Северное Приаралье

Идет загрузка карты ...
Велопоход по Северному Приаралью весной 2010 года.
 
Казахстан-2010


Попробую поделиться впечатлениями...

Наверное это были самые длинные две недели в моей жизни.

То, что физически трудно, это понятно, это нормально. Некоторые дни тянулись ну очень долго. 
"- Помнишь, сегодня утром проезжали?..
- Погоди! Как сегодня? Вроде несколько дней уже как прошло... "
Вот примерно так мы вечерами обсуждали прошедшие события =))

На самом деле там все другое - люди, пейзаж, растения, животные, запахи. 
Были дни, когда мы ехали по равнине и ничего не видели интересного. Были дни насыщенные и видами и событиями.
Дороги. Там это совершенно другое понятие. То что у нас мы считаем плохой грунтовкой, там просто "хайвей"! Много мы ехали/шли вообще без дорог, часто дорогой считался прошлогодний след трактора. ВО многих местах, даже если есть дорога, грунт мягкий и ехать тяжело.Песка, кстати, совсем не много было.
Из-за этого нам и пришлось урезать вторую часть маршрута, чтобы успеть на поезд.Устюрт так и не посмотрели (((
Вода. Вода была, от жажды не страдали. Но чистая и пресная вода была только в поселках. В колодцах на заброшенных зимовьях - разная, солоноватая, горькая, сероводородная. 
Живность. Змеи, да. Видели скорпиончика. Полно ящериц. Много грызунов (суслики?). В общем при простых мерах предосторожности все нормально.
Погода. Из первых трех дней два шел дождь. Вот такая полупустыня. Ситуация осложнялась тем, что в дождь ехать не возможно - глина с лёссом забивали колеса сразу же. Так что в дождь мы вставали с спали пока не просохнет. Так же дождь был в последние дни, причем с сильной грозой! 
Первую неделю сильный холодный ветер, потом было жарко. Был и попутный ветер, но ехать в нем тяжко - жарко, едешь в стоячем горячем воздухе по сути.
Вот такой вот сумбур написался...Лучше фотки =))

Вдоль железной дороги местами стоят высокие заборы, говорят от ветра и снега:


Город Аральск. Раньше там было море... Памятник напротив вокзала:


Панно в зале ожидания (поезд пришел ночью, так что спали мы прямо там)


Народный казахский музыкальный инструмент адырна (музей):


Мой "корабль пустыни":


Бывший порт, белое - соль:




Объезжаем небольшое соленое озерцо:


Тюльпанчик (дикий), еще были розовые, белые, и фиолетовые кажется:


Едем по бывшему дну моря, вдоль бывших же берегов:


В такой печке можно хотть на соломе готовить, главное успевать подкладывать:


Чинк (уступ плато):




Памятник (а может и могила посреди степи):


Это ОЧЕНЬ хорошая дорога:


Еще дно:




Отдыхаем=))


Небольшая пыльная буря на такыре:






Здесь есть дорога!


промоина:




Смытая со склонов глина:


"Немного" фотографий одного места. Устроили там долгую фотосессию, уж больно красиво!!




















Сушимся после первого сильного дождя, палатки гнет ветром:




Наутро пытаемся идти по еще не просохшей дороге вдоль моря:




Останки баржи (часть уже распилена на металлолом):




Приближаемся к поселку Акеспе и пескам Мылые Барсуки:




Акеспе:


Малые Барсуки:


Обеденная "Сиеста":


Черепах (довольно резвый, на удивление):


Вдруг посреди дороги указатель...


Домик пастухов у одного из колодцев. Построен из деревянного каркаса, соломы и глины:


Устроили в нем обед:


А здесь мы продъехали к чинку уже по верху.








Часто в дороге нам встречались свободно пасущиеся табуны:








Ящерка в две мои ладони длинной отчего-то не убегала, а долго мне позировала:




Солончак:


Такыр:


Следы цивилизации в песках:


Вглядываясь в бескрайние просторы...


Возвращение разведчика. "Там есть дорога!!"


Как мы поняли, бурили на нефть. Наверное не нашли...




Зацените высоту камыша:




Тоже, наверное, решила покататься!




Остатки дамбы (видимо в советское время пытались озеленить пустыню):


В самой удаленной от цивилизации части маршрута, мы конечно же встретили джиперов, и конечно же москвичей (не только), рядом с артезианкой, в которой купались:


Уезжаем в дождь:




Остатки зимовий (или чего-то подобного). Сложены были из глиняных кирпичей с примесью соломы. А что, хороший материал - делается на месте, немного починить - материал под ногами =))









Окружающие пейзажи:










Туалет-пепелац?..


Последние 40 км по грейдеру мы решили схалявить на машине, в кузове УАЗика:


Уезжали домой мы из Актобе (Актюбинск), у нас был целый день свободный и мы отправились гулять по городу. К сожалению рынки были закрыты на "санитарный день", музей закрыт в связи с Днем Победы, поэтому мы пошли в самый навороченный местный магазин - "МЕГА-Актобе". ИКЕИ и АШАНа там нет, зато много бутиков, каток, скалодром, ресторанный дворик (дороже чем у нас) и продуктовый супермаркет.


По соседству с МЕГой находится новый парк с православным храмом и мечетью. Они построены одновременно, на разный концах парка, открыты при участии Медведева и ихнего президента в 2008 году!





Напишу, пожалуй, отдельно про воду в казахии.
Конечно ее там мало. В списке обязательного личного снаряжения значились бутылки на 12 литров. Это дня на 2 с половиной. впрочем, обычно мы набирали по 8-10, и это с запасом. Заполнялись либо в поселках в колодцах, либо в колодцах на зимовьях, у пастухов.
Везде, кроме некоторых колодцев в поселках, она с привкусом - соленая, горькая, сероводородная. На еде это, на мой взгляд, не отражалось, а вот чай был специфический.
Вот например сероводородная артезианская скважина (пить невозможно), вода ощутимо теплая:


Один раз пришлось набирать воду здесь - небольшая заросшая речка:


колодце рядом был почему-то засыпан, запасы подходили к концу:


Вода, хоть и мутная, но пресная и вкусная. Вечером мы ее профильтровали через марлю и готовили на ней ужин. А утром нашли колодец с чистой (хотя и с привкусом).

Мощная артезианская скважина (виновница относительной заболоченности окружающей местности), немного сероводородная, но пить можно, и помыться тоже =))) :


Ну и самый интересный случай. Под конец маршрута мы спешили, чтобы успеть на поезд. Дорога по которой планировалось ехать найдена не была и мы решили ехать по другой - чтобы не терять времени в поле, а с гарантией доехать до населенки. Но воды по этой дороге не планировалось, пришлось ехать до населенки до упора в ночь. Однако вечером наткнулись на не отмеченный на картах колодец у пересыхающей реки. Вода оказалась совершенно пресной, холодной, и после изнурительной дневной жары многие из нас (и я) напились по полной! Вода есть - встаем на ночевку! Пока я ходил за хворостом для печки, ребята набирали воды на ужин. Когда же вернулся, выяснилось что из колодца выловили мышонка и змею. Мышь наверно решил утопиться, чтобы не стать обедом змеи, ну а она за ним =))
Впрочем все обошлось, и никаких расстройств желудков после этого не наблюдалось. 
Вот так.

Еще скажу про отношение местных жителей к нам.
В отдаленных селениях (а это почти все, кроме Актобе) наше появление вызывало огромный интерес - дети собирались, как будто цирк приехал к ним и бегали вокруг нас ("Почувствуй себя обезьянкой"). Подойти часто боялись. Взрослые в массовом количестве собирались и расспрашивали кто, откуда, куда, зачем (А вам за это платят?). Все очень доброжелательны и гостеприимны, хотя местами немного назойливы. В одном доме мы даже были приглашены на чай.Пастух провожал нас, показывая дорогу на мотоцикле. Правда стоит отметить желание некоторых заработать - деньги за воду (один раз, молодой парень, был проигнорирован), выпивохи просили денег на водку ("а то дорога не счастливая будет"). Взрослые говорят на русском, дети не все (наверное зависит от того есть ли учитель в школе). В Шелкаре подошли русские, говорили, что очень приятно увидеть "родные белые лица" =))
А в Актобе нас многие принимали за американцев. Потом один таксист объяснил почему - "А только американцам пофигу, во что они одеты" =)))
А один раз, не успели мы отъехать от поселка на пару км, нас догоняет уазик (самая популярная там машмна, кстати). Выходят мужики со словами "Ну что же Вы проехали мимо, не зашли к нам? Нехорошо!" Ну это они в шутку, конечно. Сфотографировались с нами и уехали.?
Так что народ Казахстана, в целом, оставил благоприятное впечатление!



Комментарии
Guest26.08.13, 20:56
Жара, а сколько животных гибнет на дороге, за одну поездку по строящейся дороге "Великий шёлковый путь", на машине, сбитых коров наверное с десяток, две лошади и даже верблюд! знаков предупреждающих - "животные" недостаточно, металлические барьеры для коров непреодолимые препятствия 
... Очень жаль животных, они не виновны в том что люди - нелюди...
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Казахстан
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 4