, только дадут больше времени на въезд и выезд.

Итак, 27 августа я был готов к своим подвигам на исправном велосипеде и в обновленной велоформе в предвкушении новых приключений.

Поезд Москва-Николаев украинский, и едут на нем процентов на 95 граждане Украины. Просто город тот не туристический, поэтому русские как-то не особо туда едут, если только к родне. За что я люблю хохлов – так это за любовь к своей родине, как бы бедно там ни жилось. Свою родину называют словом «житница». Они никогда не назовут Киев нерезиновскоми или понаехавском, этот город для них святой и явно не пригласят к себе работать всю среднюю Азию. Рабочих рук и у самих хватает и денег, чтоб своим рабочим платить нормально.

Поезд шел по Украине до самого обеда, и по всему пути шел сильный непрекращающийся дождь. Когда я вышел из поезда и проехал немного по улице в поисках банкомата, я был уже по уши в грязи. Получив местную валюту, я поехал в центр к музею судостроения. Там я увидел богатую коллекцию моделей кораблей за всю историю города. В прошлом это был центр судостроения, после же развала СССР все это похерили, а специалисты в поисках лучшей доли разъехались по всему свету. Художественный музей имени Верещагина я посетить уже не успел и отложил это на утро. Центр города выглядит довольно привлекательно, берег Буга высокий, а внизу находится флотский бульвар заполненный кафешками. Посмотрев город, я поехал искать место для ужина на пешеходной улице, а затем собирался заселиться в хостел Уютный. Как вдруг ко мне подошла пожилая женщина в капитанской фуражке, спросила откуда я и сказала, что я ей очень интересен как путешественник. Она очень любит общаться с такими людьми и пригласила меня на торжество, а затем и к себе домой ночевать. Вот ужин и ночлег нахаляву в интересной компании. Я сначала испугался, нет ли какого подвоха, но потом решил, что это такое близкое общение сделает мое путешествие в разы интереснее и согласился.

Праздник был посвящен 80-летнему юбилею капитана, проплававшего всю свою жизнь по всему миру. На стене можно было посмотреть карту его плаваний. В тот вечер я смог хорошо наесться, напиться разных вин и поплясать в компании очень красивых девушек. Потом мы поехали на такси домой к Регине вместе с ее подругой Олей. По пути они мне спели еще пару песен по-русски и по-украински. Принимала она меня со всеми почестями, даже всю одежду выстирала. А на следующий день утром даже позвонила в один туристический клуб Одессы, чтобы меня и там также приняли. Это знакомство кардинально изменила мою культурную программу в той стране.

Николаев - Одесса

День 2-й. Пробег 145 км.

Мы прособирались много времени, а затем пошли в николаевский зоопарк. Он ничем не хуже нашего московского, только поменьше. Проведя вместе день, мы расстались и решили быть на связи всю поездку. Мой выезд явно не был рассчитан на такое позднее время, и я уже понял, что в Одессу приеду ночью. Северо-западный ветер штормовой силы явно не способствовал быстрому движению.

Дорога Николаев-Одесса весьма загружена транспортом, как и любая федеральная трасса. Сначала встречно-боковой ветер сильно мешал движению, однако потом я повернул южнее, и ехать стало гораздо легче. Местность в некоторых местах холмистая. В одном месте грузовики тошнили в подъем так, что я сам мог их обогнать. Видел я и одного обочника, который от нетерпения начал обгонять справа. Однако на наше хулиганье он все-таки не был похож. Вылез как-то осторожно и сильно не разгонялся. Мое заднее колесо дало слабину. Камера стала перетираться о флиппер, и я два раза клеил ее. По приезду в Одессу я заменил флиппер, и проблема исчезла. Когда я въехал в одесскую область, ветер стал стихать и создавать меньше проблем движению. Я стабильно шел против него 20-25. Когда начались сумерки, я проехал по дамбе красивый лиман, блестевший в лучах заката. Где-то через километр-два вдали виднелся самый северный берег Черного моря. Я бы мог подъехать к нему ближе и проехать по второстепенной дороге рядом с морем. Однако меня предупредили, что дорога та совсем плохая, а время мне было очень дорого. Да и в наступившей темноте я все равно бы ничего не разглядел. Я включил фонари и ехал в кромешной тьме по оживленной трассе еще километров 30, пока не въехал в освещенный город. Я очень долго проезжал сначала спальный, а затем промышленный район города, прежде чем достиг центра. Когда я достиг улицы Дерибасовской, на часах было уже больше 10. Вот она самая красивая и ухоженная улица города полная туристов. Я позвонил директору турклуба и узнал дорогу. Найти оказалось непросто, я был на месте около 11. Он был на работе и уходить домой не собирался. Приняли усталого велотуриста хорошо, сразу угостили коньяком. Я как-никак проехал за день полторы сотни километров при жестоком морднике. Им уже довелось также принимать поляка. Потом меня привели в подсобку и указали на кровать, заваленную палатками. Условия конечно далеко не гостиничные. Я даже помыться не мог. Убрав с кровати несколько палаток, я лег и быстро заснул.

День 3-й.

Встал я рано утром и поехал искать, где позавтракать. Конечно же в такой ранний час работает только Макдак, который я нашел на Дерибасовской. Городской центр предстал во всей своей красе и неповторимости каждого здания. Улицы очень узкие и вечно в пробках. Там даже на велосипеде не разгонишься. Дальше я поехал на набережную искать знаменитую Потемкинскую лестницу. Я легко преодолел с велосипедом в руках все 192 ступеньки. С вершины открывается хороший вид на морской вокзал.

Потом я посетил археологический и художественный музеи. История этого края начинается с античных времен, и по части археологии можно видеть много связанных с той эпохой скульптур. В художественном мне как и везде на Украине понравилось творчество Айвазовского.

Ближе к полудню я вернулся в клуб. Директор уже проснулся и направил меня домой к своей жене, чтобы я помылся под душем. Я немного узнал, что представляет собой этот клуб и познакомился с его семьей. Клуб этот для детей и подростков. Занимаются пешим, горным и велосипедным туризмом. Дело это у них семейное, и дети также вовлечены в походный образ жизни. В доме у них довольно тесно, поэтому сам директор часто ночует на работе, что было и в этот раз. Незалежнесть Украины вышла им боком, как и многим гражданам. Раньше не было никаких границ для туризма хоть в Сибирь, хоть на Урал, теперь же так не поездишь. Можно только по своей стране. Это для взрослых наша граница никакой преграды не представляет, нам даже не нужен для этого загранпаспорт. Заполняй миграционную карту и езжай на здоровье. А вот уехать с детьми большие проблемы. Они недееспособны, и для этого нужно письменное согласие обоих родителей. А если дети от разных отцов или матерей, и они живут по разные стороны границы? Это большая морока.

После обеда я посетил исторический музей и выставку восковых фигур. Потом решил заняться необходимыми покупками. Эти люди дали мне адреса веломагазинов, расположенных совсем рядом, где я смог купить все необходимое: новый гидратор взамен прохудившегося, флиппер для заднего колеса и более легкие велотрусы. Погода становилась жаркой, мне потребовалась велоодежда полегче. В конце дня я пошел на пляж купаться. На северном побережье в конце августа вода уже холодная, несмотря на то, что всего три дня назад там стояла 40-градусная жара. Это какой-то нонсенс.

Перед сном я заменил флиппер, собрал вещи и решил проставиться за все хорошее, что они для меня сделали. Купил горилку рябиновую и много закуски. Свет в районе неожиданно отключился, и мы вынуждены были сидеть при свечах. Так мы провели вечер втроем в дружной компании и интересной беседе. Через пару часов аварийная служба устранила проблему со светом, и мы смогли включить компьютер. Мне рекомендовали ехать не по дороге через Татарбунары, а по косе между морем и многочисленными озерами. Там в свое время построили дамбу и проложили песчаную хорошо укатанную дорогу, хотя на картах в интернете я никакой дороги по косе не видел и весьма сомневался, что не убью на этом слишком много времени, если вообще смогу перейти через видимые на карте затопления на этой косе. Надо еще кого-то спросить на этот счет, кто живет рядом и часто там бывает.

А вот другие советы по маршруту оказались весьма полезными. На Днестровском лимане расположены два интересных места: поселок Шабо с винзаводом и рестораном при нем и Белгород Днестровский. В Белгороде можно посмотреть крепость. Этот заезд в сторону добавит к пробегу пару-тройку десятков километров. Кроме того, директор связался с двумя своими знакомыми, живущими на моем пути: в поселке Курортный и в Измаиле. У них можно было также бесплатно остановиться со всеми почестями. Это несколько меняло дневные пробеги и планы ночлега. Я планировал делать это в других местах.

Днестровский лиман


День 3-й. Пробег 133 км.

Я встал рано в 7 часов утра и снова поехал завтракать в Макдональдс. После этого я отправился в путь. Проехав центр города, я вышел на прямую и широкую главную улицу, ведующую на юг. Первые десятки километров трафик был большой, а когда я переехал Сухой лиман и поворот на Ильичевск, дорога стала тихой и узкой. Однако, качество покрытия было весьма удовлетворительным, и я быстро двигался под попутным ветром. Ближе к полудню я приехал на Затоку и поехал по косе между морем и Днестровским лиманом. Справа увидел большую отгороженую отдыха с пляжем и домами отдыха. Вход туда свободнный, и я решил искупаться. Онако как только залез в этот лиман, так сразу же вылез. Настолько холодной оказалась вода. После прохождения косы я увидел на морском берегу хороший пляж до отказа заполненный отдыхающими. Но купаться там не стал: экономил время и боялся оставить вещи без присмотра в таком людном месте. Потом дорога повернула вглубь материка, и через несколько километров я свернул в поселок Шабок к дому культуры вина. Там для туристов работает магазин, торгующий вином оптом и в розницу, я через дорогу ресторан, в котором можно это вино попить на месте. Я заказал какого-то салата и по одному фужеру красного и белого.

Дальше поехал в Белгород Днестровский. Дорога эта не только до предела загружена, но еще и страшно узкая и с разбитым асфальтом. Надо быть профессионалом, чтобы там нормально проехать и не попасть под машину. Уж зеркало – вещь точно необходимая. Еще через десяток километров я приехал в Аккерманской крепости. Подъезжал я к ней по грунтовке вдоль стены и рва, где одна женщина крикнула мне, чтоб я там не ехал. Этими колючками я быстро наделаю проколав в своих колесах. На это я ответил, что это специальные антипрокольные покрышки, которые таких вещей не боятся. Порышки Scwalbe Marathon Plus действительно сверхнадержные и вполне оправдывающие свою цену. За 4000 км пробега не было ни одного прокола, хотя проедь по таким колючкам на обычной покрышке – она моментально будет вся в дырах.

Белгород-Днестровская (Аккерманская) крепость - это уникальный памятник архитектуры средневековья. С ней также связаны три русско-турецкие войны. У меня невольно возник вопрос, откуда взялся на нашем форуме ник пользователя ГанцАккерман. У входа мне еще дали бинокль, чтобы я мог смотреть с крепостных стен. Там невдалеке уже видна Молдавия.

После осмотра крепости я немного поплутал по городу. Там как везде по Украине очень много мощеных улиц. Затем я повернулся лицом к ветру и поехал назад. Через десяток километров я снова вышел на трек своего маршрута. Дальше о нормальной дороге можно было забыть до самой Румынии. Везде непотребные ямы и маленькая скорость. Правда и трафик уменьшился до одной машины за несколько минут. Я приближался к месту ночной стоянки и видел, что смогу искупаться не на ночь глядя, а в очень даже светлое и теплое время суток. Сначала я увидел слева по ходу окончание лимана и узкую косу, отделяющую его от моря. К этому месту стоило подъехать поближе. Прямо на косе расположены базы отдыха, а к ним идет подвесной мост через весь лиман. Действительно красивое место для отдыхающих.

Проехав еще несколько километров по совсем убитой дороге, я попал в курортное и сразу же позвонил Саше насчет ночлега. Это бывший военный, служивший в Афганистане, а ныне работающий сельским учителем. Он меня повел в пятиэтажную хрущевку на самом въезде в поселок, а велосипед оставили за калиткой у соседа. Я сразу же помылся и закидал всю грязную одежду в стиральную машину. Напор воды в этой деревне вообще никуда не годный. Вода из крана то текла тонкой струйкой, то не текла вообще. И тут я обнаружил пропажу стареньких брюк с ремнем, которые использовались в качестве стояночной одежды. Я не забыл их в подсобке перед выездом из Одессы. Мне такую старую вещь было не особо жалко, но на следующий день надо было обязательно купить новые. На кухонном столе я увидел клеенку с туристической картой дельты Дуная, ее украинской части. Конечно жаль, что Вилково я оставил в стороне и не провел там день. Время в путешествии на лодке можно провести весьма интересно. Насчет проезда по косе я у него тоже спросил, и он мне ответил, что туда соваться не стоит, там сейчас не проехать.

После ужина я пошел на море купаться. Тамошний пляж расположен на самом конце Будацкого лимана. На этом конце косы я снова увидел дом отдыха. Солончаки вдоль берега представляют собой довольно красивое зрелище. Когда я залез в море, оно оказалось не таким холодным как в Одессе. Так что чем южнее, тем теплее вода. Очень красивые виды открываются с высокого берега. На спуске к пляжу даже сделана площадка со скамейкой, чтобы люди могли сидеть и любоваться.

День 4-й. Пробег 244 км.

Этот день был самым марафонским за всю поездку. Я проехал больше 200 км и вполне уложился в зачетное время для бревета. В самом начале дня после завтрака я снова поехал по убитой дороге, идущей через бескрайние степи. Чтобы не было скучно, я достал плеер. Музыка групп Megaherz, Hammerfall, Firewind и бессмертные хиты Металлики сильно поднимали мой боевой дух. Машин было не просто мало, а очень мало. И те что ехали, не могли по этим непотребным ямам разогнаться быстрее 50, часто объезжали по обочине, а то и вовсе по грунтовой колее, наторенной рядом с дорогой. Когда я переезжал по дамбе через озеро Соленое, дороги не было вообще, было только направление. Километров через 90 я свернул на федеральное шоссе, достиг райцентра Татарбунары и пообедал в дорожном кафе на въезде. Там я впервые увидел людей, говоривших на непонятном мне языке, предположительно с Западной Украины. Эх, свернуть бы здесь на рынок и купить нормальные брюки вместе с ремнем, но я решил отложить это до Измаила. Зря я так сделал. Потом я увидел дорожный указатель на Килию и понял, что расстояние оказалось на 30 км больше расчетного. Так что в Измаил я приеду слишком поздно для осмотра достопримечательностей.

После поворота на Килию ветер задул мне в бок с большой силой, и движение сильно замедлилось. После съезда с федеральной трассы дорога снова стала совсем убитой. В деревнях я видел по-праздничному одетых детей, идущих первый раз в первый класс. Как-никак сегодня 1 сентября. Очень многие приветствовали меня, так как велосипедистов в форме и шлеме можно видеть не так уж часто. На 140-м километре я наконец-то въехал в Килию и остановился у ларька, чтобы купить воды. Продавец сразу же поинтересовался откуда я и сделал мне скидку на 10 гривен как приехавшему в гости из такой дали. Мой велосипед также привлек внимание одного мужика, находившегося рядом, так как он сам большой любитель велосипедов. Посмотрев на мои педали и обнаружив, что они с трудом вращаются, он принялся их смазывать, и через пару минут они крутились как новые. Заодно мне объяснили дорогу в Измаил по дамбе, по которой я изначально собирался ехать. Тот путь действительно короче чем по шоссе и гораздо живописнее. Это как-никак вдоль канала по дельте Дуная. Около месяца назад им довелось видеть большую группу французов, путешествующих на велосипедах.

Дорогу туда без навигатора найти довольно сложно, но если везде спрашивать местных, то проблем не будет. Сначала это бетонка, потом у насосной станции нужно свернуть на грунтовую колею. Дельта Дуная представляет собой сильно заболоченную местность поросшую тростником. Кроме основных рукавов Килийского, Сулинского и Георгиевского Гирла на ней много продольных и поперечных каналов, вдоль одного из которых я ехал. Это маленький рукав Дуная, называемый Кислицким по расположенной на нем деревне. Вода местами зарастает водорослями и кувшинками, и это представляет собой довольно красивое зрелище. То тут, то там люди стоят с удочками и ловят рыбу.

Километров через 20 я увидел довольно широкий рукав Дуная и решил в нем искупаться. Это раздвоенное Килийское гирло, обтекающее остров в двух сторон. Течение весьма ощутимое, и далеко заплывать не стоит. По ту сторону на острове начинается закрытая приграничная зона, а за островом Румыния. Вода теплейшая. Дно глинистое и очень зыбкое. Пришлось долго отмывать ноги от грунта прежде чем выбраться на берег. Дальше вдоль левого берега я видел множество местных туристов, решивших провести выходные на речке. Одни из них подозвали меня к себе и предложили с ними поесть и выпить. Велотуристы в тех краях встречаются не так уж часто. Вот мне и ужин. Сами они все с Измаила.

Познакомившись и пофоткавшись с ними на память, я поехал дальше. В Измаил я приехал в пятом часу вечера. Рынок уже закрыли, и мне пришлось за штанами ехать в гипермаркет Таврия. Там я купил себе шорты. На осмотр города времени особо не было, я только объехал его кругом и побывал на набережной. Вот здесь Килийсий рукав уже весьма широкий. Видя сколько времени, я не стал звонить Вадиму насчет ночлега и поехал дальше в Рени, чтобы утром сразу быть на границе. День ожидался весьма насыщенным, и нельзя отнимать лишние часы дорогой от Измаила. Это как-никак 65 километров.

С какого-то момента дорога стала идеально ровной недавно отремонтированной, а ветер был попутным. Я легко разогнался быстрее 30 км/ч и держал такой темп довольно долго, пока покрытие снова напрочь не испортилось. В сумерках я еще смог увидеть и сфотографировать красивые озера в зарослях тростника по обе стороны дороги. В глаза летела какая-то мошка и налипаха на открытые части тела. Я даже наклонил голову, чтобы отсекать этих мошек козырьком шлема. Я включил световые приборы и обнаружил, что в передней фаре батарейки совсем посажены. Через некоторое время он погас, и я ездва различал дорогу в свете луны. Ладно хоть задний фонарь работал исправно. Где-то далеко слева был виден высокий противоположный берег и яркие огни румынских поселений на нем. Но вот я въехал в один поселок и остановился у магазина. Там нашлись необходимые мне батарейки, и мой фонарь засветил на всю яркость. Водители идущих навстречу машин его видели и перестали ослеплять меня дальним светом своих фар. Вскоре дорога ухудшилась и превратилась в направление. Ее в этом месте собирались делать. У меня даже возникло подозрение, что она не ведет меня туда куда нужно. Как же можно держать дорогу международного значения в таком ужасном состоянии?

Ноги уже гудели от усталости. Я за весь день отмахал больше 240 километров. Но вот дорога снова стала асфальтовой, а еще через десяток километров я увидел огни речного порта и табличку с надписью Рени. Это значит, что я достиг цели! Проехав огромную территорию порта, я въехал в жилые кварталы и свернул в первый попавшийся по пути готель. Рядом вовсю гуляли и плясали, это была чья-то свадьба, но мне уже не хотелось ездить по городу и выбирать где лучше и тише. Мне хотелось быстрее помыться и упасть в постель. Там же я почувствовал, что такое мыться под холодным душем. С горячей водой в тот день было совсем плохо.

День пятый. Пробег 127 км.

Выехать особо рано мне тоже не удалось, так как нужно было обменять валюту, что раньше 9 часов сделать довольно трудно. Кроме того, день был выходной, и банки не работали. Наконец мне смогли обменять гривны на доллары на местном рынке. Там же я спулил все украинскую мелочь и двинулся дальше в Молдавию на Джурджулешты. Дороги по городу совсем убитые, за городом качество улучшилось. Начались сильно холмистые предгорья Восточных Карпат. Сначала я сбился с пути, уехав в сторону на 4 километра, что опять отняло у меня время.

Молдавский КПП Рени-Джурджулешты расположен на очень высоком холме, с которого открывается обалденный вид на начало устья Дуная. Видно, как широкая река разветвляется на несколько рукавов. Паспортный контроль я прошел за несколько минут. Прохождение таможни ограничилось устными расспросами «что везешь, личные вещи?», «какой длины кухонный нож?», и вот я уже в Молдавии. Самого поселка Джурджулешты я не видел. После большого спуска я сразу попал на КПП Джурджулешты-Галац, за которым начинается Румыния. Сначала я прошел молдавский КПП, а потом переехал по мосту через реку Прут и оказался у румынской границы. Перед КПП выстроилась огромная очередь машин, но меня пропустили прямо к пешеходному терминалу. Румынский пограничник спросил по английски, куда я еду, провозился с моим паспортом пару минут и пожелал счастливого пути. Вот здесь началась идеально ровная европейского качества дорога. Больше я не увижу этих страшных украинских ухабов.

Через 7 км я въехал в город Галац. Как только я проехал в жилой район, я попытался спросить на английском, где здесь обмен валюты. Женщина меня не поняла. Увидев русско-румынский разговорник, она вдруг заговорила со мной на смеси русского с румынским, на какой улице искать, и сказала, что была в России и поэтому немного знает наш язык. Английский никогда не учила, у нее сын хорошо его знает. Дальше я обратился к молодому человеку, и у него с английским никаких проблем не было. Я быстро нашел и банкомат, и обменник. Вообще, в городах там говорит по-английски каждый третий или каждый второй и иногда довольно хорошо.

После получения местной валюты в моей программе следовало посещение музея естественных наук. Кассирше я нормально сказал по-румынски, что мне нужен один билет для взрослых с фотосъемкой. Только не понял, что она попросила дальше и назвала словом Numele. Стоявший сзади в очереди перевел мне каждое ее слово. Оказалось, что она спрашивает мое имя. Впоследствии я научился в таких делах все понимать сам и обходиться без посторонней помощи.

Войдя в музей, я сразу же увидел красивую коллекцию минералов, кристаллы гипса и кальцита. Потом я спустился вниз в аквариум, и там со мной заговорила на хорошем английском сотрудница музея. Ей, как и многим жителям страны, доставляет интерес и удовольствие общения с иностранцами. Она долго рассказывала мне про разную рыбу и других морских обитателей, представленных там. Я читал, что в дельте Дуная можно отведать много блюд из осетра – ничего подобного. Осетр сейчас находится под охраной. Некоторые его отлавливают, но это занятие незаконно. Ей также было интересно узнать, какие крупные аквариумы я видел в своей стране. Не забыл упомянуть московский на Дмитровском шоссе и адлерский. Оказавшись в языковой среде, я сразу ощутил, как легко говорить на иностранных языках там, где на них говорят. С русскими так ни за что не разговоришься, если это конечно не преподаватель. Я впервые ощутил, что наконец-то научился свободно разговаривать на английском на любые темы. Весьма красив у них японский сад. А вот увидеть крупный телескоп на верхнем этаже мне не удалось. Обсерватория открывается после 8 вечера.

Тут обнаружилось, что на левом ботинке отвинтился шип контакта, а правая педаль разболталась и даже стала издавать стук при вращении. Мне был нужен автосервис, чтобы это исправить. Впереди был неблизкий путь в гору и против ветра, совсем неудобно это делать в режиме топтания и вредно для коленей. Ближайший автосервис был закрыт, и я отложил это дело до Тулчи. Пообедал я фаст-фудом. С продавщицей объяснился без единого слова по-английски и даже понял на их языке, сколько все стоит. С кассиром парома то же самое. Такие вещи выучить довольно просто. Река Дунай по своей ширине напоминала мне нашу среднюю Волгу в районе Самары. Я переправился паромом на ту сторону и поехал в Тулчу.

До Тулчи оставалось около 80 км. Ехать в режиме топтания с велоботинками SIDI оказалось некомфортно, карбоновая подошва скользила. Ветер задул прямо в лицо, а местность сначала шла ровно, а потом начались крутые подъемы и спуски, а под конец пути даже горный перевал. Виды конечно красивые. Румынские деревни чистые и ухоженные радовали глаз. Дорога была тоже идеально ровной, но совсем узкая и без малейшего намека на техническую полосу. Мне кажется, ни румыны, ни болгары не знают, что это такое. Однако ехали все аккуратно. Никто не бибикал и не выдавливал меня с дороги. Обгоняли там, где это безопасно. Здесь я увидел много гужевых повозок с хорошими автомобильными шинами, а одна была даже с номерным знаком. Велосипедист, как и любой спортсмен, уважаемый здесь человек. Меня часто приветствовали то гудками, то веселыми криками из кузова проезжающей машины.

Незадолго до подъезда к городу в деревне Сомова я остановился и решил купить белого винограда. Can you give me the white grapes? – крикнул я хозяевам. Они позвали младшую, которая знала limbo engleze. Она представилась Петрикой и завела со мной беседу, кто я и откуда, как здесь оказался. Она сама работает в Тулче, имеет свое дело, занимается пошивом свадебных платьев, а здесь у них дача. Я сказал, что не смогу увезти это в целости. Если подвешу на руль, то ручки у пакета пообрываю. Поэтому ел виноград прямо на месте и вел с ней беседу. Заодно мне дали немного темного. Темный виноград оказался не таким сладким, но вкуснее белого. Однако, ошибся я насчет довезти в целости. Это на российских дорогах я ручки пообрываю. Здесь можно хоть на 100 км так везти, и грузу ничего не сделается. Весь виноград я все-таки не съел и довез половину до самой гостиницы, подвесив на грипсу.

Оставив велосипед в отеле Egreta, я пошел заказывать тур по дельте Дуная. Это однодневная экскурсия на 6 часов на двухпалубном теплоходе. Мне показали вкратце, по каким местам это будет проходить, и зарезервировали для меня место. После этого я пошел гулять на набережную. В этот вечер я как раз попал на уличный рок-концерт в рамках спортивного фестиваля по лодочной гребле RowMania Fest 2012 <http://www.rowmania.ro/?id2=00020003> . Одна группа мне настолько понравилась, что я не мог уйти, не дослушав до конца. Румынский язык похож на итальянский и по-своему красив. Музыка мощная и выразительная. Думаю, что эта группа пользуется большой популярностью в своей стране.

День 6-й.

День начался с прогулки по набережной, а затем я пришел в отель Delta, заплатил за прогулку на теплоходе и дождался экскурсовода. Гид быстро объяснил, где и что мы будем смотреть. У него уровень знания английского очень высокий, такой что я много чего не понимал из его скороговорки. Со мной также прошла пожилая семейная пара немцев. Группа в основном состояла из австрийцев. С австрийцами я тоже немного пообщался, но уровень знания английского у них не высокий. Они даже искали переводчика, который лучше всех владеет. Этого не скажешь о немцах. У них английский язык – это второй государственный, и с ними общение идет гораздо легче. Ехала с нами и одна румынская семья. С ними я тоже пообщался, на английском говорила жена и переводила остальным. Но тоже на начальном уровне.

В течение экскурсии мы проплыли немного по Сулинскому гирлу, много по узким каналам, подплывали близко к озерам, в которых живут колонии птиц. Также немного проплыли по Килийскому рукаву и даже видели издалека Измаил. На берегах видели много рыбаков. У румын есть хорошая манера приветствовать всех, кто путешествует на чем угодно. Нам махали рукой со всех проплывающих мимо лодок и даже с берега. Но у этой экскурсии есть существенный недостаток: большое судно не может заплыть в дебри, например в озера. Всех птиц мы видели с большого расстояния, нам даже давали для этого бинокли. Когда плавают на маленькой лодке на 5-7 человек, впечатления уже другие. Будь у меня группа, мы бы без проблем смогли арендовать такую лодку. Обед мне понравился, соленая местная рыба в нем присутствовала.

Вечером я пошел узнавать расписание теплоходов на завтра. Оказалось, что сейчас уже все кассы закрыты, приходи завтра. Потом я решил заняться ремонтом. Нашел веломагазин, спросил аксессуары для контактного педалирования. Сказали, что у нас такого нет, и здеь вряд ли найдешь. Да, в некрупных городах веломагазины лоховские, для серьезных веломаньяков наверно ближайший я увижу только в Констанце. Винтов для контакта я так и не нашел. На вопрос, где подтянуть педать, они ответили, что в автосерсисе на окружной дороге. Приехал я в автосервис. Молодой рабочий хорошо владел английским. Я объяснил ему проблему. Они принес отвертку и накидной ключ, отвинтил конус и сказал, что ничем помочь не может: нескольких шариков в подшипнике уже нет. Тогда затяни как можно сильнее, чтоб меньше дрягалось. До Констанцы как-нибудь доеду. Он затянул и ничего с меня за работу не взял. Винтов для контакта у него тоже не было. С этим мне помог гипермаркет строительных материалов Dedeman. Правда, уже на утро. Так нашлись винты нужного диаметра, только до нужной длины их все равно нужно было укоротить. Для этого я купил набор надфилей и починил свой ботинок прямо на автостоянке магазина. Все, крутить педали снова стало хорошо.

День 7-й. Пробег 59 км.

День начался с разочарования в том, что утром в Сулину ни на чем не уедешь. Быстроходные лодки типа Ракета осенью ходить прекращают, а все которые есть уходят в 13:30. Так что на заезд в деревню Летя не остается времени. Я взял билет на катамаран. Он все-таки самый быстрый из того что есть. Утром я закончил ремонт, проехался по музеям, но художественный был уже закрыт. Вдруг я встретил на набережной двух неменцких веломаньяков: отца с сыном. Старший даже говорил по-русски, учил его в школе, но дальше беседа пошла по понятном всем троим английском языке. Попили кофе, познакомились, обсудили свои маршруты. Эта пара проезжает за год 10 000 км, только махнуть за день больше 200 как я они никогда не пыталиь и о радоннерах и веломарафонах клуба ACP тоже никогда не слышали. Интересно им было спросить, как же у нас в Москве зимой, и что наши веломаньяки в это время делают. У них в Германии нет такой проблемы, как снег и мороз. У нас же некоторые эту проблему решают с помощью шипованой резины и зимней экипировки, а другие просто зимой не ездят.

Судно катамаран – однопалубное, открытого типа, идет довольно быстро. Народа набилось очень много, я еле место нашел где сесть. В Сулину я приехал к 4 часам. Городок этот старинный, на улицах там даже не асфальт, а плитка как на некоторых тротуарах. Также выложена плиткой дорога к морскому пляжу. Вот этот пляж мне понравился. Ресторан, бар, музыка, даже дорожка деревянная к берегу есть. Я поставил свой велик у бара, чтоб был под присмотром, и пошел купатья. Здесь вода еще теплее, потому что еще южнее. Кроме того, от полного штиля море было совсем спокойным. Искупавшись три раза, я спросил дорогу на Сфынту-Георге и поехал дальше. Сначала я немного углубился в Дельту, потом повернул на запад. Дорога гравийка, идет по пескам и болотам вдоль канала. Также видно рыбаков, кое-где собирают тростник и сушат на солому. Солома в тех местах - популярный строительный материал. По краю дороги я увидел заросли облепихи. Нигде кроме как в саду я раньше ее не видел. А кое-где паслись стада диких коней.

За несколько километров до Сфынту-Георге гравийная обсыпка закончилась, и я оказался в глубоком песке. Мои полные слики явно не приспособлены для таких дорог. Я то ехал по траве, то шел пешком. Когда совсем стемнело, я въехал в село и начал искать пансионат Лючия. Здесь по-английски не говорит никто, и расспрашивал я дорогу только на румынском, пытаясь разобрать в ответах «ла стынга» и «ла дряпта», что на ихнем языке означает налево и направо. С хозяевами я тоже говорил исключительно по-румынски. –«Буне сяра. Авеци о камерэ пентру мине? Ла уна ноаптя.» –«Да, авем ........» и повели мне показывать комнату, душ и туалет. Мне все понравилось, я кивал головой и отвечал «бинэ». Наконец спросил «Кыт-э коста?» и мне ответили, что за все с меня 75 лей. Потом я спросил на двух языках: Where is the master? Где хозяйка? Услышав от меня последние два слова, хозяин моментально перешел на украинский. Не на чистый, а на тот, который хохлы используют для общения с нами. Хозяева заведения оказались выходцами с Украины. С ними можно говорить на моем родном. Тут же мне накормили вкусным ужином, это входит в перечень услуг. А насчет того, чтобы завтра рано утром уехать, меня ждал облом. Теплоход этот ходит не каждый день, а через день. Завтра его не будет. Стало понятно, что в Гуру Портицей я попасть не смогу из-за дня, потерянного на ожидание. Как только я доплыву до большой земли, мне сразу надо будет ехать в Констанцу. Альтернативные пути по берегу или с арендой лодки также отпали. В эти глубокие пески на своих сликах я не сунусь, а брать лодку слишком накладно.

День 7-й.

Это был день пассивного отдыха. Организм сразу расслабился, и я проспал до 11 часов, потом пошел на пляж купаться. До пляжа расстояние приличное, и для некоторых ленивых даже придумали транспорт: прицеп к сиденьями, который тянули джипом. Стоил проезд два лея. Море все такое же теплое и спокойное. В поселке много домов с соломенными крышами, а на пивбаре даже стенка сделана из соломы. Не стоит искать хорошее кафе или ресторан в этой деревне, не найдете. Всю национальную кухню от местных рыбаков готовят в пансионатах. На обед мне досталась уха из щуки и какое-то не менее вкусное блюдо из жареной пресноводной рыбы. Вот уха у них совсем не похожа на нашу. В основе какой-то сметанный или майонезный соус с добавлением томатного сока. Вкус изумительный. Телеканалы для не румыноговорящих туристов можно найти только на английском языке. Такие международнве каналы, как National Geographic или Vivasat Explorer у них не дублируются, а просто идут с субтитрами. Так что если английский язык для тебя не проблема, то можешь смотреть их.

День 8-й. Пробег 172 км.

Этот день запомнился мне как самый трудный. Я сел на ранний 7-часовой теплоход и расположился на закрытой палубе. Здесь оказалось куда комфортнее чем в Сулину. На палубе столы со стульями, и даже буфет есть. Никакой тесноты и переполненности. Велосипед я поставил в багажное отделение. Со мной разговорился немец, возвращавшийся из долгого путешествия на кайаке. Он сразу же поделился со мной завтраком, видя, что я ничего с утра не ел и ничего с собой не взял. С ним ехала целая команда из 40 человек. Вообще это хорошо организованный международный сплав по Дунаю на 2500 км. Среди них я также видел англичан и болгар. Все присоединяются, где хотят. Переходы через все границы водным путем легко решает организация, вот только Украина для них территория закрытая. Даже если всем сделать визы, прибыть туда водным путем будет невозножно. Можно только через дорожные КПП. Кроме судов регулярных перевозчиков в порту Рени или Измаила никого не принимают. Конечно же, никто не выспался. Они всю ночь бухали, празднуя успешное завершение пути. Его товарищ даже показывал мне свою награду за победу в соревнованиях.

По прибытию в Махмудию, я поел уже нормально в ресторане Mama Mia. Здесь я наконец-то отведал румынскую Сарамуру. Никакая она не жареная, как я думал. Это тушеная рыба под маринадом с гороховым пюре в качестве гарнира.

Сначала я отъехал немного назад в Муригиол, потом повернул в Констанцу и сразу сбился с пути. Однако здесь я увидел одно интересное историческое место и решил его посмотреть. Это находящаяся на стадии раскопок Цитадль Геракла. Внутри также можно видеть руины древней базилики. Потом я вернулся в деревню и поехал уже правильным путем вокруг озера Разим. Меня предупредили, что эта дорога хуже по качеству чем основная E87, однако в моих понятиях она очень даже хорошая. Видимо по Одесской области люди не ездили. Зато по этой дороге не ездят фуры. Горы и перелески придавали местности неповторимую красоту. В этом ветреном регионе много ветряных электростанций. А ветер мне достался юго-восточный, который доконал меня под конец пути. Здесь ветры слабыми видимо никогда не бывают.

По пути мне встретились два села: Сарикёй и Журиловка, основанные липованами – русскими старобрядцами, бежавшими от царского преследования в 19 веке. Там по-прежнему есть люди, хорошо говорящие на русском языке, и даже названия деревни на дороге дублируются по-русски.

В Журиловке я пообедал и встретил немецкого веломаньяка, ждавшего своего товарища и решившего остановиться в гостинице, но долго я с ним говорить не стал. Сказал, что очень тороплюсь, мне надо в Констанцу ехать. Он сказал, да, мы не такие быстрые как ты. По плану я собирался заехать на мыс Долусман и, несмотря на дефицит времени, не отказался от этого. Это как-никак в сторону на целых 7 километров. В этом месте я увидел купающихся. Пройдя влево от дороги, я увидел раскопки древней крепости и поднялся на пригорок. Ничего особенного, ради чего стоило так отклоняться от маршрута. Вот встать с палаткой было бы здесь конечно хорошо.

Вторая половина пути давалась с большим трудом, чем первая. Ветер все больше становился встречным, а вода, набранная в колодце, почему-то пилась все с большим трудом. Когда стало темнеть, мне даже последние 25 км до финиша стали казаться бесконечно долгими. Однако, стоило мне заехать в магазин и выпить поллитра холодного чая, как сил сразу добавилось. В следующем магазине выпил еще и почувствовал себя как мотор, в который долили масла. Неужели дело было в обезвоживании организма? Видимо вода из того колодца оказалась нечистой и даже вызвавшей желудочно-кишечное расстройство, ее не стоило пить. В наступившей темноте я въехал в пригородный поселок Нэводари. На въезде всеми цветами радуги горели огни нефтеперегонного завода. После промзоны я пересек обводное шоссе и въехал в жилую часть. Там сразу началась череда мини-гостиниц для водителей. Я не стал ехать в центр и тратить время на поиски хостела с бронью. Я и так эту бронь просрочил на целые сутки. Хозяин гостиницы ни слова не понимал по-английски, пришлось объясняться с ним жестами. Но он был очень рад, что в такой нерыбный день хоть кого-то удалось поселить.

День 9-й. Пробег 107 км.

Я этот день я въехал в Констанцу в посвятил весь день этому городу. Город с северной стороны начинается с курорта Мамая. Но я не стал проезжать вдоль моря по курортной зоне, оставил это на более позднее время. Хотелось посмотреть парк Satul de Vacanta по другую сторону озера и позавтракать там. Однако, ничего указывающего на парк я там не нашел, это скорее просто сквер. На самом конце озера я увидел деревянную церковь. Так что на завтрак я заехал в Макдак, расположенный в конце этой лесопарковой зоны.

Потом я подъехал к морю и увидел, что оно слишком бурное для купания, и воздух тоже холодный. Так что следующая цель – это городские музеи. Я приехал на площадь Овидия, самую центральную в городе. Наиболее интересный из музеев – это археологический. Город как-никак основан древними римлянами и имеет историю 2500 лет. С момента основания он носил имя Томис, и этим именем назван один из проспектов (бульваров по-ихнему). В Румынии и Болгарии бульварами называют то, что у нас называют проспектами. Я видел там много разных статуй и рельефов времен античности. И это все оригиналы. Видел также хорошо сохранившиеся сосуды. Среди них меня больше заинтересовал вот такой дуршлаг. Интересно было бы посмотреть, как выглядят древнеримские макароны.

Есть в этом же месте и древняя мозаика. Ее открыли путем раскопок. Посещал я также и музей мореплавания. Часть экспонатов выставлена под открытым небом.

Для обеда я выбрал ресторан в парке и понял, что пора заняться покупками. Я пообещал привезти Даше омолаживающий крем и позвонил ей, чтобы погуглила, где его здесь можно купить, а сам поехал за вином в центр виноделия Мурфатлар. Это километров на 27 от города по дороге в Бухарест. Вот это уже настоящая федеральная трасса, четырехполосная и опять без обочин. На каждом въезде в город можно видеть вот такую вот стеллу, указывающую, что это морская столица державы.

Сначала я въехал в виноградник, увидел какое-то здание и спросил у мужиков, это ли винный магазин. Они ответили да, но интереснее было бы посетить музей, он дальше. Я проехал дальше за пределы поселка и нашел наконец-то настоящий центр виноделия.

Мне дали англоговорящего гида. Я сказал, что хочу купить красного и белого крепленого вина. Он сразу показал мне их на стенде. Их можно купить здесь, в мини-магазине. Потом начал свою экскурсию. Сначала я увидел древние артефакты – прессы, в которых много веков назад давили виноград, и амфоры, в которых перевозили вино. Потом он повел меня в цех винзавода и винный погреб. Где-то рядом с большими бочками стояли маленькие, литров на 5. В них держали вино для дорогих ресторанов. Для этого нужна была выдержка около 2 лет. Снаружи здания я увидел чаны, в которых происходит процесс брожения. После экскурсии я отыскал этот магазин, спросил Ларису, она продала мне бутылки, и я поехал назад в Констанцу. Надо было отыскать Eol Hostel и определиться с ночлегом. Я думал, что увижу нечто похожее ну студенческую общагу, но вместо этого я зашел в какой-то двор в частном секторе. Хозяин знал о брони на двух человек, и одним из них был я. Я несколько обломал его тем, что явился только на третью ночь и один. Мой товарищ слил из-за ревности жены к велосипеду. Ну, всякое бывает, взял с меня 50 лей и поселил в комнату к двум русским и поляку. Кровати там двуярусные, мне досталось место наверху. Я прочитал СМС от Даши с ориентировкой на ТЦ Томис и спросил у хозяина, где это находится. Это на бульваре Томис после выезда из города. Работает до 8 часов, надо поторопиться. Я побросал свои вещи в комнату и поехал.

Это оказалось скопление гипермаркетов а-ля наш Ашан, одним из которых был Tom. В первом же косметическом салоне я нашел этот самый крем от старения. Потом пошел искать магниты и прочие сувениры. С этим было бедно. Мне объяснили, что за этим добром поезжай в Мамаю. Там все это есть. Еще я купил кое-что по своим нуждам и поехал в хостел. Спросил, где в Мамае базар, и хозяин обозначил его на моей карте. Я приехал. Там действительно большой рынок, на котором я купил 5 магнитов Констанцы. Но какое же великолепие представляет собой этот курорт! Зря не проехал через него утром. Тут я увидел индейскую группу, играющую свою этническую музыку. Да, индейские песни Южной Америки пользуются в Европе особой популярностью. У меня у самого есть пара альбомов. Нечто подобное я несколько раз видел в Москве. Потом мне захотелось выпить напоследок местного вина в каком-нибудь ресторане. Я специально искал, где можно взять на разлив пару бокалов. В одном я вроде нашел то что искал, но по факту оказалось, что они мне дают только бутылку целиком. Один я конечно же столько пить не стал, попросил ее закрыть и взял с собой. Сейчас угощу этим вином своих соседей по хостелу.

Это оказалось очень кстати. У них уже стояла на столе бутылка красного. Мы сделали общее фото на память, на которое попал и хозяин хостела. Вечер прошел весело. За одним столом со мной собрались двое русских из наших Химок, один поляк и двое из страны, про которую я так и не спросил. Они путешествовали на мотоциклах. Поляк очень хорошо говорил по-русски, с едва заметным акцентом. Но общим для всех нас был великий интернациональный английский язык. Те байкеры были вторыми, от которых я услышал комплимент, что очень хорошо говорю по-английски для жителя России. А по-моему, для моего нынешнего уровня владения языком легче общаться с не-носителями, которые учили его также как и я.

День 10-й. Пробег 154 км.

После завтрака в Макдаке я отправился дальше на юг к болгарской границе. На выезде из Констанцы я снова заехал в гипермаркет Real и купил Цуйку – местную сливовую настойку крепостью 50 градусов. Дорога как обычно ровная и без обочин. Утром ветра не было, и я стабильно шел со средней скоростью около 30. В Мангалии я остановился для обеда и потратил всю мелочь, а остальное обменял на болгарские левы. До границы оставалось меньше десятка километров. В последней румынской деревне Вама Веке я заехал на пляж, после чего проехал на КПП через границу.

После прохождения границы ветер поднялся снова и стал мешать мне ехать. Скорость снова снизилась до 25 км/ч. Я ехал по такой же ровной и недавно отремонтированной дороге без разметки. Трафик сильно уменьшился по сравнению с Румынией. Я въехал в Болгарию с самых задворок. Деревни там уже не такие цветущие и ухоженные, как в Румынии. Кругом степи и ветряные электростанции. Я старался ехать без остановок, чтобы осталось побольше времени на Балчик с его дворцом румынской королевы. Ехать по этой зоне нужно было ни много, ни мало 64 км. На пути мне попался город Каварна. Характерная особенность – это большие рисунки на стенах домов. У нас в советскую эпоху тоже такие делали.

Когда я прибыл в Балчик, начался большой и крутой спуск. Стало ясно, сколько же метров высоты я набрал по равнине. Здесь открывались красивейшие виды. Местные колоритные пацаны даже попросили сфоткать их здесь. Проехав центр города по сильно крутым горкам, я попал во дворец. Он запомнился мне как просто большой цветущий сад. Здесь очень много туристов из Румынии. Настолько много, что в ресторанах есть румыноговорящие официанты, и румынский язык присутствует во всех меню. Я попросил одну молодую румыночку сфоткать меня по-английски, а потом сказал на ее родном языке «мулцумеск». Она сразу заулыбалась и ответила мне «Плэ чере».

Под вечер я поехал на курорт Золотые пески, где у меня была оплаченная бронь гостиницы. Дорога шла через горы. В одном месте я второй и третий раз увидел знаки, запрещающие проезд на велосипеде и на лошади. Не колышет, мне надо ехать. Гайцов к своему счастью нигде не встретил.

Вот он, курорт во всей своей красе. Я нашел свой отель, оставил там вещи и пошел купаться, пока не стало совсем темно. В здешних ресторанах меню печатают на четырех языках: болгарском, английском, румынском и русском. Чистота везде полная. Я легко мог пройти босиком по мостовой от пляжа до самого отеля. Руссо туристо все же не успели здесь накидать бумажек и бутылок. Как же было приятно окунуться в морскую воду после езды в лосином темпе по такой жаре!

День 11-й. Пробег 36 км.

Сегодня полный матрас. Еще ночью я почувствовал сильную боль над правым коленом. Это растяжение. Езда на марафонские дистанции против ветра действует на колени не самым лучшим образом. Однако, после того как походил, боль прошла. Значит, ничего страшного не случилось. Это воспалился хрящ, через который проходит сухожилие трехглавой мышцы. Я купил в аптеке Репарил гель и мазал им колени 4 раза в день. В течение дня все прошло.

До полудня я загорал и купался на пляже, а потом собрал вещи и поехал в Варну. Ехать всего около часа. Приехав в центр, я пообедал в Макдаке и принялся искать отель Дионис. В нем у меня была оплачена следующая ночь. Город это старинный, улицы очень узкие и с односторонним движением. Оставив велоштаны с грузом в гостинице, я занялся своими делами. Первым делом я нашел билетную кассу и проставил дату и место в своем билете домой. В Москве его продают с открытой датой, а точное время и место можно получить только в Болгарии. Мне досталась верхняя полка. Мне кажется, что продажу с открытой датой придумали исключительно для оформления виз. А по факту это то же самое, что покупать билет на месте.

Из музеев я посетил военно-исторический и истории города. Но большого впечатления они на меня не произвели. Вот монастырь Аладжа зря проехал мимо. Он был всего в километре от дороги в Варну. Я слоишком много времени выделил на осмотр города. Вечер я скоротал в интернет-клубе и в прогулке по двум пешеходным улицам. Надо бы сказать, что русский язык на побережье знает каждый второй или третий, а английский каждый первый. Особенно хорошо говорят по-английски работники интернет-клуба. На курорте Золотые пески все сотрудники поголовно знают русский.

День 12-й. Пробег 105 км.

Завтрак в гостинице Дионис состоял из бутербродов и кофе. Ничего серьезнее там не было, поскольку это бар, а не столовая. Поэтому на трети пути к Солнечному Берегу я поел более серьезно в дорожном кафе. С моста через протоки Варненского озера хорошо видно все что внизу. Он довольно длинный и высокий. После моста следует свернуть в район Аспарухово, чтобы объехать короткий кусок автомагистрали. На велосипеде по нему запрещено ехать. Дорога-дублер очень узкая и тихая с большим набором высоты. Ветер на этот раз был попутный. Поднявшись на горное плато, я разогнался до 35 км/ч. Дорога узкая и загруженная как наша бетонка А-107, только фур по ней столько не едет Трафик в основном легковой. Кое-где она становится шире. Объезжать ее окольным путем я не стал, потому что решил поберечь колени. Если ехать по колдобинам, то можно снова получить растяжение, да и местность трудная горная. Кроме того, я любитель моря и поездка задумана по побережью. Проехав первые 40 км по Балканским горам, я снова приблизился к морю. С горы море по-настоящему красиво смотрится. Я также не пропустил приморские города Бяла и Обзор. После Обзора начался самый долгий за всю поездку перевал через главный хребет Балканских гор. Дорога здесь самая узкая и извилистая. Я преодолел подъем на одном дыхании, потом начался такой же спуск. Только на поворотах притормаживал, чтоб не улететь с дороги на поворотах. После спуска от перепада высот заложило уши.

Курорт Солнечный Берег – это целый город, построенный для туристов. Таких крупных курортов я еще не видел. Вот только нет там ни улиц кроме бульвара Несебр, ни номеров домов. По адресу ничего найти невозможно. Больших трудов стоило найти мне свой отель Bahami. Когда администраторша увидела мой ваучер от Startravel, она не поняла что с ним делать. Мы, говорит, с такими фирмами не работаем. Тогда что это? Лишь когда я объяснил ей, что бронь сделана через международную систему ExclusivelyHotels.com, она поняла, где искать. Это указано в конце ваучера. Мое имя и фамилия быстро нашлись, и меня заселили. Я бы и сам мог это сделать без всякого стартревела, но мне для визы были нужны такие бумажки с печатями.

Устроившись в отеле, я пошел купаться в море последний раз за свою поездку. Волны в этот раз хлестали очень сильно. В последующие два дня из-за волн плавать стало вообще невозможно. Температура воды градусов 26 точно была. Вечером я прогулялся по курорту. Все красиво, кругом огни, рестораны, живая музыка. Но ничего из всего этого не представляло для меня особого интереса. Сейчас бы концерт какой-нибудь послушать, было бы хорошее развлечение. По расписанию были там концерты, но не сегодня.

День 13-й. Пробег 67 км.

Это день, в который я приехал в конечную точку своего маршрута – город Бургас. Это снова полный матрас под конец пути. Встал я рано утром, чтобы встретить рассвет над морем. Когда появились первые проблески, я заметил, что расположенный слева мыс закрывает солнце, а я хотел сфотографировать солнце, восходящее над водой. Я прошел по песку вдоль пляжа километра три, чтобы найти подходящее место. Не только я хотел это сделать, несколько человек тоже сидели на шезлонгах с фотоаппаратами. И вот ярко-оранжевый круг показался над водой, все увеличиваясь в размерах. Мой фотоаппарат не настолько хорошей модели, чтобы передать такой диапазон яркостей, на который способен человеческий глаз. Это надо видеть самому. Как мелкие облака плывут по ярко-оранжевому кругу, а потом, когда уже солнце поднимается выше, яркие лучи пробиваются сквозь тучки.

Встретив раассвет, я пошел в гостиницу на завтрак. Потом до полудня решил позагорать. Когда я залез в воду, понял, что плавать можно только под водой. Волны уже у самого берега бьют со страшной силой и окатывают с ног до головы. Позагорать тоже особо не удалось, на небе много облаков и сильный ветер с моря. Да и не для настоящих веломаньяков долго валяться на пляже, это как-то скучно.

В полдень я выселился из гостиницы и поехал в Несебр, он всего через 4 км. Это еще один курортный город, расположенный на косе. Сначала идут современные кварталы с высотными зданиями, потом дорога по узкому перешееку приведит к старинной части города с остатками крепостной стены, мощеными улицы и полудеревянными двухэтажными строениями. Здесь я пообедал рыбными блюдами из национальной кухни. Снова была уха похожая на ту, что ел в Сфынту-Георге. Вокрук старинного города набережная и пляжи. Внутри в каждом здании магазины и мелкие лавочки сувениров. Все для туристов. После прогулки по Несебру я вернулся на автодорогу и поехал дальше к Бургасу.

После местного сужения дороги я снова увидел такие запрещающие знаки. Как же они меня достали. У нас даже за Мытищами на Высоково дорога куда более узкая и загруженная, но таких знаков понавешать не додумались. Мне сегодня вечером надо быть в Бургасе. Я что, через поле что ли поеду на шоссейных покрышках? Следующий город Поморье тоже заслуживает отдельного внимания, и я свернул, чтобы посмотреть его. Сначала также идут современные кварталы с высотной застройкой. Ближе к концу полуострова я свернул с широкого проспекта на набережную. Люди загорают на лавочках, сидят на каянях. В конце расположены кафе и бары. Потом я поднялся выше и увидел такую же старинную застройку. Город Поморье похож на Несебр. Насмотревшись, я вернулся на проспект и поехал дальше. Только свернув на главную дорогу, я сразу увидел указатель на Франкийскую гробницу. Надо посмотреть. Времени сегодня просто немеряно. Ведет туда дорога через виноградник, отгороженный забором. Но у самой дороги можно пощипать с веток, свисающих через ограду. Гробница представляет собой курган, внутри которого кирпичное соорудение купольного типа. В центре очевидно располагался сам гроб с телом умершего. Пофоткав это сооружение, я поехал в Бургас.

После въезда в город дорога расширилась так, как и положено для дороги такого значения. Сначала я проехал аэропорт, потом спустился к соленому озеру, потом начались современные жилые кварталы. Сначала я попал в какой-то сквер, потом нашел дорогу в госниницу Аква. Отель Аква оказался с самым высоким уровнем обслуживания за всю мою поездку. Не зря он такой дорогой. В стоимость входит не только завтрак, но и бассейн с тренажерным залом. Еще есть солярий и джакузи за отдельную плату. Среди телеканалов я нашел и наш Первый – единственный на русском языке. В санузле, конечно же расположенном в номере, уже не душ, а ванна, в которой можно распариться и помыться как дома.

Оставив велоштаны со своими пожитками в отеле, я сразу же поехал на вокзал за билетом на ночной поезд до Софии. На следующий вечер я собирался ехать туда, откуда отправляется поезд в Москву. Потом покатался по парку Морская Градина и поужинал в местном ресторане. Надо бы сказать, в Бургасе русский язык знают плохо, гораздо лучше говорят на английском. Только администратор отеля говорила со мной по-русски. Надо бы сказать, что в Болгарии я ощутил настоящую европейскую культуру вождения. Люди не пытаются выжать из машины всю скорость, которую можно. Даже на таких узких дорогам всем хватает места, никто мне не бибикал, и обгоняли там, где это безопасно. Когда я выезжал их Поморья, стоило мне только указать поворот левой рукой, как едущий сзади без разговора снизил скорость и пустил меня на вторую полосу. Хотя по идее я сначала должен был его пропустить. Велосипедисты не бояться ездить и перестраиваться там, где по первому ряду можно ехать только направо, и это касается не только идейных велодятлов типа меня и спортсменов на шоссерах. Ни болгарские, ни румынские правила не запрещают таких маневров, даже левый поворот разрешен на любых дорогах. А вот велодорожки в Бургасе такие же как и в Москве. Видел только в парке и на одной улице. По ним таже как и у нас ходят пешеходы.

День 14-й. Пробег 39 км.

Этот день я полностью посвятил Бургасу. Сперва я посетил три музея: природно-научный, художествееный и исторический. В художественном выставлена французская коллекция, конфискованная при попытке контрабанды. Больше мне понравился природно-научный. Такой богатой коллекции минералов я нигде не видел. Только фотоаппарат в помещении запечатлел их в каких-то блеклых тонах. На самом деле они блестят всеми цветами радуги. Тут же я узнал, что за городом на озере живут колонии белых пеликанов. Значит после обеда съезжу и посмотрю. На центральной площади я снова увидел индейца, играющего знакомую мне мелодию.

Озеро Бургасское расположено южнее в сторону Турции. Я заехал за вокзал, и через несколько километров увидел его с заросшими тростником берегами. У берега действительно плавали птицы целыми косяками и даже те самые белые пеликаны. Но для того, чтобы их запечатлеть, нужен явно не цифровой зум. Короче, моя мыльница отдыхает. Нужен нормальный для путешественника фотик. Потом я свернул с международной трассы и поехал по холму вдоль восточного берега. Потом заехал в деревню Горно-Езерово. Сначала деревня выглядела довольно прилично, потом я заехал в цыганский район, где явно ощущалась обшарпанность и бедность, а на велосипедиста в форме и шлеме смотрели как на инопланетянина. Оттуда я спустился к берегу. Белые пеликаны сидели в воде рядом с берегом, но при моем появлении сразу убегали подальше вглубь. Так что запечатлеть их я не успевал.

Насмотревшись на птиц, я вернулся в город и сделал последние кадры моря. Вдали были видны надвигающиеся тучи. Вода слишком бурная, поэтому я предпочел искупаться в бассейне отеля. Вечером я еще заехал в супермаркет и купил Ракию – национальную крепкую сливовую настойку, а вечером поехал на вокзал. Как же медленно у них ездят по городу! Я ехал 30-35 и ни на сколько не отставал от ехавших впереди двух такси, а кое-где и притормаживал. И это при полном отсутствии пробок.

В ночном поезде я рассчитывал нормально постать и со свежей головой приступить к посещению Софии. Однако к моему глубокому разочарованию в поезде не оказалось ни одного спального вагона. Все места сидячие. Мне удалось не поспать, а только подремать. Не представляю, как некоторые людю спят всю ночь сидя в кресле и при этом нормально себя чувствуют. Мне для этого надо выпить лошадиную дозу снотворного. Если б знал, то конечно бы взял с собой донормил.

День 14-й. Пробег 34 км.

Приехав в Софию, я стал искать комнату отдыха и ничего подобного на вокзале не нашел. Ну и сервис! У нас на любой крупной станции есть такое помещение, где за умеренную плату можно поспать 3-4 часа. А у них в столице государства такого нет. Вид у меня явно как у туриста с большой дороги, поэтому ко мне сразу подошел носильщик с предложением показать и рассказать все что нужно за небольшую плату. Он мне тут же указал, где купить хорошую туристическую карту и показал улицу, ведующую в центр. Я отдал ему за это всю мелочь, но услуга оказалась полезной. В такой ранний час я бы долго проискал то что мне нужно, а такая удобная в использовании карта мне была очень нужна. Я привел себя в порядок, позавтракал фаст фудом и поехал смотреть город.

Город София как-никак столица. Никакая современная застройка не могла испортить его первозданного великолепия. В центре он чем-то похож на Питер, в остальном на Нижний Новгород. Первым делом я посетил национальную художественную галерею с бесплатным входом. Здесь я увидел много исторических картин, связанных с советской эпохой. Потом я посетил и художественный музей, но мне это искусство не сильно понравилось. Настоящую живопись за всю свою поездку я видел только на Украине. Был я и в музее археологии. Его экспонаты напоминают то, что выставлено в Бургасе и Констанце. По-настоящему впечатляют экспозиции природно-научного музея. Он занимает несколько этажей. К сожалению, там запрещено фотографировать.

Самая красивая в центре улица – пешеходно-велосипедная с множеством кафе. Там въезд на автотранспорте запрещен, и с каждой стороны сделано по одной велополосе. Там можно пообедать. Надо бы сказать, что с иностранными языками в этом городе совсем плохо. Примерно как в России. Лучше учить болгарский язык на начальном уровне, прежде чем туда ехать. Некоторые конечно хорошо знают русский и английский, но их немного. Именно у такой продавщицы я купил розовое масло. Выручает только то, что русский и болгарский языки относятся к одной группе. По-английски можно спросить меню, но оно полностью на болгарском. У официанта спросишь, что это за блюдо – она не знает как объяснить, словарный запас маловат. Многие не знают, как называется ресторанный счет, ни по-русски, ни по-английски.

На площади проходил фестиваль рок-музыки. Вот это я люблю. В течение дня шли только репетиции и настройка инструментов, а настоящее представление началось в 18 часов. Часа полтора я простоял с удовольствием, только потом надо было уже менять валюту и ехать на вокзал.

Я думал, что поезд София-Москва из немецких вагонов габарита РИЦ, а оказалось, что это обычные российские купейные, и их очень мало. Из Софии в Москву идут всего 4 вагона, потом прицепляют еще 5. Только в некоторых купе отсутствуют верхние полки, это двухместные купе первого класса. Там не будешь сидеть на ногах у соседа, как в обычном купе, и стоит это удовольствие не намного дороже. Вагон-ресторан – это обычный буфет, где продают чай, кофе, печенье и чебуреки. Причем половина вагона столовая, половина пассажирская. Серьезной едой в изобилии снабжают хохлы на всех больших станциях Украины. Велосипед я разобрал путем отвинчивания колес и в зачехленном виде положил в гнездо над дверью купе.

 

Рассвет

 


Комментарии
Тимофей08.11.13, 17:35
Силен! И духом, и телом. 244 км на горном - это либо попутный ветер, либо действительно, помогает отсутствие лишнего скарба 
. Я тоже больше одобряю цивилизованный туризм
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Европа
еще маршруты
О Маршруте