республика Алтай / Горный туризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Из Чибита в ущелье Актуру за 7 дней, или Чайники на маршруте 2 к.с.

11 - 20 августа 2014 г.
Отчет о прохождении маршрута 2 к.с. без специального снаряжения семейной парой (Коля + Катя)
Чибит->перевал Орой->Шавлинские озера->перевал Абыл-Оюк->перевал Томич->перевал Эренбурга->вершина Купол трех озер->ущелье Актуру
Описание похода
11 августа. Конец поселка Чибит - ручей Орой метрах в 300 над мостом через Чую.

Впервые за последние 10 лет мы с Катей решили провести часть моего отпуска без детей, которых на это время с радостью пригрела бабушка. Из спец. снаряжения для горных походов у нас была лишь трекинговая палка и метров 10 не слишком толстой веревки (висеть на ней наверное не стоит).

Поход начался весело: Я был в Горно-Алтайске по работе еще с 5 августа и сейчас в 6 утра ждал Катю, чтобы скорее сесть в Такси, поехать в Чибит, а оттуда успеть как можно ближе подобраться к перевалу Орой. Увы, туман над рекой Катунь не позволил осуществить эти планы. Самолет переждал туман в Новосибирске и сел только в первом часу дня, поэтому в Чибите мы были к 7 вечера. Водитель Гайдар (тел. 8-913-694-87-26) довез нас за 3 тыс. р.. Дорога от поселка подходит для машин повышенной проходимости. Почти сразу начинается небольшой крутой подъем вверх, который с непривычки дается тяжело. После подъема дорога идет практически пологая, внизу шумрт Чуя, вокруг много каких-то грызунов, которые при нашем приближении с писком разбегаются по своим норкам. Мост через Чую хорошо виден уже с развилки, с которой нам надо к нему поворачивать. Нам правее. Проходим мост. Дальше много тропинок. Слабенькие идут к ручью Орой, а утоптанные наверх к жилищу владельца моста, который берет 100 р с человека за проход. Поднялись по тропке дальше вверх, справа видны какие-то жилища. Наверное, там держат лошадей. Чуть дальше тропинка уходит влево, а нам надо бы направо на холм с сухой травой. В конце холма тропка вниз приводит нас к местам для стоянки - одна около тропки (N50° 16.898' E87° 30.928'), а вторая в 20 метрах около ручья Орой. Уже смеркается. Успели до темноты набрать дров и поставить палатку. Ужинали уже в темноте.

12 августа. Перевал Орой, плато Ештыкель, реква Швабга до слияния с ручьем.

Поскольку Катя почти всю предыдущую ночь не спала, встали поздно и вышли около 9.30 утра. Сразу постоянный подъем вверх. Тропа хорошо протоптана. развилок особых нет. Один раз тропа уходила правее в сторону Ороя. Мы пошли левее. Дорога идет далеко от ручья. Вокруг растут небольшие кедры и лиственница. Посередине затяжного подъема увидели бурундучка. Он бегал в нескольких метрах от нас, что-то грыз и совсем не боялся нас. Пока смотрели, заметили рядом кустик жимолости. На нем было несколько ягодок. Это наш первый "подножный" корм на маршруте. Наконец снова подошли к ручью Орой. Его шум слышно издалека. Далее дорога шла вдоль ручья. Причем буквально метров через 100-200 между ручьем и тропинкой нашли много кустов голубики. Некоторые полны ягод. Пришлось сделать вынужденный привал. Пройти мимо такого места очень сложно. Но все-таки через минут 30 пришлось оставить это чудесное место и к обеду мы уже были под перевалом, в том месте, где в последний раз видна вода ручья Орой. С тропой все это врем проблем не было. В какой-то момент она лишь перешла на другой берег изрядно уменьшившегося ручья (N50° 16.203' E87° 30.623', 12.00, высота 1756 м). После обеда продолжили путь. Прошли мимо магазина, в котором продаются булки и молочные продукты (N50° 14.660' E87° 29.053', 15.00, 2106 м). В магазин нам не надо было. Вообще на всем протяжении маршрута до озер встречалось очень много разных туристических групп. Одну из таких групп мы встретили на перевале (N50° 14.555' E87° 28.197', 15.40, 2213 м). Спросив, дойдем ли мы завтра до Шавлинского озера, услышали, что маловероятно, поскольку они со стоянки, которая где-то под перевалом, шли к озерам три дня и очень устали. От другой группы узнали, что почти до слияния Швабги и Шавлы нет стоянок в лесу,  поэтому нам стоит поторопиться и тогда завтра все-таки есть шанс добраться до озер. Сначала мы километра через три спустились к довольно теплому ручейку, вытекавшему из озера Ештыкель (N50° 13.224' E87° 26.730', 16.48, 2162 м). Перешли ручей и немного отдохнули на нем. Далее тропа шла вдоль ручья. Через некоторое время по камням перебрались на другую сторону вроде того же ручья, но вода в нем уже ледяная, а расход воды на порядок больше. Больше мы этот ручей не переходили, хотя в одном месте и видели 'лжеброд' на другую сторону. Благо проходили в этот момент мимо знающих людей. В одном месте тропа подходила прямо к прижиму в реке, потом ушла вверх от ручья. Перед этим было небольшое место для стоянки около реки. Дров вокруг не было видно, хотя одинокие деревья уже попались по пути. Дальше некрутые, но нудные подъемы отобрали довольно много сил, ну а после долгожданный спуск к  ручью, впадающему в Швабгу. Сразу после ручья стоянка, на которой мы и встали (N50° 11.508' E87° 23.752', 19.00, 1898 м). Вокруг заросли жимолости. Кстати, сухие ветки жимолости очень хорошо горят. День показался бесконечно длинным и тяжелым - рюкзаки-то мы еще не разгрузили от разных ништяков. Там еще можно найти даже немного огурцов.

13 августа. Река Швабга - река Шавла - Шавлинское озеро.

Встали рано. Вышли в 8.00. Минут через 5-10 после начала движения  уже переходили по бревнам мощный приток Швабги. Рядом много стоянок, большинство из которых заняты. Через некоторое время тропа стала удаляться от реки в сторону долины реки Шавлы. Идем по лесу. В одном месте очень красиво мох стелился по камням и мы сделали привал (N50° 10.731' E87° 21.382', 9.00, 1693 м). Вокруг много шикши, брусники и даже попадалась голубика. Вышли в долину Шавлы и потихоньку начали набирать высоту. Дорога простая, тропа четкая. Дошли до небольшого чудесного озера, а на нем маленькая стоянка прямо около тропы под одиноким деревцем (N50° 08.639' E87° 22.548', 12.15, 1785 м). Вода в озере теплая, поэтому мы с радостью искупались в нем и тут же пообедали. Вдали сверкают снежные ледники. После озера добрались до слияния двух ручьев, образующих Шавлу. Жарко, поэтому еще разок искупались. Там же нашли кусты с такой крупной жимолостью, что минут за 10 и наелись и набрали поллитровую бутылку (N50° 06.845' E87° 23.921', 1852 м, 15.22). Дальше был более крутой подъём к Шавлинскому озеру. Тяжело - уже подустали и жарко. Забрались на озеро и буквально в 50 метрах от его начала нашли большую стоянку (N50° 06.539' E87° 25.093', 16.10, 1968 м). Оказалось, это была чуть ли не единственная незанятая стоянка на озере.  Искупались, поставили палатку. Внезапно налетел какой-то очень холодный ветер и пошел дождик. Поскольку времени пятый час, залезли в палатку - решили погреться и чуть отдохнуть. Минут через 30-40 пришла группа из 9 туристов и обустроилась на нашей поляне. Оказалось, это ребята из турклуба Вестра. Они расстроились, что сегодня немного разминулись с другой группой из этого же турклуба, которая шла на перевал Абыл-Оюк. Узнав наш маршрут, просили передать своим большой привет. За ужином я узнал, что оказывается буквально в 100 метрах отсюда есть магазин, где можно купить лепешку. Сгонял туда и ужин у меня был с лавашом.

14 августа. Шавлинское озеро - Верхнее Шавлинское озеро - подъем в сторону перевала Абыл-Оюк на стоянку на озере под ледником.

Встали в 6 от будильника Вестровцев. В 7 мы уже шли вдоль озера (решили идти без завтрака). Красота неописуемая - в эти утрениие часы в озере отражаются горы. По дороге попадается много занятых стоянок. Дошли до долины туриков (N50° 06.060' E87° 25.934, 7.40). Их тысячи вокруг. Дальше стоянок на озере уже нет. Тропы в долине туриков тоже нет. Шли по морене, любовались туриками, быстренько сложили свои мини-турики. Только в конце долины туриков видна тропа на спуск с морены. Между озерами много ложных троп, котопые иногда заводят в тупик. Перед верхним Шавлинским озером начинается долгая морена (мы обходили озеро слева). Камни большие, идти сложно. Иногда попадали в тупики. После морены позавтракали на берегу озера (N50° 04.621' E87° 26.750', 10.30, 2176 м). В конце озера большая стоянка в лесочке (N50° 04.331' E87° 26.949'). Вокруг много оставленного тур. снаряжения. Через некоторое время тропа круто уходит вверх. Хорошая тренировка перед перевалом. После где-то двухсотметрового подъема выходим в долину с пологим подъемом. Собираем щавель и смородину. Через некоторое время невдалеке справа видно красивое заболоченное озеро. Но оно нам не по пути. В какой-то момент увидели горного козла (какое-то копытное животное). Он стоял перед большим камнем перед нами, почти сливаясь с ним, что-то лениво жевал и смотрел на нас. Мы пофотографировали его издалека и пошли в его сторону. Козел неспеша повернулся к нам спиной, посмотрел ещё на нас немного и побежал. Когда мы подошли к камню, то увидели слева небольшое красивое озеро голубовато-зеленого цвета и стадо козлов, удаляющихся от нас и от озера, у которого они, видимо, паслись. Похоже, сначала мы повстречали дозорного козла... :-) На этом озере мы и встали на стоянку (N50° 03.904' E87° 28.440', 2568 м, 14.10). Вода конечно прохладная, но это не помешало нам искупаться. Местами еще в полуметре от озера начинаешь проваливаться глубоко в жидкий ил. Не зря предыдущие туристы проложили каменные дорожки к берегу. Ледник отсюда уже хорошо виден - до него минут 10 пешком. Рядом с озером (правее по ходу движения к леднику) огромная котловина, в которой, как ни странно, воды нет. Сегодня опять получилась полудневка. Вечерком набрали вокруг хвороста и сделали небольшой костерок, на котором приготовили ужин.

15 августа. Перевал Абыл-Оюк - озеро Абыл-Оюк.

Нам предстоял самый сложный перевал на маршруте. Встретившийся нам походник сказал, что без снаряжения там только по свежему снегу. А по нашей погоде снега тут явно давно не было.

Позавтракав, вышли в 7 часов. Сначала было очень легко идти по леднику, поскольку снега давно не было и посередине ледника был огромный "язык" из камней. Но чем выше мы поднимались, тем меньше становилось камней. Идти было сложновато. Слава Богу, что на последней стоянке валялась какая-то палка, которую использовали для подвешивания котелка. С этой палкой я проходил до конца похода. Без нее было бы намного тяжелее. Когда мы дошли до поворота налево в ущелье, в котором скрывается перевал, мы поняли, что напрямую нам туда не спуститься - камней там нет, а крутизна ледника большая. Поэтому поднялись выше поворота. По дороге обходили небольшие трещины. Зайдя в ущелье (8.40, 2850 м), мы увидели, что вдали вертикальная сыпуха, по которой нам придется подниматься. Где тут перевал, пока не понятно. Мы продолжили подъем  по самой низкой части ущелья, но в какой-то момент решили забирать вверх. Это оказалось ошибкой - подъем был очень сложен. Потихоньку мы подошли к краю снежника, вдоль которого и продолжили подъем. Там подьем показался полегче. Наконец дошли до поворота направо на перевал (он оказался практически  в самом верху сыпухи и еще снизу хорошо просматривался, но мы не были уверены когда смотрели снизу, поскольку казалось, что ниже тоже есть что-то похожее на перевал). Подъем оказался еще круче сыпухи, по которой мы еле поднялись. Слева снежник, который позволяет безопасно пройти где-то две трети пути до перевала, справа скалы, по которым вроде можно карабкаться (N50° 03.135' E87° 30.017', 3100 м, 10.35). Я пошел без рюкзака на разведку по снежнику. При сходе со снежника на камни везде лед. Кое-как перебрался, прошел еще немного вверх и понял что забираться сложно, но можно и пошел вниз за рюкзаком. В это время группа из Ярославля начала спуск вниз и на меня постоянно летели камни. Каска водника оказалась весьма полезной. Я только начинал подъем, а Катя уже была наверху - она сразу без разведки пошла по скалам справа. По снежнику я поднялся довольно быстро. Переход на скалы отобрал много сил. Это было очень опасно. Сорвешься вниз и уже не скоро остановишься...  И тут я уперся в спускающихся по веревке вниз Ярославцев. Они только начали и делали это довольно медленно. Попытка обойти их по скалам слева дала мне метр подъема и потерю уймы сил. Дождавшись окончания спуска очередного Ярославца, я попросил их сделать паузу и пользуясь их веревкой быстренько ушел от их линии передвижения.  Последние метров 10-15 до перевала подниматься было чуть легче. На перевале у меня куча восторга, а у Кати он уже прошел - тут сильный ветер, и она сильно подзамерзла ожидая меня, поэтому сразу рванула вниз (координаты перевала: N50° 03.071' E87° 30.054', 3235 м по gps, 11.50).  Я чуть погулял, пофоткал и за ней. Спуск показался детским лепетом по сравнению с подъемом. Первые метров 15-20 по сыпухе, а далее снежник до самого низа. Внизу на леднике видна большая воронка. Красиво. Спустились с ледника по морене, которая была слева от ледника, чуть ниже перешли на правую сторону Карагема (N50° 02.253' E87° 30.774', 14.10, 2760). Она нам показалась более подходящей для спуска к озеру Абыл-Оюк. Пообедали и вниз. Мы снова оказались в буйстве зелени и цветов. Тропы нет - она идет по другому берегу, но спуск больших сложностей не представлял. Местами немного напрягала карликовая березка. Дошли до озера. Переправились на левый берег прямо в месте впадения реки в озеро. Тропка идет вдоль озера. Ближе к концу озера увидели водопадик и маленькую стоянку рядом с ним (N50° 01.442' E87° 33.158', 2400 м, 18.00). Там и остановились на ночевку. Вокруг удалось набрать для морса немного черной смородины и жимолости.

16 августа. Озеро Абыл-Оюк - правый Карагем - левый Карагем - левый приток к левому Карагему - долина перед перевалом Томич.

По описаниям сегодня предстоял длинный и сложный переход с отсутствующей местами тропой. Так оно и оказалось. Вышли около 7 утра без завтрака. Дорога представляла собой в основном довольно пологий спуск по хорошо видной тропе. После озера был небольшой участок с мореной. По дороге попадалось много кустов со спелой жимолостью. Встретили группу из Московского турклуба Вестра, которой нам просили передать привет их коллеги из другой группы этого турклуба, которую мы встретили на Шавлинских озерах. Они как раз почти собрались. Узнав, что наши маршруты совпадают, мы обрадовались и поняли, что ещё увидимся и пошли дальше. Через некоторое время встретили группу из 6 Воронежцев, которые заканчивали идти шестерку.В голову пришло смешное сравнение: вы вшестером идете шестерку, а мы вдвоем идем двойку. Весело поболтали минут 15 и попрощавшись пошли дальше. По дороге я понял, что хотя и являюсь интровертом и шел в этот поход в том числе чтобы уйти подальше от людей и отдохнуть от общения, сейчас начинаю испытывать дефицит этого самого общения. Столько всего увидено в дороге, столько испытаний пройдено. Хочется этим поделиться, хочется услышать рассказы туристов, которых встречаешь. Надо сказать, до самого купола мы больше не встретили других тур. групп.  Незадолго до слияния Карагемов мы по бревнышкам перешли через приток правого Карагема и через некоторое время тропа ушла на болотистый равнинный участок. Местами пришлось топать по воде. Тропа естественно исчезла (N49° 59.717' E87° 36.923', 2016 м, 9.50). К счастью мы быстро нашли ее - она шла вдоль болота (слева от тропы подъем на холм, а справа болото). Вскоре тропа повернула налево и ушла от слияния Карагемов. Минут через 5 вышли на красивую стоянку на опушке леса (N49° 59.444' E87° 37.338', 1985 м, 10.15). На ней была табличка со сведениями о погибшем несколько лет назад товарище. Быстренько помылись в озерце около стоянки (воды по колено, холодная, но на улице жарко), разожгли костер, позавтракали и снова в путь. Через некоторое время тропа привела нас в лес и стала пропадать. Уже едва заметная тропка привела нас прямо к берегу левого Карагема. На самом берегу следы... только звериные и птичьи. Переправы не видно. В 10 метрах от берега начинается крутая гора. После 10-15 минут продираний сквозь заросли вдоль берега мы нашли упавшее через реку бревно (N49° 59.523' E87° 37.792', 11.45, 1986 м). Причем явно без помощи человека (корни подмыло). Легко переправились по бревну и также почти без тропы продолжили подъем вдоль берега реки. Через некоторое время стало видно, что впереди глубокий каньон реки и небольшая тропка увела нас вверх. Поднялись на обрывистый берег и дальше пробирались по козьим тропам через горельник. Иногда вообще без троп. Поваленные деревья и гигантские кустарники существенно усложняли движение. Кое-как добрались до левого притока левого Карагема (N49° 59.955' E87° 38.931', 14.00, 2130 м). Катя немного перекусила. Как лучше идти дальше - непонятно. Приняли решение идти по правому берегу - там лес выглядел получше. Вскоре мы довольно круто поднимались по обрыву вдоль реки. Река оказывалась все ниже и ниже. Вокруг много следов зверей, нашел хвостик белочки. Сзади великолепный вид на ледники, дающие начало левому Карагему. Просматривается вся долина реки вплоть до слияния с правым Карагемом. В какой-то момент получалось так, что либо надо спускаться вниз к реке, либо идти наверх на гору и попробовать сократить маршрут. Получасовая разведка вверх дала четкое понимание, чтг лучше идти вниз. Вверх получается большой крюк. Да тут еще и гроза собралась. Спустились к ручью и пошли вдоль него. Скорость передвижения мягко говоря слабая - приходится прыгать между камнями, а иногда карабкаться на них. Часам к 6 мы выбрались из каньона ручья на более или менее ровное пространство. Идет несильный дождь, сил уже нет, поэтому поставили палатку на ровном месте у ручья (N49° 59.768' E87° 40.709', 18.20, 2554 м). Меня начало знобить, поэтому я укрылся в спальник и чуть-чуть подремал. Сквозь дрему слышал как мимо проходила группа турклуба Вестра.

Через час дождик перестал идти. Отдых пошел на пользу и даже захотелось есть. Перед закатом мы заметили вдали желтую палатку Вестры и едва различимые фигуры ребят. В темноте помигали им фонариком и получили ответ.

17 августа. Перевалы Томич и Эренбурга, переправа через Джело и переход под вершину Купол.

Встали в 6 утра, позавтракали и в 7.20 вышли. Через минут сорок подошли к стоянке Вестры. Они уже собрались и любезно ждали нас (N49° 59.953' E87° 41.824', 2770м). Вместе прикинули направление на перевал. Мнения совпали - это была самая левая точка, похожая на перевал (так оно и оказалось). Левее уже начинались горы необычного ржавого цвета. Как только мы продолжили путь, все заволокло туманом. Подъем был не сложен технически, но сложен физически, поскольку после вчерашнего силы полностью восстановить не удалось. Часть подъема шли по снежнику. К этому времени туман чуть-чуть рассеялся. На самом перевале высокий снежник, который удачно скрывает от ветра (N50° 00.074' E87° 42.702', 10.00, 3090 м). Внизу видно озеро с трудно произносимым названием. Траверсом перешли к перевалу Эдинбурга (N49° 59.805' E87° 44.163', 11.20, 3090 м). Направление легко угадывалось - в выемку в горах и далее. Периодически моросил дождь, на Эдинбурге был холодный ветер. Но даже тут на высоте более 3000 метров местами видны растения. Из-за тумана вершина Купол трех озер не видна. Тем не менее, в какой-то момент я вроде увидел ее основание под ледником и начало самого ледника. Вестровцы отстали и из-за сильного ветра мы решили не ждать их. Оставили записку и пошли на спуск. Спуск был простой. В конце спуска мы в последний раз видели Вестровцев метрах в 500 над нами. Они нас так и не догнали, хотя цель у нас была одна - вершина Купол. Видимо, планируемый график движения немного отличался. Спустившись с перевала, вышли к озеру, которое обошли слева. Поднялись на небольшой холмик и увидели оттуда долину реки Джело и ледники, с которых она берет начало. Красота. Примерно под нами наметили место, где река немного разливается и можно попробовать ее там форсировать. Спустились к реке довольно быстро, хотя и в основном без троп.  Старались выбирать маршрут спуска так, чтобы максимально избежать кустарников карликовой берёзы. Подойдя к планируемому месту переправы мы легко перешли через реку (N50° 00.168' E87° 45.887', 13.20, 2480 м). Воды было по колено. При этом двигались сначала по отмели вверх примерно до центра реки, а потом переправились через оставшуюся часть быстротока. Воспользовавшись тем, что пока нет дождя, мы пообедали. И даже чуть-чуть порадовались солнышку, несколько раз проглянувшему сквозь тучи. Когда пошли дальше, небо снова нахмурилось и периодически заморосил дождь. От реки мы поднялись наверх на ровную площадку, уходящую в сторону Купола. Там была неплохая тропа, которая правда иногда пропадала. По дороге Катя нашла в травке прямо рядом с тропой Белый гриб и в результате на ужин я ел вкуснейший грибной суп. Довольно быстро дошли до развилки, с которой разными дорогами идут на Купол. Рядом с развилкой долго выбирали где лучше встать на стоянку. В результате выбрали место рядом с мореной, состоящей из острых камней (N50° 01.422' E87° 46.338', 2808 м, 16.10). В этом месте было немного меньше ветра. Часам к 8 вечера дождик перестал моросить и ветер стих. Место чудесное. Не хотелось ложиться спать - хотелось гулять вокруг и бесконечно смотреть на всю эту красоту. Было ощущение, что это никогда  не может надоесть или наскучить. Волшебное состояние… Но завтра трудный день и надо поспать.

18 августа. Вершина Купол трех озер - альплагерь Актуру.

Еще при разработке маршрута похода меня очень волновал Купол. Во всех описаниях упоминалась необходимость кошек при подъеме через перевалы Кзылташ и Купол. И я даже хотел вообще отказаться от подъёма на Купол и закончить маршрут в поселке Бельтир, как вдруг нашел пару скудных описаний подъемов через ручей Тураоюк. И там ни слова про кошки. Вечером перед подъемом я изучал эти описания и карту. По всему получалось, что подъем на ледник через Тураоюк круче чем через перевалы. Но все-таки решил рискнуть - у нас день в запасе и если что, то просто вернемся и на следующий день попробуем.

Проснулись в 6 утра. На улице дождь и туман. Некоторое время ещё поспали. Дождь прекратился. Над нами, метрах в 30 висит туча. Понимаем, что подъем скорее всего будет в непроглядном тумане. Потихоньку завтракаем и собираемся. Иногда моросит дождь. Часам к 8 немного  распогодилось и мы двинулись в путь. Дошли до места, где ручей Тураоюк вытекает из небольшого ущелья. Обошли это место слева - сначала забрались на склон (N50° 01.679' E87° 46.521', 2897 м, 8.40), а затем траверсом потихоньку вернулись к ручью. Далее наш путь шел прямо по руслу ручья, расход воды в котором был весьма впечатляющим - далеко не везде можно было перейти ручей не замочив ноги. Когда слева стал виден край ледника, мы начали удаляться от ручья под небольшим углом в сторону ледника. Подъем технически не сложен. Но идти тяжеловато из-за общей усталости и из-за непонятных перспектив - туман скрывает от нас дорогу. В один из просветов увидели пупырь вдалеке. Интуитивно захотелось на него. Тем более, что это совпадало с общим направлением маршрута. Вдоль кромки ледника забрались на этот пупырь (N50° 02.903' E87° 47.901', 3506 м, 9.00). В этот момент сомнения в успехе отпали сами собой. На вершине тумана не было - он остался внизу. И мы увидели метрах в 200 от нас вершину Купол. Дорога до нее идет практически по горизонтальной поверхности ледника. И вот мы уже на вершине и выше облаков (N50° 02.890' E87° 47.548', 3550м, 11.15). Красота необыкновенная! Счастье неописуемое... Только в 3 мы ушли дальше - в сторону Актуру. За это время успели позвонить детям, родителям, на работу, пофотографировались, сняли записку, написали свою, пообедали. Ну и конечно погуляли вокруг и вдоволь насмотрелись на окружающие красоты. Направление спуска в Актуру оказалось весьма интригующим: спуск по леднику с увеличивающимся углом наклона и дальше ничего не видно из-за тумана. Наст твердый и довольно скользко. Через некоторое время аккуратного спуска туман немного отступил и мы увидели, что наклон ледника стабилизируется и в конце ледника небольшой пологий участок выводит на камни справа от ледника. При спуске стали попадаться участки с рыхлым снегом, который иногда тек под ногами. Спускаться весьма тяжело. В какой-то момент стало проще - вспомнил навыки спуска на лыжах и по аналогии катился на двух ногах. Получил огромное удовольствие. Четко стало ясно, что при определенных  обстоятельствах на склоне такой крутизны без кошек никак не обойтись. Можно было бы выйти на камни левее ледника - таи крутизна склона получается меньше, но спуск значительно дольше. Далее по хорошей тропе почти в мгновение "долетели" до хижины гляциологов. Навстречу шла группа из Томска почти по нашему маршруту (вместо Шавлинских озер у них был Нижний Шавлинский перевал и далее вниз по долине Маашей). Ну конечно. Не могут же Томичи пройти мимо перевала Томич ;-).

Где-то без 15 Минут 7 мы уже ставили палатку в лесу у морены недалеко от альплагеря Актуру. Таким образом получается, что прошли активную часть маршрута ровно за 7 дней. Спасибо погоде. Она была довольно теплой и практически без сильных дождей. хотя каждый день хоть чуть-чуть, но капало.

19 августа. Дневка.

Встали поздно. Позавтракали. Погуляли по альплагерю, Зашли в долину сказок. Насобирали там брусники, полазили по кедрам. Нашли недалеко от стоянки несколько кедровых шишек. В 2 часа была баня. Хорошо помылись и покупались в озере Сачки. Парилка была не очень - холодноватая и  внутрь засасывало дым. Было тяжко дышать. Но это не омрачило радости от возможности нормально помыться и постираться.

20 августа. До Перевалки и далее в Горно-Алтайск

Вышли где-то в районе 7 и в 9 с небольшим были на Перевалке. Местные предложили за полторы тысячи добросить нас до Курая. Но мы нашли двух Новосибирцев, которые довезли нас бесплатно. Очень красивый вид на горы с холма у Перевалки.

Часам к 5 доехали на такси (Гайдар снова любезно подвез нас) до Горно-Алтайска. По дороге накупили сувениров. Рано утром уже самолет в Москву... К счастью, на этот раз не было  задержки рейса из-за тумана, который был около аэропорта в этот раз был недалеко от аэропорта.