Маршрут был разработан для «курортного романа», т. е. мы не собирались покорять перевалы и заснеженные вершины, проверять себя на выносливость и засухоустойчивость. Катились как катилось, смотрели как смотрелось, пили как пилось, в обчем – расслаблялись.
Новосибирск – Стамбул – Подгорица (самолет) Подгорица – Матешево - Колашин – Биоградское озеро - Мойковац – Жабляк – Шавник - Никшич – Сланское озеро – Рисан – Тиват – Будва – Бар – Скадарское озеро – Подгорица (велосипед). Подгорица – Стамбул – Новосибирск (самолет)

Черногорские перекаты

Якубо Борис - механик

Палыга Валентина – разработчик маршрута и картоносец

Нитка маршрута:

Новосибирск – Стамбул – Подгорица (самолет).

Подгорица – Матешево - Колашин –  Биоградское озеро - Моковац – Жабляк – Шавник - Никшич – Сланское озеро – Рисан – Тиват – Будва – Бар – Скадарское озеро – Подгорица (велосипед).

Подгорица – Стамбул – Новосибирск (самолет).

29 апреля Понедельник

В 3 часа утра погрузились в грузовую ГАЗель (Вячеслав с велоНска), забрали от Вали их велы, к 4 были в Толмачево за 300 руб, девчонки за 350 руб на такси.

Велы упаковали по две штуки  в две большие картонные коробки в расчете на то, чтобы заплатить за перевозку двух велов как за один, однако номер не прошел благодаря бдительности сотрудника турецких авиалиний, пришлось заплатить по 60 евро за каждый за доставку велосипеда от Новосибирска до Подгорицы (всего 9960 руб).

Перелет чартерным рейсом Турецких авиалиний Н-ск-Стамбул-Подгорица. Время полета до Стамбула 5 часов 30 мин; время в Стамбуле  -1 час от Москвы (-4 от Н-ска). В самолете  у каждого свой встроенный планшетник с разными фильмами, играми и программами, наушники с музыкой, подушки, одеяла, мешочек с носками, берушами, повязкой на глаза, вкусная еда. В Стамбуле огромный аэропорт с толпами пассажиров и армией обсуживающего персонала. Ожидание 3 часа следующего рейса в статусе транзитных пассажиров. Время полета до Подгорицы 1 час 30 мин. Только успели поесть, как уже посадка. За окном многообещающие виды гор, долин, озер и моря.

Небольшой уютный и домашний аэропорт в Подгорице. Наш багаж быстро прибыл в целости и сохранности. Погода отличная – солнце, + 27 не меньше. Время в Черногории -2 час от Москвы (-5 от Н-ска).

Для сборки велов расположились на улице рядом со зданием аэропорта на ближайшем газоне. Через 4 часа все готово. Борис даже не ожидал, что получится так быстро. Хотелось сохранить наши коробки для упаковки на обратном пути, но непонятно, где и как, в итоге отвезли драгоценный картон к мусорным бакам.

В шестом часу вечера местного двинули в город. Дорога – отличный асфальт, только узковата, почти без обочины.  Пробовали найти стоянку, первый раз рядом с аэропортом – забор, второй раз свернули на грунтовку – ж/д.  В небольшом супермаркете спросили газовые баллоны, сначала нас не поняли, Борис догадался показать живой баллон продавцам, сразу оказалось, что есть! Купили 6шт за 0,6 евро каждый. И бутылку 1,25л колы за 1 евро. В киоске на заправке купили карту Черногории на русском и местном языках.

Подгорица – как большая деревня по нашим меркам, узкие улицы, не сильно новые дома. Главная река – Морача. Нашли дом, где живет  Ия с мужем Андреем и дочкой Софией, на ул.Московской, сграда Вектра. Рядом – дом Правительства, ведь мы в столице! Напротив подъезда – супермаркет Voli.

Пока знакомились, встречались-прощались, 7 вечера, быстрые сумерки. Едем к памятнику Высоцкому, который расположен недалеко от моста Миллениум, рядом с пешеходным мостом Московским (Ия говорит, Лужков финансировал). Памятник такой же, как в Н-ске, только в рамке, которая совсем лишняя.

В городе включили фонари. Едем в сторону Колашина. Нам нужно доехать до реки и найти стоянку. Уже совсем стемнело. Пока ехали по городу, хватало общего освещения, как только оно закончилось, включили свои фонари, но этого света явно мало, особенно мне, если учесть, что еду без собственного фонаря, почти на ощупь.  Дорога узкая, пошли фуры друг за другом, обочины практически нет, страшно. Увидели указатель на отель Извор (Izvor). Сразу за мостом через реку поворот направо и мы в отеле. Над ущельем с рекой протянут провод с красными фонарями, очень красиво и необычно выглядели они на фоне черного неба.

Отель типа старого советского общежития. Другие постояльцы – четверо немецких байкеров, русская семья на машине.

Сняли 2 комнаты по 8 евро с чела, по 4 двухэтажные кровати в каждом, общие туалет, умывальник, душ (отдельные помещения для мужчин и женщин) на этаже. На первом этаже ресторан. Наверное, такой же скромный, как и эти жилые комнаты. Но есть чистое белье и вода! Представитель администрации – высокий молодой парень говорит по-английски, поэтому включили наши забытые знания на эту тему и договорились-рассчитались.

Велы подняли на балкон второго этажа. Сами собрались в одной комнате, там, где потише. На другой стороне коридора – автомобильная и железная дорога.  Приготовили ужин на горелке прямо на столе в одной из наших комнат: суп из гречки с морковкой, луком, колбасой и майонезом (все продукты из дома). Чистые и трезвые (т.к. прошляпили этот вопрос) отвалились в 11ч в глубокий сон на вторых этажах кроватей. Вале приснился сон про то, что нам нужно ехать, но вместо этого мы быстренько сняли следующее жилье, и маршрут под угрозой.

30 апреля Вторник

Встали в 7ч, закусили вчерашним ужином, запили кофе (первый раз в походе пьем кофе). Фото на фоне отеля,  зеленой реки и т.п. Выехали в 9-30. За поворотом после заправки купили бутыль ликера и 2 связки инжира (вяленый и в сахарной пудре, прошлогодний, суховатый), все за 20 евро, дороговато, однако, но мы еще не знаем местный ценник.  Тетушка продавщица с ярко коричневым лицом сама не хуже инжира завялилась на солнце.

Едем через Биоче, Болесестру, Лиеву Риеку, Веруши, Увач, Матешево на Колашин. С основной трассы на Колашин свернули направо по мосту через  реку в гору.  Дорога асфальт, узкая, без бортиков и ограждений, с одной стороны обрыв к реке, с другой нависают скалы. Солнце жарит, маки краснеют, деревья цветут, травы зеленеют, мы пилим на первой передаче по серпантину вверх, дышим чистым воздухом и ароматами зелени. К обеду небо покрывается дымкой.  Водители часто сигналят и машут, приветствуя нас.

Мы с Борей впереди, Лена с Валей немного отстают.  В 11 ч сделали передых на полпути к перевалу, фото на повороте дороги у памятника партизанам.  Девчонки подъехали минут через 20. Тут Боря обнаружил, что нет на месте его поясной сумки с GPS. Оставил рюкзак и усвистал за ней к началу сегодняшнего пути. Туда, где мелкие черно-белые птички свили гнезда под крышей, где цветут розы в палисаднике и растет виноград.

Мы загораем в тенечке, жуем инжир. В местном доме неподалеку дедок угостил водой и соком. Ему презент – сувенирные спички с видами Н-ска, в кухне есть  газовая плита, так что презент пригодится.  Как всем старикам ему интересно поговорить, девчонки находят какие-то темы.

Боря вернулся через 1,5 часа. Нашел свою сумку в отеле, там, где оставил, целой и невредимой. На обратном пути просмотрел поворот, доехал до туннеля, повернул назад. В общем, докатался до того, что вскоре ему стало совсем плохо.

Доехали до села Клопот, остановились в теньке у забора, почти во дворе у бабушки Дары.  Набрали воды, согрели чай, переждали жару до 16 часов. Бабушка угостила нас сыром двух видов (пресный и соленый) и большой тарелкой прыгунцов (пончиков). Мы ей подарили спички, она курит. Угостили маленькой долькой шоколада из подарка Красный Куб. Ей 74 года, говорит, на море ни разу не была. Есть дети, внуки, но видимо, живут в другом месте, ей скучно одной, хочется поговорить с живыми людьми. Лена с ней вела беседу с помощью разговорника, что очень понравилось бабуле, так, что она захотела оставить ее у себя.

До 7 ч вечера поднимались на перевал, дорога по-прежнему асфальт, пологий серпантин, вокруг видны вершины со снегом. На стоянку встали у деревни на полочке – зеленой полянке с колодцем. На ужин доедали вчерашнюю еще гречку, пробовали ликер из нара (это гранат!), очень сладкий, разбавляли водой, и безградусный. После ужина смотрели на Большую Медведицу среди множества звезд на ясном небе.

01 мая Среда

Будильник завели на 5-30, светать стало на 1 час раньше. Встали, солнце еще за горами. Росы нет, ночью тепло. Белье на дереве высохло за ночь. Удивительно! Завтрак с чаем, домашними яйцами (в смысле из Н-ска привезенными), сыром и колбасой.

Вышли в 7-15. И снова вверх.  В селениях много заброшенных домов. Вскоре дорога пошла вниз, потом снова вверх. Серпантин узкий, без ограждения, по краю страшно ехать.  Хорошо, на дороге только изредка легковушки. Доехали до Лиева Риека. Посмотрели водопад в скалах. Остановились в Верушах. Карта показывает, что свернули с основной дороги в сторону, но местные сказали, что едем правильно. Видимо, карта не очень точная. От Веруши спуск, река горная, шумная, зеленая.

Сегодня Боря чувствует себя хорошо, но Вале особенно тяжело (вот что значит без вкатки и сразу в горы).

Матешево – три дома с рестораном. Сразу за ним перед туннелем свернули на  узкую дорогу налево, пересекли мост и встали на обед у реки. Говорят, это уже Тара. Здесь она серая. Рядом кладбище и деревня, с нашей стоянки ее не видно. Подходил местный житель – пожилой мужчина, сказал, где можно взять питьевую воду (рядом впадает в реку ручей), но мы для обеда уже взяли воду из реки.

Сварили густой суп из риса, моркови, лука, колбасы (начали вторую домашнюю палку). Вздремнули немного после обеда, пережидая жару – сиеста! На небе появились облака.

Едем дальше в Колашин. Местные земледельцы выбирают из земли камни, чтобы что-то посадить. Непонятно чем народ живет в этих мелких горных селениях. Или это дачи городских жителей? Воду берут из каких-то колодцев.  Как вода попадает в колодцы? С гор бегут ручьи, текут поперек дороги, но ведь скоро они закончатся, когда наверху растает весь снег. Тогда где брать воду для жизни и для огорода?

Заехали в Колашин, затарились едой в супермаркете Voli.

01 мая здесь праздник и выходной. От Колашина по основной трассе едем в национальный парк Биоградское озеро. Вход 3 евро с чела. Подъем по крутому серпантину (говорят, 260 м набор высоты).  Куча машин вниз, некоторые вверх.

Так как выходной, на озере весь день тьма пьяного народа и мусора, наступить некуда. Озеро небольшого размера окружено горами, заросшими разной зеленью. У входа сделан деревянный помост, с которого можно купаться и отчаливать на лодке (наверное). Здесь же несколько точек общепита и туалет. У берега озеро покрыто зеленой ряской, в которой плавают змейки.

Дождались девчонок, прошли немного вдоль озера по тропинке, изрезанной корнями деревьев и усыпанной камнями, даже намека для места для стоянки не видно, встречный уборщик мусора сказал, что camp у входа, здесь стоять нельзя, полиция проверяет, да и ладно, не очень-то и хотелось.  Спустились вниз, тормоза не подвели.

Вскоре свернули налево с основной трассы, проехали метров 800 вдоль реки и встали на поляне с выпасом в 19-30. Вода в реке холодная, но все равно приятно смыть пот и пыль, умыть лицо, руки, ноги. Здесь пыли практически нет, так как грунт сплошной камень.

На ужин сначала варили компот из инжира, потом суп из лапши с колбасой. Горелка остыла и вода из реки холодная, поэтому ужина пришлось ждать долго. Пробовали местное полусухое столовое красное вино Вранац и белое полусухое. Оно отлично сочеталось с нашим ужином, настроением и пейзажем.

Большая Медведица на месте.

Сегодня ночь холоднее, чем вчера.

02 мая Четверг

Утром палатка мокрая, белье на улице не высохло.

Встали в 6 часов, вышли в 8-05.

Почти сразу попали в Мойковац, еще раз затарились продуктами в другом супермаркете.

Навстречу шла группа велотуристов, человек 10. Осталось впечатление, что едут от отеля до отеля, так как рюкзаки совсем символические.

Едем вдоль Тары в национальный парк Дурмитор.

Дорога  узкая, асфальт, вьется вдоль склона гор, внизу шумит река, по склонам гор поднимаются дома. Проехали Быстрицу. Селение внизу, основная дорога огибает его по склону гор. Много групп мотоциклистов обгоняют нас или едут навстречу. Проезжаем туннели разной длины, ни одной лампочки внутри, страшно, длина не указана, стараемся проскочить, пока машин нет, а то они ревут внутри как танки.

На обед остановились в Сплавиче, тут есть сход к реке, народ на рафтах сплавляется. Стоят деревянные столы под крышами, народ приезжает на пикник, можно костер зажечь. Мы тоже решили присоединиться, пообедать за столом. Пока возились с обедом, проглядели девчонок, они мимо проехали до моста Джурджевича через Тару. Спросили остановившихся мотоциклистов, не видели ли они двух девушек на велах, они сказали, что видели одного мужчину. Попросили их передать нашим, если увидят их впереди, что мы остановились здесь. Говорили на английском и жестами. И ведь передали! Девчонки очень удивились, как мы могли оказаться сзади.

Чуть-чуть не доезжая до Тары (населенный пункт у моста Джурджевича), сразу после туннеля указатель на достопримечательность – ручей-водопад  Лючица. Свернули с дороги направо, за скалу, в которой пробит туннель. Боря спустился вниз по крутому склону к самой воде, ручей гремит в туннеле внутри скалы, а внизу выливается прямо из земли, в мелкую пыль разбивается, ударяясь об огромные камни на своем пути, и впадает в Тару.

У моста встретили девчонок, они перекусили мясом в кафе. Скатались по знаменитому мосту на другой берег. Высота 150м над рекой, как написано в путеводителе. Река протекает под одной из его арок.

Дорога уходит влево вверх в Жабляк, 22км. Выехали в 16-30, 9 км крутой подъем по серпантину, потом чуть вниз и снова небольшой, но верный подъем. Навстречу проехали два велосипедиста, похоже русские, парень с девушкой, у них рюкзаки Пик, заметила Валя (ну и поздоровался он по нашему – «привет!»). Здесь растут сосны. Народ строит новые дома или дачи? Ближе к городу местность стала более пустынной и серой, редкие дома среди поля и ветер. Прохладно. К 19 часам мы добрались до Жабляка, заехали в первый отель Биелобор, сняли номер из двух комнат с большой двуспальной кроватью, раскладным диваном, телевизором, санузлом, кухней, балконом и большими радиаторами в каждой комнате (для зимы). Горячая вода нагревается с помощью титана. Устали сегодня. Девчонки приехали в 20-15. Мылись, стирали, много белья отдали в стирку хозяйке. 30 евро за всех и за все.

На ужин варили суп из свежей индейки из супермаркета в Мойковаце, с гречкой, картошкой, морковью и луком. Делали салат из свежей капусты и консервированного зеленого горошка Бондюэль. Выпили 0,7л Вранца. Яблоки, сок, десерт. Упали спать как мертвые.

03 мая Пятница

Встали примерно в 7ч, как вареные, все тело ватное.

Завтрак: кофе, сыр. Постиранное сухое белье. Вышли в 10-15.

Поехали смотреть Черное озеро.

Горы покрыты снегом, даже здесь внизу в ложбинах снег (высота 1500м). Масса отелей, горнолыжный курорт.

Озеро большое из двух частей, большой и малой, на противоположном берегу водопад. Вокруг озера широкая тропа (а может, не совсем вокруг). Мы прошли часть, вернулись назад, к началу. С мосточка через ручей наблюдали за лягушками, которые прячутся в тине у берега. Их тут великое множество и в воде и на берегу. Не пугает их прохлада. Есть указатели на другие горные озера. В основном хвойные деревья по берегам, много шишек на земле, ручьи стекают в озеро, из него вытекает река. В лесу снег местами. Туристы ходят туда-сюда по дорожке.

Встретили группу велотуристов, человек около 8, велы с жесткими вилками и узкими шинами, огромные тяжелые замки, сборная из разных стран, парни и девушки: Босния, Сербия, Франция, Испания и т.д.

Вернулись в центр, в магазин Voli, купили готовое мясо, сразу его тонко порезали, сыр, капусту, вино, печенье.  Поехали искать дорогу в село Черная Гора.  Объездили на 10 раз все перекрестки Жабляка, в результате многих расспросов нашли ее сразу за отелем Планинка, круто вниз, а затем еще более круто вверх, асфальт, но, говорят, там снег, дорога не расчищена, высота 2000м. Время 14ч, уже поздно для начала перехода через перевал, до села 10км по прямой, по горам побольше будет, главное, неизвестно, будет ли возможность пройти дальше от Черной горы через каньон реки Шушица к Плужине. Недавно выпал снег, даже нижнюю дорогу на Трсу не всю расчистили. Значит, в этот раз не судьба попасть в Черную Гору и в каньон реки Шушица. Решили ехать в сторону Шавника, по дороге искать место для обеда.

Выехали из Жабляка, холодно, ветер, облачно, дорога то подъемчик, то чуть спуск. Встали у ручья под деревьями недалеко от дороги. Сделали костер. Хорошее место: чисто, сухо, местные не мешают, мимо прошло мелкое стадо овец с пастухом (пастух пешком ходит, удивительно!).

Дальше летим вниз по шоссе. Сегодня прохладно, поэтому одежду  с летней поменяли на теплую: штаны, термы, кроссовки, шапки, перчатки. Увидели указатель на Трсу. Решили рискнуть пробиться по нижней дороге на Плужине. Дорога резко вверх, через пару поворотов снег на дороге по колено, мягкий, влажный, вязкий, метров 30 закрыл. Прошли через него, за следующим поворотом та же картина. Правду говорили, что на нижней дороге снег, не пройти. Фото со снегом. Подъехали ребята на мотоциклах, сразу развернулись обратно.  Снова едем в Шавник. Вокруг склоны, размеченные камнями, снег в ложбинах, вдруг прямо вдоль дороги стена снега. Въехали в туннель, длинный, км 2-3, освещенный. Едем по пешеходной дорожке. На выходе свет кончился, достаем фонари, без света не могу ехать, особенно когда машины настигают своим грохотом, страшно, аж жуть. Девчонки догнали нас, они с фонарями и едут по проезжей части. Фу, наконец-то свет впереди и туннель закончился.

Мост, сверху стекает ручей, вниз направо уходит селение. Смотрим, рядом с дорогой заброшенный дом, участок за колючкой, никого нет, можно встать.

Костер, но горячее на ужин не варили. Вода чистая, холодная из горного ручья. Недалеко впереди еще один ручей. Белые камни и белый песок, вода зеленого и белого цвета. Салат из капусты, закусываем Вранац вяленым мясом и сыром Гауда. Боре особенно понравился сыр.

04 мая Суббота

Утром встали без будильника в 7ч. Вышли в 10.

Спуск 30мин к Шавнику. Маленький, очень живописный городок, дома на склонах, три моста, река и ручьи, набережная, отели.

Сегодня солнце, летняя одежда, хотя с утра ветерок прохладный был.

От Шавника подъем. Едем в Никшич. Дорога серпантином идет вверх, есть тень от деревьев или от скал. Отдыхаем пару раз. Один раз с девчонками с банкой пива на лужайке с одуванчиками и большущими улитками. Второй раз в селе Мокро у неработающего магазина под навесом, закусываем козинаками. Тут народ ведет сельхоз работы. Техника шумит на маленьких полях. Пилим дальше, вверх и вверх. Перед перевалом подъем покруче, знак 7%. Километра 2-3 без тени. И небольшой туннель с естественным каменным рельефом стен внутри, без освещения. А так хочется сделать специальную подсветку и можно экскурсии водить.

Длинный спуск до Никшича. Красивые горы и долина, где город и его пригороды. В путеводителе написано население - 26 тыс. человек. На въезде после мостика и поворота прямо на дороге щенок, тыкался носом в колеса и ноги и жалобно хныкал, еле уговорила его остаться в тенечке на газоне.

Остановились у магазина, купили 1 литр йогурта 3,2% жирности без добавок, булки-слойки, сели на травке в тени дерева, йогурт очень понравился, купили еще 1 литр и булок. Вкусно поели. Время 16ч, девчонки подъехали, тоже закусили йогуртом.

В центре закупили продукты в супермаркете RODA. Поехали по указателю на Требинье (это в Боснии). Выехали к Сланскому озеру, пошел дождик, но быстро кончился. Остановились на озере. Береговая линия в зарослях колючек, кое-где стоят дома, где-то раньше стояли. Нашли место среди камней, довольно сухое и открытое с удобным выходом к воде. Вода гораздо теплее, чем в горных речках. Можно мыться, купаться. В воде плещутся рыбы и змеи. Лягушки и птицы голосят в любое время суток.

На костре варили суп со свежей свининой, картошкой и рисом. Получился вкуснейший суп, мясо просто тает во рту. Неотъемлемая часть любого ужина – салат из капусты с горошком, Вранац, Большая Медведица среди звезд.

05 мая Воскресенье

Сланское озеро. Проснулись поздно, встали около 8ч. Душно. Можно купаться прямо с утра. Тишина, озеро ровное, птицы поют на все голоса.

Согрели остатки супа на костре, чай, кофе, сыр, печенье, нутелла.

Вышли на тропинку, нашли колючку в моем переднем колесе. Боря поставил две заплатки. Валя тоже достала колючку из колеса, но обошлось без ремонта.

Кстати, до этого был всего один прокол, у Вали в самом начале пути, на второй день.

Сегодня едем на побережье в Рисан. После стоянки сразу подъем. Пока видим озеро, красиво, потом дорога скучновата, напоминает Салаирский кряж. Асфальт, две полосы, то подъем, то немного спуск, по обочинам разбросан бытовой и строительный мусор. Эти черногорцы – те еще засранцы, а жаль, может, скоро одумаются и начнут строже следить за порядком и чистотой.

Самый популярный знак на горных дорогах – поворот;  на каждом километре памятник погибшим в автокатастрофах, что говорит о том, что не все соблюдают правила дорожного движения.

Редкие дома, ни одного ручейка. Встретили у дороги заводь (бассейн) с мальками и краном с водой. Набрали воды, надпись «Затвори воду». Рядом плакат про местную рыбу, не поняли, что за порода.

Небольшие перевальчики, указатель на Рисан, 44 км.

Сделали остановку, перекус йогуртом из Никшича, булками и яблоками.

Дальше еще несколько перевальчиков, крутых спусков, где очень актуальны тормоза, сильный ветер в лицо или в бок. Мотоциклисты периодически ревут своими машинами, иногда три полосы на дороге, первый раз увидели полицейскую машину.

Спускаемся в долину, ни речки, ни ручейка, саванны и прерии Колорадо, ровная площадка, скудная, колючая растительность, отдельно стоящие дома, сильный встречный ветер, скукотища (ну кому как, некоторым эта долина показалась живописной и радующей глаз).  Затем снова перевал, уже повеселее, несколько недлинных туннелей, спуск, растительность более зеленая и вдали море. Которский залив.

Девчонки подъехали, долго спускались к морю, по дороге с высоты осмотрев бухту, островки, лайнер-паром.

Устали сегодня, солнце жгло, ветер сдувал, тормозить помогал, так что жарко не было.

У моря буйная растительность, лимоны с желтыми плодами, еще зеленый инжир, специфический густой парфюмерный запах от каких-то цветов (позже оказалось, что так пахнут цветы дерева дрог), в палисадниках кусты роз, огромные цветы разных оттенков (от темно-красных до белых). Узкая полоска суши вдоль моря, дома взбегают на склоны гор со снежными вершинами, тихое ровное зеленое море.  Узкая дорога вдоль воды, вода грязная у берега.

Ищем стоянку, на берегу места не очень подходящие, нашли «кровати за 5 евро», у соседей спросили хозяев отеля. Оказалась русскоговорящая девушка. Номера еще не совсем готовы к приему туристов – не сезон, в отеле нет гостей. Но нам дали комнату на каком-то среднем этаже, с тремя кроватями и одной раскладушкой (которая тоже как кровать получается), кухней, санузлом, балконом, кондиционером, но без ТВ. За все 36 евро, а соседи предлагали 50.

Сходили в супермаркет RODA. Купаться не стали, хотя купальники надели, вода грязная.

На ужин Боря пожарил картошку с сардельками на оливковом масле (последнее, возможно, было лишнее, не жарят оливковое масло, а едят сырым), традиционный салат из капусты с горошком, сыр двух видов (соленый как брынза и гауда), красный Вранац PRO CORDE и белый Рислинг из тетрапака.

Помывка, стирка, ужин, сон. Прибыли в Рисан в 16ч, уснули в 23-20. Ночью тепло, мягко, птички поют колыбельные песни.

06 мая Понедельник

Встали в 7ч. С утра периодически идет дождик. Пока собирались, дождик кончился, парящая жара, духота, солнце.

На завтрак сварили немного овсянки.

Вышли в 10-30. Поехали потихоньку по побережью в Котор. Пераст с узкой набережной. Ораховац. Заметили тихую пристань в тени деревьев и чистое море. Искупались, обсохли. Едем дальше. В море размещены фермы, где разводят мидий, разноцветные большие поплавки, сети.

Встретили группу на велах:  4 пожилых мужчины, возможно итальянцы, так как сказали buongiorno (добрый день!) и флажки вроде были соответствующие, ехали навстречу нам.

Незаметно приехали в Котор. Большой город в самом дальнем углу бухты. Пара большущих лайнеров стояла у причала. Много людей и машин. На гору от старого города поднимается дорога к крепости.

Сняли номер в хостеле за 9 евро с чела, в центре города на первой линии от моря. Главный администратор Богдан, говорит на английском.  Нам дали две комнаты с тремя двухэтажными кроватями в каждой, просторный санузел с душевой кабиной, телевизор с русскими каналами. Правда, постельное белье не всем досталось в полном комплекте, так как накануне была большая группа, и все белье в стирке. В комнатах шкафчики для вещей с ключами, нет стола и стульев. Но есть общая комната, где можно обедать, с кухней, где можно готовить, а также в этой комнате диван, столы, стулья, огромный плоский телевизор и возможность подключить компьютер, интернет, наверное.

Оставили велы, вещи и Борю, пошли в старый город и на крепость, время 14-30. Пока шел сильный дождь, пообедали в кафе: кофе, лазанья, пицца и паста, у каждого свое. В киоске купили по стакану свежевыжатого сока: манго, киви и т.п.

За 3 евро с чела поднялись на крепость, снизу кажется сильно высоко и далеко, но дошли довольно легко без рюкзаков и велов. Удобные каменные ступеньки под широкий шаг. Тучки и редкий дождик только в помощь. Вид на бухту и город, фото во все стороны. К 18ч спустились в старый город, накупили сувениров и подарков, съели по шарику мороженого за 0,8 евро каждый, в общем 33 удовольствия!

Много русских туристов.

Вычислили, какое растение дает характерный запах местному воздуху – невысокое дерево с круглой кроной (конечно, оно может быть подстрижено и по другому), усыпанное соцветиями желтых цветков.

В старом городе и по дороге в хостел девчонки фотали кошек и другую живность, например, утку с выводком на каменном выступе посреди реки.

Боря лежал на нижней полке кровати. Уже соскучился без нас.

Валя варила и жарила каштаны, которые купила в Рисане.

На ужин вареные яйца, сыр, салат из капусты и горошка, Вранац, каштаны. Валя говорит, каштаны получились не совсем такие,  как должны быть, возможно, они сами по себе староваты и мало варились, но мы все-таки попробовали и сгрызли почти половину.

Расположились на полу в своей комнате перед телевизором. Смотрели выступление Жванецкого. На улице ветрище бьет ставнями, велы привязали на крыльце, чтобы не унесло. Улеглись в 23-30.

07 мая Вторник

Встали в 8ч.

Сегодня дорога по побережью в Тиват к знакомому по интернету Андрею.

В Тивате остановились в парке (великий градский парк) рядом с больницей. Девчонки отдыхали в парке, а мы поехали в магазин за продуктами, по пути заехали на набережную, пофотали корабль.

Через 1,5ч, созвонившись с Андреем, поехали из Тивата в сторону аэропорта и дальше до кольца; на кольце свернули направо на Луштицу и встретили Андрея на его черной (или темно серой, синей? темно-зеленой!) машине-джипе.

Поехали на полуостров Луштица. Он живет здесь в Радовичах уже 7 лет. Велы оставили возле промышленного здания с охраной (похоже, склад аэропорта), сели в машину, и Андрей свозил нас на ближайшую горку, где показал крепость «Горажда», которую постепенно разворовывают цыгане (сдают все металлические части в металлолом). На ближайших горных вершинах национальный парк Ловчен, там висит туча, ничего не видно, мавзолей Петра Негоша тоже (1760 м над у/м). Затем на велах проехали немного по Луштице, оставили их у строительного прицепа на дороге, Андрей свозил нас в деревню, разрушенную землетрясением в 1979г. Жители ушли отсюда, восстановили только храм и кладбище. Все остатки домов заросли травой, кустами, деревьями. Сохранились колодцы для сбора дождевой воды (вот откуда берется пресная вода в горных селениях!) – кишнице. Киша – дождь на местном языке. На склоне горы бетонируется или выкладывается камнями наклонная площадка, по которой сбегает вода, вода собирается в большую емкость, закрытую от испарения, потом можно брать скопившуюся воду с помощью крана на трубе, например, или как из обычного колодца.

Кладбище здесь с семейными захоронениями, поэтому могилы оформлены капитальными мраморными плитами. На плитах выбиты годы рождения и смерти усопших, и годы рождения живых. Спустились с горки по узкой крутой дороге, взяли велы, доехали до селения Пржно, зашли в магазин за питьевой водой, купили 8 литров. Тут Андрей вспомнил про домашнее красное вино. Они с Борисом поехали за вином, я осталась у магазина, девчонки поехали дальше на пляж Плави Горизонт, где предполагалась сегодня наша стоянка. Домашнего вина привезли в 5 литровой бутыли за 18 евро. Доехали до пляжа. Здесь есть ресторан и какой-то охраняемый объект, поэтому пляж огорожен, на входе шлагбаум и охранники. (Пост-фактум узнаем, что это один из лучших пляжей Европы. О как!).

Простились с Андреем, фото, сувениры.

На пляже небольшая бухта в виде подковы с песчаным берегом и неглубоким так же песчаным дном, дальше по обе стороны подковы идут камни, лес с колючками, бетонированные дорожки. Вода спокойная и чистая. Время 19ч. Нашли подходящее место с левой стороны бухты под соснами с лавочкой у камней, как раз место для двух палаток.

На камнях развели костер. Пила пригодилась пилить сухие ветки сосны для костра. На ужин сварили суп из лапши, картошки, сарделек и морской воды. Я как обычно еще посолила, в итоге суп получился круто соленым, пришлось разбавлять кипяченой водой. Больше эксперименты с морской водой для еды не ставили.

Наш романтический ужин у моря под соснами и звездами с домашним Вранцем располагал к длительным беседам. Беседы и дискуссии были на политические и экономические темы – как живет Черногория.

Звезды все такие же высокие и четкие, а луны нет (за весь поход видели ее только раз в Жабляке).

08 мая Среда

Встали поздно. Мы с Борей перед завтраком искупались и позагорали на песчаном пляже у ресторана, вода прохладная, редкие любители прогулок и купания пробегают мимо.

После завтрака девчонки пошли на пляж, мы отправились по лесной тропе по холмам вдоль моря. Прошли минут 20, тропинка среди густых деревьев, вокруг ничего не видно, куда ведет – непонятно. Вернулись обратно, взяли велы и поехали в Тиват.

Тиват довольно тихий и уютный. Проехали из центра по набережной в порт, яхт-клуб, музей с якорями, пушками и подводными лодками на реставрации. В парке-сквере перекусили йогуртом и слойками, потом в этом же сквере зашли в магазин сувениров и в кафе, попробовали пирожное и кофе.

Крутились вокруг  одной центральной площади, смотрели на корабли в порту. Над горами Ловчен появилась тучка. Примерно в половине 7 вечера отправились на стоянку, по дороге заходя в пекары за булками. Пошел дождь. Переждали немного в пекаре, доехали до аэропорта, переждали немного там. Поехали дальше, переждали под узкой крышей рекламного щита. Над Ловченом туча черной полосой, молнии сверкают, небо разного цвета, тут и закат и гроза. Вдруг дождь кончился, дорога сухая. Поворот на Луштицу. Дождь снова пошел, крупные капли стучат по крылу, ветер. Крутим изо всех сил. Туча за нами. Остановились под козырьком дома у дороги. Молнии полыхают во все небо. Темнота. Загромыхал гром. Поехали под дождем. Дождь теплый, тормоза скрипят, машины освещают дорогу.

У магазина набрали воды во все свободные емкости из шланга у садовника. Немного побродили по магазину, совсем темно, дождь льет. Подъезжаем к нашему пляжу, там охрана и ворота закрыты. Частная территория, ночью на пляж нельзя. Объясняю молодому охраннику, что у нас там друзья, он не понимает русский, говорит, что на пляже никого нет. Из будки выходит охранник старшего возраста, говорим с ним на английском. В итоге нам разрешили оставить велы рядом с их будкой, и пешком пойти на пляж за нашими вещами и друзьями. Сняли рюкзак с водой, добежали до палаток, дождь льет. Хорошо, что тепло, мы не успели замерзнуть.

Девчонки нас потеряли. Слава богу, они хорошо поели в ресторане (фирменное мешано мясо), так что обойдемся без ужина. Дрова стоят вертикально прислоненные к сосне, молодцы девочки! Боря всю дорогу беспокоился, что дрова промокнут. Переоделись в сухое в палатке. Отведали Вранца и спать сладко-сладко. Дождь скоро перестал.

09 мая Четверг

Встали поздно.

Боря сварил на завтрак роскошную пшенку.

Перед завтраком сходили за велами. Был другой охранник. Мы на всякий случай прихватили Вранец в тетрапаке, но он не понадобился. Спокойно забрали наши велосипеды, пошли грузить.

Позавтракали на камнях, наблюдая чистейшее зеленое море и  черных морских ежей, которые крепко держатся за камни в воде. Камни – большие, серые, пористые, колючие, опасные, поэтому двигались по ним крайне осторожно.

Вышли в 11ч.

Сегодня едем в Будву по трассе.  Узкая дорога почти без обочины, много магазинов и больших промышленных зданий. Местами идет строительство новых.

Перед въездом в город свернули на пляж с автокемпингом. Отошли за камни, искупались, пляж галечный, трудно ходить босиком, хотя камни небольшие и круглые.

Подъем по верхней дороге на мост над нашим пляжем. По дороге дважды обогнали путника с велосипедом странной конструкции, который он вел рядом с собой, с рюкзаком за плечами, с тюками на веле и на тележке (?). У него смуглая кожа, длинные черные волосы, выглядит не просто уставшим, а изможденным. Откуда и куда он идет? И зачем?

В Будве сразу после галереи и туннеля забежали на крепость справа от дороги. Вид на город, бухту и на островки в ней. Затем заехали в старый город.  Перекус йогуртом и слойками, покупка сувениров.

Будва большой, строящийся город. Увидели имение с парком и особняками, дорога через которое ведет на остров Святого Стефана.  Спустились к острову, фото, девчонки поехали дальше чуть раньше, мы за ними. Трасса идет по холмам  далеко от воды. Смотрим издали на море и новостройки отелей.

Свернули в храм-монастырь перед Петровацем. Тут на смотровой площадке опустошили банку пива и посетили кафельный туалет.

Перед Петровацем встретили девчонок. Заезжать не стали, сразу отправились в Бар. Трасса вверх на очередной перевал, иногда три полосы, большие рекламные щиты вдоль дороги о продаже недвижимости. На перевале памятник – победа над итальянцами в 1941г. Спуск к Сутоморе, который оказался большим поселком (или городом?).  Немного лысоватый вид у него. Какие-то шутники облили нас водой из бутылки, проезжая мимо на машине. Хорошо, что водой, а не кислотой. Может, это местная традиция – так приветствовать велосипедистов?

Зашли в пекару, как пропустить это заведение? В Сутоморе указатель на тоннель в Подгорицу по кратчайшей дороге. Говорят здесь на другом языке. (это как???)

Перед Баром, следуя совету других наших велотуристов, свернули в сосновый бор. Время 19ч.

Боря обежал всю территорию под соснами, нашел пригодный для палаток и стоянки пятачок на травке рядом с развалинами крепости. Сосновая роща пользуется популярностью у местных жителей и отдыхающих приезжих, но в нашем углу спокойно. Мы на левой стороне бухты, внизу бьется море, дров полно. Боря добыл воды у местных жителей.

На ужин суп из риса, картошки, сарделек. Вранац за Победу. Здесь не отмечают этот праздник, во всяком случае мы не заметили.

10 мая Пятница

Встали в 7ч.

С утра побродила по крепости, кто-то восстанавливает иконы и место для молитв. Боря обнаружил вход в крепость снизу, от моря, возможно, есть еще вход под водой. Люди приходят с утра купаться. Бухта небольшая, в глубине отель, на другой стороне маяк. Вечером было очень красиво с огнями по берегу.

Ясно, тепло, сухо. Завтрак, выход в 11ч. Прибежали несколько мужчин, один кричит издали на наш костер:  no fire! Близко не подходит, мы спокойно собираемся, костер уже потух, уходим, его и остальных уже не видать.

Заезжаем в Бар, огромный плакат рядом с дорогой: «Добро пожаловать, русские братья!»

Свернули на первый же пляж. Широкий берег в обе стороны, галька средней величины, народу уже достаточно. Горизонт вдали, три небольших корабля стоят неподалеку. Искупались, обсохли, едем дальше.

Бар – большой город, в центре высотные современные здания, бутики, магазины, стадионы, парки,  храмы, красиво.  Заехали в супермаркет RODA, купили продукты на обед и на ужин.

Спрашивали дорогу на Тудемили. Пару раз прокатились туда-сюда, перед старым городом развилка, нам налево и в горы. Бар вскоре кончился. Прошел автобус с маршрутом из Тудемили, значит, верной дорогой идем.

Красивейшая, спокойная дорога на перевал, асфальт, пологий серпантин, машин все меньше и меньше, ни одного дорожного знака. Людей почти не видно, редкие дома. Солнце жарит. На въезде в Тудемили у дороги встретили аккуратного любопытного ослика и небольшое стадо овец в загоне с двумя неизвестными животными (то ли косули, то ли козлы?).

После Тудемили на пригорке слева от дороги установлена высокая стела, посвященная победе в 1042г (установлена в 2008г).

Сосны, ручьи, кран с водой, стол со скамьей, тишина, дорога вверх и вверх, вид на долину Бара.

Умылись от соленой после купания в море воды под краном, сделали небольшой привал под соснами. Трава обманчиво нежная на самом деле колючая, сидим на коврике. Тут в тени совсем не жарко. Традиционный перекус йогуртом, булками-слойками, пивом, яблоком.

Вскоре девчонки приехали, не стали отдыхать.

Развилка: дорога налево – более пологая, асфальт получше, выбрали ее.

В 15-15 были на перевале 805м. Прошли 100 метров по дороге вправо от основной за холм с особняком, там открылся вид на долину и вдали Скадарское озеро.

Спускаемся потихоньку, в тени прохладно. Совсем нет машин и людей. Дорога местами повреждена, но проехать можно везде, поврежденные участки ремонтируют.  По мере сброса высоты появляются отдельные дома и селения. На дороге черепашка, не более 7см в диаметре, чуть дальше большая с высоким панцирем до 20см в диаметре. Часто встречаются ящерицы, бегут по дороге или шуршат в траве рядом, или лежат раздавленные машинами, реже бывают змейки от 10 до 50 см длиной, греются на асфальте, их серую окраску не сразу различишь.

Остановились у поворота, Боря поднялся по камням на крутой склон, думал, там кишница. Возможно, так оно и есть, но не все детали этого сооружения очевидны и не лежат на поверхности. Зато оказалось, что наверху пробит проход  в скале, через который Боря вышел на дорогу за поворотом.

Внизу открылась просторная долина с домиками, полями, автомобильными и железной дорогами. Когда проходит поезд, звук отражается и усиливается окружающими горами. Решили не ехать на ночь к Скадарскому озеру и в Вирпазар. Увидели заброшенный дом у дороги (их тут несколько подряд). Встали во дворике этого дома на ровной площадке, заросшей травой. Большое преимущество – рядом с домом есть колодец с водой, которая пригодна для питья! Пришлось отодвинуть пару плит, закрывающих колодец, а потом вернуть их на место, но мы справились общими усилиями с этой задачей.

Дом когда-то (интересно, когда именно?) был капитальный, каменный, с крыльцом с колоннами в строгом римском стиле, с черепичной крышей, внутри высокие потолки и просторные комнаты, вверх два этажа и внизу огромное помещение. Боря искал винный погреб, водил нас на экскурсию в подвал, где сохранился работающий механизм распределения воды, сейчас живут летучие мыши.

С площадки-террасы у дома открывается вид на всю долину.

Сходили к ближайшей церкви, которая находится на кладбище, а кладбище, как обычно, выше всех жилых построек в округе. Людей не встретили, сами открыли ворота, сами потом закрыли, как было. На кладбище на плитах в основном одна фамилия.

На дороге встретили змейку, которую Боря дразнил, а она в ответ делала стойку, шипела и показывала язык, в общем защищалась. Красивый серый рисунок на ее коже, ползет, извиваясь кольцами, как-будто плывет. Совсем другое впечатление, по сравнению с зоопарком.

Грели воду на горелке, путешествие подходит к концу, а у нас запас газовых баллонов. Мылись, разбавляя горячую воду холодной.  Но небольшой костер все равно сделали на камнях у стены дома, назвали его камин, уютнее с ним, когда наступает ночь. На ужин варили рис (еще из домашних запасов), к рису подавали готовое свиное подкопченное мясо, очень вкусное. Как всегда салат из капусты с горошком и местным майонезом (он более пресный, чем наш). Вранац в тетрапаке из Тивата. Романтический ночной вид с балкона на долину в огнях. И снова Большая Медведица среди бесчисленных звезд.  Сегодня самая лучшая дорога и стоянка!

11 мая Суббота

Ночью было жарко спать в спальнике, нужно было расстелить простынь.

Встали в 7ч, вышли в 10.

Быстрый спуск к Скадарскому озеру и г.Вирпазар.

Как мы и предполагали, найти стоянку у озера  было бы не так просто, берег до самой воды в колючих растениях, вода у берега не сильно чистая, слегка заболочена.

Из Вирпазара можно съездить на экскурсию по озеру, на острова, в монастырь, на рыбалку. Валя говорит, что есть хороший пляж на озере (возле с.Муричи), 18 км по указателю перед Вирпазаром по ходу нашего движения.

Мы зашли в супермаркет на центральной площади, купили полюбившийся йогурт и слоек в пекаре. Разные сувениры  на открытых прилавках на улице. Мы с Борей поехали дальше, девчонки остались выбирать сувениры, побывали в мастерской, где их изготавливают из глины.

После переезда (ж/д одноколейка) по трассе направо в Подгорицу. По традиции узкая дорога без обочины, трасса с интенсивным движением, главный минус – много фур, грузовиков, автобусов, так что мало приятного по ней ехать, когда появилась пешеходная дорожка, с облегчением перебрались на нее.

Некоторое время дорога идет вдоль озера, мост с крепостью на берегу, с моста видны стаи мальков в воде, берег такой, что к озеру не подойти.

Остановились у магазинчика в 11ч, съели по шоколадному мороженому, посидели на травке на газоне. Прошел поезд из 3-х вагонов. Девчонок все нет. Едем дальше.

Началась пром зона. Голубовичи (или Голубовцы), пригород Подгорицы, аэропорт. В магазине с удобрениями спросили пленку, которая нужна нам для упаковки велов, парень-продавец не понимает русский. Спросили в следующем магазине стройматериалов, та же история, но нашлась девушка, знающая английский, с ней быстро договорились, в итоге начатый рулон прочной пленки нам отдали бесплатно (для них она не товар, а упаковка).  В благодарность мы купили в ближайшем магазине 2-х литровую бутылку холодного пива Никшичко.  Ребята пригласили нас в офис, угостили колой, и мы еще минут 15 разговаривали про Черногорию и Сибирь на скудном английском. Спасибо за гостеприимство и доброжелательность жителям Черногории!

Дождались девчонок у гипермаркета Голд. Вскоре поворот на аэродром. Тут же, переехав через мост на берегу реки Сиевла нашли стоянку. Река зеленого цвета, быстрая, холодная. Когда ставили палатки, обнаружили черепашку, пофотали ее, положили под куст, она зарылась в землю, потом переползла под рюкзак, снова зарылась в землю между двух ног рюкзака, так и переночевала с нами, мы старались не трогать рюкзак.

Девчонки поехали в Подгорицу искать по заказу икону Святого Луки. Мы перекусили йогуртом и слойками, сходили через мост в супермаркет Voli, купили новых продуктов: икру из баклажанов и помидоров в стеклянной банке, джем из абрикосов тоже в стекле, а Вранца в тетрапаке  для дома не нашли.

Сегодня в Подгорице и на подъезде к ней дежурит полиция. Водилы на дороге также как у нас предупреждают друг друга. Чем вызвана такая бдительность? Может, потому,  что в городе проходят какие-то соревнования по футболу?

У Бори спустило переднее колесо, утром он чинил заднее. Колючки дают о себе знать.

Боря поехал в тот гипермаркет Голд за Вранцем в нужной упаковке. Девчонки, не найдя икону Святого Луки, отправились в ресторан «Печеньяра», который посоветовал Андрей, отведать типичной национальной кухни (он рядом с поворотом в аэропорт). Я дежурила в лагере. Сегодня весь день облачность и вот пошел дождик, дрова спрятала от него под деревом и под тентом палатки, писала дневник.  Боря прикатил с цистерной Вранца: 2 тетрапака по 5л (это для нас) и 2 по 3л (это девчонкам).

Чуть подождали в палатке пока пройдет дождь. Ужин готовили на горелке и отдельно делали небольшой костер. На ужин сварили картошку, закусывали ее баклажанной икрой, запивали Вранцем.  Последний вечер не обошелся без звезд. В этой местности еще летучие мыши вовсю летают, как стало темно. Нам они не мешали.

Можно начинать поход сначала. Мы адаптировались к местным условиям, солнцу, населению, языку, набрали физическую форму.  Черногория понравилась тем, что здесь безопасно, дружелюбный народ, приемлемая и вкусная  для нас еда, есть места для диких стоянок, есть дрова для костра и вода для еды, разнообразная природа, есть возможность покататься по горам и поплавать в море, очень демократичные цены (на общие расходы мы скидывались по 100 евро, в результате осталось каждому по 6 евро сдачи), легко найти общий язык. Задумались о следующем походе в эту страну.

Удивительно, что не видели на дорогах велосипедистов спортсменов. За все время встретили лишь двух парней на шоссейниках в соответствующей форме, и то не факт, что они профессионалы. Для тренировок идеальное место – разный рельеф, высота, асфальт, чистый воздух, тепло. Гоняй, не хочу.

12 мая Воскресенье

День отъезда.

Встали в 5-30. Быстро собрались, пока не пошел дождь.

Доехали до аэропорта (1км), встали под козырьком на углу у газона (там же, где сначала собирали велы). Дождь разошелся не на шутку, но мы под прикрытием. Съездили к ближайшим мусорным бакам за картонками. Боря упаковал каждый велосипед отдельно, за 3 часа к 11 все было готово. Сварили на завтрак пшенную кашу на горелке и чай, дождь кончился, потеплело, позавтракали на газоне, не все удалось съесть, какие-то остатки пришлось выбросить, а что-то взять с собой (вилок капусты, банку горошка, майонез, нутелла). Убрали за собой весь мусор, остатки газа вылили на газон. Упаковали рюкзаки, завернули их в пленку.

Регистрация на рейс в 11-30. По 60 евро за каждый вел. В зоне личного досмотра таможенник  заинтересовался серьезным Бориным фотоаппаратом, наверное, удивился продуктам в кульке: два вареных яйца, сыр, и даже разрешил взять на борт бутылку с йогуртом, предупредив, что делает исключение, так как ограничение на объем жидкостей 200мл. Мы были ему благодарны за это исключение. В небольшом магазинчике Duty Free не удержались от покупки Вранца в бутылках, очень солидно они выглядят!

Короткий перелет в Стамбул с легким обедом на борту и замечательными видами из окна сначала на Черногорию, потом на Турцию. Затем ожидание 3 часа в аэропорту Стамбула. Сейчас мы чувствовали себя свободнее и увереннее в этом аэропорту, похожем на город, где потоки разномастных людей бегут во все стороны, кафе, рестораны, магазины рады угостить вас турецкими сладостями. Сходили в большой магазин  Duty Free. При покупке на кассе нужно предъявить билет для оплаты еврами. Тут нам очень пригодился Черногорский йогурт и слойки для перекуса, яйца и сыр, вспомнили добрым словом таможенника в Подгорице, Хвала, дорогой! Время прошло незаметно, посадка на рейс до Новосибирска, выход 302.

Самолет взлетел позже расписания на 45мин, долго разогревался или ждал свободной полосы? Вкусный ужин от турецких авиалиний, половину которого взяли с собой, добавив к запасам с предыдущего перелета.

В Новосибирск прилетели вовремя, за бортом +2, ветер, накануне дождь, как писали нам все знакомые и родственники. Из окна самолета вид на серую Обь и серую землю и дома. Наш багаж в порядке. Вячеслав с грузовиком на месте. Добро дошли! (добро пожаловать по черногорски, ударение на первый слог в каждом слове).

Пишем отчет, делаем и смотрим фото, вспоминаем, мечтаем, строим планы.

Рекомендуем отдых в Черногории! Вело-отдых особенно!