Поучительная история для "чайников".
Новая Чара - п.Чара - река Чара - п. Токко - р. Олёкма - р. Лена - Якутск - Нерюнгри - Сковородино.

Поиск попутчика и подготовка к сплаву.

Этот отчёт будет познавателен таким же «чайникам» как и я, кто решится на самостоятельный сплав по горным рекам и не побоится взвалить весь груз ответственности на свои плечи и тем самым получить более яркие впечатления от похода, чем в составе большой группы и под опекой опытного гида-проводника.

Планируя путешествие по рекам Забайкалья и Якутии, я решил воспользоваться опытом путешественников, отчёты которых я читал на протяжении 2-х лет. До этого у меня опыт был в 2013 году где я сплавлялся на 2-х местном катамаране по Оке-Саянской с опытным гидом и инструктором Антоном Новиковым из Ангарска. Практически не имея опыта сплава по горным рекам, я решил продолжить накопление опыта самостоятельно по принципу: «пан или пропал». Не надеясь найти попутчика, я всё-таки решил на сайте /skitalets.ru/ в поиске попутчиков выложить заявку на участие в походе по рекам Забайкалья и Якутии. Я сомневался, что я смогу найти желающих на такой длительный срок, но как не странно на следующий день откликнулся Виктор из Владимира, который тоже «вынашивал» подобный маршрут и мы начали подготовку к сплаву. У меня практически никакого опыта, а Виктор был строителем БАМа и немного знал характеристики тех рек. Я ему предложил свой маршрут, которым двумя годами ранее, прошли супруги Китаевы из Ульяновска, но Виктор предложил сплав по Чаре более трудной реке, чем Хани и Олёкма, и мы решили получить самостоятельное крещение на реке Чара. Мы изучили многие отчёты, фото и видео материалы, описания прохождения порогов и т.д. Был разработан даже план действий на случай, если ты доплыл до берега, а всё остальное унесло рекой после оверкиля, но об этом я умолчу, т.к. ЧП не произошло, но тот психологический настрой, на который мы настраивались нам здорово помог в преодолении порогов реки Чара. Но тем не мене река нам преподнесла немало сюрпризов и трудностей, о которых мы и не подозревали и держала нас в напряжении пока мы не прошли все опасные пороги, а когда мы расслабились и наслаждались "матрасным" сплавом, нас постигла одна неприятная участь, которая поджидает любого, кто не до конца отрабатывает каждый день сплава, но об этом позже. А начну я с того, о чём я ещё не заикнулся в сказанном выше. Нам далеко за шестьдесят и у каждого немаленький букет хронических болячек с которыми тоже надо считаться, а теперь по порядку. Когда мы познакомились и общались в скайпе, то я не задавал Виктору дурацких вопросов по поводу здоровья и мне достаточно было того, что он так же, как и я был заражен вирусом странствий, даже если это будет билет в одну сторону. Я ему предложил экипироваться автономно на случай непредвиденных разногласий, но он уговорил меня идти тандемом до конца нашего маршрута, и я согласился, к тому же, это облегчает нашу ношу, но при утере чего-либо из инвентаря, второго не дано.

Плавсредств у меня хватает, но для сплава по горным рекам у меня ничего не было. Думал купить тогда, когда найду попутчика и мы решим вместе на чём сплавляться. Начну с того, что я ни разу не плавал на байдарке, но когда Виктор мне предложил купить одноместную надувнушку, то я тут же сделал заказ и мне "деловые линии" привезли "Каньон-Соло" как у Виктора. Сразу скажу, что мой заказ исполнял заказчик 2 месяца и практически прислал мне брак (трубки в трещинах и пропускают у самого основания, что затрудняет ремонт, поэтому байдарка постоянно, то спускает, то не спускает. Швы шкуры местами наполовину расклеены, на сгибах у ватерлинии сильно гофрированы, что мешает ходкости и устойчивости на курсе). У Виктора   байде 3 года и этих проблем нет как у моей, проклеена качественно и когда я сел в его байдарку, я сразу почувствовал разницу в управляемости, как день и ночь по сравнению с моей

И вот наступило время, я купил через интернет нам билеты на 26.06.14 г. и мы выехали; Виктор из Владимира, а я подсел в Тюмени. Знакомство наше продолжилось в поезде. Приятной новостью для меня было, что Виктор, как и я ведёт здоровый образ жизни и так же, как и я не курит, хотя я не ставил ни каких условий при подаче объявления для поиска попутчика. И вот мы в   Новой Чаре. На такси за 700рэ мы доехали до моста через Чару, откуда мы и стартовали.

Во время стапеля я заметил, что у Виктора проблема с правой рукой, но об этом позже. А пока меня больше всего беспокоило, то как я сяду в надувнушку и будет ли она устойчива подомной? Но опасения мои были напрасны, я сел в байдарку и почувствовал себя уверенно не смотря на то, что я загружен максимально, т.е. мой вес 75 кг. + 65 кг груза.

От п. Чара до п. Чапо-Олого река течёт по верхне-Чарской котловине, петляя среди болот и лесов, тишина, на реке ни души, лишь только шум дождя заполняет всё вокруг.

Я знал, что скоро закончится эта тишина и мы войдём в участок где река разрезает хребет Кодар, где начинаются пороги и шиверы, это самый опасный участок реки протяженностью около 130 км и трактуется по 6-ти бальной шкале трудности, как 4 КС, это максимально допустимый предел для моей надувнушки «Каньон Соло».  Сплав по такой реке опасное увлечение, особенно, когда речь идёт о маршрутах 3-ей и выше категории трудности. Особенно для такого туриста как я не имеющего опыта. Основные опасности представляют собой: преодоление мощных порогов; попадания в «бочки» и завалы, подводные гроты и карманы; получение травм, переохлаждение; удалённость от цивилизации и отсутствие связи со спасательными службами. Когда я готовился и просматривал видео по Чаре, мне тогда уже было понятно, что эта река по трудности не для меня, но когда Виктор её мне предложил, то я согласился и отдал ему за одно узды правления этим сплавом. Тем более, что у него хорошее зрение, и значит ему впереди «топать», что должно было облегчить мой сплав.
Начало порогов- Сулуматский слив.

Мы знали, что скоро будет первый порог – Сулуматский слив и по описанию он не самый трудный и лично я был спокоен до тех пор, пока река не стала сужаться и задолго до слива по мере приближения к нему, начал нарастать шум воды. Затем шум перерос в рокот, река резко сузилась и понесла нас вниз как по горке аквапарка. Страха не было, но тревожные нотки закрадывались в мою душу глядя на такое препятствие, вставшее на нашем пути. Я невольно подумал, если этот слив самое лёгкое препятствие, то что нас ждёт впереди. Ведь сложность порогов с продвижением вперёд будет только нарастать. Но обратной дороги нет и теперь всё это надо пройти.  В этот момент я вспомнил какой у меня была беззаботная жизнь на реке Ока-Саянская с Антоном, где мне не надо было просматривать пороги и думать по какой траектории проходить их, а только выполнять команды его и грести. Я чувствовал себя с ним, как за каменной стеной и мне ничего не оставалось делать, как только созерцать окружающие меня пейзажи, фотографировать и наслаждаться сплавом.

Как я уже писал, Виктор должен был идти впереди, моя задача была не упускать его из вида, чтобы не потерять друг друга.
Ведь весь бивачный инвентарь у него. И так мы шли 3 дня пока у Виктора не обострилась старая болячка - у него отказала правая кисть на 70% и он не мог грести, особенно когда надо маневрировать. Эту проблему надо было как-то решать, ведь мы прошли уже точку невозврата. Мне пришлось взять на себя часть нагрузки, которую я выполнял за Виктора. Когда я готовился к этому путешествию, то мне придавало уверенность то обстоятельство, что можно просмотреть порог (как писалось в некоторых отчётах, которые я изучал ранее), и затем идти по нему, но не тут-то было. Как можно просмотреть препятствие длиной несколько сот метров, когда оно не просматривается,
и я лишился этой уверенности. Видать этой уверенности не хватало и тем, памятники которым были установлены то тут, то там на этом участке реки и в моём сознании повис вопрос - кто следующий? А если прибавить к этому ещё и паводок выше среднего уровня, то для меня было ясно, что с этой рекой шутки плохи и надо быть собранным и внимательным и не отвлекаться по сторонам пока не выйдешь на спокойную воду.
Сулуматский порог.

Сулуматский порог
С этого момента мне пришлось многое решать самому, т.к. в пороги я шел первым и что там ждёт меня впереди, я мог только догадываться.
Тактика противоречащая всем правилам техники безопасности.

Увеличилась психологическая нагрузка и ответственность. И тем не менее я и не думал делать проводку и обносы, и мы решили применить тактику, противоречащую всем правилам техники безопасности на воде: привязываем весло к байдарке, а байдарку к поясу, а там как повезёт, главное не потерять своё плавсредство. Я рассуждал с ним в разговоре так - нам далеко за 60-т, мы уже прожили одну статистическую жизнь россиянина, немало наших сверстников уже в Мире ином, а мы что тут с тобой теряем, ... я иду в порог первым, ты за мной, если киляемся (опрокидываемся), то плывём на спине ногами вперёд держась за весло и байдарку, если я буду на плаву, то тебе смогу помочь только когда пройдём последние валы на перекате. На том и порешили. За себя я не беспокоился, я был лучше, чем Виктор, защищён от переохлаждения неопреновым костюмом и забродными ботинками, я использовал бедренные упоры и сидел ниже чем Виктор. Я благодарен Виктору, что он не сдрейфил и рисковал порой больше, чем я.

Сулуматский слив я запомню на всю жизнь, это мой первый порог в жизни, который я прошел дважды и без страховки, разумеется. По описанию перед этим порогом есть большое улово в которое предполагал зайти и остановиться для просмотра маршрута по сливу. Но мне в улово преградило дорогу большое бревно, застрявшее в камнях. Пройти правее я не рискнул, меня бы потащило сразу в порог, а это не входило в мои планы. Т.к. на сливе река круто уходит вправо и меня могло ударить боком о камни. Скорость течения была такой, что я не смог затормозить - я просто выпрыгнул из байдарки на крутой скользкий, пока ещё не полностью залитый водой участок левого берега. Байдарка стремительно уплывала, я запаниковал, а вдруг оторвётся или узел развяжется. Но через 20 метров дрейфа, байдарка меня рванула всей своей массой в 77 кг за ремень, к которому я её привязал заранее, и я соскользнул в воду и мы остановились, паника прошла, но в голове отложилось что на такой скорости затормозить практически не возможно, повезло что не было камней, ну и проверил крепость всей оснастки, больше я не беспокоился за оснастку когда при проводке отпускал от себя байдарку.

На самом сливе по грудь в воде пробираясь между камнями я осуществил проводку судна, а дальше вдоль левого берега по струе я завершил прохождение порога. Вам покажется что завершение прохождения порога, это как с горки спуститься. Нет, это не так. Там также есть камни и бочки, валы и та же скорость. Но прежде чем спуститься мне пришлось запрыгнуть в байдарку, преодолевая прибойную волну, успеть одеть упорные ремни и к тому же не забыть при этом весло на берегу. Только я накинул упорные ремни как почувствовал сильный рывок назад, я чудом удержался за леерный фал, при этом, как выяснилось позже, надорвал резиновую шайбу леера. Оказывается, я забыл отвязать чальную верёвку от камня. Что значит не внимательность, и я подумал: ведь это только начало, а я уже третий «косяк» отчебучил на участке 100 метров порога. А второй «косяк», это когда во время проводки по сливу у меня залило байдарку в безобидном месте и я её еле вытащил из-под натиска воды. Вторая попытка мне удалась и в награду я получил хорошую порцию адреналина, на котором осуществил и проводку байдарки Виктора, т.к. в этом месте проводка ему была не возможна из-за кустов, нависавших над водой, а слабая кисть Виктора не могла удерживать весло при возросшей нагрузке на неё.
Паводок.

Заканчивался день, а паводок всё нарастал, и мы решили остановиться в устье р. Сулумат на левом берегу реки Чара. И как оказалось это не самое лучшее место для бивака во время паводка. А пока река Сулумат была относительно спокойной и её можно было перейти в брод. Здесь мы и заночевали, а когда мы проснулись, то поняли, что сплавляться сегодня не имеет смыла и нам пришлось остаться и на вторую ночь,

Очень плотный лес. Вода прибывает, мы на островке оказались.
т.к. река сменила свой нрав на угрожающий, несла огромные деревья, корни которых вспахивали дно реки и был слышен гул катящихся валунов по дну реки.
Наш бивак затопило и мы пускаемся в сплав с корягами и брёвнами.
В эту ночь я часто просыпался из-за хлюпанья воды у самой головы и смотрел как быстро поднимается уровень воды в реке. Ночью дождь прекратился, но вода прибывала и на утро мы оказались на островке в лесу, зажатыми Чарой и потоками вздыбившейся реки Сулумат.
Паводок, перетаскиваем байдарки в лес
Палатку подтопило, и мы решили сменить место ночлега. Отступать к горе мешал плотный лес и река Сулумат с её многочисленными потоками и ручьями, деваться некуда, сборы были недолгими, т.к. мы ещё вчера были готовы к экстренной эвакуации, и мы пошли вниз по реке. Нас то и дело обгоняли плывущие деревья, приходилось постоянно оглядываться, чтобы не попасть под проплывающие деревья. Находясь в такой паводковой обстановке, чувствуешь суровый нрав этой реки, и он ощущается аж до жути.

А теперь немного об адреналине и экстриме; мы его хотели, и мы его получили. Если бы мы всё обносили или делали проводку, то и сплав был бы так себе, да ещё и «ушатались» бы со своим грузом. Помню, как лёжа в палатке перед сном мы обсуждали обнос предстоящего порога, который был ещё более грозным, чем пройденные нами на кануне. Мы решили сделать обнос, чтобы не нажить проблем, а то и чего похуже. Работы по обносу предполагались на целый день. Но утром не хотелось карячиться по намеченному плану, и мы решили рискнуть.
Устье р. Большая Тора. Виктор.
И вместо дневной «каторги» по обносу, мы получили 10 минут драйва и экстрима, а в награду ещё и адреналин, который вселял в нас уверенность на другие «подвиги» и так мы шли весь день преодолевая препятствие за препятствием этого экстремального участка реки.
"Каскадёр" Короткое весло.

. Впереди по курсу что-то сильно зашумело, и Виктор предложил это «что-то» пройти завтра после ночного отдыха.

Но во мне было столько адреналина, что я уговорил Виктора пройти и это препятствие, а завтра начать сплав с прохождения порога «Каскадёр», который по описанию был не шуточный и внутренне он меня беспокоил больше чем все остальные по ходу реки.
Мы без разведки пошли на нарастающий шум воды, но когда мы поняли, что это не шивера, было уже поздно и мы влетели в участок реки с огромными валунами по всей ширине русла реки. Метров 200 или 300 я уворачивался от набегающих на меня валунов, обливняков и огромных бочек. Дважды видел, как Виктор плыл то лагом, хватаясь за леерное ограждение, то задом, а когда пошли огромные валы я и вовсе потерял его из вида. Отбойные валы на выходе с порога жестко ударяли мне в борт, а последний вал накрыли меня с головой. Я удержал курс и остался на плаву, как не странно моя байдарка уверенно шла уже по спокойной воде, а за мной и Виктор, и мы причалили к берегу. Когда мы сверились по карте и навигатору, то мы поняли, что это был порог «Каскадёр». Да, мы сильно рисковали, но какое облегчение наступило, узнав, что мы прошли «каскадёра», да ещё и сходу. На этом пороге я окончательно убедился в преимуществе моего короткого (220 см при росте 188 см) весла именно на такой бешенной, белой воде – удобней им маневрировать. А на спокойной воде лучше грести более длинным (240-250 см), как у Виктора – увеличивается длина гребка и меньше забрызгиваешься; если в жару мокрые рукава, это какое-то благо, а вот когда температура около нуля, то это дискомфорт уже. И обязательно нужен угол разворота лопастей весла для уменьшения воздушного трения верхней лопасти во время гребка, особенно когда длинные маршруты (более 300 км) и на горных реках, когда постоянно в «морду винт», это значительно экономит силы. А тем, у кого дури много, можно и не париться на тему вёсел вообще (если это не соревнования) можно и дубиной грести. Вот характерный пример из этого похода: за три недели мы прошли 600 км и только минут пять в общей сложности нам дул ветер попутно и то такой слабенький. И ни одного дня без встречного ветра, который к обеду в жару особенно усиливается до порывистого, а перед закатом солнца и рано утром м. б. штиль.

На этой реке мне пришлось видеть мощнейшую грозу и было немного не по себе: молния пучками ударяла в нашу гору и раскаты грома такие резкие, думал, что земля разверзнется; впечатляет шквал дождя. А так же, и внезапно налетающий шквальный ветер без всяких на то признаков и причин, который мог опрокинуть меня.
События повлекшие возбуждения уголовного дела по ст. грабёж.

А теперь о том, о чём мне не хотелось упоминать в этом отчёте, но придётся что бы уберечь от подобных случаев других туристов. И так, мы прошли самый трудный участок реки, погода отличная, паводок пошел на убыль, вода чистая. Река стала широкой и спокойной, мы наслаждались «матрасным» сплавом,

Виктор приспособился грести как-то через колено, и мы каждый день по 8 часов в сутки гребли вёслами. Река нам уже ничем не угрожала, текла спокойно
и мы на биваках уже не подтаскивали свои лодки к самой палатке, только вытаскивали на 5-10 метром от воды, сами спали в лесу от 10 до 30 метров от лодок.
И так это было, пока мы не вошли в район, где начались населённые пункты. На 19 день сплава недалеко от с. Токко рано на рассвете я услыхал присутствие людей на нашей косе. Первая мысль, что это те двое, которые днём ловили сплавной сетью рыбу, а потом они видели наш бивак и проплыли пару раз за вечер на моторной лодке. Я выглянул из палатки и увидел, как один из грабителей отстёгивает самый большой драйбег от байдарки. Я заорал, но его мой крик не остановил. Грабитель схватил мой драйбег объёмом 120л и умчался со своим напарником на моторной лодке вниз по течению к с. Токко, не смотря на мои вопли вернуть вещи. У меня украли всё, без чего дальнейшее путешествие не имело смысла и невозможно. Я остался в том, в чем пошел спать в палатку. Единственным утешением было это оставшиеся при мне навигатор, паспорт и деньги, а то пришлось бы ещё и побираться по дороге домой. Самая большая ценность, это украденная у меня мечта, которая была запечатлена на фото и видеоматериалах.

В посёлке я обратился к участковому и написал заявление о краже моих вещей и по факсу из администрации посёлка отправил его в отделение полиции г. Олёкминска. В надежде поиска пропажи по горячим следам результатов не дали, и я спустя 2 дня проживания на берегу п. Токко решил продолжить намеченный маршрут до Якутска на моторной лодке. (Потом, как выяснилось, мои вещи подбросили грабители в заброшенный дом на окраине посёлка, а потом их кто-то принёс в администрацию п. Токко, но я уже в это время был в Якутске и не знал о найденных вещах)