Вьетнамская и Камбоджийская визы. Сием Рип. Буддистский храм Ват Тмэй – памятник жертвам геноцида. Загадка Красных Кхмеров. Храмы Прасат Краван, Пре Руп и Восточный Мебон. Камбоджийский ужин. Ангкор-Тхом. Храм-гора Байон. Бапуон. Пхимеананкас, он же Небесный дворец. Чау Сай Тевода. Слоновья терраса. Терраса прокаженного короля и легенда. Та-Кео. Та-Пром. Ангкор-Ват. Пном Бакхенг. Поле с лотосами. Плавучая деревня.
Нитка маршрута
Хошимин - Сием Рип - Тонлесап - Хошимин
 
Сием Рип

Часть 4-я здесь:

https://www.marshruty.ru/travel/vietnam2011-4/

День 9-й, Четверг, 24 марта 2011 года. Сием Рип.

Вьетнамская виза. Камбоджийская виза. Сием Рип. Пень пнем. Много детей – счастливая пенсия. «Angkor Land Hotel». Именной билет. Буддистский храм Ват Тмэй – памятник жертвам геноцида. Загадка Красных Кхмеров: конспирологическая версия. Храмы Прасат Краван, Пре Руп и Восточный Мебон. Камбоджийский ужин. Сукин сын Дуеп.

Утром за завтраком в отеле обсуждали, насколько мудро придумана логистика нашего тура. Дело в том, что с 2009 года Вьетнам ввел безвизовый режим въезда для россиян (жителям остальных стран СНГ виза нужна), но только на 15 дней. Если въезжаешь на больший срок – изволь визу получить. Мы же, отлетев в Камбоджу, 15-дневный срок прерываем, а по возвращении нашем в Сайгон срок пребывания во Вьетнаме по новой отсчет начнет.

004-Программа

В 8-30, собрав вещи, спустились в холл отеля, где неожиданно на Диму наткнулись. Дима объяснил, что встречал русскую семейную пару и заселил их в наш отель. Дима представил нам Тена (молодого красивого парня), выучившего русский в Сайгоне. Тен оглядел все пять сумок, которые мы оставляли в турофисе, пересчитал их и сказал, что к моменту нашего возвращения он все привезет в аэропорт. Больше всего мы беспокоились, чтобы не помяли нашу единственную вьетнамскую шляпу.

002-Вьетнамская шляпа

Русский-то Тен знал, но весьма относительно и говорил в основном заученными топиками, не очень понимая наши вопросы. Поэтому в турфирме (как мы поняли), Тену пока доверяют туристов встречать и провожать – для языковой практики.

Тем не менее, кое-что выяснить нам удалось. Например, что отель наш всего в 7 км от аэропорта находится – полчаса езды. Что в Ханое Тену холодно, хотя летом там температура до плюс сорока доходит. Все вьетнамцы на юг стремятся. Сайгон – город маленький, а народу в нем полно живет. На севере Вьетнама много людей русский знают, на юге – меньше, потому что на севере в школах русский язык учат, а на юге – английский. Старое поколение на юге и французский знает. Обучение в частной школе с американскими преподавателями в 500-600$ обходится – это дорого.

Машины во Вьетнаме – самые дорогие в мире, при покупке их 100%-й налог уплачивается: правительство не хочет, чтобы автомобилей в стране много было (из-за пробок на дорогах). Автобусы дешевы, но из-за все тех же пробок на дорогах все на мопедах передвигаться норовят. Но скоро в Сайгоне метро построят – всем легче станет.

Тен довез нас до входа в аэропорт и попрощался. Он сказал, что вьетнамцам вход в залы отлета и прилета международного аэропорта запрещен, или только при наличии билета.

Рейс VN827 на Siem Reap в 11-40 должен был вылететь.

001-Карта

Таможню и паспортный контроль прошли быстро: тормозили только местных. Перед нами завернули буддистского монаха еще на стадии сдачи им багажа. Большая группа дрессированных (но по-прежнему диких) китайских туристов в Малайзию направлялась.

-Пипец Малайзии, - хором выдохнули мы.

003-Посадочный талон

Выход поменяли с 8-го на 12-й, так что взлетели мы только в 12-00. Лететь всего 45 минут оказалось (а не полтора часа, как нам рассказывали), но за это время мы успели по бутылочке воды и булочке с ветчиной получить, плюс конфета. Перед посадкой arrival/departure card выдали и таможенную декларацию.

007-Миграционная карта

Приземлившись, стали бумажки заполнять. В этот момент к нам подошел очаровательный камбоджийский таможенник, попросил деньги (по 20 долларов с каждого – именно столько виза и стоила) и наши паспорта. Мило улыбнувшись, он сказал:

-Зачем вам стоять в этой очереди, я сейчас для вашей компании все устрою.

Паспорта он вернул через 5 минут, еще через 5 минут получили багаж. Таможню только надпись олицетворяла, никого под ней не было. Так что ровно в 13-00 мы в королевстве Камбоджа очутились. Камбоджийская виза, вклеенная в паспорт, мне очень красивой показалась.

005-Виза
006-Таможня

Кроме того, камбоджийская виза позволяла находиться в стране целый месяц.

На выходе наш ждал гид – Дуеп Пэйду, держа табличку «Mrs Egorova & C». За три дня общения я (кстати) так и не понял, что из этого словосочетания было именем, а что – фамилией. Потому что гид и на «Дуеп», и на «Пэйду» отзывался – одинаково доброжелательно.

008-Аэропорт
009-Дуеп
Дуеп

Дуеп сообщил, что сперва обедать нас отвезет, а потом и в отель заселит.

По дороге на отличном русском языке он нам начал рассказывать про Камбоджу вообще и Сием Рип в частности.

Сием Рип – столица провинции, третий по величине город в Камбодже. Буквальный перевод названия — «Разгромленный Сиам». 314 км к северо-западу от столицы, Пномпеня. Население Камбоджи – 14 млн., Сием Рипа – 130 тысяч человек. При этом посещает Сием Рип до 2 млн. человек туристов в год, потому что рядом с городом известнейший объект Всемирного наследия ЮНЕСКО находится: храмовый комплекс Ангкор, включающий изумительный храм Ангкор - Ват.

В городе нет ни одного завода, здесь развито сельское хозяйство – в том числе и рис выращивают.

Дуеп жил в Пномпене, пока его в Сием Рип друг не позвал: русскую группу обслужить попросил. Дело в том, что во всей Камбодже только 20 человек русский язык знают. И Дуеп втянулся: вначале без лицензии туристов водил, теперь – с лицензией. Дуеп не только русские группы водит, но и английские, и французские, потому что и английский, и французский языки тоже знает. С 1864 по 1953 год Камбоджей французы правили и официальным языком в стране французский был. Теперь – кхмерский и английский.

-Пном… -а дальше как? – переспросила свояченица.

-Выражение такое есть: «пень пнем», -посоветовал ей остроумный Панда.- Нужно наоборот произносить: «пнем пень», а там в первом слове нужно поменять «е» на «о». И запомнишь.

Похоже, что помогло.

В ресторане «Tropical Garden» нас ждал великолепный обед, также в стоимость тура входивший.

010-Ресторан
011-Ресторан

Суп из курицы, грибов, томатов; говядина с овощами; жареные креветки; курица с овощами; цветная вареная капуста. И, конечно, фрукты.

012- Ресторан Tropical Garden
013- Ресторан Tropical Garden

К обеду прилагалась бесплатная бутылка пива «Angkor» непривычного объема 0,64 л. Мы его попробовали и нам понравилось, так что еще четыре бутылки (по 4$) заказали. За обед (т.е. за пиво) 16 долларов (именно доллары) отдали, плюс доллар чаевых.

014- Ресторан Tropical Garden

Выйдя на улицу, мы закурили.

-Как вам обед? –спросил Дуеп.

-Очень вкусно, -ответили мы.

-Вам не подали рис, потому что он мог вам во Вьетнаме надоесть, -заметил Дуеп.- Но сами мы без риса жить не можем: он у нас на завтрак, обед и ужин. А вот чего у нас по сравнению с Россией нет, так это молочных коров. Коровы в Камбодже мелкие, только на мясо и годятся. Молока в стране ни в каком виде не имеется, да и не нужно оно камбоджийцам – потребности нет.

-Спасибо, что привезли меня сюда. Я хочу здесь остаться. Кормят неплохо, погода великолепная. Так что дальше я уж сам, -сообщил Панда, мечтательно оглядевшись вокруг.

Родители Пэйду живут с младшим братом в Пномпене. Всего у них трое детей в семье. В Камбодже нет ограничений на рождаемость. Есть еще сестра: она училась на врача в Германии, вышла там замуж и осталась. Сейчас у нее уже двое детей. Младший брат учился во Франции, он – геолог, но так как Пэйду в Сием Рипе работает, а сестра - в Германии, то он вынужден был вернуться, так как младший ребенок всегда должен жить с родителями.

Дуепу 47 лет, жене его – 31 год. Снимают в Сием Рипе однокомнатную квартиру за 100$ (включая электричество) в месяц. У пары 9-летняя дочь и 4-х летний сын. Поскольку пенсии в Камбодже очень маленькие (120$), то чем больше в семье детей – тем лучше: родителей пожилых содержат. Много детей – счастливая пенсия. Но жена Дуепа рожать еще отказывается: уж больно сын у них активный. Все жены в Камбодже – домохозяйки.

Цены в Камбодже довольно высокие: тайский мопед «Хонла» - 1600$, бензин – 1,5$ за литр, электричество – 4 квт за 1$.

015-Сиемрип

В 1986 году Дуепа в СССР учиться отправили. Подготовительные курсы по русскому языку он в Баку окончил, но там по-русски не говорили почти. Тогда Дуеп попросил руководителя курсов направить его для дальнейшего обучения туда, где говорят по-русски и тепло при этом. Так он попал в Харьков, где автодорожный институт закончил. В Харькове у Дуепа подружка из Ростова-на-Дону была, он было в Камбоджу ее хотел забрать, но, когда домой вернулся – здесь война шла. Не решился. В 1992 году последний раз в Москве побывал.

Заселились мы в «Angkor Land Hotel», малость помпезный.

016-Отель
023-Отель

Скромные номера, бассейн в отеле с 10-00 до 22-00 работал, но после 22-00 купаться тоже можно, только со своими полотенцами. Завтрак – с 6-30 до 10-00.

 
018-Отель
020-Отель
019-Отель
017-Отель

Вид из номера вполне приличный открывался.

021-Вид из отеля

Дуеп сообщил, что в Камбодже понятие сиесты существует и заедет он за нами через два часа.

Побросав вещи и выложив купленную вчера в Кокосовой деревне кокосовую водку на кровать, отправились к бассейну.

022-Кокосовая водка

Однако вышколенный камбоджийский юноша предложил нам перейти в бар, сказав, что скоро пойдет дождь – это вполне вероятно.

024-В баре

И подал нам пепельницу со льдом.

025-В баре

Обслуга в отеле – вышколенная, очень хорошо по-английски говорит.

026-В баре

Бар оказался вполне приличным. Пиво, вино, коктейли – все в наличии. Официанты несколько раз пепельницы меняли. Впечатление полудохлый таракан (которого барышни смертельно боялись) немного портил: так ведь тропики…

027-В баре

Отдав сакраментальные 16 (плюс 1) долларов, покинули бар. В 15-00 приехал Дуеп и повез нас на экскурсию. Он сказал, что больше всего ему нравится, когда туристы задают много вопросов: это означает, что им интересно.

028-На экскурсию
029-На экскурсию

После возвращения в Камбоджу Дуеп продолжил обучение в Австралии (2 года) и Сингапуре (6 месяцев). Работает в государственном институте: лекции по экономике читает – в автодорожном институте в Харькове он именно экономический факультет и закончил. Это не очень хорошо оплачивается – оклад маленький. Кроме того, подрабатывает в частном институте и тургруппы водит.

Все в Камбодже частное, дороги только строятся. Школа – с шести лет, 12 лет в ней учатся. Есть бесплатные школы. Университет бесплатный имеется (если экзамены сдашь). То же самое и с медициной – есть бесплатная, есть платная. Кхмерская письменность, кстати говоря, чрезвычайно сложна: 5 уровней.

С 1970 по 1992 гг. в Камбодже Гражданская война шла. После 1993 года в страну туристы потянулись. В Сием Рипе тогда 2-3 отеля было. Наш отель 4 года назад построили. А пять лет назад в Сием Рипе вообще ничего не было – сервиса никакого.

041-Сием Рип

Между тем мы к небольшому буддистскому храму Ват Тмэй, по дороге к Ангкору расположенному, прибыли.

042-Сием Рип
030-Буддистский храм Ват Тмэй

Рядом с храмом контора располагалась, где билеты в Ангкорский археологический парк продавали.

037-Контора
039-Контора

-На билете фотография посетителя парка должна быть обязательно, -пояснил Дуеп.- Для этого сфотографироваться в конторе нужно. Раньше такого правила не существовало, но туристы из Южной Кореи билеты друг другу передавать начали – вот правило и ввели.

Но попали мы в контору только в 16-20, потому что сиеста все еще продолжалась.

031-Буддистский храм Ват Тмэй
033-Буддистский храм Ват Тмэй

На территории храма Ват Тмэй размещены мемориальные ступы и что-то вроде застекленной часовни с костями и черепами людей, ставших жертвами Красных Кхмеров. Храм и другое название имеет – Музей геноцида в Сием Рип.

032-Буддистский храм Ват Тмэй, часовня
034-Буддистский храм Ват Тмэй, часовня

Напомню, что во время геноцида 1975-1979 гг. погибло (по наиболее достоверным данным) от 1,7 до 2 млн. камбоджийцев – примерно четверть населения страны. Это не только убитые, но и от голода умершие.

035-Буддистский храм Ват Тмэй, часовня
036-Буддистский храм Ват Тмэй, часовня
051-Кхмеры под судом

И тут мы услышали от Дуепа такую версию произошедших тогда в Камбодже событий, что у нас челюсти от удивления поотваливались.

040-Дуеп

Итак, (по Дуепу):

-Пол Пот – национальный герой Камбоджи. У него в Политбюро семь человек было, из них четверо – шпионы вьетнамские. Вот эти то шпионы геноцид и устроили. Трех из них расстреляли, а четвертый (Министр обороны) в 1978 году во Вьетнам сбежал. В 1979 году вьетнамские войска вошли в Камбоджу.

-При Пол Поте мы достигли небывалого расцвета в выращивании риса, каучука и добычи сапфиров.

-После распада СССР война в Юго-Восточной Азии вообще никому не нужна стала. Китай попросил, чтобы в Камбодже королевство восстановили и в 1993 году выбрали короля. Сейчас Камбоджа к Китаю тяготеет.

-Король – номинален. Премьер-министр – вьетнамская марионетка (прямой рейс из Москвы отменил). В Пномпене – мафия. Дочка премьер-министра за сына министра финансов вышла. И т.д. Журналистов оппозиционных (за правду о Вьетнаме) убивают запросто.

-До Гражданской войны за 1 камбоджийский риель 4 тайских бата давали, теперь 100 риелей 1 бат стоят. 4000 риелей – это 1 доллар США.

-Все иностранные авиарейсы в Камбоджу – через Вьетнам. Были бы прямые рейсы – иностранцы (немцы, французы, англичане и русские) могли бы Ангкор посетить, а после этого на море отдохнуть – курорты приморские (Сиамский залив) в Камбодже не хуже вьетнамских. Сухопутная граница с Таиландом открыта, но въезд в Камбоджу через Таиланд – не слишком для туристов удобен: ехать далековато.

043-Карта Камбоджи

Уж с чем с чем, а насчет туризма в Камбодже не согласиться с Дуепом сложно было.

Сфотографировавшись и получив пропуска, успели некоторые храмы посетить.

Обезьяны дикие на дороге попадались.

Первым был Прасат Краван.

044-Прасат Краван
Прасат Краван
045-Прасат Краван
046-Прасат Краван
047-Прасат Краван
Прасат Краван
048-Прасат Краван

Посвящен индуистскому богу Вишну. Построен в первой половине 10-го века н.э. в период междоусобицы двух кхмерских королей. Построен не королями, а индуистскими религиозными деятелями, которые в надписях храма королей намеренно упомянуть забыли. И поделом. Не фига друг с другом воевать попусту.

Вторым храмом оказался Пре Руп, что означает «поворачивать тело». Переворачивание трупа является обрядом кремации. С храмом связана легенда о короле, очень любившим огурцы и случайно убитым садовником, их выращивавших. Построен в 961 году н.э. Посвящен, по всей вероятности, Шиве.

053-Пре Руп
Пре Руп
092-Пре Руп
054-Пре Руп
055-Пре Руп
056-Пре Руп

049-Пре Руп
Пре Руп
062-Пре Руп
063-Пре Руп
066-Пре Руп

Возле храма официанты праздничные столы накрывали.

050-Пре Руп

-Это свадьба готовится, -пояснил Дуеп.- По обычаю жених в дом невесты уходит.

Перед каждым храмом камбоджийские дети всякой всячиной (за один доллар) торговали: открытки, брелки и т.п. Футболки дороже стоили – 3$.

-Альпийское нищенство, -хмыкнул Панда.

Нищенство нищенством, а книжку «Ancient Angkor» я у мальчишек купил, причем за 10$, а не за 27-95$ (столько она в конторе, билеты в археологический парк продававшей, стоила).

093-Книга

На Пре Рупе мы порезвились. Правда, туда еще забраться нужно было, что (учитывая крутизну ступеней) непростой задачей оказалось.

057-Пре Руп
 
058-Пре Руп
064-Пре Руп
065-Пре Руп

Зато и вид сверху (который, как известно, всегда лучше) впечатлял: не на окружающие джунгли, а на сам храм. Одни каменные львы чего стоили.

059-Пре Руп
060-Пре Руп
067-Пре Руп

061-Пре Руп
071-Пре Руп
073-Пре Руп
078-Пре Руп
079-Пре Руп
080-Пре Руп

Пре Руп мы храм-гора прозвали. На него, как и на гору, восходить нужно.

-Скалолазка ты моя, - глядя на жену, вспомнил я песню Высоцкого.

052-Пре Руп

Повеселились как могли, в общем.

Заодно и настоящую фотосессию устроили.

068-Пре Руп
069-Пре Руп
072-Пре Руп
074-Пре Руп
075-Пре Руп
077-Пре Руп
076-Пре Руп

070-Пре Руп
081-Пре Руп
082-Пре Руп
083-Пре Руп
084-Пре Руп
085-Пре Руп
086-Пре Руп
087-Пре Руп
088-Пре Руп
089-Пре Руп

Но подняться на Пре Руп полбеды было. Настоящая беда при спуске выявилась: еле ступени преодолели.

090-Пре Руп
091-Пре Руп

Бросив прощальный взгляд на храм, отправились дальше.

В храм Восточный Мебон не попали: было уже 18-00, а храмы только до 17-30 работали.

Но рядом походили.

094-Восточный Мебон
Восточный Мебон
095-Восточный Мебон

Восточный Мебон (963 г н.э.) был главным храмом шиваизма – одного из основных направлений индуизма и стоял на острове. Сейчас он выше выглядит, потому что 5-метровый слой воды ушел.

096-Восточный Мебон

Помимо львов, в храме и фигуры слонов имелись, окроплявших водой из хоботов Лакшми – богиню благополучия, изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья в индуизме.

097-Восточный Мебон
098-Восточный Мебон
099-Восточный Мебон
100-Восточный Мебон
101-Восточный Мебон

Перед ужином заехали в местный торговый центр «Lucky», рядом с которым с удивлением рекламу «Beeline» обнаружили. Никакой техники в центре не продавалось – только продукты: цены как в Duty Free.

102-Торговый центр
103-Торговый центр
104-Торговый центр

Купили соков по 2$ за литр, томаты-черри и фрукты: манго, гуаву, ананасы и джекфрут.

Платили долларами, а сдачу в камбоджийских риелях получили. Судя по чеку, 4150 риелей 1$ равнялись.

105-Чек
106-Камбоджийские купюры
107-Камбоджийские купюры

На ужин нас привезли в ресторан «TANY KHMER FAMILY KITCHEN», который семейным рестораном считался. Хозяин ресторана и его семья тут же живут.

108-Ужин в семейном ресторане

Ужин произвел на нас удручающее впечатление – все те же вьетнамские вкусняшки плюс суп, в котором одинокий батат плавал.

Сидя под камбоджийским флагом, полюбовавшись на бегающих по потолку гекконов и поковырявшись в вареной курице, барышни попробовали имбирное вино с пальмовым сахаром (6$ за бутылку), отставили бокалы с вином в сторону и попросили 5 коктейлей: три джина с тоником и два виски с колой.

109-Камбоджийский флаг

-На кухню явно вьетнамец пробрался, -предположила племянница.

С восьмого раза бестолковый официант принес наконец все ингредиенты для коктейлей (включая пойло, изображавшее джин и виски), которые сами мы и смешали, а на девятый – и трубочки для коктейлей.

За напитки мы все те же 16 долларов отдали – заколдованная прямо цифра.

Мнение компании о Камбодже после «семейного» ужина сильно упало.

110-Ночной Сием Рип

Отвезя нас в отель, Дуеп сообщил на прощание, что завтра в 8-30 в холле отеля встречаемся. Кроме того, он рассказал, что если нам что-нибудь понадобится, то «Night Market» - рядом с нашим отелем. Правда, в нем сомнительные товары продаются. Сейчас в Сием Рипе полно туристов и вполне безопасно.

111-Ночной Сием Рип

Но нам ничего не понадобилось. Воды в бутылках, любезно оставленной администрацией отеля, хватало. Кроме того, у нас фрукты и кокосовая водка имелись. Водка - 29 градусов и чуть сладковатой оказалась.

-Вид у Дуепа слегка голубоватый, -размышлял вслух Панда.- Короткие штанишки, дамская сумочка…

-Дело не в этом, -прервал его я.- Похоже, что Дуеп сегодня 100 баксов наварил. И вряд ли он их фирме сэкономил. Хитер, бродяга.

-Это как? – заинтересовалась компания.

-Очень просто, -сообщил я.- В книжке, которую мы купили сегодня, карта археологического парка Ангкор имеется. Все три храма, которые мы посетили сегодня, на карте обозначены – они в восточной части парка находятся. Парк от Сием Рипа на севере расположен и туда дорога ведет, на которой КПП расположен, где билеты проверяют.

112-Карта Ангкора

-А теперь на наши билеты взгляните – они однодневные и только на завтрашний день (25 марта) действительны. Получается, что Дуеп к храмам нас по объездной дороге привез, КПП минуя. Дорога эта на карте также обозначена.

113-Пропуск в Ангкор
114-Пропуск в Ангкор

-Теперь взглянем на расценки посещения парка. Однодневный билет (как у нас) - 20, трехдневный – 40, а семидневный – 60 баксов стоят. Нам всем явно трехдневный причитался и под это (надо полагать) бюджет Дуепу был выделен. 20 баксов умножим на 5 человек – вот 100 баксов и получим. Вернее, Дуеп получил.

038-Контора

-Ай да Дуеп, ай да сукин сын, -восхитилась компания.

Ангкор

День 10-й, Пятница, 25 марта 2011 года. Ангкор.

Ангкор-Тхом. Краткая история Камбоджи. Храм-гора Байон. Фаллос Шивы. Бапуон. Пхимеананкас, он же Небесный дворец. Чау Сай Тевода. Слоновья терраса. Терраса прокаженного короля и легенда. Та-Кео. Та-Пром, он же храм Анджелины Джоли. Ангкор-Ват. Пном Бакхенг.

Ночь прошла ужасно. Мелкие комары не давали спать, несмотря на включенный кондиционер. В три часа ночи позвонила жена (теперь уже - вдова) моего старинного приятеля Филимоныча и сообщила, что Филимоныч умер. Я выразил соболезнования (а что я еще мог сделать?) и попытался заснуть. Получилось плохо.

Бекона на завтраке не оказалось, но яичницу жарили.

001-Бодхисатва

В 8-30 встретились с Дуепом и на комаров пожаловались. Дуеп отправился ругаться на рецепцию, там вяло отбивались, предположив, что мы окна на ночь открыли. Мудрее всех поступил Панда: он кондиционер на 19 градусов поставил – комары и замерзли.

002-У отеля

Всласть наругавшись на рецепции, Дуеп повез нас в Ангкор.

003-Программа

-Камбоджа, расположенная в низменностях юго-западного Индокитая, занимает площадь около 180 000 кв. км и граничит с Лаосом на севере, с Таиландом на севере и западе, и с Вьетнамом на востоке, -рассказывал Дуеп.- Сегодня столицей страны является Пномпень, но когда-то ею был Ангкор. Почти шесть столетий, с 802 по 1432 г., он был политическим и религиозным центром великой Кхмерской империи, простиравшейся от Южно-Китайского моря почти до Бенгальского залива.

022-Перед воротами

-Кхмерская империя была основана в начале 9-го века н.э., когда Джаяварман II (правил 802-850), поклонявшийся Шиве, объявил себя девараджей – божественным королем. Он воздвиг гигантский пирамидальный храм, символизировавший священную гору Меру – обитель индуистских богов. Этот храм стал фундаментом ангкорской архитектуры. Его преемник Индраварман I (пр.877-889) расширил империю, но лишь при Яшовармане I (пр.889-910) столицу перенесли из Ролуоса в Ангкор. Самый знаменитый памятник Ангкора – Ангкор-Ват – построен Сурьяварманом II (пр.1113-1150), а Ангкор-Тхом – Джаяварманом VII. После смерти последнего Ангкор пришел в упадок и был забыт после того, как страну опустошили тайские захватчики.

004-Карта

-Лишь в 19-м веке европейские исследователи наткнулись на Ангкор и началась его реставрация, прервавшаяся в середине 20-го века, когда началась война. Во время Вьетнамской войны вьетнамские коммунисты превратили Камбоджу в свой перевалочный пункт, а американцы (в ответ) начали массированные бомбардировки, убившие тысячи камбоджийцев и поддержали «красных кхмеров» Пол Пота.

-Остатки ангкорской метрополии занимают территорию в 200 кв. км на северо-западе Камбоджи, и хотя деревянные дома и дворцы давно сгнили, прекрасные каменные храмы, возведенные королями-богами, уцелели. Расположенный между двумя водохранилищами, Ангкор ныне включает около 70 храмов, гробниц и других древних руин. В их числе – прекрасный Ангкор-Ват, крупнейший религиозный комплекс в мире.

-Ангкор (в переводе с кхмерского – город) был построен недалеко от северного берега озера Тонлесап (Великое озеро). Огромный комплекс дворцов и храмов, в 7-ми км к северу от Сием Рипа сооружен в 9-13 вв. в период расцвета феодального государства кхмеров.

-Сохранились руины столиц Яшодхарапура (основана в конце 9-го века), Ангкор-Тхом (конец 12-го века – 1432 г.) площадью свыше 9 кв. км с центральным храмом Байон, каменные террасы (цоколи деревянных дворцов), а также индуистские и буддийские «храмы-горы» в виде ступенчатых пирамид.

-Ангкор-Тхом («Большой город») занимает второе место по известности во всем храмовом комплексе Ангкор благодаря Байону – горе-храму с высеченными лицами Будды (примерно 1200 г. н.э.).

005-Ангкор

-Вход в Ангкор-Тхом осуществляется через ворота, всего их пять: по одному – с севера, юга и запада, и двум – с востока: восточные и Ворота Победы. Ворота Победы ориентированы на Королевский дворец.

024-Перед воротами
025-Перед воротами
023-Перед воротами
008-Боги

-Символизм Ангкор-Тхома основан на легенде о пахтании (сбалтывании) Океана молока. Эта легенда повествует о процессе сотворения мира, в котором принимали участие боги и демоны (скульптуры их расположены у ворот Ангкор-Тхома).

006-Боги

-Перед воротами в ряд выстроились боги (деваты) слева и демоны (асуры) справа, держащие в руках многоголового змея (нага) обвивающего священную гору Меру и олицетворяющего мост между небом и землей. Богов и демонов поровну с каждой стороны (по 54), боги держат змея за голову, а демоны – за хвост. Перетягивая змея на себя они, они, таким образом, приводят в движение священную гору (Байон располагающийся в центре города), олицетворяющую центр мира: гора вспенивает Океан, из которого впоследствии выделяется нектар бессмертия (амрита).

007-Боги
009-Боги
010-Боги
011-Боги
013-Демоны

012-Демоны
014-Демоны

Надобно заметить, что, взяв у нас большой «Canon» (по нашей просьбе), чтобы общую фотку сделать, Дуеп настолько во вкус вошел, что устроил нам настоящую фотосессию на протяжении всей экскурсии.

027-Перед воротами
026-Перед воротами
015-Демоны
016-Демоны
018-Демоны
019-Демоны
020-Демоны
021-Демоны

017-Демоны

-Город Ангкор-Тхом занимал площадь в 900 га и имел форму квадрата, поделенного на четыре равные части осевыми дорогами, -продолжил рассказ Дуеп.- Центром пересечения дорог являлся Байон. Территория города была окружена насыпной стеной общей протяженностью 12 км, высотой 8 м, по верху стены пролегала дозорная дорога. Перед стеной был выкопан ров шириной 100 м и глубиной 6 м, заполнявшийся водой.

028-Ангкор

-Население столицы составляло порядка миллиона человек. Территория города была поделена осевыми дорогами на четыре равные части, каждая из которых имела свое назначение. В северо-западной части располагался Королевский дворец, в северо-восточной части – проживала семья короля, его приближенные, священники, юго-западная часть отдана под красивейший парк, а в юго-восточной располагались рынки и разные административные постройки.

-За пределами городской стены жили простолюдины. Все жилые дома и некоторые здания были построены из дерева, поэтому до нашего времени они не сохранились, та же участь постигла и Королевский дворец, от него осталось лишь каменное основание за Террасой Слонов.

029-Байон
Байон
030-Байон

-Название «Байон» одну из реинкарнаций Будды на санскрите означает.

031-Байон
032-Байон
033-Байон

-Несмотря на то, что Байон был построен в духе буддизма, в нем можно заметить явные черты индуизма. Главная изюминка храма - башни, на которых высечены каменные лики Будды. На каждой башне высечено было по четыре лика Будды.

035-Байон

034-Байон

-Четыре, потому что каждый лик свое выражение имеет: доброту, спокойствие, симпатию и милосердие.

036-Байон
037-Байон
038-Байон
039-Байон
040-Байон
041-Байон
042-Байон
043-Байон

-Из 54 первоначальных башен осталось 37.

044-Байон
045-Байон
046-Байон
047-Байон
049-Байон

048-Байон

-В Париже есть музей кхмерского искусства – там всего полно и именно из Ангкора. Французы целые блоки вывозили отсюда. Сейчас храм японцы восстанавливают.

050-Байон
051-Байон
052-Байон
053-Байон
054-Байон
055-Байон
056-Байон
057-Байон
058-Байон
059-Байон
060-Байон
061-Байон
062-Байон
063-Байон
064-Байон
066-Байон

065-Байон
 

-Стены храма украшают барельефы, на которых изображены разные сцены из жизни средневековой Камбоджи. Чаще всего на них были запечатлены битвы с войсками королевства Чампа (тямская империя). Также можно встретить сценки из повседневной жизни людей того времени.

067-Байон
 
068-Байон
069-Байон
070-Байон
071-Байон
072-Байон
073-Байон
074-Байон
075-Байон
076-Байон
077-Байон
078-Байон
079-Байон
080-Байон

-Чампа, захватив Ангкор-Тхом, выковыривали из статуй драгоценные камни, тайцы слонами с канатами разрушали храмы и добирали драгоценные камни, пропущенные Чампа. От камней только отверстия в статуях остались. Сначала Чампа победил кхмеров, потом кхмеры – Чампу. А потом Чампу Вьетнам захватил.

081-Байон
082-Байон

-А это фаллос Шивы, выходящий из лона – символ животворящей силы.

083-Байон
085-Байон
086-Байон

084-Байон

-Древняя Камбоджа под сильным влиянием Южной Азии находилась, и жители ее почитали индуистских богов – таких, как Вишну и Шива. С 10-го века в Кхмерской империи начал буддизм распространяться, переживший расцвет в годы правления Джаявармана VII (пр.1181-1218). Благодаря сосуществованию двух религий, ангкорская архитектура включает в себя как индуистские, так и буддийские элементы. В конце концов господствующей религией стал буддизм Тхеравады («учение старейших», буддизм южного толка), сменивший индуизм в качестве национальной религии.

087-Ангкор
088-К Бапуону

Пробравшись по камням и выйдя на дорогу, подошли к следующему храму, Бапуону.

090-Бапуон
Бапуон

-Бапуон считается одним из самых пышных храмов Ангкора, - сообщил Дуеп.- Построил его в 11-м веке король Удаядитъяварман II. Пирамидальная форма этого индуистского храма также символизирует гору Меру, мифическую обитель богов.

092-Бапуон
093-Бапуон

-Вот эту дорогу (200 м), по которой мы к храму подошли, специально для храма отсыпали. Храм французы реставрируют.

089-К Бапуону

Надобно отметить, что «покорять» Бапуон мы вдвоем со свояченицей отправились: остальные сообщили, что посмотрят на нас снизу, на «лишних» камнях от храма отдыхая.

094-Бапуон
095-Бапуон
Бапуон
096-Бапуон
097-Бапуон
098-Ангкор

-Пхимеанакас, рекомендую, -показал нам следующий храм Дуеп.- Этот индуистский храм-дворец был построен в 10-м веке по приказу короля Раджендравармана II. Другое название (Небесный дворец) связано с легендой о Золотой башне, стоявшей некогда на этом месте.

099-Пхимеанакас
Пхимеанакас
100-Пхимеанакас

-По легенде, в башне этой обитала некогда 9-головая змея, явившаяся королю в виде девушки. Король предпочел ее всем своим женам и наложницам. Согласно той же легенде, если король не переспит с девушкой-змеей, то род его прервется.

101-Пхимеанакас

-Пирамидальный дворец имеет прямоугольное основание и окружен 5-метровой каменной стеной. По четырем углам пирамиды размещены скульптуры слонов. Храм чехи реставрируют.

102-Пхимеанакас
103-Пхимеанакас
104-Пхимеанакас
105-Пхимеанакас
106-Пхимеанакас
107-Пхимеанакас
108-Пхимеанакас
109-Пхимеанакас
110-Пхимеанакас
111-Пхимеанакас

-Рядом с дворцом бассейн, в котором император с императрицей купались, находится. Императрица и из простой семьи происходить могла.

112-Ангкор
113-Пхимеанакас, королевский пруд

-Вот это дерево диптерокарпус крылатый называется, или (в просторечье) смоляное дерево.

114-Смоляное дерево
115-Смоляное дерево

-Очень ценится в строительстве – отличная древесина.

-Кроме того, из него смолу добывают: в древности она на изготовление факелов шла.

116-Смоляное дерево
117-Смоляное дерево
118-Смоляное дерево

-А вот это дерево sralao называется. Название от характерной пятнистой чешуйчатой коры происходит. Древесина его никакой ценности не имеет, но дерево ценят за гроздья розовых цветов.

119-Цветочное дерево
120-Цветочное дерево

-Чау Сай Тевода (дословно «плодовитые потомки божества») – индуистский храм, посвященный Шиве и Вишне, построен в середине 12-го века Сурьяварманом II во время расцвета Кхмерской империи. Изображения Будды появились в храме позднее. 4 тысячи фрагментов храма разбросаны были по округе. Восстановлен китайцами.

121-Чау Сай Тевода
Чау Сай Тевода
122-Чау Сай Тевода
123-Чау Сай Тевода
124-Чау Сай Тевода
125-Чау Сай Тевода
126-Чау Сай Тевода
127-Чау Сай Тевода
128-Чау Сай Тевода
130-Чау Сай Тевода

129-Схема
131-Ангкор
Ангкор
132-Ангкор

-Слоновья терраса длиной 300 м, построенная королем Джаяварманом VII, тянется от Бапуона к Террасе прокаженного короля.

133-Слоновья терраса
Слоновья терраса
134-Слоновья терраса
135-Слоновья терраса

-Она имеет три большие платформы и две малые. С этой террасы короли и придворные наблюдали из богато украшенных деревянных павильонов, установленных в центральной части террасы, за торжественными шествиями и военными парадами. Резные фигуры слонов вдоль ее стен дали террасе это современное имя: на стадионе (напротив террасы) боевых слонов тренировали.

136-Слоновья терраса
137-Слоновья терраса
139-Слоновья терраса
140-Слоновья терраса
141-Слоновья терраса
142-Слоновья терраса
143-Слоновья терраса
144-Слоновья терраса
145-Слоновья терраса
146-Слоновья терраса
147-Слоновья терраса
154-Слоновья терраса
155-Слоновья терраса

-А сейчас мы перейдем на Террасу прокаженного короля. Терраса представляет из себя насыпь, облицованную резным песчаником, 25 метров в длину. Назначение ее неясно: возможно, использовали ее для кремации королей.

148-Терраса прокаженного короля
138-Терраса прокаженного короля
Терраса Прокаженного Короля
149-Терраса прокаженного короля

-В конце платформы стоит копия статуи (15 века) «Прокажённого Короля», окруженная четырьмя воинами, охраняющими её со всех сторон света. Пятна лишайника, которые покрывали оригинальную статую, и дали статуе имя легендарного Прокаженного Короля.

150-Терраса прокаженного короля

-Произошло рассказанное в легенде в те времена, когда королевская столица была только что построена и всемогущий король царствовал над многочисленными подданными, послушно выполнявшими его приказания. Король был молод и красив. Он прославился в военных походах и в управлении страной, сердце же его было черствым и жестоким. Его ненавидели все, кроме четырех наложниц, с которыми он любил развлекаться. Прихоти были для него законом. Когда женщинам наскучили придворная жизнь и этикет, который они были обязаны соблюдать, они пожелали, чтобы король отправился с ними в путешествие, на поиски приключений. После долгих размышлений король решил на некоторое время отказаться от привычной роскоши и блеска и (никого не оповестив о своем решении) уехал странствовать. На следующий же день после его отъезда в королевстве вспыхнули раздоры: мир был нарушен, и два знатных вельможи, враждуя между собой из-за трона, собрали каждый по целой армии, чтобы добиться его. Кровью гражданской войны было залито все королевство.

151-Терраса прокаженного короля

-Между тем король и четыре женщины путешествовали по лесам и долам, радуясь новой необычной жизни. Так прошло два месяца, и как-то услышали они об удивительном отшельнике, умевшем предсказывать будущее. Много дней шли они, пока добрались до пещеры, где жил этот удалившийся от мира человек. Когда переодетый в чужое платье король предстал перед святым отшельником, тот угадал высокий сан посетителя и сказал: «Ты был великим государем, о благородный пришелец, но отныне никогда больше тебя не станут звать королем. Две большие армии сражаются, чтобы лишить тебя трона, и только ты можешь положить конец распрям и соперничеству двух твоих мятежных сановников. И все же в зените своей славы и торжества ты познаешь горечь бытия и тебя постигнет ужасная судьба».

152-Терраса прокаженного короля

-Эти слова потрясли короля. Вместе с наложницами он снова пустился в странствия и пережил необыкновенные приключения. После того как королю удалось избежать многих страшных опасностей, он, переодетый и никем не узнанный, проник в лагерь одного из мятежных вельмож, заключил с ним союз и возглавил часть его армии. Обратив в бегство другого, в последствии он убил и того вельможу, с которым заключил союз. Во главе обеих мятежных армий король вернулся в столицу, чтобы восстановить мир и вложить священный меч в ножны. И вот тогда-то и сбылось предсказание отшельника, и он познал горечь бытия и «несчастья омрачили его благородное лицо».

153-На стадионе
На стадионе

-Когда король верхом на коне ехал по городу, старая женщина в грязных лохмотьях неожиданно схватила поводья коня и, прежде чем кто-то смог её удержать, бросилась на правителя. Она стремительным ударом вонзила кинжал в грудь лошади, которая взвилась на дыбы и рухнула, увлекая за собой короля, а ужасная старуха бросилась на него, заключив его в объятья и прижалась к нему своим дряблым и грязным телом. Короля освободили из этих объятий, а женщина упала, убитая множеством кинжалов.

156-Ангкор
Ангкор

-Эта женщина отомстила за то, что несколько лет назад ее единственная дочь была похищена королевскими телохранителями и заключена в гарем, чтобы служить утехам короля. На теле повелителя не осталось следов какой-либо раны, но старуха была прокаженной и заразила короля. Проказа развивалась быстро и оставляла страшные следы: все покинули короля, кроме четырех наложниц, которые остались ему верны. Он лишился права на трон и должен был жить один за пределами дворца, обреченный на отчаяние и голодную смерть. Удалили от него и четырех наложниц, но им удалось, несмотря на трудности, проделать тайный ход в каменной стене темницы, куда был заключен король. Они носили пищу и утешали его до самой смерти.

-В легендарной истории Камбоджи этот прокаженный король отождествляется с принцем Преа Тхонгом, пришедшим из Индии, чтобы жениться на дочери царя Нага. Произошло это (как многие считают) в 7-м веке н.э.

-Раньше прокаженных в Камбодже полным-полно было, но после Пол Пота не осталось. От слова «совсем»: перестреляли всех до единого.

-В мире (кстати говоря) существует представление о Камбодже как об одной из самых опасных стран для туристов. Причины две: мины и ядовитые змеи. Это действительно так: несмотря на то, что 6 млн. мин разминировано, сколько их еще не разминированных осталось – одному Будде ведомо. Да и змей ядовитых (на самом деле) предостаточно. Но и мины, и змеи только для местных (в глухомани живущих) опасны. Вряд ли обычного туриста в отдаленные джунгли, на рисовое поле или в высокую траву занесет. Окрестности Ангкора (во всяком случае) разминированы полностью, да и змеи отсюда (вместе с крокодилами) давно сбежали: людей боятся и очень (одни от них неприятности). В любом варианте по тропе проложенной следуйте и ничего с вами не случится. Да, и еще: детям-попрошайкам денег ни в коем случае не давайте – от толпы их не отобьетесь, как и в Индии.

-Следующий храм, который мы осмотрим – храм-гора Та-Кео. Его еще «Гора с золотыми пиками» называли. Шиве посвящен.

157-Та-Кео
Та-Кео
158-Та-Кео

-Все та же самая «священная гора Меру», целиком из песчаника построенная (975-1000 гг. н.э.).

159-Та-Кео
161-Та-Кео
162-Та-Кео
163-Та-Кео
164-Та-Кео
166-Та-Кео

165-Та-Кео
167-Та-Кео

-Та-Кео китайцы восстанавливают.

160-Та-Кео

-Храм Та-Пром, освящен в 1186 году Джаяварманом VII лично, занимает площадь в 180 акров. Настоящее название храма – «Королевский монастырь». Построен этот буддийский храм в качестве усыпальницы матери короля.

170-Та-Пром
Та-Пром
171-Та-Пром

-Все слышали про Ангкор-Ват, но почти все видели Та-Пром. После выхода фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» Та-Пром стали храмом Анджелины Джоли называть.

172-Та-Пром
173-Та-Пром
174-Та-Пром
175-Та-Пром
177-Та-Пром

176-Та-Пром

-Во времена расцвета на территории храма почти 13 тысяч человек проживало, храму 3000 деревень с населением 80 тысяч человек принадлежало. Среди сокровищ храма 35 алмазов и 40 000 жемчужин упомянуты.

178-Та-Пром
179-Та-Пром
181-Та-Пром
182-Та-Пром
183-Та-Пром
184-Та-Пром
187-Та-Пром
188-Та-Пром
189-Та-Пром
195-Та-Пром
196-Та-Пром
197-Та-Пром
200-Та-Пром

-Деревья, которые растут среди руин и оплетают их, придают особую атмосферу Та Прому и делают его более запоминающимся, чем любая другая достопримечательность Ангкора. Есть две разновидности этих деревьев: большое - это хлопковое дерево, отличающееся толстыми, бледно-коричневыми корнями с узловатой структурой, меньшее - это фикус-душитель (Ficus gibbosa), с большим количеством тонких, гладких и серых корней.

180-Та-Пром
185-Та-Пром

-Дерево вырастает из щели в кладке здания, куда его семя попало (возможно, что с пометом птиц) и корни растут вниз к земле. Корни прокладывают себе путь между каменной кладкой, и, становясь более толстыми, они становятся каркасом здания, но, когда дерево умирает, или валится грозой, постройка рушится вместе с ним.

193-Та-Пром
190-Та-Пром
191-Та-Пром
186-Та-Пром
192-Та-Пром
 

-Фикус-душитель при этом – пустое дерево: древесина его ни на что не годится. Разве что пчелы ульи на нем свои размещают. Когда-то все храмы Ангкора им оплетены были, но везде его срезали, а в Та-Проме оставили. Специальное заседание Совета министров по поводу этому собирали.

198-Та-Пром
199-Та-Пром
194-Та-Пром
169-Пчелиные улья
201-Та-Пром
202-Та-Пром
203-Та-Пром
204-Та-Пром
205-Та-Пром
206-Та-Пром
207-Та-Пром

-Та-Пром Индия совместно с Камбоджей восстанавливают.

168-Та-Пром

После Та-Прома Дуеп в местную харчевню нас на обед отвез. Уложились мы в 45 минут (12-30 – 13-15).

208-Харчевня

Лично мне обед понравился, остальной части компании больше пиво, во время обеда поданное, приглянулось.

209-Харчевня
211-Харчевня

Несколько мешали уличные торговцы.

210-Харчевня
212-Харчевня
213-Харчевня

После обеда Дуеп заявил, что с 13-30 до 15-30 сиеста наступает и он нас в отель отдохнуть отвезет.

-После сиесты Ангкор-Ват на закате фотографировать поедем, -пообещал Дуеп.

216-Сием Рип
217-Сием Рип

По дороге мимо водоема проезжали, в котором дети купались.

214-Бассейн

-Этот бассейн Джаяварман VII построил, -пояснил Дуеп.- Раньше в нем крокодилы водились, теперь – безопасно.

215-Бассейн

Заодно выяснилось, что в Сием Рипе полно 5-звездных отелей.

221-Отель в Сием Рипе
218-Сием Рип
219-Сием Рип

И прекрасный Исторический музей имеется.

220-Исторический музей

Прежде чем отпустить нас на сиесту, Дуеп отправился в рецепцию нашего отеля и пообещал там, что ежели (к нашему возвращению вечером) комары в номерах по-прежнему в наличии будут, то следующие пару суток вся наша компания за их счет в отеле получше проведет. И ведь подействовало. К вечеру комаров как ветром сдуло (или пылесосом?).

Ровно в 15-30, свежепомытые и переодевшиеся, мы стояли у отеля.

222-У отеля
223-У отеля

Появившийся Дуеп признался, что поспал во время сиесты: жена с маленьким погулять пошла – при маленьком спать невозможно.

-И почем в Сием Рипе квартиры? –заинтересовалась племянница.

-Двухкомнатная квартира: современная, с балконом, ванной и кухней до кризиса 200 тыс.$ стоила, сейчас – 120 тыс.$, -ответил Дуеп.- Если квартиру (или дом) в Камбодже купишь – сразу гражданство получаешь.

-Средняя зарплата врача или учителя в Камбодже – 600$, но у всех по 2-3 работы.

-У камбоджийцев считается очень красивым, когда у человека длинные уши. Они свидетельствуют о мудрости человека, гарантируют ему долголетие. Вот Анатолий жить будет долго – уши у него длинные.

-Тут, конечно, важно здоровье беречь. В Камбодже с молодежной наркоманией проблема – уж больно марихуана дешева. Я иногда в компании с друзьями покуриваю, но только иногда. А табак в стране курят мало, в основном люди от 50-ти и старше.

-Жене эти мои посиделки не нравятся, но развода я ей ни за что не дам. Мужчине во второй раз жениться легко, женщине – нет: здесь девственниц предпочитают. Жену в любом случае не только ее родители поддерживают, но и родители мужа.

-Жена к мужу на «вы» обращается, а он к ней – на «ты».

-В Камбодже курящая и (или) пьющая женщина падшей считается.

224-По дороге в Ангкор-Ват

-Туристы из России с декабря по март приезжают, последняя группа у меня в апреле будет. Дальше сезон дождей начинается. Корейцы с китайцами круглый год ездят.

225-Ангкор-Ват
Ангкор-Ват
240-Ангкор-Ват

-Храм Ангкор-Ват (построен около 1113-1150 гг. во время правления короля Сурьявармана II) посвящен богу Вишну. Он расположен на южной границе комплекса Ангкор и является его главной достопримечательностью. Храм на государственном флаге Камбоджи изображен.

226-Ангкор-Ват
227-Ангкор-Ват
228-Ангкор-Ват
241-Ангкор-Ват
242-Ангкор-Ват

-Общая площадь «города-храма» - около 2 кв. км., окружает его ров шириной 200 м и протяженностью 8 км. Это самый большой храм в мире.

243-Ангкор-Ват
229-Ангкор-Ват
244-Ангкор-Ват

-В Европе Ангкор получил широкую известность после выхода в свет в 1868 году книги французского натуралиста Анри Муо «Путешествие в Сиам и Камбоджу».

230-Ангкор-Ват

-Большой комплекс работ по восстановлению Ангкора выполнен был в 1960-х годах.

231-Ангкор-Ват

-Гражданская война, начавшаяся после военного переворота в 1970 году и продолжавшаяся фактически почти 20 лет, нанесла Ангкору огромный ущерб.

232-Ангкор-Ват

-По-настоящему Ангкором занялись лишь в начале 1990-х годов. В 1992 году Ангкор взят был под эгиду ЮНЕСКО.

233-Ангкор-Ват

-Реставрацию части Ангкор-Вата (Северную библиотеку) Япония финансирует.

234-Ангкор-Ват
235-Ангкор-Ват
236-Ангкор-Ват
237-Ангкор-Ват
238-Ангкор-Ват

-С широкой дамбы, ведущей к главному (западному) входу в храм, открывается прекрасный вид на величественный Ангкор-Ват.

239-Ангкор-Ват
244-Ангкор-Ват
245-Ангкор-Ват
246-Ангкор-Ват

-С обеих сторон ее обрамляют балюстрады в форме змей (нагов).

247-Вишну
Вишну
248-Вишну

-Пять башен Ангкор-Вата тремя ярусами поднимаются к величественному центральному святилищу. Вид на них необыкновенно красив – башни в стоячей воде отражаются.

249-Ангкор-Ват
250-Ангкор-Ват
251-Ангкор-Ват

-Название Ангкор-Ват в переводе «город-храм» означает. Как я уже говорил, изначально он индуистскому богу Вишну (хранителю мироздания) посвящен был.

-Планировка его на мандале основана – индуистской модели Вселенной. Посередине стоит храм в форме бутона лотоса с пятью башнями. Он символизирует гору Меру – мифическую обитель богов и центр Вселенной. Наружные стены изображают пределы мира, а ров с водой – мировой океан.

-Ангкор-Ват смотрит на запад, в сторону заходящего солнца (символа смерти), что для кхмерских храмов необычно.

-Особенно прекрасна украшающая стены тонкая резьба и около 2000 рельефов апсар (небесных танцовщиц) с загадочными улыбками.

252-Ангкор-Ват
253-Ангкор-Ват
254-Ангкор-Ват
255-Ангкор-Ват
256-Ангкор-Ват
257-Ангкор-Ват
259-Ангкор-Ват

258-Ангкор-Ват

-В Южной части Западной галереи изображено несколько сцен из индуистского эпоса «Махабхарата». Сотни воинов сошлись здесь в ожесточенной битве при Курукшетре.

260-Галерея барельефов
261-Галерея барельефов
262-Галерея барельефов
263-Галерея барельефов
264-Галерея барельефов
265-Галерея барельефов
266-Ангкор-Ват
267-Ангкор-Ват
268-Ангкор-Ват
269-Ангкор-Ват
270-Ангкор-Ват
271-Ангкор-Ват
272-Ангкор-Ват
273-Ангкор-Ват
275-Ангкор-Ват

274-Ангкор-Ват
276-Ангкор-Ват
277-Ангкор-Ват
278-Ангкор-Ват
279-Ангкор-Ват
280-Ангкор-Ват
281-Ангкор-Ват

-Сейчас по новой лестнице на самый верх заберемся. Ее ЮНЕСКО построить распорядилась, а то на старой стертой (с перилами) очереди всегда образовывались, и туристы по камням как козлы горные скакали – не эстетично.

284-Ангкор-Ват
295-Ангкор-Ват
297-Ангкор-Ват
303-Ангкор-Ват

301-Ангкор-Ват

-Король Джаяварман VII считается величайшим королем Камбоджи. Он уже был военачальником, будучи принцем при предыдущих королях. После того как тямы покорили Ангкор, он собрал армию и вернул себе столицу. Джаяварман VII взошел на трон и продолжал войну против соседнего восточного королевства еще 22 года, пока кхмеры не разгромили Чампу в 1203 году и не завоевали большую часть его территории.

282-Ангкор-Ват
283-Ангкор-Ват
285-Ангкор-Ват

286-Ангкор-Ват
287-Ангкор-Ват
288-Ангкор-Ват
302-Ангкор-Ват

-Джаяварман VII считается последним из великих королей Ангкора не только из-за своей успешной войны против тямов, но и потому, что он не был тираническим правителем, как его непосредственные предшественники. Он объединил империю и осуществил достойные внимания строительные проекты.

289-Ангкор-Ват
296-Ангкор-Ват

291-Ангкор-Ват

290-Ангкор-Ват

-После смерти Джаявармана VII на престол взошел его сын Индраварман II (1218-1243 гг.). Как и его отец, он был буддистом, и завершил серию храмов, начатых во время правления его отца. Как воин он был менее успешен. В 1220 году, под все более растущим давлением тямов, кхмеры отступили из многих провинций, ранее завоеванных у Чампы. На Западе его тайские подданные восстали, основав первое тайское королевство и оттеснив кхмеров. В последующие 200 лет тайцы станут главными соперниками Камбоджи.

292-Ангкор-Ват
293-Ангкор-Ват
294-Ангкор-Ват

-Индравармана II сменил Джаяварман VIII (правил 1243-1295). В отличие от своих предшественников, Джаяварман VIII был последователем индуистского шиваизма и агрессивным противником буддизма, уничтожив многие статуи Будды в империи и превратив буддийские храмы в индуистские.

298-Ангкор-Ват
299-Ангкор-Ват
300-Ангкор-Ват

-Во второй половине 13-го века в Камбодже Гражданская война началась, в ходе которой все против всех (как обычно) воевали: буддисты с индуистами, а вишнуиты с шиваистами. Во всем Джаяварман VIII виноват был – слабый и неспособный дурак. Если бы не он, то Кхмерская империя до сих пор существовала бы.

304-Ангкор-Ват

-Понятно, что на Камбоджу все соседи (тайцы, вьетнамцы и лаосцы) под шумок накинулись: из 54-х провинций в Камбодже 18-ть осталось.

305-Ангкор-Ват
306-Ангкор-Ват

-Барельефы в Южной галерее изображают короля Сурьявармана II, начавшего строительство Ангкор-Вата.

307-Южная галерея
308-Южная галерея
Южная галерея
309-Южная галерея

Бросив прощальный взгляд на Ангкор-Ват, в 17-00 отправились к храму-горе Пном Бахкенг – закатом над Ангкором любоваться. Расположен он аккурат между Ангкор-Тхомом и Ангкор-Ватом.

310-Южная галерея
Ангкор-Ват
311-Ангкор-Ват

В 907 году королем Яшоварманом I построен. Насыпной холм, символизирующий все ту же гору Меру: холм вверх пятью ярусами поднимается. Позднее в буддийский храм превращен. США его восстановление финансируют: более 1,5 млн. $ вложили. Лучшей обзорной площадкой считается.

312-Пном Бахкенг
Пном Бахкенг
313-Пном Бахкенг

Яшоварман I решил перенести столицу из Ролуоса (13 км юго-восточнее Сием Рипа) в Ангкор. Его новая столица больше будущего Ангкор-Тхом в два раза была: площадь ее 4 кв. км. составляла. Сегодня Пном Бакхенг входит в состав Ангкора, поэтому иногда его называют «первый Ангкор».

314-Пном Бахкенг. Перед подъемом

Минивэн внизу вместе с барышнями остался, а мы с Пандой наверх пошли. 15 минут хода и мы у подножия очередной ступы с узкими обломанными (и стертыми) ступенями.

315-Пном Бахкенг. Перед подъемом
316-Пном Бахкенг. Перед подъемом

Залез я наверх, но никакого Ангкор-Вата на горизонте (как и заката) не обнаружил – одни джунгли. Может, потому что облачно было.

317-Пном Бахкенг
318-Пном Бахкенг

Неожиданно сзади нарисовался забравшийся следом Панда.

319-Пном Бахкенг
320-Пном Бахкенг
Пном Бахкенг
321-Пном Бахкенг

У корейцев особой популярностью пользовалась одна арочка – она как раз в их «мыльницы» влезала.

322-Пном Бахкенг
323-Пном Бахкенг
324-Пном Бахкенг
329-Пном Бахкенг

328-Пном Бахкенг

327-Пном Бахкенг
330-Пном Бахкенг
331-Пном Бахкенг
332-Пном Бахкенг
333-Пном Бахкенг

Мы пофотографировали друг друга, покурили, позевали и стали спускаться.

325-Пном Бахкенг
326-Пном Бахкенг

По узким ступенькам (не там, где забирались, а где люди спускались) мы с Пандой осторожно сползли вниз.

Внизу холма нас ждали барышни, сбежавшие на слонах от совсем уж нижних (но очень настырных) торговцев. Катание на слоне обошлось им по 20$ на нос.

334-Пном Бахкенг
342-Билет на слонов
343-Билет на слонов

У погонщика слона на спине футболки кармашек с надписью «Tips» пришит был, а из кармашка 1-долларовая купюра торчала. Но погонщик был мрачен и необщителен, а слон пердел и гадил по дороге, так что погонщик (а вместе с ним и слон) чаевых от барышень не получили.

335-Пном Бахкенг

Мы (в свою очередь) поведали барышням, что делать на вершине храма-горы вообще нечего, так что спуска-подъема (плюс пота) данный храм именно в этот момент совершенно не заслуживает. После чего все вместе потихоньку к минивэну спускаться стали.

336-Пном Бахкенг

Что интересно: вниз на слоне спуститься дешевле выходило (15$), но мы все равно пешком пройтись решили.

337-Слоны

Весь поход к (и на) Пном Бакхенгу у нас ровно один час занял, так что в 18-00 мы уже в минивэне сидели и в Сием Рип возвращались.

Дуеп сообщил, что далее нас традиционный камбоджийский ужин с фольклорным ансамблем (в совокупе) ожидает, нами же в Москве и оплаченный. Тут мы вздрогнули и попросили отвезти нас (вместо ужина) во вчерашний супермаркет «Lucky».

Дуеп занервничал и сказал, что ужин – проплачен и у него весьма большие неприятности возникнут, ежели мы на нем не поприсутствуем.

-Друзей возьми, да и жену: сами там поешьте, -посоветовали ему мы.

-А вы меня турфирме не сдадите? –с надеждой спросил Дуеп.

-Мы, русские, своих не сдаем, -твердо ответили ему мы.

-Так я же не русский, а камбоджиец, -заметил Дуеп.

-Говоришь по-русски, значит – русский, -констатировали мы.- Ну или почти. Наш, в общем. Не ссы.

338-Дуеп

-Хорошо, -согласился Дуеп наконец.- В магазинах продукты и товары всегда качественные: только на рынках обманывают.

В супермаркете «Lucky» мы все сразу купили. Прежде всего – бургеры (дети их на ходу слопали). Им же бутылку ликера Baileys (16-70$) приобрели.

339-Супермаркет Лакки

Две курицы-гриль за 9$. Очень вкусные помидоры Черри – 0,5$ за упаковку. Багет французский за 0,6$. После чего сообразили, что завтра мы на вьетнамский курорт возвращаемся.

Следовало халявным спиртным обзавестись. Цены на него раза в два ниже, чем в Duty Free, оказались.

Джин «Bombay Sapphire» - 13-75$ за литр. Две бутылки водки «Русский Стандарт» - по 9-05 за бутылку.

340-Супермаркет Лакки

К тому времени, когда мы плотно поужинали, местные давно уже дрыхли: камбоджийцы в 7-8 вечера спать ложатся.

341-Ужин
Озеро Тонлесап и плавучая деревня

День 11-й, Суббота, 26 марта 2011 года. Озеро Тонлесап и плавучая деревня. Вылет в Хошимин и переезд в Фантхьет

Поле с лотосами. Розовый орехоносный лотос. Плавучая деревня. Крокодилы по тысяче баксов. 5 млн. недегалов. Проклятые гильзы. Однополосная дорога. Геккон – спаситель от комаров.

Утром ритуально на завтрак сходили: чаю попили и яичницу схрумкали. Потом в номера поднялись и куру-гриль доклевали. Тем и обошлись.

002-Программа

В 9-00 нас (вместе с чемоданами) из отеля Дуеп забрал, и мы поехали на озеро Тонлесап – самое большое озеро в Юго-Восточной Азии. Его еще Камбоджийским внутренним морем называют.

001-Карта

-В Сием Рипе правительство строительству капитальных домов препятствует, -сообщил Дуеп.- Землю под отели резервирует и выкупает за бесценок. Если туристов не будет, то и жители из города уйдут.

003-Сием Рип
Сием Рип

-10 лет назад в Сием Рипе домов вообще не было – одни поля рисовые. Дорогу в прошлом году построили, дома – 3 года назад. Скоро рисовых полей совсем не останется, одни дома: местные жители землю продают, а на выручку дом строят. Традиционные дома на сваях ставят: внизу под домом мопеды хранят и в гамаках спят.

004-Сием Рип

-В ресторанах для местных гамаки подвешены: в них по субботам и воскресеньям взрослые отдыхают, а дети рядом играют. Можно мясо кобры, черепахи и крокодила попробовать. Я все это по разу (потому что не дешево) попробовал.

005-Из Сием Рипа

-В Сием Рипе много французов с женами-камбоджийками живет. Основной бизнес у них – рестораны и турфирмы. Жена-камбоджийка чем хороша – в патриархальных традициях воспитана, к мужу на «вы» до старости обращается, пива даже выпить не посмеет. Французы обаятельные и высокие – местные то мужчины 168-170 см всего ростом.

В 9-30 мы у лотосового поля остановились.

006-Поле с лотосами

-Лотосовое поле за два года вырастает, -пояснил Дуеп.- Этот лотос с розовыми цветками – лотос орехоносный. Буддийский цветок.

007-Поле с лотосами
008-Поле с лотосами
009-Поле с лотосами

И тут же принес нам несколько спелых «корзинок» спелого лотоса с орехами.

015-Спелые корзинки лотоса орехоносного

Трогательная маленькая девочка подошла к барышням и подарила им охапку цветов лотоса.

010-Маленькая камбоджийка
011-Маленькая камбоджийка

А мы, в свою очередь, 5$ родителям девочки подарили.

016-Владельцы поля с лотосами

У меня ощущение создалось, что стороны друг другом довольны остались.

012-Поле с лотосами
013-Поле с лотосами
014-Поле с лотосами

Орехи лотоса нам очень понравились: что-то среднее по вкусу между молодым фундуком и молодым же горохом.

В 9-45 мы уже на берегу озера Тонлесап оказались и в лодку пересели.

017-Лодки
018-Лодки
019-Лодка
020-Лодка
021-Лодка

Тут же висела табличка, предупреждающая о недопустимости детского секс-туризма.

022-Табличка

-Детская проституция давно запрещена: за нее – сразу тюрьма, -пояснил Дуеп.- Турист, снявший девочку или мальчика, также моментально в тюрьму попадет. Но у местных вьетнамцев детская проституция все еще практикуется.

023-Озеро Тонлесап

-Из озера вытекает река Тонлесап, впадающая затем в реку Меконг, -рассказывал Дуеп.- Большую часть года озеро относительно невелико, глубина его составляет 1-2 метра. Но в сезон дождей река Тонлесап меняет течение и обратно в озеро впадает. Так что летом в озере купаться нельзя – вода на 4 - 5 метров поднимается, а площадь озера в 5-6 раз увеличивается. По грязи на сваях домов видно, докуда вода поднимается.

-Ребята с берега сеть закидывают, мелкую рыбешку ловят – уток (или крокодилов) кормить.

024-Озеро Тонлесап
025-Озеро Тонлесап

-Тут неподалеку остров лесистый есть. На острове змей полно: в основном питоны, но и королевские кобры встречаются. Так что местные в лес не ходят – там (кроме змей) еще и пчелы дикие.

-Кровь королевской кобры в водку рисовую добавляют, а мясо – в суп. Мясо кобры лучше куриного, а в суп немного марихуаны (отличная приправа) кладут. Марихуана везде растет, хоть и запрещена. Тонна марихуаны 30 000$ стоит. У генералов в горах большие плантации марихуаны (закрытые) – они ее в Австралию целыми кораблями отправляют. Богатые очень. Наши мужчины вечером кальян курят – так они табак с марихуаной смешивают.

Наконец показалась плавучая деревня.

027-Плавучая деревня

-В ней вьетнамцы живут – они очень шумные: не говорят, а орут.

026-Озеро Тонлесап

-Дома у них не на сваях, а на железных бочках: так всей деревней по озеру и путешествуют.

028-Плавучая деревня
029-Плавучая деревня

-В этой деревне 3 тысячи человек живут. Здесь есть плавучая школа, плавучая станция по очистке воды и даже храм католический – тоже плавучий.

030-Плавучая деревня
031-Плавучая деревня
040-Плавучая школа
Плавучая школа
041-Станция по очистке воды
Станция по очистке воды
042-Католический храм
Католический храм

-Живут как свиньи: рыбу на рис меняют, милостыню просят. Источники электричества – аккумуляторы, в богатых домах генераторы стоят. В качестве канализации само озеро выступает.

032-Плавучая деревня
033-Плавучая деревня

-И в каждом доме наверняка по автомату Калашникова припрятано – в Камбодже полно агентов вьетнамского КГБ.

034-Плавучая деревня
035-Плавучая деревня

-Население Камбоджи – 14 млн. человек, плюс 5 млн. вьетнамцев-нелегалов. Какое-то количество вьетнамцев в Камбодже уже лет 300 проживало, но во время Вьетнамской войны толпы беженцев, не желавших в разборках между Севером и Югом Вьетнама участвовать, в Камбоджу рванули.

036-Плавучая деревня
038-Плавучая деревня

037-Плавучая деревня

Между тем мы причалили к внушительному сооружению: на нескольких соединенных между собой кораблях целый (можно сказать) хутор расположился.

039-Крокодиловая ферма

Оказалось, что это одновременно и рыбная, и крокодиловая фермы.

Рыбу в садке при нас мелкой рыбешкой покормили – вода в садке аж вскипела.

043-Рыбный садок

В трюме крокодилы содержались.

044-Крокодилы

-Их тут как свиней – на мясо откармливают, -пояснил Дуеп.- 5-6-летний крокодил за 1000$ продается.

045-Крокодилы

Мы тут же пересчитали крокодилов: их 17 оказалось.

046-Крокодилы

Визит в плавучую деревню посещением сувенирной лавки закончился.

047-Сувенирная лавка

Там мы недорогие сувениры приобрели (дорогих и не было).

048-Сувенирная лавка
049-Сувениры-Камбоджа

Четырехликий Будда, например, в 10$ обошелся.

050-Сувениры-Камбоджа
051-Сувениры-Камбоджа

Обратная дорога уже не так интересна была.

052-Плавучая деревня
053-Озеро Тонлесап
054-Озеро Тонлесап
055-Причал
056-Причал

Дуеп сообщил, что завтра с утра в Пномпень на автобусе отправится – маму навестить. У мамы печень больная, с кровати уже не поднимается. А вот 74-летний отец здоров.

Проехав по Сием Рипу, в аэропорт попали.

057-Сием Рип
Сием Рип
060-Сием Рип

058-Сием Рип
059-Сием Рип

В аэропорту сердечно с Дуепом попрощались и пошли сдавать чемоданы.

Тут же помели племянницу. Чемоданы наши вместе сложены были, и таможенники почему-то решили, что мой чемодан – ее. Племянницу заставили открыть мой чемодан и торжественно извлекли криминал: две стреляные гильзы с полигона Кучи и три камешка из Ангкора. Отобрали.

061-Посадочный талон

На гильзы мне плевать было, а запасные камни из Агкора в моем рюкзаке никого не заинтересовали. В оправдание сообщить хочу, что (по моим прикидкам) 2 млн. туристов в год, вынося камешки из Ангкора на сувениры, хоть сколько-нибудь заметный ущерб ему примерно тысячи за три лет причинить смогут. А гораздо раньше и камешков для туристов не останется – Ангкор целиком (надеюсь) восстановят, все храмы.

Прогулялись в Duty Free: на цены взглянуть. Литр джина «Bombay Sapphire», который мы вчера за 13-75$ купили, здесь 21$ стоил, а литровая бутылка водки «Русский Стандарт» -19-50$ вместо вчерашних 9-05$. Чудеса, да и только.

В Smoking Lounge со столиками отправились, прихватив с собой пиво «Angkor». Аэропорт маленький, но очень уютный. Сейчас новый строят – в часе езды от Сием Рипа.

Рейс VN 826 в 13-10 вылетал. До самолета пешком по летному полю шли – аэропорт то маленький. В самолете А-321 выдали все те же самые коробочки с обедом: булочка с ветчиной, банка с водой и с трубочкой, плюс конфета. И уже через час в Хошимине приземлились.

Багаж при выходе просвечивали: видать, марихуану выискивали. Племянницу опять помели, но уже слегка: ее билет показать попросили. Похоже, камбоджийцы отметку какую-то в паспорте поставили. Ей еще повезло: при нас вьетнамку одну (с детьми малыми) вообще увели куда-то.

В 15-00 мы (наконец) из аэропорта вывалились. Тен уже ждал нас с микроавтобусом, в котором ждали наши вещи, ему оставленные. В Сайгоне пасмурно было.

Мы взглянули на рекламный щит с пионеркой и поняли, что Камбоджа при прилете гораздо более цивилизованной выглядела.

062-Рекламный щит с пионеркой

Тен, в свою очередь, обрадовал нас тем, что до курортного городка Фантхьет (куда мы и направлялись) – 220 км и ехать нам 5 часов предстоит.

И мы поехали на восток, к Южно-Китайскому морю. Не торопясь поехали, в пробке.

071-Карта

Много чего по дороге увидели.

063-По дороге в Фантхьет

В том числе бетонную гору с ликом первого вьетнамского императора.

064-Бетонная гора
065-По дороге в Фантхьет

Кучу католических храмов.

067-По дороге в Фантхьет
068-По дороге в Фанхьет

И даже военное кладбище.

069-Военное кладбище
070-Военное кладбище

Постепенно дорога из 3-х полосной (в одну сторону) в 1-полосную (в обе стороны) превратилась. Машины ехали навстречу друг другу по очереди.

068-По дороге в Фантхьет
066-По дороге в Фантхьет

Через три часа (в 18-00) сделали остановку на заправке, где гуаву купили (12 000 донгов за 1 кг).

072-На заправке
073-На заправке

Заодно и тамаринд попробовали: стручок, внутри которого коричневая вяленая слива (с косточками).

074-На заправке

Ну и соков в пакетах прикупили. Оказалось, что за три часа проехали мы всего 70 км. Всего 150 осталось. Это обнадеживало.

Тен развлекал нас по дороге как мог, то есть топиками. Например, про каучук.

В 1897 году французы из соседней Малайзии завезли гевею. Каучук дерево дает лет 25-30, после чего его вырубить нужно. Вьетнам по экспорту каучука четвертое место в мире занимает (после Малайзии, Индонезии и Таиланда). Зато по экспорту черного перца – первое.

После заправки грузовики куда-то сгинули и мы (наконец) поехали быстро.

-Самые лучшие курорты во Вьетнаме – Дананг и Нячанг, -сообщил Тен.- Но русские Фантхьет предпочитают. Почему-то.

Через пять с половиною часов, т.е. в 20-30, мы (наконец) доехали до Фантхьета, где и заселились в отель «Sea Lion Resort».

079-Отель
080-Отель-карточка
081-Отель-карточка

-Аэропорт здесь построить нужно, -заявила Тену свояченица на прощание.

-Шоссе расширить, -поправили мы ее с Пандой хором.

-Уже расширяют, -улыбнулся Тен.

 Шел легкий дождь, а сил у нас маловато осталось. Поэтому ужинать пошли в тамошний «Pearle Restaurant». Суп в нем 6,5$ стоил, горячее – 10$, коктейли – по 8$, а бутылка сухого белого – 15$. Свежевыжатые соки из пассифлоры и клубники разбавить (на наш вкус) в три раза следовало. За ужин 110$ заплатили.

Номера нам понравились – очень приличные. За время путешествия чемоданы собирать-разбирать мы за 5 минут научились. И разобрали-таки.

076-Номер в отеле
078-Номер в отеле

077-Номер в отеле

На ночь глядя примчались свояченица с племянницей и с ужасом сообщили, что у них в номере геккон по потолку бегает.

075-Геккон

-Геккон – это гарантия ваша, -успокоил их я.- От комаров и прочих шведов.

Анатолий Новак,

22 октября 2020 года

 

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте