День 10-й, Пятница,
25 марта 2011 года. Ангкор.
Ангкор-Тхом. Краткая история Камбоджи. Храм-гора Байон. Фаллос Шивы.
Бапуон. Пхимеананкас, он же Небесный дворец. Чау Сай Тевода. Слоновья терраса. Терраса
прокаженного короля и легенда. Та-Кео. Та-Пром, он же храм Анджелины Джоли.
Ангкор-Ват. Пном Бакхенг.
Ночь прошла
ужасно. Мелкие комары не давали спать, несмотря на включенный кондиционер. В
три часа ночи позвонила жена (теперь уже - вдова) моего старинного приятеля
Филимоныча и сообщила, что Филимоныч умер. Я выразил соболезнования (а что я
еще мог сделать?) и попытался заснуть. Получилось плохо.
Бекона на
завтраке не оказалось, но яичницу жарили.
В 8-30
встретились с Дуепом и на комаров пожаловались. Дуеп отправился ругаться на
рецепцию, там вяло отбивались, предположив, что мы окна на ночь открыли. Мудрее
всех поступил Панда: он кондиционер на 19 градусов поставил – комары и
замерзли.
Всласть наругавшись
на рецепции, Дуеп повез нас в Ангкор.
-Камбоджа,
расположенная в низменностях юго-западного Индокитая, занимает площадь около
180 000 кв. км и граничит с Лаосом на севере, с Таиландом на севере и западе, и
с Вьетнамом на востоке, -рассказывал Дуеп.- Сегодня столицей страны является
Пномпень, но когда-то ею был Ангкор. Почти шесть столетий, с 802 по 1432 г., он
был политическим и религиозным центром великой Кхмерской империи,
простиравшейся от Южно-Китайского моря почти до Бенгальского залива.
-Кхмерская
империя была основана в начале 9-го века н.э., когда Джаяварман II (правил 802-850), поклонявшийся Шиве, объявил себя девараджей – божественным королем. Он воздвиг гигантский
пирамидальный храм, символизировавший священную гору Меру – обитель индуистских
богов. Этот храм стал фундаментом ангкорской архитектуры. Его преемник
Индраварман I (пр.877-889) расширил империю, но
лишь при Яшовармане I (пр.889-910) столицу перенесли из
Ролуоса в Ангкор. Самый знаменитый памятник Ангкора – Ангкор-Ват – построен
Сурьяварманом II (пр.1113-1150), а Ангкор-Тхом – Джаяварманом VII. После смерти последнего Ангкор пришел в упадок и был
забыт после того, как страну опустошили тайские захватчики.
-Лишь в 19-м
веке европейские исследователи наткнулись на Ангкор и началась его реставрация,
прервавшаяся в середине 20-го века, когда началась война. Во время Вьетнамской
войны вьетнамские коммунисты превратили Камбоджу в свой перевалочный пункт, а
американцы (в ответ) начали массированные бомбардировки, убившие тысячи
камбоджийцев и поддержали «красных кхмеров» Пол Пота.
-Остатки
ангкорской метрополии занимают территорию в 200 кв. км на северо-западе
Камбоджи, и хотя деревянные дома и дворцы давно сгнили, прекрасные каменные
храмы, возведенные королями-богами, уцелели. Расположенный между двумя
водохранилищами, Ангкор ныне включает около 70 храмов, гробниц и других древних
руин. В их числе – прекрасный Ангкор-Ват, крупнейший религиозный комплекс в
мире.
-Ангкор (в
переводе с кхмерского – город) был построен недалеко от северного берега озера
Тонлесап (Великое озеро). Огромный комплекс дворцов и храмов, в 7-ми км к
северу от Сием Рипа сооружен в 9-13 вв. в период расцвета феодального
государства кхмеров.
-Сохранились
руины столиц Яшодхарапура (основана в конце 9-го века), Ангкор-Тхом (конец
12-го века – 1432 г.) площадью свыше 9 кв. км с центральным храмом Байон,
каменные террасы (цоколи деревянных дворцов), а также индуистские и буддийские
«храмы-горы» в виде ступенчатых пирамид.
-Ангкор-Тхом
(«Большой город») занимает второе место по известности во всем храмовом комплексе
Ангкор благодаря Байону – горе-храму с высеченными лицами Будды (примерно 1200
г. н.э.).
-Вход в
Ангкор-Тхом осуществляется через ворота, всего их пять: по одному – с севера,
юга и запада, и двум – с востока: восточные и Ворота Победы. Ворота Победы ориентированы
на Королевский дворец.
-Символизм
Ангкор-Тхома основан на легенде о пахтании (сбалтывании) Океана молока. Эта
легенда повествует о процессе сотворения мира, в котором принимали участие боги
и демоны (скульптуры их расположены у ворот Ангкор-Тхома).
-Перед
воротами в ряд выстроились боги (деваты) слева и демоны (асуры) справа,
держащие в руках многоголового змея (нага) обвивающего священную гору Меру и
олицетворяющего мост между небом и землей. Богов и демонов поровну с каждой
стороны (по 54), боги держат змея за голову, а демоны – за хвост. Перетягивая змея
на себя они, они, таким образом, приводят в движение священную гору (Байон располагающийся
в центре города), олицетворяющую центр мира: гора вспенивает Океан, из которого
впоследствии выделяется нектар бессмертия (амрита).
Надобно
заметить, что, взяв у нас большой «Canon» (по нашей
просьбе), чтобы общую фотку сделать, Дуеп настолько во вкус вошел, что устроил
нам настоящую фотосессию на протяжении всей экскурсии.
-Город
Ангкор-Тхом занимал площадь в 900 га и имел форму квадрата, поделенного на
четыре равные части осевыми дорогами, -продолжил рассказ Дуеп.- Центром
пересечения дорог являлся Байон. Территория города была окружена насыпной
стеной общей протяженностью 12 км, высотой 8 м, по верху стены пролегала
дозорная дорога. Перед стеной был выкопан ров шириной 100 м и глубиной 6 м,
заполнявшийся водой.
-Население
столицы составляло порядка миллиона человек. Территория города была поделена
осевыми дорогами на четыре равные части, каждая из которых имела свое
назначение. В северо-западной части располагался Королевский дворец, в
северо-восточной части – проживала семья короля, его приближенные, священники,
юго-западная часть отдана под красивейший парк, а в юго-восточной располагались
рынки и разные административные постройки.
-За
пределами городской стены жили простолюдины. Все жилые дома и некоторые здания
были построены из дерева, поэтому до нашего времени они не сохранились, та же
участь постигла и Королевский дворец, от него осталось лишь каменное основание
за Террасой Слонов.
Байон
-Название
«Байон» одну из реинкарнаций Будды на санскрите означает.
-Несмотря на
то, что Байон был построен в духе буддизма, в нем можно заметить явные черты индуизма.
Главная изюминка храма - башни, на которых высечены каменные лики Будды. На каждой
башне высечено было по четыре лика Будды.
-Четыре,
потому что каждый лик свое выражение имеет: доброту, спокойствие, симпатию и
милосердие.
-Из 54
первоначальных башен осталось 37.
-В Париже
есть музей кхмерского искусства – там всего полно и именно из Ангкора. Французы
целые блоки вывозили отсюда. Сейчас храм японцы восстанавливают.
-Стены храма
украшают барельефы, на которых изображены разные сцены из жизни средневековой
Камбоджи. Чаще всего на них были запечатлены битвы с войсками королевства Чампа
(тямская империя). Также можно встретить сценки из повседневной жизни людей
того времени.
-Чампа,
захватив Ангкор-Тхом, выковыривали из статуй драгоценные камни, тайцы слонами с
канатами разрушали храмы и добирали драгоценные камни, пропущенные Чампа. От
камней только отверстия в статуях остались. Сначала Чампа победил кхмеров,
потом кхмеры – Чампу. А потом Чампу Вьетнам захватил.
-А это
фаллос Шивы, выходящий из лона – символ животворящей силы.
-Древняя
Камбоджа под сильным влиянием Южной Азии находилась, и жители ее почитали
индуистских богов – таких, как Вишну и Шива. С 10-го века в Кхмерской империи
начал буддизм распространяться, переживший расцвет в годы правления Джаявармана
VII (пр.1181-1218). Благодаря сосуществованию двух
религий, ангкорская архитектура включает в себя как индуистские, так и
буддийские элементы. В конце концов господствующей религией стал буддизм
Тхеравады («учение старейших», буддизм южного толка), сменивший индуизм в качестве
национальной религии.
Пробравшись
по камням и выйдя на дорогу, подошли к следующему храму, Бапуону.
Бапуон
-Бапуон
считается одним из самых пышных храмов Ангкора, - сообщил Дуеп.- Построил его в
11-м веке король Удаядитъяварман II. Пирамидальная
форма этого индуистского храма также символизирует гору Меру, мифическую
обитель богов.
-Вот эту
дорогу (200 м), по которой мы к храму подошли, специально для храма отсыпали.
Храм французы реставрируют.
Надобно
отметить, что «покорять» Бапуон мы вдвоем со свояченицей отправились: остальные
сообщили, что посмотрят на нас снизу, на «лишних» камнях от храма отдыхая.
Бапуон
-Пхимеанакас,
рекомендую, -показал нам следующий храм Дуеп.- Этот индуистский храм-дворец был
построен в 10-м веке по приказу короля Раджендравармана II. Другое название (Небесный дворец) связано с легендой
о Золотой башне, стоявшей некогда на этом месте.
Пхимеанакас
-По легенде,
в башне этой обитала некогда 9-головая змея, явившаяся королю в виде девушки.
Король предпочел ее всем своим женам и наложницам. Согласно той же легенде,
если король не переспит с девушкой-змеей, то род его прервется.
-Пирамидальный
дворец имеет прямоугольное основание и окружен 5-метровой каменной стеной. По
четырем углам пирамиды размещены скульптуры слонов. Храм чехи реставрируют.
-Рядом с дворцом
бассейн, в котором император с императрицей купались, находится. Императрица и
из простой семьи происходить могла.
-Вот это
дерево диптерокарпус крылатый называется, или (в просторечье) смоляное дерево.
-Очень
ценится в строительстве – отличная древесина.
-Кроме того,
из него смолу добывают: в древности она на изготовление факелов шла.
-А вот это
дерево sralao называется. Название от характерной
пятнистой чешуйчатой коры происходит. Древесина его никакой ценности не имеет,
но дерево ценят за гроздья розовых цветов.
-Чау Сай
Тевода (дословно «плодовитые потомки божества») – индуистский храм, посвященный
Шиве и Вишне, построен в середине 12-го века Сурьяварманом II во время расцвета Кхмерской империи. Изображения
Будды появились в храме позднее. 4 тысячи фрагментов храма разбросаны были по
округе. Восстановлен китайцами.
Чау Сай Тевода
Ангкор
-Слоновья
терраса длиной 300 м, построенная королем Джаяварманом VII, тянется от Бапуона к Террасе прокаженного короля.
Слоновья терраса
-Она имеет
три большие платформы и две малые. С этой террасы короли и придворные наблюдали
из богато украшенных деревянных павильонов, установленных в центральной части
террасы, за торжественными шествиями и военными парадами. Резные фигуры слонов
вдоль ее стен дали террасе это современное имя: на стадионе (напротив террасы) боевых
слонов тренировали.
-А сейчас мы
перейдем на Террасу прокаженного короля. Терраса представляет из себя насыпь,
облицованную резным песчаником, 25 метров в длину. Назначение ее неясно:
возможно, использовали ее для кремации королей.
Терраса Прокаженного Короля
-В конце платформы
стоит копия статуи (15 века) «Прокажённого Короля», окруженная четырьмя воинами,
охраняющими её со всех сторон света. Пятна лишайника, которые покрывали
оригинальную статую, и дали статуе имя легендарного Прокаженного Короля.
-Произошло
рассказанное в легенде в те времена, когда королевская столица была только что
построена и всемогущий король царствовал над многочисленными подданными,
послушно выполнявшими его приказания. Король был молод и красив. Он прославился
в военных походах и в управлении страной, сердце же его было черствым и
жестоким. Его ненавидели все, кроме четырех наложниц, с которыми он любил
развлекаться. Прихоти были для него законом. Когда женщинам наскучили
придворная жизнь и этикет, который они были обязаны соблюдать, они пожелали,
чтобы король отправился с ними в путешествие, на поиски приключений. После
долгих размышлений король решил на некоторое время отказаться от привычной
роскоши и блеска и (никого не оповестив о своем решении) уехал странствовать.
На следующий же день после его отъезда в королевстве вспыхнули раздоры: мир был
нарушен, и два знатных вельможи, враждуя между собой из-за трона, собрали
каждый по целой армии, чтобы добиться его. Кровью гражданской войны было залито
все королевство.
-Между тем
король и четыре женщины путешествовали по лесам и долам, радуясь новой
необычной жизни. Так прошло два месяца, и как-то услышали они об удивительном
отшельнике, умевшем предсказывать будущее. Много дней шли они, пока добрались
до пещеры, где жил этот удалившийся от мира человек. Когда переодетый в чужое
платье король предстал перед святым отшельником, тот угадал высокий сан
посетителя и сказал: «Ты был великим государем, о благородный пришелец, но
отныне никогда больше тебя не станут звать королем. Две большие армии
сражаются, чтобы лишить тебя трона, и только ты можешь положить конец распрям и
соперничеству двух твоих мятежных сановников. И все же в зените своей славы и
торжества ты познаешь горечь бытия и тебя постигнет ужасная судьба».
-Эти слова
потрясли короля. Вместе с наложницами он снова пустился в странствия и пережил
необыкновенные приключения. После того как королю удалось избежать многих
страшных опасностей, он, переодетый и никем не узнанный, проник в лагерь одного
из мятежных вельмож, заключил с ним союз и возглавил часть его армии. Обратив в
бегство другого, в последствии он убил и того вельможу, с которым заключил
союз. Во главе обеих мятежных армий король вернулся в столицу, чтобы
восстановить мир и вложить священный меч в ножны. И вот тогда-то и сбылось
предсказание отшельника, и он познал горечь бытия и «несчастья омрачили его
благородное лицо».
На стадионе
-Когда
король верхом на коне ехал по городу, старая женщина в грязных лохмотьях
неожиданно схватила поводья коня и, прежде чем кто-то смог её удержать,
бросилась на правителя. Она стремительным ударом вонзила кинжал в грудь лошади,
которая взвилась на дыбы и рухнула, увлекая за собой короля, а ужасная старуха
бросилась на него, заключив его в объятья и прижалась к нему своим дряблым и
грязным телом. Короля освободили из этих объятий, а женщина упала, убитая множеством
кинжалов.
Ангкор
-Эта женщина
отомстила за то, что несколько лет назад ее единственная дочь была похищена
королевскими телохранителями и заключена в гарем, чтобы служить утехам короля.
На теле повелителя не осталось следов какой-либо раны, но старуха была
прокаженной и заразила короля. Проказа развивалась быстро и оставляла страшные
следы: все покинули короля, кроме четырех наложниц, которые остались ему верны.
Он лишился права на трон и должен был жить один за пределами дворца, обреченный
на отчаяние и голодную смерть. Удалили от него и четырех наложниц, но им
удалось, несмотря на трудности, проделать тайный ход в каменной стене темницы,
куда был заключен король. Они носили пищу и утешали его до самой смерти.
-В
легендарной истории Камбоджи этот прокаженный король отождествляется с принцем
Преа Тхонгом, пришедшим из Индии, чтобы жениться на дочери царя Нага. Произошло
это (как многие считают) в 7-м веке н.э.
-Раньше
прокаженных в Камбодже полным-полно было, но после Пол Пота не осталось. От
слова «совсем»: перестреляли всех до единого.
-В мире (кстати
говоря) существует представление о Камбодже как об одной из самых опасных стран
для туристов. Причины две: мины и ядовитые змеи. Это действительно так:
несмотря на то, что 6 млн. мин разминировано, сколько их еще не разминированных
осталось – одному Будде ведомо. Да и змей ядовитых (на самом деле)
предостаточно. Но и мины, и змеи только для местных (в глухомани живущих)
опасны. Вряд ли обычного туриста в отдаленные джунгли, на рисовое поле или в высокую
траву занесет. Окрестности Ангкора (во всяком случае) разминированы полностью,
да и змеи отсюда (вместе с крокодилами) давно сбежали: людей боятся и очень
(одни от них неприятности). В любом варианте по тропе проложенной следуйте и
ничего с вами не случится. Да, и еще: детям-попрошайкам денег ни в коем случае
не давайте – от толпы их не отобьетесь, как и в Индии.
-Следующий
храм, который мы осмотрим – храм-гора Та-Кео. Его еще «Гора с золотыми пиками»
называли. Шиве посвящен.
Та-Кео
-Все та же
самая «священная гора Меру», целиком из песчаника построенная (975-1000 гг.
н.э.).
-Та-Кео
китайцы восстанавливают.
-Храм Та-Пром,
освящен в 1186 году Джаяварманом VII лично,
занимает площадь в 180 акров. Настоящее название храма – «Королевский
монастырь». Построен этот буддийский храм в качестве усыпальницы матери короля.
Та-Пром
-Все слышали
про Ангкор-Ват, но почти все видели Та-Пром. После выхода фильма «Лара Крофт:
Расхитительница гробниц» Та-Пром стали храмом Анджелины Джоли называть.
-Во времена
расцвета на территории храма почти 13 тысяч человек проживало, храму 3000
деревень с населением 80 тысяч человек принадлежало. Среди сокровищ храма 35
алмазов и 40 000 жемчужин упомянуты.
-Деревья,
которые растут среди руин и оплетают их, придают особую атмосферу Та Прому и
делают его более запоминающимся, чем любая другая достопримечательность
Ангкора. Есть две разновидности этих деревьев: большое - это хлопковое дерево,
отличающееся толстыми, бледно-коричневыми корнями с узловатой структурой,
меньшее - это фикус-душитель (Ficus gibbosa), с большим количеством тонких,
гладких и серых корней.
-Дерево
вырастает из щели в кладке здания, куда его семя попало (возможно, что с пометом
птиц) и корни растут вниз к земле. Корни прокладывают себе путь между каменной
кладкой, и, становясь более толстыми, они становятся каркасом здания, но, когда
дерево умирает, или валится грозой, постройка рушится вместе с ним.
-Фикус-душитель
при этом – пустое дерево: древесина его ни на что не годится. Разве что пчелы
ульи на нем свои размещают. Когда-то все храмы Ангкора им оплетены были, но
везде его срезали, а в Та-Проме оставили. Специальное заседание Совета
министров по поводу этому собирали.
-Та-Пром
Индия совместно с Камбоджей восстанавливают.
После
Та-Прома Дуеп в местную харчевню нас на обед отвез. Уложились мы в 45 минут
(12-30 – 13-15).
Лично мне
обед понравился, остальной части компании больше пиво, во время обеда поданное,
приглянулось.
Несколько
мешали уличные торговцы.
После обеда
Дуеп заявил, что с 13-30 до 15-30 сиеста наступает и он нас в отель отдохнуть
отвезет.
-После
сиесты Ангкор-Ват на закате фотографировать поедем, -пообещал Дуеп.
По дороге
мимо водоема проезжали, в котором дети купались.
-Этот
бассейн Джаяварман VII построил, -пояснил Дуеп.- Раньше в
нем крокодилы водились, теперь – безопасно.
Заодно
выяснилось, что в Сием Рипе полно 5-звездных отелей.
И прекрасный
Исторический музей имеется.
Прежде чем
отпустить нас на сиесту, Дуеп отправился в рецепцию нашего отеля и пообещал
там, что ежели (к нашему возвращению вечером) комары в номерах по-прежнему в
наличии будут, то следующие пару суток вся наша компания за их счет в отеле
получше проведет. И ведь подействовало. К вечеру комаров как ветром сдуло (или
пылесосом?).
Ровно в
15-30, свежепомытые и переодевшиеся, мы стояли у отеля.
Появившийся
Дуеп признался, что поспал во время сиесты: жена с маленьким погулять пошла –
при маленьком спать невозможно.
-И почем в
Сием Рипе квартиры? –заинтересовалась племянница.
-Двухкомнатная
квартира: современная, с балконом, ванной и кухней до кризиса 200 тыс.$ стоила,
сейчас – 120 тыс.$, -ответил Дуеп.- Если квартиру (или дом) в Камбодже купишь –
сразу гражданство получаешь.
-Средняя зарплата
врача или учителя в Камбодже – 600$, но у всех по 2-3 работы.
-У
камбоджийцев считается очень красивым, когда у человека длинные уши. Они
свидетельствуют о мудрости человека, гарантируют ему долголетие. Вот Анатолий
жить будет долго – уши у него длинные.
-Тут,
конечно, важно здоровье беречь. В Камбодже с молодежной наркоманией проблема –
уж больно марихуана дешева. Я иногда в компании с друзьями покуриваю, но только
иногда. А табак в стране курят мало, в основном люди от 50-ти и старше.
-Жене эти
мои посиделки не нравятся, но развода я ей ни за что не дам. Мужчине во второй
раз жениться легко, женщине – нет: здесь девственниц предпочитают. Жену в любом
случае не только ее родители поддерживают, но и родители мужа.
-Жена к мужу
на «вы» обращается, а он к ней – на «ты».
-В Камбодже
курящая и (или) пьющая женщина падшей считается.
-Туристы из
России с декабря по март приезжают, последняя группа у меня в апреле будет. Дальше
сезон дождей начинается. Корейцы с китайцами круглый год ездят.
Ангкор-Ват
-Храм Ангкор-Ват
(построен около 1113-1150 гг. во время правления короля Сурьявармана II) посвящен богу Вишну. Он расположен на южной границе
комплекса Ангкор и является его главной достопримечательностью. Храм на
государственном флаге Камбоджи изображен.
-Общая
площадь «города-храма» - около 2 кв. км., окружает его ров шириной 200 м и
протяженностью 8 км. Это самый большой храм в мире.
-В Европе
Ангкор получил широкую известность после выхода в свет в 1868 году книги
французского натуралиста Анри Муо «Путешествие в Сиам и Камбоджу».
-Большой
комплекс работ по восстановлению Ангкора выполнен был в 1960-х годах.
-Гражданская
война, начавшаяся после военного переворота в 1970 году и продолжавшаяся
фактически почти 20 лет, нанесла Ангкору огромный ущерб.
-По-настоящему
Ангкором занялись лишь в начале 1990-х годов. В 1992 году Ангкор взят был под
эгиду ЮНЕСКО.
-Реставрацию
части Ангкор-Вата (Северную библиотеку) Япония финансирует.
-С широкой
дамбы, ведущей к главному (западному) входу в храм, открывается прекрасный вид
на величественный Ангкор-Ват.
-С обеих
сторон ее обрамляют балюстрады в форме змей (нагов).
Вишну
-Пять башен
Ангкор-Вата тремя ярусами поднимаются к величественному центральному святилищу.
Вид на них необыкновенно красив – башни в стоячей воде отражаются.
-Название
Ангкор-Ват в переводе «город-храм» означает. Как я уже говорил, изначально он
индуистскому богу Вишну (хранителю мироздания) посвящен был.
-Планировка
его на мандале основана – индуистской модели Вселенной. Посередине стоит храм в
форме бутона лотоса с пятью башнями. Он символизирует гору Меру – мифическую
обитель богов и центр Вселенной. Наружные стены изображают пределы мира, а ров
с водой – мировой океан.
-Ангкор-Ват
смотрит на запад, в сторону заходящего солнца (символа смерти), что для кхмерских
храмов необычно.
-Особенно
прекрасна украшающая стены тонкая резьба и около 2000 рельефов апсар (небесных
танцовщиц) с загадочными улыбками.
-В Южной
части Западной галереи изображено несколько сцен из индуистского эпоса
«Махабхарата». Сотни воинов сошлись здесь в ожесточенной битве при Курукшетре.
-Сейчас по новой
лестнице на самый верх заберемся. Ее ЮНЕСКО построить распорядилась, а то на
старой стертой (с перилами) очереди всегда образовывались, и туристы по камням
как козлы горные скакали – не эстетично.
-Король Джаяварман VII считается величайшим королем Камбоджи. Он уже был
военачальником, будучи принцем при предыдущих королях. После того как тямы
покорили Ангкор, он собрал армию и вернул себе столицу. Джаяварман VII взошел на трон и продолжал войну против соседнего
восточного королевства еще 22 года, пока кхмеры не разгромили Чампу в 1203 году
и не завоевали большую часть его территории.
-Джаяварман
VII считается последним из великих королей Ангкора не только из-за своей
успешной войны против тямов, но и потому, что он не был тираническим
правителем, как его непосредственные предшественники. Он объединил империю и
осуществил достойные внимания строительные проекты.
-После
смерти Джаявармана VII на престол взошел его сын Индраварман II (1218-1243 гг.).
Как и его отец, он был буддистом, и завершил серию храмов, начатых во время
правления его отца. Как воин он был менее успешен. В 1220 году, под все более растущим
давлением тямов, кхмеры отступили из многих провинций, ранее завоеванных у Чампы.
На Западе его тайские подданные восстали, основав первое тайское королевство и
оттеснив кхмеров. В последующие 200 лет тайцы станут главными соперниками
Камбоджи.
-Индравармана II сменил Джаяварман VIII (правил 1243-1295). В отличие от своих
предшественников, Джаяварман VIII был последователем индуистского шиваизма и
агрессивным противником буддизма, уничтожив многие статуи Будды в империи и
превратив буддийские храмы в индуистские.
-Во второй
половине 13-го века в Камбодже Гражданская война началась, в ходе которой все
против всех (как обычно) воевали: буддисты с индуистами, а вишнуиты с
шиваистами. Во всем Джаяварман VIII виноват был – слабый и неспособный дурак. Если бы не
он, то Кхмерская империя до сих пор существовала бы.
-Понятно,
что на Камбоджу все соседи (тайцы, вьетнамцы и лаосцы) под шумок накинулись: из
54-х провинций в Камбодже 18-ть осталось.
-Барельефы в
Южной галерее изображают короля Сурьявармана II, начавшего строительство Ангкор-Вата.
Южная галерея
Бросив
прощальный взгляд на Ангкор-Ват, в 17-00 отправились к храму-горе Пном Бахкенг
– закатом над Ангкором любоваться. Расположен он аккурат между Ангкор-Тхомом и
Ангкор-Ватом.
Ангкор-Ват
В 907 году королем
Яшоварманом I построен. Насыпной холм, символизирующий все ту же
гору Меру: холм вверх пятью ярусами поднимается. Позднее в буддийский храм
превращен. США его восстановление финансируют: более 1,5 млн. $ вложили. Лучшей
обзорной площадкой считается.
Пном Бахкенг
Яшоварман I решил перенести столицу из Ролуоса (13 км юго-восточнее Сием Рипа) в Ангкор.
Его новая столица больше будущего Ангкор-Тхом в два раза была: площадь ее 4 кв.
км. составляла. Сегодня Пном Бакхенг входит в состав Ангкора, поэтому иногда
его называют «первый Ангкор».
Минивэн
внизу вместе с барышнями остался, а мы с Пандой наверх пошли. 15 минут хода и
мы у подножия очередной ступы с узкими обломанными (и стертыми) ступенями.
Залез я
наверх, но никакого Ангкор-Вата на горизонте (как и заката) не обнаружил – одни
джунгли. Может, потому что облачно было.
Неожиданно
сзади нарисовался забравшийся следом Панда.
Пном Бахкенг
У корейцев
особой популярностью пользовалась одна арочка – она как раз в их «мыльницы»
влезала.
Мы
пофотографировали друг друга, покурили, позевали и стали спускаться.
По узким
ступенькам (не там, где забирались, а где люди спускались) мы с Пандой
осторожно сползли вниз.
Внизу холма
нас ждали барышни, сбежавшие на слонах от совсем уж нижних (но очень настырных)
торговцев. Катание на слоне обошлось им по 20$ на нос.
У погонщика
слона на спине футболки кармашек с надписью «Tips» пришит был, а из кармашка 1-долларовая купюра
торчала. Но погонщик был мрачен и необщителен, а слон пердел и гадил по дороге,
так что погонщик (а вместе с ним и слон) чаевых от барышень не получили.
Мы (в свою очередь) поведали барышням, что делать на вершине храма-горы вообще нечего, так
что спуска-подъема (плюс пота) данный храм именно в этот момент совершенно не
заслуживает. После чего все вместе потихоньку к минивэну спускаться стали.
Что
интересно: вниз на слоне спуститься дешевле выходило (15$), но мы все равно
пешком пройтись решили.
Весь поход к
(и на) Пном Бакхенгу у нас ровно один час занял, так что в 18-00 мы уже в
минивэне сидели и в Сием Рип возвращались.
Дуеп
сообщил, что далее нас традиционный камбоджийский ужин с фольклорным ансамблем (в
совокупе) ожидает, нами же в Москве и оплаченный. Тут мы вздрогнули и попросили
отвезти нас (вместо ужина) во вчерашний супермаркет «Lucky».
Дуеп
занервничал и сказал, что ужин – проплачен и у него весьма большие неприятности
возникнут, ежели мы на нем не поприсутствуем.
-Друзей
возьми, да и жену: сами там поешьте, -посоветовали ему мы.
-А вы меня
турфирме не сдадите? –с надеждой спросил Дуеп.
-Мы,
русские, своих не сдаем, -твердо ответили ему мы.
-Так я же не
русский, а камбоджиец, -заметил Дуеп.
-Говоришь
по-русски, значит – русский, -констатировали мы.- Ну или почти. Наш, в общем.
Не ссы.
-Хорошо,
-согласился Дуеп наконец.- В магазинах продукты и товары всегда качественные:
только на рынках обманывают.
В
супермаркете «Lucky» мы все сразу купили. Прежде всего – бургеры (дети их на
ходу слопали). Им же бутылку ликера Baileys (16-70$)
приобрели.
Две
курицы-гриль за 9$. Очень вкусные помидоры Черри – 0,5$ за упаковку. Багет
французский за 0,6$. После чего сообразили, что завтра мы на вьетнамский курорт
возвращаемся.
Следовало
халявным спиртным обзавестись. Цены на него раза в два ниже, чем в Duty Free, оказались.
Джин «Bombay Sapphire» - 13-75$ за литр. Две бутылки водки «Русский
Стандарт» - по 9-05 за бутылку.
К тому
времени, когда мы плотно поужинали, местные давно уже дрыхли: камбоджийцы в 7-8
вечера спать ложатся.