Вдоль Печоры на Логане

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Нитка маршрута Места
Бюджетное путешествие на север. Как ни банально это звучит, но "за туманом и за запахом тайги". Маршрут пройден на легковом автомобиле Логан без элементов экстрима, ни разу не буксовал и не чиркал днищем. Но впечатлений получил достаточно, и не от того, что что-то первым преодолел, достиг и выкрикнул "есайдуит". Меня несколько дней окружала не истоптанная северная природа, хорошие люди ... север. Не тот коммерческий север, который показывают в турах по сто тысяч с носа, а настоящий север. Кто был на севере, тот поймет, что я имею в виду, кто не был и хочет узнать, может повторить этот маршрут.
 

Маршрут Маршрут
Маршрут Маршрут

Люди по разному относятся к северу, кто-то побывав однажды, стремятся вернуться на север еще и еще. Другие не разделяют этой тяги к холодной погоде и обилию гнуса. Меня север притягивает и после многолетнего перерыва в общении с этим суровым и прекрасным краем я не устоял перед возможностью посетить его вновь. Свои особенности накладывал скромный бюджет путешествия, поэтому в отчете о поездке отсутствует описание кэмпингов и придорожных кафе. Разложенное переднее сидение, газовая горелка, сухой картофель, лесные и водные трофеи, чаек, кофеек и хлеб заменили придорожный сервис.

Маршрут
Маршрут

В дорогу отправился 30 июля. Путь от начальной точки маршрута Нижнего Новгорода до Сыктывкара ни чем особым не примечателен, прекрасная дорога, единственной трудностью было держать скорость не выше 90 км/час с целью экономии топлива, на обратной дороге лимит был повышен до сотни, но и такая скорость заставляла постоянно ограничивать нажатие на педаль газа. На что уж Логан не скоростная машина, но и на нем 130 км/час воспринимались, как вполне соответствующая дорожным условиям скорость, не везде, конечно, но на большей части трассы Р176 «Вятка». Исключение составили полторы сотни километров от Уреня Нижегородской области до Яранска Кировской области.

Дорогу пустынной не назовешь, но машин не много, особенно за Кировом – фуры, которые идут со скоростью километров 90 в час и обгоняющие их стайки легковушек. Чтобы не участвовать в нервной сутолоке обгоняющих, держусь метрах в пятистах позади фур, мне не приходится тормозить перед втискивающимися перед носом легковушками.

1
Трасса Вятка


На всем маршруте доминируют заправки Лукойл и моей ошибкой было отсутствие карты лояльности этой компании, на два процента мог бы уменьшить расходы на топливо. Других известных топливных брендов в тех краях нет, поэтому не желая нарваться на не качественный бензин, заправлялся только на Лукойле. Заправок этой компании достаточно, когда указатель топлива начинал показывать меньше половины бака, останавливался на первой заправке Лукойла и заправлялся на 1000 рублей. Такая стратегия актуальна до Ухты, в Ухте нужно заправить полный бак. Далее будут заправки Лукойл (других нет) в Ижме, Щельяюре и Усть-Цильме, но бензин на них дороже рубля на полтора, в Усть-Цильме заправка работает не круглосуточно.

С продвижением на север природа меняется. Едешь за северной спецификой, ее ищешь в окружающем ландшафте, постепенно ели становятся более остроконечными, по сторонам дороги встречается больше болот. Все меняется более или менее постоянно, но не заря. Северная заря приходит вдруг.

Восход
На подъезде к Ухте

У одинокого дальнобойщика не много развлечений, особенно, если не отвлекаться на услуги придорожного сервиса. Пейзаж перед ветровым стеклом, музыка или аудиокнига, редкие остановки для трапезы, часов 6-8 на сон, тысяча километров за день по хорошей дороге проходятся легко. Проходятся 1000 километров легко, но если маршрут проложен практически на север, то природа на этом пути меняется значительно, и не только растительность, но и небесные явления. Темное синее северное августовское небо через час после полуночи, вдруг начинает багроветь, в средней полосе такой зари не бывает, или бывает очень редко. Небо начинает пылать огнем, первая такая заря встретила меня перед Ухтой. Потом были еще более яркие зори на Печоре, но эта первая запомнилась больше остальных.

Еще несколько лет назад попасть в Усть-Цильму можно было лишь, преодолев так называемый Ираельский серпантин, несколько десятков километров лесной разбитой грунтовки. Но построили новую дорогу – часть грандиозного проекта по постройке дороги с твердым покрытием до Нарьян-Мара. Теперь дорога до Усть-Цильмы не имеет участков без твердого покрытия. Собственно, постройка этого участка дороги и стала побудительным мотивом к путешествию в Усть-Цилемский район Коми. Хотя, участки с грейдерным покрытием тоже те еще подарочки, одно есть утешение — на них не завязнешь в грязи.

Позади осталась Ухта, машина с полным баком едет на восток по дороге, ведущей на Вуктыл. Дорога так себе, смотреть надо внимательно, чтобы не поймать колесом основательную яму на асфальте. Километров через 20 влево на северо-восток отходит превосходное новое шоссе, это новая дорога на Ираель.

Новая дорога
Новая дорога

Эйфория от хорошей дороги скоро проходит – начинается грейдер качеством от среднего до очень посредственного. Поверх выбитой щебенки грязь, лужи, но без риска застрять, в сухую погоду на дороге клубы пыли от проходящих машин.

Грейдер до Ираеля
Участок грейдерной дороги перед Ираелем

По сторонам редкий лес сменяется огромными открытыми пространствами болот, как будто за дорогой поле средней полосы России.

DSC00100
Придорожное болото, как поле.

Грейдерный участок кажется бесконечным, но, как показал замер на обратном пути, его протяженность всего 57 километров. И наконец, когда отчаяние сменяется смирением и потерей надежды когда-то выехать на хорошую дорогу, под колесами появляется асфальт. Дорога доходит до железнодорожной станции Ираель, от нее налево на север в сторону Усть-Цильмы уходит хорошее шоссе. Заметно, что дорога построена давно, но машин на ней очень мало, потому и сохранилась хорошо, по крайней мере, ехать со скоростью 100 км/час вполне приемлемо.
Остроконечные ели, ручьи и речки с характерными для Коми названиями Кожва, Седмес, Нырес. Белые грибы в десяти шагах от дороги, даже выводок глухарей на обочине встретился. Глухари отправились по своим делам, а белые грибы нашли применение по прямому назначения.

Шоссе приводит к Ижме, в Ижме есть лукойловская заправка, на ней 92 и 95 бензин и солярка. В Ижме расположен знаменитый заброшенный аэродром на который произвел героическую аварийную посадку Ту 154. Но этот заброшенный аэропорт я не посетил, а жаль. Шоссе оставляет Ижму слева и вскоре переходит в грейдер, потом опять появляется асфальт, потом грейдер, так и меняется дорожное покрытие до переправы через Печору. Дорога местами подходит к самому берегу Ижмы, река интересная, красивая, но цель — Печора, поэтому несколько фотографий реки и дальше к цели.

Ижма2
Вид на Ижму от шоссе.

В Диюре Т-образный перекресток. Дорога к переправе проходит через Диюр прямо.

Диюр
Диюр

Если в Диюре повернуть направо, через несколько километров будет Щельяюр, на въезде в него слева примерно в километре от дороги лукойловская заправка с традиционным набором 92, 95, ДТ.

Вид на Печору из Деюра
Вид на Печору с места рядои с АЗС

Проезжаем Т-образный перекресток не сворачивая, вскоре и переправа через Печору, летом паром, зимой ледовая переправа, в межсезонье переправы нет. Стоимость переправы через Печору на легковом автомобиле 330 рублей. Заезжать на паром принято задом, чтобы выезжать передом, въезд на паром и съезд с него производится с одной стороны. В этом же месте причаливает и паром до Нарьян-Мара.

Расписание

Расписание парома

Паром

Паром

Эх и широка же Печора! В справочниках ее сток примерно в половину волжского, но по впечатлениям она, как минимум, вдвое шире, чем Волга у Нижнего Новгорода.

Нарьян Марский паром
Паром из Нарьян-Мара


После переправы грейдерная дорога до Усть-Цильмы и далее до ХабарИхи и Бугаевской переправы. Есть не большой участок асфальта перед Усть-Цильмой, но лучше бы его не было. Заплатки на ямках положены навырост, вместо ямки глубиной 5 см асфальтовая нахлобучка такой же высоты, нахлобучки не на всех ямках, ямки соседствуют с нахлобучками – жесткое испытание подвеске. К счастью, такого асфальта всего несколько километров. В Усть-Цильме последняя заправка на маршруте – лукойловская, ночью не работает. За Усть-Цильмой качество грейдерной дороги не плохое, местные и со скоростью километров 90 в час гоняют, но лучше ехать медленнее, до 50 км/час камни из под колес не бьют по днищу. Участки тундры и лесотундры сменяют друг друга, в северной части маршрута появляются участки вечной мерзлоты.
Север, всего один градус до северного полярного круга, дальше летней дороги нет, только зимник.

Мохнатые ели

Мохнатые северные ели. Какая природа этих мохров — не понятно, но все ели такие.

Карта зимника

Дальше зимник.

Бугаевская переправа – конечная точка проходимой для недопривода в летнее время дороги, но конец дороги не означает конец пути. Бугаевская переправа является местом смены средства передвижения, с автомобилей пересаживаются на катера, на обратном пути происходит пересадка с катеров на автомобили. Катера с моторами по 100-200 тысяч рублей ни кто не охраняет, воткнутый в песок металлический стержень, накинутая на стержень веревка, вот и все охранные мероприятия, так же и машины спокойно ожидают своих хозяев. Значит не воруют, в центральной России бы такой порядок.

Катера

Лодки ожидают хозяев.

Машины

Хозяин за рекой.

Закат

Закат над Печорой

Само собой разумеется, были в машине и спиннинги. В месте переправы базировалась рыболовецкая артель, ловили сига, потрошили его и засаливали. Потроха выбрасывали тут же в реку, на эти потроха собирался окунь. Рыбаки позвали меня ловить около лодок, такого клева мне не доводилось видеть — окунь клевал в двух метрах от работающего мотора, клевал на все, по местным меркам не крупный, до полукилограмма.
За несколько километров до Бугаевской переправы дорога пересекает по мосту реку Сосья.

Сосья
Сосья
Сосья2
Сосья

Забрасывал спиннинг и в этой реке, надеялся поймать хариуса, но не поймал, щука клевала хорошо, не крупная, килограммов до двух. Воблеры, поперы, вертушки, колебалки – клевала на все. У моста есть хороший съезд с дороги, место вполне пригодное для стоянки.

Еще один объект, который может заинтересовать рыбаков, это Хабарицое озеро, расположенное в нескольких километрах от грейдерной дороги на Бугаевскую переправу, съезд на дорогу к этому озеру в том же месте, где и ответвление на Хабариху, налево Хабариха, направо Хабарицкое озеро. Дорога до Хабарицкого озера очень хорошая, даже для недопривода, правда, на полпути есть место, которое при дождливой погоде может представлять препятствие для недопривода, я от этого места шел до озера пешком минут сорок, а пузотерка 11го региона, местная, лихо проскочила лужу с треском ломающейся пластмассы.

Хабарицкое 1
Хабарицкое 2

Хабарицкое озеро.

Перекресток 2
Перекресток 3

Северный лес. В тех местах очень хорошие лесные дороги, но есть и тяжелые участки.

Лес там очень красивый, не высокие сосны и белый мох на земле, перемежающийся кустиками черники, гонобобля и брусники. На открытых пространствах растет морошка, но я не застал ее, собирать ее надо в начале июля, урожай не каждый год, причем, как рассказали мне рыбаки, которые прикормили для меня окуней, урожай морошки бывает год на одном берегу, год на другом. Мне не повезло, в этот год урожай был на другом берегу, на левом.
На стоянках не давали расслабиться комары и мошки, мошки двух видов – мелкие и крупные. Мелкие наиболее пакостные, так как обладают большей проникающей способностью, заползают под манжеты, воротник и жрут.

Гнус

 Ассортимент гнуса.

Не плохо показали себя противомоскитные спирали, если окружить себя тремя-четырьмя зажженными, можно в значительной степени уменьшить активность гнуса даже на открытом воздухе. В лесу, как мне рассказывали местные жители, кроме комаров водятся и медведи, медведей принято бояться, но я слишком поздно об этом узнал, так и слонялся по тайге без страха. Возвращаясь ночью к парому через Печору, в свете фар заметил светящиеся глаза, потом еще несколько пар, потом туши, потом рога. Это были коровы, обычные цивилизованные коровы, которые брели ночным лесом по шоссе в сторону Усть-Цильмы.

Коровы

Ночные коровы.

Сова
Несколько раз совы встречались на дороге.

И опять в мыслях возникло сравнение с центральной Россией, и опять в пользу севера и его жизненного уклада. 
Утром был паром и обратная дорога, которая, как всегда при путешествиях в неизведанные места, кажется короче.
Через полтора суток был дома. Закончилось путешествие но остались незабываемые воспоминания о прекрасной частице севера, расположенной в нижнем течении Печоры и людях живущих в Усть-Цилемском районе Коми. Хорошие люди, очень радушно принимали меня, совсем не знакомого человека.
До поездки пытался найти отчеты о путешествиях в эти края летом, ответы на вопросы:
Докуда можно проехать на недоприводе?
Что из себя представляет Печора в тех местах?
Как попасть еще дальше, чем можно проехать на машине?
Ответов не нашел.
Теперь ответы на эти вопросы я знаю:
Доехать можно до Верхнебугаевской переправы.
Печора напоминает Волгу, только пошире, течение побыстрее, посерьезнее река.
Гарантировать не могу, но сложилось впечатление, что машину можно оставить у Верхнебугаевской переправы и там нанять лодку для заброски на точку, движение лодок там достаточно оживленное, штук 10-20-30 за день приплывают к переправе, чтобы забрать или высадить пассажиров, с ними можно и договориться о заброске. Можно сплавиться со спиннингом на надувной лодке от моста через Сосью до Печоры и далее до Верхнебугаевской переправы, если есть, кому перегнать машину к переправе.
Около переправы есть база отдыха, вроде Газпромовская, но можно ли там остановиться не знаю, не интересовался.
Протяженность маршрута "на круг" около 3500 км. В Усть-Цильме, Хабарихе, на Верхнебугаевской переправе есть сотовая связь МТС.
И еще, для благополучного развития событий нужно помнить, что Усть-Цильма не где-то на задворках окрестностей Москвы, Усть-Цильма в центре того мира, а Москва, где-то там, даже дальше, чем Ухта.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Усть-Цильма
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: