11 дней. Пешая часть маршрута Вечный странник - Мультинские озера - Вечный странник.
Новосибирск - Усть Кокса - Мульта - Вечный странник - Мультинские озера - Вечный странник - Асонов ключ - Соузга - Новосибирск

Мультинские озера 2015

Поход на Мультинские озера.

Так сложилось, что мы с женой путешествуем по Алтаю вдвоем вот уже с 2001 года. О Мультинских озерах написано много отзывов. Но когда я искал информацию о них, пришлось пересмотреть кучу сайтов, большинство из них рекламные от турагентств, на них нет конкретной информации что и как «там». Поэтому хочу написать конкретную информацию о походе, как доехать, где можно остановиться.

Алтай прекрасен, это аксиома, кто не согласен, тому не стоит тратить время на этот поход.

Маршрут не вызывает сложности и может быть пройден самостоятельно, без проводников. Я не любитель быстрой езды, в день по 500 - 600 км. вполне нормально, мы же едем отдыхать и наслаждаться путешествием, а не ставить рекорды по скоростному передвижению по трассам.

1 день. Выезд из Новосибирска 09:00. Не спеша доезжаем до «Дилижанса», кафе по правой стороне перед поворотом на Тальменку, а точнее на заправке «РОСНЕФТЬ», в кафе шумно и вся стоянка на открытом солнце. Заправляемся, разминаемся, небольшой перекус элешами из «Бахетле» с чаем.

Элеш – попросту курочка с картошечкой и специями, запеченная в тесте. Обалденно вкусно. В дороге можно перекусить морковкой, свежими огурчиками (ездим обычно в конце июля, как раз с грядки), яблоками.

Следующая остановка - около кафе перед поворотом в село Полковниково, «кафе с ракетой». Есть шиномонтаж и эстакада.

Дальше, на максимально разрешенной скорости проезжаем  район села Манжерок. После поворота на новый мост, перед въездом в Усть-Сему, опять заправляемся на «РОСНЕФТИ», следующая только в Шебалино и то строящаяся, бензин из бочек.

Я стараюсь заправляться именно на «РОСНЕФТИ». 1. Доверяю качеству бензина. 2. Есть бесплатный «цивильный» туалет. 3. Магазинчик с мелочевкой.

Можно проехать село Усть-Сема и переехать Катунь по старому мосту по главной дороге направо.

Следующая остановка  - Семинский перевал, остается недолго, уже почти приехали на ночевку.

Заехав на перевал, не глушите мотор сразу, от перегрева мотора, бывает, выбивает пробку радиатора.

Сразу в конце спуска с перевала есть поворот налево, на прекрасное село Бархатово (Турбаза “Маральник Айхал”). Тихое местечко. Можно без излишеств переночевать в бунгало.

2 день. Продолжаем наслаждаться красивыми пейзажами Горного Алтая. Возвращаемся на трассу, доезжаем до «Нефтебазы», примерно 6 км. Поворот направо, на Ябоган, Усть-Кан и др. села. Дорога похуже, чем трасса, но не критично, асфальт вперемешку с дырками и грунтовкой,

но проезжий. Примерно через 70 км доезжаем до Усть-Кана.

В Усть-Кане обязательно сходите в столовку, на главной площади села, через дом от полиции в сторону площади и автовокзала (напротив торгового центра и недостроенного здания), этакий островок советского общепита. Туристы без особых претензий на ресторанное питание и обслуживание могут вкусно и реально дешево пообедать и в дорогу взять чего-нибудь из печеного. В столовой питается много местных, обед у них около 12 дня, будет очередь, но если прийти позже может уже быть совсем мало выбора.

Дальше по главной дороге, налево, на Усть-Кокосу, примерно 120 км. Там можно заночевать в гостинице “Уймонская Долина”, по главной дороге, недалеко от въезда в село.

Тем, кто решит воспользоваться услугами этой гостиницы, советую принять во внимание, что дешевые номера находятся на 3-ем этаже под крышей. В солнечный жаркий день комната накаляется, становится страшно душно, а окна толком не открыть – шумно, всю ночь по дороге ездят машины. Конечно это в номерах, у которых окна на дорогу, номера с окнами во двор подороже. Машину можно поставить перед входом на дороге, а можно загнать во двор. Есть круглосуточная охрана.

В Усть-Коксе остановились только потому, что считали, что там нужно оформлять пропуска в главном офисе заповедника, но оказалось, что пропуска можно оформить и в самом заповеднике у егерей.

В Усть-Коксе тоже есть неплохая столовка, а точнее пельменная. На противоположной стороне дороги от гостиницы, немного ближе к центру. Пельмени и вареники ручной лепки. Просто, довольно вкусно, не очень дорого.

Здесь можно скоротать время, посетив музей старообрядчества в селе Верх-Уймон (находится километрах в 10 от Усть-Коксы) и, по желанию, музей Рериха. В музее старообрядчества есть шикарный экскурсовод, тетечка-пенсионерка, бывшая учительница местной школы. Послушать ее одно удовольствие, про жизнь, про людей – не пожалеете.

3 день. На следующее утро - путь до базы "Вечный странник", это совсем недалеко, километров 50. От турбазы Айхал можно до «Вечного странника» доехать за один день, без остановки в Усть-Коксе. Там ставим на стоянку машину, собираем рюкзаки, в общем, готовимся. Комнатка в домике на первом этаже стоила 1000 рублей. Внутри – большая кровать, печка, что совсем не лишнее, там не жарко даже летом. Люди, ночевавшие на втором этаже, где печки нет, жаловались на холод. На базе можно присоседиться к группе и доехать на машине до Нижнего Мультинского озера, в 2015г. это стоило 850 р/чел. (или идти пешком примерно 12 км по довольно трудной дороге, подумайте).

Можно отправить часть груза машиной, но местные - народ занятой и, может так случиться, что им будет не до вашего багажа, будете искать его по всему берегу Нижнего Мультинского озера.

4 день. Ну вот и начало похода. С вечера было уже все собрано. Утром отправили один, самый тяжелый, рюкзак с машиной (за 400 рублей) и выдвинулись пешком, решив, что хотим вкусить туризма по полной программе и дойти сами. Дорога накатанная, заблудиться невозможно. Даже в сухой день приходится нередко обходить огромные лужи, полные жидкой грязи. Страшно подумать, что там творится после недели дождей. Уралы и Газы 66, которые возят людей, проделали своими колесами глубокие колеи. Ехать на своем, даже жутко крутом джипе не рекомендуем, видели такую машину, пассажиры шли пешком, а джип скреб своим дорогим пузом по камням. Вот так с шутками прибаутками 12 км.… По дороге, уже к концу, будет две переправы через реки, переходили, сняв турботинки, в резиновых шлепанцах, вода очень холодная, но терпимая. Около 16-00 пришли на Нижнее Мультинское озеро.

Занялись поиском своего рюкзака. Как уже отмечалось, с передачей грузов могут быть проблемы. Узнавайте имя водителя, куда едет группа в машине, номер машины, внешний вид машины и т.д. В общем, закончилось все хорошо, рюкзак переправили через Мульту с группой туристов, хорошо, что они там остановились на ночевку.

На Нижнем Мультинском озере много стоянок, можно найти себе по душе. Мы остановились у истока Мульты у приветливого смотрителя стоянки Валеры. Удобный подход к проточной воде, а главное - не было соседей.

5 день.
Наутро, оставив у Валеры часть продуктов на обратную дорогу, мы отправились в путь. Тем, кто собирается на Верхнее Мультинское озеро, лучше идти по левой стороне (в направлении к Верхнему Мультинскому озеру), иначе нужно будет переправляться через «Шумы» (это заваленный камнями промежуток между Нижним и Средним озером, между камней с шумом прорывается вода). Конечно, если хочется экстрима в виде прыжков с тяжелыми рюкзаками по мокрым камням, то тогда нужно идти по правому берегу, многие туристы так регулярно делают. Идем вниз по Мульте, примерно 50-70 метров по тропе и переходим вброд через Мульту. Длина Нижнего Мультинского озера примерно 2,3 км.

Вид с Шумов на Нижнее озеро
Обязательно сходите посмотреть на «Шумы», прекрасный вид на Нижнее Мультинское озеро. Идем дальше вдоль Среднего Мультинского озера, ближе к его концу есть большая поляна, стоянка. На ней можно остановиться на ночлег, но ходить с этой стоянки в радиальные выходы до Верхнего и Поперечного озер не стоит: есть стоянка, расположенная на развилке тропинок на Нижнее и Поперечное озера. Со Среднего озера до неё ещё примерно 4,5 км и каждый раз проделывать лишние 9 км, идя на эти озера - не самый лучший вариант. Примерно через 100 метров от стоянки находится кордон егерей, где можно сходить в баню. Здесь нужно будет оплатить пребывание на территории заповедника и оформить пропуска в заповедник. От кордона есть тропа вверх на гору, оттуда сверху видны оба озера, Нижние и Среднее, отличный вид, дорогу можно уточнить у егерей. Проходим дальше до следующей оборудованной стоянки. Но, не доходя до нее, метров 100-150, по правой стороне тропы есть прекрасное местечко, палаток на четыре-пять, с обалденным видом на ледник Верхнего Мультинского озера. Там мы и останавливаемся. Разбиваем палатку, знакомимся с соседями, готовимся к завтрашнему дню.

Вид со стоянки

Скажу немного про снаряжение. Первый раз взяли в поход туристические палки. Отличная вещь, хоть и китайского производства. Снимают часть нагрузки, повышает устойчивость, особенно с грузом (на неровной  тропе со скользкими корнями и камнями это актуально). Палатка Red Fox Explorer Plus, для двоих очень просторная, хватает места и для всех вещей. В первую ночь поднялся сильный ветер, думали улетит, пришлось поставить растяжки и опустить юбку. Готовим на газу каши с тушенкой, суп из пакетов. После этого похода задумались о самодельных сублимированных продуктах, есть интересный блог по этой теме.

6 день.

Идем на Поперечное озеро. Проходим 100-150 метров до развилки и большой стоянки с туалетом и мусорной ямой. Дальше налево от беседки есть тропинка, уходящая в гору. По дороге на озеро есть не очень высокий, но мощный и красивый водопад. Дойдя до озера, пройдите вдоль него по левой стороне, увидите потрясающие виды. И кстати, в конце озера левее есть тропинка на Верхнее Поперечное озеро, скороходы могут посетить и его.

Водопад по дороге

Поперечное озеро

7 день.

Верхнее Мультинское озеро. От большой стоянки нужно идти направо по довольно приличным деревянным мосткам, которые придают этому месту окультуренный вид и могут раздражать любителей очень дикой природы. Но они необходимы в этих местах, иначе временами там приходилось бы идти по колено в грязи и воде. Добравшись до места, где Мульта вытекает из озера, не обращайте внимания на слегка неприглядный вид этой его части, там много топляка.

Верхнее Мультинское

Большинство групп фотографируются здесь и уходят обратно, некоторые группы, высунув язык, бегают на Верхнее и Поперечное за один день, некоторые из них со Среднего. Такие туристы страшно выматываются и не получают особого удовольствия, а эти великолепные озера стоят того, чтобы тратить на каждое из них отдельный день. Советую пройти вдоль озера до конца, по левому берегу, не пожалеете. На противоположной стороне слева есть прекрасный водопад, можно дойти до него. Дорога вдоль озера постепенно теряется в траве и вторая часть тропинки почти невидна, оставляйте туры, чтобы легче было находить дорогу обратно.

8 день.
Возвращаемся на Нижнее Мультинское озеро.

Нижнее Мультинское озеро
 С Нижнего Мультинского можно сходить на Куйгук, 1-2 дня.

9 день.

Возвращение на базу «Вечный странник». К обеду к озеру привозят группы туристов, можно договориться с водителем и доехать на машине. В 2015г. мы договорились по 900р. на человека. Забрав машину, двинулись в обратный путь. Доехали до санатория «Асонов ключ», на территории которого течет вода из лечебного источника. Домики есть на все запросы, от стационарной палатки до бревенчатого сруба, можно пользоваться душем. Питание в столовой очень дорогое.

10 день.

«Асонов ключ» - Соузга.

Поему Соузга? От Соузги до Новосибирска примерно 450 км, приезжаешь домой довольно рано и еще время остается распаковать вещи.

11 день.

Соузга – Новосибирск

Подсолнухи
Итого: Изучите маршрут похода, в Интернете есть электронные карты вплоть до 3D. В походе очень удобны палки. Правильный рюкзак снимает часть нагрузки со спины, но берегите ноги, контролируйте вес рюкзака. Интересен вариант похода с сублимированной едой, на следующий поход нужно попробовать. Уменьшайте вес рюкзака, минимальное РАЗУМНОЕ количество вещей и еды. Рассматривайте надежную заброску груза, но предусмотрите всякие неожиданности в пути, количество еды, возможность ночевки.