Традиционный поход в любимый Тут-Куш: Барнаул - Урлу-Аспак - Тут-Куш - Урлу-Аспак - Барнаул

Сборы Сборы
Стоянка Стоянка
По пути в пещеру По пути в пещеру
В Тут-Куше В Тут-Куше
Местные красоты Местные красоты
А над головой такая красота! А над головой такая красота!
Чистота залог здоровья! Чистота залог здоровья!
Групповое фото Групповое фото
В лагере В лагере
Девиз нашей семьи – два дебила это сила – выбран не случайно. Мы всегда за любой кипиш, кроме голодовки. Вот и в этот раз решили, что просиживать первомайские выходные дома нам совсем не интересно. Тем более, что первого мая было 2 года, как мы вместе, и это дело хотелось как-то отметить. Как? Наша семья началась с пещеры Тут-Куш, тогда, два года назад, там кипели такие страсти, что герои Санта-Барбары удавились бы от зависти. Поэтому из всего разнообразия Алтайских пещер был выбран именно Тут-Куш. То, что мы идем именно в пещеру вообще как-то не обсуждалось. Не ровно мы дышим к этим древним гигантам.

Наш праздник мы отметили без алкоголя, без ресторанов и свечей, без постели из роз, но в той атмосфере романтики, о которой поётся в старых советских песнях. В обнимку, покрываясь мурашками от пронизывающего ветра и холода с одной стороны и подгорая от яркого, весело пляшущего костра с другой, мы пели песни и вспоминали забавные истории, которые случались с нами в других походах. И этот поход станет еще одной историей, которой мне хочется поделиться с вами.

Обычно в любой поход, в какой бы мы ни собирались, выезжать планировалось рано утром. Но всегда происходят какие-то форс-мажорные ситуации, то понос, то золотуха, то трубу прорвало, то еще что-нибудь обязательно случается. Но выезжали всё равно стабильно. Утром. В этот раз получилось немного иначе. Выезд изначально запланировали поздний, в 11 утра. Потом перенесли на час. А выехали только часа в 2 дня. Ждали, когда приедет Вася со своего концерта, он у нас танцор и самый молодой в нашей ненормальной группе. Собрались, уложили все рюкзаки и палатки, заняли места в микроавтобусе и поехали.

Когда договаривались о походе, решили, что заброска до базового лагеря будет на тракторе. Потому что идти с рюкзаками на плечах и с 10-и килограммовой палаткой подмышкой как-то совсем не комильфо. Сказано – сделано… наивно думали мы. Несколько часов в пути и мы прибыли в Горный Алтай, а потом и в Урлу Аспак, от которого планировалась «тракторная» прогулка. Урлу Аспак это такая деревня-деревня, там ходят коровы, стада овец, свиньи с огромными выводками поросят, а еще очень много лошадей! Они такие, такие… красавчики! Домишки стоят деревянные, по большей части покосившиеся, посреди деревни течет чистейшая горная река. Такая красота! И воздух свежий. Ну и население, вы сами понимаете. Тем более праздник, а кто празднику рад, тот за неделю пьян. Тракторист тоже пьян. И второй, и третий, а вот четвертый трезв, но у него топлива нет, а пятому лень, а шестой решил, что не проедет. В общем, сказали бедным туристам «идите лесом».

А время уже часов семь вечера, а в горах темнеет резко. Вот идешь, еще светло и птички чирикают, сделал еще шагов двадцать, а вокруг уже и не видно ничего. Но мы-то дорогу знаем, не впервой же идем. Пошли. Нам предстояло пройти километров 10, всё бы ничего, если бы не перевал. Да и вообще в горы же поднимаемся, значит, всё время приходится карабкаться вверх. Никто не жаловался, не ныл и не гундел, что очень радует. Водрузили рюкзаки на плечи и пошли. Дошли до маральника и тут стемнело. Вообще-то темнота это не страшно. Мы же в пещеру собрались, фонарей с собой набрали по несколько комплектов, нет, чтобы купить 1 хороший petzl и не мучиться, а еще батареек штук по 9 на каждый фонарь. Нацепили налобники и снова двинулись в путь. Шли-шли, а потом решили, что куда-то не туда свернули, надо было правее брать, а тропы то не видно, темно ведь. Решили не возвращаться, а срезать и пройти через какие-то дремучие заросли. Продирались через них, а меня всё мысль не покидала, где же тут избушка Бабы Яги, ведь по-любому она в такой чащобе живет.

Ладно бы просто заросли, а то еще не покидало ощущение, что мы перевал как-то сбоку проходим, потому что очень круто вверх карабкались… пока не заблудились. Я впервые в жизни заблудилась в лесу, да еще и ночью! Решили найти ручей и развести костер, который был бы такой базовой точкой, которую видно издалека. Мальчики разбились по парам и пошли искать тропу, хотя бы отдаленно напоминающую ту, что нужна нам. Пока часть группы искала дорогу, другая часть грелась у костра и строила предположения о том, что плутать в общем-то не стоит, что можно достать спальники и заночевать прямо тут на месте, а с рассветом двинуться дальше. И вообще всех так разморило, все согрелись и расслабились, что двигаться дальше не возникало никакого желания. Но мальчики вернулись с новостью о том, что нашли нужную дорогу. Эх, делать нечего, пришлось собираться и топать дальше.

Надежды на то, что перевал мы прошли не оправдались. Пришлось еще раз идти на крутой подъем. Но то ли мы не устали, то ли хотели поскорее оказаться в лагере, но через перевал мы перешли достаточно быстро и практически не останавливаясь, что для меня было удивительно, потому что я хорошо помню прошлый раз, когда остановки были через каждые 10-15 метров. Так мы добрались до места стоянки, встретили Йорика (чей-то огромный выбеленный временем череп) и скорее скинули рюкзаки. И снова кто-то ставил палатки, расстилал карематы и доставал спальники, а кто-то разводил костер, делал бутерброды и кипятил чай. Перекусили как-то совсем по-быстрому и легли спать, решив, что в пещеру пойдем завтра.

Как здорово просыпаться от первых лучей солнца! Ну ладно, совсем даже не от первых, но всё равно от того, что солнце светит прямо в глаз, и наплевать ему, что ты вообще-то в палатке. А еще птички так громко, звонко и весело поют по утрам! В общем, хочу просыпаться только так, а не под раздражающие электронные звуки будильника. За завтраком решали как разделить нашу компанию для похода в пещеру. Решили, что провешивать веревки пойдут те, кто уже был в Тут-Куше, а за ними, часа через 2-3 пойдут остальные. Мы с Ви попали в первую группу. Нацепили свои новые рыжие спелео комбезы, одели беседки, причем по глупости сразу затянули их как положено, навесили железо и отправились в путь до пещеры. Идти было неудобно, беседки ведь затянуты по самое не могу. Дошли быстро, но было очень жарко из-за того, что оделись как на зимовку. Но это, кстати, тоже не зря, ведь в пещере-то всего +3 градуса.

Пришли на место и вот уже виден разлом и огромные острые камни уходят вглубь земли и теряются где-то внизу в темноте. Туда нам и предстоит спускаться. Входной колодец пещеры в глубину примерно 18 метров. У меня всегда возникает какое-то непонятное волнение, когда я стою у входа в Тут-Куш. Вроде знаю чего ожидать, верю железу и веревкам, уверена в своих силах, и всё равно немножечко трушу. Подходишь к разлому, встегиваешь свою видавшую виды восьмерку, берешь в руки веревку и прежде чем начать спуск, зависаешь на несколько секунд, чтобы поздороваться с пещерой, попросить ее впустить тебя и отпустить обратно. Разговоры с пещерой это не пьяный бред, к слову, в пещеру пьяными не ходят, и с похмелья тоже. Даже у самого входа становится понятно, что перед тобой не просто груда камней, что твоим глазам открывается самый настоящий древний гигант, которому несколько миллионов лет, у которого свой характер, и которого ни в коем случае нельзя обидеть. Потому что рядом с пещерой ты никто, один только вид этой громадины заставляет почувствовать себя ничтожной песчинкой.

Поздоровался и можно начинать спуск. Как только поверхность земли скрывается с глаз, ты чувствуешь, что оказался в полной власти пещеры и почему-то начинаешь верить ей, и идешь с полной уверенностью, что ты не навредишь ей, а она не тронет тебя. Описывать красоты я не стану, потому что слов будет недостаточно, это надо просто видеть и чувствовать. Скажу только, что просто гулять по пещере не получится, всё время приходится через что-то перелазить, куда-то лезть, за что-то цепляться и подтягиваться и даже ползти по-пластунски. Такая тебе полоса препятствий. Зато сталактиты и сталагмиты, которые есть в этой пещере, стоят таких усилий. Встречаются целые стены с наростами, напоминающими коралловый риф, есть молочная горка – это огромные камни, покрытые белым наростом, на которые можно садиться и ехать, как с горки. Есть орган, на котором мы играли карабином. Никак не могли оторваться и зависли у него надолго. Думали, что застанем подземное озеро, но оно снова ушло. Жаль, что мы его не увидели. А еще есть нарост в виде пасти, его называют акуленком. И пасть дракона тоже есть и вообще не хватает только реальных сказочных персонажей. Тех же драконов, чахнущих над сокровищами и гномов. Зато в пещере много летучих мышей. И, говорят, Тут-Куш единственная пещера, в которой живет колония летучих мышей альбиносов. Мы их видели. Они такие милашки, но беспокойные от света наших фонариков.

Облазили пещеру вдоль и поперек, вымазались в глине, и даже пришлось ползти метров 10 по жиже из глины, хорошенько разбавленной водой. По комбезам уже нельзя было определить какого они цвета и вообще мы напоминали хрюшек, которые дорвались до вожделенной грязи. Но для нас то грязь не была такой уж желанной, просто обойти ее никак не удалось, пришлось ползти. Я не помню то ли 22 метра, то ли 42… там от пола до потолка сантиметров 40. Это место называется шкуродером, и если у вас есть хоть малейшие признаки клаустрофобии, то лучше туда не соваться, потому что запаниковать можно только так, а потом застрять. У нас никто не застрял, да и вообще сходили замечательно. На втором дне пещеры решили попить чаю и перекусить. Орехи, которые мы брали с собой, залило водой и глиной. Ну и что, решили мы. Подумаешь, поскрипит на зубах. Чай тоже был с глиной и сгущенкой. Перекусили в общем.

Выходили из пещеры достаточно бодро, но зато на обратном пути я зачерпнула рукавом и набрала в резиновые сапоги той самой глиняной жижи. Стало холодно и мокро. Вообще-то так на самом деле я была на все 200% уверена, что внутри я сухая. В очередной раз убедилась, что нельзя быть настолько уверенной ни в чем. Из пещеры мы вылезли часа в 2 или в 3 ночи. Пока ждали, когда вылезет вторая группа успели замерзнуть так, что зуб на зуб не попадал. На поверхности температура была еще ниже, чем в пещере, а мы были мокрые, уставшие и ленивые, поэтому не двигались. Обратно до лагеря неслись практически бегом и всё равно не согрелись.
Пока мальчики разводили костер, девочки переодевались. Это надо было видеть. Трясущимися руками стягивали с дрожащего от холода тела тяжелые, грязные и очень мокрые комбезы, химзы и гидражки (у кого что было). Ладно комбез промок, но у меня мокрыми оказались штаны и колготки, а на трусиках обнаружилась глина. Но самое веселое это ноги. Они были покрыты ровным слоем рыжей глины. До ледяного ручья бежать мне было как-то лениво, поэтому в ход пошли влажные салфетки. С горем пополам глину удалось равномерно размазать по конечностям. Но тут обнаружились ссадины и вообще ноги оказались синими. Не от холода. Просто мои ноги от колена и ниже это один сплошной синяк. Такой, знаете, сине-зелено-желто-фиолетовый. Зрелище не для слабонервных. Поэтому мне была прописана «Бадяга» и воздержание от мини-юбок.

Втряхнула себя в старые драные джинсы, футболку, сверху тельняшку и куртку, воняющую средством от клещей, и бегом побежала к костру, греть свои старые потрепанные косточки. Помогло это мало. Я замерзла настолько, что лежа в спальнике, рассчитанном на комфортную температуру в -20 градусов, не могла согреться несколько часов, хотя на улице было примерно +2 или +1. А еще с Ви приключилась беда в пещере. Он пошел туда в линзах и на очередном грязном участке ему в глаз прилетел кусок мокрой глины. Руки очень грязные, в глаз ими не залезешь, проморгаться тоже не получилось, глина залезла под линзу. Естественно, что это очень больно и глаз открыть не получается, да еще и второй сам закрыться так и норовит. Ви уже решил, что он рояль. Такой новый, красивый, лакированный белый рояль, который надо поднять на 9 этаж, так чтобы он остался таким же красивым, целым и настроенным. Но молодец, даже с такой травмой выбрался сам, прошел через все учкудуки, колокол, входной колодец и т.д.

Пришли в лагерь, помыли руки, переоделись, а он линзу снять не может. Глина же липкая. Линза приклеилась, а глаз то так и болит. Несколько часов он мучил свой бедный глаз, и решил, что попробует еще завтра, что за ночь глаз немножко отдохнет, или хотя бы может станет не таким красным и там хоть что-то можно будет увидеть. Но не тут то было. Попробуй усни, если глаз очень сильно болит, от раздражения катятся слезы и начинается насморк. Ви не спал почти всю ночь и я вместе с ним. Утром с горем пополам линза была извлечена. Она была вся в глиняных разводах и порванная посередине. А глаз весь красный и продолжал болеть. Поэтому мы решили поторопиться и побыстрее собраться домой.

Свернули палатки, собрали рюкзаки, почистили железо и пошли в Урлу Аспак. Обратно идти всегда легче, а тут еще и всё время с горки. Практически добежали с рюкзаками до микроавтобуса. По пути я чуть не лишилась резиновых сапог. Местами попадается такая грязища! Кажется, что колея от трактора, наступаешь туда и проваливаешься в вязкую жижу по колено. А на тебе же еще рюкзак, так что выбираться достаточно сложно. Но где наша не пропадала. Выбрались. И я почему-то захотела яблок. Не просто захотела, а прям ЗАХОТЕЛА. Пришлось топать до местного магазина, в котором из всего возможного ассортимента фруктов были только яблоки. Мне повезло. По дороге мы ели яблоки, запивали их пивом, пели песни и очень часто слышали фразу «вот потому я и не женюсь». А дома оказались ночью. Сил хватило только на то, чтобы доползти до кровати, больше ничего не помню. Глину с себя смывали уже следующим утром.