Насыщенный, разнообразный маршрут с хорошей ежедневной рыбной ловлей и достопримечательностями - скалы Адак, водопад на Большом Адаке, каменный остров, скалы на реке Шарью.
Кирово-Чепецк - Инта - река Косью - река Уса - река Большой Адак радиально - река Заострённая радиально - река Шарью радиально - Усинск

Состав группы:

Баталов Сергей, 55 лет, руководитель,
штурман,  рулевой, рыбак,  видеооператор;

Баталова Наталья, 56 лет, боевая подруга,

завхоз, повар, спец по жарке рыбы, матрос

Чарушин Роман, 28 лет, дровосек,
установщик Иглу, фотограф, матрос.

Буторин Сергей, 53 года, дровосек,

Фотограф с  большой буквы, рыбак, матрос;

Чарушин Сергей, 58 лет, организатор похода,

рулевой, костровой, рыбак, фотограф,летописец;

Чарушина Елена, 58 лет, боевая подруга,

завхоз, повар, спец по щуке в майонезе, матрос;

Кат
6-метровый катамаран «Басег» с 4-тактным SUZUKI 2,5.

Едем из Кирово-Чепецка, за исключением Романа, который вливается в группу поездом из Москвы.

10 июля 2016 года Косью-Уса-Большой Адак

Косью Причал 35км вверх Косью Причал 35км вверх
Косью Торфяный берег (2) Косью Торфяный берег (2)
Косью Торфяный берег Косью Торфяный берег
Косью Устье Косью Устье
Пляж1 Пляж1
Пляж4 Пляж4
Адак скалы к солнцу Адак скалы к солнцу
Адак Скалы2 Адак Скалы2
Адак Скалы3 Адак Скалы3
Адак Скалы4 Адак Скалы4
Адак Скалы5 Адак Скалы5
Адак у подножья Адак у подножья

В Инте в 1:08 нас встречает  солнце и водитель «Буханки». Сразу загружаемся и едем на причал Косью «35КМ»  за 2500 руб. В 2:00 здесь уже почти день. Красиво стелется лёгкий туман над болотцами. К месту выгрузки подходит баржа с двумя Камазами.  На берегу тоже стоят в ожидании 2 большегруза. Выше, на причале для частных лодок уже оживлённо  - наступает суббота. Местные рассказывают, что жара здесь стоит давно. Вода в Косью тёплая. Комарики слегка беспокоят.

Косью Причал 35км

В ожидании Романа собираем кат, готовим завтрак, фотографируем, рыбачим, теряем и находим мой мобильник. Окунь провожает блёсну, но не клюёт. Только на червя поймали 3 окушка и запекли в фольге. В 5:00 завтракаем. Роман прибывает в 8:00 за 1300. С ним Геннадий Коковкин и бензин. 30 литров быстро заливаем в полторашки. Гена для этого возит с собой пару воронок. Уже жарко, все купаются и в 9:20 мы начинаем сплав. Скорость около 9 км/ч. Попутный ветерок, легкая рябь. Мы с Сергеем Баталовым держим румпель по очереди. Сергей Буторин запускает дорожкой воблера и ловит первого хариуса, забагрив его снаружи. Через 17 км от причала справа любуемся подмытым берегом с еловым лесом (зигзаг реки). Поверх песка чёрная полоса торфа от полутора до 2-х метров.  Останавливаемся покупаться и сфотографировать любопытный берег.

Плывём дальше до устья Косью. В 13:40 встаём на обед  на мысу устья. Запекаем хариуса. И так весь поход – ни одного застолья без рыбы J.  Уса поражает ширью. Вода в ней ещё теплее, ветерок посильнее, но пока попутный.

После обеда плывём ещё 4 часа с остановкой на купание на огромнейшем пляже правого берега прямого участка реки. Волнообразные дюны, уходящие в воду, скрываются за горизонтом. Простор необыкновенный и теплая прозрачная вода.

Затем река сужается, справа видны скалы и мы встаём у самых высоких фигуристых скал с древним святилищем. Забираемся на каменные глыбы. В лучах вечернего солнца красиво светятся скалы. Светятся разнообразные редкие цветы, гвоздики и колокольчики.

Всё здорово, день удался. Плывём дальше – эхолот на свалах глубоких ям (до 9 метров) показывает стаи рыб аж в 5 ярусов. Дважды проходим над ямами с блеснением, но поклёвок нет. Не время.  У устья Большого Адака и встаём в 19:55 на продуваемом берегу Усы на песчаной горке. Сергей Баталов идет в разведку по Адаку, приносит хариуса. Решаем завтра идти до скал с рыбалкой и обедом – радиальная днёвка.      Ставим сетку пирамиду на весло. Без верхних боковых оттяжек приходится подпирать сетку кольями изнутри. Завтра пришьём оттяжки, а сейчас вполне комфортно ужинаем в сеточной Иглу. Наталья дала ей такое название. Комары и мошки в тоске ноют снаружи, покрывая сетку очень плотно в районе наших голов - рисуют ореолы. Пара тостов с клюковкой, немного песен и спать. Светло всю ночь. Наш отбой почти на рассвете.

Иглу - проба

Б.Адак Порог Б.Адак Порог
Б.Адак Женщины и палки Б.Адак Женщины и палки
Б.Адак Прорыв петли Б.Адак Прорыв петли

Меня и Сергея Буторина в 5:00 будит жаркое солнце, и мы идём на рыбалку и фотосессию по Адаку. Дошли до скал. Красивая, уютная речка с множеством перекатов.  Принесли на завтрак 5 хариусов. Рома вводит традицию купания по утрам.

Б.Адак - Атака

В 9 часов вышли всей армадой, спрятав в кустах мотор и кат. Все вооружены спиннингами, но на такой маленькой речке не всем удаётся провести блёсенки без зацепов. Белокопытник здесь болеет декоративной желтухой.

Три Сергея ловят успешно – опыт. Жёны и Роман пока тренируются. На обед встаём в красивейшем месте у порога-водопада. Желтые скалы, перекаты с плёсами и двуступенчатый водопад. Ещё поражает отсутствие насекомых. Весь обед вполне комфортно в плавках.

Купание в бурлящих потоках восхищает всех. Сидишь на каменном пороге и опираешься спиной на воду – многоместное массажное кресло в невесомости. И пузырьки щекочут… Отвариваем головы, а потом и саму рыбу – полный котёл – самая наваристая и вкусная хариусная уха готова.

После обеда вновь купание и новый аттракцион – Сергей Баталов замечает стаи пятисантиметровых мальков хариуса, штурмующие водопад. Выпрыгивают на камни, сваливаются обратно и снова прыгают. Некоторые попадают в поток и проходят порог по наиболее пологому ответвлению, а это метра полтора 45 градусного стока воды. Снимаем на видео рыбок под водой, в прыжках и процесс помощи им в преодолении порога – Сергей Баталов перебрасывает в плёс с камней десяток хариусят.

Возвращаемся также с рыбалкой. Интересно, что недалеко от устья Большой Адак промыл перемычку последней излучины и это глинистое ущельице смотрится очень красиво. Фотографирую на его откосе Наталью с Еленой.

Б.Адак Прорыв петли 1

Отсюда виден наш лагерь. Пришли. Итог дня – 26 хариусов не считая отпущенных несковородочного размера. Плавное начало северной рыбалки. День был ветреный и в палатки понадуло песка. Минус всех наших пляжных остановок – песок в салате J. На ужин жареный хариус и клюковка. В Иглу хорошо сидится – любуемся закатом, издеваемся над комарами – их скопления повторяют профиль подставленной к сетке пятерни. Отбой в 23:30.

12 июля. Сплав по Усе от р.Большой Адак до р.Заострённой

Адьзвавом-Футбольное-поле Адьзвавом-Футбольное-поле
Уса Обрывы Уса Обрывы
Заострёнка Лена и Щучка Заострёнка Лена и Щучка

Подъём в 7:00 – солнце поджаривает – все сразу лезут в воду – умывальное купание. На завтрак доедаем жареного хариуса. Выходим в 9:30. В устье Большого Адака стоит большая палатка  с прихожей-столовой. Видимо, рыбаки ушли в верховья. Вторые сутки их нет на берегу. Через 5 км видим белый каменный остров китообразного вида – вытянут вдоль течения. Высаживаемся – красота неописуемая, какая-то космическая. И всё это на фоне интересной облачности на юго-востоке. Неожиданная достопримечательность Усы. Остров выглажен ледоходами, но фактура поверхности бугристо-колотая, узорчатая. Фотографируем, купаемся, ныряя с выступа.  На каменном горбе много цветущего дикого лука – набираем на салат.

В виду деревеньки Адьзвы разливаем коньяк, раздаём шоколад, настраиваем навигатор на отображение широты и ждём четыре тройки: 33 минуты, 33 секунды - Северный Полярный круг. Дружно чокаемся, хотя пересекали его все и не раз, но никто не отмечал, тем более на ходу, на воде, с такой точностью и с таким сервисом. Обходим остров слева и плывем прямо на деревню Адьзвавом. Ветер усилился, волна захлёстывает нашу палубу. Придётся идти дальше вдоль берега. Деревня большая и очень оживлённая. По улицам снуют дети на великах. Мужики строят бани, дома и сараи. Ремонтируют самодельные мотовездеходики. Есть очень разукрашенные домики. Мороженого в магазине нет. Покупаем яблоки. Отплываем от деревни вдоль берега с километр-полтора. Волна не стихает, ветер встречный, поэтому в 13:00 встаём на обед. После обеда посмотрим, как быть. Иду наверх – там верховое болото. Пытаюсь найти связь, но деревня ещё не охвачена мобильной сетью – только домашние телефоны. Попадаются красные грибы. Но все переросшие.

Поле обеда, несмотря на волнение плывём совсем рядом с берегом на вёслах. Через 500м Сергей Буторин вспоминает о своей потере и возвращается пешком за КЛМН, а мы не спеша плывём дальше. Ждём его у родничка. Набираем воды. Сергей прибегает пустым – показалось, что забыл J. Плывем ещё на вёслах 2 км, а дальше уже на моторе, замеряя на мысиках глубину веслом. У берега чуть поспокойнее и мы медленно, но верно идём к цели – в устье Заостренной. На правом берегу видны красивые охряные обрывы. Подмытые кусты продолжают живописно расти у кромки воды.

Только перед островом волны притихли. Понимаем, почему река Заостренная – она впадает в Усу за Островом – Заостровная – было бы на современном языке. Проходим отмель устья на вёслах, и, не спеша, на моторчике подходим к пристани Петровича. Он гостеприимно предлагает чай, усаживает за стол. Живет не один, а с напарником – очень дружелюбным и приветливым молодым человеком. Советует нам не ходить пешком вдоль реки, а подняться на кате. Много гнуса и жарко. Его довод о том, что на моторе можно пройти 10 км убеждает нас плыть. Хотя тропа по суше достаточно набита, недаром я срисовал её с Яндекс-карт безошибочно. Это бывшая дорога, а болота обходятся по тропе. Заказываем у Петровича баню через денёк. Садимся на свой корабль и плывём, выскакивая на мелях. Проходим после впадения Виса ещё пару поворотов и встаём на пляжике на ночёвку. За день по Усе прошли 41,5 км за 7,5 часов (ветер, волны). Но маршрутный план даже перевыполнен – поднялись и по Заостренной 5 км за 1 час.

Оттяжки к Иглу пришиты и ставится она теперь легко и быстро. После долгого ужина с коньячком началась развлекуха. Уже почти собрались спать - 23 часа всё-таки. Но Сергей Буторин решает кинуть блёсенку. Клюёт крупный окунь. Потом ещё. Все хватают спиннинги.  Щучка и язь у Сергея Баталова,  щука у Лены – рекордная для неё - больше кило.Окуни все крупнющие. Причём клёв был прямо у палаток, где мы недавно все покупались. Часть рыбы чистим, часть оставляем живой в садке-водоёмчике, часть отпускаем. Только Наталья без улова – упустила клёв по хозделам.

13 июля - радиалка по р.Заострённая

Заострённая-Медвежий-угол Заострённая-Медвежий-угол
Заострёнка Шарики

С утра клёва нет. Поздравляем Романа с днем варенья. Надуваем шарики, читаем стих. Праздничный завтрак с запеченной рыбой. В 10:30 идем выше, на моторе. Немного рыбачим – начал брать хариус. При обходе мели пострадал болотник Сергея Буторина – зацепило корягой и проткнуло в верхней части. На обеде заклеиваемся. Ловим хариусов. У Сергея Баталова берёт язь. Непременное купание на всех остановках, хотя вода здесь похолоднее, чем в Адаке. Постепенно привыкаем к закалке благодаря жаре. После обеда не спеша поднимаемся. Решаем не упираться до запланированного места лагеря, а встать раньше на удобном, затенённом утром месте, чтобы отоспаться. Три ранних подъёма из-за жары наконец-то научили нас.

Заострёнка Шарики 2

Останавливаемся в 18:00, доплыв до лесных массивов у реки. Повсюду лежбища и следы медведя – хозяина  здешних мест.  Идём рыбачить. Хорошо берёт хариус. Наконец-то и Наталья с уловом. Жарим на ужин три сковородки – праздник. Снова поздравляем Романа в Иглу. Поём переделанную песню.  В заключение при вечернем купании-чистке зубов Роману преподносим сюрприз. Мылим его мыльными пузырями из трёх «стволов» - красиво. Причём шары не лопаются на воде, а плывут красивой чередой.  Для проверки ночного клёва снова берём спиннинги. Я иду до плёса и пересекаю на обратном пути излучину – впечатление, что там паслась стая медведей: вся трава потоптана – лежбища через метр, тропы. Даже страшновато стало. В общем, ночного клёва щуки сегодня не было, но хариус клевал и ночью. День, как всегда, удался.

14 июля - сплав вниз по р. Заострённая, баня у Петровича

Иглу с оттяжками Иглу с оттяжками
Заострёнка-Первый-Хариус Заострёнка-Первый-Хариус
Заострённая Гроза под тентом Заострённая Гроза под тентом
Заострёнка Дом Петровича Заострёнка Дом Петровича
Заострёнка Банька Петровича Заострёнка Банька Петровича

Выше не пойдём, сократим радиалку. Потому просыпаемся не рано, около 8, благо палатки в тени. Доедаем не завтрак вчерашнюю рыбу. Сплавляемся вниз без мотора. Ловим хариуса. Берёт вертушку рекордная за поход щучка - кг на полтора. Делает у ката пару свечек – красиво.   Встаём на обед перед грозой на месте предыдущей клёвой ночёвки. Тут снова Сергей Баталов ловит щучку.  И окунь берёт – значит, всё же здесь место такое. Гроза и ливень весело переживаются под тентом и в Иглу, хотя подержать тент и центральный кол приходится в самый ливень и ветер. С грозой обед затягивается. Выходим в 16:00 и плывем также на веслах, но почти без рыбалки.     После впадения Виса – вода становится мутнее – ржавый Вис прочерчивает тёмную полосу и постепенно перемешивается с прозрачностью Заостренки. Причаливаем к Петровичу. Он приезжает чуть позже параллельно с гостем, который «подлетает» на аэроходе. Петрович предлагает расположиться на лужайке у причала. Затапливает баню, говорит, что через 3 часа будет готова. Предлагаю поколоть дров. Но они топят целыми чурками. Взамен  Анатолий  просит стаскать и уложить у дома напиленные за сараем дрова.     Ставим палатки, иглу, готовим ужин, носим дрова. Ужинаем в Иглу.

Заострёнка Язи Петровича

Ещё прошлым вечером появилась новая напасть – в иглу проникает супермелкая мошка. Вчера он доставала только ноги – сегодня освоила весь объём иглу и немного подпортила ужин. Баня по нашим меркам готова через 2 часа – 90 градусов в парной. Но Петрович топит обычно до 120. Мы идём в «недотопленную».  На полок влезают только двое Наташа и я – такая там жарища. Паримся, купаемся в речке. После баньки пьём коньяк и чай в доме. Лепота.

15 июля - сплав от р.Заострённая до р. Гардиёль. Пешком до скал Шалью

Гардиёль Изба Гардиёль Изба
Шарью Пешком по профилю Шарью Пешком по профилю
Шарью Пришли Шарью Пришли
Хариус Хариус
Шарью Дно Шарью Дно
Шарью-Дымок Шарью-Дымок

Встаём как обычно. Покупаем у Петровича копчёных язей по 40 р. штука. Елена договаривается насчёт медвежьей желчи. Анатолий Петрович не местный житель. Был госрыбаком – заготавливал рыбу на Заостренной сезонно. После распада рыбхоза предложили арендовать реку. Теперь прикипел. Живёт тут круглый год с периодическими выездами домой в Инту. Провожают нас на пристани. В 10:20 отплываем. Ветер снова попутный. Через 40 минут – боковой. Справа видим на высоком холме большой крест. Он установлен на месте женской тюрьмы. Видно, что холмы частично насыпные. Идём на полном газу – сегодня трудовой день – пешая радиалка по профилю до скал Шарью. Проходим 33 км и заходим в устье реки Гардиёль. Вода ржавая – рыба в ней не летует. Останавливаемся у первой избы – слева по ходу в конце первой левой петли. Изба хорошая, свежесрубленная, просторная, обжитая. На стене висит гитара, застелены постели, сушится бельё. Но комаристо и не очень прибрано в округе. Обед тут, как и ночёвка в избе не привлекает ни кого из группы. Осматриваем, как достопримечательность и выплываем из устья к началу профиля. Пока готовится обед, я разведываю профиль, Сергей Баталов рыбачит в устье. В травке у берега он находит щучек. 4 штуки – хороший ужин, но придётся тащить по профилю.

В радиалку берём продуктов на 2 дня и 2 палатки вместо трёх – слегка уплотняемся для облегчения груза. Остальное оставляем в кустах в полиэтиленовых мешках. Выходим на профиль в 17:00. В начале пересекаем три небольших болотца. Все разные – крупная осока, мелкая зелень, мох. Идём в броднях, но Роман в кроссовках, переобуваясь в сапоги перед болотцами, так как ещё  на Адаке натёр ногу – бродни чуть маловаты.       Попадается морошка, начинающая синеть голубика и черника. Для группы такой переход оказался несколько неожиданным, хотя маршрут я высылал всем. Но, хотя профиль и подзарос на перегибах березником,  тропа просматривается везде и довольно твердая, за исключением болот.   Идём не спеша, но без больших привалов и без перекусов. Все скинули с лиц сетки (душновато), отмахиваются от гнуса и вентилируются веточками или сидяшками. Посередине пути радует пара морошковых болотц. Немного пасёмся на них. Попадаются сыроежки и молодые красные грибы. Набираем понемногу пакетик. Ближе к концу пути пара тяжёленьких препятствий – поляна, заросшая крупным ерником (карликовая березка) и длинное топкое болото. Но всё преодолевается и в 21:30 мы видим в профиле дымку речного ущелья. Встаём на ночёвку прямо у окончания профиля и лезем в прохладную речку – блаженство неописуемое. Пока готовим щуку в майонезе, прямо у палаток начинаем ловить хариуса – плещется непрерывно – берёт блесну уверенно. Наловили на утро. Все, и женщины, и Роман приняли участие в вылове квоты на завтрак.. Грибы так и не пригодились. Ужин в Иглу не может подпортить даже мелкая мошка. Река радует красотой и рыбностью, да и с устатка мы применяем двойную дозу коньяка.
16 июля - пешая радиалка на скалы Шарью с рыбалкой

Шарью Хариуса отпустил Шарью Хариуса отпустил
Шарью шмели Шарью шмели
Шарью-Аэроход Шарью-Аэроход
Шарью Окно (2) Шарью Окно (2)
Шарью Окно арка Мамонт Шарью Окно арка Мамонт
Шарью Обед из грота2 Шарью Обед из грота2
Шарью Обед1 Шарью Обед1
Шарью Скалы Шарью Скалы

Вот и кульминация похода - радиалка-рыбалка и осмотр красивых скал Шарью. Съедаем каше-хариусный завтрак и в 9:40 уходим налегке вдоль реки. В рюкзачках фотоаппаратура и пара котлов для обеда. В начале пути всех поражает цветущий луг. Оазис мощных цветов, скрывающих нас по плечи и это в Приполярье. Дальше переходим на левый берег и идем ближе к руслу, иногда закидывая блёсенки.  Всех пойманных по пути хариусов отпускаем. Уже наловчились отцеплять их довольно быстро и безболезненно. На уху будем ловить непосредственно перед обедом.

Ещё до устья Дурной начинаются скалы. Преодолеваем светлые скальные выходы  При подходе к устью нас догоняет аэроход на воздушной подушке. Встают у устья и начинают рыбачить нахлыстом.  Поклёвок нет – видимо, шум мотора подраспугал хариусов. Собаки с лаем переплывают на наш берег, дружелюбно приветствуют и сопровождают нас. Идём дальше и в обмелевшей прогретой протоке устраиваем массовое купание с видеосъёмкой.

Скалы всё выше слева и справа. На лужайках у реки цветут васильки и на каждом огромное количество шмелей до 8 штук на одном цветке – где ещё такое увидишь и сфотографируешь. Периодически пьём ледяную воду из родников. Мощные струи бьют  из-под земли – почти гейзеры.  К обеду в 13:00 подходим к Нижним воротам – скальные прижимы с двух сторон, и на нашем берегу прижим непроходим. Здесь, в глубоком омуте, любуемся косяками некрупных хариусов. Сопровождают блесну, но не трогают. Возвращаться на перекат лень и мы штурмуем ворота сверху.

Шарью Над воротами

Наверху  открывается отличный величественный вид в обе стороны реки. Скалы ворот поставлены абсолютно вертикально. Редкий случай такого разворота осадочный пород на 90 градусов.  Такая картина наблюдается по всей реке. Отсюда множество отвесных стен и плоских построений, напоминающих искусственные сооружения. На отвесных скалах выше ворот чётко просматривается гигантская морда льва. Здесь стоит побывать!

Спускаемся по кулуару на другую строну ворот и у ближайшего переката встаём на обед. Журчит перекат, вокруг отвесные скалы, Ели нависают над обрывами. Опять встаём в красивейшем месте реки. Минут за 10 «достаём» из реки десяток хариусов на обед. Полный котелок рыбы отвариваем в ключевой воде – вот и вкуснейшая уха из хариусов. Забираюсь в грот и на скалы правого берега. Здесь открываются новые красивые виды. Купаемся, обедаем. Подходит мужчина с мальчиком и собаками с аэрохода – идут с удочками выше. Что-то далеко прошли, а в рюкзаке пустовато. Может, тоже отпускают. Спрашиваем про скалы Шпиль и Окно – они недалеко за поворотом.
Шарью Шпиль

После обеда без спиннингов и котлов, только с фотоаппаратами, идём дальше посмотреть на любопытные скалы – конечную цель радиалки. Не спеша проходим под Шпилем. Со всех точек он разный. То грозный зверь, то острый пик, то рыба. Наконец, за деревьями видим долгожданное Окно.

Шарью Окно арка Мамонт
    Охряно-серый вертикально поставленный осадочный слой причудливо выветрился и образовал золочёную арку-мамонта. Красиво смотрится со всех сторон. Забираемся к нему фотографируемся и лезем выше. На самом верху с обрыва открывается отличный вид на зелёные таёжные холмы. И тут же обнаруживаем местрождение зрелой голубики. В красивейшем месте набираем литр ягод на компот J. Пора и обратно. Внизу на каменистом пляжике река дарит нам
Шарью Гвоздики под Окном
букет гвоздик. Специально иду другим берегом. Другие виды, другой Шпиль.     Оказывается, ходить пешком по перекатистой реке легко и интересно. В Нижних воротах в омуте с хариусами снова купаемся, чувствуя себя мленькими рыбками под огромными нависающими скалами.     Спиннинги опять в руках и теперь мы закидываем их почаще с чисто спортивным интересом. Когда прохожу мимо ключей, то в вечернем свете замечаю над рекой лёгкий туман. Это эффект ледяной ключевой воды, вливающейся в реку большой массой. Берём только самых крупных хариусов в пределах квоты - пару на человека. Специально открываю счёт обратной дороги  – 33 отпущенных хариуса, не мелких, пойманных на вертушку тройку. И это почти на ходу.  Интересно выманивать хариусов из лопушника на узких быстрых протоках. Возвращаемся к лагерю в 21:00, намотав по навигатору 17,5 км. Жарим  хариуса, ужинаем, кормим в Иглу мелкую мошку. Останавливаем пролетающий вниз аэроход – просим соли, чтобы заготовить завтра десяток хариусов к ужину. Дают целую пачку. Отсыпаем немного, а остальное добавляем в заначку, найденную под крайней елью. Теперь там сухари, сахар и соль – можно жить неделю.
17 июля - пешком по профилю р.Шарью - р Уса.

Шарью-Профиль-Чай-цвета-кофе- Шарью-Профиль-Чай-цвета-кофе-

С утра сборы, завтрак, потом рыбалка 15 минут. Ловим хариуса на завершающий поход праздничный ужин. В 9:40, накупавшись на прощание, выходим на профиль. Пока, гостеприимная река Шарью! Дорогой подкармливаемся подозревшей голубикой, черникой и морошкой.

Шарью Привал на профиле

Делаем посредине пути перед ручьем на ягельной полянке капитальный перекус с чаем. Жара смягчается лёгким ветерком и облачностью. Все молодцы. Никто не скис. Немного проскакиваем отворот с профиля и выходим в 16:00 чуть ниже лагеря. Долгое купание в тёплой воде Усы. Штиль полный – это хорошо – поплывём комфортно. Сергей Баталов ловит и отпускает пару щучек – проверка клёва.

Уса гладь

В 18:30 грузимся на кат и по полному штилю в лучах заката идём на моторе 1:20. Зеркальная Уса предстаёт перед нами во всей красе. Вода так прозрачна, что мели можно не замерять – всё видно на глаз. Проходим мимо широкого устья Большой Макарихи. В километре от устья на левом берегу речки видны дома деревни Макариха. Встаём в устье ручья Кушшор.  Пробуем клёв. У меня берёт крупненький язь. Палатку ставлю в тени кустов. Солнце не покидает нас весь поход. Праздничный ужин с коньяком и жареным хариусом.

18 июля - сплав от р. Кушшор до Усинского моста на р.Уса

18 июля. На завтрак запекаем двух язей и щурёнка – три рыбака отметили завершение похода. Рыбу не доедаем, поднаелись уже – остаётся на поезд. В 9:20 выходим. Снова полный штиль. Уса в дымке. Красивые облака и берега контрастно отражаются в воде. Через 1,5 часа встаём на острове Баганди напротив реки Баган. Видиосъёмки купания, рыбалка. Стою на коряге и ноги облепляет рыбий малёк – пилинг почище таиландского. Такое случалось почти весь поход, но здесь уж очень плотная стая собралась в коряжнике. Мелкий окунь провожает блесну стаями, выпрыгивает за ней из воды. Неожиданно на тройку берёт совсем мелкий подъязок – с ладошку.

Уса мост 1

Снимаемся, выплываем из-за острова Табликади и видим мост. Его масштабы впечатляют. Он ровно отражается в зеркальной воде. Ещё несколько километров красивой штилевой Усы и мы причаливаем почти под мостом. Ура! Поход удался.

Уса Мост финиш

Сушимся, складываемся, обедаем! Прощальные забросы блёсен. Всё. У всех билеты куплены от Разъезда 81КМ. В 17:40 поезд в Усинск – провожают меня и Романа. Я завтра лечу вертолётом на вахту, Роман самолётом в Москву на работу. В 20:40 отправляются в Киров остальные. Загружаются удачно в свой вагон – разведка в моём лице доложила с точностью до метра, где будет тамбур вагона и проводник предупреждён.

Уса Мост - Домой

При базировании на насыпи надо иметь в виду, что тепловоз и первый вагон заезжают на Усинский мост, а дальше отсчитываем на каждый вагон по 26,5 метров.

Ссылка на видеоролик по походу:
 В заключение выражаю благодарность за помощь в планировании похода усинским туристам Владимиру Бахмутенко и Леониду Скальскому, которыё искренне любят свой край и популяризируют в нём туризм.
Выводы

По маршруту: Насыщенный, разнообразный маршрут с хорошей ежедневной рыбалкой и достопримечательностями. Пеших вылазок с ночёвками достаточно одной на поход. Две таких радиалки было бы напряжно. С учетом этого надо увеличивать время похода дня на три, чтобы пройти на катамаране по Заостренной до скал и полностью насладиться там рыбалкой.

По времени похода: Попав сюда в это жаркое время,  мы получили ряд плюсов – тёплая вода и хорошая погода. Низкая вода при пеших радиалках тоже плюс – реки становятся более проходимы по руслу. Грибы при  желании можно было набирать, но они как-то не шли при обилии рыбы. Ягоды для компотов тоже имелись. Гнус и жара при хорошей экипировке вполне переживаемы. Исключением была мелкая мошка во второй половине похода, но это явление на частое (За 10 лет работы на Севере с таким вылетом столкнулся впервые)

По дополнительному снаряжению: в это «гнусное» и жаркое время незаменима сетка-пирамида – Иглу по нашему. Завтрак обед и ужин с посиделками в ней вполне комфортны. Также в жару оправдали себя сеточные куртки. Фольга для приготовления не попавшей в сковородку или котёл рыбы очень пригодилась, но рулон фольги надо беречь от влаги – подмоченная фольга через недельку коррозирует, сереет и ломается.

По мотору: 4-тактник 2,5 оптимален для туристского катамарана. На полном газу достигается комфортная максимальная скорость. Опыт путешествий с мотором 3,5 показывает, что больше трети газа жать нет смысла – зад ката зарывается в воду. Излишняя мощность  - лишние 5 кг груза.

По бензину: 4-тактник 2,5 ест на полном газу 1 литр в час. Средняя скорость по течению – 10 км/ч.  Мы потратили 17 литров. Прошли 200 км. Три  литра сэкономлены на волне, где шли не на полном газе, а также на рыбалке дорожкой.

По катамарану: надо сделать почти герметичную тентовую палубу, то есть к натягиваемому крепкими верёвками тенту пришить по периметру юбку, которую после основного натяжения тента будем привязывать уже вплотную к каркасу более тонкой верёвкой.  Если добавить впереди козырёк, выступающий до начала гондол, то это поможет избежать сырости на кате в любую волну и увеличит скорость сплава.

Про отпускание хариуса:  Имея 10-летний опыт ловли хариуса на очень мелких ручьях, которые просматриваются практически полностью, уверен, что отпущенный хариус в большинстве выживает. Щук там не наблюдал и трупиков отпущенной мелочи тоже.
       При обилии рыбы в подобном походе и соответственно частом отпускании важно минимизировать травмы хариуса при ловле. Тонкие перчатки на руках будут всегда слегка мокрыми и сведут к минимуму термоожоги. Также надо не лениться и при возможности наклоняться, чтобы отцеплять рыбу в воде.
Коми-словарик. Топонимика

Для прояснения названий рек, ручьев, озёр и т.д., встречающихся на маршруте приведу маленький словарик коми.

Вож – приток,  шор – ручей, ю – небольшая река, ёль – лесная речка, ва - большая река, вис – протока, соединяющая озеро с рекой, вом – устье, йыл – исток, ты – озеро, ди – остров, шар – пролив, ка – гора, из – камень, кол – рыба, ком – хариус, кос – порог, б?ж - нижняя часть острова, косы по течению реки, адак  - глубокий омут между высокими берегами.

Из  источника А. И. Туркин. Топонимический словарь Коми АССР.

Уса (Усва), прав. приток Печоры. Дл. 565 км. Берет начало на СЗ склонах Приполярного Урала в районе примыкания хр. Пай-Хой и образуется от слияния двух горных речек: Малой Усы (Ич?т Усва), вытекающей из оз. Усваты (83 км) и Большой Усы (Ыджыд Усва), которая также вытекает из небольшого озерка (98 км). На картах 1846 — Уса или Сабреяга, 1932 — Усва (Сабрей-яга) По-ненецки Уса называется Сабрей-яга, ср. ненец. сабряв «глубокий» и яха «река».

Адзьва (Адзва), д., Интинский горсовет. Расположена на прав. берегу Усы, в трех верстах выше впадения в нее р. Адзьва (Адзва), прав. притока Усы. Дл. 385 км. Основали деревню в 1865 отец и сын Беляевы из Ижмы. В старом названии Лар Вань Иг отражено имя одного из основателей Игнатия Ивановича Беляева (29). Деревня названа по реке: коми адз «пойма (реки)», ва «вода, река». Адзва «луговая, пойменная река». По берегам Адзвы превосходные пастбища, покрытые мхами, на которых пасутся тысячи оленей. Ненецкое название р. Адзьва — Хирмор, Хырмор; на карте 1932 — Адзьва (Хыр-Мор).

Адзьвавом, с., Интинский горсовет. Расположено на прав. берегу Усы, в двух верстах ниже от впадения в нее р. Адзьва: коми вом «устье». Адзьвавом «устье р. Адзьва». Село возникло в 1880 (29). На карте 1932 — Герусовета (Адзьва-вом).

Заострённая, лев. приток Усы. Дл. 53 км. Впадает через протоку, которая отделяет от материка о-в Меркушді или Заостренный ді. В дневнике И.Лепехина — Заостровная. На карте 1932 устье реки - Заостренныйю вом. Местное население называет реку Заостровная: заостровка «рукав, отделенный от русла реки островом; рукав, впадающий в свою же реку». Изменению названия, способствовали заостренные концы острова.

Макариха (Макарихавом), деревня в Усинском р-не. Расположена на лев. берегу р. Большая Макариха, впадающей в Усу с прав. стороны в версте от устья. Дл.реки 142 км. Основана в 1860 (29). Раньше деревня называлась Усть-Макариха (ср. коми Макарихавом). Большая Макариха вытекает из оз. Макарихаты в районе хр. Писье-хой. Иха — суффикс, который указывает на расселение старообрядческого населения. Большая Макариха носят название Макарихащелья (рус. щелья «обрывистый берег реки; яр, мыс

Поэтический десерт

По Усе

Зеркало, раскрашенное синью,
Раздробил рождённый тучкой бриз.
Постигая глубь и ширь России,
По Усе идём в поход-круиз.

В ширину – простор до километра,
Вдоль излучин - неоглядна даль.
Хорошо с попутным свежим ветром
Разрезать синеющую сталь.

Любо нам смотреть под шум мотора
На охряный берег, на леса.
Здесь с душой от долгого простора
Целый день творятся чудеса.

Пляж3
Здесь заряд спокойствия и силы,
Как лекарство от любых кручин.
В этот день мы всех за всё простили,
Счастливы без видимых причин.

Снова пляж – купанию раздолье,
В этом – новой бодрости запал.
Здесь песок и тот раскинут вольно –
За волной – волна, за валом – вал.

Пусть поднимет ветер выше волны,
Даст река у берега пройти.
И под вечер ясно – это воля,
Воля
         Очень доброго
                                   Пути.

Скалы Адак

1. Почему-то на месте священном
  2. Камни светятся очень тепло,
  3. И с подъёмом меня постепенно
  4. Обнимает простор над скалой.
  6. Адак скалы к солнцу
    Свет реки брошен к солнцу дорогой,
  7. А останцы – при входе столпы.
  8. Сила - в их очертаниях строгих,
  9. А любовь – у подножья цветы.
  10.
  11. Средь камней розовеют, не вянут,
  12. Продолжая и ночью светить.
  13. На вершине – святая поляна.
  14. Знали предки, где силу молить.
  15.
  16. Знали точно, где стать на привале
  17. В путешествиях дальних, лихих.
  18. Разных скал на Урале немало,
  19. Только нет одиноких таких.
  20.
  21.             Порог на Адаке
  22.
  23. Много порогов на свете,
  24. Б.Адак Порог и мы
    Созданных горной рекой.
  25. В рай я доставил бы этот,
  26. Тёплый, уютный такой.
  27.
  28. Слив, так зеркально упавший
  29. В пенный бурлящий котёл.
  30. Низ бурунами украшен,
  31. Льётся за каменный стол.
  32.
  33. Сверху - висим, будто в кресле,
  34. Давим на воду спиной.
  35. Ниже - летим, но на месте,
  36. В воду нырнув с головой.
  37.
  38. Дальше зашли - пузырьками
  39. Гладит подводный массаж.
  40. Радостей полная гамма,
  41. Гнус нам не портит кураж.
  42.
  43.                Белый остров
  44.
  45. Выточен рекою этот остов,
  46. Наш поклон её большой руке.
  47. Мы его назвали Белый остров,
  48. Белый кит на голубой реке.
  49.
  50. Уса Белый остров
    Скал таких не видели в округе,
  51. Знать она древнее, чем Урал.
  52. Над рекою выгнувшись упруго,
  53. Прыгнул кит и навсегда упал.
  54.
  55. Не похож на мрамор камень этот,
  56. Он потвёрже, но и не гранит.
  57. Древних гор чистейшим приветом
  58. Посреди реки сей кит стоит.
  59.
  60. По спине гуляем осторожно,
  61. Собираем древний дикий лук.
  62. Взять на память камушек здесь сложно
  63. Скульптор-лёд зачистил всё округ.
  64.
  65. Сил земли и времени величье.
  66. Лёд, вода, да камень, да ветра
  67. Потрудились вместе на отлично.
  68. Жаль, что нам сходить с кита пора.

1. На скалах Шарью
  3. Мы в этот край пришли издалека,
  4. Взглянуть, как здесь весёлая река
  5. Пробила скалы, вставшие отвесно.
  6. Нам вверх на них забраться интересно
  7. И рассмотреть с орлиной высоты
  8. Изгиб реки вселенской красоты,
  9. Шарью С Ниж.ворот вниз
    Громады скал в причёсках стройных елей.
  10. Мы наверху все будто полетели.
  11. В крутом ущелье стиснуты века.
  12. И видно нам - точила грунт река,
  13. За веком век с хребтом растущим споря
  14. В стремленьи вечном к северному морю,
  15. Пусть раскрошились горные массивы,
  16. Но кости их  и в старости красивы.
  17. Гор древний дух витает вместе с нами
  18. Над круглыми речными валунами.
  19. Всё облетев, мы спустимся к реке,
  20. Умоемся в хрустальном роднике,
  21. И нам сюда захочется вернуться,
  22. Чтоб снова в чистый воздух окунуться,
  23. Чтоб посмотреть на скалы над рекой,
  24. Пусть в этот край добраться нелегко.
  25.
  26.             К хариусу
  27.
    Шарью Хариус СБ
  28. Серо-зелёная стрела
  29. В бордово-красном опереньи,
  30. Здесь две стихии жизнь свела,
  31. Чтобы прервать твоё паренье.
  32.
  33. Рывок и серебром блестит
  34. Челнок, дотоле незаметный.
  35. Натянут шнур, струной звенит -
  36. Ведь ты пловец великолепный.
  37.
  38. Но - берег и финальный взмах.
  39. Река свой слиток отпустила.
  40. Не удержать тебя в руках.
  41. Стремясь к воде с упругой силой,
  42.
  43. Не зря ты воздух бьёшь хвостом,
  44. Путь жабры сохнут, нет опоры.
  45. Миг страха – и вернёшься в дом,
  46. Но клюнешь на блесну не скоро.