Летний сплав по Северному Тиману, чтобы увидеть Каменные города на р.Белой, половить хариуса в р.Щучьей, помечтать у водопадов на Щучьей и Суле, почувствовать, что жив и радоваться этому. Нетривиальная заброска своим ходом по Печоре, выброска по Косме-Цильме.
Усинск - р.Уса - д.Усть-Уса - р.Печора - с.Усть-Цильма - Ёрмица - Харьягский Шар - р.Сула - д.Коткино - р.Сойма - Урдюжская Виска - оз.Урдюжское - Минина Виска - оз.Сухое - оз.Черное - оз.Лебяжье - р.Индига - р.Белая - р.Щучья - р.Сула - р.Веселая - р.Косма - р.Цильма - р.Печора - ст.Ираёль
Заброска.

Чудаки вы чудаки..
                     Самойлов Г.

Фото можно посмотреть здесь:
Альбом 1. Река Уса 64 км и река Печора 549км.

14 -15 июня.
Зимой мы прочитали отчет Михаила и Ольги Осадчих о путешествии на Северный Тиман, мы там еще не были, очень захотелось увидеть Каменные города.
Их маршрут для нас был маловат, поэтому Волк добавил заброску своим ходом по Печоре и выброску по рекам Косме и Цильме. Волок на Косму выглядел интригующе, там никто не ходил, упоминаний в отчетах о нем не было, но как всегда понадеялись, что на месте будет виднее.
Мы решили ехать до Усинска через Нижний Новгород, чтобы не переезжать в Москве с вокзала на вокзал. Волк приехал из Киева на автобусе в целях экономии, билет на автобус в 3 раза дешевле, чем на поезд. Но в автобусе спать неудобно, и на украинской таможне его потрясли - высыпали все из рюкзака, ночью он почти не спал. Я заранее заказала электронные билеты от Москвы до Нижнего на Ласточку, на дешевые приставные места. Волк сел на поезд в Москве, а я подсела к нему во Владимире, меня провожали подруга и сын, одна бы я просто все не утащила. У меня кроме рюкзака еще была байдарка, палатка, весла и сумка с продуктами на дорогу. До Нижнего мы доехали быстро и с комфортом, можно сидеть на любых свободных местах. Мы болтали всю дорогу, обсуждали маршрут, снаряжение, последние новости, все, что случилось за зиму - время пролетело незаметно.
В Нижнем Новгороде мы вышли на 2 платформу, я сбегала в сетевой магазин за едой в дорогу, а продукты на поход решили купить на месте, в Усинске. Когда объявили посадку на наш поезд 090 до Усинска, беспересадочный вагон, мы в 2 ходки перетащили рюкзаки через верхний переход, 23-й вагон удачно оказался в голове поезда. Мы загрузились, билет на лодку не спросили. Вагон старого типа был весь занят вахтовиками, на солнце он очень нагревался, было душно. Мы долго стояли в Котласе, по традиции сбегали в известный нам магазинчик в городе, и сфотались у паровоза.

Котлас, на паровозе.
Потом 3ч стояли в Печоре, наш вагон прицепили к другому поезду. Остановки у моста через Усу в расписании нет, мы хотели попросить машиниста притормозить там, но поленились идти. Волк не спал уже с 2ч ночи, сторожил. Заметив, что поезд тормознул у площадки Лукойла  парню, голосовавшему перед мостом через Усу, Волк скомандовал выдвигаться с рюкзаками в тамбур. Дверь была не закрыта, и когда поезд почти проехал мост, Волк открыл дверь и помахал машинисту. Поезд притормозил, и мы в 5ч утра 16 июня быстро десантировались на насыпь у реки.
На насыпи у моста через Усу.
Это было удачное начало похода, не пришлось искать машину в Усинске от вокзала, мы выиграли время и деньги. Но вот продуктов у нас не было, только сухая картошка и пряники. Решили утром зайти в магазин в Парме или дальше по маршруту.
16 июня.
К 9ч по местному времени (+1ч по Москве) мы собрали лодку, загрузили гермы и вышли.
К походу готовы! Мост через Усу.
Уже под конец стапеля заморосил дождик, (хорошая примета! ) и поливал до 15ч. Сильный встречный ветер гнал тучки, а впереди манило голубое небо, погода явно улучшалась, это гарантировало и поднимающееся давление.
Капитан
Уса - река спокойная, широкая, быстрое течение подмывает правый берег с елками, островками камней и кустами. Воды еще много, но она уже уходит. На берегу высокая трава, листья на деревьях, не то, что в Сейде в 2014г, когда по реке еще льдины плыли и снег местами лежал. Присматриваюсь к елочкам хвоща, пишут, что он съедобный. Идем хорошо, но руки с непривычки устают. По Усе ходят моторки, катера, у Пармы видели брандвахту, наверно для рыбаков.
Зашли на "развалины" (так обозначено на карте) у о.Седди, а там цивилизация - шикарные коттеджи за забором с видеокамерами, фонари на берегу. Утром мы не завтракали, не хотелось. Когда оголодали, съели по кусочку хлеба с салом. В 15ч встали на перекус, сварили кофе и развели картошку-пюре. В 17ч дошли до Пармы, все не торопясь. Первоначально там планировалось построить Усинск, но из-за планов правительства СССР по переброске части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию Усинск решено было перенести на безопасное от затопления место, (план правительства так и не состоялся). Поэтому благоприятное, освоенное место пришлось сменить на непроходимые болота. Я сбегала по дороге за продуктами в большой сетевой магазин "Перекресток" , это недалеко, около 500м. Купила не все, придется заходить в магазины по дороге. Стали искать стоянку, а после Пармы по п.б. одни кусты и болота, пришлось уходить налево, там и встали на полочке.
Первая стоянка
Вечером даже солнышко выглянуло. Вода мутная, с песком, рыба не ловится. Сварили любимую походную кашу - гречку и вкусный полезный чай с кипреем. В этом году мы взяли один двухместный спальник фирмы Сплав "Double 200" Primaloft из соображений экономии места и веса. Он весит всего 1,6кг, меньше чем один одноместный Alexica, и места занимает столько же. В дополнение по просьбе вечно мерзнущего Волка я сшила из флиса вкладыш. Но Волк плохо выровнял площадку под палатку и все время сползал на меня, приходилось отпихивать его обратно. Места оказалось значительно меньше, чем мы привыкли, поворачиваться приходилось синхронно, все время что-то затекало, то рука, то нога. Вот что значит - не сходили в мае в поход, не проверили снаряжение в деле. Теперь придется как-то приспосабливаться. Главное, чтобы тепло было, а то вчера было +10, даже руки мерзли, мы еще не акклиматизировались. В палатке было +15, нормально.
17 июня.
Утром прохладно, но сухо, небо в облаках. Встали в 7ч, надо перебрать вещи, отложить ненужное, убрать паспорта и мобилки, вчера отправили домой смс, что доехали и вышли на маршрут. На завтрак сварили молочные макарошки и чай. Комаров на этом берегу меньше, их сдувает ветерком и вообще они какие-то вялые, не проснулись еще. Пока собирались, опять немного заморосило. Вышли поздно, в 12ч, сразу перешли под п.б., где кусты и песочек. Около 14ч остановились на перекус, он у нас стандартный - овсянка и чай. Одеты мы по-штормовому, в куртки, непромокаемые штаны, болотники, спасжилеты. Волк тянет блесну. Около 17ч подошли к д.Усть-Уса. Деревня стоит на крутом берегу, в глаза бросается красивая новая церковь, за ней строится многоэтажка.
Усть-Усинск
По дороге я поднялась наверх, там есть несколько магазинчиков, добрала продукты и мелочи по хозяйству. Волк на берегу разговорился с местным жителем, показал ему карты в навигаторе и планшете и помог ему лодку вытащить на берег, после дождей воды сильно прибыло. А когда я вернулась, мы спросили у него картошки, и он насыпал нам кулечек на уху. Рыбу, оказывается, здесь ловят в курьях - старицах, в реке вода мутная и рыбы нет. Мы прошли мимо острова, проходы затянуло песком, пришлось его обходить. По карте вроде близко, но до курьи мы доползли только к 21ч.
Печора
Мы встали рядом с нежилой д.Ошкуриха на рыбацкой стоянке. Перед этим Волк вытащил на блесну-колебалку небольшую щучку. На ужин была уха из куриной ноги, которую я купила в магазине, не надеясь сегодня на другую добычу. Варили ее долго, получился суп на 2 раза. К нам подходили рыбаки, интересовались, куда мы идем.
У острова
Легли уже поздно, еще почитали немного вслух книгу на планшете. Здесь место ровное и спали мы уже лучше. Вкладыш внутрь не засовывали, постелили его под спальник, чтобы было просторнее внутри, и молнию сбоку я до конца не застегивала.
18 июня.
Волк по привычке проснулся в 5ч и меня разбудил, завтрак был уже готов еще с вечера, оставалось только разогреть супчик и вскипятить чай, мы быстро поели, собрались и в 9ч уже вышли. Поблеснили курью - пусто, рыба вся в кустах попряталась.
У острова, кусты в воде

Вышли в Печору, течение несет хорошо, делаем 6-7км/ч. Река широченная! Берега пока невысокие, кусты, песочек, вода очень холодная. Сегодня с утра лето, солнышко, но ветер холодный, много комаров. На ходу заряжаем планшет прямо от солнечной батареи.
У л.б. Печоры
Свернули в левую протоку, там идти интереснее и волна меньше. Много песчаных отмелей, в воде песчаные круги. На солнышке появились оводы, летят стаей за нами. Малька в реке не видно, нет ни чаек, ни уток. К вечеру прошли д.Щельябож, она стоит на круче, внизу много лодок. Засмотрелись на нее и чуть не сели на мель, там большой мелкий слив по песку.
Д.Щельябож
Зашли за деревню и встали на продуваемом берегу. Здесь никаких комаров, красота! На ужин сварила гречку, покрошила туда побеги хвоща, но не понравилось, он жесткий, надо было дольше варить. А вот листья иван-чая в кашу хорошо идут.
О.Баянди
Улеглись спать рано, в 21ч. Пытаемся приспособиться к спальнику, тесно, личного пространства не хватает. У Волка плечи широченные, мне только бочком пристроиться. В результате Волк вообще вылез из спальника и лег рядом на флисовом вкладыше, накрылся тентом. Экономия места и веса есть, но комфорта пока не ощущаем.
19 июня.
Проснулись в 7ч. Сразу смотрим на небо - солнышко, но уже ползут тонкие облака, давление немного упало. Вода прибывает. Обошли на всякий случай о.Баян-Ди слева, чтобы не сесть на мель. Ветер южный, горячий, гонит волну, прячемся от него за берегом. Овода так и сопровождают нас, отбиваемся. Заходили в пару стариц, пытались кидать спиннинг, но неудачно, рыбы не видно.
На отмели в кустах
Грибов в лесу тоже еще нет, жарко. Сапоги сняли, но не позагораешь, на берегу - комары, на воде - оводы. К вечеру прошли д.Праскан, она осталась далеко справа, на другом берегу. Были видны купола церкви и колокольня. К 18ч дошли до конца протоки и вышли в основное русло. Левый берег крутой, с узкими полочками, пошли на о.Верхний Середовой.
Печора
Дошли до высоких кустов и встали. До воды далеко, но рядом вода залила кусты, там вода чистая и отстоянная, видели там рыбу, а как ее поймаешь? Рыба плещется прямо рядом с палаткой, вода все прибывает.
Надвигается дождь

По дороге у высокого берега набрали воды из ручейка, чтобы пить. Утром завариваю чай каркаде и заливаю в бутылку, хорошо идет. Вечером на ужин традиционно гречка и салат из щавеля, витамины. Руки к веслу еще не привыкли, набила мозоли. Вечером набежали тучки, ночью несколько раз принимался дождь. Звенят комары, стучится о тент мошка. Ночью в палатке было +25, Волк опять спал на коврике без спальника. Наверное на следующий год придется вернуться к варианту с двумя одноместными мешками.
20 июня.
Утром солнышко, все еще лето. Сушим обувь, заряжаем аккумуляторы. Часть теплой одежды убрали в большую герму. На завтрак щавелевый суп и чай каркаде. Вышли в 11ч.
Печора
Пошли на п.б., сначала на о.Нижний Середовой. Встречный ветер гнал большую волну, пришлось налечь на весла, пока не зашли в тень острова. меня здорово захлестывало, рукав куртки весь мокрый, и штаны, пока сидишь - вроде сухие, а встанешь - сразу мокрые. Подошли к д.Денисовка, на берегу мужики уже с утра под градусом. Сразу нас окружили, как будто никогда туристов без мотора не видели. Про д.Мутный Материк они знают, про Усть-Цильму слышали, Ермица - уже заграница. - А куда? А зачем? - А что, лучше на диване в тапочках лежать или огород окучивать? Магазин там открывался только с 15ч, и пекарня тоже, времени было 13.30, ждать мы не стали, докупим сахар и гречку ниже.
За деревней перешли на о.Лебедь, сделали там перекус. По большой реке идти так же интересно, как по морю - пространство, мощь. Опять нас поболтало на волне, но после Белого моря это уже не впечатляет, просто надо больше работать. О.Лебедь обошли по левой протоке, там тихо, песчаные косы, как на Уральских реках.
Потом зашли в протоку у о.Зверинец, еще более узкую и спокойную. Вышли в основное русло на ветер и волну и опять свернули в протоку у о. Ханарчди. Там течение было очень слабое, я даже боялась, что это старица. Мы уже прошли дневную норму 40км, можно было вставать на стоянку в середине этой протоки у развилки, на большой песчаной косе. Сначала нас накрыли тучи комаров и оводов, но костер их сразу разогнал. Поставили старенькую драную сетку 20-ку в кустах на другой стороне. Здесь летают чайки, значит, рыба есть. Волк немного поблеснил с берега, но впустую.
 21 июня. Дневка!
С утра пасмурно, накрапывает дождик. проверили сетку, попались жирные язи и подлещик, хватит на уху и пожарить.

Добыча
Утренний улов

Ухи получился целый котелок, на завтрак и обед, очень вкусно. Потом мы почитали в палатке и вылезли обедать, кстати и солнышко выглянуло, небо очистилось. Нажарили сковородку рыбы, съели, выложили потрошки чайкам, а они летают, а не берут, то ли сытые, то ли боятся. Я постирала рабочую одежду, потом мы помылись у костра.
Стоянка в протоке у о.Ханарчди.
Баню делать здесь не из чего, камней нет, песочек. К 17.30 небо опять заволокло тучками. Мы залезли в палатку еще почитать до ужина, а тут вдруг ветер как налетит, как шарахнет дождем! Еле успели все под тент покидать, сами запрыгнули в палатку, и загрохотала гроза с ливнем. Переждали, вылезли - опять над нами синее небо. На ужин была опять уха, когда еще рыбку поймаем. Хотя можно было бы и просто чаю попить. Сетку оставили на ночь.
22 июня.
Утром на небе облачка, тепло. Сняли сетку - попались еще 3 больших язя, одного чайки погрызли, и 1 здоровенный лещ.
Люблю я рыбку! Особенно жареную!
Язей пустили на уху на 2 раза, леща зажарили. Вышли в 10.20. Мы прошли протокой до конца отмели, берег сильно подмыт и зарос кустами, вышли в основное русло, на другом берегу видно с.Мутный Материк на горке, а прохода к нему нет, песком затянуло.
Песчаные намывы у с.Мутный материк

Село было основано 140 лет назад на  высоких холмах, называемых «материк», что буквально означает «высокий земляной берег». Выше села протекает речка Малая Мутная, еще выше – Большая Мутная, впадающие в Печору. Отсюда и возникло несколько неблагозвучное название.
Многие жители села, особенно старики, до сих пор называют себя «семенандреевцы», по имени деревушки, на  месте которой и вырос Мутный Материк. Сем Андрей – так звали первопоселенца этого высокого берега. Андрей Семенович Артеев с женой и шестью взрослыми сыновьями переселились сюда из деревни Варыш нынешнего Ижемского района. Прослышав о хороших местах, богатых дичью и рыбой, стал прибывать сюда народ. Одним из первых обосновался на новом месте Аксентий Ванюта,  переселившийся сюда аж из-за «Камня» – Уральских гор. К первопереселенцам вскоре присоединились семьи Каневых, Чупровых, Дуркиных, Немчиновых, Терентьевых... Сельчане занимались рыболовством, охотой, скотоводством, смолокурением. Смолу, деготь, скипидар продавали соседям –  ближним и дальним, даже чердынским и новгородским купцам.
Мы решили, что не судьба нам туда зайти и пошли дальше вдоль намыва, а там в кустах - другая протока, по ней и вышли к селу.
Как раз и теплоход Николай Горный подошел к пристани. Я сбегала в ближний магазин, а цены там - ужас! В 2 раза дороже, чем в Усть-Усе. Все равно купила там сахар, гречку, геркулес, хлеб, вермишель, может дальше то же самое будет. Видимо, дороги нет, завозят продукты на катере, и давно завоза не было. В этот раз мы никаких продуктов заранее не покупали, но мне такая практика не понравилась, надо часть продуктов брать с собой. Упаковали продукты в герму и пошли дальше по основному руслу, по струе, когда ветра нет - так быстрее.
Печора, правый берег
На перекусе нас немного побрызгало дождиком, потом около 15ч мы заметили надвигающуюся тучу и только успели натянуть плащи и юбки, как нас накрыло дождем. Сначала дождь шел 30 мин, потом налетал снова и снова. Причем небо было с просветами, и дождь моросил. Прошли дневную норму 40км и встали на стоянку на огромной песчаной косе на о.Серегевейде.
О.Серегевейди, стоянка
На песке вдали от кустов комаров меньше. Я быстро сварила гречку, доели жареного леща, и - в палатку, книжку читать. Но Волк почти сразу уснул, пришлось выключать планшет и тоже ложиться. Дождь моросил и ночью, и утром, но тепло, ходим босиком, я даже мечтаю искупаться.