В феврале в Израиле опять проходили соревнования по спортивному ориентированию. В этот раз в окрестностях Иерусалима. Город и окрестности, которые удалось рассмотреть в этом дневнике
Нитка маршрута
Иерусалим - Мертвое море
Иерусалим. Прогулки по старому городу 
Иерусалим нам помог рассмотреть аудиогид от Изитревел и Экскурсии Иерусалима. Спасибо им большое.
Башня Давида днем и ночью

В город Иерусалим, где мирно уживаются практически все вероисповедания мира мы вошли через Яффские ворота. Город, окруженный крепостной стеной. Вот он перед нами. Сбылась еще одна моя мечта. Попасть в город так тесно связанный с историей и религией. Справа от входа массивная стена продолжается и после ворот. Это место в городе с момента его основания было самой уязвимой точкой. Чтобы закрыть ахиллесова пяту на этом месте сооружается крепость, впоследствии ошибочно получившая название башня Давида.
Башня Давида

На этом месте изначально находился Дворец Ирода. Во дворе крепости можно увидеть скрещенные конструкции, прилегающие к стене. Это фундамент
дворца царя Ирода, рядом тянущийся через весь двор фрагмент стены, ограждающая Дворец.
Сейчас в помещениях крепости находится Музей Истории Иерусалима. Каждая комната это одна из страничек истории города. Причем что интересно история города проплывает перед посетителями в обрамлении исторических стен крепости. Так сказать история в истории.
Для начала экскурсантов проводят на самую высокую точку крепости на башню Фасаэля. Отсюда открывается панорама всего города. Для наглядности на каждой стороне есть фото с описанием основных достопримечательностей.
 
После панорамных картин можно и прикоснуться к истории. Аудиогид от городского туристического центра как никто лучше расскажет о каждом экспонате музея. Его можно скачать заранее на свой телефон. Что же больше всего понравилось нам? 
Музей это своеобразная подготовка к путешествию по городу. В каждом зале представлена наиболее яркая картинка истории Иерусалима, начиная от самой ранней эпохи и заканчивая нашим временем. В каждом зале представлен макет города этого периода. Получается очень интересная игра, когда ты на макете сначала не узнаешь практически ничего, а продвигаясь по исторической лестнице вверх узнаваемых объектов становится все больше.
Начнем с Иерусалима времен царя Давида. Крепостные стены и практически больше ничего, хоть чуть чуть узнаваемого.
Иерусалим времен второго храма уже отличается картинкой дворца царя Ирода.
Византийский период - разрушенная Храмовая гора, Храм Гроба Господня и Новая церковь Пресвятой Богородицы. Гораздо больше объектов, поддающихся вычислению.
Город времен крестоносцев прославился изгнанием из города мусульман и превращением мечетей в церкви. Башня Давида превратилась в замок.
Самый впечатляющий макет это макет города 19 века, представленный на всемирной выставке в Вене. Здесь уже можно прокладывать свои исторические маршруты, готовясь к дальнейшему походу по городу.
Эта игра затянула меня настолько, что многие более интересные объекты не коснулись моего внимания. Так, например, барельеф изгнания евреев в Вавилон в 586 году до н.э.
Экспонат, посвященный Иисусу в Иерусалиме. Три эпизода из его жизни : суд над ним Понтия Пилата, Тайную вечерю и распятие.
Макеты Храмовой горы и Храма Гроба господня.
Слушая аудиогид я уже планировал свои прогулки по городу и желая увидеть те или иные эпизоды истории.
Вечером того же дня нас ждал еще один визит в этот музей. Мы купили комплексный билет, включающий посещение музея и светозвукового шоу. Представление было очень интересным. На стенах Башни оживала история города. Особенно это было здорово смотреть после дневного похода, когда макеты и экспонаты оживали на большом экране стены.
Ты уже знал, что будет дальше и радовался тому, что память дневного похода тебя не подводит
Шоу
Прогулка по городу. От Яффских ворот до стены Плача

Эта прогулка происходила два раза. Так уж получилось что от Яффских ворот до Стены плача прошли мы два раза. Один раз в декабре, второй через два месяца. В каждой прогулке что пропускалось, а за что то цеплялся глаз. Попробую все соединить воедино.
Итак Яффские ворота - одни из восьми ворот города. Построены как оборонительные для возможной осады города. В связи с этим вход в ворота не прямой, а с поворотом на 90 градусов. Такая конструкция не позволяет быстро попасть внутрь города и противник становится легкой добычей. За свою историю нападениям так и не подверглись. В конце 19 века для торжественного въезда немецкого императора Вильгельма 2 рядом с воротами сломали кусок стены, который сейчас и является входом в Старый город. Название ворота получили от дороги, которая тут начиналась и шла прямо до самого древнего порта в мире Яффо. 
От Башни Давида , которую мы посетили чуть раньше начинается главная торговая улица города с тем же названием . Напротив башни разместилась гостиница Империал с запоминающимся фасадом. Ранее здесь находился «Торговый центр Греческого патриархата». Знаменита она тем, что во дворе гостиницы находится маленькая колонна Марка Юния - офицера десятого легиона Римской империи. Датирована колонна 216 годом.
После колонны в путь по улице Армянской Патриархии. Первое здание - церковь Христа (Имануэль). Ничем не приметное здание. Выделяется на фоне исторических объектов. Ее возраст практически младенческий по сравнению с окружением, так как построена она в 1841 году. Ее главное предназначение привлечь и поощрить переход евреев в христианство. Интерьер очень аскетичный. Красивые витражи и деревянный потолок, собранный в Англии, достойны осмотра. Все надписи в церкви сделаны на иврите. Заметно так же отсутствие крестов, изваяний святых и украшений. Так же церковь примечательна тем, что под ней был найден древний подземный туннель.
Продолжив идти по улице Армянской Патриархии, видим еще одну церковь Армянского прихода - Церковь Святых Иаковов. В этот час она закрыта и мы попали только на площадь перед монастырем. Не смотря на такой конфуз, открывшаяся картина сгладила впечатление. В проемах на стенах красивые росписи на религиозные темы. Перед входом чаша с надписью на арабском - это охранная грамота, выданная турками о неприкосновенности монастыря. В сам монастырь можно попасть только во время молитв.
Не задержавшись надолго двигаемся к еще одним воротам в стене древнего города под названием Сионские. Архитектура ворот очень похожа на Яффские. Тот же поворот на 90 градусов при входе для затруднения осады. Свое название получили от дороги, которая начинается здесь и ведет на гору Сион. Еще одно название ворот - Ворота пророка Давида, поскольку они ведут к могиле царя. Впервые ворота использовались по назначению, то есть во время военных действий в 1948 году. Следы той войны можно увидеть на Внешней стороне ворот. Еще одно событие вокруг ворот произошло в 1967 году во время шестидневной войны, когда именно через эти ворота Старый Город был освобожден от иорданцев. В период с 1948 по 1967 год ворота служили границей между израильтянами и иорданцами.
Чтобы попасть к воротам мы по улице Армянской Патриархии повернули налево. Следующий поворот налево будет уже на улицу Habad. Здесь на повороте находятся развалины византийской церкви Неа. Построена она была в 517 году н.э.
Эти останки не очень интересны. Куда интересней следующий объект, известный под названием римский город Элия-Капитолина. Ведет он свою историю с 70 года н.э., когда римляне захватили Иерусалим. Через 62 года желание строить свои храмы на разрушенной синагоги привело к крупнейшему восстанию евреев, которые захватили город на три года. 
Остатки римского города стали достоянием человечества из за шестидневной войны. После взрывов в старом городе обнажился исторический слой, который археологи стали исследовать без специальных разрешений. То что мы сейчас видим результат их труда. А видим мы колонны, стоящие вряд и две арки. Одна из них восстановленная, а вторая настоящая торговая лавка 2 века.  Этот раскопанный участок считается южной частью улицы. Сюда можно спуститься и уже войдя в арку увидеть план города Элия-Капитолина на мозаичной карте. Город был геометрически спланирован как римский военный лагерь. Главная улица простиралась с севера на юг. На юге она упирается в церковь Неа. На севере – в Дамасские ворота.
Буквально рядом на изгибе улицы Tifiret Israel еще один след древнего города - остаток толстой древней стены. Этот остаток стены еще периода так называемого Первого храма, который длился от основания Иерусалима Давидом, в 1004 г. до н. э., до разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н.э. Рядом на жилом доме линейка, показывающая высоту этого строения.
Продолжая движение по улице Tifiret Israel, попадаешь на главную площадь Еврейского квартала. Здесь стоит Большая Синагога Хурва. Это новое здание, построенное в 2003 году уже третье на этом месте. Первые два предшественника были разрушены: сначала мусульманами в 18 веке, затем арабским легионом в 1948 году. Нынешнее здание повторяет практически в точности своего предшественника. В окнах – изящные витражи, стены украшены акриловыми фресками. Сюжет крупнейшей из них навеян Псалмом 136: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе».
С площади для продолжения осмотра нужно попасть на улицу Misgav Ladach. Здесь рядом с лестницей Yehuda Halevi находится Немецкий тевтонский странноприимный дом. Построили его во время первого крестового похода для приема паломников на Святой земле. Служил он больше больницей, так как после трудного перехода мало кто добирался здоровым до Иерусалима. Арка,которую мы видим, дошла до нас почти без изменений и является частью церкви Святой Марии немецких рыцарей.
Отсюда вниз ведет широкая лестница, с которой открывается панорамный вид на стену Плача, Археологический музей под открытым небом, расположенный у стен Храмовой горы. На самой горе виден купол мечети Эль-Акца - один из символов города. Здесь же на одной из террас лестницы стоит золотой семисвечник - подарок городу от Вадима Рабиновича. Оригинал был украден римлянами при завоевании города в 70 году н.э. Истинный вид семисвечника можно увидеть в Риме на Триумфальной арке Тита, сооруженной в честь победы Рима над Иудеями. Семисвечник это символ, а так же герб государства Израиль.
Прогулка подходила к концу. Впереди была стена Плача.Тысячи людей стремятся попасть сюда и передать свою записку-просьбу к всевышнему. У каждого он здесь свой. Не обходится и без туристических групп, которые с рвением религиозных фанатов выполняют все наставления экскурсоводов о правилах выполнения просьб. Это отражается в движении спиной от стены. Смотрится достаточно забавно. Как будто один миг позволит решить массу проблем.
Одиночные туристы просто подходят к стене, молча стоят, положив руки на стену и мысленно просят. Потом туристическая сущность берет верх и начинается осмотр места. Получается увидеть много интересных фактов. Начиная с тех, что мужская половина больше женской. Заканчивая тем, что на мужской половине есть часть стены, находящаяся под крышей. Причем участок немаленький. Здесь так же молятся, отдыхают на стульях, читаю религиозные книги, которые можно взять прямо здесь же. А кто просто спит, уютно прикорнув в кресле. 
Так и я постоял у стены..... 
Стена Плача
Храмовая Гора

Когда мы подошли к Стене Плача, то оказалось что нам повезло. Именно был как раз тот дневной час, когда на место, которое священно для всех религий, пускают и нас не мусульман. Об этом мы знали, конечно, заранее. Таких промежутков для допуска в течении дня два - Зимой с 7.30 до 10.00 и 12.30 до 13.30. Летом с 7.30-11.00 и 13.30-14.30. 
Мы подошли к 12.30 и очередь уже начала скапливаться. Перед поездкой я читал много отзывов о чувствах, которые испытывает человек, попавший в место, где Бог сотворил Адама. Для мусульман место священно, так как именно отсюда пророк Мухаммед вознесся на небо на крылатом коне. Для христиан Храмовая гора связана с Богородицей, так как здесь при храме жила и воспитывалась Мария до двенадцати лет.
Проход через металлоискатели и подъем к Магрибским воротам по крытому переходу. Пока никаких ощущений не испытываю. Просто любопытство и радость от удачных ракурсов на стену Плача и Археологический музей.
Стена Плача
Может пройдя через ворота и выйдя в периметр Храмовой горы что то екнет внутри меня. 
Делаю этот шаг и вот впереди то, что должно на меня как то воздействовать. Сначала взгляд падает направо на площадь, уставленную остатками колонн времен крестоносцев, византийцев. Сразу за ними Исламский музей, размещенный в здании Марокканской мечети Джама аль-Муграба. Здесь собраны древние документы, книги Корана, старинное оружие, монеты и другие экспонаты.
Далее первый серьезный объект - мечеть Аль-Акса.
Мечеть Аль-Акса
Это третья святыня ислама после Каабы (мечеть Аль-Харам) в Мекке и мечети Пророка в Медине. Изначально мусульмане совершали намаз в сторону этого храма и лишь позднее пророку Мухаммеду пришло откровение от Аллаха о смене направления. И поменялась она от Иерусалима на Мекку. Вот здесь и испытал чувство. Только не совсем то, о котором говорилось выше. Чувство несправедливости и невозможности войти в здание, пропитанное историей и монополизированное одной религией. Сколько событий прошло через него. Здесь оставили свой след крестоносцы и постарались сами мусульмане. В наше время Бенито Муссолини подарил мечети карррский мрамор, из которого была сделана часть колонн в главном зале мечети. Да многое чего еще на что не мусульмане не могут посмотреть. Остается только любоваться фасадом с семью арками. Самая высокая из которых ведет к главному входу в мечеть.
Мечеть Аль-Акса
Еще слева от входа можно увидеть лестницу, которая ведет в нижнюю часть мечети “Аль Акса”. Во времена Второго Храма в этом месте был подземный вход на Храмовую Гору с южного направления.
Повернемся спиной к мечети и пойдем в сторону Купола Скалы - центральному месту и Главной достопримечательности Горы. По пути пройдем мимо круглой чаши для ритуальных омовений «Эль-Кас», построенную в 14 веке. За ней лестница с аркадами, которые называются Аль-Мизан, что в переводе Весы. В ссудный день на аркады повесят весы справедливости, на которых будут взвешивать души умерших. Сами аркады построены на основании колонн времен римлян и византии.
Арка

Сама площадь у Купола Скалы является своеобразной смотровой площадкой на города. Сквозь аркады во все стороны видна панорама Иерусалима. Полюбуемся той, которая выходит на Масленичную гору. Почему именно туда? Ответ прост. Сквозь арки видны купола, до боли знакомые. Это золотые купола русской православной церкви Святой Марии Магдалины. Вот туда то нас точно пустят и позволят увидеть монастырь, освященный в честь святой Марии Магдалины, ученицы и верной последовательницы Иисуса, которая была небесной покровительницей русской императрицы Марии Александровны. Построил этот храм ее сын император Александр 3. В церкви нашла свое успокоение еще одна представительница русского царского дома княгиня Елизавета Федоровна.
Церковь Святой Марии Магдалины

Построена церковь из из иерусалимского камня, а дерево и металл для строительства доставляли из России. Внутри стоит посмотреть великолепный иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом и самый большой холст над иконостасом. Здесь изображена Мария Магдалина, пришедшая с проповедью к императору Тиберию. 
Вернемся из этого виртуального путешествия на Масленичную гору обратно и поймем что стоит мы у Купола Цепи. Это своеобразная беседка с крышей, опирающаяся на 11 колонн. Название связано с легендой. На этом месте царь Давид вершил праведный суд, пользуясь для этого цепью, подвешенной в центре купола. Если человек был честен, то он брался за цепь и оставался жить. Говорящего неправду поражала молния. Внутри купол облицован плиткой 12 века. Сейчас здание используется для молитв. В день нашего посещения здесь усердно предавалась процессу группа женщин.
Купол цепи

Обойдем Купол скалы и осмотримся. На противоположной от мечети “Аль Акса” стороне находится Мемориал Восхождения на небеса или Куббат аль-Мирадж. Построен в памятьо вознесении пророка Мухамеда на небеса. Построен еще крестоносцами в 12 веке и использовавшийся для совершения обряда крещения.
IMG_5793

Рядом стоит небольшой купол Пророка. Это небольшой купол серого цвета, оприающийся на 8 колонн. На полу лежит округлый камень в форме чаши. Это место является “михрабом” - указывает направление, где находится Кааба в Мекке.
На центральной площади остался главный объект на который еще не обращали внимание, только ходили вокруг него. Купол Скалы - центральное место на Храмовой Горе. Именно этот золотистый купол виден издалека и красуется на открытках, посвященных Иерусалиму. Только опять монополия мусульман не дает нам возможность попасть внутрь и увидеть ту самую скалу - Краеугольный камень с которого началось сотворение мира. Остается только обойти вокруг и полюбоваться самим куполом в золотом одеянии весом 80 тонн, мозаикой да легкими и изящными колоннами.
Купол Скалы

От Храма спускаемся вниз по ступенькам к воротам торговцев хлопком – Баб эль-Катанин. Эти ворота построены в стиле, сочетающим красные, желтые, черные и белые камни. Из этих ворот ранее можно было попасть на рынок хлопка, а теперь то же на рынок только торговцев сувенирами и другими атрибутами исторического места.
Тур на гору закончился с двоякими впечатлениями. Посетили святое место откуда начался мир, но полного удовлетворения и какого то очищения не последовало.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: