На краю Европы: автотур по юго-западной окраине - вдоль побережья Атлантического океана, 700 км за четыре дня
Эвора - Алькачовас - Грандола - Мелидес - Сант Андрэ -Синеш - Одельмира - Сагреш - Лагуш - Фаро - Тавира - Монте Гардо - Сант Антонио - Кастро Марим - Мертула - Серпа - Бежа - Эвора

Общее впечатление

Португалия в январе - это зеленая страна с яркими плюшевыми  пастбищами и кудрявыми холмами.
На пастбищах как крошки серого хлеба на яркой зеленой  скатерти "рассыпаны" овцы или коровы.
А поля, виноградники, молодые сады с белыми столбиками-опорами  напоминают национальные домотканые коврики-дорожки - красновато-глиняного, бежевого или салатового цвета (в зависимости от почвы и всходов), - с "узелками" немногочисленных камней-валунов.
Португалия хорошо пахнет - твердым горящим деревом в прохладной центральной части, эвкалиптами из оврагов, соснами на западном побережье. Запах моря наиболее отчетлив у нагретых солнцем южных лагун.
На западном побережье океана  мы любовались  скалами и дюнами, на границе с Испанией, в русле Гуадианы - крутыми  холмами. А внутри страны ландшафты сглажены - это наверно результат не только работы стихий но и многовекового труда крестьян. Южное побережье славится роскошными  пляжами.
Повсюду роскошно, жирно желтеют цветущие  полянки сородича нашей кислицы (заячьей капусты).\, но с более крупными листочками.
Во влажных тенистых  ущельях и оврагах буйствуют эвкалипты  - их аромат забирается в машину и сопровождает нас в пути. Неплохая ароматерапия!
На крышах, на столбах вдоль дороги обитают многочисленные аисты, по полям бродят цапли.
Местами совершенно пасторальный пейзаж разнообразят современные ветряные мельницы.
Домики однотипны - приземистые, белые с красными  черепичными крышами,  а окна и двери  нередко очерчены яркой краской - преимущественно синей или  желтой, это  вроде бы от какого-то сглазу средство.
Домики рассыпаны по полям или собираются в группу - образуя городки.
Сельские усадьбы обозначены на съезде с шоссе каменными арками - о, так это же настоящие фазенды!
А белые провинциальные городки кажутся мне похожими - (наверно, от обилия сладостей, которыми нас потчевала гостеприимная Паула в пансионе Роял в Лиссабоне и которые я не смогла съесть, а теперь вспоминаю с тоской), -  на облитые белой глазурью или взбитыми сливками многоярусные торты с оранжевыми крышами-марципанами и торчащими вафельками-крепостными башнями.
Дороги прекрасные и пустые, иногда попадаются велосипедисты - преимущественно на электрических велосипедах.
Короче - эх, жизня!
Дождливая Эвора

Дождливая Эвора Дождливая Эвора
Керамика Керамика
Что-то древнее Что-то древнее
Римские развалины Римские развалины
В музее эворы В музее эворы
Эвора. В парке Эвора. В парке
Dk1_0039mini Dk1_0039mini
Dk1_0040mini Dk1_0040mini
Dk1_0044mini Dk1_0044mini
Машину напрокат Машину напрокат
Эвора встретила нас проливным дождем.
Мы приехали  сюда 4 января  из Лиссабона  поездом  -  отправление по субботам из StEte Rios (метро Зоосад) в 10-04, билет туда и обратно стоит 19,7 евро, - и  были приятно удивлены  аккуратной станцией, запахом горящего твердого дерева в презентабельном холле отеля Дон Фернандо, а также ценой за отличный номер с видом на бассейн - 45 евро за двоих.
Этот приятный запах  горящего дерева  витал в течение всего нашего пребывания в этом прибранном, уютном городе, находящимся под охраной ЮНЕСКО.
Прекрасные мостовые позволяют  избегать луж, а вдоль улиц ведет крытая торговая галерея. Зонтики не работают - порывы ветра ломают их нещадно. Но что нам, туристам, скажите дождь - да еще теплый! Главное - нет толп и пробок, мандариновые деревья светятся плодами, интересностей архитектурных уйма и вообще замечательный город.
Опять же хорошим средством для борьбы с сыростью  служит портвейн.  Здесь в дегустационном зале мы купили не только уже распробованный нами и предпочитаемый белый Портвейн, но также экстра драй. Хотя продавец и скептически пожимала плечами и говорила, что в Португалии пьют сладкий, красный.
Вот такие виды мы пробовали: Porto White/Branco, Ruby, Tawny, White extra dry .
Для справки:
Портвейны  Tawny  (рыжевато-коричневый, тёмно-жёлтый) производятся из красных сортов винограда;  выдерживаются в дубовых бочках по методу , подвергаясь постепенному окислению и испарению. Их цвет в результате изменяется на золотисто-коричневый, а долгий контакт с деревом даёт ореховые тона во вкусе.
Porto White/Branco (по порт. branco — белый) — производятся исключительно из белых сортов винограда и выдерживаются в огромных дубовых бочках (чанах) объёмом 20.000 и более литров.  Это молодые вина с выраженным фруктовым вкусом. Они являются единственным типом портвейна, официально отличающимся по содержанию сахара: производятся сухие, полусухие и сладкие белые портвейны. Но это вино по своей природе обязательно содержит определённое, пусть и малое, количество сахара, поэтому даже «сухие белые», строго говоря, абсолютно сухими не являются.
Ruby и Ruby Reserve - это самые молодые купажированные красные портвейны, выдержанные минимальный положенный срок в дубовых бочках перед бутилированием, названы так за свой яркий глубокий рубиновый цвет. За счёт минимального технологического вмешательства портвейн сохраняет первоначальный стиль, сочный, мощный и фруктовый характер. Развивается в бутылке после разлива. Reserve - это вино более высокого качества (выдержанное).
А вечером мы попали в ресторан, встроенный в древнюю римскую стену,  и отведали вкуснющее  мясо (не антрекот, а ентрекот - как уточнила официантка она же по видимому и хозяйка)  - говяжьи ребрышки в красном вине.
На следующий день дождь продолжался вплоть до того, как мы после прогулки по городу с  посещением музея направились к оговоренному по интернету времени (14 часов) брать машину напрокат - возле супермаркета Континент, где нас поджидал обаятельный Мануэль. Мы вручили ваучер бронирования, осмотрели машину, немного поспорили насчет документального оформления и прыгнули в салон. "Дверцы хлоп - молодость вернулась!".
( для справки: цена проката 38,02 евро на 4 дня)
Адиос, Эвора!

На дамбе На дамбе
Dk1_0087mini Dk1_0087mini
Dk1_0090mini Dk1_0090mini
Колеса крутятся, солнышко светит, вокруг все зеленеет и названия на указателях какие-то убеждающие:Алкочовас, Алкосер ду Соль - правильной дорогой идем, товарищи! Все вместе это называется Алентежу и по холмам этого района,  мимо города Грандола, около Мелидеса мы выезжаем к океану в поисках ночлега в кемпиносе.
По пути, стараясь избегать больших дорог (едем по шоссе 380, потом кусочек по шоссе 2, потом вовсе по региональной дороге),  мы  посетили городок Торайо, заехали на дамбу/водохранилище Vale do Gaio.  Пейзажи живописные, картинки пасторальные - с овцами, коровами.  Это центр производства пробки и мы проезжаем через рощи пробковых деревьев  с красными ободранными стволами. На стволах видны большие цифры - это метки, так как пробку снимают по четкому графику, раз в 8 лет.
После Грандолы дорога долго петляет по ущелью реки Саду,  появляются сосновые боры.  На стоянке у кемпинга (первый после Мелидес съезд к океану, направо) мы надолго запустили в машину бодрящий запах эвкалиптов и сосен.  Но здесь почему-то на одну ночь не селят, в другом кемпинге (следующий съезд с шоссе) нет белья, нужны свои спальники и, отказавшись  от предложения  частных квартир, мы катим дальше в поисках отеля - до него вроде 10 минут на машине.
Но в ново отстроенном курортном городке Сан Андре по зеленому указателю "отель" мы совершаем несколько замкнутых кругов и спасаемся, вывернув на основную дорогу в сторону Синеша.  Здесь уже в полной темноте (досадно,  закат по традиции хотелось бы отметить!), по подсказке работников автостанции - "после второго круга, за милицией будут три отеля", мы бросаем чемоданы в первом же из них (Razidencial Buzio, 40 евро на двоих с завтраком) - увидев топящийся камин и учуяв все тот же чудесный запах горящего твердого дерева.
У этого камина мы быстро организовали перекус с дегустацией белого портвейна  - по-моему мы в отеле единственные посетители!, - и потом отправились на экскурсию.
В путеводителях о Синеше отзывы странные, отмечается его промышленность, трубы и др. А мы  поражены роскошной набережной, которая хотя еще не достроена, но будет украшена пальмовым променадом и др. атрибутами фешенебельности. Здания в старом городе, расположенном на скале над рыбачьей гаванью,  в таком же идеально отреставрированном состоянии, как и в Эворе - вот куда идут бюджетные деньги, а не на астрономические зарплаты чиновникам.  Мостовые красиво расчерчены разными орнаментами.  Памятник Васко-да-Гама под стеной крепости задумчиво смотрит в океан. Чудный городок!
Утром - бон диа, Синеш!  - мы фотографируем все примеченные накануне достопримечательности,  посещаем крепость, любуемся напоследок набережной и заливом с синими лодочками и стартуем дальше.
Купаться-купаться!

В пригороде Синеша В пригороде Синеша
Dk1_0099mini Dk1_0099mini
Буйствует портулак Буйствует портулак
Удалось выбраться Удалось выбраться
Рыбачья бухта Рыбачья бухта
Заросли эвкалиптов в оврагах Заросли эвкалиптов в оврагах
Вид на Алежур Вид на Алежур
Природный парк Природный парк
Dk1_0102mini Dk1_0102mini
Беспечность Беспечность
Dk1_0122mini Dk1_0122mini
Ресторан в деревне Порто де баркас Ресторан в деревне Порто де баркас
Dk1_0153mini Dk1_0153mini
Алежур Алежур
Из Синеша мы следуем по описанию маршрута №2 из Полиглота " через рощи пробковых дубов и поля Западного Алентежу к туристской суете Алгарви" - по шоссе 120. Не терпится попробовать океан на зуб/ язык/нос - то бишь искупаться.  Сворачиваем к океану по дорожке сразу за Синешем - не смущаясь промышленным пейзажем - гигантские башни для очистки масла, трубы нефтеперерабатывающих заводов и т.д. Вода соленая, но купаться не стоит.
Дальше трубы остаются позади, появляется надпись - национальный парк -  скалы покрыты  плотным ковром мелких маргариток и  поражают разноцветьем  камней. Буйствует портулак с желтыми и бордовыми цветами.
Заезжаем почти во все бухты. Океан коварен - чуть помедлишь, захлестывает   и не как море - по щиколотки, а гораздо выше, приходится резво скакать вверх на скалы - если есть такая возможность.
Проезжаем Рorto Covo, Ilha do Pessegueiro, Almograve, дивимся природными и рукотворными достопримечательностями - ветра надули грандиозные дюны,  люди понастроили крепостей, а землетрясения все это подправили на свой вкус....
Пообедали мы в ресторане рыбацкой деревушки Porto das Barcas. В этой деревушке  есть специальная бухта с причалом для рыболовецких судов, разложены всякие снасти - вроде наших "морда".  Накормили нас похлебкой (stew) с кальмарами - с кусочками сухарей, типа тюря. Купаться  не приходится - пасмурно, неуютно.
Солнце выглянуло ближе к закату - проявив все прелести пейзажа с показавшимся вдалеке городком  Aljezur.  Очень милое место,  местные  старички прогуливаются, а один  задержался,  работая на ближнем поле, по которому  бродят с десяток цапель.
Заманчиво виднеется надпись Хостел  -  памятуя наши вчерашние долгие поиски ночлега  хочу туда заглянуть. Но Игорь рулит к крепости, и машина на удивление благополучно преодолевает о-очень крутой подъем.
Съезжаем мы уже в другую сторону, немного петляем и выбираем цель - на Сагреш через Вила до Биспо.   Вроде  к закату должны успеть. Но расстояния на этой  очень красивой, но не главной дороге не указаны, она отчаянно петляет вдоль русла реки. Поэтому закат мы встречает на колесах, и до цели еще совсем не рукой подать. Гористость пейзажа на мысу постепенно сглаживается - он как язык  из пасти великана высунут в океан. Скоротать кажущуюся бесконечность пути помогает образное представление себя на этой точке карты - справа океан, слева залив, переходящий в соседней Испании в любимое нами Средиземное море.
К форту Сагреша мы подъезжаем почти в кромешной темноте, форт закрылся перед нашим носом -  но мы заглянули внутрь, увидели маяк - считай побывали на самом краю Европы!  Океан бушует - в бухте вода как будто  кипит,  волны поднимаются вровень с башней крепости. Только наутро в новостях мы увидели и узнали, что это совсем не обычная картина, а какой-то совершенно небывалый шторм, который (уже после нашего отъезда) совсем разгулялся и залил все набережные, смыв ресторанчики. И смс-ки пошли нам - близкие разволновались!
P.S. Искупаться пока не удалось ни разу, нигде....

Вдоль южного побережья - с запада на восток

В Лагуше В Лагуше
Площадь  Республики Площадь Республики
Dk1_0030min Dk1_0030min
Dk1_0039min Dk1_0039min
Dk1_0043min Dk1_0043min
Dk1_0051min Dk1_0051min
Dk1_0055min Dk1_0055min
Там же, но утром Там же, но утром
Dk1_0004min Dk1_0004min
На набережной в Лагоше На набережной в Лагоше
Dk1_0031min Dk1_0031min
Dk1_0041mini Dk1_0041mini
Мостовые Мостовые
Отобедав... Отобедав...
Фару Фару
Dk1_0065min Dk1_0065min
К Лагушу, намеченном как  место ночлега, мы приехали поздно, немного поблукали по указателям "Центр" и заселились в приятный отель с гаражом  MonteMar - в пяти-десяти  минутах ходьбы к старому городу. Но это уже программа назавтра - боа нойте/ то бишь спокойной ночи!
Наутро  мы бродили по Лагушу - чистенький старый город за крепостной стеной, мостовые на каждой улице со своим орнаментом, величественная площадь Республики (на ней оказывается был первый аукцион рабов - в 1443г.). Здесь просторная парковка спрятана на нижнем уровне под плоской коричневой крышей, служащей  площадкой   для ресторанов и др. тусни. В целом, все современные архитектурные решения в Португалии очень гармонично соседствуют со стариной - не противостоят, не давят.
В 12 часов мы выселились из гостиницы и подъехали к крепостной стене, чтобы еще побродить по городу.
Вдоль стены растут цитрусовые - и плодоносят и цветут одновременно.  Ароматные и сочные мандарины  вполне съедобны вопреки опасениям!
Пообедали на улице, привлеченный игрой саксофониста - два супа и одна порция трески на двоих.
А вот на  пляж ( в пяти минутах от отеля) почему-то не заехали!
Но зато основательно закупились в Лидле!
По дороге дальше  - на Фаро -  мы вылетели на скоростную и платную магистраль. Едется замечательно, но не интересно -  к тому же беспокоит где и как надо будет это оплачивать (суммы небольшие - вывешены на больших щитах, проезжая мимо которых наша машинка попискивает - видимо какой-то датчик\счетчик установлен). Поэтому  при первой возможности мы с нее съехали.
Город Фаро окружен цитрусовыми садами и отличается  интенсивным движением на дорогах уже при подъезде и многолюдьем. Мы оставили машину (запоминаю - улица Педро - чтобы найти и высотное оранжевое здание, а также собор невдалеке).  Повсюду указана платность парковок (с 9 утра до 7 вечера) - опять неясность с  оплатой.
Город деловой:  много магазинов, пешеходные зоны, между вокзалом и крепостью - величественная главная площадь (Jardin Manuel Bivar) с администратичными зданиями и охранниками. Перед площадью исскуственная гавань заполнена  яхтами. Мы прошли налево - вдоль моря, зашли в крепость с тыла и вышли как раз около турбюро, в котором любезно, оперативно нам выдали карту и нарисовали  десяток стрелок на ближайшие отели. По названию я сразу отметила  Дон Бернардо. Но по пути к машине мы заглянули еще и в отель Санта Мария (только для вас - 45 евро).  А дон Бернардо,  как оказалось , - это  Best western Hotel, что само по себе понятно и оказалось дешевле без всякого торга - с прекрасным видом на гавань, плюс интернет в холле для всех. Пора вспомнить и о цивилизации! До сего момента мы  пренебрегали всякими WiFi, объявив   отпуск "without the Internet and mobile".  Только пару раз звонили мамам по карточке.
После заселения мы обнаружили на нашей улице рынок с супермаркетом на первом этаже, который не смотря на другое название оказался Ашаном (судя по этикеткам).
За время наших закупок город приятно опустел, утихомирился и мы с удовольствием бродили по нему  пару часов и даже почти не заблудились в темноте.

Белые провинциальные города

Dk1_0112min Dk1_0112min
Набережная Гуадианы в Сан Антонио Набережная Гуадианы в Сан Антонио
В крепости Кастро Марим В крепости Кастро Марим
Встреча в пути Встреча в пути
Dk1_0156min Dk1_0156min
Dk1_0153min Dk1_0153min
Dk1_0160min Dk1_0160min
Мертула Мертула
На терассе нашего номера На терассе нашего номера
IMG_0233 IMG_0233
Римские орнаменты Римские орнаменты
Крепость в Мертуле Крепость в Мертуле
Холмы кудрявяться оливами, соснами Холмы кудрявяться оливами, соснами
Выехав из Фару прекрасным солнечным утром,  мы уже всерьез озаботились поисками купания. Но на первом выезде к морю  мы попали к обмелевшей гавани с развалинами строений и бассейнами для добычи соли - очень живописно, но увы - купаться негде.
Затем мы заехали в чудный городок Тавира - знать бы прикуп, можно было бы здесь остановиться!  Он расположен в устье реки Жилан, через которую перекинуты сохранившиеся римские мосты...
Покрытый оранжевой плиткой  дом на набережной кажется золотым в лучах яркого солнца.
Здесь много  уютных уголков для отдыха - например маленький амфитеатр, встроенный  в берег перед мостом и мраморными сиденьями-ступеньками, а также многочисленные кафе.
Сразу после Тавиры, разогретые там солнцем, съезжаем  к морю и попадаем на обустроенную набережную. Вывеска - Природный парк реки Формоза. На отмели живописно разбросаны рыбачьи лодки, рыбак в желтых резиновых сапогах собирает что-то в корзин. Здесь повсюду  на песке множество ракушек  - в отличие от западного побережья,  основательно вычищенного  волнами и ветрами.
От большой воды мы отделены то ли островами, то ли дельтой реки, повсюду мелко - но Игорь все-таки слегка окунулся. Вода соленая.
Едем дальше вдоль моря  (вернее это - залив Атлантического океана, Средиземное море начинается в Испании, за Гибралтаром). Стараемся  придерживаться шоссе 125  или маленьких дорог, ведущих  от пляжа до пляжа.
В отличие от грандиозных дюн, скал и бухт западного побережья ландшафт здесь более сглажен - очень удобно для велопоездок, что и подтверждают встречающиеся группы.
На  огромном по длине и ширине пляже Монте Гардо очень мелко и ветрено. Публика гуляет очень респектабельная, но в ресторанчике надписи о предоплате - ее впрочем не потребовали. Блюда огромные и я предложила  водителю употребить бокал вина - по европейским нормам можно.
Подъезды к пограничному с Испанией городку Сан Антонио, расположенному в устье Гуадианы,   напоминают Юрмалу  - сосны, песок.
Вдоль реки поворачиваем на север - направляемся вглубь станы. Но сначала осматриваем крепость в Кастро Марим, из которой открываются прекрасные виды на Испанию, на соседнюю крепость. Повсюду квадратики бассейнов для добычи соли. В лучах солнца вспыхивают крылья стайки голубей.
Из Кастро Марим мы вылетели по какой-то дороге действительно в глубь страны и завороженные великолепием холмов, не могли  остановиться и надеялись, что сможем закольцевать маршрут в нужном направлении - на север. Но явно забираем на северо-запад и указатели какие-то совсем не те, что нам нужно - ни эта проселочная дорога, ни  деревни на нашей схеме не  указаны. Пришлось остановиться и вернуться в Сан Антонио - вслед за как раз направляющейся туда дамой из  придорожной усадьбы, которая пришла нам на помощь и вывезла на нужную развилку - абригада/ спасибо синьора!
Действительно, в русле реки Гуадиана  холмы наиболее роскошны, встречаются повсеместно развалины башен, крепостей. Мы пересекаем множество рек - притоков Гуадианы, дамбы-водохранилища. У одной из дамб сидит крестьянин и плетет корзины на продажу.
Как правило перед мостами обустроены места для остановок, фотографирования и др.  Мы замечаем метки пешеходных маршрутов, которые пересекают шоссе и, как просматривается,  ведут по пастбищам,  между холмов.
Дорога живописна, удобна. На закате  мы подъехали к г. Мертула и в нем по указателю сначала прошли пешком к отелю, а потом Игорь рискнул съехать по крутой мощеной улице (я - пас).
Отель Beira Rio состоит из двух зданий - подороже (на римских развалинах - называется Museum) и подешевле. Нам отдали ключи от входной двери и от номера, без всяких формальных процедур.  В нашем номере есть огромная терраса - с видом на реку и крепость. Сначала надо до полной темноты поужинать, а потом уже все оформим.
Сидя за накрытым столом, мы наблюдаем как по реке прибывают к маленькой пристани запоздавшие  байдарочники. Мы тоже планируем  наутро прокатиться часок.
Вскоре зажглись огни на улицах и в крепости, и мы пошли на прогулку. Конечно, кроме нас нигде  никого нет - лишь один житель вынес мусорное ведро. Даже в темноте можно понять, как  удобно  было расположение города для защиты от врагов  - на крутом холме, окруженном двумя реками и  оврагом.
Утром мы узнали, что сезон каякинга закрыт - ну и ладно. Мы посетили крепость, музей - подвал нашего отеля, потом музей под открытым небом - раскопки возле крепости с древнеримскими мозаиками и остатками епископского баптистерия, потом храм, устроенный в бывшей мечети и другие достопримечательности.
На рынке купили килограмм оливок - с собой в Москву.
То ли потому, что это была последняя ночевка в Португалии (кроме Лиссабона перед отлетом), но нам кажется, что Мертула - самое лучшее место в этом путешествии.
Переезд от Мертулы  в Эвору был весьма динамичен - чтобы успеть ко времени сдачи машины.
Мы проехали города Serpa, Beja, Vidigueira, Portel - сначала по пустынному шоссе, потом по магистрали IP2. По пути заметили замечательное место для отдыха - сосны, водохранилище, комфортабельные кемпинги: Tarada Grane! но у нас же не отдых, а путешествие, поэтому мы и покатили не останавливаясь, поставив лишь четыре звезды на карте - вдруг когда-нибудь и мы будем отдыхать!
Холмистые пейзажи в русле Гуадианы  после  Беджи постепенно сглаживаются, уступая место обширным возделанным полям в окрестностях Портеля и Эворы. Эта житница Португалии   очень похожа на Украину под Харьковом - так и представляется, что осенью тут качают желтыми  головами   подсолнухи.
Эпилог. Прощание с Эворой

Эвора на расстоянии Эвора на расстоянии
Dk1_0214min Dk1_0214min
Не дождливая  в этот день Эвора удивила нас пробками и многолюдьем.
Пустошь между нашим отелем и крепостной стеной  превратилась в  заполненную автостоянку. На площади в старом городе расставлены ресторанные столики. Середина дня, четверг - а люди гуляют вовсю. Может быть это какой-то праздник у них?
В 14-00 мы сдали  машину  с благодарностью  -  никаких проблем в пути не было, а сиденья очень удобные. Вот только платную дорогу мы не оплатили, но суммы все записаны - около 4 евро. Поверив нам на слово, Мануэль сам любезно взялся  внести эти деньги. Абригадо! Спасибо большое!
Осталось пару часов на прощание и мы совершили круг почета по полюбившимся местам старого города,  закупили сувенирный   самогонный аппарат из меди, померяли ботинки, забрали  сданные в отель на хранение чемоданы и загрузились в поезд на Лиссабон отправлением в 16-55.