Утро 24 июля, в 11:22 мы покидаем нашу стоянку, не далеко от базы КСС, где стояли и в прошлом 2015 году. На душе и грустно и радостно. Грустно потому, что неизвестно, когда снова появится возможность здесь побывать. Да и будет ли вообще такая возможность. А радостно, потому, что мы сегодня начинаем открывать для себя новые места Кольского – Панские тундры.
Теперь, что бы попасть туда, нам нужно возвратиться в Кировск. Здесь мы пополнили запас продуктов, купили дополнительные флешки, звоним домой, заправляем полный бак солярки и со спокойной душой едем на встречу новой, еще совсем неизвестной нам дороге. Дороге в Панские тундры.
Вообще-то эта дорога имеет совсем другое название. Когда-то, в начале 50х, ее строили под управлением МВД. После 1953 г. на 100-м километре стройка была прекращена и заброшена. Панские же тундры начинаются где-то на траверзе 100-го км справа по ходу движения. Вот туда мы и стремимся сегодня добраться на нашей Тойоте.
От Кировска до пос. Октябрьский (иногда это место называют – просто 45-й км) обычный асфальт, а дальше уже идет грунтовка. На грунтовке мы были примерно в половине четвертого. Задержались в Кировске, по вышеизложенным делам. А теперь еще и на обед, пора было делать остановку. В общем, решили не гнать лошадей, как говорится: война войной, а обед… святое и очень важное дело! Тем более ночи – то здесь настоящей ведь все равно нет. Поэтому и время, нас не очень-то волновало.
В начале, по дороге, изредка встречаются машины, все это конечно местные уазики в разных вариациях. Кое - где, даже были видны следы каких – то легковушек. И это несмотря на то, что мы уже в некоторых лужах чиркали брюхом. Видимо местные на этой дороге знают каждый камешек, каждую лужу, как свои пять пальцев. Проезжаем развилку, налево - Ревда, а нам - прямо, в Панские тундры. Дорога между тем становится все хуже и хуже.
Дорога к 100-му километру
Начинают появляться и длиннющие лужи со сгнившей гатью. И все бы ничего, если бы не останки бревен лежащих под водой, в любой момент готовых торпедировать ваш автомобиль.
Это были останки первого ряда гати, который укладывался в середине прошлого века. Теперь, спустя почти 70 лет, они превращаются на нашем пути чуть ли не в самые опасные и сложные препятствия, добавляясь, ко всем остальным природным. Проходит еще немного времени и нашим постоянным и единственным спутником здесь, остаются только следы, от колес Газ–66 или чем-то в этом роде.
Так преодолевая лужу за лужей, с постоянным промером и прощупыванием мы довольно медленно, но все- таки двигаемся вперед к нашей цели. Проезжаем, почти полностью сгнившие бараки, некогда проживавших в них и работавших здесь людей.
Подъезжаем к 82-му километру. Вокруг ни души. Непроизвольно я произношу фразу – медведям здесь, наверное, раздолье, никто их здесь не тревожит. Чем они тут питаются, вокруг одни болота? Безоружными туристами, вроде нас – быстро был с юмором предложен ответ Александром.
Дорога становится с каждым километром все хуже и хуже. Вечереет, все чаще и чаще появляются глубокие колеи, но уже в глинистой почве. В них, конечно, не утонешь, но выходить из них желательно при дневном освещении. А проходить их в разгончик, с накатом, в сумерках, когда солнце светит вдоль горизонта и ни черта не видно, очень рискованно. Так очень даже запросто, можно налететь на камень. А их здесь, как и везде на Кольском, предостаточно.
Конечно, мы не забыли, про имеющуюся у нас лебедку, и в критической ситуации, думаю, вытащили бы машину. Но заниматься этим делом здесь, в одиночку, вечером, под нестерпимый комариный вой!? Но самое главное, мы не знали точно, как выглядит место поворота в Панские тундры. Возможно, оно уже где-то было, а может быть еще где-нибудь впереди. А может быть, вообще, мы упремся в 100км и дальше только на Урале-375 или Газ-66 можно будет идти. Следы - то только от них мы видим, да если бы только следы. А то еще и их совсем не маленькие колеи.
Правда, надо признаться, на словах, мне говорили, что дорога в Панские тундры все-таки есть и вполне приличная. В общем, стал назревать серьезный вопрос, как у Шекспира - «Быть или не быть» - нам сегодня на 100-м км и вообще, насколько реально одним экипажем добраться до Панских тундр. С одной стороны нам очень хотелось идти дальше, а с другой, ни карта, ни навигатор ничего конкретного не показывали. Памятуя свою небрежность и невнимательность, на известном броде, и вообще что хотите, вплоть до авантюризма. Мною было сделано предложение: в этом походе, уже достаточно было испытаний судьбы и автомобиля, прекратить упираться во что бы - то ни стало, возвращаться к Умбозеру и идти вдоль него до Ревды. В итоге, подумав, решаем все - таки возвращаться к Умбозеру.
Жалко конечно, что не дошли до сотого километра и не проехали в Панские тундры, но в жизни бывают и более серьезные огорчения, а жизнь на этом не кончается, тем более что до Умбозера, в обратную сторону, у нас под колесами будет вовсе не асфальт. А та же, далеко не простая дорога, только теперь уже в сумерках.
Ко всему еще добавляется неприятная ситуация с солнцем. Когда мы ехали сюда, оно нам хоть и не помогало, но и не доставляло неприятности, находясь за нашими спинами. Теперь же оно, всю дорогу, на которой в изобилии камней луж и топляков, будет лупить, прямо в глаза, пока совсем не скроется за горизонтом. Так, что мало не покажется.
Царство комаров и медведей
Но, так или иначе, а до Умбозера мы добрались без приключений. А вот дорога вдоль Умбозера оказалась не очень простая. И времени мы на ней потратили не мало. Конечно, это хорошо, что можно было время от времени подстраховываться разобранным железнодорожным полотном со шпалами. Но езда по шпалам, пусть даже почти на половину, засыпанным песком – это удовольствие не для слабонервных. Скорость здесь реально можно было поддерживать в пределах 6км/ч. Возможно - это связано просто с длиной нашей колесной базы. Мы точно попадали передними и задними колесами или на шпалы, или между шпал. Так, что пользоваться этой палочкой выручалочкой, нам очень не хотелось. Хотя, как бы то ни было, она нас все равно время от времени выручала.
К половине третьего ночи мы добрались до моста через р. Кица. Здесь у моста, было решено встать на ночевку. Благо домик на колесах, позволял нам это сделать, практически в любом месте. Единственно выполняемое условие – это только выровнять по горизонту машину. Собирался он очень быстро и предоставлял шикарный туристический комфорт. Быстро готовится ужин, прямо в самом доме, а через час наши бренные тела уже были погружены в царство сна.
Старый автомобильный мост через р. Кица