Вело Юг Сибири. Алтай - Тыва - Хакасия 2013

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Увлекательный маршрут по югу бескрайней Сибири. 6-дневный автономный участок, 16 перевалов, степи Тувы и тайга Хакасии, снег и жажда не позволили скучать единственному участнику похода!
 
Введение

Путешественникам известно чувство, когда вспоминаются места, в которых бывал несколько лет назад и вдруг хочется попасть снова.
Давным-давно, сплавляясь по одной из великих сплавных рек Катуни, мне запомнился Алтай как место, где закатные краски настолько ярки и неестественны, что кажется, будто находишься вне пределов реального мира.
Позже, я вновь посетил Алтай в рамках одиночного кругосветного велопохода по одному из самых популярных маршрутов и снова был покорен необычностью окружающего меня мира.
Прошло еще несколько лет, и опять захотелось попасть сюда, но теперь уже углубиться в совсем малопосещаемые велотуристами места Тывы и Хакасии. Особо сильным было желание побывать в Саянах.
Мой единственный возможный попутчик в это время был приглашен на свадьбу, которую нельзя было прогулять, и мне оставалось настраиваться на соло-поход, благо такой опыт у меня есть неоднократный.
Уберем в сторону дискуссии о неправильности одиночных путешествий, скажу лишь, что объяснять тут что-либо бесполезно. Это или нравится, или не нравится. Мне - нравится.
Маршрут

 
Горная местность, малая населенность и небольшое количество автодорог в регионе дают прекрасную возможность дать разгуляться фантазии. Из трех аэропортов юга Сибири для старта был выбран Горно-Алтайск, а для завершения похода - Абакан.
Чтобы не терять время на преодоление более четырехсот километров асфальтированного Чуйского тракта, было решено доехать до Кош-Агача автотранспортом.
Первоначально спланированная нитка изменилась из-за замены заснеженного ключевого перевала Шапшал на альтернативный Кадыр-Орук. Попадание в совершенно другую часть горной системы радикально поменяло маршрут в пользу увеличения километража и количества горных перевалов..
 
MarshrutFactMark
Маршрут:  Кош-Агач - Кокоря - пер.Устю-Ыйматы(2752м) - пер.2510 - р.Моген-Бурен - пер.2426 - оз.Хиндиктиг-Холь - пер.2535 - р.Каргы - пер.Кадыр-Орук(2867, 1А) - р.Талайлык - р.Барлык - пер.Арзайты(2222м) - Саглы - пер.Орта-Турук(1811м) - пер.Хорумнуг-Даг(1956м) - пер.Сап(1805м) - пер.Хондергей(1950м) - Чадан - пер.Ак-Хая(1065м) - Кызыл-Можалык - пер.Саянский(2214м) - пер.Атгольский(1020м) - пер.Канжульский(991м) - Абаза - Арбаты - пер.825 - Табат - Бея - Красный Катамор - пер.Мартышкин(962м) - Богословка - Саяно-Шушенская ГЭС - Майна - Саяногорск - Новомихайловка - Белый Яр - Абакан
  
Расстояние: 1038 км
Ходовых дней: 14
 
Сроки: 10-23.06.2013
Всего было преодолено 16 перевалов
 
Благодарность:
группе Игоря Томаса за отчет по походу 2007 года
группе Алексея Котельникова за отчет по походу 2002 года
Участник

Кондрашов Сергей, 1975 г.р., Москва, железнодорожник
 
Сергей
День Х-2. 08.06.2013, суббота

Единственная авиакомпания, которая летает в Горно-Алтайск, это - S7, на первый взгляд, недружелюбна к человеку с велосипедом. Однако, если изучить правила перевозки багажа, появляется ряд неоспоримых достоинств:
1. Хорошенько разобранный велосипед умещается в установленный габарит 203 см.
2. Количество мест ограничено только их суммарным весом в 20 кг.
3. Сверх этого с собой в кабину можно взять 7 кг ручной клади бесплатно.
Пожалуй, Аэрофлот нервно курит в сторонке, несмотря на отсутствие необходимости глобальной разборки велосипеда.
Билет приобретался мной заранее за 9 262 рубля. Перевозка выполняется по вторникам, четвергам и субботам в 22.45 из Домодедово.
Разборку велика со снятием обоих колес и руля целесообразно выполнить дома, а до аэропорта добраться "уж как-нибудь".
Девушка на регистрации все-таки выявила у меня перевес, но в сумме у меня получались те же 27 кг, и она сделала вид, что "закрыла глаза". Вам, скорее всего, знакома радость от того, что не нужно доплачивать за перевес.
Мне оставалось только ждать вылета и надеяться, что в самолете пару часов удастся поспать.
Перед вылетом
День Х-1. 09.06.2013, воскресенье

Поспать, увы, не удалось.
Рано утром в 6.10 алтайского времени самолет начал заходить на посадку.
Погода была хорошая, внизу показалась Катунь.
Не собирая велика, пошел искать такси, чтобы добраться до автовокзала. Таксисты в ассортименте здесь дежурят всегда и будут вам рады.
Мне было нужно закупить продуктов и бензина-галоши для горелки. Путешествуя в одиночку, во время посещения магазинов, велосипед выгодно оставлять на хранение таксистам. Они здесь известные люди и смошенничать для них, означает потерять работу.
Ради интереса выяснил, что тариф до Кош-Агача у них составляет 6600 рублей (у каждого есть табличка с ценами). На первый взгляд много. Однако аренда такси позволит прогнать водилу по всем магазинам, узнать много интересного и с комфортом и скоростью добраться до места старта. Также замаячила перспектива немного поспать.
По результатам торгов, спрос уравновесил предложение на отметке в 5500 рублей.
Первым делом отправились в продуктовый супермаркет "Парнас", где была закуплена еда на 7 ходовых дней автономки.
Ранним утром все хозяйственные магазины в городе были закрыты и бензин решено было купить по дороге, в худшем случае на бензоколонке.
08.10, наконец, тронулись в путь. Нам предстояло проехать более 460 км. К своему сожалению, заметил, что водила попался хоть и разговорчивый, но не выспавшийся. Выглядел, тем не менее, Сергей Васильевич уверенно.
Мы непринужденно разговаривали, по пути, без особой надежды, заезжая в хозяйственные магазины в поисках "галоши". Немного постояли на перевале Семимский.
Виды с Чуйского тракта
 
И вот на 192 км в Караколе мне удалось купить две поллитровых бутылки. Больше в магазине не оказалось, а дальше по трассе таковой не было.
Сергей Васильевич отметил, что ни за что бы не поехал в такую даль, но ему нужно отдавать кредит, поскольку он, как и вся страна, "сидит на кредитном кукане".
В Кош-Агач также ходит маршрутка, по словам таксиста в ней шибко воняет, и весь микрик забит шмотками. Возможно, это маркейтинговый ход.
15.00, не доезжая Кош-Агача, попросил меня высадить на берегу реки, на деле оказавшейся лужей, оставшейся после разлива реки. Здесь я поставил палатку и отрубился. Сергей Васильевич почуяв прилив финансов бодро поехал обратно.
 
Место первой ночевки
День 1. 10.06.2013, понедельник

Кош-Агач - Кокоря - р.Карагай - под пер.Устю-Ыйматы
пробег 80 км
 
Смена часовых поясов и бессонная ночь во время перелета сделали свое дело, проспал до самого утра.
Завтракать решил в Кош-Агаче, поэтому собрал велосипед и бивак и отправился на маршрут.
Въезд в Кош-Агач
07.50, выезд. Через несколько километров прибыл в Кош-Агач. Хозяйственные магазины были еще закрыты, а вот открытую кафешку найти удалось.
Порадовало название детского магазина "Материнский капитал". Есть гостиницы и гостевой дом.
После завтрака предпринял последнюю попытку найти бензин-галошу. Обошел три магазина, нигде нет. Даже не знают, что это такое. Пока ждал открытие одного из магазинов, толпившийся народ сразу начал проявлять интерес. Половина беседы была посвящена моему маршруту, а вот другая половина меня огорчила. Речь шла о велосипеде и как он защищен от угона.
С вопросом о цене велосипеда все просто: неприглядная титановая рама без названия из круглых труб позволяет смело отвечать, что велик собран из того, что под руку попало и давно не представляет ценности. А вот противоугонный трос вызвал реальный интерес. "Штирлиц насторожился".
Главным предмет интереса у всех, включая женщин, стал велокомпьютер и навигатор. Причем, многие принимали навигатор за антирадар.
Таким образом, у меня появилась привычка снимать электронику при пересечении населенных пунктов. Также каждую ночь я снимал оба колеса, сковывал все это тросом и максимально убирал все это под тент палатки. Эти несложные меры имеют большой положительный эффект.
11 км. Выехал из Кош-Агача.
09.50, 16 км. Увидел указатель на Кокоря, свернул с основной дороги. По пути есть хорошие, не смотря на степь, скрытые от посторонних глаз, места для ночевок на берегу речки. Если знать наперед, что бензина в Кош-Агаче не купить, можно было бы превосходно расположиться здесь.
Основная дорога проходит прямиком через Кокоря, в конце поселка на площади заканчивается асфальт.
Кокоря
10.55, 37 км, 1830 м над морем. С площади впереди виден большой холм. По идее, дороги с обеих сторон обходят его и встречаются. А может быть и нет. Я выбрал правый путь вдоль столбов.
Дорога вдоль столбов
 
За холмом показалась просторная долина Кызылшима. Здесь несколько развилок, но все они рано или поздно сходятся в одну дорогу.
Старался найти траекторию с минимальным перепадом высоты и придерживался генерального направления. Обозначенный на картах поселок Узунтал мимо не проезжал, наверное он остался слева. За подобное шельмовство поплатился небольшим разбитым и слегка подболоченным участком.
Несколько раз пересек русла пересохших ручьев.
В июне много снега
12.27, 57 км, выбрался-таки на основную дорогу. Пограничников и остатков их постов нигде не встречал.
Основная дорога долины
13.02, 63 км, доехал до брода через Бугузун. Снег вдоль реки еще не растаял, это меня озадачило, поскольку высокие перевалы на маршруте могли оказаться сейчас непроходимы.
Снежная река
 
Решил пообедать, разогнать грусть. Через брод проехал УАЗик, показав, что глубина здесь незначительна.
14.05, преодолел этот брод. Погода стояла ясная, солнышко пригревало, педали крутились.
Брод через Бугузун
14.50, 69 км, подъехал к второму броду. Без труда перешел на другой берег. Поговорил с пастухом по поводу моего пути через перевал Устю-Ыйматы. Пастух посоветовал ехать через обычный перевал Бугузун, поскольку в горах мог еще остаться снег. Детишки активно изучали навигатор на руле. Я попросил их: "Смотрите, сколько угодно, только не трогайте руками". После этой просьбы взрослые обычно прикрикивают на малышей и порядок восстанавливается. Эту фразу я взял на вооружение и она всегда срабатывала.
Итак, после брода развилка, мне здесь направо, вдоль реки Карагай. Если не получится пройти мой перевал, всегда можно вернуться, тут недалеко.
Бесконечная дорога
По пути общался с пастухами. Подтверждаю высказанные в других отчетах выводы, что в горах люди вполне адекватные, чего нельзя сказать о населенке.
16.30, 80 км, 2327 м над морем. Дорога закончилась у места Кара-Ака и Карагая. Средняя скорость движения за сегодня составила 14 км/ч.
 
Ночевка перед первым перевалом
Пройдя еще полкилометра вперед, поставил палатку на просторной поляне, искупался и поужинал.
Погода стала хмуриться, но дождя не было. Обычно для гор.
 
День 2. 11.06.2013, вторник

пер.Устю-Ыйматы(2752м,н/к) - р.Устю-Ыйматы
пробег 18 км
 
Итак, сегодня ожидается день первого подвига. Ясное дело, дороги нет, тропа в обозримом будущем идет по склону, велосипед в лучшем случае придется катить, а набрать нужного около 400 м высоты. С утра был дождь, сейчас пасмурно. Отвинтил правую педаль.
8.25 вышел на маршрут. Перебродил приток Карагая и начал карабкаться на осыпной склон.
На тропе
 
В этом году этот поход первый, не считая двух четырехдневных походиков на майские праздники. Возможно, высота тоже действовала утомляюще, поэтому этот подъемчик мне дался с большим напряжением и одышкой.
Дальше тропа идет по холмистым берегам реки, можно не напрягаясь идти, катя рядом велик.
Дошел до места, где скалы обоих берегов образуют ущелье, решил переправляться. Глубина и течение здесь приличное, но есть островки, с помощью которых можно перебраться, перенося отдельно рюкзак и велик.
Пошел небольшой снег, добавив веселья.
Дальше начался трудовой набор высоты, снег усилился.
Тропу присыпало
Тропа плавно, но уверенно поднималась выше и выше, велик катится рядом. В какой-то момент достиг выполаживания. Перевальный цирк уже был покрыт снегом, только торчащая трава помогала отслеживать тропу.
Подъем на Устю-Ыйматы
Мгла, снег, окружающие горы делали пейзаж неземным. Лужи доставляли восторг.
Самым трудным препятствием здесь было пересечение засыпанных снегом ручьев. Не рискуя провалиться, брожу по долинам этих ручьев влево-право, выбирая безопасный путь. Однако, не везде такое возможно.
Преодоление русел ручьев
В одном месте пришлось подойти вплотную к горе, но угроза возможной лавины нагнала на меня жуть, и я решил вернуться ниже. Переход заснеженного ручья приходится делать отдельно в рюкзаком и второй раз с великом, проваливаясь по колено.
Первый раз страшновато, потом пообвык.
Снег не прекращался
12.48, 11,5 км, 2752 м над морем, перевал Устю-Ыйматы. Перевал находится на границе Алтая и Тывы. По этой границе над Тывой было синее небо. Однако, впереди снег лежал более плотным покровом, поэтому размениваться на радость и тщеславие было рановато.
Перевал Устю-Ыйматы
 
Перешел еще несколько заснеженных ручьев. Добрался до долины спуска.
Вышло солнце, чувствовалось отдаление от ада.
Ручей, по руслу которого предстоял спуск был полностью под снегом. И по этому снегу бежал верхний этаж ручья.
Спуск по кромке. Второй этаж ручья
Не рискуя идти по снегу, лавирую по боковине, на границе земли и снежного покрова. Камни радуют. Тем не менее, спуск и близость завершения снежного участка морально помогают.
13.32, 14 км, 2648 м над морем. Снежная граница. Ручей, обед. Все очень мило.
14.45 продолжаю прогулку. В компенсацию за отдых пришла туча. Внизу течет Устю-Ыйматы, и видна дорога по моему берегу.
Тува встречает красотами
15.09, 15 км, 2564 м над морем, достиг дороги. Ехать по ней сложновато, трава тормозит движение, зато моментально согрелся. Чувствовалось приближение дождя. Хотелось сбросить побольше высоты и поставить лагерь.
На противоположном берегу увидел зимовье. Опыт предыдущих походов показывает, что крайне редко можно найти бесхозную избушку, в которой хотелось бы переночевать. Решил реку ради этого не бродить, хотя она тут неглубокая.
Начало дороги
16.00, 18 км, 2400 м над морем, дошел-доехал до местности, где есть разрыв в хребте на противоположном берегу. Видимо, через него и лежит дорога на реку Моген-Бурен. Пошел град. Буду ночевать здесь. Поставил лагерь, у ручья, замутил ужин, разбавил спирта. Первый перевал за поход, да еще какой! Праздник!
Позже подошел пастух с сыном, байк был уже убран, мужик по русски говорил плохо, но мы друг друга поняли. В горах люди ценят общение.
Не понимаю, где развил максимальную скорость 19 км/ч.
Верховье реки Устю-Ыйматы
 
День 3. 12.06.2013, среда

р.Устю-Ыйматы - пер.2510 - р.Моген-Бурен - пер.2426 - оз.Хиндиктиг-Холь
пробег 69 км
 
Утром ощутима перспектива хорошей погоды. Хочется двигаться.
08.35, выехал. Дорога подошла к неглубокому броду. Перешел реку.
В 2002 году группа велотуристов из Барнаула решила не переходить реку, а идти вдоль нее до впадения в Моген-Бурен. Трудности, с которыми они столкнулись, указывали на то, что двигаясь по дороге, пусть даже с перевальчиком, хуже, чем им, мне не будет.
Дорога идет на подъем, который хоть и круто, но въезжаем. Проехал мимо озера Кок-Куль.
Озеро Кок-Куль
 
Тут развилка: либо левее на перевал, либо в право вдоль русла реки. Не люблю я эти русла. Да и не по пути.
09.10, 2 км, 2510 м над морем. Локальная вершина с заболоченными колеями. Тут можно пройтись. Синего неба больше, чем облаков. В каком-то месте есть ощущение развилки, как будто здесь нужно идти левее налево, на заснеженный спуск. Поддался на провокацию, понадрывался и вернулся. Развилка - глюк. Только по дороге.
Дорога идет с перепадами, которые прилично подгружают.
Подъем на водораздел
10 км, начало непрерывного спуска. Летали ли вы по грунтовке со скоростью 70 км/ч? А тут  - можно, покрытие позволяет.
Чую-чую, впереди река Моген-Бурен! Тревожило наличие моста.
Действительно, товарищ, перед рекой есть развилка, накатанная дорога идет направо, проходит метров триста и заканчивается у даже теоретически пешком непроходимого брода.
Нереальный брод
10.36, 17 км, 1987 м над морем. Туда-сюда, все без толку. Кстати, хорошее место для ночевки. Грела мысль, что в 5 км отсюда есть селение Кызыл-Кая, однако тропа по берегу в том направлении не нашлась.
Что же, вернемся к развилке. Влево дорога также доходит до пастбища реки. В метре от берега глубина метр. Как ласково можно поиздеваться над алкашом: "Могу предложить только шампанское".
Всего в 20 метрах отсюда на том берегу видна дорога! Изучил весь берег, без мазы. У меня был с собой кевларовый шнур и карабин. При сборе вещей по телу проходила дрожь от мысли, что он может понадобиться. Неужели, здесь? Тут же глубоко, ё-моё! И течение неправославное!
Решил немного вернуться и идти поверху вдоль реки. И вот оно! Не более, чем в полукилометре, Моген-Бурен расходится на большое множество рукавов. Это не шанс, это путь!
Здесь реальный брод
Рукава значительны, значит основное русло максимально ослаблено. Перетащил по очереди рюкзак и велик на острова и дальше до основного русла. Оно реально проходимо! Немного бурлит, но в сравнении с предыдущими "бродами" просто пустяк.
Сначала велик. Тут не выше пояса, почти перешел, но в метре от берега проваливаюсь по грудь. А течение-то несильное. Выпрыгнул, даже велик не замочил. Рюкзак переносил, как умный: брал курс на верхний край островка, там коса.
12.27, 21 км. Еще десяток незначительных проток, и я на дороге. В кайфе! Сейчас пишу отчет, оказывается потратил менее двух часов. Там мне казалось в 2-3 раза больше.
Местные водители здесь используют только УАЗ-буханки. Они набиваются людьми и вещами под завязку и куда-то едут. Налево - через перевал Бугузун в Кош-Агач, направо - через Кызыл-Кая в Кызыл. Пока ехал вдоль реки встретил 4 машины. Сказали, что перевал Шапшал очень заснежен и не проходим. На самый плохой случай у меня был заготовлен путь через Мугур-Аксы, но карты на тот участок не было.
В одном месте дорога уходит выше на склон, я проехал прямо и был встречен огромным псом на пастбище. Вернулся.
Дорога вдоль Моген-Бурена
На картах нанесена дорога, идущая совсем высоко по склону. Она, действительно, есть. Но подъем на нее такой крутизны и протяженности, что лезть на нее нужно, разве что в случае большой нужды.
Общепринятая дорога идет вдоль реки, перепрыгивая по мостам с берега на берег. Видел место впадения Устю-Ыйматы. Впечатлился, много снега.
Старая знакомая долина
13.25, 28 км, 2035 м над морем, как раз такой мост. Съедаю сникерс. Все очень живописно.
14.28, 37 км, 2057 м над морем, развилка у таблички. Дорога вырывается из плена ущелья реки, попадая в огромную чашу Бельдыр-Шоль.
Выход из ущелья
Вдоль Моген-Бурена продолжает идти дорога в нужную мне сторону по направлению к озеру Хиндиктиг-Холь, но там неизвестно наличие переправы. Выбираю более накатанную дорогу налево и еду по бескрайним просторами в ненужном направлении.
В поисках моста через Моген-Бурен
Иногда попадаются пасущиеся стада, но людей не видать. Необычны местные озера. Увидел, как впереди дорога поднимается круто на склон. У начала подъема есть жилье. Вот сейчас все и узнаю.
Женщины по русски не говорили, позвали мужчину. Тот пояснил, где находится мост и указал направление.
Дабы не пропустить переправу, стараюсь ехать по ближайшим к реке дорогам уже в обратном направлении.
15.47, 50 км, 2077 м над морем. Мост хитро спрятан в одной из излучин реки. Здесь река совсем нестрашная, начал сожалеть, что не поехал по срезной дороге на развилке у таблички. Крюк-то около 10 км.
Сакральный мост через Моген-Бурен
Хотелось поесть и кончилась водичка. Кругом бескрайние просторы, но даже если есть ручей, пить на пастбищах опасно.
Начал приближаться к горному массиву в нужном мне краю степи. Здесь пастбище, подъехал узнать что к чему. Вышел очень приятный дядька, трезвый, с живым огоньком в глазах. А вот следом с ножом в окровавленных руках появился изрядно спившийся его товарищ. Первый спрашивал про маршрут, второй - про велосипед. Пожалуй, это критерий. Задерживаться расхотелось.
Проехал одно пустое пастбище, воды нет. Кругом сложены поленницы из кизяков. Это единственное доступное топливо.
Топливо степей
Начала наваливаться усталость. А тут еще дорога начала набирать высоту на перевал. И вот пересекаю ручей. Водичка чистая, перекусываю со страстью отца Федора.
Но, увы, поздно. Батарейки изрядно подсели, восстановиться не получилось. Немного проехав, спешиваюсь и иду в перевал пешком. Может уклон велик, может трава тормозит, может измотал меня сегодняшний день, а может - поздно пожрал. Радует одно - скоро вечер, потери невелики.
Перевал на Хиндыктиг-Холь
18.52, 65 км, 2426 м над морем. Перевал! Ура! Скачусь-ка я вниз и встану на берегу великого озера Хиндиктиг-Холь, являющегося святыней у тувинцев.
Но что это? Озеро еще не растаяло. Вместо чистейшей воды я вижу белый снег на всей поверхности. Озеро реально огромно и очень красиво. Но под снегом.
Вид на остров
19.30, 69 км, 2305 м над морем. Ближайший ручей, берег озера. Ставлю лагерь. На моей стороне величественный горный массив, на той стороне виден заснеженный Шапшальский хребет. Что ж, переваливать через Шапшал не буду. Поищу приключений в другом месте.
Ночевка на озере
День 4. 13.06.2013, четверг

оз.Хиндиктиг-Холь - пер.2535 - р.Каргы - кош Ыйгалак
пробег 44 км
 
Утром было мрачновато. Пасмурность особенно подчеркивает неуютное ощущение от близости заснеженного озера. В общем, надо бы отсюда сваливать.
Местами растаяло
09.20, трогаемся в путь.
Ближе к восточной оконечности озера дорога изрядно подболочена и ехать получается себе дороже. Прогуляемся. На восточном берегу и вовсе бездорожье. Множество колей, каждая из которых в той или иной степени содержит лужи и грязь.
Бездорожье на восточном берегу
После брода через большой ручей можно ехать. Прямо вверх на выходной перевал озерной котловины.
11.38, 10 км, 2535 м над морем. Перевал оказался двугорбый.
Выходной перевал
 
По ту сторону, над долиной реки Каргы, видно синее небо и солнце. Мчусь вниз. По пути зачем то поворачиваю правее с набором высоты. Понимая, что дорога хоть и пойдет вдоль реки, но может оказать без моста, исправляю по степи направление и спускаюсь к мосту.
Шапшальский хребет
12.30, 17 км, 2132 м над морем, мост.
Вдоль Каргы идет отличная укатанная дорога. Почти все время вниз. Однако попадаются и подъемы на прижимы. На одном таком меня настиг град. На четвертый день полной автономки можно смело его не заметить, всего лишь одев шапочку.
Снег на Каргы
Проехал поворот на перевал Узун-Хем, который штурмовала группа И.Томаса в 2007 году. Хребет заснежен.
14.26, 40 км, 1965 м над морем. Вижу УАЗик. Слышны голоса. Подъезжаю. Мужики едут во встречном направлении, остановились порыбачить.
Один из них, живущий в этих краях с детства, советует мне перемахнуть через перевал Кадыр-Орук, который "вон он!". В это время на нем минимум снега, "хороший скотопрогонный летний перевал". Действительно, видно, что снега нет. "Здесь все перевалы 3000 метров". На той стороне обещает дорогу.
По совету Юры, так звали мужика, поворачиваю и еду к хребту.
Ночевка перед перевалом
15.00, 44 км, 2127 м над морем. Здесь есть обустроенный кош, все чисто и убрано.
Моментально обживаюсь, решаю устроить полудневку перед взятием категорийного перевала. Место отличное, погода шепчет. В коше живут мыши - продукты и вещи на полу лучше не складывать.
Интерьер
День 5. 14.06.2013, пятница

кош Ыйгалак - пер.Кадыр-Орук(2967м,1А) - р.Талайлык
пробег 10 км
 
Отлично выспался и отъелся!
09.15, снимаю правую педаль, левая не откручивается. Выхожу на тропу. Погода шикарная. Светит солнце и плывут облачка.
Отличная погода впереди
Пересекаю ручей и иду по левому (орогр.) берегу ручья. Велик катится, рюкзак на плечах.
Через 2 км перешагиваю через приток. Всюду можно встать с палаткой, если кош окажется занят.
10.30, 2,8 км, 2416 м над морем, очередной ручей. Уклончик растет.
По крутому склону
10.55, 3,4 км, 2500 м над уровнем моря. Невооруженным глазом видно, что ручей по подъемному овражку засыпан снегом, а идти придется по крутому травянистому склону.
Высота все выше, сил уходит много, записи в дневнике не делаю. Дохожу до снежника, пересекающего путь. Осторожно, шаг за шагом пересекаю его. И еще парочку.
Переход через снежный язык
Попадаю в зону сыпухи. Виден перевал. Всюду лежат крупные камни, велик катиться не хочет.
Дальше - сыпуха!
Отсюда до самого верха передвигаюсь, таская по очереди рюкзак и велик. При этом оптимальный путь нужно еще поискать!
Тут только вперед.
15.52, 6 км, 2967 м над морем. Так или иначе, я на перевале. Вид окрестностей восхищает.
Перевал Кадыр-Орук
А вот спуститься отсюда будет сложновато. На южную сторону склона всегда приходится больше солнца. Северной стороне солнце светит мало, снег сохраняется долго.
Здесь очень круто и снежно. Действительно, спускаться нужно по правому склону, но как это сделать, кругом снег? С седловины начать спуск нельзя, велика крутизна склона. Набираю еще 40 м высоты и нахожу оптимальную траекторию. Снег жесткий, ступени держат надежно. Важно не наступить на камень.
Карниз с другой стороны
Бесснежные проталины расположены вертикально. Осмелев, спускаюсь по сыпухе, как на лифте. Ниже нужно пересечь несколько языков снежника. Высота прилично сброшена, снег мягкий, местами проваливаюсь по пояс. Рюкзак ударяется внешними карманами о снег и выкидывает пластиковую бутылку для воды далеко вниз.
Передвижение по рыхлому снегу выглядит так: проваливается первая нога по пояс. Пытаясь вылезти, тонет вторая нога. Рука тоже проваливается. Оставшейся рукой притягивается к себе велосипед. Слава богу, у него осталась одна педаль, которой можно зафиксироваться за снег. Опираясь на раму велосипеда, вытаскивается туша из снега.
Чуть позже, приловчился перемещаться сидя и лежа. Еще немного и можно будет встать на твердую землю.
Как назло начала портиться погода. Но потом снова распогодилось, повезло. Нечеловеческими усилиями достигаю твердую землю.
Травянистый склон иногда тоже пересекается снежниками. Преодолеваю ползком. Уже ничего не страшно, основной ужас остался позади.
Тропа отвратительная, катить велик мешают корни кустарника. Вдохновившись успехом, решаю снизить темп и идти спокойнее.
Взгляд назад.
Я пришел оттуда
Вот и долина реки Талайлык. Спустившись с последнего пригорка, останавливаюсь на поляне без сил. После долгой паузы дошел до ручья, набрал воду в кружку и котелок. Очень не хватает элементарной пластиковой бутылки.
19.30, 10 км, 2335 м над морем. Ставлю палатку, с наслаждением пожираю дошираки. Какое счастье закусывать спирт сырокопченой колбаской, любуясь красотами!
Никакой дороги в долине нет, холере ясно, я здесь один!
 
 
День 6. 15.06.2013, суббота

р.Талайлы -р.Барлык
пробег 33 км
 
Самое время взглянуть на карту. На эту местность у меня была 5-километровка. Практически я нахожусь в самых верховьях Талайлыка. Позавчера Юра сказал, что можно пересечь противоположный хребет и попасть на дорогу в Шуй. Высота перевала сопоставима с вчерашним, значит, нечего туда соваться. Решил спускаться вниз по Талайлыку, до его впадения в реку Барлык. Юра также говорил, что дорога вверх по Барлыку напрочь размыта, а следовательно в случае ее полной непроходимости, меня ожидают очень отменные дневные пробеги до самого Абакана. Это прекрасно! Уж что-то, а крутить день напролет я люблю.
Погода хмурилась, но дождя не было.
Люди появятся позже
10.25, начинаю движение. Не мешкая, перехожу на противоположный берег. Он выглядит более ровным. По нему проходит тропинка. Попытка найти следы древней колеи не увенчались успехом. Дороги здесь не было. Позже я оценил наивность этого поиска.
2 км, на противоположной стороне начался лес.
3 км, забираюсь на прижим.
11.30, 4 км, 2264 м над морем. Бесхозное стойбище. Тропа позволяет ехать. Вхожу в азарт и надеюсь, что так будет всегда. По пути попалась первая изба, видно, что жилая. Помощь мне не требовалась, проезжаю дольше. У ручья увидел женщину, занятую по хозяйству. От удивления она забыла поздороваться.
Проехав еще немного, встретил караван из плотно нагруженных яков в сопровождении погонщика на лошади. Оригинальное его имя не запомнил, а перевод его означает "железный". Не смотря на внешний бандитский вид, чувак оценил, что я пришел с верха и отнесся ко мне очень уважительно. К фотоаппарату интерес, однако, проявил.
Отсюда у встречных стал возникать еще один вопрос: "Вы здесь одна?". На всякий случай всегда в дальнейшем стал отвечать полным текстом: "Да, один!".
Мой друг 'Железный'
Пройденный за эти дни путь добавил мне столько уверенности, что я чувствовал, что могу выиграть любой поединок одним взглядом или улыбкой.
Пожелали друг другу удачи.
Еще немного вниз и встретил семью кочевников на трех лошадях. Глава семейства был явно нетрезв давно. Его сынишка с важным видом ехал рядом. У обоих погружен багаж. Следом на лошади сидела женщина, обвешанная двумя детьми, а третий сидел перед ней. Разговорить удалось только ее. Она решила меня утешить и сказала, что "дорога недалеко". Если переложить это на время и усилия, это была сладкая ложь.
Итак по тропе идет реальная движуха, а значит куда-нибудь, но я выйду.
12.53, 16 км, 1947 м над морем. Стоит бесхозный, но крепкий кош.
Проезжая тропа
 
Видимо, это какая-то ключевая развязка, потому что влево на гору забирается конкретная широкая тропа. Я же прохожу прямо и упираюсь в брод. Затем обратный брод. Река опасности не представляет.
А вот дальнейший путь был явно непрост. Проезжая тропа, конечно время от времени появлялась, но преимущественно силы уходили на преодоление прижимов и волочение по бараньим тропам на склонах. Конкретно это не пришлось по душе. Позже, поумнев, пришел к выводу, что не стоит в таких местах брезговать бродом для прохождения гадких участков по другому берегу.
По звериным тропам
Тропа становилась увереннее. Вот-вот должен был появиться запах дороги. На противоположном берегу увидел свежий кош, построенный из досок. Одну доску увидел на тропе. Доска - не бревно. Сюда ее привезли. Целый дом на лошадях не привезешь.
15.50, 25 км, 1770 м над морем. Прошел ровный холм, и на первоначальном моем берегу увидел начало дороги. Все броды до конца Талайлыка проходимы в худшем случае в два приема, но без проблем.
Первый метр Дороги!
Почти сразу на дороге стали попадаться жилые дома с собаками. Собаки долго  преследовали меня. Однако вспоминая пастушьих собак Армении, я готов был без труда расправиться с любой псиной. Не хотелось лишь останавливаться.
Як
Опять брод и я уже в целой деревне. Собака отстала. Народ недоумевает. Некоторые детишки, видимо, приехали из города. Слишком уж недико выглядят.
Достиг района впадения Талайлыка в Барлык. Здесь дорога забирается на конкретный прижим с отрывом переднего колеса. Спускаясь с прижима, дорога идет вниз по течению Барлыка. Я же собираюсь пойти вверх по течению, поэтому вдоль берега еду в обратном направлении.
17.00, 33 км, 1653 м над морем. Слияние Талайлыка с Барлыком. Шикарное место для стоянки.
Ночевка в устье Талайлыка
Тут же есть мост через Талайлык. Перехожу по нему. Брод, пожалуй, удобнее. Действительно, от дороги нет даже следа. Прохожу около километра. Начались таскания через огромные валуны. Никакой оптимистичной перспективы не чувствовалось, решаю возвращаться и ехать по дороге.
Ночую, как раз в хорошем месте у слияния.
В инете есть отчет сплавщиков по Барлыку, в котором написано, что дорога появится только у места слияния с рекой Чазадыр. А это около 25 километров страданий, причем, судя по описанию, не шуточных.
Пока ставил лагерь, на УАЗике подъехали двое пареньков порыбачить. Один, видимо, испорченный городской жизнью, поинтересовался, служил ли я в армии и сидел ли в тюрьме. Слегка пояснив свою позицию, что время можно использовать гораздо в мирных целях, перешел в наступление с расспросами об успехах в учебе. Разговор очень быстро закончился. Секунд десять паренек рассматривал мой багаж, который самым уязвимым образом был вывернут весь напоказ и пошел рыбачить. Я же очень быстро все спрятал в рюкзак, искупался и замутил ужин. Ребятки ничего не поймали и уехали.
Вот и закончился мой автономный участок.
Тувинская молодежь
День 7. 16.06.2013, воскресенье

р Барлык - р.Арзайты - пер.Арзайты(2222м) - Саглы - пер.Орта-Турук(1811м) - р.Кара-Дыт
пробег 103 км
 
 Сегодня все ясно. Начнется дорога. Погода хорошая.
10.25 выехал. Вернулся к вчерашнему повороту и покатил по главной дороге. Тут же находится селение, к которому подведено электричество. Дорога петляет долиной Барлыка, есть мосты и броды.
Долиной Барлыка
11.00, 11 км, 1800 м над морем. Кажется, это выход на дорогу из Мугур-Аксы. У дороги нечто, похожее на городок пограничников. Пропуска на эту территорию у меня не было, и, скорее всего, он бы пригодился. С этого года ввели положение, в соответствии с которым пропуск нужен на территории, находящиеся в 5 км зоне от границы.
Посмотрев туда издалека, решил перейти Барлык прямо тут и максимально незаметно выбраться на большую дорогу. А там, будь, что будет.
Дорога оказалась неплохой гравийкой.
Набираю высоту вдоль реки Арзайты к одноименному перевалу. Местами река покрыта снегом, на котором коротают время пасущиеся яки. Движение практически нулевое.
Пасутся
12.41, 24 км, 2222 м над морем. Перевал Арзайты. Честно говоря, я ждал, что отсюда начнется заслуженный спуск, но мне было навязаны локальные подъемы и спуски, именуемые "качелями".
На перевал Арзайты
К этому времени мне хотелось пить, а редкие ручьи мне казались подозрительными. Кипятить воду не хотелось.
В каком-то месте увидел знак, что на этом месте обслуживание дороги заканчивается, дорожники прощаются с нами. После этого знака покрытие дороги вызывало пролетарскую ненависть. Скорее всего, это чувство объединяло водителей этих мест и они накатывали альтернативные колеи прямо по степи. По ним можно сносно ехать. В безвыходных местах приходилось вновь возвращаться на дорогу и проклинать ее.
С перевала
Пить хотелось нестерпимо. Не было даже грязных ручьев. Местами попадались лужи. Сухость во рту сменилась ощущением, будто во рту слезшая кожа начала образовывать комочки.
Моей надеждой был единственный населенный пункт Саглы. Я слышал, что жители тувинских деревень, мягко говоря, неинтеллигентны. Но там должен быть магазин. И я туда мчал, как мог. Ощущалось подобие теплового удара. Жажда, короче.
Действительно, в паре километров отсюда справа от дороги показалось селение. Делать нечего, сворачиваю. На фото можно разглядеть домики.
Над деревней Саглы
15.00, 58 км, 1540 м над морем. Сыглы. Еду по основной улице. Спросил у детишек про магазин, те открыли рты, но рукой махнули. Взрослых пока не видно. В магазине покупаю литр молока "Простоквашино" и двухлитровую бутылку пива. Больше мне ничего не надо.
Пока засовывал это в рюкзак, на площадь начал плавно стекаться народец. Чую, дорога зовет. Слышу женский голос: "Башка болит!". "Пора" - думаю. Подходит женщина, в состоянии крайнего похмелья и гутарит по местному. Я понимаю, что ей надо, но принципиально не желаю ее поощрять. "Ага, отвечаю, только что с гор спустился, красиво тут у вас, очень необычно". Тетка приходит в ярость. Еще две три реплики. Я уже в седле. Тетка орет на всю площадь, как будто я ее вчерась напоил, а теперь ухожу к другой. Грешно, говорю, просить с путешественника деньги. И пошел в отрывчик. Площадь позади, но из дворов стали высовываться жители, уж не знаю, что у них за сигнализация. И все страшные такие. Как в книжках Стивена Кинга. Подъехал к одному дедку спросить про перевал, по которому можно срезать мой путь. Вблизи дед выглядел, как страх господень. Сказал, что дорога одна.
Вот и край деревни, выезд с набором высоты в сторону Чадана. Не достигнув трассы, заливаю литр молока. Недурно-с.
Вот и трасса, отъехал с в сторону, присел, достал пивка.
 От этого места влево в горы отходит дорога, очень похожая на нанесенную на карте в сторону перевала Тайга-Узу, можно попасть в долину реки Чазадыр и добраться до места его слияния с Барлыком. Выбор этого варианта предоставлял романтическую возможность рискнуть и не успеть на самолет. Поеду-ка я лучше дальше по трассе, так надежнее.
Все три литра жидкости без единого булька растворились в организме.
На перевал Орта-Турук
16.00, 1617 м над морем, продолжаю путь. Начинается подъем на перевал Орта-Турук. Езда по степи требует крепких нервов. Педали крутишь, километры наматываешь, высоту набираешь, а ничего не меняется.
17.27, 70 км, 1804 м над морем. Перевал Орта-Турук. На перевале пост с шлагбаумом. Никого вокруг. Видно, что на спуске дорога забирает влево, а потом идет опять вверх. Спуск закончился на высоте 1680 м и начался новый подъем.
18.24, 77 км, 1956 м над морем. Перевал Хорумнуг-Даг. Настоящий перевал, имеет все его атрибуты, включая завязанные ленточки. Под гору моментально съезжаю вниз.
Перевал Хорумнуг-Даг
18.47, 83 км, 1582 м над морем. Мост через реку Хорумнуг-Ой. Здесь первое за день хорошее место для стоянки. На мосту стоит машина, семейство остановилось для отдыха. Решаю ехать дальше.
Вниз с холма!
По пути стали попадаться селения, возможно обитаемые. Также побеседовал с очень пьяными мужиками на буханке. Видимо давно стоят в этом месте.
Уже совсем поздно, на 103 км пути пересекаю реку Кара-Дыт по мосту и ищу в кустах укромное местечко на берегу небольшой протоки. Развел костер. Многовато перевалов на сегодня.
 
С перевала Сап
 
День 8. 17.06.2013, понедельник

р.Кара-Дыт - пер.Сап(1805м) - пер.Хондергей(1950м) - Чадан - пер.Ак-Хая(1065м) - р.Чыргакы
пробег 122 км
 
Утром мимо меня прошло стадо коров. Зная их жвачную сущность убрал с кустов развешенную после стирки одежду.
10.15, выехал из кустарников.
Дорога сразу же идет на подъем, впереди очередной перевал. На обочине сидел пастух. Увидел меня, решил пообщаться. Как давно не слышал родной русский речь! Пастух раньше работал водителем. Пожелали друг другу удачи.
Дорога улучшается
11.21, 9 км, 1805 м над морем, перевал Сап. Есть беседка от дождя. На перевале после подъема отдыхал встречный бензовоз. Огромная импортная машина смотрелась на фоне степной местности как корабль инопланетян. Водитель посоветовал хорошую шашлычную в на въезде в Чадан.
На спуске к дороге подошла ЛЭПка, которая была моей попутчицей почти до заключительного дня похода.
Сто дорог
12.04, 16 км, 1494 м над морем. Слетев с перевала, дорога примкнула к асфальтовой магистрали А-163. В месте примыкания заброшенный пост ГАИ. Возможно, здесь у меня могли бы проверить пропуск. В стороне есть подобие столовой, но водитель бензовоза отрекомендовал ее с худшей стороны. Начался подъем на очередной перевал.
13.18, 22 км, 1927 м над морем. Вкрутил на самый цивильный за поход перевал. Даже торговля сувенирами есть. Параллельно дороге по лесу идет ЛЭП. Кто не хочет ехать сюда по асфальту, может доставить себе удовольствие подниматься по технологической ЛЭПкиной трассе. Степная шутка.
Тувинские леса
Шикарнейший скоростной спуск позволяет разогнаться до 70 км/ч. Где-то на этой скорости меня догнал Мерседес. Капельку сбавив, пообщались на ходу. Мерс нажал на педальку и вскоре скрылся из виду.
Более 60 км длился спуск. Конечно, ближе к концу стало полого, и скорость в 20-30 км/ч удовольствия не приносила.
15.30, 86 км, 813 м над морем. Моя дорога вливается в шоссе А-162 "Саянское кольцо". Это самая крупная артерия здесь. Других транзитных дорог тут нет. На перекрестке тоже есть столовая, но она закрыта. На бензоколонке купил бензин. В пластик наливают, но целыми литрами. У меня полторашка. Следующий за мной мужик радуется поллитровому бонусу.
Взгляд с перевала Ак-Хая назад на Чадан
Справа Чадан, хоть и не по пути, но отклонение по 3 км туда и обратно ради шашлыка - не расстояние. Асфальт плохой. Шашлык хороший. Тут же есть магазин. Пиво с шашлыком благотворно действует на любой организм, что не говори. Потребовал вторую порцию. Хозяйка, видимо расценив мой голод как брак в ее работе, сделала полуторную дозу. Казалось, весь мир погрузился в радость!
В шашлычной пообщался с молодежью. Пугают меня предстоящим Саянским перевалом, на котором летом может выпасть снег. Начал было рассказывать о первых перевалах на маршруте, потом понял, что ребята свой перевал в обиду не дадут.
Притарив с собой пивка и кое-что из еды, поехал в сторону Ак-Довурака.
17.00, 92 км, тот же самый перекресток с бензоколонкой. На сытый желудок брать перевал, как десерт поглощать.
18.00, 101 км, 1065 м над морем. Перевал Ак-Хая, главный горб. Сижу в беседке, заливаю пиво. Счастье усиливается. Отдохнул здесь часок. Впереди будет две реки, там и заночую.
Сказочный знак
На 115 км мост через реку Шеми. Ни какого намека на укромное место нет.
20.20, 125 км, 825 м над морем. Мост через Чыргакы. Окрестности поросли высоким кустарником, можно вставать. Выбрал место слева, не переезжая моста. Полянка среди кустов, есть комары. К основному руслу не пробиться, но протоки достаточно, чтобы решить все бытовые вопросы.
Какой-то транспорт подъехал к мосту. Полчаса на чистом русском языке природой восхищалась какая-то нетрезвая девица. Потом все стихло.
Звонили с работы, с трудом понял о чем разговор.
Для педантов убираю из дневного километража 3 км обратной дороги от шашлычной.
 
 
 
День 9. 18.06.2013, вторник

р.Чыргакы - Кызыл-Мажалык - Саянский тракт - р.Устю-Ак-Ой
пробег 95 км
 
Мимо моего место проходит дорога в селение Чыраа-Бажы. Вечером было тихо, а утром по ней заездили машины. Комары прилично достали, решил отъехать в нормальное место позавтракать. Нормальное место оказалось по другую сторону дороги, не переезжая моста.
Оно просматривается с дороги, но утром все едут по делам, поэтому никто не испортит обедни.
09.00, уже перевел стрелки часов на час вперед, вышел на маршрут.
10.00, 10 км, 988 м над морем. Граница районов. Очень утомительный путь. Дорога видна на многие километры вперед, кажется, еле ползешь. Иногда дует враждебный встречный ветер. Справа виден Ак-Довурак.
Ак-Довурак
11.50, 35 км, Кызыл-Можалык. Районный центр. Здесь есть бензоколонки, а самом центре - столовая, где я не собирался не выпить. Затащив прямо в избу велосипед, попросил себе пельменей и пирожков. Все было отменно-с. Попросил еще пельменей. Выпил под это дело двухлитровку. В это время народ приходил пообедать. Кое-кто просил велосипед в подарок, однако было очевидно, что серьезного в этом ничего нет.
Попросил тут же отсыпать соли и сахара. Дали даром и с радостью.
Зашел в магазин напротив на дозаправку. Местный алкаш был куплен за 10 рублей и сторожил мой велик. На выходе получил еще двадцать и радостно дернул в магазин. Видимо, накопил!
У магазина видел русскую семью. Взгляда на женщину было достаточно, чтобы полюбить ее, как сестру.
Немного вернулся назад до развязки и поехал к Саянскому перевалу. Совсем немного от центра, а стало уже безлюдно.
12.30, 39 км. На выезде из села - бензоколонка и поворот на Тээли.
Дальше начался подъем на водораздел. Справа от дороги молодежь устроила гульбу. Зазывали разделить с ними радость. Но я уже и так прилично задержался, да и хотелось, наконец-то, покинуть цивилизацию.
К реке Алаш
14.18, 61 км. Мост через большую реку Алаш. После моста начался подъем на водораздел Алаша и Ак-Суга.
Это я!
16.15, 72 км, 1202 над морем. Можно, конечно, водораздел назвать перевалом, но это явно унизит предыдущие перевалы. Отдыхая в седловине, навстречу на лошади проехал перепуганный парнишка и спросил, будут ли у него на пути представители сексуальных меньшинств. Типа он еле оторвался от целой компании таковых в долине Ак-Суга. Лошадь тяжело дышала. Парнишка стандартно при этом спросил "Вы - одна?". Вообще!
В долине реки началась лесная растительность с ее неповторимыми ароматами. Особенно остро это почувствовал после пройденного пути. Пожалуй, это лучший запах!
Меня обогнала машина, в которой на заднем сиденье сидел бухой подросток с разбитым напрочь фейсом, а за рулем, видимо его родственник. Какой-то неуловимый стиль  одежды родственника указывал на недавнее возвращение из мест лишения свободы. Сужу по аналогии. Оба забыв о горестях уважительно поприветствовали меня, а водитель сокрушался, что не может себе позволить такой отдых из-за дел.
Вдоль реки очень много уютных мест для ночевки, но слишком уж близко к дороге. ЛЭПка тоже рядом.
Долина Ак-Суга
18.30, 95 км, 1236 м над морем. Перед мостом через речку Устю-Ак-Ой слева увидел что-то похожее на неиспользуемое пастбище и встал на ночевку в редком лесу.
Позади остался очень нудный день. Степь достала!
При планировании похода хотел проехать по старой дороге из Тээли через гору Бай-Тайга, посетить знаменитое озеро Кара-Холь и, может быть, пролезть около горы Кызыл-Тайга. Затея может показаться спорной, но со стороны Кызыл-Тайги на шоссе приходили конкретно накатанные дороги. Однако, петля через Чадан, возможно, к счастью не оставила мне времени для изучения этого.
День 10. 19.06.2013, среда

р.Устю-Ак-Ой - пер.Саянский(2214 м) - р.Большой Он - р.Она
пробег 114 км
 
Утром испытывал радостное ожидание взятия Саянского перевала.
09.30. Завтракать не стал, где-то совсем рядом должна быть столовая. Хотя отсутствие населенки совсем ее не предвещало.
09.45, 3 км. Мост через Ак-Суг.
10.05, 7 км. Еще один мост через Ак-Суг. Кругом много деревьев, но все же это не тайга. На склоне виден дым, это - лесной пожар. Встретившийся егерь тщетно ждет попутки в обратном направлении, чтобы позвать подмогу, пока остальные мужики с ночи бьются вверху со стихией.
11.33, 27 км. Мост теперь уже через Кара-Суг, который в паре с Ак-Хемом порождает Ак-Суг. По пути попадались хорошие места для ночевок и одно капитальное заброшенное здание столовой. Малость погоревал, но надежду на общепит не утратил, тем более, егерь подтвердил жизнеспособность трапезной.
11.40, вот она, сердешная, сразу за знаком "84 км". Стоит пара грузовиков. Велосипед можно пристроить так, чтобы видеть его из окна. Аппетит за утро нагулял отменный. По привычке навернул два вторых блюда, пирожки, выпил весь компот и литр как бы сока. Еда была не то чтоб вкусная, но очень желанная. Провел здесь полчаса.
Начало подъема на Саянский перевал
Через пять километров закончился асфальт, видимо, сейчас начнется приличный уклончик.
О, да! Настоящий трудовой подъем. Обгоняющие грузовики жутко пылят, но их видно из далека, всегда можно успеть отойти подальше в сторону.
14.20, 43 км, 2214 м над морем. Перевал Саянский. Дует ветер, но небо с просинью. С места ночевки набрал километр высоты.
Саянский перевал
На перевале гордый знак Хакассии. Некоторым путешественникам могла броситься в глаза нанесенная на карте пунктиром дорога с запада. Даже не надейтесь.
Въезд в Хакасию
Спуск приятен. Тут же под перевалом станция с техникой, обслуживающей дорогу.
Начинается настоящая тайга с настоящей таежной рекой Большой Он. В июне зелень здесь еще совсем молодая, как поздней весной. Припекало солнышко. Как же я соскучился по такой природе! Какой запах!
Таежный ручей
Всюду удобные подъезды к реке. Встретил русского мужика, надувающего лодку. Кажется я вернулся откуда-то издалека, из какой-то неродной мне местности. Даже ЛЭПка как-то по-другому смотрится.
15.35, 63 км поворот на турбазу Снежный Барс. Решаю не заезжать, упиваюсь дорогой, которая все время идет под гору. Проехал заброшенную деревню Большой Он. В этом месте уже мощная окрепшая одноименная река впадает в Ону. Испытывая радость от каждой новой таежной сосны, еду дальше.
Таежная река
19.30, 114 км. Не доезжая двадцати километров до деревни Кубайка, сворачиваю к реке. Проехав по лесу попадаю на огромный пустой пляж. Это просто праздник. Купание и питание.
Очень радостный день, без особо видимых нормальному человеку причин.
Ночевка на пляжу
 
День 11. 20.06.2013, четверг

р.Она - Кубайка - пер.Атгольский(1020м) - пер.Канжульский(991м) - Абаза - Арбаты - Киргинджуль
пробег 109 км
 
Сегодня продолжится таежная часть похода. Это прекрасно. Пожалуй, в следующем сезоне не поеду в безлесные края.
Утром на пляж приехал порыбачить мужик на машине. Немного помучившись и не поймав, сел в машину и уехал.
09.50, выхожу на дорогу.
10.52, 20 км, 651 м над морем, поворот на Кубайку. Деревня остается слева. Расстаюсь с рекой Она и начинаю подъем на перевал Атгольский. Педали крутятся, асфальт, попутчица-ЛЭПка рядом.
На перевал Атгольский
11.57, 29 км, 1020 м над морем. Перевал Атгольский. Чудесно, приступим к спуску.
Не успел спуститься, как начался подъем на новый перевал. Дабы восполнить пробелы в своей хронометристике, воспользуюсь цифрой из отчета И. Томаса, бывавшего здесь в 2007 году. Так вот, нижняя точка, с которой начинается новый подъем находится на высоте 546 м над морем.
Вид назад
Здесь набор высоты побольше. Где-то после середины подъема остановилась встречная машина с двумя девушками. Ищут пионерлагерь. Наверное, промахнулись. Тут кругом тайга, а за Саянским перевалом вообще...
Отмечаю, что русские женщины особенно красивы. С этими мыслями оказался на перевале.
13.56, 55 км, 991 м над морем. Перевал Канжульский. Удивительная дикая природа осталась позади.
На спуске вправо в лес уходят наезженные дорожки. Сквозь деревья увидел там гигантскую свалку. Мусор, наверное, из Абазы. Ну это просто позор, знаете ли! Мусора не видел на всем маршруте. А тут огромная свалка.
14.30, 67 км, 460 м над морем. Въезд в Абазу. На въезде - бензоколонка со столовой. Однозначно заехал, кормят вкусно. За обедом разговорился со своим ровесником. Паренек из Новосибирска, строитель. Сетует, что в Сибири стройка обходится дорого из-за относительно короткого теплого сезона и необходимости в дополнительном количестве утеплителя. Удивился, что я москвич, приехавший сюда из Алтая. Где ж еще было нам встретиться?
Дальше я должен уходить с этой трассы на деревню Арбаты. Короткий путь лежит прямо через бензоколонку по тропинке вдоль забора. Там попал на дорогу с магазином. Скромный на вид изба-магазин сразил наповал ассортиментом. Вот тут-то я выпью пивка!
Дорога на Арбаты проходит еще через несколько магазинов, затем выходит на берег широкого Абакана. Тут остановился на перекур. Временно расстаюсь с ЛЭПкой.
Движение несильное, но все-таки есть. Еду по главное дороге, без труда нахожу нужный поворот в сторону Большого Арбата.
Тут вновь оказываюсь на свалке. Мужик на Волге, стыдливо оглядываясь по сторонам, выкидывает мешок мусора. Местами свалка горит и воняет.
17.32, 96 км, проехал деревню, оставив ее слева. За деревней пасется стадо, уточнил у пастуха дальнейший путь. Пастух сказал, что председатель своими силами уничтожает свалку, средств для вывоза мусора нет. Да, это уже не Тува. Дорога идет кромешной тайгой, местами становится жутковато. Со стороны реки Абакан наступает гроза, видно, что там идет дождь. Удобного места для ночевки нет.
19.30, 109 км, 660 м над морем. Доезжаю до бывшей деревни Киргинджуль. На деле это огромная поляна с мостом на въезде и развилкой около него.
Бывшая деревня Киргинджуль
 
Отхожу немного в сторону и быстро ставлю палатку. Успеваю сбегать к реке помыться и набрать воды. Но на обратном пути дождь был уже конкретный. Скорее всего, я расположился у места жительства совы или какой-то другой ухающей птицы. Она все время переживала из-за моего присутствия.
Проснулся среди ночи, сова молчит. Зато слышны чьи-то очень тяжелые шаги у палатки. Какой-то огромный зверь глубоко вздохнул рядом. Крикнув на него, услышал, как он не торопясь зашагал прочь. Вздох похож на коровий. Как только зверь ушел, оживилась сова. Неблагодарная. Мешала заснуть.
 
Центральная ель деревни
 
День 12. 21.06.2013, пятница

Киргинджуль - пер.Арбатский(825м) - Табат - Бея - Красный Катамор - пер.Мартышкин(962м) - Богословка
пробег 90 км
 
Сегодня предстоит глубоко таежный день. Погода хорошая, почему бы и нет?
09.10, вперед!
Когда собирал вещи, слышал, как не спеша по "основной" дороге проходит тракторная техника.
Вскоре я нагнал огромный агрегат для валки деревьев на гусеничном хору в сопровождении вахтовки. Мужики на вахтовке то догоняли агрегат, то отпускали, дабы не ползти со скоростью пешехода. Не смотря на свирепый их вид, народ оказался доброжелательный. С особой тщательностью объяснили поворот на перевал Арбатский.
Обогнать на узенькой дороги такого монстра было невозможно, поэтому до развилки дошел пешком.
10.20, 8 км. Дальше цирюльник пошел направо, мне же на перевал по менее накатанной дороге прямо. Такая развилка с характерным плавным правым поворотом здесь только одна.
Ближе к перевалу
Сразу после развилки слегка подболоченный участок, а дальше можно вкручивать. Можно было бы въехать на перевал и без остановок, но местами колейность заставляла переставлять велик с одного края дороги на другой. Тайга прекрасна!
11.00, 12 км, 825 м над морем, перевал Арбатский. На перевале совершенно нет ничего интересного. Спуск огорчил. Дорога непригодна для езды. Лужи и ямы. Только пешком. Попалась брошенная изуродованная машина.
11.35, 16 км, 690 м над морем. Дошел до избы. Вроде бы жилая, а вроде бы и нет. Тут же развилка. Мне левее. Дорога жутко грязная. Иногда выгоднее пользоваться тропинкой.
12.25, 20 км, 658 м над морем. Мост через реку Табат. Отсюда вправо идет дорога на перевал Уйский. Я же выбрал путь через поселок Табат. Назревал нешуточный ливень, оказаться на грунтовке означало бы утонуть в ней.
13.30, 30 км, Табат. Перед поселком есть укромное место у ручья, создаю видимость, что я и байк содержимся в чистоте. Табат - большущее село. Зашел в магазин, купил всяких вкусностей. Чтобы попасть на дорогу в сторону Беи в селе нужно уйти направо через мост через реку. Поворот основательный, ошибиться невозможно.
Как только с правой стороны село закончилось, остановился у каких-то бетонных конструкций на перекус. Пошел ливень, одел куртку. Все небо заволокло, никаких радужных перспектив. Ан-нет, через полчаса погода наладилась, стало теплее.
По дороге встретился с двумя местными путешественниками на скутере. Дождь им тоже не понравился. Проехал Бею.
17.00, 61 км, 507 м над уровнем моря. Поворот на Красный Катамор. Ударение на второй слог. Некоторое время раздумываю, соваться ли на неизвестный перевал или проехать до Саяно-Шушенской ГЭС "как все". Местный житель на машине сказал, что дорога на перевал есть, но сильно заросла. Иду в неизвестность.
После Табата
До села дорога неожиданно делает два очень затяжных подъема.
Проезжаю село насквозь, выхожу к машинной станции. На этой поляне нужно забрать левее, пересечь ручей. Дорога позволяет ехать. Повстречал несколько развилок, выбираю наезженные варианты в южном направлении. Впереди видна ЛЭПка. Мужик говорил, что можно идти вдоль нее. Но нужно набирать высоту. Выбираю дорожный вариант. Иду пешком по пояс в траве, набираю высоту. Проклинаю.
В какой-то момент дорога поднимается на хребет и идет влево по нему. Можно прокатиться. Подгоняет приближение темноты и нежелание ночевать в этой чащобе.
19.30, 76 км, 962 м над морем. Перевал Мартышкин, по имени одноименной горы рядом.
Спуск гораздо драматичнее подъема. Местами экс-колея превращается в овраг 2-3 метровой глубины, заросший деревьями. Здесь кто-то был - я увидел траву примятую как бы мотоциклом с коляской. Ясно дело, мотоцикл сюда попасть не мог, видимо шла пара влюбленных медведей. Отчаянно хотелось вниз. Это чувство добавило сил.
20.13, 79 км, 693 м над морем. Выхожу на дорогу, идущую с Уйского перевала. Дорога используется. Оглянувшись увидел, что дорога с моего перевала отличается от обычного леса лишь тем, что к дереву прибита табличка "Берегите лес!". Вырвался!
На перевал Мартышкин
Дорога вниз разгоняет велик очень резво. Вдалеке справа идет супергигантская ЛЭПка. 
Развилка. Накатанная колея идет полем, а прямо уходит заброшенный участок с капитальным земляным полотном. Гоню, как все, полем.
Со сторону ЛЭПки вынырнула огроменная лисица с очень длинным хвостом. Бьюсь об заклад, что ее длина более двух метров. Красивая, как в мультфильмах. Несколько десятков метров бежала параллельно моему движению, потом скрылась.
20.52, 84 км, 580 м над морем. Четырехсторонний перекресток, еду прямо.
Доехал до деревни Богословки. Есть места для стоянок, но какие-то неуютные.
21.30, 90 км. Проехав Богословку, свернул направо перед мостом через реку. Преодолев ручей вброд оказался на поляне. Тут стоит пасека. Мужик говорит, меда нет, ночью будут съезжать.
Сбегал помыться на ручей, комары сожрали.
Позвонил домой, пока разговаривал нашел на теле трех впившихся клещей. Быстро их вынул и уничтожил. Сегодня уже ничего не предпримешь, завтра рассветет, тогда и подумаю.
Ночью реально съезжала пасека. Машина прошла в нескольких сантиметрах от палатки. Наверное, решили меня разыграть.
 
День 13. 22.06.2013, суббота

Богословка - Саяно-Шушенская ГЭС(радиально) - Майна - Саяногорск
пробег 80 км
 
Домашние были в восторге от укусов трех клещей. Мне было велено найти больницу и во что бы то ни стало сделать укол иммуноглобулина. В описании сегодняшнего дня будет рассказано много на этот счет.
Пока собирался, к палатке подошел мужик, спросил покурить. В разговоре выяснил, что мужика кусают постоянно, поскольку он часто по пьянке засыпает на природе. В доказательство показал на животе несколько красноречивых укусов. Общие болезни делают людей родственниками. Мужик сказал: "Если дураком не будешь - помрешь!". Оказывается, есть трава "тысячелистник", которая является жутко сильным антибиотиком, без побочных воздействий на организм. Трава тут же нашлась. Мужик съел сам "четыре штучки, не больше" и угостил меня. Сожрал, делать нечего. Трава, как трава.
12.00, огорченный возможным недугом отправился в путь. Дорога хорошая, по пути видел необычный большой дом-шале. Недалеко от выезда на трассу есть две турбазы с баней.
12.53, 15 км. Трасса на Саяно-Шушенскую ГЭС. Зрелище обещало быть величественным, поэтому было одно из моих целей похода.
Назревал дождь, а на дороге попалась шашлычная. Очень вовремя. Есть интернет. Пока ливень пытался намочить мой велорюкзак сквозь накинутую куртку , я пил пиво "как в последний раз", ждал пока изготовят свинью и общался про клещей.
Клещей здесь много. Случаев энцефалита никто не припоминает. Говорят в Черемушках на станции скорой помощи делают уколы. А вот то, что у меня нет медицинской страховки это очень плохо, ибо стоимость укола огромна, говорили о 10-20 тысячах рублей. Это печалило сильнее энцефалита.
Отменно пообедав, поехал в Черемушки. Нужно свернуть налево на светофоре, потом направо, и в здании детского садика "Чебурашка", с другой стороны, найти медицину.
Попавшийся врач сказал, что их станцию перевели в группу "подстанций", и в страховых случаях они не имеют права извлекать клещей. У меня не было ни страховки, ни клещей, поэтому лечение возможно в Саяногорске. Это будет по пути.
36 км. А пока осматриваю грандиозную Саяно-Шушенскую ГЭС. Сибиряки уважительно относятся к плотине, приезжают сюда, как на свадебную достопримечательность, так и просто привозят гостей.
Саяно-Шушенская ГЭС
Мне понравилась, хотя ожидал увидеть большее. Это, возможно, после гор.
На обратном пути проехал Майнскую ГЭС, младшую сестру.
От начала до конца трасса отделена от Енисея насыпной дамбой, по которой раньше была проложена железная дорога. Теперь по дамбе можно ехать, если досаждает трафик.
17.35, 67 км. Саяногорск. Ух и большой городище! Если ехать все время прямо через весь город, то слева будет больница. По пути съел мороженного.
У въезда на территорию больницы поговорил с охранником, который, как и все его коллеги, всё знают. Итак. Клещей после удаления нужно было разложить в отдельные баночки. Потом отвезти их на экспертизу в санэпидемстанцию. В случае, если они энцефалитные, уколят иммуноглобулин. Такой порядок не зависит от наличия страховки. И занимает немало времени. А у меня послезавтра самолет.
Мужик любезно и безвозмездно начал караулить велик, а я пошатываясь, то ли от усталости, то ли от теплового удара, пошел на лечение.
Бумажки при регистрации заполнили быстро. Колоть иммуноглобулин никто не собирался, потому что не было ни результатов анализов клещей, ни симптомов. Прописали антибиотики и сказали, при резком повышении температуры или боли в верхней части спины, немедленно бежать в больницу. То есть уже после похода.
В прошлом году здесь выявили три случая заболевания энцефалитом. При этом один из них нашелся у человека со сделанной прививкой! Черти что...
Плюнув на всё это (клещи меня кусали во многих походах), я пошел в магазин, купил пивка,  что-нибудь на ужин и поехал из города.
В общем, при укусе клеща, единственное, что нужно сделать подручными средствами - в трехдневный срок съесть таблетки от боррелиоза.
Город был еще виден, когда трасса приблизилась к Енисею. У выездного монумента "Саяногорск" между трассой и рекой есть холмик, за которым палатку почти не видно. Спустился к реке и искупаться. Завтра буду в Абакане. С грустью осознаю возвращение в цивилизацию.
 
День 14. 23.06.2013, восресенье

Саяногорск - Новомихайловка - Лукьяновка - Белый Яр - Абакан
пробег 71 км
  
Понятное дело, до Абакана все равно сегодня доеду, поэтому собираюсь не спеша.
11.40, поехали.
Дорога хорошая, движение не оживленное. Новомихайловка осталась в стороне, ради магазинов заезжать не стал. В районе тамошних озер меня накрыл очень мощный ливень. Удалось укрыться на остановке. Очень печально ждать, когда пройдет дождь.
Магазины были найдены в Лукьяновке. Зашел, потрещал с молоденькими продавщицами. Чей-то из них подвыпивший кавалер заинтересовался байками, вышел на улицу, посмотреть на велик. Видно, что товарищ не агрессивный, но в голове живут тараканы. "А что если тебя офигачить дубиной и по Енисею сплавить?". "Так сразу же найдут!", отвечаю. "Менты точно искать не будут". "Зачем менты, они тут не при чем". Собеседник погрузился в раздумья. Подъехал его товарищ, видимо, с рыбалки. Позитивный такой. А вот потом подошел реальный "Кабан". Перекинулись парой фраз, говорю, "Ждут меня в Абакане", и поехал спокойненько в пригорок.
Здесь я расстался с ЛЭПкой, которая была моей попутчицей аж с восьмого дня похода.
С пригорка позвонил велолюбителю из Абакана, с которым познакомился на тамошнем форуме, когда интересовался, где можно переночевать в палатке недалеко от аэропорта. Договорились о встрече.
В районе горы Пологая на карте нарисована прямая грунтовка на Абакан. Если она есть, лучше воспользоваться ей, поскольку после Белого Яра идет узкое шоссе с очень интенсивным движением.
Проехав 71 км был встречен Ваней Кохом, как выяснилось, одним из предводителей велосипедного движения в Абакане. Иван отвез меня к себе домой, накормил, дал возможность принять горячий душ и предложил ночлег. От предложения постираться отказался. Во-первых, не хотел травмировать его очаровательную супругу, а во-вторых, мои домашние должны были безошибочно понять, что я был в велопоходе.
Иван занимается велодеятельностью не только в Абакане, но и в Минусинске, там у него самая настоящая мастерская. Мой гараж с ключами и съемниками выглядит гораздо скромнее на фоне станков и приспособлений для вело и моторемонта. К своему стыду не знал, что Абакан - центр велоспорта с давних времен, и в настоящее время, здесь традиционно проводится множество вело мероприятий, одним из главных организаторов которых является наш Иван.
Спасибо тебе, Ваня, за все!
Слегка помыли велик и рюкзак перед завтрашним вылетом.
 
 
 
День Y. 15.06.2013, понедельник

Домой
 
Утром приехали в аэропорт. Попрощались, пошел сдавать багаж. Был очень удивлен, когда приемщица багажа сказала, что велосипед, как спортинвентарь, летит бесплатно (Аэрофлот). Совсем.
Получается, мне повезло, как на пути к старту, так и на финише. То есть транспортные расходы на заброску в Кош-Агач гармонично сбалансировались.
В Москву прилетел почти в это же время дня.
Гигиена в степи
Заключение

Топливные запасы
 
Поход произвел очень необычное впечатление. Несмотря на то, что отчет создавался уже после Нового года, и после таких знаменательных событий, как рождение дочери, велопоход по Таджикистану, участие в эстафете олимпийского огня и принятие решения строить свой собственный дом, осталось очень много ярких воспоминаний.
В прежних, в том числе и одиночных походах, у меня не было таких продолжительных автономных участков. С одной стороны, чего такого, мы сами порой стремимся убежать подальше от всех. А с другой стороны, чувство удаленности от цивилизации дает отличную возможность осмыслить и переоценить многие вещи. Как правило, в правильную сторону, как кажется.
Наличие автономных участков, выдвигает особые требования к снаряжению, техническому состоянию велосипеда. Должны быть тщательно спланированы закупки продуктов и топлива. Команда должна обладать крепким моральным духом, а командир не должен закладывать в график запредельные километражи. Такой для обычного похода пустяк, как потеря пластиковой бутылки, в середине автономного участка доставит немало неудобств, это я ощутил очень остро.
Все, наверное, наслышаны об особенностях местного населения. Действительно, отделенность Тывы от большой земли горами не позволяет проложить сюда ни железные дороги, ни другие автомобильные. Найти работу тут особо негде и население предоставлено само себе.
Тем не менее, все негативные разговоры, основаны как всегда на губительной практике судить по нескольким людям обо всех. Вы никогда не получите зла от водителей, не хуже нашего знающих, что такое дорога. Вряд ли возникнут ли проблемы, если к вам во весь опор мчится всадник познакомиться. Ведь для него вы редкое и удивительное явление. Оставшись вновь в одиночестве, он обязательно задумается о дальних краях и других странах, и, быть может, тоже примет решение о путешествии. Местная молодежь может показаться агрессивной, однако, если вы их чем-то удивите, то они будут с огромным интересом слушать ваш рассказ.
Находясь в центре внимания, особенно в этих краях, вам всегда сойдет с рук легкое нахальство и скромная гордость. Ваш уверенный и радостный вид обезоружит любого изначально хмурого человека.
Итак, ни одного прокола.
Пустующее пастбище

Комментарии
Путешествие супер! Завидую смелости автора. Спасибо за интересный рассказ. 
Мишаня01.02.14, 17:28
Жаль, что нет возможности махнуть с кем нибудь из бывалых в подобное путешествие. 
Было бы чему поучиться. Лесистая часть гор, на мой взгляд, тоже интересней.
Chief30.01.14, 19:02
Здорово! Восхищает оптимизм автора). 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Алтай
еще маршруты
О Маршруте