Вылет вертолетом из Февральска, сплав на катамаранах по реке Уян, выход к реке Учур, сплав по реке Учур до реки Алдан, пос. Чагда.
пос.Февральск - река Уян - река Учур - пос.Чагда

К созвездию рек Уян - Учур!

Часть первая

Уян щедрый!

В качестве предисловия хочется с ориентировать читателей в плане географического положения рек по которым проходил сплав. Из всемирной информационной паутины доподлинно известно что река Учур имеет в длину 812 километров. Это большая река начинается на территории Аяно-Майского района Хабаровского края и течет на северо-запад, в Якутию, где впадает в реку Алдан - самый крупный приток Лены. Основные притоки Учура - Уян (233 км.), Тыркан (238 км.), Гонам (686 км.) и Гыным (297 км.)

Сразу оговорюсь верховье реки Уян (левый приток реки Учур) труднодоступная и малопосещаемая местность, без помощи малой авиации тут не обойтись. Наш поход состоялся в то самое время когда Хабаровский край буквально утопал от обилия дождевой воды, когда было введено чрезвычайное положение и когда грозовой фронт плотно сковал небо свинцовыми тучами. Вылет вертолетом из поселка Февральск намечался 15 августа, но из-за непогоды, перевал через Селемджинский хребет был закрыт, вылет откладывался. В итоге просидев три дня и заплатив авиаторам уйму денег, мы стартовали!

Река  Селемджа, Амурская область
река Селемджа

Расстояние до Уяна составляет 375 километров. Без дозаправки преодолеть такой маршрут на одном дыхании вертолету не по силам. Поэтому пришлось заливать керосин в поселке Экимчан.

Пос. Экимчан, дозаправка вертолета, иначе не долетим.
поселок Экимчан

За два с небольшим часа вертолет перелетел на высоте 1800 метров  Селемджинский хребет, проскочил реку Уда, преодолел Майский хребет, пересек реку Мая (приток Уды) и взмыв над Становым хребтом удачно приземлился на реке Уян, вблизи малого притока Сунджа.

Истоки реки Уян, левый приток реки Учур. Добрались!!!!
река Уян

Первые впечатления выразились в нашем общем восхищении - "Ну очень хорошая речка!" Крайне неприятная ситуация сложившаяся на юге Хабаровского края вынуждала нас быть крайне пессимистичными в прогнозах погоды и уровне воды в Уяне. И тут просто сказка да и только! Река не выходила из берегов, кристально чистая вода отливала синью безбрежного небосвода, а тайга купалась в изумрудно-зеленом свечении цветущего лета. Забегая вперед скажу, что порою устав от пекла палящего солнца нам казалось, что мы находимся  в "Сочах" удобно обосновавшись на шезлонге у теплого моря.

Река Уян, до истоков 32 км. до Учура 200 км с небольшим.
Уянский пляж
 Характеризуя верхнюю часть реки Уян надо сказать - речная долина широка и просторна, но наседающие заросли лиственниц, берез, сосен и елей по берегам, закрывают панораму. И только на редких тягунах и прямотоках заметны высоченные гольцы и отроги круто падающих гор. Не стоит забывать, мы скатываемся вдоль Станового хребта. Высотки окружавшие нас имеют не дюжий рост, он колеблется от 1400 до 1900 метров. Увы они не подходят в плотную к реке, поэтому красивых и отвесных береговых скал, тут и в помине нет.
  Уян течет бесконечно изворачивающейся змейкой среди множества островов. Заплутать и ошибиться с коренным фарватером тут просто, так что зачастую приходиться вести предварительную разведку. Порогов нет, перекаты мелкие с ловушками каменных глыб, рассевшихся на основном сливе, маневрировать придется постоянно.

Первый порог с валунной грядкой.

Самое неприятное поджидает сплавщиков на бесчисленных прижимах, там как правило находятся опасные заломы и завалы. Увернуться от торчащих стволов плавника очень проблематично. Мощный поток несет прямо на них, несколько раз мы попадали под залом и ощетинившиеся расчески. К счастью небольшая глубина и малая ширина реки играли нам на руку. Можно было выгрести на отмель или спрыгнуть вводу уводя кат в сторону.

Катамаран в затишке на фоне залома.
речные заломы
    О категории сложности маршрута не мне судить, я лишь могу поверхностно описать то что видел и знаю. И так Уян находится в чрезвычайно недоступной зоне. Медведи и сохатые неоднократно подходили к лагерю, что свидетельствует в пользу того - края здесь глухие и малопосещаемые.

Повсюду заломы и завалы местность распахана ледоходом.
речной пейзаж
    Увлекшись сухим изложением фактов, я как-то забыл упомянуть о самом важном - героях, решивших схлестнуться в битве с рекой и пугающими страхами таежной глухомани. Команда состояла из шести человек. В этом походе впервые мы использовали своеобразное тестирование на совместимость мужчины и женщины. И не разу об этом не пожалели.

Состав экспедиции:
                          Счастливчик и везунчик - Вадим Саликов
                          Командир и душа команды - Владимир Коваленко
                          Муза и добродетель с выраженной харизмой - Ольга Черняева
                          Оператор и слуга  "Орфея" - Олег Дегтярев
                         "Модельнопредставительское  лицо" нашей команды - Игорь Якушев                                       Искатель приключений - Андрей Черняев (остался за кадром).

На третьи сутки собрались - ура!
команда

Теперь поговорим об иной, более эмоциональной стороне похода - рыбалке.

Все участники похода, от стопы ног до "остевых" волосков редкой шевелюры старейших рыболовов, затаили дыхание. Предвкушение удачи не обмануло нас, в первый день до наступления скоротечного заката удалось поймать пять ленков.

Игорь Якушев 'Первенец!!!'
первый ленок
  Местный ленок обитающий в верхнем течении Учура и его притоков носит особое название  - острорылый. Действительно форма головного скелета была заострена. Да и сама рыба по человеческим меркам, выглядела долговязой и худосочной без сального животика. Его отличали ярко рубиновые пятна, темная спинка и желтоватый оттенок у хвоста и под брюшиной. Пойманные нами ленки довольно крупные, самый большой из них весил 1.4 кг. Впоследствии в среднем течении довелось выуживать и более крупных до 2,6 кг., а вот нижнее течение Уяна не отличалось такой щедростью, там верховодил мелкий ленок до килограмма. В целом в течении дня мы ловили с десяток рыб достойных самых лестных отзывов. "Мелочь" мы отфильтровывали, давая понять себе и окружающим, что мы не заготовители и ведем чисто спортивный лов.
   Ленок в дань уважения ушедшему поколению рыб держался как и всегда на перекатах, за валунами и  ямах  возникших при углубленной заводи. Особых навыков при ловле мы не применяли, все происходило естественным образом как и всегда.

Крупного ленка с избытком, хариуса нет.
удача
 Теперь искушенному читателю стоит заострить внимание на следующем эпизоде связанном с тайменем. Господа..., Уян не подвел нас. Таймени пошли чуть позже, видимо они уже частично скатились ниже по реке в преддверии осени.

Уянский таймень вес - 7,3кг.
таймень
  Каменистое дно и небольшой уровень воды не позволили нам использовать тяжелые блесна при ловле тайменей.  В редких случаях мы использовали  блесна крупнее третьего размера. Все снасти были подготовлены на ленка. Предугадать встречу с тайменем конечно мы не могли, поэтому целеноправлено вели атаку на ленка, и как бы про между прочим цепляли оголодавшего хищника  - "тигра пресных вод".
  Ах мечты..., мечты, везет же тому кто хоть раз участвовал в их исполнении. В этом отношении Вадиму Саликову несказанно повезло, он вытащил тайменя весом за тридцать килограмм.

После взвешивания определились с весом 30,25 кг.
уникальное событие
  Читатель не волнуйтесь и переведите дух. Даю вам честное слово, в дальнейшем таймень был реанимирован и выпущен на свободу. Вполне возможно при вашей твердой воле и решимости, вы еще повстречаетесь с ним. Передавайте от нас привет!
      Касаемо других видов рыб обитающих в Уяне, то нам показалось что их тут попросту не было или их разогнали ленки и таймени. В нижней части Уяна удалось вытащить несколько щук до трех килограмм, восемь сижков стандартного размера до килограмма и пару окуней. Стоит пояснить мы ловили рыбу только на блесна, сети не ставили и промысловым ловом не занимались. Так что ясную картину о положении дел с остальной рыбной братией так и не увидели.
       Хочется задержаться на тайменной теме и дополнить рассказ правдивыми и яркими  деталями. В целом если оценить количество тайменей в речных затишках Уяна, то оно не такое уж и впечатляющее. Ученые ихтиологи твердят на симпозиумах, что на один километр речной глади приходиться до двадцати тайменей. Ого!! Мы столько не видели и не ловили, ибо тут в коэффициент рыбоносности входит такая составляющая как фортуна. У нас этот коэффициент был в пределах нормы.
     И так таймень брался не только на перекатах и шиверах псевдо скалистого каньона.  Таймень водился и на плесовых участках с травянисто-луговым берегом. Брал приманки не только в солнечную погоду, но в дождливую пасмурность, когда цвет воды такой как и у свинцово-серых облаков. Таймень брал и на мышь, как в вечернее время так и непроглядной ночью, когда потухшая луна провоцировала на земле полнейший мрак.

13,6кг, взял на плесовом участке в ненастную погоду.
очередной таймень
   Переведем дух и спрыгнем с наскучившей рыболовной темы. Вернемся к Уяну. После прохождения правого притока Сютюкян река выросла вдвое, ибо приток воды был значителен. Река еще больше расширилась, стало больше прямотоков. Древесные заломы и завалы потеряли свою актуальность. Идти по реке стало безопасно и в некоторой степени скучновато, так как возлияние адреналина прекратилось.
   Местами берега приподымались, пологие сопки тянулись к реке. Замаячили древние, плешивые курумы, но ожидаемых скал так и не последовало.

Уян разлился после притока Сютюкан, заломов нет, тягуны и плесы
тягун
      На последнем рубеже в километрах двадцати до впадения в Учур, течение Уяна замедляется, он разливается до полноводной реки. Глубина не большая, идешь под мотором и цепляешь каменистое дно винтом. Долина реки расширилась, высоченные горы в сизой дымке испарений отпрянули к горизонтным далям. Во всем предугадывалось близкое окончание. Первый этап подходил к своему логическому завершению, и наконец 29 августа преодолев порядка 200 километров мы покинули Уян и вышли к стрелке двух рек.

Прощай Уян...
место впадения Уяна в Учур

Подводя промежуточные итоги важно сказать, что состоявшаяся "авантюра" стоила того что бы в ней участвовать. Главным достоинством Уяна является его отторженость от  остального мира. Труднодоступность сыграла свою эффективную роль. С некоторое время река будет мало посещаемая и не тревожимая людьми, особенно ее верховье. С остальными забавами дикого, таежного мира надо полагаться на погодную и рыболовную удачу.

Часть вторая

Учур восхитительный!

Учур не удивил и не обрадовал с виду он был точной копией Уяна, даже по силе и мощи водотока они были равны и сопоставимы. Следующий этап похода по реке Учур мы не связывали с большими надеждами в области рыбалки. Ведь тут на Учуре хозяйничают рыбаки из поселка Чагда. Мы полагали что скука и леность окружат нас и будут досаждать все 503 километра пока не выйдем к Алдану. К своему глубочайшему удивлению мы просчитались, виды Учура были настолько восхитительны и неподражаемы, что они с легкостью компенсировали все зримые и надуманные недостатки. Особенно если учесть тот факт, что за время нашего сплава светило ясное солнце и стаяла жара под 26 градусов тепла - просто аномальное положение дел с осенней погодой.

Учур полноводная река, течет по равнине.
виды Учура
    Зависнув в неустойчивой точке оценки происходящего, необходимо задержаться на одной щекотливой теме - присутствие местных жителей на Учуре. Некоторые путешественники ввиду особенностей романтической души испытывают острую недостаточность в покое и одиночестве. Они забираются в такие дебри, где бы их ни кто не донимал не докучал своим назойливым присутствием. Так вот местных сторожил мы повстречали на притоке Джуюкян.  Чуть ниже живут два якута в основательно обустроенном зимовье. Приток Сэлиндэ  - один из центров заброски людей на Учур, к притоку тянется гравийная дорога из поселка золотодобытчиков Мар-Кюель. На притоке Чульбю находится метеостанция, и естественно, там живут вахтой метеорологи. И уже ниже до Алдана, 150 километров, мы периодически встречали моторные лодки.
   Охотники и рыбаки из поселка Чагда разворачивают свою бурную деятельность с середины сентября. Самой, с точки зрения мало посещаемости, считается мертвая зона от притока Сэлиндэ  до притока Тыркан, тут вы точно никого не встретите.

На подходе к хребту Лурикан, вблизи притока Юна.
на подходе к притоку Юна

От Уяна до притока Джуюкян характер местности напоминают сопочную равнину. Где-то вдали стоят горы, густая тайга загородила визуальную перспективу, и только горельник чуточку расширяет наблюдаемое пространство. Чем глубже проникаешь в пределы Алданского нагорья тем интенсивнее меняется пейзаж. Гольцы выступают на передний план. Река сужается, возникает быстроток с характерными поверхностными разводами турбулентного потока.
         Течение реки набирает ход, под мотором мы развивали скорость до 11 километров в час.  В течении светлого дня без спешки преодолевали  в среднем до 55 километров пути.
          В первый день дошли до притока Юна. Пологих мест с галечником по берегам как на Уяне так и на Учуре, под лагерь, катастрофически мало. Поэтому, рассматривали острова как оплот нашего покоя, отдыха и ночлега, благо их здесь множество. Изголовье залесенного острова представляет собой широкую косу покрытую мелким галечником и песком. По краю леса всегда можно отыскать сушняк. Его нанесло  весенним половодьем. Только не надо забывать, что при обильных дождях уровень воды в Учуре может резко подняться. По рассказам метрологов со станции Чульбю, в июне за сутки вода поднялась на 12 метров. Правда они тут же поправились и добавили, что на июнь месяц приходится интенсивное таяние снега и льда в горах.

перед притоком Сэлиндэ
         Если скрупулезно исследовать топографическую карту то у притока Сэлиндэ отлично просматриваются метки с надписью Учурская часовня. На этом месте существовал поселок, упоминания о нем относятся к XIX - началу XX веков.
      Для более успешного внедрения христианства среди инородцев (иноверцев) при непосредственном участии самих народов Севера, преимущественно богатой верхушки, были построены десятки церквей и часовен в местах их постоянного кочевания. Так были построены Оймяконская Вознесенская церковь, Учурская Троицкая часовня, Усть-Майская памяти Святого апостола Андрея Первозванного церковь.
     Учурская Троицкая часовня была построена и освещена в 1846 году в месте провидения Учурской ярмарки на правом берегу Учура. Здесь ежегодно открывалась торговля. Из далеких и глухих мест приезжали эвенки, чтобы продать купцам пушнину, свои изделия и купить припасы.

Развалины Учурской часовни.
развалины часовни
 На притоке Сэлиндэ существует база отдыха построенная золотодобытчиками из поселка Мар-Кюэль. это двухэтажное, деревянное строение, спрятанное в глубине прибрежной таежки. Отсюда проложена гравийная дорога до Алдана. Если вам не по силам дальнейшее сосуществование с Учуром, то можно покинуть наскучившие берега и выйти к поселку Белькачи.

Капитан
проходим устье Сэлиндэ

Чтобы рассказ получился интересным и эмоциональным пора внести в повествование авторский слог, преисполненный романтизма. Название реки происходит от эвенкийского слова "учир" -  вихрь, вьюн. Река и впрямь подобно вихрю несет катамараны по речному уклону, бросая их в пучину взмыленных порогов и шивер. Учур накатывает стоячими волнами, бьет в борт косой волной отразившейся от береговых стенок. Река подобно вьюну петляет, извивается в тесном лабиринте гор. Это Учур! Без конца меняющийся, стремительный, порою опасный и великодушный в минуты утихомирившихся плесов и редких заводей у горных притоков.

Строка за строкой и рассказ об Учуре коснулся самого яркого эпизода. Участок реки от притока Сэлинде до притока Тыркан отличается от ранее пройденного по всем параметрам характеризующих реку. И так  долина реки узкая (100-200 метров), зажата с обеих сторон горами, русло извилистое, островов нет, средний уклон русла достигает 2,14 м./км. Между приток Гекан и притоком Хайкан река разрезает хребет Лурикан, высота гольцов в этих местах достигает 1200 метров.

Рядом высотки в 1200 метров.
хребет лурикан
    Нет желания подливать масло в огонь и нагонять "страху" на будущих сплавщиков решивших узнать Учур поближе. На этом участке Учур, если пугает стремительным течением и нагромождением крупных камней, раскиданных по реке, то это не столь опасно, сколько интригующе и захватывающе. Ведь кто из нас в детстве и юношеском отрочестве не любил скатываться с горок. Учур течет единым потоком, без узконаправленных сливов и коварных отмелей. В любой момент, завидев впереди стоящий валун можно спокойно уйти от столкновения. А речное волнение в полтора метра врядле кого-то испугает и заставит обводить суда по суше.

С высоты лучше видно.
приток Гекан
       Когда вы справитесь с нахлынувшим волнением и с твердой волей и верой в себя пойдете дальше - будьте покойны  кроме  восхищения от видов Учура, вы ни чего не испытаете. Учур будет тешить ваше самолюбие грандиозными по масштабам и красоте горными пейзажами, скалистыми обрывами, пышно растущей лесом, зацепившимся на отвесных склонах и сжатой речной долиной сконцентрированной в единой точке удачно сотворенного таежного мира.

Устье притока Хайкан.
устье притока Хайкан
    Если верить путеводителю то ниже в 9,5 километрах от притока Хайкан путешественников поджидает столкновение с порогом Бабушки-дедушки. Поверьте на слово, кем-то написанная книжка не обманула, да, именно там перегородил реку именуемый порог. Впервые мы услышали о нем из уст рыбаков обосновавшихся на притоке Джуюкян. Дословно пересказывать, то что они наговорили не имеет смыла. Но в нашей памяти острым клином засела фраза - "Там стоит семи метровый вал!" Тут то мы призадумались и давай подробно и скрупулезно изучать карту. Увы нарисованные картинки ни чего конкретного и дельного не подсказали. И только столкнувшись лоб в лоб с коварной бабушкой и устрашающим дедушкой мы смогли понять что это такое.
          Сам порог  - мелкие останцы, в три ступени, на широком разливе реки.  Перепад порога небольшой. На сливах мелко, вала нет и не могло быть - вот вам и страх!
        А вот подход к порогу Бабушки-дедушки впечатлил. Учур закладывает повороты английской буквой "S". Река в этом месте узкая, течение быстро и бьет прижимами в скалы. Много валунов. Гребешки волн стоят на полутораметровом уровне, под скалами они выше и круче. Теоретически опасность существует, ели вас в очень большую воду понесет на скалы. Но поверьте пара крепких рук удерживающих весла, вполне смогут выгрести к проходной части прижима. Так что смело идите вперед!  Ни какие Бабушки с дедушками вас не не собьют с истинного пути.
        За порогом в 15 километрах впадет приток Тыркан, его плесовое устье радушно примет вас в свои тихие и надежные объятия.

Две реки - три берега.
справа приток Тыркан
      К окончанию путешествия созрело желания удивить вас, читатель, еще чем нибудь, но как вы сами понимаете последний эпизод путешествия проходит под лозунгом - "Спешный выход!".  Мы устремились домой, урезав круг своих мечтаний до бытового уровня, а между тем Учур разлился и углубился, течение несколько замедлилось и лишь на шиверах и перекатах ускорялось. Впереди нас ожидал самый крупный приток Гонам, не менее могучая и большая река Гыным, метеостанция на реке Чульбю, все это было, я не отрицаю. Учур на участке от Тыркана и ниже, не доходя до Алдана 40 километров - яркое запоминающийся зрелище. По берегам обнажились скалы, недоступные, безумно высокие. Алданское нагорье вплотную прильнуло к речной долине. Заоблачные вершины, окутанные сизой дымкой закрыли собой загоризонтные дали. Картина речной долины приобрела величественность, тембральную грандиозность духоприсутствия живой природы, ее непоколебимость нерушимость и вечность. Учур был не подражаем!

Неподражаемо.
скалы

Под закат солнца.
 пирамиды
  Как говориться, чтобы вышла картина маслом, придется ввернуть несколько строк о рыбалке на Учуре. С каждого крупного притока мы снимали от 3-5 ленков, не крупных, в районе килограмма. Пару раз вытаскивали щук. Таймень был, но по сравнению с Уяном, его количество было не сопоставимо меньше.

Подарок судьбы.
таймень 10 кг
     Остается перевернуть последний лист рукописи, и как говориться отдать рассказ в набор, уйти тиражом в массы. Напоследок, не вдаваясь в уводящие в сторону разглагольствования скажу - впечатление об Учуре самые яркие и живые, такие же как после первого похода - запоминающегося и ни с чем не сравнимого. Тот кто ходил в сплав меня поймет. Учур достоин того чтобы по нему пройти хотя бы один раз в жизни, идите вы не пожалеете...

P.S.

Несколько дельных советов тем кто последует нашим маршрутом.

Имейте внушительный запас денег, лишними они, не окажутся.
Не доверяйте предварительным договоренностям с вертолетчиками.

Из поселка Чагда в поселок Томот ходит по реке Алдан скоростной катер "Полесье". Время в пути 7 часов, стоимость билета 4.600 рублей. За перевес мы заплатили 10.000 рублей.  Узнавать расписание катера по телефону в Усть -Мае. В Чагде катер пристает в 11.00. Во время погрузки катер не подходит к берегу, нанимается лодка, одна - 1.000 рублей  судя по грузу вам придется нанимать несколько, челночить лодки не будут погрузка в катер проходит за 5-10 минут. Завершается навигация 11 сенябртя.  Приходит катер в Томот 19.00, на поезд вы опаздываете. На пристани микроавтобус до поселка Алдан стоит 2.500 рублей. В 21.20 из Алдана поезд до Нерюнгри стоимость 600 рублей. Прибытие в Нерюнгри 3.00,  через 2 часа на Москву уходит поезд.