Заметки викинговода
Нитка маршрута
Казань — Речные Просторы — Казань
 

Викинг-4,7_Первый сезон и дальнейшая эксплуатация

 
Викинг на Лобани

Заметки викинговода
 

Собственно, это статья частично дублирует мою давнюю публикацию. Но тамошний сервис становится год от года менее удобным, так что с лета 2013-го я решил выставлять фотоальбомы и походы здесь, на МаршрутахРу. А поскольку та публикация вызывает интерес и вопросы потенциальных викинговодов, да к тому же требует дополнений в связи с накопившимся опытом, я решил перенести ее сюда. Ибо местный сервис мне нравится все больше :) Спасибо создателям!


Итак...

Летом 2010 года мы с женой исполнили давнюю мечту — нашли замену Тайменю в другой весовой и габарит- категории. К Викингу я приглядывался давно, много рыл в Инете, общался с производителем, обдумывал варианты. И вот, наконец, свершилось! 
Лодка оправдала ожидания на все сто, а то и двести :) Легкая, просторная и быстрая. В общем, то, что надо! Взяли вариант с открытым кокпитом, ибо ходим преимущественно равнинные реки и много рыбачим. А для этих целей лучше оупендек.

ЗнакомствоВместительныйКилеватый
Из модернизации (первого сезона): 
1) наклеил рымы под леер, хотя можно было заказать проклейку у производителя. Однако, положение колец решил определить сам, в зависимости от предполагаемой посадки и укладки;

Наклеил рымыНабор викинговода
2) прикупили пенку (полосу изолона толщиной 10 мм и длиной 4 метра) под кильсон, чтобы защитить дно от шкуродеров и босые ноги от холода;

ГТОГотов к укладке
 
3) смастерили легкий тент с петлями на липучках, который можно сдвигать по лееру или отстегивать частично по мере надобности. К сожалению, его фотографии нет, ибо за весь сезон так ни разу и не пригодился — лето было засушливым :)

4) сшили капроновый мешок для более «скользкой» укладки в Викинга в герму-рюкзак. А то туговато входит :)

ЛейблВот и весь комплект
До покупки имел твердое намерение смастерить руль, и даже пытался вовлечь в эту авантюру производителя :), однако, первый пробный сплав показал, что это лишнее: Викинг прилично держит курс, хорошо слушается байдарочного весла, подходит и для канойной гребли. Последний вариант мне понравился даже больше.

По ПижмеВикингисты
Опять дрыхнут!
Опять дрыхнут!
5) Канойные весла изготовил просто: распилил пополам запасное цевье от тайменьего весла и воткнул Т-образные упоры, для плотной посадки обмотав их скотчем. В результате получил универсальный комплект:

Универсальный гребной комплектКомплект весел
Очень удобно, при желании легко перейти от двух канойных к одному байдарочному веслу. Ведь иногда матроске хочется вздремнуть или просто лениво :)

Викинг на ПижмеПеред стартом
На приколе
На приколе
В первый сезон эксплуатации вылез всего один косячок: винт, которым соединяется монокильсон, оказался мягковат,— к концу летнего сплава по равнинной реке, без серьезных нагрузок, он согнулся так, что извлечь его удалось с трудом. 

Кильсонный винт в конце сезонаЭк его скривило!
Надо будет подыскать нормальную замену. Возможно, просто нам не повезло с конкретным экземпляром винта, и других не коснется. Эта деталь не омрачила радости от приобретения Викинга. Скроен и склеен очень качественно.


Впечатления от первого сезона эксплуатации: байдарка и впрямь хороша! Рекомендую :)

Вот вам щука
 



UPDATE_октябрь 2013 года

Незаметно пролетели 4 сплавных сезона, и в каждом из них Викинг принимал активное участие. Соответственно, накопились новые впечатления и мнения о байдарке, коими хочется поделиться.

Первое, и самое главное, Викинг не разочаровал ни разу! Наоборот, с каждым новым походом растет удовольствие от владения этой чудной лодкой. И в разных маршрутах открываются разные стороны и особенности конструкции.

Так, этим летом нами впервые была опробована бечева. Маршрут достаточно традиционный — вверх по Хараматолоу. Так вот, по результатам, Викинг-4,7 оказался просто создан для бечевы корабликом. Выше всяких похвал! Его килеватое дно скроено таким образом (немного свободно, с провисанием), что давление воды выгибает его внутрь, и вдоль монокильсона образуется киль во всю длину погруженной части лодки. В результате, Викинг прекрасно держит угол к течению и управляется легкими подтягиваниями буксировочных концов.

Бечева работает!К порогам
Вверх по Хараматолоу
Вверх по Хараматолоу

Еще одно наблюдение. Июль 2013-го был жарким и засушливым, в результате на ПУ мы столкнулись с очень низким уровнем воды. Поэтому начальную часть маршрута от станции Собь до Харпа наш Викинг шел без кильсона (решили поберечь дно). Так вот, потеря в скорости оказалась весьма ощутимой. Причина крылась в том, что при нашей обычной загрузке, когда вещи укладывается преимущественно по центру лодки, а сами мы сидим на штатных местах, создается перевес на корму и нос. В результате, в центре дно лодки выгибается вверх и под ним образуется полость, заполненная водой. Таким образом, при движении байдарка своей центральной частью толкает приличную массу воды, что, разумеется, отражается на скорости. Если присмотреться, на фото виден этот перегиб:

По Соби без кильсона
 
Лечится либо доп загрузкой центра (но брать балласт камней как-то рука не поднималась), либо возвращением кильсона, что и было произведено после Харпа.

Далее. Как показал опыт, Викинг-4,7 при преодолении сливов испытывает разламывающие нагрузки на кильсон. В нашем случае это усугубилось тем, что байды, для снижения риска пробоин при проводке в лабиринте камней, не были накачаны «до звона». 

Порог Гагарина, ХараматолоуСлив пройден
 
Викинг-4,7 проходит слив. Порог Гагарина, Хараматолоу (видео)
Если скачать видео и посмотреть в замедленном режиме, можно отчетливо увидеть момент излома. И хотя кильсоны обеих байдарок с честью выдержали, но на антистапеле погнутый винт я вынул с большим трудом и решил предстоящей зимой смастерить защитную муфту, ибо следующего раза кильсонный узел может и не пережить.
Вообще, за время эксплуатации я сменил уже 3 винта. Дело было в том, что в моем варианте кильсон никак не фиксировался, если не считать сидушек. В процессе сплава узел постоянно испытывал смещающие нагрузки в разных плоскостях, и в конце сезона винт приходилось менять. Так что зря я грешил на качество винта. Оказалось, что эта проблема известна, и народ выходит из положения, устанавливая фиксаторы кильсона. Разумеется, я не остался в стороне :)

ФиксаторыФиксатор наклеен
Обновленный ВикингКильсонный узел с фиксатором

К чести Михайлова, он прислушивается к отзывам и постоянно модернизирует свое детище. И с 2011 года фиксаторы кильсона входят в базовую версию байдарки. В этом я смог убедиться самолично, ибо весной в нашей команде появился еще один Викинг:
Отчаливай!Парочка
Хозяйка тоже взяла оупендек, что для наших маршрутов является оптимальным. Кстати, в отличие от закрытого варианта, установку рымов на оупендек надо оговаривать при заказе, в  базовом варианте они не предусмотрены (что довольно странно). Имейте в виду!

По поводу обитаемости: как видно из фоток, на короткий сплав (дней 5) в открытый Викинг-4,7 вполне реально уместиться втроем. Просто надо научиться оптимально паковать и распределять груз, благо, отсутствие деки дает широкие возможности для экспериментов.
На Викинге втроемВтроемТрое в Викинге
Да здравствует свобода женской гребли!

Число викинговодов неуклонно увеличивается, что не может не радовать :)

37_Трое на Кундыше
И вот уже подрастает новое поколение викингистов :)

38_Мазай
Какие планы в дальнейшем по доработке? 
Ну, во-первых, обязательно буду ставить муфту на кильсон. 
Во-вторых, надо придумать более надежный крепеж поперечной распорки к кильсону. В моем варианте она фиксируется с помощью ленты с люверсом на шуруп и постоянно слетает. В результате распорка висит в воздухе и кильсон прогибается вниз, приходится связывать их веревкой. Хочется придумать что-то более удобное. (На новом Викинге 2013-го года этот узел изменен на замкнутое очко из стропы, в которое просовывается кильсон. Возможно, сделаю нечто подобное.)
В-третьих, все-таки придется мастерить руль. Викинг, безусловно, ходкая и остойчивая байда, но на больших водоемах со слабым течением руль нужен. Ибо держать курс  на широких просторах с хорошим ветерком одними управляющими гребками — занятие утомительное.
В общем, есть еще чем заняться, ибо нет предела совершенству :)

Будем ждать весны, готовить новые маршруты и вспоминать приятные моменты прошедшего лета :)
39_По Лобани
 
Продолжение следует!

Комментарии
Hrapitan11.12.13, 15:12
Пожалуйста :) Сейчас распорка крепится к кильсону с помощью хляс 
тика из тэзы, который охватывает кильсон снизу и фиксируется люверсом на шуруп, ввинченный в пластиковое основание распорки. Этот хлястик постоянно слетает, распорка висит в воздухе, приходится связывать этот узел веревкой. Можно, конечно, намертво прикрутить хлястик, но пластиковое основание уже имеет трещину от шурупа, дальнейшая закрутка, скорее всего, приведет к поломке детали. Поэтому, наверное, лучше крепить к дюралевой части распорки.
Не знаю, насколько доходчиво объяснил, но старался как мог :)))
Карта метро09.12.13, 10:51
Хороший отчет, спасибо. Можете пояснить про более надежный крепеж поперечной распорки к кильсону? 
Не совсем понял. Про весло - интересно, спасибо за инфу.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Искандер Карманов