Часть 4. Горное время
Канзас пустынный - завершение
В
последнем городке за милю до Колорадо
заправки не оказалась. А я так мечтал о
холодном лимонаде. Мозгу сложно понять
зачем его хозяин так себя пытает, но
если мотивировать его лимонадом, то
появлялись силы и цель.
Я
спрятался от ветра и солнца в тени
небольшого ресторанчика и через пару
минут вышел хозяин и, глядя на мой
потрёпаный вид, пригласил меня выпить
холодного чаю. В ресторане я был
единственным посетителем. Меня угостили
не только чаем, но и т. н. бурритос.
Блинчики с начинкой. Кроме того дали
ещё несколько штук с собой. Пока я
принимал пищу, хозяин пил пиво и общался
со мной. В благодарность я подарил ему
открытку с видом Петербурга. Такие вот
чудеса бывают в штате Канзас.
Колорадо — пустыня набирает
обороты
«Цветной
(или разноцветный) Колорадо» встретил
меня деревянным щитом. Именно с этого
штата я ожидал совсем иного мира полного
красных скал и глубоких каньонов. Но
этот новый мир встретил меня весьма
враждебно. К сильному ветру добавился
ещё и песок.
Всё
же у ветра был некоторый плюс. Я не мок
от жары. Однако даже если я не ехал, то
всё равно постоянно хотелось пить. Я не
пропускал ни одной заправки и отдыхал
там подолгу. На одной из них разговорился
с местным фермером. Он мне рассказал о секрете
поливалок ходящих по кругу и всё пытался
выяснить сколько же я вешу. Я не знал
как перевести килограммы в пуды, а
килограммов он не понимал. Ещё он
обмолвился о пожарах, но я не особо понял
где же они.
Порой
казалось, что едешь снова по зелёному
Канзасу. Но стоило посмотреть за поля
как отчётливо выделялась пустыня своей
серой полосой. Вся зелень, что была вдоль
дороги существовала только за счёт
человека. Стоило фермеру забросить свой
участок, как пустыня сразу занимала
свои исконные позиции.
Но даже при помощи человека не так просто выжить дереву в этих местах.
Сплошь и рядом встречаются обугленные стволы и для дерева удар молнии
означает чаще всего смерть.
К
вечеру я вымотался и был готов заплатить
деньги за ночлег, но никаких мотелей не
встретилось и пришлось лезть в овраг
за полем. После долгих мучений с палаткой
я сидел внутри и радовался, что горячая
струя воздуха бьёт теперь по палатке,
а не по мне. Весёлая прогулка закончилась
и дорога стала требовать более серьёзного
отношения.
Интересно,
когда же стихает ветер? Утром я спокойно
доехал до города Ламар. В нём оказался
замечательный туристический центр
(welcome centre). Внутри висела большая карта
Колорадо с приклеенными языками пламени
в местах куда я собирался. В Скалистых Горах бушевали пожары. Мне предложили
варианты объезда и стало ясно, что
придётся потратить ещё лишний день в
пути. Это сейчас я думаю, что какая же
радость увидеть больше, а тогда на ветру
и жаре хотелось побыстрее пройти сложные
участки и добраться до прохладного
побережья. В туристическом центре есть
бесплатный беспроводной интернет и я
просидел там часа два общаясь с
родственниками и друзьями.
Ветер
был слабый и по довольно таки простой
дороге к вечеру я добрался до города Ла
Хунта. Опять я жалею, что не поехал
осмотреть другой форт, но видимо очень
хотелось принять душ и постираться. В
Ла Хунте я поехал прямо в кемпинг. Мест
под палатку не оказалось и мне предложили
ночёвку в домике аж за 44 доллара. Ехать
из города и искать место сил не было и
капиталисты победили. Однако и им самим
вышло это боком.
Основным
аргументом капиталистов был кондиционер.
Однако пробки сразу вылетали, когда я
пытался включить его и бедный работник
несколько раз возвращал их на место. На
кондиционер я потом забил и когда вечером
пошёл чистить зубы, то обнаружил, что в
умывальнике сидит взаперти мужик.
Кодовый замок сломался и ему было не
выйти, а мне не войти. Я стал звонить
работнику (надеюсь, что поднял его с
кровати), он приехал и долго вызволял
мужика на свободу. Служитель как-то не
добро смотрел на меня, словно я принёс
в кемпинг недобрую карму.
Рядом
был мой любимый WalMart и накупив себе
вкусного и немного алкогольного, я сидел
и смотрел Бивиса с Баттхедом по ТВ.
Передавали новости о пожарах, но о
закрытых дорогах ничего не говорили. Я
принял решение поехать по старому
маршруту и там уже действовать по
обстановке.
День
предстоял непростой - 120 км без ничего.
В 8 утра я уже выезжал из кемпинга, чтобы
попасть на дорогу номер 10. Первые
несколько километров были фермерские
поля и я уже было решил, что пустыни не
будет. Но закончились поля и я оказался
в царстве кактусов и кустарников.
Удивительно, но это были пастбища. Такие
же гигантские как и в Канзасе, но только
почти без травы. Тем не менее коровы
худыми не выглядели и похоже, что
приучились есть кактусы.
К моей
большой радости ветра не было, хоть я и
ехал как раз на юго-запад (откуда он
обычно и выползает). Со встречным ветром
такой кусок за день я бы вряд ли преодолел.
Было не более 34 градусов, совершенно
привычная погода. Это те моменты когда
по настоящему получаешь удовольствие
от путешествия. Колорадская пустыня
красива и скучно мне не было совершенно.
Вдоль
трассы все 120 км тянулась колючая
проволока и я даже не представляю как
тут можно было бы заночевать если бы я
сунулся сюда ещё с вечера. Я стал жутко
ненавидеть эту вездесущую частную
собственность. На второй половине пути
стали попадаться интересные скалы, но
подойти к ним поближе не было никакой
возможности.
Тени
не было нигде и отдыхать приходилось
стоя под солнцем. Но ближе, когда уже
показались Скалистые Горы, вдруг набежали
тучи и началась гроза. Чтобы не словить
молнию я садился на корточки и ждал пока
пройдёт туча. Но Зевс в основном целился
по ветрякам, да по вершинам холмов, а я
радовался прохладе, ведь температура
упала сразу градусов на 10. Было видно
как горел лес, но горел он в стороне и
моему продвижению не угрожал.
Колорадо — Скалистые Горы
Пустыня
была пройдена к 5 вечера, а запас воды
уменьшился всего на 3 литра из 5 запасённых.
В городке Уолсенбург у шерифа я выяснил,
что дорога открыта и поехал в национальный
парк, где надеялся переночевать.
В
парке опять самооплата - 20 долларов за
место, да ещё и душ платный. Горелка моя
сломалась — никак не желала прогреваться
и работала только в режиме костра. Много
огня и копоти, а толку мало. Позже я
несколько раз предпринимал попытки
вернуть её к жизни и в итоге решил
питаться в кафешках и ресторанах. В
следующий раз буду пользоваться газом.
Навигатор
показал, что я на высоте 1.5 километров
в то время как вокруг росли симпатичные
кактусики. А вечером, о чудо, было
прохладно и пришлось даже утеплиться.
Утром
я пошёл смотреть озеро, что было в парке.
В одном месте был скалистый берег с
большими камнями в которых ветер выточил
огромные дыры. В таком озере грех было
не искупаться, тем более, что душ принять
мне так и не удалось.
В
парке я пробыл до 11 утра. Было действительно
красиво и жалел, что не запланировал
тут день. Вообще и 20 долларов можно было
и не платить. Я вполне мог остановиться
на озере и никто бы и не заметил. Больше
таких подарков властям я не делал.
Если
вчера ветер дал мне фору, то сегодня он
взялся за меня с двойной силой. К тому
же где-то проколол переднее колесо и
приходилось подкачивать его каждые 20
минут. На ветру найти дырочку от колючки
очень сложно, а вторую камеру я забыл
заклеить заранее.
Пока
были силы я любовался на удивительную
двойную гору. Словно кто-то закопал тут
гигантского верблюда. В Альпах горы
стоят вместе, вплотную, а тут словно
кто-то в ровном поле накидал огромные
конуса.

Ехать
по достаточно загруженной трассе было очень
тяжело. Перевал обещал быть не самым
сложным, надо было подняться всего на
километр высоты на 30 км дороги. Я думал,
что управлюсь с ним самое большее - за
три часа. Чёрта с два. Меня задувало так
словно я лез с велосипедом прямо на
дерево. Когда сил не было я слезал и
толкал до тех пор, пока не начинало
казаться, что ветер немного ослаб. Стоило
оседлать велосипед, как он снова брался
за меня и начинал кидать то под фуры, а
то и на обочину. Нашёл закрытую пачку
чипсов на обочине сгрыз их в один миг.
Потом ещё и бутылку лимонада, хоть и
тёплого, но организм настойчиво требовал
сахар. Такие моменты наверное могут
любого довести до отчаяния и единственное,
что помогало — петь. Громко распевая
«Что нам ветер...» я с ослиной упрямостью
лез наверх.
Вообще, плеера
с собой у меня не было. Заряд телефона
тратить на музыку было жалко, поэтому
пел я себе сам. От песен Макаревича
почему-то хотелось реветь, и поэтому
чаще всего пел на английском, например Пинк Флойд.
В пять
вечера я добрался до перевала. Думал,
что теперь то уж скачусь минимум
километров 20. Но безумный ветер заталкивал
меня обратно на гору и снова приходилось
прикладывать недюжинные силы, но только
теперь чтобы уже спуститься. 30 километров
спуска я ехал более двух часов и добрался
до г. Форт Гарленд, где оказался
спасительный кемпинг всего за 10 долларов.
Это был, наверное, самый трудный день за
весь поход. С тех пор все остальные ветра
я отмеряю по колорадскому.

Я
находился в огромной долине с разбросанными
по ней горами. Вечером и утром было
прохладно, а днём не более 30. Ветер
надолго оставил меня в покое и позволил
наслаждаться дорогой. Дорогу же облюбовали
суслики. Справа и слева стояли они
вытянувшись на страже и бежали пулей
со всех лап лишь завидя меня. Возможно
птицы боятся атаковать их, когда они
так близко к машинам, поэтому тут так
много нор. Но такое соседство сусликам
тоже порой дорого обходится. К сожалению
не все успевают перебежать дорогу.
В г.
Аламаса я купил продукты, выкинул
прохудившийся матрац и купил обычную
пенку. Пытался в одном туристическом
магазине починить свою горелку, но
местный народ причины поломки так и не
понял.
Только
к вечеру мне удалось практически пересечь
долину. В г. Антонито пара средних лет
поинтересовалась моим путешествием.
Обещанного картой кемпинга тут не
оказалось, а ближайший был в 15ти милях.
До темноты я бы уже не успевал. Добрые
американцы уговорили меня подъехать с
ними. Меня отвезли к горы и оставили
перед входом в парк. Это были единственные
километры, которые я схалявил.
Табличка
на входе в парк предупреждала о медведях.
Очень интересен был последний пункт —
«если медведь всё таки напал на вас, ни
в коем случае не пытайтесь убежать,
сражайтесь» (как рыцарь). В парке оказался
кемпинг за 20 евро, но уже наученный туда
не пошёл, а нашёл себе неплохое (бесплатное)
место, где никто меня не видел. Продукты
я сложил в сумки и отнёс их подальше от
палатки.
Утром
было градусов 7. Наверное самая низкая
температура за весь поход. Косолапые
братья, к счастью, шарились сегодня у
других туристов, а я занялся заклеиванием
очередной дырки. Дырки от колючек очень
маленькие и требуется много времени,
чтобы найти их. Заодно я наконец-то нашёл
колючку в покрышке из-за которой у меня
каждый день спускало колесо.
Без
встречного ветра подъём брался очень
легко. После пустыни так приятно снова
видеть альпийские луга и зелёные деревья.
Вот только многие из них выглядели
нездоровыми. Полчища гусениц атаковала
несчастные деревья. Дорога на несколько
километров была окрашена в оранжевый
цвет, а под моими колёсами стоял постоянный
треск как от пистонов.
Налюбовавшись
на панорамные виды и на туристический
паровоз с историческими вагончиками я
начал спуск обратно навстречу пустыне.
Нью Мексико — снова пустыня
Где-то
на половине спуска я въехал в один из
молодых штатов США, когда-то отжатого
у мексиканцев. Скоро я добрался до
городка Чама, где долго сидел в интернете
у туристического центра. Один американец,
увидев на чём я путешествую, буквально
поклонился и сказал мне спасибо, за то,
что я приехал и таким образом изучаю их
страну. В довесок угостил меня дубовым
нектарином из холодильника.
Ландшафт
по эту сторону гор сильно изменился.
Перевалов не было, но дорога шла по
нешироким долинам с невысокими горами.
В этих местах превалирует песчаник и
ветер заготовил заскучавшему
путешественнику множество неповторимых
обточенных скал.
Знак
на дороге возвестил меня о том, что я в
резервации грозных индейцев апачи.
Честно говоря, ничего особого я не
увидел, разве что лица в автомобилях
стали менее европейскими.
К моей
большой радости лес (хоть и субтропический)
продолжался, а забор у дороги стал весьма
условным. Стоило свернуть на второстепенную
дорогу как обнаружилось отличное место
для ночлега. Вся земля была устлана
длинными мягкими сосновыми иглами и
спать было очень комфортно.
Ещё
вечером я принял решение, что сегодня
я поеду на озеро Навахо. Придётся сделать
небольшой крюк в сторону, но очень
захотелось денёк отдохнуть искупаться.
После вчерашних малозаметных глазу, но
затяжных подъёмов дорога мне подарила
около 30 км спуска. В одном месте (отмеченном
на карте) хотел набрать воды, но это
оказалось заброшенное кафе. На оставшемся
литре всё же удалось добраться до
кемпинга, но воду на будущее я стал
запасать с учётом возможных
городов-призраков.
На
озере (по сути водохранилище) был кемпинг
за демократичные 10 долларов. Озеро
большое и судя по количеству яхт очень
популярно у местных. Вокруг него горы
и скалы, а молодёжь развлекается тем,
что прыгает с валунов в воду. На
35-градусной жаре купаться было одно
удовольствие и день был проведён с
завидным бездельем. Вот только очень
удивило, как же много мусора на берегу
оставляют местные туристы.
Даже
в кемпингах я приучился вставать рано,
чтобы до жары проехать как можно больше.
Утром над озером стоял дым пришедший
из горящего Колорадо. Стоило так далеко
уехать от горящих мест, чтобы наконец-то
подышать дымком.
Я взял
курс на город Ацтек. В туристическом
офисе в Чаме очень рекламировался
древний город, который раскопали около
100 лет назад. Раскопки оказались
действительно интересными, но только
с ацтеками они не имеют ничего общего.
Просто когда 100 лет основывался современный
город, то ошибочно посчитали, что тут
раньше проживали ацтеки, хотя родина
их далеко в Мексике.
После
музея под открытым небом я взял курс на
Фармингтон. Ближе к городу с возросшим
автомобильным потоком впервые за всё
путешествие стало проявляться неуважение
ко мне, как велосипедисту. Обычно я еду
достаточно скромно и всегда стараюсь
быть близко к обочине. Однако, некоторым
этого казалось недостаточным и поэтому
для повышения самооценки они гудели,
словно у меня была какая-то альтернатива
в виде велодорожки.
Недружелюбный
Фармингтон я проскочил, остановившись
только в Walmart. На выезде поднялся ветер,
но в этот редкий раз дул он в спину. Даже
то, что в воздухе было полно песка, не
остановило меня и за пару часов я домчался
до городка Шипрок. По дороге мне попалась
табличка, что я въехал в резервацию
индейцев Навахо, но и в этот раз я не
придал этому особого значения.
Однако, чем ближе я подбирался к Шипроку тем
заметней было, что всё таки я уже не в
привычных Штатах, а в резервации.
Удивительное дело, но собаки больше не
атаковали меня. Более того они свободно
передвигались где им вздумается в
поисках перекуса. Дома стали более
бедными, машины проще, а те кто не имел
своего транспорта шли вдоль дороги.
Время
было вечернее и я надеялся на небольшой
лесок после города. Но то, что я увидел
на выезде из Шипрока меня очень впечатлило.
Песок. Сплошной песок. На земле и в
воздухе. Пропала трава и кусты, только
силуэт одинокой скалы на фоне всего
этого. Эту скалу я ещё заметил когда
выезжал из Фармингтона, а это более 30
км отсюда.
От
федеральной трассы уходили дороги по
песку в никуда. Интересно, что у них были
даже свои номера. Мне думается, что после
пары хороших песчаных бурь по этим
указателям можно будет определить,
откуда начинать прокладывать новую
дорогу через пески. Другой вопрос куда
она приведёт.
На
ночлег я решил встать прямо на границе
города. Дальше при такой погоде ехать
было страшно. Спросил индейца с каменным
лицом разрешения поставить за его домом
палатку и после долгой борьбы с ветром
наконец-то мог отдохнуть. К счастью
рядом было несколько камней и удалось
хоть как-то прижать колышки. Правда пару раз ночью всё равно пришлось вылезать из палатки.
По
сложившемуся обычаю утром ветра не
было. Скала Шипрок предстала предо мной
во всём своём величии и сопровождала меня ещё многие километры.
Через некоторое время снова появилась
растительность и стало немного уютней.
Впереди был штат Аризона, штат, о котором
с самого начала (ещё с холодного февраля)
были все мои помыслы.
Аризона — красная пустыня
Резервация
индейцев Навахо продолжалась, а ландшафт
изменился до неузнаваемости. Красные
обветренные скалы стали привычным фоном
моего путешествия на последующие пару
дней. Даже будучи на велосипеде я не мог
насмотреться на чудеса природы, среди
которых совершенно обыденно стояли
домики индейцев. К слову сказать, индейцы
оказались весьма разговорчивыми
ребятами. Говорят, что белого человека
тут не любят (и есть за что), но я не могу
этого подтвердить. Индейцы давали мне
воду, предлагали подвезти да и просто
с интересом заговаривали, когда я отдыхал
на заправке.
Было
жарко, около 38 градусов. Т.к. постоянно
приходится пить, то вода (далеко уже не
холодная) очень надоедает. А на очередной
заправке так хочется отведать холодной
содовой. Так вот скажу, что этого делать
не надо, как бы ни заманчиво было
предложение. Даже от жары мне не было
так дурно, как от за раз выпитого литра
очередной ерунды.
Местность
хоть и неровная, но крутых подъёмов нет.
За затяжным подъёмом следует спокойный
спуск, когда можно пару километров
спокойно покрутить головой.
Проезжал
участок сплошного камня не испорченным
забором. Если бы мне пришлось ставить
тут палатку, то пришлось бы очень туго.
Но в резервации место найти было проще
пареной репы. Сначала я было хотел снова
вписаться к индейцам, но старая престарая
бабка совершенно не говорила по-английски
и мне пришлось уходить в красные пески
по небольшой тропе.
Утром
совсем рядом завывали койоты, но парни
они безобидные и бояться их не
стоит. Гораздо интереснее по следам на
песке посмотреть, кто же ходил и проползал
ночью мимо палатки.
За 2
часа добрался до города Кайента. Сидя
в Макдональдсе долго решал ехать ли мне
смотреть долину монументов или нет.
Долина лежала совершенно не по дороге
и это означало 35 км туда и столько же
обратно. Однако я понял, что если не
поеду, то буду потом сильно жалеть и так
образом нелёгкое решение было принято.
Аризона — Долина Монументов
Дорога
до штата Юта шла почти постоянно вниз.
После пересечения границы штатов надо
сразу повернуть направо и ты снова
оказываешься в Аризоне. Место очень
популярное у туристов и индейцы, давно
смекнувшие тему, берут за въезд по 5 долларов
с носа. И не важно как он добрался
до их священной долины пешком или на
двухэтажном автобусе.
И вот
я на обзорной площадке. Вокруг меня те
самые обветренные скалы, которые я время
от времени наблюдал по дороге. Но
интересно наблюдать их стоящими рядом
и столь разной формы. Между скалами
ведёт совершенно убитая неасфальтированная
дорога и пока я думал, соваться туда с
велосипедом или нет, ко мне подошли
немцы. Слово за слово и в итоге я попросился (точнее напросился)
к ним в машину, чтобы проехаться
туристическим маршрутом вокруг скал.
Катались мы наверное около полутора
часов и в основном общались, время от
времени вылезая на осмотр очередных
скал или тех же самых, но только в профиль.
Немцы
оказались очень дружелюбными и мы даже
обменялись электронными адресами.
Честно говоря, общение наверное оставило
даже большее впечатление за этот день,
чем именитые скалы.
Аризона — навстречу большому
Каньону
В
долине было около 40 градусов жары и
возвращаться в гору да и с очередной
песчаной бурей мне совершенно не
хотелось. На границе двух штатов за 20
минут голосования остановилось 3 машины.
Два индейца и одна американская пара.
Первый пообещал, что будет тут через 30
минут, второй мог подвезти только первые
10 км, а американцы просто выехали погулять
и так я прокатился в кузове вместе со
своим велосипедом.
В уже
знакомом мне Макдональдсе я снова
перекусил и отправился искать уютное
местечко на доброй земле братьев Навахо.
Ночевал у горы практически над миниатюрным
каньоном. Не так уж и просто найти место
среди колючек, кактусов и муравейников
(уж очень больно кусает аризонский
муравей).
Утром
под палаткой обнаружил маленького
скорпиончика. Он так и остался сидеть
на месте несмотря на устроенную ему
фотосессию. Горы раздвинулись и местность
приобрела холмистый характер, при этом
не переставая быть интересной.
Около
трёх дня я добрался до уже редко
встречающейся цивилизации - города Туба
Сити. Чтобы посидеть в прохладе кафешки
пришлось около двух километров лезть
в гору. Редкое дело, но в Макдональдсе
интернет не работал и пришлось идти в
библиотеку. Там любому предоставляется
бесплатный выход в интернет и так по
всей Америке.
После
пяти вечера жара обычно шла на убыль и
вечернее солнце волшебными красками
раскрашивала очередной марсианский
пейзаж. У дороги вдруг оказалась
заманчивая табличка - «следы динозавров».
Женщина навахо, что продавала сувениры
подвела меня к окаменелому полю, полила
водой пару следов и рассказала, как кого
называют и чем они питались. Окаменелые
следы обнаружили, когда в 80е строили
дорогу. Вот только удивляет, что их там
так много и все такие разные, слово
динозавры сюда на дискотеку ходили.
Сразу
после марсианских хроник я попал в
лунную долину. Красный камень сменился
на белый и даже будучи на велосипеде
такая перемена показалась мне очень
быстрой. Вскоре нашлось и место за
большим холмом из какого-то мягкого
материала, будто бы пепла.
После
уже более 4000 км в пути настал день, когда
я увижу большой каньон. Утром на перекус
остановился в городке Камерон. Надо
было бы купить воды, да пожадничал я и
решил, что 2.5 литров мне хватит на
следующие 40 км.
После
Камерона дорога пошла постепенно вверх.
Вдоль дороги пару раз попадались
сувенирные лавки братьев Навахо. И у
одной из них я присел отдохнуть в тень.
Википедия говорит, что индейцам Навахо
повезло, т. к. они смогли вернуться в
свои родные земли, тогда как многим
другим племенам приходится сейчас жить
на территориях куда их принудительно
переселили. Нация Навахо самая большая
по численности и обладает самой большой
по площади резервацией на территории
США. К сожалению уровень жизни у индейцев
невысокий и большинство их них зарабатывает
только за счёт туристов.
На
стоянке я разговорился с одной индейской
парой. Я им рассказал немного о путешествии
да и о Европе и женщина немного грустно
сказала, что они вряд ли когда туда
поедут. Индеец с редким индейским именем
Роберт предлагал купить пару томагавков
в качестве сувениров и заодно узнавал
у меня русские слова. В итоге, хоть я
ничего и не купил, мне подарили какой-то
охранный шнурок с круглыми семечками,
а я в ответ открытку с видом Петербурга.
Через
несколько километров я выехал из
резервации в которой провёл несколько
дней. У меня сложилось ощущение, что
индейцы более открытые и простые люди
нежели наследники европейцев. Несмотря
на практически полную американизированность,
характер этих людей лежит гораздо ближе
к русской душе, нежели чем к самозванным
колонистам.
Дорога
шла неуклонно вверх и вскоре добавился
встречный ветер. Последние пол литра
воды я экономил как мог, но в 15 км до
каньона все запасы были истощены. В
горле пересыхает очень быстро и пить
начинает настойчиво просить каждая
клетка организма. Нечего было и думать
ехать в таком состоянии дальше.
Единственное, что мне осталось это
голосовать с бутылкой в руке. К счастью,
вторая же проезжающая мимо машина
остановилась и индеец дал мне полтора
литра холодной воды и какой-то лимонад.
Это оказалось достаточно, чтобы добраться
до лагеря.
Аризона — Большой Каньон
На
въезде в национальный парк с меня взяли
12 долларов, и я отправился ставить в палатку
в кемпинге. Место называется Desert View и
находится в 40 км от основной деревни
South Rim, куда стремятся полчища туристов
и где места уже расписаны на недели
вперёд. Надо понимать, что Большой Каньон
приносит штатам огромную прибыль и
приходится считаться со всеми последствиями
этой туристической мекки.
Выдержав
театральную паузу, любоваться на чудо
природы я отправился только к вечеру.
Каньон действительно большой и
действительно поражает воображение.
Можно подолгу стоять на краю и думать
о вечном, но толпы вездесущих любителей
фонового фотографирования всё равно
создадут ощущение, что всё это словно
бы рекламный трюк, на который клюнула
изрядная туча туристов. И ты один из
них.
На
следующий день (чтобы хоть как то
выделиться из толпы) я встал раньше всех
и поехал к тропе ведущий вниз. Там я
оставил велосипед и в 6:30 начал спуск.
Предусмотрительно я взял с собой 3 литра
воды и ещё пол литра оставил на велосипеде.
В течение первого получаса мне
повстречались по очереди женщина и
мужчина и судя по их следам ночевали
они всего в часе от верхней точки.
В
лагере вас неоднократно предупреждают,
что спуск на дно каньона и подъём за
один день задача сложная и просто
опасная. Жара и крутые спуски свалили
с ног немало отважных путешественников
и поэтому я сразу решил (хорошо помня
вчерашний день), что отвагу я оставлю
на денёк в палатке.
Спускался
я около четырёх часов. Повсюду среди
кактусов и юкки лежат большие и не очень
куски стены каньона и ни одного туриста.
Посчастливилось даже встретить гремучую
змею, которая сидела прямо на тропе и
затаившись присматривалась к моим
пяткам. После чего вместо того чтобы
разглядывать скалы, стал очень внимательно
смотреть куда ступаю.
В 11
утра когда второй литр воды уже стал
подходить к половине (как и спуск к реке
Колорадо) я сожалением повернул назад.
Пару раз я сбивался с тропы и по своим
следам возвращался назад, чтобы найти
того меня, что прошёл тут пару часов
назад. Самым сложным был последний
крутой участок где вода стала уходить
с огромной скоростью. Я опять сбился с
тропы и долго ползал по кустам пока
снова не нашёл дорогу наверх. Последний
глоток воды я выпил за 50 метров до
велосипеда, где меня ждала бесценная
целая бутылка воды.
Последний
участок забрал почти все мои силы. Я
немного посидел в тени дерева и покатил
обратно в лагерь, где долго лежал на
скамейке в тени, чтобы придти в себя. Я
был очень рад, что я не пошёл спускаться
дальше и вовремя повернул назад.
Организм
пришёл в годность через два часа, я снова
стал обычным туристом и отправился
изучать Обзорную Башню. Эта башня —
новодел, но сделана по образу и подобию
индейских башен, что можно было когда-то
встретить в местном регионе. Особого
интереса заслуживают рисунки индейцев
(точнее одного индейца) внутри башни.
На входе лежат бесплатные буклеты с
описанием рисунков. Т.к. времени у меня
было полно, то я около часа провёл внутри,
читая про каждый из них. Другой же народ
в основном влетал во внутрь, делал пару
контрольных снимков и быстро убегал за
следующими фоновыми сюжетами.
На
следующее утро я снялся я якоря и поехал
вдоль Каньона в основную туристическую
деревню, что была в 40 км от Desert View. В
главной деревне Каньона туризм поставлен
на широкую ногу. Вдоль обрыва сделан
многокилометровый променад, ходят
автобусы и толпы народа. На одной обзорной
площадке я познакомился с пожилым
американцем, который 20 лет назад прошёл
от Южного Рима до Северного за два дня
и вернулся обратно. О моём путешествие
сказал он, что немногие американцы могут
сказать, что даже на машине проезжали
свою страну от побережья к побережью.
В
деревне за 8 четвертаков и 8 минут удалось
наконец-то принять душ (в Desert View его не
было) после чего я попрощался Каньоном
и отправился прямиком на юг. На выезде
из парка оказался родной Макдональдс
и я смог сообщить родственникам, что не
так и просто вышибить меня из седла.
Аризона — путь на Калифорнию
Дорога
ожидаемо шла вниз. Ближе к вечеру
разыгралась гроза и пришлось на ночлег
лезть в придорожные кусты (снова проклятый
забор). Одно хорошо, что спала температура
и несмотря на машины в двух шагах я всё
же выспался.
Утром
я докатил до г. Виллиамс и совершенно
легально вышел на интерстейт 40, т. к.
альтернативных дорог тут не имелось.
Порой мне кажется странным, что
велосипедистам на интерстейт обычно
вход заказан. В моём распоряжении была
широкая служебная полоса и я чувствовал
себя в гораздо большей безопасности,
чем на узкой дороге в Канзасе, где от
ударной волны встречной фуры
можно запросто вылететь на обочину.
С
перерывом в городке Ашфорк я снова вышел
на интерстейт, где через некоторое время
меня нагнал шериф, чтобы узнать какого
чёрта я катаюсь по скоростной трассе.
Я ему объяснил, что всё легально и что
скоро съеду с трассы, т. к. начнётся
альтернативная дорога. Шерифа это
удовлетворило и через несколько минут
я уже ехал по матери дорог Америки —
Route 66.
Route
66 была построена в 30е годы и соединяла
Чикаго с Лос-Анжелесом. Когда же стали
появляться скоростные широкие трассы,
то по старой дороге ездить почти перестали
и инфраструктура вдоль дороги стала
приходить в запустение. В наше время
особой популярностью дорога пользуется
у туристов, в особенности у байкеров.
К
вечеру я доехал до первого туристического
городка, выполненным в стиле 60х. Старые
автомобили, манекены, бензоколонки,
всевозможное старьё собрано вдоль
дороги, чтобы порадовать туриста. В
кафе, куда я заглянул на чашку кофе, меня
приняли с большой радостью и кофе
оказалось за счёт заведения. Ко мне
подсела женщина по имени Юдит и с
журналистской сноровкой стала
расспрашивать меня о путешествии. Сама
она является кем-то вроде фрилансера и
пишет статьи в местный журнал «Здоровье».
От городка я проехал совсем немного и стал искать место под палатку. Но из-за
вечного забора пришлось снова лезть в
кусты, что были между железной дорогой
и автотрассой. Сложно выспаться, когда
ночью каждые 20 минут грохочет поезд.
Если бы он только грохотал, так своим
гудком он считал обязательным предупредить
всех сусликов в округе, чтобы те не
вздумали считать шпалы пока он едет.
Утром
мимо меня проплывала военная техника:
танки, бронетранспортёры, джипы. Но пока
я вспоминал где у меня фотоаппарат,
техника уже отправилась на очередную
войну. По Route 66 я ехал целый день. Аризона
не переставала удивлять. После широкой
долины я снова попал в горы с обветренными
вершинами. При этом я всё равно терял в
высоте и становилось всё жарче. Когда
я вышел в долину, то появился новый тип
кактусов, с толстым стволом. Они как
солдаты торчали посреди прочей
растительности, вот только жаль, что не
было возможности к ним подойти.
Не
доезжая несколько километров до г.
Кингман я свернул на дорогу идущую за
дома и там на пустоши решил устроиться
на ночлег. Случайно я обратил внимание
на покрышку, которая оказалась покрыта
десятками воткнутых колючек. Точно так
же выглядела моя подошва тапок. К счастью
только одна колючка оказалась роковой
и колесо издало «пфють» когда я её
вынул. Заклеивать я решил утром, тем
более что придётся снова выбираться
тем же путём по минному полю. Под палатку
я постелил специальную подстилку, но
только не столь она длинная как хотелось
бы.
Утром
обнаружилось, что по палатке шастают
термиты. Их привлёк пакет с курагой,
который я опрометчиво оставил рядом с
собой. В днище палатки оказалась небольшая
дырочка, через которую пролезли незваные
гости. Сами прогрызли или колючка помогла
уже не выяснишь, но очередной жизненный
урок я выучил.
В
Кингмане я непозволительно долго
задержался. Сначала Макдональдс, потом
Валмарт и затем туристический центр. Я
увеличил водные запасы с 5 до 9 литров.
Впереди меня ждала одна из самых жарких
пустынь на земле - пустыня Мохаве, О
наступающей жаре меня предупреждали
многие начиная с моего дяди, с которым
мы общались почти каждый день. Так ещё
случилось, что совсем недалеко в Долине
Смерти температуры достигали 55 градусов,
что даже по местным меркам весьма жарко.
После
выезда из города был спуск на несколько
километров и затем дорога пошла на
перевал. Мой старый приятель ветер был
уже тут как тут и вовсю тормозил мой
подъём, хоть и не столь безумно как
когда-то в Колорадо. Время от времени у
дороги появлялись маленькие смерчи,
которые поднимали кучи песка и гуляли
по полю как им вздумается. Когда я
остановился, чтобы подкрепиться, то
обнаружил, что один из тапков, что я
обычно кладу под резинку на багажнике,
дезертировал. Я высказал себе всё, что
думал и поехал обратно вниз поддуваемый
ветерком. Беглец был обнаружен через
четыре км и, привязав его намертво, я
снова пошёл на подъём.
Пешком,
да верхом забрался я за пару часов на
перевал. Из проезжающей мимо машины
меня угостили двумя банками пепси. Хоть
я и знал, что после неё будет нехорошо,
но всё равно выпил. На вершине дул
освежающий ветерок и я себе уже представлял
как спущусь сейчас с этим ветерком к реке
Колорадо и отдохну прохладным вечером.
На
спуске попался необычный городок - Oatman,
особенностью которого были гуляющие
по дороге ослики. Ещё за несколько
километров я видел осла гуляющего по
склону и предупреждающий знак. В своё
время, когда закрылись шахты, то осликов
распустили и они стали дикими. Хоть
статус у них и дикий, но в основном
тусуются они в городке, где их конечно
же подкармливают туристы.

Чем
дальше я спускался, тем горячее становился
встречный ветер. Дыхание дракона сушило
глаза, несмотря на очки, а жар асфальта
отчётливо ощущался пальцами ног. Вместо
воображаемой прохладной долины я
спустился в безумные 45 градусов и
организм затребовал немедленного
отдыха. Я увидел поле для гольфа где
работали поливалки и сунулся под одну
из них. Вышла хозяйка и сказала, что я
могу хоть полностью принять душ на её
поле. Я как собака на карачках полез под
струю, которая при этом ещё и вращалась.
Намочив футболку и панаму я из последних
сил дотянул до моста через реку Колорадо
и далеко не торжественно въехал в
последний штат в моём путешествии —
Калифорнию.