В Марокко с грудным ребенком 
Часть 1. Подготовка к путешествию, транспорт.

     Опыт самостоятельных путешествий у нас с мужем немалый, а Тая в 2 месяца летала в Калининградскую область в гости к бабушке с дедушкой. При подготовке к этому путешествию было и просмотрено по диагонали, и досконально изучено очень много сайтов и форумов. Причем не только русских, но и французских, и английских. И не столько про Марокко, сколько про путешествия с детьми. Самыми полезными из них оказались те, что вы видите в разделе «о Марокко» (http://www.marshruty.ru/Places/Place.aspx?PlaceID=6942d8b5-1e73-41a3-b31d-e81663f5df4d). С собой мы брали путеводитель Lonely Planet по Марокко 2007 года выпуска.

        В самом начале подготовки мы выяснили мнение знакомого педиатра насчет нашего «мероприятия» и узнали, что при проживании в цивилизованных условиях (наличие нормальной питьевой воды), он нормально относится не только к поездке в Марокко в ноябре с 5-месячным ребенком, но и к родителям, решившим удрать от среднестатистического московского рахита. Специальных прививок делать не стали. Из лекарств я брала всего по чуть-чуть, только то, что поможет и ребенку, и взрослому. И еще: если предстоит длительное пребывание в местах большого скопления людей, я стараюсь иметь при себе какой-нибудь препарат, содержащий интерферон, чтобы в случае необходимости им воспользоваться.

        Температура в Марокко была от +17 (Эссувейра) до +30 (Агадир). Несколько дней в воздухе висел дождь. Остальные дни были солнечными и теплыми. Ветер был, разве что на океане. Так как поездка продолжалась две недели (с 31 октября по 15 ноября), акклиматизацию по приезду в Москву («телепорт» из +25°С в -2°С) проходили так: в течении двух недель на улицу одевались чуть теплее, чем остальные дети, ну и сквозняков дома старались не устраивать.

        Мы взяли с собой практически весь детский гардероб, потому что не знали, будет ли время/желание/финансы стирать и покупать. Летние, осенние и зимние вещи (примерное соотношение 3:2:1), пачку подгузников на первое время, сшитый собственноручно «шкаф» для детских вещей. Все это сложилось в отдельный, достаточно объемный гермомешок. Коляску, переноску или автокресло не брали, Тая перемещалась в слинге (Дидимос Кобальт Руж) и рюкзачке (Pognae). Вещи заранее разделили по двум рюкзакам: тот, что побольше (80 литров), сдали в багаж до Касабланки – его до конца полета мы не увидим. А рюкзак поменьше (40 литров) – взяли в самолет. К большому рюкзаку были пристегнуты также туристические пенки – их планировали использовать как «ползательный стадион».

Папа-мама-я
Папа-мама-я

Вот так мы перемещались между городами


        Виза в Марокко не нужна, а вот загранпаспорт даже младенцу нужен. Таисия Романовна обзавелась им заблаговременно, еще в 2,5 месяца. Перед отъездом оформили всем медицинские страховки. Также из Москвы были забронированы два отеля: на ночь дня приезда в Касабланке и на 7 дней в Агадире через систему www.marshrutybooking.com.

Нитка маршрута: Касабланка (1 день) – Агадир (7 дней) – Эссувейра (2 дня)– Марракеш (3 дня) – Касабланка (1 день)
Самолет

        В 4 утра мы погрузились в такси и отправились в аэропорт Шереметьево. На вопрос таксиста: «Куда с таким маленьким собрались?», Рома буркнул: «На море», хотя наш путь лежал к Атлантическому океану. Москву мы оставили по-осеннему серой и голой: листья уже опали, а снег еще не выпал. Перелет в Касабланку был с пересадкой в Стамбуле. Предвижу вопросы про смену подгузников и прочие тонкости (например, хождения мамы в туалет со спящим в слинге ребенком или кормления грудью в общественных местах). Задавайте их лично. Время в Стамбуле минус два часа разницы с Москвой. Комнату матери и ребенка в международном аэропорту мы не нашли (а жаль, было бы полезно и интересно ею воспользоваться), и до последнего сидели в относительно тихом уголке на первом этаже. Как оказалось, после регистрации посадочного талона, ни туалетов, ни магазинов нет, только зал со стульями и «кишка» в самолет. Так что с одной стороны торопиться не стоит, а с другой - садиться в самолет лучше заранее, так как могут возникнуть трудности с размещением ручной клади. В нашем рейсе все полки были забиты под завязку, в то время как свободные места еще оставались.

В самолете
В самолете

        В самолете Тая вела себя как благовоспитанная девица, лишь для проформы покапризничав перед послеобеденным сном. Во время 4-х часового полета отвлекали ее то телевизором с кнопочками, то иллюминатором. Довольные стюардессы носили ее по всему салону, а наш самостоятельный ребенок не сопротивлялся, а наоборот, показывал, что в восторге от происходящего. Перелет из Москвы в Касабланку занял около 10 часов: 3 часа Москва-Стамбул, 2 часа ожидания в аэропорту Стамбула, 4 часа Стамбул - Касабланка. В аэропорту Касабланки сначала проводится проверка документов и только потом выдача багажа. На ребенка тоже следует обязательно заполнить миграционную карту.
На обратной дороге было немного по-другому. При пересадке в стамбульском аэропорту нас встретил представитель авиакомпании. Он почти бегом (до окончания регистрации на рейс оставалось около 15 минут) проводил нас до нашего выхода, оказавшегося в другом конце этого огромного международного аэропорта.
Поезд

        Официальный транспортный сайт Марокко www.oncf.ma. Помимо расписания и стоимости билетов железнодорожного транспорта, там есть и информация по автобусам фирмы Supratours.

ONCF
ONCF

        Наше первое знакомство с марокканскими электричками состоялось уже по прибытию. Аэропорт Мохаммеда V расположен за городом, поэтому чтобы добраться до центра Касабланки, нужно воспользоваться либо такси, либо автобусом, либо электричкой. Мы выбрали последний вариант из соображений экономии времени и финансов, а также ради скорейшего погружения в настоящую марокканскую жизнь. В кассе купили два взрослых билета до станции Casa Port во второй класс и прошли на станцию, спрятанную от солнца в темном бетонном ангаре. После 40-минутного ожидания подошел поезд. Мы оказались в первом вагоне (на котором стоит большая цифра 2, означающая класс) одними из первых и успели занять неплохие места у окна. Людей набилось много, но еще больше было всякого барахла - сумок, чемоданов, тележек, коробок. Через некоторое время через все эти баррикады к двери кабины управления поездом пробрался дядька с ключом. Им оказался водитель электрички или, как они тут называются, TGV – высокоскоростные поезда. Проверка на GPS показала, что они действительно разгоняются до 120 км/ч. Тая вместе со мной внимательно смотрела в окно… Коричневые квадраты пустых полей и кубики домов цвета охры оживляли заборы ярко-зеленой опунции. Рому интересовало, кто и как собирает плоды этих колючих кактусов, меня - как местные дети рисуют «дом» (неужели без крыши?), а Таю – как бы откусить голову игрушке-ящерице.

Мы с мамой и ящеркой смотрим в окно
Мы с мамой и ящеркой смотрим в окно

        Как оказалось, чтобы добраться до указанной в билете и требуемой нам станции Casa Port, нужно было выйти на какой-то промежуточной станции и пересесть в другой поезд. Мы не были готовы к такому повороту событий, поэтому вышли, как и многие пассажиры, на станции Casa Voyageurs. Хотя остановки иногда и объявляли, лучше уточнять у местных.

Билет из Аэропорта до станции Casa Port
Билет из Аэропорта до станции Casa Port

        Мы покупали билеты на поезд и на автобус заранее, а не за 20 минут до отхода поезда/автобуса. Если выезд ранний, офис Supratours может быть просто-напросто закрыт. В ж/д кассах вы можете купить билеты в первый и во второй класс. Но и здесь иногда бывают длинные очереди.

В ж/д кассу очередь за билетами
В ж/д кассу очередь за билетами

        Поезда ходят по расписанию, хотя «бардаки» тоже бывают. Мы ждали электричку со станции Casa Voyageurs (Касабланка) в аэропорт. Перед ней должен был пройти поезд на Марракеш, который опаздывал.

На 2-ой путь прибывает поезд на Мараккеш
На 2-ой путь прибывает поезд на Мараккеш

        Но вот подошло время, и на всех табло сменилась надпись с «Мараккеш» на «Аэропорт». Как раз подошел поезд, и многие люди в него сели. Но он-то как раз был в Марракеш! Проводники свистками одних пассажиров загоняли в поезд, других, типа нас, ждущих поезд в аэропорт, отгоняли. Но, конечно, многие запутались и опоздали на самолет. Наконец пришел и наш поезд. Но вагонов первого класса (обычно пишут на табло, что они впереди состава) там не было, только второго, куда все и ломанулись. 

Пассажиры толпятся у вагона второго класса
Пассажиры толпятся у вагона второго класса

        Вагоны второго класса похожи на наши электрички, бывают со столиками, бывают и без. В часы-пик или на загруженных направлениях вы можете запросто остаться без места. А еще там мало полок для багажа и все вещи ставятся в проходы. В вагонах первого класса примерно 10 наших купе, но с шестью сидячими местами. Туалет в вагоне есть, но туалетной бумаги и мыла нет (лучше иметь своё). Как и в российских поездах продают еду – бутерброды всякие и чай.

Коридов в вагоне первого класса
Коридов в вагоне первого класса

        Они застеклены, внутри есть столик, кондиционер. И опять же маловато места для багажа шести человек.

6-тиместное купе в вагоне первого класса
6-тиместное купе в вагоне первого класса

        Места обозначаются двумя цифрами: первая цифра номер купе, а вторая – номер места. В связи с такой хитрой нумерацией мест часто бывает неразбериха. Билет не выкидывайте, их проверяют: один раз при выходе на платформу, второй раз в вагоне. Но иногда в первый класс проводники сажают и безбилетников, так что вагон может быть полностью заполнен. А это значит, что по вагону, укачивая ребенка, не погуляешь. Но все равно, если едете с детьми, лучше брать билет в первый класс, он не намного дороже, зато комфортнее в разы.

Ждем поезда на 3-ем пути
Ждем поезда на 3-ем пути

        Чтобы добраться из Касабланки в Агадир, мы до Мараккеша проехали на поезде, а потом на автобусе. Но билет покупается сразу на все перемещение.

Билет из Касабланки в Агадир с пересадкой в Мараккеше
Билет из Касабланки в Агадир с пересадкой в Мараккеше

        А на вокзале Мараккеша вы просто выходите из поезда, доходите до офиса Supratours и садитесь в автобус. Стыковка нормальная, но если вы опоздаете на автобус, не беда, поедете на следующем.

Ж/д вокзал в Мараккеше
Ж/д вокзал в Мараккеше


Автобус

        Автобусы, которые ходят между городами, отправляются с автовокзалов. Там же есть и расписание движения автобусов. Лучшая автобусная компания в Марокко называется Supratours.

Автобус Супратурс
Автобус Супратурс

        Это новые комфортабельные автобусы с кондиционерами, шторами на окнах, удобными сидениями. Они ездят по платным дорогам, поэтому получается достаточно быстро, например, из Марракеша в Агадир 4 часа, из Агадира в Эссувейру 3 часа (по серпантину), из Эссувейры в Марракеш 3 часа. Билеты на Supratours нужно покупать заранее в фирменной кассе, на ближайший рейс их часто не бывает. На билетах указаны места. А вещи сдаются в багаж.

Уезжаем из Эссавиры в Марракеш
Уезжаем из Эссавиры в Марракеш

        Конечно, перемещаться на автобусе менее комфортно, чем на собственной машине или на поезде. Но тут можно тоже смотреть в окно, прыгать на руках то у мамы, то у папы. Лучше, конечно, сделать так, чтобы ребенок в дороге спал. Укачиваться в автобусе сложно, поэтому Тая засыпала с переменным успехом.

Я сплю с мамой в автобусе
Я сплю с мамой в автобусе

        Где-то на полпути делается остановка на 30-40 минут около придорожного кафе. Размять ноги, поесть, зайти в туалет, покататься на качелях.

Остановка около кафе
Остановка около кафе

        А вообще маршрут всегда стоит разбивать на несколько участков, чтобы не получилось вот такого.

Экспресс-перевозки
Экспресс-перевозки

        Может пару слов стоит сказать о городском транспорте, а именно автобусах. Мы ездили на них раза два, не больше: один раз из Агадира в Тагазут, а второй раз по Медине в Мараккеше. Обычные автобусы, ничего паранормального. Купить билет можно у водителя, а уступить место бабулькам – приветствуется всегда.

Городской автобус до агадирского пригорода - Тагазута
Городской автобус до агадирского пригорода - Тагазута


Такси

        В Марокко существует два типа такси: «гранд» или большое, которое ездит между городами и в аэропорт и «петит», маленькое, которое курсирует внутри городов. В каждом марокканском городе petit taxi имеет свой цвет: красное в Эссувейре, Агадире и Касабланке, бежевое в Мараккеше, голубое в Рабате.

Petit taxi в Агадире
Petit taxi в Агадире

        Четыре человека могут сидеть в petit taxi (включая водителя, детей и младенцев). Это означает, что если вы путешествуете семьей из четырех человек, вам придется рассаживаться в два petit taxi. Если вы видите, что в такси уже кто-то едет, и едет в нужном вам направлении, вы можете голосовать и сесть, разделив его с первым пассажиром.

Petit taxi в Эссувейре
Petit taxi в Эссувейре

        Законом положено, что в мелких такси установлен счетчик (taximetre) и они должны его включать. Но не делают этого, пока не напомнишь. Пытаются надуть всегда.

Дорожное движение в Мараккеше
Дорожное движение в Мараккеше

        "Большое" такси это широкие мерсы грязно-белого цвета. В большое такси могут усесться 7 человек, включая водителя, так что может быть немного тесновато.

Grande taxi в Агадире
Grande taxi в Агадире

        В больших такси вы платите фиксированную плату за место, но обычно вопрос оплаты обсуждается в каждом конкретном случае. Торговаться можно и нужно. Обычно они базируются на специальной стоянке.

Стоянка "больших" такси
Стоянка "больших" такси

        Наше первое знакомство с марокканскими таксистами случилось сразу по прибытию. За проезд до отеля Ibis Mousariff Casa Port первый встреченный нами таксист хотел 50 драхм, второй был менее требователен и попросил всего 30 (надо ли говорить, что на счетчике было в 3 раза меньше!). Таким образом, садясь в такси, говорите, чтобы включал счетчик, и платите только по счетчику. И еще: если вы называете отель или какую-либо достопримечательность в качестве пункта назначения, или стопите такси поблизости отеля или достопримечательности, приготовьтесь услышать двойную цену.

Дорожный знак "Осторожно  дети"?
Дорожный знак "Осторожно дети"?
Дорожный знак "Пешеходный переход"
Дорожный знак "Пешеходный переход"

        Разводилово есть возле всех туристических мест, ж/д вокзалов, аэропортов. Таксисты там не используют счетчик и вроде даже сговорились об одной цене. Ваше действие – отойти от этого места как можно дальше. Ближе к ночи, а точнее с 9 часов вечера, тарифы удваиваются, так что следите за временем.

Дорога в Атласские горы
Дорога в Атласские горы

        Пока стояли в пробке, заметили очень много раздолбанных машин на ходу – климат позволяет им долго служить человеку. Постояв на перекрестке, поняли, что Правила Дорожного Движения отсутствуют начисто, а если бы они существовали, то главное правило на дороге звучало бы так: «кто сигналит, тому и уступают»! Надо ли говорить, что сигналят все! Спать в такси у Таи не получается.

Дорожный знак "Стоп"
Дорожный знак "Стоп"



Комментарии
Вы героическая и отважная женщина! ) Спасибо за дневник:) 
Iron Kate22.03.13, 16:43
Как здорово, что ты вела там дневник! 
Главное, что где-то это есть) а у берберов гостили?
Flannet21.03.13, 18:41
Про впечатления. 
Почитать пока нигде нельзя, я слишком подробно всё писала, теперь пока всё отредактирую пройдёт вечность.
А были мы в 12 городах и ещё 4 проездом.
Так что впечатлений навалом )
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Марокко
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал: Таисия Романовна