Россия / Велотуризм | Спортивный туризм

Вологодская с привкусом топлёного молока

12 - 14 июня 2015 г.
Резной палисад, масло и кружева ... вот пожалуй и всё, что мы знали о Вологодской области. Решили восполнить этот пробел, посетив красивейшие места Вологодчины. 12 участников, ~350 км и 4 непохожих друг на друга города.
Вологда - Кириллов - Горицы - Белозерск - Череповец

12 июня (пятница): Вологда - Никольское озеро

Благодаря тому, что официальный выходной 12-го июня (день России) выпал на пятницу, появилась возможность отдохнуть три дня к ряду. Выбор пал на Вологодскую область, тем более что время отправления из СПб очень удобное: 20:40 (Ладожский вокзал) - 8:53 (Вологда). Стоимость плацкарта 1 848 руб.+ 70 руб. за багажную квитанцию.
  Группа набралась немаленькая - 12 человек. Хорошенько выспавшись и набравшись сил, утром в пятницу десантируемся в славном городе Вологда. На вокзале нас уже встречают трое ребят: Наташа с Настей из Москвы и Володя из Твери. Погода стоит отличная, на небе ни облачка, солнечно и тепло! Общая фотография на фоне ж/д вокзала и выдвигаемся в центр города.

Ж/д вокзал в Вологде
ж/д вокзал в Вологде
На 10 утра у нас назначена обзорная экскурсия по территории Вологодского кремля. Заказывал здесь http://www.vologdamuseum.ru/content?id=97 Стоимость 60 руб./чел., продолжительность 40 мин. После экскурсии желающие слазали на колокольню, остальные разбрелись по сувенирным лавкам. С кремлёвской площади открыточные виды на колокольню, Софийский и Воскресенский собор. Здесь же установлен интересный памятник К.Н. Батюшкову, неподалёку расположен музей кружева.
Воскресенский и Софийский соборы (слева направо)
Воскресенский (слева) и Софийский собор (справа)

Прокатились вдоль набережной с которой открываются красивые виды, в городе много современной городской скульптуры: памятник букве "О", "Дверь в ..." и пр. Первое впечатление от Вологды - тихий провинциальный город, где жизнь течёт размеренно и спокойно.

Р.Вологда и церковь Иоанна Златоуста
церковь Иоанна Златоуста
Вдоль набережной
Софийский собор над р.Вологда
р. Вологда
Через Торговую площадь с Казанской и Покровской церквями, перебираемся на др. сторону Вологды и по ул. Чернышевского, а далее ул. Железнодорожной едем к Спасо-Прилуцкому мужскому монастырю. Монастырь расположен на выезде из города в посёлке Прилуки. Перед воротами монастыря нас встречает десяток попрошаек, т.ч. приходится оставлять "смотрящих" за велосипедами. Гулять долго не стали, т.к. все немного проголодались и рассчитывали на трапезную на территории монастыря, на увы её там не было. Зато неподалёку расположилась "блинная", где мы вполне хорошо пообедали перед дальней дорогой.

по дороге на Кубенское
  На сегодня достопримечательностей с нас хватит, пилим вперёд - задача проехать как можно больше. 25 км до п.Кубенское едем по второстепенной дороге, периодически останавливаясь у придорожных магазинов. Затем выезжаем на основную дорогу и вкручиваем ещё ~70 км. Хочется отметить, что на всём протяжении трафик минимальный и практически отсутствует грузовой транспорт, т.ч. ехалось нам спокойно. Под концовку сильно растягиваемся, но благодаря замыкающему с рацией всё под контролем. В посёлке Никольский Торжок собираемся все вместе и закупаемся продуктами на предстоящую ночёвку. Отъехав ~2 км, в п.Гущино натыкаемся на небольшой кемпинг с бюджетными ценами ~400 руб./чел., есть кухня, душ и туалет. Наташа и Настя заселяются сразу - что сказать, москвичи! Кстати, рядом расположена более раскрученная турбаза "Лайтури". Остальные не захотели променять походную романтику на тепло и уют кемпинга, нашли небольшую поляну (присмотренную со спутника) на берегу Никольского озера, успели как раз к закату. День завершался под треск костра и писк комаров.

Закат над озером Никольское
красивое завершение дня

13 июня (суббота): Ферапонтово - Кириллов - Горицы - Белое озеро

Ночь прошла, а вместе с ней и усталость минувшего дня. Программа на сегодня обширная, т.ч. копаться времени не было, собрались оперативно и в девятом часу дружно выехали.

Утренние сборы
Место ночёвки
По дороге в Ферапонтово
  Следующий пункт на маршруте - Ферапонтов монастырь в одноимённом посёлке, в ~20 км от места нашей стоянки, туда и отправляемся. Проехали над Северо-Двинским каналом, напоминает Сайменский в Финляндии. Ферапонтово встретило нас народными гуляниями по случаю дня поселения. На какое-то время главная достопримечательность отошла на второй план, уступив сувенирным лавкам и бабушкам, торгующим пирожками и пр. сладостями. Монастырь расположен на небольшой возвышенности, сразу за деревянным мостом через Паску. С холма открывается изумительный вид на гладь озера и окрестности. Перед монастырём, у самой кромки воды, раскинули свои мохнатые ветви пять высоченных сосен, а вокруг уютный луг со свежескошенной травой. В воздухе так и витает атмосфера спокойствия и уединения, возникает желание завалиться прямо здесь и никуда больше не ехать. Забегая вперёд отмечу, что из всех мест на нашем маршруте, это запомнилось мне больше всего.

П.Ферапонтово
Мост через Паску
Сосны напротив монастыря
Перед монастырём
Территория монастыря лишена всяких излишеств: стены выбелены побелкой, нет сада и цветников, всё очень скромно и лаконично. Такая простота подкупает и чувствуешь себя действительно в русской глубинке, а не в захоженном толпами туристов месте. Здесь же можно заказать экскурсию, где расскажут про историю создания обители, зайти в храм и увидеть старинный интерьер и уникальные настенные фрески. В "гиды" нам предложили стажера, за это с нас взяли в два раза меньше положенного.  Такое ощущение, что экскурсию нам проводил родственник билетерши: невнятный рассказ, помноженный на тихий и неуверенный голос "гида", и впечатление от экскурсии испорченно. Желание сэкономить обернулось никаким впечатлением от услышанного, треть группы разбежалась уже на половине рассказа и осматривала экспозиции самостоятельно. Нам с Настей удалось бесплатно пробраться на отдельную экскурсию по иконописи и древним настенным фрескам, на которой подробно рассказывали о назначении и "расшифровке" некоторых икон на стенах храма. Всё дело в хорошем экскурсоводе.

Ферапонтов монастырь
Колокольня и Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (справа)
Церковь Мартиниана
  В посёлке во всю готовились к торжествам: устанавливали шатры, гуляли ряженные, бойко шла торговля и играла музыка. Перед марш броском в Кириллов, решили побаловать себя шашлычком с компотом из ревеня - дорого, но вкусно.  Изначально трек был проложен в обход основной трассы, но ещё в прошлогодних отчётах жаловались на заросшую и не проезжаемую дорогу на участке Окулово - Горяйново, т.ч решено было не лазать по пояс в траве с назойливыми слепнями, а проехать по хорошей дороге.

Девушки
Торговые ряды
Уплетаем шашлычек
За шашлычком
  ~20 км с минимум трафика, ехалось в удовольствие. Докатили быстро, правда немного подрастянулись, собрались уже под стенами Кирилло-Белозерского монастыря. Сегодня здесь проходит военно-исторический фестиваль, собралось много людей, съехались команды реконструкторов из России и Европы. Вход на территорию монастыря оказался свободным, отдельно оплачиваются места вдоль площади с реконструкцией (400 руб.), многие просто смотрят из-за невысокой ограды.

На въезде в Кириллов
Пищали
Место реконструкции
Поле реконструкции
На осмотр выделили 1,5 часа, каждый нашел себе занятие по вкусу: квас, пирожки, топлёное молоко, мороженное, магнитики ... даже не знаю, получилось ли всем осмотреть сам монастырь. На части территории проводят реставрационные работы, периодически встречаются строительные леса, т.ч. долно быть в скором времени здесь станет ещё лучше. Вокруг монастыря проходит тропа, с которой можно хорошо рассмотреть оборонительные стены и башни XVII века. Здесь же можно искупаться в водах Сиверского озера.

Кирилло-Белозерский монастырь
Глухая (слева) и Кузнечная (справа) башни
В 7 км от Кириллова, на берегу Шекснинского водохранилища раскинулся небольшой посёлок Горицы, в котором расположен Воскресенский Горицкий женский монастырь. К нему мы и отправились. По пути стоит заехать на гору Маура, с которой открывается замечательная панорама на Горицы и окрестности. Согласно легенде, именно отсюда преподобный Кирилл увидел место для основания Кирилло-Белозёрского монастыря. На вершине горы воздвигнут Поклонный крест в память преподобных Кирилла и Ферапонта. До недавних пор была здесь и часовня, но к нашему приезду от неё осталось только сгоревшее основание.

Подъем на гору Маура
к вершине горы Маура
Гора Маура
на горе Маура
гора Маура
Спуск в Горицы
Спустившись с горы, мы оказались в тихом провинциальном посёлке, где жизнь словно замерла. По улицам безмятежно гуляют коты, отдыхают собаки, а людей будто и вовсе нет. Монастырь очень скромный, на его территории три церквушки, проводится реставрация, но видно, что денег на всё не хватает. Здесь же есть источник с водой. В посёлке нам встретилось две многочисленные группы французов, которых привозят сюда на речных теплоходах. Доехав до здания речного вокзала, смыли с себя пыль дорог, искупавшись в холодных водах Шекснинского водохранилища. А после устроили себе тихий час, развалившись на травке в тени берёз и уминая домашние пирожки, запивая их топлёным молоком.

На территории Воскресенского монастыря
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Обеденный перерыв у речного вокзала
На фоне Воскресенского монастыря в Горицах
На фоне Воскресенского монастыря
  На сегодня культурной программы с нас хватит, держим курс на Белозерск. Хорошая дорога вскоре закончилась, и началась "стиральная доска", ехать по которой было одно мучение, особенно когда мимо проезжали машины и в воздух поднимался столб песка и пыли.  Пока доехали до переправы (~22км), прокляли всё.

Паромная переправа через Шексну
Паромная переправа через р.Шексна
На пароме
    Паром оказался бесплатным, что приятно удивило, ходит каждые 30 мин. Счастье длилось не долго, на др. стороне грейдер продолжился, и еще ~10 км проезжающие машины вновь "радовали" нас пыльными облаками. Как же мы оживились, когда снова выехали на асфальт. За пару км до Белозёрска свернули по секретной тропе в заросли кустарника и вскоре выехали на высокий берег Белого озера. Здесь и разбили лагерь.

Стоянка на Белом озере
Закат над Белым озером
Вечерние посиделки
Посиделки у костра
Почему же "Белое озеро" назвали белым? В настоящее время считается ,что название озера является буквальным переводом с веппского языка. Вепсы называли его Vouktar, то есть "Белое озеро".
В «Географическом словаре Российского государства» А. Щекатова, изданном в 1801 году, даётся такая трактовка: „Оно (Белоозеро) довольно глубоко, имеет чистую воду и каменистое, по большей части глинистое дно. Сия глина, будучи бела и весьма мелка, перемутясь во время погоды с озёрною водой, даёт ей белый цвет." Что совершенно не исключает, а скорее даже подтверждает то, почему вепсы называли озеро белым.
А в книге И. Ф. Тюменева «Водный путь в столицу» изд. 1891 г. указывается иная версия названия – "по волнам, которые поднимаются ветрами, сильными и частыми в этих краях. Эти волны местные жители называли «Беляками», у них ветром гребни срывало." После знакомства с нравом озера именно эта версия представляется более правдоподобной. Озеро расположено в самой высокой части водораздела, высокого рельефа поблизости нет – таким образом, ветра более 20 м/с здесь не редкость.

Белое озеро
14 июня (воскресенье): Белозёрск - Череповец

На мягкой перине из разноцветья трав спаслось мягко и сладко. На утро, подгоняемые голодными комарами, собрались оперативно и в девятом часу уже отправились в путь. Сегодня нам предстоит проехать ~ 120 км от Белозёрска до Череповца. Но сперва осмотрим Белозёрский кремль.

На въезде в Белозерск
Стелла на въезде в город
  На въезде в город короткая остановка на фотографирование и едем дальше. Достопримечательностей здесь не так много: пара церквей и небольшой кремль, точнее то, что от него осталось. Белозёрск похож больше на посёлок, чем на город - асфальт только на центральных улицах и то не везде, преимущественно частный сектор. Прокатились по набережной вдоль канала, она благоустроенная, видно недавно сделали.
На задворках Вологодской
Вдоль обводного канала
По набережной
От набережной свернули в сторону кремля, на пути заехав в небольшой супермаркет, чтобы купить воды. На народ позавтракавший менее часа назад будто напал жор, стали скупать всё подряд и трескать прямо у магазина. Пришлось уговаривать отложить пиршество и немного потерпеть.
От Кремля в привычном понимании, здесь мало, что осталось. Сохранился ров и земляной вал (XV век) высотой около 30 метров, который в плане имеет вид четырёхугольника (или почти треугольника) с несколько закругленными сторонами. Перед главным входом установлена Ладья и выложен камнем возраст города со дня его основания (приходится каждый год ворочить булыжники и менять возраст). Внутри кремля расположено несколько хозяйственных построек, индустриально-педагогический колледж, детский сад и главная достопримечательность Преображенский собор. На свободный осмотр выделили час, за это время успели прогуляться по валу, с которого открывается хорошая панорама на посёлок и озеро, виден даже противоположный берег.

В Белозёрске
Ладья перед кремлём
У главного въезда
Собор Спаса Преображения
Преображенский собор
Церковь Иоанна Предтечи
Вид на церковь Иоанна Предтечи с земляного вала
Главный вход на территория кремля
Панорама на главный вход
Ехать своим ходом до Череповца готовы были не все, тем более что была возможность подброситься на автобусе. В итоге поехало 8 человек + на 1,5 часа раньше основной группы выехала Настя (тот ещё лось), в 17 часов у неё самолёт в Москву. Из-за вчерашних болей в колене,  сомневался стоит ли ехать Володя, в итоге решил ехать с нами.  Дорога оказалась очень комфортной, с хорошим асфальтом и минимум машин. Согласно первоначальному плану, ехать второстепенными дорогами вдоль основной трассы, на 10-м км свернули на просёлочную дорогу ведущую в п.Ростани, но вскоре дорога превратилась в грейдер, по которому мало удовольствия ездить. Вдобавок ко всему, за каждым тянулся шлейф слепней и оводов, т.ч. доехав до п.Антушево вернулись на основную дорогу.
В посёлке Ростани
Мост в посёлке Ростани
Ехали каждый в своём темпе, собираясь через каждый 10-20 км. На одной из таких остановок нас обогнал автобус с ребятами-халявщиками, машем им вслед, но не завидуем =) На всём протяжении нам не попался ни один магазин, т.ч. когда запасы воды практически иссякли, а силы покинули нас - решено было сделать привал на одном из отворотов.

100 км без единого магазина
наповал
Пока подтягивался хвост, съездили в соседний посёлок за водой, где нам сказали, что до ближайшего магазина ещё ~35 км. Потеряв последние надежды на хавчик из магазина, достаём последние припасы и устраиваем импровизированный стол на обочине дороги. Еды оказалось столько, что я даже не знаю зачем нам нужен был магазин: бутерброды, запеченные мюсли, йогурты, печенье, шоколадки, сгущёнка, яблоки, апельсины и пр. Все натрескались от пузяки так, что следующий магазин проскочили на раз, закупившись только перед Череповцом.
Привал на дороге
Обед на обочине
100 км без магазинов
100 км без единого магазина
Пару раз у Алексея случался прокол, выручал замыкающий с рацией (вовремя подвезли запасную камеру). После того как примкнула дорога с Кириллова трафик заметно возрос, но не критично. Так километр за километром доехали до Череповца. На окружной нас уже поджидали Женя и Саша, который успел заменить лопнувший обод. Немного расстроил въезд в город, не получилось срезать и проехать второстепенной дорогой, не пропустили на кпп свинокомплекса (хотя до этого там проезжали), пришлось внепланово проехать ~6 км по окружной с заездом через Кирилловское шоссе. Доехав до ж/д. вокзала купили багажные квитанции и попрощались с Лёшей, который отправился в Вологду и оттуда продолжил своё путешествие на авто.
  До отправления поезда оставалось ещё пара часов, т.ч у нас есть время осмотреть город. Череповец не богат на достопримечательности, поэтому пока не зашло солнце, первым делом решили искупаться в Шексне. Доехали до городского пляжа, несмотря на тёплую погоду людей на нём было немного. Вода оказалась прохладной, т.ч. на долго нас не хватило. После купания меня хорошо разморило, а переодевшись к поезду желание садиться на велосипед (без памперса) полностью отпало. Захотелось поесть и мы поехали на поиски недорогого кафе, у каждого свои вкусы и предпочтения, в итоге часть группы осталась в шашлычной, а те кто ждать не хотел отправились в ресторан (ну как ресторан ...) быстрого облуживания.
  Осмотр культурных достопримечательностей проводили в урезанном составе (5 человек), те кто отправлялся на поезде в 23:46. Вот основные из них:
- памятник металлургам;
- комсомольский парк;
- Воскресенский собор;
- памятник преподобным Афанасию и Феодосию (основателям Череповца);
- вантовый октябрьский мост;
- историко-этнографический музей усадьба Гальских;

На последние две сил не осталось и поехали досиживать на вокзал. Несмотря на проходную станцию и непродолжительную стоянку, посадка прошла хорошо. Немного пошумели в плацкарте и попугали попутчиков при укладывании велосипедов на третьи полки, но ничего всё влезло и все остались живы.

P.S. Хочется сказать спасибо всем, кто принимал участие в этом велопоходе. Надеюсь, дороги ещё не один раз сведут нас на общих маршрутах!