1. История, уходящая корнями в века
Тема: Малоизвестные достопримечательности

Всё началось с похода, съезженного нами в 2005 году: "Хакасия-2005". Прошло уже полтора года, и уже почти все поутихло, но несколько месяцев назад я получил бумажное О_о письмо из Вильнюса, из Литвы. И все снова закрутилось…

Романас Станкус: 2007.02.04
   Уважаемый Максим Николаевич,
В интернете нашел Ваш сайт http://velo.tomsk.ru и с большим интересом читал про Ваш велосипедный поход 13.06-17.06.2005 г.
(Маршрут: г.Абакан - г.Черногорск - г.Пригорск - с. Московское -пос Вершино Биджа - Салбыкская долина - ст. Ербинская - пос. Усть - Бюрь - перевал Изыхский (991м) - д. Тамалык - правый исток р.Томь - пер. Темирский(1181м) - ст. Чарков - г.Абакан).

Дело в том, что я родился в 1954г. в Усть-Абаканском р-не, и удивительно, что Вы находились в 5 км от моей родной деревни
http://wikimapia.org
Живу в Литве с 1957г.
Прошло 50 лет и хотелось бы посмотреть как выглядит моя родная деревня, но поехать туда нету возможности.
Имею дерзкую просьбу по отношению к Вам.
Вы любите путешествовать и если при случае Вы окажитесь в этой деревне, я бы попросил Вас сделать десяток цифровых фотоснимков в разных ракурсах.
Я буду Вам очень благодарен и компенсирую все расходы, связанные с поездкой и работой.
С наилучшими пожеланиями и надеждой, что Вы мне ответите.

С уважением, Романас Станкус.
Мой e-mail: romastankus(a)yahoo.com
Lithuania, Vilnius…

Мгновенно родилась идея и ее проработка заняла часть ночи: на майские праздники устроить поездку в ту сторону. Пока все думалось, решалось и утрясалось проходила бурная переписка с Романасом и вот что удалось еще выяснить:

Романас Станкус: 2007.03.15
   Уважаемый Максим Николаевич,
Огромная благодарность за ответ!
Только вчера вернулся из месячного санатория в Паланге.
Меня просто удивляет Ваш энтузиазм. Я рад, что Вы организуете путешествие велотуристов.
Моя просьба остается в силе, и я бы попросил сделать десяток цыфровых фотоснимков об Вашем путешствии и моей безимянной деревни.
Доброго пути!
Романас

Я попросил рассказать историю о его деревне.
Романас Станкус: 2007.03.21
   Добрый день,
Спосибо за письмо.
Наща деревня, вернее поселок без названия (поселок Тайга, по другим источникам), построен с целью отправления рабочих в тайгу для рубки леса а также для строительства ферм (кашаров) для овец на краю степи, 5-7км от нашей деревни
(Фото 10. Панорама первой ночевки, бескрайняя Салбыкская степь, за дорогой озерцо из родника, в котором мы брали воду. Бивуак был разбит в расщелине, виднеющейся немного ниже, http://velo.tomsk.ru/forum/viewtopic.php?t=1637).
Мы возили воду из того-же родника!
В начале мои родители жили в бараках, построенных из досок, заполненых опилками. Позже, когда я уже появился на свет, барак обновили.
Думаю, при удолении лесорубок, поселоки передвигались.
Еcли пос. Тамалык, имеющий место на картах России http://maps.yandex.ru - исчез, то, к сожалению, мало надежды, что наш поселок еще стоит... Но всеравно интересно.
Фото 1. Строительство ферм (кашаров) для овец (1950 г.)
Фото 2. Я с двумя сестрами на фоне бараков (1956 г.)

С уважением, Романaс Станкус

Романас Станкус: 2007.03.27
   Добрый день Максим,

Я восхищаюсь Вашим энтузиазмом и оперативностью: увидел мои фото в Вашем сайте http://velo.tomsk.ru/forum/viewtopic.php?t=4787. Очень рад.

Велосипед мне тоже очень любим-прямо родной: папа его купил еще до моего рождения!
Вернулись в Литву, в Палангу 1957 году и до окончания средней школы частенько путешествовал по району от 20 до 100 км.
После 6-ого класса, летом 4 года даже работал велосипедом - развозил телеграммы по Паланге.

Самый большой велопоход Каунас-Таллин был совершен в июне 1976 года. Мы - близкие друзья из Каунаского Политехнического Института, Факультета Электроники, после 4-ого курса проводили 2 месячную практику в Таллине.

Маршрут:
Lithuania: Kaunas-Ariogala-Raseiniai-Rietavas-Gargždai-Klaipėda-Palanga -
Latvia: Liepaja-Skrunda-Saldus-Jūrmala-Riga-Saulkrasti-Limbaži-Salacgriva-Ainaži-
Estonia: Haademeeste-Parnu-Marjamaa-Tallinn.


Участники(7): Algis, Jonas, Mėčius, Petras, Rimas, Vytas, Romas.
Время: 05.06 - 14.06.1976г.
Протяженность маршрута: 860 км.
Количество дней: 9.

Карта 1. Карта стран Балтии
Фото 3. Остановка в Паланге
Фото 4. Юрмала
Фото 5. Утро в Латвии
Фото 6. Граница Эстонии
Фото 7. По Эстонии
Фото 8. Таллин

С нетерпением жду Вашей экспедиции. Романаc.

Вот так будущая первомайская покатушка стала уходить в пыль истории корнями :)
2. Наши дни. Члены "экспедиции"

Кричать и звать долго не пришлось, до отъезда в различных комбинациях изъявляло желание поехать 28 человек, в результате собралось 19 байкеров, готовых ехать в Хакасию:

1) Макс (Xenon, т.е. я сам) – организатор, руководитель, вождь, начальник, навигатор, экскурсовод и идейный вдохновитель сего мероприятия 8)

2) Саня (osss) – перевозимая на байке энциклопедия велотуризма и мат. части современного велосипеда. Ремонтник.

3) Галюня (Galina) – завхоз, а также просто душка и лапочка

4) Рома (arvik) – замечательная веселая личность весом в 120 кг., прогибающая все вилки и оставляющая канавы в асфальте после себя. Играет на большинстве придуманных в мире инструментов. Журналист.

5) Юлька (Корнева Юля) – «много шума из ничего», на мир смотрит либо через объектив видеокамеры или черные очки. Журналист.

6) Саня, Доктор Рон (ronhul) – фанат медицины, очень скоро его сделают настоящим доктором в СГМУ и тогда лучше никому не болеть в принципе. Ударник в нашей группе. Доктор.

7) Вадик (Вадик Ященко) – ацкий жгун, человек которого не возможно перемочить на поприще мочилова приколов.

8) Серега (Serb) – сама серьезность и благоразумие в этой безумной толпе.

9) Колян, (Nikolay) – заслуженный админ «велоТомска», также заслуженный велосипедист, заслуженный походник и заслуженный фотограф. Фотограф.

10) Коля, «Николай Второй» (Pink) – один из рядовых участников, без которых компания оказалась бы не полной и постоянно кого-нибудь не хватало.

11) Дима (фома) – относится к миру, путешествиям и всему с филосифией и юмором.

12) Денис (Rob_in_Zone) – начальник кострового хозяйства и основа водовозных бригад.

13) Сергей (baguio) – тихий, мирный парень, который ломит, что машины отстают.

14) Паша (surgutski) – еще один ацкий доктор, к которому лучше не попадать больным. В паре с доктором Роном входит в группу парамедиков нашего похода. Доктор.

15) Оля Кардыш – фотограф, не настолько заслуженный как Колян, но с уникальным видением предметов и сцен. Кроме этого отличный товарищ и соратник.

16) Игорь (ish) – самый молодой, но уже опытный велотурист этой тусовки. Человек составивший мне конкуренцию в области пересыпания и длительных подъемов.

17) Антон (lotar) – суров, жилист, могуч… Пешеходник с опытом, севший на железного коня.

18) Никита (Arm)
19) Марина (Arven) – сладкая парочка, отправившаяся в романтическое путешествие на поиски деревни и прочий расколбас. Получила все, что хотела по полной программе 8)
Томск - Ербинская

Утро 27-го апреля оказалось на редкость дождливым и холодным. И поезд оказался рано – в 6:30. Но это никого не испугало: к назначенному времени все были на перроне и разбирали свои байки. Погрузка в прицепной вагон «Томск 1 - Абакан» проходила под девизом «Ахтунг, велотурЫсты !!!», нас было много, а погрузка байков и велорюкзаков в вагон подавила все чувства свободы и демократии остальных пассажиров.

Фото 9. Галюня «курит» Newsweek…

На перроне выяснилось, что Доктор Рон, как его не предупреждали на форуме, таки забыл паспорт, без которого официально в поезд не пускают. Но проводница была побеждена Юлей Корневой, выдавшей ей душещипательную историю, о том, что мы экспедиция ТВ-2 и без этого человека цель нашего похода будет не достигнута, а усилия потрачены даром и всему виной окажется эта бедная молоденькая проводница… Ну и прочее в том духе. Последняя сдалась без особого сопротивления, посетовав только на то, как он поедет назад, и посоветовала сказать, что Доктор Рон потерял свой паспорт в дороге.

Фото 10. Наш табор в Ачинске у нашего вагона.

Кроме 19 велокомплектов и их владельцев в вагон погрузили: несколько мешков с едой в дорогу, жену osss’a Юльчик’а, дочь osss’a Соньку, жену Макса Наталью, дочь Макса Лидку, их вещи и детский горшок 8) Жены с детьми должны были ехать отдыхать в Абакан к родственникам и встретить нас там. Мелкие 2-х летние девки привнесли в и без того шумный вагон дополнительный мелкий кипиш и веселье.

Фото 11. Доктор Рон спит с барабаном.

Во время 2-х часовой стоянки в Тайге, народ разбрелся гулять по окрестным магазинам, туалетам и на расположенный неподалеку от вокзала памятник паровозу. Здесь большинству представилась реальная возможность слазить «фтопку» и пофотографироваться через дымовую трубу. Весь день и весь вечер мы пили пиво, ели пироги и травили байки в купе у Николаев. К вечеру Денис взялся за гитару и совместно с baguio и surgutski’м соблазнил в своем купе несколько соседских молодых студенток, ехавших в Абакан. Потом все пошли спать…

Фото 12. Станция Тайга: Фсе фтопку !

Высадка томского десанта на станции Ербинской была коварно намечена на самое коварное время суток: 2:45 по томскому. За час до этого 19 человек проснулись, собрались и тихо-тихо, не разбудив разве что Соньку и молодую проводницу, высадились со всем своим барахлом на перрон, откуда и начинался наш маршрут. Хакасия встретила нас теплым и дымным (в степи вокруг станции горела трава) ночным воздухом, довольно сильным ветром и звездным небом. Сборка и настройка велосипедов, велорюкзаков и велосипедистов заняла чуть больше 40 минут, и пока народ вылезал на дорогу, оказавшуюся за станцией, я скатался и нашел переезд, за которым и начинается путь к нашим приключениям.

Фото 13. Поезд, карты и прочая дребедень…
День №1. 28 апреля 2007 г.

(ст. Ербинская – деревня Романаса – Салбыкская степь)

Объехав в темноте по пустой дороге Ербинскую мы свернули на трассу, ведущую в Биджу, зрелище пожаров от горящей травы и отсветом светоотражаек на рюкзаках, одежде и байках, да блуждающие огни фонарей и мигалок создавали просто космическое зрелище, обозванное arvik’ом еще на прошлом майском легендарной фразой: «Мы приехали с планеты Зет !» Ночь была теплой, ветер попутным, немного пахло дымом от пожарищ и мы ехали на встречу нашим приключениям, ну и просто здорово провести время 8) Отъехав 8 км от станции и поняв, что воды в окрестных ручьях нет (зима в Хакасии нынче выдалась бесснежной), мы встали в лиственничном лесу в 100 м. от дороги на склоне холма, почти на половине подъема на небольшой перевал. Когда поставили палатки и легли спать было 5 часов утра :wink: и уже начинало светать.

Фото 14. Тиха Ербинская ночь, но байки надо перепрятать…

Шарики и ДР Коляна. Первые участники начали просыпаться в 9 часов, одним из них оказался как обычно osss, остальные же совы продолжали спать до упора. Этот день начинался с праздника: у Николая Первого сегодня был День Рождения и исполнилось ему ровняк 30 лет. Готовясь к празднованию ДР главного админа «велоТомска» и в попытке прогнуться перед ним, обитатели моей палатки и «соратники по партии» стали надувать маленькие китайские шарики, которые заботливо прибрала со свадьбы брата Галюня, дома их полночи сдувала, полопав треть из них. Нам предстояло их надуть ! Еще не проснувшийся и находящийся в спальнике Вадик, тоже приступил к надувательству шаров. Шарики надувались отлично, но лопались они еще прикольнее :lol: Каждый взрыв около лица порождал у Галки и Юльки Корневой женские визги, а у остальных мужиков, включая меня короткие полуматы. В общем, полпалатки было завалено надутыми мелкими шариками, а другая ошметками в клочья порванных их неудачливых коллег 8)

Фото 15. Утро Серба: «Бл#, шнурки не дрессированные что ли с утра стали ?»

Фото 16. Завтрак туриста.

Утреннее построение, массовое поздравления Nikolay’я и завтрак из бутербродов, пирогов и прочей еды, оставшейся с поезда, чай сваренный из воды, которую удалось собрать из бутылок и велобачков всех участников и мы выбираемся на дорогу. Стоит отметить один забавный факт из истории Паши 8) Перед походом Галюня, как завхоз всем рассылала раскладки со списком продуктов которые тот должен купить, в одной из строк Пашиной раскладки оказалась надпись: «конфеты шок. – ххх гр.», подразумевалось что это шоколадные конфеты, но подозревалось видимо не всеми :lol: Surgutski оббежал несколько магазинов, пока не нашел подходящие конфеты – конфеты «Шок» :wink:

Фото 17. Надувательский цех.

Это рай ! Ветер попутный, теплый, асфальт гладкий (кстати, отличительная черта хакасских дорог от Кемеровской области к примеру), отсутствие машин, окружающие виды и синее небо… Такой халявы даже я не обещал когда заманивал народ сюда 8) С перевальчика, на который довольно легко поднялись, вниз летели на предельных скоростях – как обычно на спусках центнерный Рома был непобедимее всех. Он даже не педалил на последующих небольших горках – так быстрее ехалось :wink: На некоторых участках дороги группа фанатов скоростных гонок с рюкзаками, возглавляемая мной, Доктором Роном и Серегой Baguio, умудрялась разгоняться до 45 км/ч на продолжительное время.

Фото 18. «Едут, едут ! Спасайте курей и скотинку !»

Стог и пещера. Первая массовая остановка была сделана на дороге напротив огромного стога сена – такое пропустить просто невозможно. Группа товарищей сломя голову рванула по полю к стогу в надежде залезть на него и попрыгать, но не тут-то было: 7-метровые края стога оказались почти вертикальными внизу и любая попытка влезть на него приводила к неудаче. Но нет предела человеческой изобретательности 8) Метод был найден – «лестница из мяса и костей», то есть из нас любимых :lol: Я, Вадик, Доктор Рон, Паша и Юля залезли друг по другу на стог, а уж на его верху мы оторвались по полной: сено работает как батут – подбрасывать почти на пару метров вверх с места… Это было здорово ! Наколбасившись до бессилия мы просто скатились с него вниз, и пошли к дороге.

Фото 19. Труд сделал из обезьяны человека… А желание – из людей лестницу !

Фото 20. Мастер спорта районного уровня по колхозной акробатике 8)

А там уже подъехали все, и начиналось очередное действо: байкеры ложились на дорогу в два дружных ряда и фотографировались. Кто-то черно пошутил: «Один КАМАЗ может стать братской могилой томского велотуризма…» Но за 20 минут мимо не проехало ни одной машины. Потом была транспортировка 120 кг. Ромы на обочину дороги группой добровольцев и неудачная попытка Serb’a и Lotar’a вдвоем залезть на стог :wink:

Фото 21. Скоростной спуск на жопе: эстафета 3 по 6 метров 8)

Проехав еще несколько километров вдоль выгоревшей степи, расположенной между высоких холмов, мы снова массово тормознулись. На этот раз совсем недалеко от дороги оказалась пещера, что не могло не заинтересовать любителей истории и этнографии. Поднявшись наверх, мы обнаружили, что пещера на самом деле довольно объемный, но не глубокий грот, в котором можно поместить на ночлег примерно 10-12 человек. Через дорогу от пещеры оказалось огромное поле цветов, подснежников ! Кроме них ничего не росло на этом поле. Плантация подснежников была от души подарена Галюне «за ночь проведенную с нами…» в одной палатке 8) После продолжительного фотографирования ботвы и имитации arvik’ом танцев маленьких добрых эльфов, все поехали дальше.

Фото 22. Хакасские пейзажи

Степь. Совсем скоро мы выехали на большое открытое пространство – «Долину Царей» или Салбыкскую степь, место древних захоронений хакасских вождей и шаманов. На этом мегакладбище находится раскопанный Большой Салбыкский курган. Но пока нам предстояло повернуть и найти менее древнее место – деревню Романаса, которая находилась в 5 км севернее места нашего выезда в степь. Прямо у дороги находится небольшое озеро-запруда, наполняющееся из родника, водой из него мы и питались остаток этого дня и начало следующего. Так же 50 лет назад из этого озера возили воду и жители литовской деревни Тайга…

Фото 23. «Один КАМАЗ может стать братской могилой томского велотуризма…»

Место для ночлега, которое мы нашли, не было идеальным, но было очень живописным – широкое ущелье с видом на трассу и степь. Дрова оказались совсем рядом, ровного места под лагерь было тоже хоть отбавляй, а вот с водой оказался напряг – пришлось многократно посылать «обиженных» возить воду из озера, которое мы проехали ранее, это 4 км. в каждую сторону. Первыми водовозами вызвались ехать Доктор Рон, Паша Сургутский и Денис, для этого было собрано огромное количество полторашек, которые им и предстояло привезти полными. А тем временем на нашей поляне и в окрестном лесу были развернуты массовые беспорядки: валка и заготовка дров, постановка палаток и ожидание водовозов… Последние долго не хотели к нам возвращаться и поэтому дабы скоротать время Рома начал свои шаманские напевы на дудке, а Вадик и Serb решили устроить даунхилл с соседнего от лагеря склона горы. Даунхилл вышел бы очень замечательным, если бы они подняли туда свои байки, но этого не произошло. И сделав вид, что дальше они пойдут пешком смотреть с вершины холма на нас, они побросали своих коней.

Фото 24. Дух Древней Хакасии: «Может по этому асфальту еще татаро-монголы ездили, а ты говоришь: гравий красноярский…»

Весь остальной народ сбился в кучу, чтобы не мерзнуть сильно на ветру и слушал Рому. То ли он играл не то, то ли не так, в общем, погода начала портиться и дело чуть не дошло до дождя, но все ограничилось только шквальным ветром, который, балуясь, гонял по поляне наши вещи.
После возвращения водовозов мы попили привезенной воды и обсудили «как жить дальше». Ну и поехали делать то, ради чего всё это затевалось – искать место, где находилась деревня. Arm и Arven остались в лагере – Марине уже требовался отдых… К нашей радости почти до самой поляны, где должна была быть деревня, на космических снимках была видна дорога, по ней нам и предстояло проехать чуть больше 7 км.

Фото 24. Пещерка

Фото 25. Она же…

Литовская деревня. Дорога оказалась на редкость живописной и хорошо укатанной, мчаться по ней против сильного встречно-бокового ветра удавалось со скоростью до 20 км/ч. На полпути нас немного подмочил небольшой дождик, надутый arvik’ом, но это настроения не испортило нисколько. Добравшись до указанного на карте и гугло-снимках места, мы действительно обнаружили поляну, перед ее обследованием на всякий случай несколько лосей проверили и поляну дальше по дороге, но она не подошла по описаниям.

Фото 26. Маленький добрый эльф 8)

Здесь действительно раньше была деревня :( На открытом пространстве находилось несколько длинных ям, оставшихся видимо от бараков или огромных землянок, все они были расположены точно так как указывал Романас в своих письмах… Также на поляне было довольно много сгнивших столбов, оставшихся то ли от заборов, то ли от деревянных зданий. Во многих из них были найдены ржавые, но еще довольно прочные кованые гвозди. Несколько гвоздей нам удалость выдрать, впоследствии я их отослал вместе с диском фотографий в Вильнюс. Посреди поляны, вдоль предполагаемой «улицы» была заросшая молодым березняком довольно длинная и неглубокая канава, может это был арык, а может еще что-то. Но от деревни не осталось ничего кроме этих руин :(

Фото 27. Кучка.

Пока все участники «экспедиции» рыскали, глядя себе под ноги, а Юлька Корнева бегала по поляне и снимала на камеру десяток за десятком мегабайты своего сюжета, я, osss, Вадик и Nikolay поднялись на соседний холм, чтобы посмотреть все сверху. Коля сделал полную панораму «деревни», а Вадик нашел первого клеща 8)

Фото 28. Johnson & Johnson

Еще с полчаса пообследовав ямы от бараков и столбы, мы собрались и поехали той же дорогой назад к лагерю. Лично меня не покидало ощущение, что мне удалось прикоснуться к Вечности, увидеть то, что мало кому дано понять или прочувствовать значительность этого незначительного события. В общем, я был и доволен, и удовлетворен, и расстроен, но уж точно не разочарован 8) Дорога назад оказалась гораздо короче: ветер дул в спину, свою миссию мы выполнили - гвозди позвякивали у меня кармане, дорога шла вниз в долину по цепи широких ущелий. На очередном из небольших травянистых спусков я умудрился под настроение рвануть вниз, превысив все допустимые нормы – 57 км/ч, и очнулся я уже в паре километров от этого места… Только это ощущение собственной глупости оставило неприятный осадок от посещения «деревни».

Фото 29. На поиски литовской деревни.

Лагерь, глинтвейн и судьбоносный артефакт 8) После приезда в лагерь еще раз сгоняли за водой (в этот раз очередь дошла и до меня), сготовили ужин, поели.… Процесс поедания супа был очень забавным 8) Ветер все также дул, иногда налетая порывами очень даже неожиданно… Народ сидел или лежал на траве довольно плотной кучкой и занимался чревоугодием. Nikolay, в очередной раз зачерпнув ложкой суп из тарелки, поднял ее, а подлый ветер в этот момент как раз довольно смачно дунул. Результат: половина ложки на плече Коли, вторая на куртке и лице osss’а :lol: Все поржали. После ужина я тоже обнаружил, что рукав моей куртки обильно покрыт супом 8) И еще я нашел, что не я один такой на этой поляне...

Фото 30. Дорога.

Вечерело… Но детское время еще и не собиралось выходить. С последними лучами солнца группа товарищей числом 8-10 человек решила подняться на ближайший к лагерю холм. Причины высказывались разные: от тривиального «проверить сотовую связь», до «полюбоваться на степи». Оставшаяся же группа товарищей занялась приготовлением атомного топлива под кодовым названием «глинтвейн» 8)

Фото 31. Всё что осталось от домов деревни Романаса.

Компоненты для топлива были подобраны подходящие: высокооктановые сорта красного вина, бронебойные крымские мандарины из запасов Ромы, порошковые добавки корицы, не порошковые гвоздики, немного радиоактивной дорожной пыли, степной травы и прочей органики, принесенной ветром. Особенно понравились мандарины от arvik’a: они могли элементарно сойти в качестве ядер для небольшой ядерной пушки :lol: Они были твердыми и прочными снаружи и мягкими и вкусными внутри – парадокс.

Фото 32. Это место, где и была сама деревня

Главным идеологом процесса выступали: Фома, surgutski и я. Пока мужики с остервенением кромсали в салат ядерные мандарины, я с упоением вскрывал пачки и бутылки с вином и выливал их в боб 8) Стоит отдать должное упорству очистителей: мандарины чистились отвратительно. Периодически набегавшие мародеры норовили то притырить мандарин, то упереть немного вина, но все же большая часть попала в реактор. Реактор был установлен над топкой, в которой далеко не мирно окислялись дрова и процесс пошел полным ходом… Народ, не вошедший в группу фанатов сотовой связи, столпился плотным кольцом вокруг топки с реактором и весело загалдел, предвкушая будущую радость от потребления топлива и очень активно пытаясь снюхать еще не готовые компоненты.

Фото 33. Руины

Когда солнце село и начало темнеть глинтвейн был уже готов, а фанаты еще не вернулись с окрестных гор. Ждать сил не было, многие оставшиеся рисковали погибнуть, захлебнувшись обильной слюной. Тогда было принято судьбоносное решение: «Надо пить!» За кружками, стопками, рюмками и прочими топливными баками не пришлось никого посылать – всё оказалось в момент там где моя рука только потянулась, чтобы открыть реактор 8) После первой кружки все поняли: ПОЛУЧИЛОСЬ !!! Пить горячий глинтвейн среди высоких холмов, на сильном пронизывающем ветру, дующему со степи и пахнущего сухой травой с последними отблесками зашедшего солнца – это счастье ! :wink:

Фото 34. Остатки землянки или погреба.

После первой кружки вторая не задержалась – настроение у всех повысилось от 125 до 340%. К тому моменту начали спускать горцы с фотоаппаратами и сотовыми телефонами, как раз допили первое ведро и перезарядили реактор. Мне же приспичило отойти по физиологической нужде… Я отправился по ветру к ближайшей небольшой ложбине среди холмов, и когда я туда прибыл выяснилось, что туалетную бумагу не взял и решил вернуться за ней. Сделав шаг назад, я нашел то, что в следующей серии обязательно должно будет сыграть свою роковую роль: череп какого-то животного средних размеров, давно умершего в этих краях. Оно и было принесено мной к костру. Но об этом в следующей серии…

Фото 35. «Наша деревня»

Спустившиеся очень быстро приступили к дегустации готового реактива и также быстро влились в ряды уже заправленных. Когда совсем стемнело и топливо начало заканчиваться, Томичи начали переходить на альтернативные виды топлива, в основном на воссоздание слуховых галлюцинаций. Рома достал дудку, Serb - хомуз, Денис - гитару, Доктор Рон - тамтам… В результате вокруг костра разгорелись настоящие индейские скачки и шаманские пляски с бубнами. Довольно долго народ еще вкушал радость в темноте при всполохах костра, раздуваемого ветром.
Как началась и кончилась ночь - я не помню, утро же наступило для меня как обычно с воплями Одиванова: «Подъем! Типа завтрак типа готов»

Фото 36. Вид с окрестных холмов на Долину Царей
День №2. 29 апреля 2007 г.

(Долина царей - Салбыкский курган - Биджа – Пригорск – река “AnyKey”)

Чистить зубы пришлось в нескольких километрах от спальника – на водозаборе, откуда мы и жители литовской деревни возили воду. В общих чертах даже неплохо: вылез из спальника, сел на байк и поехал чистить зубы 8) Я поехал чистить зубы первым на озеро, хотя встал одним из последних. К моменту как я закончил моцион и уже проснулся окончательно, подъехало еще 3-е, потом еще 3-е, потом еще 2-е, и когда я уже подъезжал обратно к лагерю, мне навстречу с заспанным взором и зубной щеткой навстречу пронесся ish, тело которого самостоятельно двигалось в направлении воды на велосипеде.

Фото 37. «Мои ноги ? Нет ? Да ? Привет, ноги !»

Завтрак, сборы, выезд с места нашего замечательного бивачка среди холмов на асфальтовую дорогу в Биджу… Собравшись на асфальте мы отрядили очередных двух водовозов с полными кулями пустых бутылок на водозабор, а остальные стали играть в разные игры на обочине. Доктор Рон, который любит лежать на асфальте, как обычно растянулся у обочины, чем тут же воспользовались Рома, Галка, Юлька Корнева и еще кто-то подлый. Силуэт Сани обложили камнями, как обводят мелом трупы в пиндосских боевиках и для верности положили ему на грудь контрольный валун – самый крупный, размером с волейбольный мяч.

Фото 38. Дуэт: Рома - играет, Коля – пьет…

Потом я нашел на обочине шайбу от какого-то крупного механизма и посовещавшись с мудрыми 120 килограммовыми и более легкими шаманами мы наложили на нее заклятие: «Шайба – скорость повышайба. Увеличивает скорость на спусках на 200%». А саму шайбу положили Галюне незаметно в рюкзак, надеясь повысить ее скорость своим заклятием. Потом мне попалась большая гайка, весом с биллиардный шар. Гайку мы тоже заколдовали страшным колдунством и снова подложили Галюне. «Гайка – с дороги не улетайка» была призвана повысить устойчивость ее носителя на 120%... До конца похода Галюня собрала незаметно для себя целый арсенал могущественных артефактов весом чуть меньше кирпича, но их магия действовала безотказно :lol:

Фото 39. Шаманы рубают heavy metal…

Авария и прикосновение к истории.
Ветер дул нам четко в спину, ехали мы по гладкой дороге с небольшими перепадами высот по краю степи – просто песня… Ради эксперимента я разогнался до 40 км/ч и перестал педалить, инерции до полной остановки мне хватило на 6,8 км :!: После этого мы съехали на грунтовку, ведущую к Салбыкскому кургану. Группа лидеров хорошо рванула по грунту, но вскоре позади послышались окрики, пришлось тормозить и возвращать :( ДТП…

Фото 40. «Ацкий жгун» костер

Дело было так: на одном из изгибов грунтовки находилась канава, которую объезжала кучка байкеров, в которую входили в том числе Вадик и Рома. По невыясненным причинам Рома протаранил сбоку сзади Вадика в переднее колесо :!: Оба упали… Вадик, который подобрал утром череп животного на биваке и прилепил к себе на рюкзак сзади, не подумал: карма столь мощного хакасского артефакта оказалась не совместимой с кармой транспортного средства томского байкера.

Фото 41. Утро в деревне. Lotar выходит из подъезда…

В результате Рома получил несколько ушибов и множество ссадин в основном на конечностях, что повергло просто в неописуемую радость наших докторов Рона и Пашу. Они за считанные минуты превратили Рому в забинтованную мумию, обколотую всеми доступными в данной местности мед. препаратами и вымазанную клеем БФ-6 по самую панамку. Вадик пострадал в другом плане: сам он отделался небольшой ссадиной на руке, а вот его байк от попадания столь мощного кинетического тела как Рома практически превратился в железный винегрет. Из переднего обода было вырвано 6 спиц, ниппеля их сорвало начисто, а дыры в ободе деформировало. Колесо получило заметную даже без бинокля с 2-3 км. восьмерку. Порыв в покрышке на фоне этого оказался сущей мелочью. Усилиями велоремонтников удалось поменять местами спицы и довести колесо до приемлемой геометрической формы, но до конца похода Вадик радовал народ необычностью своего полигонального колеса 8)

Фото 42. «Так, рабы встали. Пора гнать их на плантации…»

После получасового перерыва мы снова двинулись по степи к видневшемуся в 3-4 км. кургану и вскоре его достигли. Курган – это могила крупного древне хакасского начальника, и размер кургана говорит о его крупности при жизни. Этот был, судя по всему довольно крупным, т.к. уступал в размерах только самому крупному, т.е. Большому Салбыкскому. Последний, кстати, признан самым большим в Южной Сибири курганом. Народ не преминул воспользоваться случаем и залезть на него всей толпой. На верхушке могилки мы нашли еще одно развлечение: как уже упоминалось ранее, нас довольно давно уже гнал довольно сильный попутный ветер… Здесь же, на высоте 8-10 метров над окружающей степью он казался просто ураганным: встав лицом к ветру и создав из себя и куртки парус можно было довольно прилично наклониться вперед и не упасть – встречный поток держал наши бренные тельца 8)

Фото 43. Юлька Цезарь делает 2 дела сразу: ест печеньку и барабанит на тамтаме подъем.

Следующим хитом нашего путешествия стал собственно сам Большой Салбыкский курган, от предыдущего до Большого проходило 1,5 км отличной грунтовой дороги, как собственно везде по степи. Некогда самый большой курган теперь (с 1954 года) представлял собой квадратную площадку 70х70 метров, огороженную забором из каменных плит с воротами, обращенными на восток. Насыпи давно уже не было… На одном из камней ворот красовалась выбитая надпись:

Фото 44. Галюня и Рома: «Я тебя мехом во внутрь выверну…»

«Большой Салбыкский Курган. Сооружен в III веке до н.э. над могилой знатной семьи тагарского племени. Имел 0,5 км в окружности, 11,5 м. высотой. Раскопан Экспедицией Академии Наук СССР и ХакНИИЯПИ под руководством Киселева С.В. в 1954 – 56 г.г. Охраняется государством !»
В музее им. Мартьянова в г. Минусинске, первом музее за Уралом есть фотография, сделанная до раскопок и подпись под ней:

Фото 45. Авария: Рон ремонтирует Рому

«Салбыкский Курган – самый большой в Южной Сибири. Высота его земляного сооружения к моменту раскопок С.В, Киселевым 1954 г. Составляла около 12 м. В древности курган имел вид грандиозной земляной пирамиды высотой 30 м., заключенной в квадратную каменную ограду со сторонами по 70 м. и высотой в 3 м. По углам и простенкам ограды были вкопаны каменные глыбы высотой 6 м. и весом до 50 тонн.

Фото 46. Авария: остальные ремонтируют колесо 8)

В центре ограды находился древний склеп, в котором был захоронен мужчина старческого возраста в сопровождении 6 других людей. Его могила была разграблена еще в древности.»
Кроме этого известно, что камни сюда таскали людьми и лошадьми из каменоломни, находящейся в 15 км. Вот такая вот 2000-летняя могилка… :roll:

Фото 47. Не раскопанный курган.

Народ очень живо прикоснулся к хакасской истории с разной степенью проникновения в нее, пооблазив камни высотой в 2 этажа и мы поехали дальше. В 8 км. от кургана находятся восточные ворота в долину: два камня расставленные между собой на 3 метра и высотой в 2-2,5 метра, потертые почти до полировки от времени и людей. По приданиям, если потереться больным местом о подходящее место камня, то больное место должно излечиться. Многие из нас потерлись задницами – самими болезными для байкеров местами :lol:

Фото 48. Ветер делает Коляна толстым

Пригорск – город у дороги и Мега-река “AnyKey”.
После посещения реликтов мы снова выбрались на трассу Сорск – Абакан и поехали к М-54, т.е. в сторону Енисея. По дороге мы съехали на проселок и перекусили имеющимися запасами продовольствия и погоняли в своё удовольствие по отличному хакасскому асфальту. Проехали Биджу и Московское, и у выезда на федеральную трассу в районе города Пригорска оказалось что группа растянулась почти на 4 км., благо в степи видно далеко 8)

Фото 49. Большой Салбыксуий Курган, а точнее его раскопки

Пригорск… Город времен советского индустриального бума, вырос в степи у дороги в 10 км. от берега Красноярского водохранилища. Представляет собой довольно необычное зрелище: несколько 9 этажек свечками торчат в степи вдоль трассы, между ними с десяток 5-этажек, детский сад в 2 этажа, какие-то котельные, склады и на заднем плане разбросанные на 5-7 км. корпуса заводов, большая часть из них просто «памятник перестройки» - пустые опустелые сооружения из железобетона, пыли и песка…

Фото 50. Та самая надпись

Еще 8 лет назад больше половины домов были пусты, стекла были выбиты, двери заколочены, Всё это смотрелось довольно грустно, когда едешь из Абакана в Красноярск. Таким я и ожидал встретить этот «город индустриального туризма», но приятно удивился: все дома заполнены новыми жильцами, какая-то жизнь на обеих (:!:) улицах города, дети, машины во дворах, новый магазин у трассы… Жизнь налаживается 8) Позитив…

Фото 51. Внутренняя площадка раскопанного кургана

Пока мы разграбляли тот самый магазин-кормушку у дороги на предмет воды, сока, шоколадок и прочих прелестей жизни, Вадик и Доктор Рон с неподдельным интересом разглядывали афишу на его стене… Вид у них был очень увлеченный 8) Самая крупная надпись на афише гласила: «В ожидании чуда» :lol: Но чуда парни из Томска так и не нашли на стене магазина – пришлось им как и всем остальным ехать на пляж 8)

Фото 52. Так выглядел Салбыкский Курган до раскопок 1956 года. Фотография из музея Мартьянова, г. Минусинск.

Дорога до берега AnyKey’я была тупиковой, поэтому машин на ней почти не было, особенно когда закончился асфальт на свороте к с. Мохово и началась настоящая 100%-ная грунтовка, ведущая к реке. То что мы увидели чуть позже нас просто поразило: такого огромного пляжа в этих местах я раньше не видел 8) Ну конечно же красота могучей сибирской реки в первых лучах заката… Вода стояла низкая: зима была на редкость бесснежная - от травянистого обрывчика, который обычно бывает берегом, до воды простирался огромнейший пляж, шириной в несколько сотен метров. На противоположном берегу прямо напротив нас находилось устье р. Тубы и горная гряда, именуемая как Енисейский Кряж. Именно в этом месте, у деревни Мохово и начинается Красноярское водохранилище, как выразился Рома: «Это тут краснояры свою воду хранят ?» :lol:

Фото 53. Так холодно…

Фото 54. А так тепло 8)

Глинистый пляж, полоска гравия и травянистый берег – всё это теперь было нашим на несколько километров вдоль 8) Наш маленький велоТомский городок был на этот раз заложен на твердой каменистой площадке в 100 м. от воды. Вид во все стороны, как вы сами догадываетесь, был обалденный ! Правда с дровами была некоторая неувязка – всё-таки степь: кустов и деревьев тут не было в принципе, так что выброшенный на берег топляк приходилось стаскивать со всей округи. Хотя банду древесных собирателей это не сильно напрягало 8)

Фото 55. Макс обедает: «О, великие духи хлеба, сыра и колбасы, разрешите духу Макса вас поглатить ?»

Двое других наших колхозников Serb и Доктор Рон были отправлены нашим завхозом Галюней с партийным заданием обеспечить коллектив водой. И задание, мягко говоря, оказалось не из самых легких – последние 5-10 м. до воды глина проседала и заполнялась грунтовой водой, поэтому посланникам пришлось соорудить небольшой пирс из плоских камней, чтобы набрать воды, чем они довольно долго занимались. А сам процесс набирания воды напоминал танцы с какими-то загадочными движениями, во время которых они довольно долго держались за руки :wink: Смотрелось это с берега забавно 8) Еще одним забавным эффектом на пляже были следы 120-килограмового Ромы: если след обычного человека был вдавлен на 5-10 мм, а следы Корневой почти терялись, то от arvik’a оставались ямы гораздо более глубокие, о которые можно было даже запинаться :lol:

Фото 56. Пригорск – город у дороги

Встали на бивак довольно поздно – день был насыщенный (некоторые даже умудрились за этот день накатать по 75 км.), поэтому скоро мы были вознаграждены за свои старания кровавым закатом необычайной красоты ! На этом эпитеты у меня кончаются и остаются только междометия 8) Остаток вечера и начало ночи мы провели у костра и на пляже за распитием чая, пива и поеданием ужина и прочей запасенной еды, но в основном за созерцанием великой воды по имени AnyKey…

Фото 57. Пустые 9-этажки Пригорска

Во время установки нашего лагеря пришлось собирать топляк на костер по всему обширному пляжу AnyKey’я, чем почти все и занимались. Некоторые настолько усердно, что Рома с опасением в голосе высказался: «Хорошо, что эти парни за нас…»
На территории нашего заповедника (иного слова не находится, так как в составе было столько интересных и экзотических животных) был также установлен тотем, который должен был пугать злых духов и оборонять нас от сидхов и дерьмодемонов-фекалоидов. Видимо тотем работал на отлично, потому что ночью никто из них не появился…
День №3. 30 апреля 2007 г.

(“AnyKey” – Абакан – и «ту-ту» в сторону станции Тайга)

Возвращение к цивилизации: Абаканский Анклав и прогулка по столице Хакасии.
Утро наступило, как водится, неожиданно какими-то криками и возней за тентом палатки: «Подъем, еда готова…» День обещал быть совсем не интересным – нам предстояло проехать в Абакан на ЖД вокзал через Анклав, состоящий из Абакана, Черногорска, Усть-Абакана и еще 4-5 деревень и поселков. Все они практически впритык стояли друг к другу, поэтому о том, что кончился один нас. пункт и начался второй можно было узнать по дорожным знакам, установленным на одном столбе.

Фото 59. AnyKey: arvik бежит на пляж…

Перед общим стартом зарядили вперед Марину Армированную, чтобы потом ее не ждать. Доехали по вчерашнему пути до Пригорска, впервые за все время нашего хаджа ветер дул нам в морду, не давая перегреться на палящем солнце. От Пригорска мы двинулись по трассе М54 «Енисей» в сторону Абакана. Как ни странно машин было не много, потому что обычно в этом месте они едут почти вереницей…

Фото 60. Тусовка на пляже

Самым тяжким испытанием оказался асфальтированный перевал между Черногорском и Пригорском, за которым началась Минусинская котловина. На седловине собирались очень долго из-за разницы в физподготовке. Доктор Рон успел обделать массажем пару своих пациентов, еще пару обработать своим девайсом. Зато спуск был просто песня: длинный, гладкий, пологий… Едешь 35-40 и можно вино на ходу разливать по рюмкам :lol:

Фото 61. Наша деревня на пляжу Енисея

Через прилегающие к Абакану, столице Хакасии, поселения проехали без каких либо потрясений и происшествий, не считая прокола Пашей заднего колеса. На самой границе города устроили перекус типа «обед» на берегу реки Ташеба, почти у самого забора Абаканского аэропорта. А потом почти сразу через 4-й спальный микрорайон выехали на центральные улицы города: Дружбы народов и Пушкина, а там и на вокзал…

Фото 62. Галюня: «Что-то отличало Штирлица от жителей Берлина. То ли суровое выражение лица, то ли осанка, то ли парашют, волочившийся за ним…»

До поезда оставалось еще несколько часов, поэтому, оставив пару человек во главе с Саней Одивановым оборонять наши вещи и байки, мы решили пошляться по центру города. К сожалению, в Краеведческом музее, расположенном напротив вокзала был выходной, поэтому мы туда не попали. А вот в обширном парке расположенном недалеко, выходных не бывает 8) В парке с нами произошел небольшой казус: набродившись и накатавшись за полдня, мы решили сесть и передохнуть на длинную лавку в аллее. Никакого подвоха 10 человек, которые на нее уместились, не заметили, т.к. на краю лавки уже сидели 3 хорошо подготовленных бухлана и совершенствовались в своем искусстве. Через несколько секунд кто-то заметил: «У меня лавка к жопе липнет…» 8) Лавка оказалась крашенной и еще не до конца высохла, поэтому отличительным знаком этой прогулки стали синие полосы на жопе большинства участников :wink:

Фото 63. Наш могучий тотем

Обратный путь до вокзала ели мороженое, часть байкеров шла босиком по асфальту, неся свою обувь в руках. На улицах Абакана в отличие от многих других городов очень чисто – никто не порезал ноги, а замарать их после 3 дней на природе было уже сложно.

Фото 64. Натюрморт: Байки на закате

Фото 65. AnyKey утром

Фото 66. Где-то тут же…
3. Железнодорожный путь домой

Поезд до Тайги. Электричка до Томска.

Скоро на вокзал прибыли недостающие элементы нашей поездатой жизни: две жены и две дочери двух байкеров. Обмен впечатлениями обеих сторон и начало погрузки… Какой-то местный журналюга газетный умудрился взять интервью у arvik’а и сделать несколько фотографий.

Фото 67. Байкеры на федеральной трассе. «На Абакан !»

В поезд мы грузились со всем пафосом, с которым могут грузиться 19 байкеров с велами и две тетки с детями: народ бегал по перрону с рюкзаками, зачехленными разобранными байками, мешочками с едой в поезд. Но самым экстравагантным выглядел Serb, тащивший детский горшок в пакете 8) Кроме всего прочего погрузили в вагон нашего доктора Саню, который забыл в Томске паспорт, на правах ручной клади с билетом. В общем в вагон влезли все и запихали всё :wink: В поезде пили пиво и смотрели в окно на хакасские степные и горные пейзажи вместо закуски.

Фото 68. Суровый степной самолет

В обед следующего дня мы выгрузились в Тайге, где нам предстояло дождаться томского электрона и оказаться вечером дома в ванной. Было сухо и тепло, как уже мы привыкли, поэтому табор наш расположился прямо на перроне вокруг опоры ЛЭП, прямо напротив отделения милиции. Но менты только выходили из него курили, смотрели на нас как на зоопарк и заходили обратно.

Фото 69. Спуск с перевальчика в Черногорск

Вскоре начали появляться знакомые иногородние байкеры, массовый 138-человечный майский пробег которых заканчивался в Тайге. Сначала неожиданным снегом на голову свалилась красноярка Оя, вылезшая из соседнего вагона с нами и ехавшая в нем с Анжерки. Сопли, слюни, слезы радости, впечатления – пихаем Ою обратно в вагон, и она уезжает в Среднюю Азию кататься дальше на байке. Потом на перрон начали вылетать замыленные красномордые омичи и новосибирцы, омичам надо было успеть на свой омский поезд, поэтому они топили с утра что перца нажрались. Часть новосибирцев их взялась провожать. Потом прибыли 2 изтомских участника этого пробега Genyia и Tsoi (кроме них никто не собрался из наших байкеров представлять Томск на данном пробеге, почти все потенциальные участники поехали в Хакасию). Пообщавшись несколько минут с авангардом, мы стали ждать появления основных сил Сибирского велопробега, но так и не дождались – электричку подали раньше.

Фото 70. Табор в Тайге

Фото 71. Папуясы – любители бананьев 8)

Фото 72. Serb: «Ты смотри, пока нас не было пиндосы опять зулусам эмбарго объявили…»

Фото 73. Наши тетки под неусыпным контролем парамедиков.

Фото 74. И кто кого передразнивает ? 8)

До Томска доехали сначала нормально, а потом с дачниками 8) НеуДачники начали наполнять и без того заполненный байками вагон с неистовой энергией нейтрино в районе Басандайки и до самого Томска, так что к городу в вагоне уже можно было дышать «женщины вдох, мужчины – выдох, а потом поменялись…» Но в остальном все было здорово. Томск встретил нас солнцем и кучей любопытных глаз на перроне. Так закончилась наша эпопея с поиском деревни Романаса Станкуса…

Фото 75. «Тетя завхоз, дай пожрать чего-нибудь !!!»

Всё, конец. Спасибо за внимание. Смотрите экранизацию данной комедии в кинотеатрах города :wink:

Фото 76. Все в одном.

Фотографии by: Nikolay, Rob_in_zone, arvik, Galina, Serb и Ольга Кардыш.
Текст и прочая фигня: Макс Иванкин (Xenon)

Оригинал находится на "ВелоТомске": http://velo.tomsk.ru/forum/viewtopic.php?f=22&t=7450
Послесловие
Тема: История

После возвращения сводка фотографий и гвозди, найденные на руинах деревни были отправлены Романасу в Вильнюс. В ответ пришло вот такое письмо:

Романас Станкус: 2007.02.04
   Хотя и поздно, но я, по описаниям знакомых, начертил план дер. Тайга, состояния 1957 года:


1. Школа
2. Наш старый барак
3. Наш новый барак
4. Магазин
5. Вагончик-кино
6. Вагончик-хлебопекарня
7. Барак
8. Жилой дом
9. Жилой дом (2 единицы)
10. Цистерна для питьевой воды
11. Баня
12. Общий туалет
13. Хлев для волов и лошадей

А это то, что мы собрали на месте деревни Тайга: теперь гвозди и фотографии находятся в музее г. Паланга, Литва.

Комментарии
RE; это здорово 
А по какому поводу радость ?
Guest20.05.09, 13:27
это здорово 
и радость обуяла мое сердце это здорово это здорово это очень очень хорошо
Спасибо 
НУ в общем когда есть хорошая компания, почему быи время не провести весело 8)
О Маршруте
Ссылка:
Опубликовал Макс Иванкин