Пешеходный поход по Забайкалью (120 км). Район похода: Баргузинский хребет, Байкал, Чивыркуйский залив, полуостров Святой нос, Баргузинский залив. Продолжительность похода 30 дней. Число участников 5 человек.
Москва - Иркутск - Усть-Баргузин - Тропа Путь к чистому Байкалу - бухта Крохалиная - бухта Змеёвая - Курбулик - Катунь - Монахово - полуостров Святой нос - Глинка - Усть-Баргузин - Улан-Удэ - Москва

Забайкалье 2013. Часть 1.

Что, в поход? Привет, грабли! Это снова я!
Предисловие:
              Вообще-то я, в 2013 году в поход идти не собирался, тем более в горный. Мне как-никак 62 года, жизнь моя на работе сидячая, а дома лежачая. Самое сложное физическое упражнение, которое я делаю, это переворот с боку на бок на диване. Но поскольку в поход все-таки тянет, мне как-то по душе был водный маршрут - сплав по реке Агидель (Белая) в Башкирии. Но получилось так, что у наших женщин совпали желания - побывать на Байкале! А уж если, что женщины удумают - отговаривать бесполезно. Вася, наш друг, тоже высказался за Байкал. Я сначала сохранял нейтралитет. Но потом решил, как говорится, одним глазком посмотреть в интернете, какие есть интересные и несложные маршруты у Байкала. С этого все и началось, пока я смотрел сначала одним глазком, потом двумя, число желающих поехать на Байкал увеличилось до 7-ти человек. Отступать некуда!
              Но вскоре выяснилось, что интересы в нашей группе, мягко сказать, не совпадают. Одна часть группы, которая ехала на Байкал впервые, имела желание максимально насладиться Байкалом, её устраивал несложный маршрут вдоль берега, а другую часть группы со страшной силой тянуло в горы. Дошло до того, что появилась идея ехать вместе, а идти разными маршрутами...
    Но здравый смысл взял верх и мы сумели найти компромисс. Для этого договорились разделить поход на две примерно одинаковые части (по времени и протяженности) горную и побережную.  Первая часть группы, согласилась на несложный горный поход, а вторая часть, согласилась идти вдоль побережья Байкала при условии , что им будет предоставлена компенсация в виде радиальных выходов в горной части маршрута.
              Теперь осталось только найти такой маршрут. Эту работу взвалили на меня. Пришлось попотеть сидя за компьютером..., но в результате маршрут был найден и одобрен всеми участниками. Вот он:

Чтобы более детально посмотреть карту: ЖМИ СЮДА Нужно еще крупнее, не вопрос: Пожалуйста
              Горная часть маршрута: "Тропа к чистому Байкалу", проходящая по территории Забайкальского национального парка, протяженностью 51 км. с учетом среднегорного коэффициента 1,1, средней категории сложности. Начало маршрута: - 314-й километр трассы Р-438 км Улан - Удэ-Баргузин. Конец тропы - бухта Крохалинная, Чивыркуйский залив.
              Характеристика тропы: подъем на 1100 метров на плато Баргузинского хребта и спуск по реке Большой Чивыркуй, в дальнейшем непродолжительные спуски и подъемы крутизной до 30%, заросли кедрового стланика, курумники, сыпучие склоны. Тропа четырежды пересекает крупные реки и ручьи: дважды переправа через реку Большой Чивыркуй по навесному мосту, переправа через ручей Дубари по деревянному переходу, переправа через реку Маркушкина по поваленным деревьям. Тропа расчищена и полностью промаркирована. На тропе оборудованы 8 стоянок, с установленными таганами, столами и местами для палаток.
              Маршрут по побережью Байкала: проходит так же по территории Забайкальского национального парка. Начало тропы: бухта Змеиная. Конец маршрута: пос. Усть-Баргузин. Протяженность маршрута около 60 км., из них 47 км по побережью Чивыркуйского и Баргузинского заливов. Характеристика маршрута: термальные источники в бухте Змеиной, пешая тропа от бухты Змеиной до кордона Монахово, средней категории сложности с непродолжительными подъемами и спусками, автомобильные грунтовые дороги по перешейку от кордона Монахово до Усть-Баргузина. На всем протяжении маршрута оборудовано множество туристских стоянок с установленными таганами, столами и местами для палаток. Препятствий на маршруте нет, если не считать препятствием поиски катера, чтобы переправиться через Чивыркуйский залив.
              Сроки похода: c 1 августа по 1 сентября 2013 года, тоже всех устроили.
              Нитка маршрута: Брянск - Москва - Иркутск - н.п.Усть-Баргузин - н.п.Баргузин - река Гремячая - Баргузинский хребет - ручей Хожалый - река Б.Чивыркуй - Байкал, Чивыркуйский залив - бухта Змеиная - Курбулик - Монахово - Глинка - п-остров Святой Нос - р.Макарова - Баргузинский залив - н.п.Усть-Баргузин - Улан-Удэ - Москва - Брянск.
              Вопросы приобретения билетов и организации ночевок на заброске тоже пришлось взять на себя.
              Предварительно, за 45 дней, для 7-ми человек были куплены билеты на поезд Брянск - Москва (672 руб), Москва-Иркутск (6325 руб), на теплоход Иркутск-Усть-Баргузин (4600 руб), поезд Улан-Удэ -Москва (6613 руб), а также заказана однокомнатная квартира в Иркутске.
              Все бы хорошо, но в последний момент два участника, по определенным причинам, не смогли поехать. Они сдали билеты, и мы поехали впятером, а именно: Вася, Игорь, Галка, Лариса и я. Средний возраст участников похода 60 лет.
              И последнее, разница во времени между Москвой и Иркутском, а также Улан-Удэ + 5 часов. В дневнике, в основном, приводится время местное. Показания по Московскому времени снабжены пометной (мск).
Ну а теперь, собственно, дневник похода:
1 августа 2013 года. Четверг. Первый день похода.
Брянск -Москва. День отъезда. Утром стал сваливать все вещи по списку в кучу. К 11 часам (мск) куча расти перестала, т.к. пункты в списке закончились. Начал укладываться. Когда все было уже готово, пришлось еще раз переложить рюкзак, т.к. оказалось, что целесообразнее палатку засунуть вовнутрь.
              К 12 часам (мск) сходил в магазин купил недостающие продукты: банку топленого масла и картофельное пюре. К 15-ти часам наконец рюкзак уложен. Напольные весы показали вес 34 кг.
              Из дома вышел в 20:30. Долго ждал (минут 30) маршрутку № 29, которая идет на вокзал, но так и не дождался. Поехал на троллейбусе № 6. Троллейбус на ж.д. вокзал не заходит, пришлось пешком, с рюкзаком за плечами (в качестве разминки), топать метров 400 от остановки "По требованию".               В 21:30 (мск) я уже на вокзале, пока из наших никого нет, я первый. Жду всех у главного входа. Отправление нашего поезда в 23:38 (мск). Поезд № 042 Киев-Чернигов-Москва, вагон 4. Второй приехала Лариса, потом Галка с командой провожающих. Вася с Игорем уже на платформе, мы тоже выдвигаемся к поезду. Стоянка поезда 15 минут, таможенный контроль (поезд из Украины) пассажиры прошли в Суземке, поэтому в Брянске стоянка непродолжительная.
              В вагоне почти сразу легли спать, но заснуть долго не мог. Немного ноет спина, т.к. одевать и тащить рюкзак, с непривычки, было весьма тяжеловато.

2 августа 2013 года. Пятница. Второй день похода.
Москва. На Киевский вокзал прибыли в 5:30 утра (мск). До метро пешком. Силы свежие и вес рюкзака уже не так чувствуется. Метро открыто, единый талон стоит 30 руб. Переезжаем на Ярославский вокзал и располагаемся в зале ожидания на 2-ом этаже. До отправления нашего поезда Москва-Чита № 70 более 5 часов.

В 8:30 Галка, Лариса и я отправляемся покупать продукты в дорогу. Торговый центр "Московский" через дорогу. Потратили внушительную сумму 1450 руб. на двоих и еще сколько-то Галка. После того как мы возвратились на вокзал, в магазин пошли Вася и Игорем. На вокзале мы находились, до той поры пока не объявили посадку на поезд. Наш багаж увеличился на известное число пакетов и пакетиков.
              Отправление поезда 13:05 (мск). Места у нас в плацкартном вагоне все в одном купе, только Игорь за стенкой в смежном купе. Маршрут следования - через Ярославль, т.е. 600 км севернее Москвы, а потом уже после Данилова (19:50 мск) поезд повернул на восток к Кирову.
              Как только поезд тронулся, сразу сели обедать. Поезд скорый, продолжительных остановок мало. Если стоянка 5 и меньше минут пассажиров на перрон не выпускают. После Галича легли спать...

3 августа 2013 года. Суббота. Третий день похода.
В поезде. Галка с Васей встают рано. В 5:45 (мск) они уже успели погулять по перрону в Кирове. Игорь, Лариса и я в это время спали без как говорится без задних ног... Проснулся я в районе Глазова, это где-то 8:40 (мск), Лариса еще позднее. Позавтракал чай, булка, масло, сыр. Днем длительных остановок совсем мало, можно пересчитать по пальцам одной руки Балезино, Пермь II, Екатеринбург и все.
              В Балезино как всегда бойкая торговля на перроне. Сувениры, разная снедь.
              Станция Пермь II совсем не понравилась облупленная плитка в подземном переходе, истертый деревянный настил и деревянные ступени на надземном переходе через пути и в тоннеле, перрон с ямами вместо асфальта...
              На Урале много рек, мы ехали по берегу реки Сылва и видели водников сплавляющихся по ней, пересекли реку Чусовую, по которой сами сплавлялись два года назад. На станции Екатеринбург, тоже новости для нас: сменили вывеску. В 2011 году ж.д.станция называлась Свердловск, а теперь Екатеринбург. Еще добавили чугунный указатель в виде арки Европа-Азия. После прогулки по перрону Екатеринбурга легли спать. В вагоне душно. Все окна закрыты, т.к. несколько раз в день включается кондиционер. Ночью кондиционер не работает, спать на верхней полке жарко...

4 августа 2013 года. Воскресенье. Четвертый день похода. День железнодорожника.
В поезде. Ночью у нас случилось ЧП. Галка одна гуляла ночью в 3:30 на станции в Тюмени и чуть не отстала от поезда. Когда пришла к вагону двери были уже закрыты. Пришлось стучаться... Мы в это время все спали.
              За окном весь день наблюдали Западно-сибирская равнину. В Омске стоянка 37 минут, Галка с Васей сбегали в город в магазин купили пива, водки и мороженного. Этим и отметили день железнодорожника. В Омске на вокзале в этот день звучала песня про железные дороги. В Барабинске купили жареной рыбы и пирожки с капустой (в Барабинске всегда много рыбы, жареной, вяленой и копченой). Одна жарена рыбка стоит 50 рублей. На перроне все дорого, бутылка минеральной воды 1,5 литра стоит 100 руб. Лапша Доширак (90 гр) стоит 50 руб.
              День закончился в Новосибирске, к городу подъезжали уже в полной темноте. Только огоньки на реке Обь и по ее берегам. На перроне познакомились и Ирой и ее мужем (туристы-походники из Перьми) разговаривали про Камчатку, где они не раз бывали.
              После Новосибирска легли спать. Вася какой-то грустный и не разговаривает, в чем причина мы не знаем.

5 августа 2013 года. Понедельник. Пятый день похода.
В поезде. За весь день ничего интересного. Утром позвонил в Иркутск. Еще в Брянске за неделю до выезда, я посредством телефонных переговоров договорился на счет квартиры, в смысле снять в Иркутске однокомнатную квартиру на сутки и теперь нужно было напомнить хозяину, что мы завтра приедем.

За весь день всего две станции, где можно было погулять  Красноярск  (стоянка 33 минуты) и  Иланская (стоянка 22 минуты) на остальных станциях стоянки от 1 до 5 минут. После остановки в Красноярске, пересекли Енисей. За два года, (что я здесь не был) строительство нового моста стало заметнее.  Появилось несколько опор на правом берегу, а на левом берегу на подходах уже уложены пролетные строения.
              Постепенно привыкаем к местному времени, в Иркутске + 5 часов к Москве.
              Днем мы решаем судоку, Галка специализируется на сканвордах. Вечером красный диск солнца опустился в туман. Ночью в вагоне первый раз было прохладно.

6 августа 2013 года. Вторник. Шестой день похода.
Иркутск.Утро было туманное. В Иркутск прибыли по расписанию - минута в минуту 9:38 по местному времени. На вокзале нас встретили родственники Игоря. Они отвезли наши рюкзаки и на машине к дому по ул. Ржанова, где мы должны были снять квартиру. Мы налегке, без вещей добрались до нужного места на трамвае № 1, а потом на маршрутке № 72.

После того как вещи были выгружены Игорь уехал с родственниками, а мы остались ждать хозяина квартиры. Ждать пришлось минут тридцать. Заселяемся. Квартира на седьмом этаже. В зале из мебели диван и телевизор. Совмещенный санузел. Горячей воды нет, как объяснил хозяин, во всем Октябрьском районе города горячая вода отключена на плановые профилактические работы. Не повезло. Почему в квартире, при отсутствии газа в доме, нет электроплиты, а также холодильника, мы не спрашивали, а хозяин видимо из скромности промолчал. Расплатившись за квартиру авансом 1500 руб. за сутки, мы отправляемся гулять по Иркутску.
              На троллейбусе № 3 и доехали до ул. Ленина, как раз до того места, где стоит памятник зверюге Иркутской (символ города). Прошли пешком до набережной Ангары, попутно фотографируя все примечательные места. Немного задержались в сквере им.Кирова у фонтана. Погуляли по набережной. Обратно пошли по противоположной стороне ул. Ленина. Зашли в магазин сувениры. Пообедали пельменями в одном из кафе.
              Подивились на Иркутский мини Биг-Бен в скверике на ул. Марата. Прошлись по К.Маркса и ул. Дзержинского. В Иркутске я уже второй раз и этот город очень мне нравится, красивый уютный город.
              После прогулки мы на троллейбусе поехали ближе к дому, в микрорайон Солнечный. Вышли на проспекте им.Жукова на первой остановке и пошли через жилой микрорайон к причалу.

Мы хотели узнать где находится причал Восточно-Сибирского речного пароходства Ракета, откуда завтра утром отходит судно Баргузин, на котором мы завтра поплывем до Усть-Баргузина.
              Причал мы нашли без труда и убедились, что от нашего дома, где мы снимаем квартиру, идти до него всего пятнадцать минут. По дороге зашли в продовольственный магазин и купили для похода недостающие продукты (манку, сухое молоко, геркулес, растительное масло и т.д). При этом забыли купить муки и в последствии пришлось рыбу жарить обваляв ее в манке. Кроме того купили продуктов на ужин.
              Поужинали на квартире, приготовив вермишель с сосисками на туристическом газовом баллоне, и легли спать. Женщины на диване, мы с Васей на полу. Будильник завел на 6:30 утра по местному времени.

Забайкалье 2013. Часть 2

7 августа 2013 года. Среда. Седьмой день похода.
Иркутск- Усть-Баргузин.Утром встали в 6:30. Собираем рюкзаки, завтракаем. Выходить нам нужно в 8:00, т.к. судно отчаливает в 9:15. Звоню хозяину квартиры, нужно отдать ключ - телефон отключен. Пытаемся еще минут десять набрать его, телефон по-прежнему не доступен.
              Выходим, я закрываю квартиру и оставляю ключ в почтовом ящике. Потом послал хозяину соответствующую SMS-ку.
              До причала 15 минут хода, Игорь уже там, ждет нас.
Погода пасмурная, с Ангары прохладный ветер, мы утепляемся, но продолжаем ждать посадки на воздухе. По радио объявление: багаж свыше 20 кг, нужно оплачивать отдельно. Подходим к кассе, павильона "Ракета". Галка за два лишних кг до Усть-Баргузина (400 км пути) заплатила 46 рублей, я за 5 лишних кг - 115 рублей. Получается около 0,058 руб. за один лишний кг на километр пути. Вроде и не много, но все равно неприятно, т.к. на сайте пароходства об ни слова сказано не было. Справедливости ради нужно сказать, что при оплате поверили нам на слово, вес багажа никто не проверял и квитанции об оплате излишнего веса при посадке тоже никто не спрашивал. Можно было и не платить. Местные про это знают и не ведутся, а приезжие туристы платят и молчат. До последнего момента сохранялась интрига, куда причалит судно, ведь все ближайшие причалы заняты...
Вопрос решился достаточно легко, судно Баргузин -2 подошло прямо к песчаному берегу между причалами и с носа на берег был опущен трап.
Из википедии: «Баргузин» (проект 19591) — тип скеговых речных судов на воздушной подушке. Спроектирован в КБ Вымпел (Нижний Новгород). Назван по имени одного из четырех байкальских ветров (Сарма, Горняк, Култук, Баргузин), взявшего, в свою очередь, название от одной из рек, впадающих в озеро. Баргузин дует, соответственно, со стороны реки Баргузин, по направлению юго-восток — северо-запад.
              В 1989-1991 годах на Сосновском судостроительном заводе (г. Сосновка, Кировская область) было построено три судна серии, получившие наименования Баргузин-1 и Баргузин-2 Баргузин-3. Баргузин-1 и Баргузин-2 доставлены на озеро Байкал, где используются для пассажирских перевозок. Баргузин-3 был продан за рубеж и сейчас находится в Панаме под именем LAS 7 PERLAS; потерпел кораблекрушение и более не используется.
              Места для багажа на судне не много и поэтому при посадке, тех кто плывет дальше всех пропускают на борт первыми , т.к. их багаж впоследствии заваливают сумками и рюкзаками другие пассажиры, которые садятся позже их, но выходят раньше.

Еще следует сказать, что на судне Баргузин 2 у первого места в первом ряду нет окна (глухая стена), т.е. расположение сидений не соответствует схеме судна, которая находится на сайте пароходства.
              Судно имеет две прогулочных площадки на носу и корме судна. Но на носовой площадке стоять при движении судна практически невозможно из-за сильного ветра и брызг. По этим же причинам передняя дверь постоянно находится в закрытом состоянии. На судне есть буфет. Две горячие сосиски с кетчупом и кусочком хлеба стоят 70 руб.,  пачка чипсов 30 руб., бутылка пива 0,5 л - 70 руб., чай, кофе, пирожки.  К услугам нуждающихся, имеются два гальюна. Ну, в общем жить можно.
              В 9:20 судно отошло от берега. Вместимость судна 120 человек, места почти все заняты. Скорость судна около 40 км/час.
              Утром погода пасмурная, берега Ангары просматриваются через туман, но мы все равно активно фотографируем. Около 11-ти часов  прошли без остановки Листвянку (по левому борту) и порт Байкал (по правому борту)  и вышли в открытое озеро или море. Байкал встретил нас полным штилем. Ветер умеренный, выглядывает солнце. Температура воздуха около 25 градусов. Первая остановка по расписанию в 12:50 на юго-западном побережье  у базы отдыха  "Байкальские Дюны", через 10 минут в соседней бухте Песчаная. Это прекрасные места.

Из интернета: Бухта Песчаная - одно из самых красивых и известных мест Байкала. Окруженная таежными склонами Приморского хребта, бухта Песчаная выделяется своей неповторимой живописностью среди всех красот Байкала. Чистый песчаный пляж, имеющий форму полукруга (длиной более 700 м, шириной от 15 до 20 м) обрамляют пирамидальные скалы – Большая Колокольня (высота 80 м над уровнем озера) и Малая Колокольня (60 м). Обрываясь крутыми стенами в глубины озера, они закрывают бухту от ветров. Это создает свой микроклимат в бухте Песчаная, которая считается самым теплым и солнечным местом на побережье Байкала.
              Почти все пассажиры сошли здесь, на судне осталось всего тринадцать человек, не считая нас и экипаж. Может быть из-за того что уменьшился вес судна, появилась тряска на ходу. Я попробовал сделать несколько заметок в дневнике, но у меня ничего не получилось, писать не возможно, но зато на судне стало значительно свободнее...
              Предусмотренной расписанием остановки в порту Загли на острове Ольхон не было, видимо по причине отсутствия желающих сойти или сеть на судно. Баргузин прошел проливом Ольхонские ворота и далее его курс шел по Малому Морю, вдоль западного побережья острова Ольхон.

Я с интересом рассматривал берега с трудом узнавая места, где мы были в 2011 году. С воды все видится совсем не так как с берега. Но отдельные характерные места узнавались  легко, это  полуостров Кобылья голова,  мыс Шибетский, берег залива Тодакский  (место нашей ночевки на берегу у самой воды).
              В Хужире (это поселок является административным центром  Ольхонского района  Иркутской области) Баргузин причалил к берегу  (17:24) прямо на пляже в пятидесяти метрах от известной скалы Шаманки (мыс Бурхан).  Интересно было посмотреть на скалу вблизи со  стороны моря. Погода окончательно наладилась, на небе ни облачка. На пляже много загорающих, но купающихся почти нет, видимо уже поздновато, да и холодная вода не позволяет расслабляться. В Хужире сошло на берег еще четверо пассажиров, но несколько поднялись на борт.
              Судно почти сразу отчаливает. Наш путь опять продолжается по Малому Морю вдоль западного побережья острова, огибая его у мыса Хобой и далее напрямую через Байкал на его противоположный восточный берег к Баргузинскому заливу. К этому времени в буфете испекли вкусные пирожки с капустой и мы не могли удержаться, чтобы не попробовать их.
              Судно пересекло Баргузинский залив, приблизилось к берегу, километра на полтора поднялось по реке Баргузин и стало под углом к причалу пос. Усть-Баргузин.
              Мы прощаемся с экипажем и выходим на берег. Ну здравствуй Усть-Баргузин, долго мы до тебя добирались.... долгих 6 дней... Рядом с причалом открытый склад угля, щебня, какие-то сараи. Но разглядывать время нет, уже 20:30, начинает темнеть. Поэтому мы не задерживаясь отправляемся к берегу Байкала, чтобы найти место для ночевки.

В  районе причала берег низкий, болотистый, залит водой пройти не возможно. Поэтому направляемся по ул. Набережной в сторону леса. У крайнего дома  мы разговорились с местным жителем, который попытался нам помочь завтра уехать в Баргузин. Но по времени было уже слишком поздно, все места в микроавтобусах на завтра уже заняты. Мы продолжаем идти в сторону леса мимо кладбища и мимо каких-то заброшенных строений.  До Байкала мы не дошли, остановились на ночевку в лесу, недалеко от дороги  на высоком берегу заболоченной поймы. Из болота воду брать не рискнули, Вася с Игорем налегке сходили к Байкалу, до которого мы не дошли метров пятьсот.
              Поставили палатки, ужин пришлось готовить уже в темноте. Тут мы узнали, что у Галки и у меня фонарях "сели" батарейки. На приготовление ужина это особо не повлияло, суп из концентратов и кисель удались на славу.
             Комаров мало, но как говорится, есть. Вечером тепло, я улегся поверх спальника. Но к утру укрывшись спальником ощущал прохладу.

8 августа 2013 года. Четверг. Восьмой день похода.
Усть-Баргузин. Заброска к началу тропы. Утром прохладно. Наверное поэтому ни комаров, ни мошки нет. Но погода солнечная, небо чистое и день обещает быть жарким. Не торопясь завтракаем (на завтрак гречневая каша и кисель), собираемся и выходим. До паромной переправы чуть более двух километров, преодолеваем без остановок. У переправы две полосы движения, на одной длинная очередь автотранспорта, который переправляется по очереди, а на второй полосе не менее длинная очередь, тех кто хочет (или имеет право) переправиться без очереди. На паром одновременно помещаются от 6 до 9 машин. Стоимость переправы для автотранспорта 40 рублей, люди бесплатно.

Найти машину, чтобы на ней могли одновременно уехать пять взрослых людей с большими рюкзаками - это представлялось нам непростым делом.
              Но, вот удача, мне почти сразу мне удалось договориться с водителем УАЗа (его зовут Андрей), который стоял в хвосте очереди. Он ехал один в пос.Баргузин и согласился подкинуть нас  к началу нашего пешего маршрута. Как потом выяснилось, он сам не чужд туризму, ходит в походы и прошел наш маршрут в июне этого года. Нам повезло, в пути от него мы узнали много интересного. Рюкзаки сразу погрузили на  багажник, расположенный над кузовом автомобиля.
              Наша очередь на паром  подошла к как раз к обеденному перерыву, который начинается на переправе в 12 часов. Но кто-то видимо заплатил повышенную цену и вот в 12:15 мы уже плывем через реку Баргузин. Вдалеке   виден новый строящийся мост.  Переправа прошла без приключений и мы довольные катим по раздолбанной грунтовой дороге  Р-438 в сторону пос.Баргузин. В машине тесновато, особенно на заднем сидении.
              В 13:22 мы проехали мост через реку Гремячая  и на 314 километре  свернули с трассы (направо) на лесную дорогу.  Андрей любезно подвез нас метров триста по лесной дороге и остановился. Дальше на дороге были промоины. Мы выгружаемся и прощаемся, не забыв расплатиться.  Отсюда начинается пешая часть нашего маршрута. Высотная отметка 482 метра над уровнем моря.
              Идем по лесной дороге.  Дорога практически без подъема, вокруг нас прекрасный светлый сосновый лес. Через километра полтора вышли на просеку  линии электропередач.

Здесь дорога некоторое время идет по просеке делая небольшую петлю, пересекает ЛЭП и снова сворачивает в лес. На этом месте мы устроили первый привал. Рюкзаки дают о себе знать, в начале похода они имеют максимальный вес - тащим продукты на все двадцать дней...
              Идем дальше, слева от нас журчит река Гремячая, но пока ее не видно. Через некоторое время подошли к указателю (N53 38.209 E109 33.211) поворота (налево) к месту стоянки. Стоянка находится у реки Гремячая, метрах 50-ти от лесной дороги. Идем по лесной дороге дальше, недалеко от указателя переходим левое русло реки Гремячая по мосту. После моста наша дорога идет по берегу реки, т.е. вода находится в постоянной близости. Здесь уже чувствуется подъем.
              Проходим мимо бывшей ГЭС, отмеченной на карте километровке. В русле, в зарослях кустарника, реки видны остатки бревенчатых каналов и отводов. Еще чуть выше прямо возле дороги самодеятельная стоянка, кострище, бревна (N53 38.209 E109 33.211) и за ней сразу мост через приток. Через 850 метров от упомянутой стоянки лесная дорога раздваивается. Указатель (N53 38.489 E109 32.718), установленный в этом месте показывает, что продолжать движение нужно по правой, более крутой дороге. На развилке дорог имеется ровное место для установки нескольких палаток и кострище. Вода есть, т.к. река рядом. Время уже 17:30 (местн). По нашим расчетам до стоянки "Зимовье" еще как минимум километров пять-шесть (расчеты, правда, были не совсем точны, до Зимовья, как оказалось в последствии оставалось менее 4 км). И хоть с момента выгрузки мы прошли немного (всего около 6 км) и подъем за день был незначительный (279 метров) мы решаем ночевать здесь. Все-таки первый активный день, организм требует акклиматизации, да и дальнейший подъем показался нам уж очень крутым... Как бы то ни было, устанавливаем палатки, разводим костер.

Я прогулялся по левой дороге. Дорога закончилась через 150 метров добротной стоянкой (N53 38.555 E109 32.654). Массивный стол и лавки из деревянных плах, кострище с сидениями в виде бревен и т.д.
              Не успели мы приготовить ужин, как приехала машина с туристами. Два молодых человека - немцы, с ними переводчик девушка - русская и проводник от турфирмы. Может быть они хотели проехать к той добротной стоянке, но получилось так , что мы перегородили своими палатками дорогу. Как бы то ни было, им пришлось выгружаться и ставить палатки рядом с нашими. Их машина вскоре уехала.
              С немцами разговаривать было бесполезно, т.к. они русским не владели, а с проводником - Игорем мы пообщались и узнали много интересного о тропе по которой нам предстояло идти и о других туристических маршрутах в районе Байкала.               Жаркий день закончился тихим вечером и задушевным ужином (макароны,  чай). Не поленился измерить температуру воздуха вечером, оказалось +29 С градусов.

9 августа 2013 года Пятница. Канун Дня Строителя. Девятый день похода.
Тропа "Путь к чистому Байкалу". Встали в 8 часов утра. Пасмурно. На завтрак манная каша и чай. Не успели толком приготовить завтрак, как пошел мелкий дождь. Быстро натянули тент и покидали
под него разбросанные вещи. Я затащил под тент скомканную палатку. Завтракали тоже под тентом.               У немцев ЧП, один из участников болен (живот), проводник вызывает машину и на ней отправляют больного в Баргузин. Остальные остаются ждать.               Мы же под тентом собираем рюкзаки, одеваем защитные накидки, плащи и костюмы выходим на маршрут. Время 10:45. Не успели мы сделать и десятка шагов, как дождь прекратился и выглянуло солнце. Пришлось останавливаться снимать плащи.
              Дорога от развилки круто забирает вверх. Через 600 метров слева от дороги указатель: начало тропы к чистому Байкалу (N53 38.766 E109 32.603). На деревянных дощечках выгравирован план-схема тропы и напутствие, типа что можно, а что нельзя делать в Национальном Забайкальском парке. Лесная дорога, по которой мы шли, идет прямо, а мы сворачиваем влево, на тропу. Тропа четко обозначена метками, нанесенными на стволы деревьев красной краской. Тропа расчищена, поваленных деревьев нет, через многочисленные ручьи перекинуты по два-три бревна. Возле одной из подобных переправ даже сделана лавочка у воды - хорошее место для отдыха (N53 38.670 E109 31.723). Вдоль тропы на стволах деревьев вывешены информационные аншлаги Сосна обыкновенная, Черничник, Осина и т.д., только они из-за времени буквы стерлись и они плохо читаются. Тропа медленно, но уверенно забирает вверх. После очередного подъема выходим на отметку 1000 метров над уровнем моря. Здесь на относительно ровной площадке расположена стоянка "Зимовье" (N53 38.914 E109 30.656).
              На стоянке большой стол с лавками, кострище и старый зимник с полусгнившими бревнами, крытый корой деревьев. В достатке имеются места для установки палаток. Мы устраиваем привал и раскидываем на солнышке мокрые вещи для просушки, я - тент, а Игорь палатку. Попутно перекусываем сухофруктами и орешками.

Только мы собрались уходить, как нас догнали туристы из Германии. Больного немца выпустили на маршрут, прописав лечение (по словам Игоря - клизму надо ставить). Наши коллеги начали готовить борщ на обед, а мы в 13:45 двинулись дальше. Из информационной таблички, которая вывешена на стоянке, мы узнали, что подъем на плато Баргузинского хребта занимает 2 часа ЧХВ (чистое ходовое время). Забегая вперед, скажу, что у нас этот подъем занял  4 часа 25 минут (с отдыхом).
              На этом участке тропа идет постоянно вверх, а на его заключительной части, перед выходом на плато, подъем особенно крутой. Постепенно тайга редеет и сменяется карликовой березой и кедровым стлаником. По мосткам переходим многочисленные ручьи. Справа и слева, на вершинах крутых склонов долины, по которой мы понимаемся, видны останцы - одиночные скальные выходы различных форм, в виде башен, зубцов и просто гигантских валунов, нагроможденных друг на друга.
             Игорь и Вася идут впереди, следом Галка, Лариса, замыкающим я. Такой порядок движения мы сохраняли на всем маршруте. Остановки на отдых делаем через 30 минут движения. Тропа круто забирает вверх. Появляются участки заросшие травой, вроде нашей Тимофеевки. Стебли высокие и колосятся у самого носа,  от пыльцы першит в горле и мучает кашель. Но, к счастью, эти участки не продолжительны. Переходим несколько сухих ручьев. Воды уже не видно. Вокруг кедровый стланик.

Кедровый стланик на Баргузинском хребте это сплошные заросли низкорослого кедра, высотой в рост человека с толщиной скрюченного ствола до 20 см и переплетенными ветвями толщиной до 10 см. Пройти по нему без тропы не возможно.
              Мы поднимаемся по тропе, десять-двадцать шагов - остановка на несколько секунд, перевести дух и опять в верх. На подъеме нас обогнали туристы из Германии, это не удивительно - ребята молодые, движутся гораздо быстрее нас. Вася и Игорем тоже ходят быстро, но мы (Галка, Лариса и я) сдерживаем их.
              Кедровый стланик закончился и мы оказались на обширном открытом каменистом склоне, покрытом мохом. Тропа здесь отмечена пирамидками из камней - туриками. Останцы, которые были над нами теперь уже далеко внизу и мы смотрим на них сверху. Высота на навигатору 1480 метров над уровнем моря. Время 17:30. На склоне делаем привал, отдыхаем и осматриваем окрестности. Отсюда открывается очень живописный вид на долину по которой мы поднимались. Если посмотреть вверх, видно, что тропа, по которой мы поднимались опять ныряет в заросли кедрового стланика, но до этого места нужно подняться еще метров на 40-50.

Поднимаемся и прямо у тропы обнаруживаем стоянку "Плато" (N53 39.986 E109 30.125). Отметка 1520 метров над уровнем моря. Стоянка расположена на горизонтальной площадке в зарослях кедрового стланика. На плато, вокруг стоянки все тропинки покрыты мелким-мелким гравием, как будто просеянного на сите. Создается впечатление искусственного паркового покрытия. Мест для установки палаток более чем достаточно. Но кроме кострища обложенного камнем более ничего нет. Мобильной связи (МТС и Билайн) на стоянке нет. Нам говорили Андрей и Игорь, что на плато есть мобильная связь, но только Мегафон.
              Стоянка не занята, значит туристы из Германии пошли дальше. Снимаем рюкзаки и начинаем обустраивать лагерь.
              Вася и Игорем, собрав все пустые емкости, отправляются обратно по тропе, за водой. Чтобы набрать воды. им пришлось спуститься более чем на 200 метров вниз.               Но воду можно найти и ближе. Обнаружили мы ее во время радиальных выходов.

С правой стороны от стоянки, если стоять лицом на север  (по направлению движения к Байкалу), в зарослях кедрового стланика можно найти тропу, которая поднимается на седловину между двумя возвышенностями. Там есть непересыхающее болотце. По этой тропе, если пойти дальше можно подняться на обзорную площадку, расположенную на высоте  1900 метров.
              Вечером погода солнечная, но ветерок напористый,  прохладный. Одеваемся потеплее. Дрова в близи стоянки есть - сухие ветви кедрового стланика, только нужно походить поискать их. На ужин рисовая каша, сало, лук. Сегодня пятница, дома наши коллеги по работе,  по традиции корпоративно отмечают День Строителя.  Мы тоже за ужином открыли бутылочку, которую я тайно тащил - для сюрприза.
              Когда село солнце ветер стих.

Забайкалье 2013. Часть 3.

10 августа 2013 года. Суббота. Десятый день похода.
Тропа "Путь к чистому Байкалу". Утро солнечное, тепло. Даже жарко, сразу раздеваемся и загораем. Сегодня спешить не надо, по плану у нас дневка. После завтрака (борщ и чай), в 10:30 Игорь, Вася и Галка отправляются штурмовать ближайшие вершины, Лариса и я на хозяйстве. Отдаю ребятам навигатор, что бы потом посмотреть трек их радиалки. У нас в лагере обыденные дела по хозяйству: помыть посуду, сварить кисель, зашить порванные штаны и рубашку. Никаких сбытий не происходит.
              В полдень солнце палит нещадно (на высоте это весьма ощутимо), но из-за ближайшей горы уже начали появляться кучевые облака, что-то будет дальше?
              Первым вернулся Вася, он облазил ближайшую на востоке вершину (1745 м). Мы обрадовались, передали ему все хозяйство и пошли полазать по камням на ближайшей западной возвышенности, а за одно проверить наличие связи. Даже поднявшись на вершину,  МТС и Билайна мы не обнаружили, а карточки Мегафона ни у кого из нас не было. Вдоволь на фотографировавшись мы вернулись в лагерь.

Последними, в 17:15, вернулись Игорь с Галкой, они дошли до обзорной площадки, находящейся на северо-востоке от стоянки, причем Игорь поднялся на самую вершину горы  отм. 1971м. Путь на обзорную площадку не размечен, нужно подниматься, по упомянутой мною тропе,  вверх на седловину, а дальше в сторону ближайшей вершины  с отметкой 1745 м и потом по хребту, протяженность пути в один конец (от стоянки) чуть более 6 км. Со слов очевидцев (Игоря и Галки), с обзорной площадки они любовались впечатляющей панорамой Икатского хребта, долиной реки Баргузин, Баргузинским и Чивыркуйским заливами, перешейком полуострова Святой Нос, а также геодезическим триангуляционным пунктом, установленном на вершине.

Кроме эстетического наслаждения от красот природы и морального удовлетворения от того, что все-таки залезли на вершину, они обогатились и материально, нашли много грибов, а также приперли пару оленьих рогов, с которыми потом Галка мучилась всю дорогу до дома.
              Грибы сварили, обжарили с луком и потом съели с картофельным пюре. Получилось очень много и вкусно. На закуску холодный кисель и чай. А рога, мы привязали к Галкиному рюкзаку и весь поход пугали ее егерями национального Забайкальского парка, дескать увидят трофей, придется платить штраф....
              После ужина долго сидели у костра разговаривали о том и о сем, спать не хотелось. Когда спряталась солнце стало прохладно, появилась мошкара.

11 августа 2013 года. Воскресенье. Праздник - День строителя. Одинадцатый день похода. Тропа "Путь к чистому Байкалу". Проснулись одновременно, около 8:00, и почти все разбежались по кустам, наверно со вчерашними грибами было что-то не то.               Пасмурно, солнца нет. На завтрак, после вчерашнего изобилия, все сурово: геркулес и вчерашний кисель. Сворачиваем лагерь и выходим на маршрут в 9:30. После нескольких десятков метров, тропа полого начинает спускаться вниз. Все повторяется с точностью наоборот. Сначала проходим открытый участок, потом зону кедрового стланика, еще ниже начинается березняк плавно переходящий в тайгу.               Через сорок минут ходьбы, преодолев полтора километра, на отметке 1360 метров, справа у тропы мы увидели небольшой живописный водопад, а чуть ниже его самодеятельную стоянку. На берегах очень много смородины, черной и красной. Красная более кислая, черная по вкусу как садовая.

Тропа постоянно идет вниз, очень редко подъемы в местах, где нужно обогнуть прижимы или болотистые места. Пересекаем много ручьев, на которых все переходы оборудованы мостиками или бревнами. На тропе много медвежьих следов, помет. Справа и слева от тропы много ям, иногда весьма глубоких - разрытых нор мелких грызунов, в которых медведь искал съедобные припасы.
              К 11 часам мы уже достигли стоянки "Таежный великан" (N53 41.170 E109 29.103). От стоянки "Плато" до стоянки "Таежный великан" расстояние по навигатору 2,7 км. Отметка стоянки 1259 метров над уровнем моря. Получается, что за полтора часа, от стоянки "Плато", мы прошли (с одним привалом) около 3 км и спустились на 261 метр. В описании маршрута "К чистому Байкалу", которое было найдено в интернете, указанное расстояние между стоянками - 6 км, является ошибочным.               На стоянке "Таежный великан" действительно стоят два могучих кедра. Есть стол с лавками, костровище с бревнами в виде сидений. Есть места для палаток, но с небольшим уклоном. На этой стоянке мы обнаружили сломанный нож и под корнями кедра двухлитровую бутылку с бензином. На стоянке мы устроили привал. Когда мы отдыхали, почти рядом на бревне, появился любопытный бурундучок, поиграв с нами в гляделки секунд тридцать он исчез.
              Метрах в пятидесяти ниже стоянки "Таежный великан", прямо у тропы есть еще одна стоянка со столиком и лавками (N53 41.209 E109 29.068), но мест там только на пару палаток, и то на склоне.
              Спускаемся вдоль ручья Хожалый, несколько раз пересекаем его по мосткам. Тропа хорошая, в одном месте, на подъеме, даже ступени вырезаны в грунте и укреплены бревнышками. Прошли горелый лес (N53 41.993 E109 28.698). Кругом черные остовы стволов мертвых деревьев и высокая трава. Жуткая картина.

В 12:45 начинает накрапывать дождь. Сначала дождь не сильный, даже приятно освежает, когда разгоряченный быстро идешь по тропе... Но потом дождь усиливается,  одеваем плащи, куртки, защиту на рюкзаки. Лариса идет в рубашке. Несмотря на дождь и отсутствие солнца, тепло (около + 22 С градусов), ветра нет. Привал под дождем устраивать не очень приятно, поэтому идем без остановки. Тропа идет под деревьями, с которых вода льется крупными каплями.  Особенно не приятно тому, кто идет первый, т.к. он дополнительно собирает на себя всю воду с кустов и высокой травы. Несмотря на то, что дождь идет уже почти два часа под большими кедрами сухо, здесь можно остановиться перевести дух.
              Тропа постоянно идет вниз по берегу ручья, несколько раз пересекая его. В одном месте, обходя прижим,  тропа резко поднимается вверх и с высоты  хорошо видна долина реки Большой Чивыркуй.  Ручей уже превратился в бурную реку.  Вася с Игорем "убежали" вперед.  Галка, Лариса и я идем вместе, друг за другом. Вася, добравшись до стоянки "Переправа", вышел нам навстречу и у последней переправы,  помог женщинам перенести рюкзаки по двум бревнам, высоко расположенным на бурной водой.
              Переправа по бревнам под дождем достаточно экстремальна.  Мало того, что каждое из бревен, в зависимости от диаметра,  может  в различной степени прогибаться и пружинить под весом человека с рюкзаком, то под дождем бревна еще, в добавок, и скользкие, особенно в местах где нет коры.  Все это следует учитывать при переправе.  Очень полезно посмотреть как  ведут себя бревна,  когда переправу проходит кто-либо впереди идущий, и сделать для себя соответствующие выводы.

Еще немного и в 14:23 справа от тропы показалась избушка - зимник. Это и есть стоянка "Переправа" (N53 43.360 E109 28.181). По треку навигатора расстояние от стоянки "Таежный великан" до стоянки "Переправа" составляет 5 км. Мы прошли этот участок за 2 часа 30 минут (с отдыхом).  Отметка стоянки 970 метров над уровнем моря.
              Стоянка представляет из себя ровную площадку на высоком левом берегу реки Большой Чивыркуй в метрах 30-50-ти  от воды. Стол, лавки, кострище, бревна у костра, много мест для палаток.  Здесь же добротный, сухой  зимник, в котором есть печь, небольшой столик, полати на 4 человека (2 + 2). На столике лежит тетрадь-журнал, в котором проходящие туристы оставляют память о себе, а также пишут слова благодарности тем, кто поддерживает тропу в таком хорошем состоянии (очень много подобных записей). Кроме того в тетради можно также написать замечания и предложения по совершенствованию маршрута.  На стене шкафчик, в нем кроме соли, чая, каких-то приправ, маленькая бутылка спирта. Мы оставляем все в неприкосновенности.
            Располагаемся в зимнике, т.к. дождь не унимается. Мужчины отправляются за дровами, женщины переодеваются в сухое.  Растопили печь, развесили все мокрое.
            Игорь  готовит себе спальное место между корнями большущего кедра, который растет рядом с зимником. Несмотря на дождь, опавшая хвоя под деревом сухая.

В     зимнике печь металлическая, конфорок нет, поэтому быстро вскипятить воду на ней, не получается - это занятие долгое, требующее много дров. Ужин готовим на газовой горелке, быстро и удобно.  Сегодня опять, по случаю официального Дня строителя, праздничный ужин: макароны с тушенкой и чай. Достаю единственную (во всем походе) банку тушенки и последнюю бутылочку, которые я припас к этому моменту. Пользуясь моментом, что дождик поутих, натягиваем над столом тент и ужинаем на свежем воздухе. В избушке слишком тесно и жарко даже при открытых дверях и окнах. Зато вещи сохнут быстро.
              К 19:45 все съедено и выпито, осталось поговорить и спать.
              Поговорили.., укладываемся спать. Игорь под кедром, мы на полатях. С одной стороны полати узкие, если один человек лежит на спине, то второму остается лежать только на боку. С другой стороны полати пошире, но покатые, спать не совсем удобно. Сном это назвать можно было только с большой натяжкой. Галка не могла заснуть - проблемы с коленом, ночью ставила компресс, я тоже заснул под утро, когда догадался подтянуть и поставить поближе рюкзак, чтобы можно было положить на него руку, которую некуда было девать.  Спим, укрываясь спальниками,  с открытой дверью, когда печь горит - очень жарко. Комаров , мошек нет.

12 августа 2013 года. Понедельник. Двенадцатый день похода.
Тропа "Путь к чистому Байкалу". Сегодня по плану полудневка, санитарный день. Утром пасмурно, ночью шел дождь. Вся трава, кусты и деревья мокрые. Игорь на мягкой хвойной подстилке спал хорошо, но было сыро. Утром опять затопили печь для просушки вещей. На газовой горелке вскипятили воду для чая. Разожгли костер и поставили воду для того, чтобы женщины могли помыть головы и отдельные части тела.
        Я тоже воспользовался остатками воды для тех же целей (за исключением головы).

Потом сварили и съели концентратный  супчик и стали собираться в путь. Я оставил запись о нашем прохождении маршрута  в тетради-журнале. Тент убрали последним, т.к. казалось дождь висит в воздухе.
В 13:00 мы вышли на маршрут.
            Раньше после стоянки "Переправа",  нужно было вброд переходить реку Большой Чивыркуй и дальше двигаться по правому берегу. Об этом говорилось в описании маршрута на сайте Национального Забайкальского парка. Однако, в связи с устройством подвесного  моста через реку Б.Чивыркуй ниже по течению, теперь более нахоженная тропа идет левым берегом.  От стоянки "Переправа" до нового подвесного моста (N53 43.888 E109 26.639) согласно треку навигатора  2,2 км.  Теперь весь маршрут можно пройти, как говориться не замочивши ног.
            После переправы по мосту, тропа идет правым берегом. Тропа или ровная или с небольшим уклоном. Уже светит солнышко и все быстро подсыхает. Идем не спеша, собирая грибы. Рюкзаки, по мере поедания продуктов,  стали уже значительно легче , по крайней мере у меня.
            Таким образом, к 15:40 незаметно подошли к реке Дубари  (правый приток Б.Чивыркуя). Река Дубари - неширокая горная река с большими  валунами в русле. Мост через реку (N53 44.283 E109 25.491)  представляет из себя две плахи перекинутые с берега на берег. Перед мостом, если свернуть с тропы налево и немного подняться вверх - смотровая площадка, с которой можно сделать хорошие фотографии.

На     расстоянии 100 метров от переправы, после крутого подъема,  на сухой, солнечной террасе, в окружении белоствольных берез, находится стоянка "Дубари" (N53 44.321 E109 25.513). Отметка стоянки 870 метров от уровня моря. Стол со скамейками, кострище с бревнами. Вблизи стоянки дров мало, нужно подниматься или спускаться. чтобы найти их. Более-менее ровных мест для палатки тоже не много. От стоянки "Переправа" до стоянки "Дубари" по трекам навигатора 4,0 км.
            У костра валяются  несколько кедровых чурбаков высотой около 60 см с трухлявой сердцевиной, которые видимо использовались в виде сидений . Я с помощи палки выковыриваю труху, и поджигаю изнутри. Получилась прекрасная "Римская свеча", которой нам хватило для приготовления ужина и частично завтрака.
            В 18:00 ужин,  гречневая каша. Собранные грибы Галка отваривает и готовит на завтра. После того как солнце зашло на гору, стало прохладно, приходится утепляться.  После ужина, каждый занимается своими делами. Вася и Игорь ушли полазать по окрестностям. Галка врачует свою больную коленку и потертости на ногах.  Мы с Ларисой, после дискуссии о вреде и пользе заботы о ближнем, молча устанавливаем палатку. Спать легли рано и в разных углах палатки.

13 августа 2013 года. Вторник. Тринадцатый день похода.
Тропа "Путь к чистому Байкалу". Проснулся в 7 часов утра. Галка, Вася и Игорь уже у костра, готовят завтрак. Лариса еще спит. В палатке +13 С градусов, на улице еще прохладней. Солнышко встало, но еще не поднялось из-за гор. Небо высокое и чистое. На завтрак концентратный грибной суп с добавлением свежих грибов. Получилось ничего, как суп пюре, только соленый. Допили вчерашний кисель.

Выходим на маршрут в 10:10. Прямо от стоянки  тропа обходит верхом скальный прижим и снова спускается к реке Большой Чивыркуй, текущей по живописному каньону. Ровных участков здесь нет, постоянно идешь или вверх или вниз.  Тропа в каньоне отмаркирована маленькими каменными турами. По левому берегу прямо от воды высятся почти отвесные скалы, по правому, где мы идем, есть узкая полоска берега, заваленного крупным курумником и огромными валунами. Очень живописные виды, мы фотографируем при каждом удобном случае. С горы текут многочисленные ручьи, почва (в местах где она есть) сырая, болотистая.
            Погода солнечная, но в каньоне дует сильный прохладный ветер, на привалах зябко.  Но это все равно лучше чем обходить поверху в случае высокого уровня воды в реке.  Здесь на одном из камней, оступившись,  Лариса сломала треккинговую палку, правда уже бывшую ранее в ремонте.
            В этом участке маршрута  есть достаточно опасное место (N53 44.925 E109 24.568), где тропа по карнизу проходит вдоль каменного, безлесного склона (с уклоном до 40 градусов в сторону реки)  на высоте около 10-15 метров от воды.

В  одном месте, там где карниз особенно узкий, приходится огибать отвесную каменную стену чуть ли не прижимаясь к ней лицом, чтобы не зацепиться рюкзаком. В дождливую погоду здесь нужно быть предельно собранным (а может быть даже лучше поискать другой путь).  Рюкзаки женщинам перенесли Вася с Игорем, я кое-как одолел препятствие самостоятельно. Скажу честно, идти там с рюкзаком мне было страшно!
Меняемся с Ларисой,  мои две трекинговые палки на одну уцелевшую у нее, и продолжаем путь.
            Спустившись  к реке, тропа некоторое время идет рядом с водой,  а потом сворачивает в русло, где нужно шагать или прыгать по камням, которые торчат над водой.  Шагать еще ладно, но прыгать с камня на камень с больными коленями под рюкзаком - это уже серьезно!  На выходе из русла пришлось прыгать на небольшую площадку 60-70 см шириной перед огромным (выше человеческого роста) гладким  камнем. На площадке нужно задержаться и потом огибая камень выбираться на берег. Прыгнуть легко, даже с рюкзаком, а вот задержаться с ним потом на площадке (и не отскочить как мячик в воду) сложно, так как уцепиться совершенно не за что...
            Как бы то ни было, помогая друг другу, мы успешно преодолели и это препятствие.  Конечно можно было и по воде пройти, глубина там меньше чем по колено, но кто же ищет легких путей?
Постепенно камней на пути становится все меньше и меньше, тропа выводит в лес.

Можно было бы идти быстро, но все силы оставлены в каньоне. Движемся как можем. У тропы стоянка (самодеятельная), кострище и вокруг полусгнившие бревна (N53 45.047 E109 22.822). Видно что на ней давно ни кто не останавливался. Проходим мимо и мы. До реки Маркушкина недалеко, около километра.  Тропа идет по тайге вдоль реки Большой Чивыркуй.  Вот показался еще один его правый приток - река Маркушкина (N53 45.187 E109 22.037). Переправа по трем бревнам, уложенным в два пролета. Ничего сложного.
            Движемся вперед к стоянке "Хозяин".  Попутно собираем грибы. Прошли верхом по крутому косогору еще один прижим, но преодолевается он легче предыдущего. Время 15:21, подходим к стоянке. Вася и Игорь уже на месте ждут нас, костер горит, чай почти готов.
            Стоянка "Хозяин" (N53 41.209 E109 29.068), высота 640 метров на уровнем моря, расположена в лесу на высоком правом берегу реки Большой Чивыркуй в 30 метрах от воды. По треку навигатора  от стоянки "Дубари" находится на расстоянии 6,3 км. На стоянке все как обычно:  стол с лавками, кострище с лавочками.  Но есть и необычное: на стоянке  две деревянные фигуры - типа идолов, наряженные в футболки,  рубашки, штаны, кепки и т.д. К рукаву одной рубашки привязана перчатка,  а к перчатке бутылка водки... Мы расценили это как дружественный жест, мол рука (перчатка) протягивает нам столь ценный продукт. Даже предположили, что оставил ее Игорь, который шел впереди нас с туристами из Германии. Я попробовал водку - грамм 50,  засекли время... водка оказалась гут!

Попили чая. За чаем обсудили ситуацию и поскольку день оказался достаточно трудным, а до обратного поезда еще уйма времени (15 дней), приняли решение  становиться на ночевку здесь, а завтра, изменить маршрут и,  идти вместо кордона в устье реки Б.Чивыркуй в бухту Крохалиная, где больше шансов найти катер.  Катер нужен нам чтобы перебраться через Чивыркуйский залив в Змеиную бухту.
            Поскольку по времени еще рано,  Вася пошел на ближайшую гору фотографировать пейзажи сверху. Игорь, чтобы скоротать время отправился по тропе вперед в разведку. Мы втроем обустраиваем лагерь, ставим палатки, собираем дрова. Лариса очень устала, это заметно со стороны, но держится молодцом. У нее это первый столь продолжительный горный поход.   Найденные днем грибы пришлось выкинуть, т.к. они от жары все превратились в месиво.
            Вскоре вернулся Вася принес, принес свежих грибов. Игорь дошел по тропе до указателя поворота на бухту Крохалиную,  разведка удалась, все прекрасно. В 18:00 начинаем готовить ужин. На ужин картошка с грибами... Хорошо...

Забайкалье 2013. Часть 4.

14 августа 2013 года. Среда. Четырнадцатый день похода.
Тропа к бухте Крохалиной.Утро. Небо чистое, но еще солнце за горой. День обещает быть хорошим. Вася с утра попил чаю и опять ушел на ближайшую гору фотографировать окрестности. Мы собираемся не спеша. На завтрак молочный суп из вермишели.

Выходим на маршрут в 10:15.
            Почти сразу на реке прижим, тропа круто поднимается вверх и обходит его по крутому склону. Потом все время идем тайгой по практически ровной местности, без подъемов и спусков.  Идем без отдыха. Через 3, 3 км, справа от тропы видим указатель поворота: "Бухта Крохалиная" (N53 46.228 E109 18.795). Это указатель к новому подвесному мосту, про который нам говорил Игорь - проводник  группы из Германии.  Сворачиваем влево, тропы как такой нет, бурелом, но заблудиться невозможно - на деревьях свежие засечки.  От поворота с тропы до нового моста 200 метров.
            Мост (N53 46.194 E109 18.640) преодолевается без проблем. На противоположном берегу  мы устраиваем небольшой привал, в последний раз любуясь рекой Большой Чивыркуй.  Дальше тропа уводит нас на запад, а Большой Чивыркуй продолжает нести свои бурные воды к Байкалу в северо-западном направлении.
            После переправы на левом берегу мы засечек не нашли и  немного проплутали в поисках тропы. С помощью разведки тропа была найдена, ее координаты:  N53 46.221 E109 18.548. Чтобы найти ее нужно двигаться по берегу вниз по течению, держа реку в поле зрения.

Тропа  широкая нахоженная,  на протяжении полутора километров ровная как стрела! Есть незначительные подъемы. Через 2,38 км от подвесного моста тропа приводит нас на поляну к добротному зимнику. Зимник (N53 46.232 E109 16.731) просторный и чистый. Есть металлическая печь. В нем, на полатях, могут разместиться шесть человек.  Сложен из крепких бревен видимо не так давно. Неподалеку ручей. Перед зимником стол с лавками, над которым, при необходимости можно легко натянуть тент или пленку (есть столбы и перекладины). У зимника мы сделали очередной привал.
            После зимника тропа явно стала хуже. Почти на каждом шагу корни деревьев, через которые приходится постоянно перешагивать. Это сбивает темп движения и отнимает много сил. Местность болотистая, много ручьев, которые стекают с возвышенности, расположенной  на юге. Но следует отметить, что через все ручьи и болотистые места уложены мостки или бревна. Иногда длина такого искусственного настила достигает пятидесяти метров.   Темп движения: идем около часа, отдыхаем 15-20 минут. Средняя скорость движения около 2 км/час.
            Через некоторое время тропа выводит нас к берегу залива Крохалиный.  В этом месте, куда привела нас тропа,  берега не видно, весь залив зарос травой. Среди зеленого "поля" видны небольшие блюдца воды. В этом месте и любят селиться дикие утки - Крохали, по имени которых и назван залив. Тропа долго обходит болотистую часть залива и выходит на берег залива Крутой, в котором стоят несколько катеров и моторных лодок. Но к воде и здесь подойти нельзя, поскольку болотистый берег на  50-100 метров  зарос травой. Тропа идет   по перешейку и выводит на песчаный берег бухты Крохалиной (N53 45.533 E109 11.896).  Время уже 18:15. От зимника мы прошли 5, 3 км., а за весь день получается мы прошли около 12 км. (по навигатору 11,2 км).

На берегу стоят отдыхающие, рыбаки. У них большие палатки с тентами, две моторные лодки, генератор и все что нужно. Разговорились, один из рыбаков почти что наш земляк, из Калуги. Другой из Новосибирска, третий местный. Когда-то они учились вместе в одном ВУЗе, дружили, теперь каждое лето встречаются на Байкале. Узнав о нашем "героическом" переходе, обещали отдать нам весь вечерний улов рыбы. И действительно в последствии угостили нас свежепойманными окунями.
            Берег бухты, на котором мы расположились, имеет форму полумесяца, протяженностью более 2 км. Слева бухту ограничивает мыс Крохалиный,  на другом конце берега, справа, расположена плавучая гостиница. За гостиницей начинается залив, переходящий в заросшее травой болото.
            Стоянку мы устроили неподалеку от рыбаков, крошечном пятачке, поставив палатки бок обок, на расстоянии  десяти метров от воды. Вася и Галка почти сразу полезли в воду купаться, все-таки дошли же до Байкала!   После купания готовим ужин, рис и чай. Дров в этом месте не много, но найти можно. Небольшой ветерок от воды, комаров и мошки нет.
            Не успели мы поставить палатки, как следом за нами по тропе на берег вышла туристическая группа (17 человек)  из туристического клуба "Юность" пос. Максимиха.  Первым делом они спросили: - Это Вы из Брянска? Когда мы удивились, но подтвердили, что мы действительно из Брянска, они сказали, что всю дорогу   пытались догнать нас. О том что мы шли впереди, они узнали из записей в тетраде-журнале на стоянке "Переправа". .

На стоянку "Переправа" они вышли вечером 12 августа. т.е. в тот день когда мы ушли оттуда. После того как я помог им с ориентироваться  на местности, они ушли по направлению к мысу Крохалиному и организовали стоянку в левой части залива.
            Поскольку нашими мобильными телефонами мы воспользоваться не могли (в связи отсутствием на берегу связи МТС и Билайн), да и куда звонить не знали, соседи-рыбаки помогли нам, связались со своими знакомыми капитанами и заказали нам судно.  Вообще по расценкам один час пути по воде на маленьких судах стоит 3 тыс.руб. Но до нужного капитана дозвониться им не удалось,  и  тогда они предложили нам, как вариант, большой теплоход за 7 тыс.руб.  Мы подумали и согласились. Время отправки назначили  на завтра (15 августа) в 15 часов дня.
            Когда уже начало смеркаться соседи вернулись с рыбалки, и как обещали,  отдали нам два десятка окуней размером с ладонь. Мы почистили их, головы и хвосты пошли на уху, а тушки на жаренку. Дожаривали и ели уже в полной темноте, но от этого рыба не стала менее вкусной, прибавилось только количество песка на ней :-).
После второго ужина, Лариса отправляется купаться, а я сразу пошел спать. Поздно вечером или ночью, в заливе слышался звук корабельного мотора и прожектор освещал берег.

15 августа 2013 года. Четверг. Пятнадцатый день похода.
Бухта Крохалиная - бухта Змеиная - бухта Крестовая".Проснулся в 8:30. Благо спешить некуда. Ребята уже не спят. Вблизи наших палаток у берега стоит на якоре теплоход "Даван". Погода солнечная, но наш берег и палатки в тени. Солнце освещает противоположный берег залива. Тихо и безветренно. Досаждает мелкая мошкара, не кусается, но лезет в нос и в рот. На завтрак уха, которую сварили вчера.

Вася, Игорь и Галка купаются, я на берегу пишу дневник. Тем временем на теплоходе тоже проснулись. Капитан интересуется, не желаем ли мы перебраться на ту сторону залива пораньше? Оказывается этот теплоход прибыл за нами. Мы подумали и согласились, т.к. лучше иметь запас времени  в Змеиной бухте, чтобы не спеша искупаться в источниках и дойти до стоянки, которую еще нужно найти, нежели тупо сидеть на берегу и ждать 15 часов. Решено, сделано.
            Мы сворачиваем лагерь, а теплоход тем временем подходит ближе к берегу спуская с носа трап. Но до трапа нужно идти по воде, ботинки не одеваем. Грузимся, трап крутой, с рюкзаком за плечами и ботинками в руках подняться сложно.
            Теплоход берет курс сначала на мыс Крохалиный,  потом поворачивается  правее и мимо острова Голый на бухту Змеиная. Светит солнце, но ветерок над водой прохладный. Залив мелководный, видно дно.

Весь путь через залив, протяженностью около 12 км,  занял у нас чуть больше часа. Скорость теплохода измеренная навигатором составляла в среднем 10 км/час. В пути мы активно фотографировали и разговаривали с капитаном о житье-бытье.
            В бухте Змеиной мы высаживаемся на берег в 12:36. Бухта Змеиная знаменита на весь Байкал и даже за его пределами, своими термальными сероводородными источниками, которые расположены прямо на берегу. Добраться сюда можно только морем или пешком, автомобильных дорог нет. Любое капитальное строительство здесь запрещено, поэтому пользоваться источниками (при минимуме удобств) можно бесплатно. Следует иметь ввиду, что правилами посещения Забайкальского национального парка, здесь (у источников)  также запрещается устанавливать палатки и разводить костры.
            Солнце палит нещадно. В бухте много кораблей. Самый большой из них теплоход Александр Великий.  На берегу лавочки, купальни, есть одна беседка.
            Взад-вперед прогуливается народ.

Поодаль  плавучий магазин сувениры. Мы осматриваем берег и магазин, Галка с Ларисой покупают сувениры. Потом мы втроём (Галка, Лариса и я) залезаем в  ванну. Игорь купается в заливе, а Вася у вещей. Одновременно в  ванну могут поместиться три-четыре человека. Глубина ванны небольшая, в ней лучше сидеть, тогда вода достигает груди, стены ванны и лавочка из дерева. Купаться в сероводородной ванне, как говорят, можно не более 15 минут в день. Температура воды приятная, градусов + 40-45 С, на дне в одном месте, если опустить руку - горячее, около 60 градусов.  Запах сероводорода (тухлых яиц) особо не чувствуется, т.к. ванны расположены на открытом воздухе. После ванны кожа ставится мягкой и как будто мыльной на ощупь.
            Возле крайней купальни, лесенка вверх, там находится туалет типа сортир  и там же, начинается тропа к плавучей гостинице, которая стоит у входа в бухту. До гостиницы примерно 800-900 метров  и путь занимает по времени 20 минут (в один конец), там за гостиницей на берегу,  есть кафе - единственное место в бухте, где можно купить спиртное (в 2013 году бутылка водки стоит  600 руб). Когда мы с Ларисой  туда пришли, кроме водки в кафе ничего не было.., правда нам обещали, что вечером будет новый завоз!   Кроме кафе, на берегу стоят несколько юрт, видимо для любителей экзотики. Все юрты были закрыты на замок.
            Пока мы ходили, ребята нас заждались, сидеть под палящим солнцем удовольствие не большое. Поэтому сразу собираемся уходим. Время уже 15:00. Наш путь лежит в бухту Крестовая или как ее называют местные Кресты. Для этого нам нужно обогнуть залив Змеиный.
            Тропа поднимается на крутой подъем и дальше идет по лесу.  После расслабухи у источника, идётся не очень... На противоположной стороне бухты есть песчаный бережок с несколькими стоянками (N53 45.656 E109 00.913). Здесь уже можно стоять с палатками, но до источников отсюда 3 км. На берегу много мусора.
            До бухты Крестовой отсюда полтора километра. На первой стоянке мы не останавливаемся, проходим дальше еще метров четыреста и располагаемся на прекрасной стоянке в центре бухты. В бухте безлюдно, занята всего одна стоянка.
            Сосновый лес на берегу, широкий песчаный пляж, солнце и вода в избытке, имеется столик и лавочки, что еще надо измученному туристу? Правильно, нужен ужин и что-нибудь к ужину. Это все у нас было, поэтому вечер удался на славу. Единственно, что нам немного подпортило безмятежную идилию, так это сильный ветер с моря. Но нет худа без добра, зато ни мошки, ни комаров нет и в помине. Кроме того душу греет мысль, что завтра у нас по плану дневка.
Как только зашло солнце ветер мгновенно утих, а вскорости и мы пошли спать.

16 августа 2013 года. Пятница. Шестнадцатый день похода.
Бухта Крестовая. Дневка. Проснулся в 8:00. Погода солнечная, полный штиль. Вася с Игорем уже успели купить у рыбаков 2 кг свежего омуля, по 150 рублей за килограмм.
            Пользуясь дневкой, с утра устроили постирушку. Пока постирал футболку, носки и прочее привык к воде и после с удовольствием искупался. Дно песчаное, в воду заходить комфортно.  Утром перепад температур воздуха и воды не большой, поэтому из воды даже выходить не хочется. Все наши тоже купались...
            Постиранное развесили на веревки, но сохнет плохо, т.к. высокая влажность.
К 12-ти часам небо затянуло облаками. На обед уха (из рыбьих голов и хвостов) и жареная рыба, кисель.
             Вторая половина дня прошла в праздном ничегонеделанье, на то она и дневка! Игорь сходил на разведку в конец бухты, нашел начало тропы в поселок Курбулик, за что ему отдельное спасибо. Курбулик это первое место на нашем маршруте, где есть магазин, и завтра нам предстоит туда отправиться.
            Днем к берегу пришвартовалось судно, на берег сошло десантом человек тридцать граждан Германии, которые прошли по всему побережью бухты собирая мусор в большие полиэтиленовые  пакеты. Как пояснила сопровождающая их русская женщина - дело это добровольное и немцев вопрос чистоты Байкала очень волнует.
            К чести сказать, немцы работали добросовестно и после них на берегу стало девственно чисто. Интересно только кто и когда увезет большую кучу мешков с мусором, которые они оставили на берегу (автомобильной дороги к бухте нет).
           Во второй половине дня поднялся ветер, разогнал облака, но стало прохладно.
            За обедом произошел странный случай. Лариса, как она утверждала,  достала из рюкзака принесла к столу ложку, по ее словам, она отчетливо это помнила, однако ложка странным образом исчезла. Обыскали все  -безрезультатно. Пришлось уху есть запасной пластиковой ложкой. А та самая пропавшая ложка чуть позже нашлась в палатке.... О, женщины....
            К вечеру на ветру все постиранное утром высохло.
            На ужин сварили суп рассольник из концентратов.
            У меня остался последний аккумулятор от фотоаппарата. Нужно уменьшить количество снимаемых фотографий и особенно видео.

17 августа 2013 года. Суббота. Семнадцатый день похода.
Бухта Крестовая - с.Курбулик - бухта Сорожья." Утром сквозь сон, слышу капли дождя по палатке. Редко-редко. И так несколько раз. Когда вылез из палатки - пасмурно, на море полный штиль. Тепло, по ощущению градусов + 25С. Много мелкой мошкары.

На  завтрак жидкая манная каша, вчерашний кисель или свежий чай (по желанию). Собираемся, сворачиваем лагерь. Перед выходом делаем со штатива совместное фото на память.
            В 10:15 мы уже в пути. Идем по песку вдоль берега. Но песку идти удовольствие не из приятных, слишком вязнут ноги. Переходим на линию прибоя, там тоже песок, но сырой и более плотный. Совсем другое дело. Через реку Крестовая, которая впадает в Байкал, сделан добротный мост с перилами. На побережье много оборудованных стоянок, есть даже баня, но людей не много, заняты всего две-три стоянки. В конце бухты, пройдя 2 км от места ночевки, увидели указатель (N53 44.622 E109 03.559) "Курбулик".
            Здесь начался дождик. Одеваем плащи и защиту на рюкзаки.
            Тропа уходит от берега и резко поднимается вверх. Вокруг лес. Дождь мелкий, но кусты уже все мокрые. Прошли мыс Осиновский, бухту Миллионная.
            В бухте Окуневой встретили у берега бригаду рыбаков,  два катера и четыре баркаса с пойманной рыбой. Рыбаки согласились взять нас на борт и подкинуть до Курбулика.

Грузимся на катер и через некоторое время отплываем. Весь путь по Байкалу от бухты Окуневой до села Курбулик, мимо мыса Покойники,   протяженностью 3,2 км., занял 40 минут. Спасибо рыбакам от души.
            Высадили нас на причале. Время 12:54. Конечно сразу в магазин. Не буду перечислять, что мы купили в этом магазине, потому что мы купили всё что было, но понемногу. Получилось очень много. Одного пива 3 полторашки и еще по банке 0,5 л каждому, кроме Игоря. Игорь не пьет спиртного.  Водки в магазине нет, но не трудно найти где ее продают неофициально, т.к. все об этом знают. Цена бутылки водки 300 руб. Цена 1,5 литра пива в магазине - 95 руб. Раскладываем купленное по рюкзакам, в результате чего их вес резко увеличивается.
            В Курбулике мобильная связь только Мегафон. Местные жители позвонить не дают даже за деньги, потому что положить деньги на телефон негде, приемных пунктов нет, нужно ехать в  Усть-Баргузин.
            Теперь наш путь в деревню Катунь. Тропа начинается в конце поселка Курбулик.  Как обычно, тропа резко поднимается вверх, потом подъем становится затяжным и сразу спуск. Мы оказываемся в бухте Сорожья. Переход от Курбулика до бухты Сорожья занял у нас 40 минут, за которые мы прошли  1,7 км.

Бухта Сорожья, с протяженностью берега около полутора километров,  уже доступна для автотранспорта.  На берегу крупный песок, в воде камни.  Здесь много стоянок, но все они заняты. Много машин, собак, людей и детей. Доносится музыка. Короче, цивилизация...
            Время 14:45, вроде не много, но идти дальше не хочется. До Катуни около 3 км., а рюкзаки очень тяжелые. Срочно нужно уничтожать (читай  есть)  продукты. Да и время до обратного поезда еще много, торопиться некуда. Решаем становиться на ночевку.  Решающим аргументом стало близкое расположение к поселку Курбулик,  куда утром можно сходить за рыбой. Место для стоянки мы выбрали на самом краю бухты у мыса Кулемный. Там нашлось кострище и место для двух палаток.  Гремит гром, но дождя нет. Ветра тоже нет, но есть мелкая мошкара и немного комаров.
            Первым делом ставим палатки, чтобы в случае чего можно было попрятать туда вещи и укрыться самим. Но дождь так и не начался. Немного отдохнули, выпили пивка и Галка принялась варить борщ. За хворостом приходится ходить далеко, вблизи все уже выбрали отдыхающие.
            В бухте Сорожья уже можно позвонить с мобильного, берет МТС, но для уверенной связи нужно подняться на горочку. Последний раз мы выходили на связь 7 августа, десять дней назад, и в Брянске, естественно, уже волновались куда мы пропали.  Отзвонились все кому не лень.
            Борщ получился очень густой и постный (тушенку мы не покупали). За ужином, в светлой Васиной голове, родилась мысль, а именно: сходить с утра за рыбой и сделать завтра еще одну дневку. Против этой идеи, никто не возражал. Пусть только попробовали бы возразить.... :-)

18 августа 2013 года. Воскресенье. Восемнадцатый день похода. Праздник День Авиации.
Бухта Сорожья. Дневка. Утром Вася с Игорем пошли в Курбулик за рыбой, а мы перетаскиваем палатки и все вещи в центр бухты, где освободилось хорошее место со столом и рядом с баней.

Вы будете     смеяться, но сегодня у нас опять праздник -  День Авиации. В этом году праздник  двойной:  Сталинский День Авиации, который до 1980 года  отмечали  18 августа (и неофициально продолжают отмечать до сих пор) совпал с официальным Днем Авиации России, который в настоящее время отмечают в третье воскресенье августа. В нашей компании Галка и прямо и косвенно причастна к этому событию, поэтому ей и накрывать поляну.  Торжественное открытие  поляны назначено на 16:00.
            Ребята принесли рыбу:  2 кг свежего омуля и 1, 5 кг сига, заплатив за все 500 руб. Женщины начинают ее чистить, а мне, как бездельнику, поручают сварить праздничный кисель. Когда я успешно сварил кисель, мне сказали поставить его в воду, что бы он остыл. Я поставил. В последствии, когда котелок с киселем, стоящий в воде, захлестнуло волной  мне поручили переварить его. Я это тоже сделал. Так что полдня я и кисель были неразделимы... Остальное время до ужина я продремал в палатке.
            На праздничный ужин подали: салат из свежей капусты  с элементами моркови и лимонным соком, салат из свежих помидор,  уху, рыба жаренную на противне, рыбу пареную в котелке, маслины, картошку жареную в масле  (целый противень), из напитков: кисель, чай, пиво, и т.д.

Поляна удалась на славу. Нужно сказать, что съели и выпили все, кроме киселя, который решили оставить на завтра.
            После ужина Лариса затопила баню, я поддержал ее идею. Вася сказал что это не баня, а фигня, а в фигне он не хочет принимать участие. Галка к этому моменту уже легла отдохнуть, а Игорь как тоже остался в стороне от этого мероприятия. Поэтому мы вдвоем топили по черному баню часа полтора, после чего залили огонь проветрили и немного попарились. Как бы то ни было, но веничком мы похлопались. Я несколько раз выскакивал и плюхался в Байкал, Лариса тоже не отставала. Но жар, как все хорошее,  быстро закончился....
            В сумерках празднование продолжалось. Говорят, что я пел песни и даже танцевал вокруг костра, но подтвердить или опровергнуть это я не могу. Не помню! Когда я лег спать, тоже не помню. Но День Авиации удался на славу!

Забайкалье 2013. Часть 5.

19 августа 2013 года. Понедельник. Девятнадцатый день похода.
Бухта Сорожья - Катунь - Монахово - Баргузинский залив.Утром что-то чувствую себя не важно. Или то, что пили, было не свежим, либо в бане угорел. Сил нету, слабость, но вместо головы болит живот. Странно! Сижу в кустах любуюсь природой. Утро солнечное, полный штиль. Но мошкара долго сидеть в кустах не дает. Вылезаю. Все завтракают ухой. Попробовал я юшки - не идет она мне что-то, пойду, думаю, лучше еще в кустах посижу.... Начинаем собираться. Я больше копашусь, чем собираюсь. Все укладывает Лариса. Выходим в 10:15. Прощаемся с соседями. Идем вдоль берега. Все находящиеся здесь люди (а их наверное не меньше миллиона человек :-)  ), желают нам счастливого пути и с каждым надо перекинуться словечком...

В конце бухты тропа в Катунь. Как всегда тропа круто забирает вверх и переходит в затяжной подъем. Иду медленно, сил нет, пот катится с меня градом. Короче, хреново мне. Но так как я иду последним, никого не сдерживаю. Вася два раза возвращался ко мне помогая затащить рюкзак на очередной подъем. Тропа идет то вверх, то вниз. Наконец мы вышли на гору перед деревней Катунь. Сверху видны домики, дорога, Байкал. Здесь развилка тропы. Одна идет прямо поверху мимо деревни, вторая  серпантином спускается вниз. Спускаемся и мы.  Внизу грунтовая дорога, вдоль которой на склоне заросли малины. В малиннике две женщины, тоже туристы одна из Улан-Удэ, другая из Эстонии. Они и посоветовали нам кратчайший путь - нужно идти через деревню, т.к. тропа в Монахово находится в конце бухты.
            Идем через деревню. Никого не видно. На улице стоят машины. Заглядываем во один двор с целью найти хоть одну живую душу. Никого кроме собак. В самом конце деревни на берегу гостевой дом "У Андрея". На берегу возле дома стоят два больших катера и моторная лодка.  Устраиваем здесь привал, я сразу упал в тень  под забором.  Сидим мечтаем чтобы кто-нибудь подбросил нас до Монахово.
            Наверное прочитав наши мысли, выходит женщина. Поздоровались, разговорились. Туристов в гостевом доме сейчас нет, недавно уехали. Стоимость ночевки в гостевом доме 500 рублей, с трехразовым питанием 1500 руб. сутки.  Стоимость лодки до Монахово 1 тыс.руб.  Узнав, что мы хотим попасть в Монахово, она решила нам помочь.
             Нам попалась очень добрая и отзывчивая женщина, она оббежала всю деревню, но тоже как и мы никого не нашла. Посоветовала нам подождать, т.к. обязательно кто-то появится. Мы ждем...

Через полчаса мы услышали тарахтение мотора и у причала появилась моторная лодка. Еще минут через пятнадцать мы уже грузимся.
            Лодка большая, размещаемся легко и сразу отчаливаем. От гостевого дома в Катуни  до Монахово по воде всего 2,2 км,  весь путь занимает около 10 минут. По суше расстояние примерно то же, но время на его прохождение потребовалось бы в десять раз больше, как минимум часа два. С воды прекрасно видно на какую высоту нам пришлось бы подниматься, если бы мы пошли пешком, поэтому мы сидим и тихо радуемся.
            В Монахово мы выгружаемся на пристани и осматриваемся. Вдали, в метрах пятистах от причала, под горой,  виден песчаный берег сплошь уставленный палатками и машинами. У причала стоят два больших катера. На берегу много машин, в основном микроавтобусов. Они привезли сюда экскурсантов и просто отдыхающих из Усть-Баргузина, которых отсюда морем доставляют в Змеиную бухту, и ждут их, чтобы отвезти обратно.
            До Баргузинского залива, куда мы хотим попасть, отсюда 13-14 километров. Пешком дойти нереально, особенно мне, ночевать у пристани негде. Поэтому единственный вариант искать попутную машину.
            Свободных мест в микроавтобусах ни у кого нету, а отдельно  нас везти никто не хочет. Один из водителей согласился отвезти нас за 2 тыс.руб, но мы отказались посчитав, что это слишком дорого. Остается ждать оказии....

Вася и Игорь сидеть ждать не любят, они решают идти пешком, с рюкзаками. Договариваемся о месте встречи (обозначив ее на карте)  и они уходят.
Я достал пенку, тихо лежу на берегу, болею, заодно вроде караулю рюкзаки. Галка с Ларисой пошли искать машину. Машину они не нашли, а вместо нее нашли продуктовый ларек, купили пива и сыру.  Пришли начали угощать меня, а я не могу....тошнит, даже от пива, что само по себе очень удивительно.
            Через час или два, уже не помню, им, каким то образом, удалось договориться с  водителем автомобиля ГАЗ-66 (бортовой), который приехал Монахово забрать мусор. Пришлось ждать еще около часа пока он очистит все контейнеры. В конце концов к 16:00 весь мусор и мы вместе с ним  погружены в кузов. Выезжаем. Дорога грунтовая, луж, ям, камней не счесть. В кузове  мы стоим держась за высокие борта и подпрыгивая на ухабах вместе с мусором.  Кроме этого еще приходится уворачиваться от многочисленных веток деревьев, которые больно бьют по лицу. Вся дорога до Баргузинского залива заняла 45 минут.
            Выгружаемся на повороте у залива Култук.  Вася с Игорем уже ждут нас. Оказывается их подобрали и подвезли на легковой машине  за 300 рублей. Водитель помог нам снять рюкзаки и долго упирался - не хотел брать с нас деньги. Но  Галка все-таки всунула ему 500 руб. Во всяком случае мы расстались довольные друг другом...

Немного отдохнув после тряски и пройдя метров 300 по дороге в направлении Глинки, мы расположились на небольшом участке  между дорогой и галечным берегом. Палатку ставила Лариса. Как только палатка была установлена, я забрался в нее, укрылся спальником и больше в этот день не вылезал. Чувствую, что поднимается температура, лицо горит. Выпил Фервекса стало легче. За весь день ничего не ел. Перед сном выпил кружку горячего чая.
            На стоянке очень много мелкой мошкары. Перед тем как открыть полог палатки приходится долго выкуривать их из "предбанника" фумитоксом, это спирали такие...  Галка сетует, что мошкара настолько мелкая, что пробирается в палатку через ячейки сетки полога. Ужинали ребята геркулесом.
            Вечером со Святого Носа спустился Кирилл из Воронежа. Он попросил разрешения поставить палатку рядом с нами. В походе он один и уже не первый день. Весь вечер я, сквозь сон из палатки, слушал рассказы  бывалых туристов-походников у костра, кто чем занимался, кто где был, кто что видел и т.д. и т.п.

20 августа 2013 года. Вторник. Двадцатый день похода.
Баргузинский залив. Залив Култук. Утром на одну минутку показалось солнышко и исчезло. Пасмурно. Я чувствую себя лучше, но кусты еще по-прежнему манят меня к себе. Сегодня у нас дневка и радиальный выход с подъемом на Святой Нос. Подниматься на гору собираются Вася и Игорь, мы втроем остаемся внизу.

С утра выпил кружку горячего чая и съел несколько маленьких сухариков черного хлеба. Есть не хочется. В палатке лежать тоже надоело.
            Как только ребята ушли в 10:40, пошел дождь. Я натянул тент, но под тентом находиться тоже не сладко - ветра нет, мошкара лютует. Я нигде на Байкале не видел столько мошкары.
            Кирилл позавтракал, собрался под дождем и ушел в Усть-Баргузин. Мы залезаем в палатку и некоторое время спим укрываясь спальниками. Дождик моросит по палатке.... Тепло, в палатке +22С.
            Вскоре Галка разбудила нас и начала готовить на обед концентратный вермишелевый суп с грибами. Мне на обед Галка дала две какие-то таблетки от живота, а Лариса рисовую кашу без масла и рисовый отвар.  Я безропотно все принял.
            В 15:00 вернулся Вася. Он поднялся на отметку 1340 метров над уровнем моря.  Согласно треку навигатора, подъем на высоту  871 метр (с отметки 469 метров до отметки 1340 метров) занял у него 1 час 46 минут. Расстояние между проекциями начальной и конечной точки подъема 2,6 км. Средняя скорость движения 1,5 км/час. Согласитесь, не каждый молодой человек сможет повторить этот результат. Скажу по секрету, что  нашему Василию Андреевичу уже давно за шестьдесят! Горжусь таким человеком!

Дождь утих. В 17:30 начали разводить костер залитый дождем. Пора готовить ужин.
            В 18:00 вернулся Игорь, он поднялся еще выше, на отметку 1800 метров над уровня моря, и вышел на плато полуострова Святой Нос. Но в связи с плохой погодой видимость на плато была не более пяти метров, поэтому все живописные виды и красоты Байкала, открывающиеся сверху, оказались недоступны.
            На ужин геркулес. Я не ем, выпиваю кружку киселя с сухарями.  Не успели толком поужинать, как снова начинается дождь. Во время дождя мошкара становится даже злее, нам ничего не остается, как ложиться спать, хотя еще рано.  Выкуриваем гнус из палаток  с помощью фумитокса и залезаем во внутрь. За ужином чай не пили, ограничиваем потребление жидкости, чтобы ночью не вылезать по нужде, и не доставлять радость мошкаре. Блин, рифма получилась! Следующий дневник буду в стихах писать....

21 августа 2013 года. Среда. Двадцать первый день похода.
Залив Култук - Усть Баргузин.Утром сыро, в воздухе висит дождь. Полный штиль. Тепло и сыро, мошкара. Готовить еду не охота, пьем чай. Я выпил кружечку вчерашнего киселя с сухариками. Начинаем собираться. Палатка и тент мокрые, скручиваю как есть. Выходим на маршрут в 9:50.

Идем по дороге. Дорога без подъемов, покрытие твердое - песок и камни,  идти легко. Справа песчаный берег Баргузинского залива, слева лес - урочище Ельзиха и болота. Очень много стоянок на берегу залива, со столиками, иногда с навесами, банями и прочим оборудованием. Все они свободные. Только в одном месте стояла семья из Москвы (муж, жена и дети).  Стоянки расположены друг от друга наверное метров через 50.
            Через несколько время стоянки стали попадаться реже, а потом и вовсе исчезли. К середине дня небо просветлело и стало выглядывать солнышко. Стало жарко, несмотря на поднявшийся ветерок. Тому кто оделся тепло, приходится раздеваться, я снял анорак.
            Пройдя 6,8 километров, в 12:32 делаем большой привал, на сорок минут. Баргузинский залив, по сравнению с Чивыркуйским,  показался каким-то безжизненным, на воде не видно ни лодок, ни катеров, на берегу тоже никого нет ни рыбаков, ни людей,  даже чаек нет. Машин мало, за весь день и десятка не встретили.
Дорога по прежнему тянется вдоль залива. Вдали виден полуостров Святой Нос весь покрытый барашками облаков. Местами встречаются песчаные дюны, поросшие кедровником и соснами.
            По пути, справа от дороги  стоит триангуляционная вышка высотой метров 10-12. Мы с Васей забрались наверх и сделали несколько фотоснимков каждый. Ребята продолжали путь не дожидаясь нас, а нам, с высоты, они были видны как черные точки на дороге.

В дорогу мы взяли мало воды, а пить очень хотелось. Брать воду из Байкала я не рискнул, т.к. мой живот продолжал вести себя не адекватно. А кроме того из-за прибоя, вода у берега Байкала была мутной. Пришлось терпеть.
            После того как мы прошли 10 км., начали подыскивать место для стоянки. В одном месте (N53 31.766 E108 57.539) на небольшой возвышенности  увидели столик. Поднялись. Это оказалась могила или  памятный знак, но все как положено: надгробие, памятник, рядом столик с лавочкой. Все ухожено, лежат искусственные цветочки. Пока отдыхали сидя за столиком, я почувствовал, что мне не хорошо. То ли от солнца, то ли от отравления, то ли от всего вместе, закружилась голова, почувствовал слабость, внутреннюю дрожь. Пришлось задержаться дольше остальных и полежать минут тридцать, пока не пришел в себя. Ребята пошли дальше подыскивать стоянку, Лариса осталась со мной.
            Когда я малость оклемался, мы двинулись догонять ушедших. Идем по мокрому песку в зоне прибоя. Ребята тем временем нашли место для стоянки и Вася вышел нам навстречу, чтобы помочь. Но от помощи я отказался, т.к. недомогание в основном прошло, и дотащил рюкзак сам. На побережье очень много мусора, который прибоем выбрасывается на песок.

На стоянку стали в 16:00 в середине Баргузинского залива.  За день мы прошли 11,7 км., это примерно половина пути от места предыдущей стоянки до Усть-Баргузина. Торопиться нам совсем нужды не было, т.к. до обратного поезда из Улан-Удэ время предостаточно.
            С моря дует сильный, пронизывающий  ветер, море штормит. На берегу не комфортно, поэтому мы уходим за ближайшую возвышенность  и ставим палатки с подветренной стороны, недалеко от дороги в окружении молодых березок. Здесь затишно.
            Первым делом вскипятил на газовой горелке кружку воды, остудил ее  и выпил 10 таблеток активированного угля. Залезаю в палатку, лежу с открытым пологом, ни комаров, ни мошек нет. Чувствую сильный жар, температуру. Выпиваю две таблетки аспирина, желудок недовольно урчит.
            Тем временем, ребята разводят костер. В качестве дров используется плавник, который в избытке есть на берегу. Галка жарит на ужин остатки картошки.  Где-то далеко гремит гром, солнца уже нет, небо в тучах. Кажется вот-вот пойдет дождь.
Через некоторое время вылезаю из палатки,  чтобы поесть немного. Желудок картошке обрадовался, сидит тихо, не урчит. Если ему хорошо, то и мне неплохо.
            Вечером дождик все же собрался и загнал Игоря и Галку в палатку.  Вася, Лариса и я к этому времени уже спали. На ночь я выпил еще один пакетик Фервекса, т.к. аспирин не помог.

22 августа 2013 года. Четверг. Двадцать второй день похода.
Залив Култук - Усть Баргузин.Утром нас разбудил сильный дождь. Лежим в палатках, считаем у кого больше комаров в предбаннике. В 9:15 дождь прекратился, вылезаем.

На завтрак гречневая и рисовая каши (последние оставшиеся пакетики), варим вместе в одном котелке, вместо чая отвар из сухофруктов, которые тоже нужно доедать.Чувствую себя хорошо. Кажется все недуги позади.
            Собираемся медленно, т.к. хочется просушить палатки. Погода медленно восстанавливается от пасмурной до солнечной.
            Выходим поздно, в 12:37. Полтора километра  идем по песчаной дороге у берега, которая идет, параллельно основной. Но по сыпучему песку идти очень неудобно, перебираемся на твердую дорогу. Идти по ней, после песка,  одно удовольствие. Байкала уже не видно, справа и слева кустарник, небольшие деревья. Идем бодро, изредка останавливаясь передохнуть на обочине.
            Через 5,5 км., в 15:30, мы вышли к развилке (N53 28.884  E108 59.129), где главная дорога круто поворачивает влево и окончательно уходит от Байкала в сторону Бормашевских озер.  Теперь нам с нею не по пути, сворачиваем по лесной дороге к Байкалу. Дорога тянется в сосновом лесу вдоль берега, на некотором расстоянии от него. Лес укрывает нас тенью от жаркого солнца, а песчаные дюны от сильного ветра с моря. От дороги, по которой мы идем,  в сторону Баргузинского залива сделаны многочисленные съезды на стоянки. Оборудованных стоянок много, прямо одна за одной и все свободны, никого нет. Безлюдно. Много мусора.

Вскоре дорога закончилась, закончились и стоянки.  Вместо соснового леса на берегу уже малорослые березки, какие-то кусты, вперемежку с болотами.  Нам приходится выбираться на берег и идти вдоль линии прибоя по сырому песку. При  движении приходится следить за набегающими волнами, чтобы вовремя увернуться от воды и не намочить обувь. Ветер с моря очень сильный и прохладный, продувает насквозь. Таким образом мы преодолели еще 3,2 км.
            Время уже 18:00. Нужно искать стоянку. Совсем было решили остановиться на берегу, спрятавшись от ветра за кустами и молодыми березками, но Игорь вовремя заметил тропинку, которая через лужайку и кусты вела в сосновый лес. В лесу оказалась оборудованная стоянка. Чуть поодаль другая, за ней третья и т.д. Все стоянки одна лучше другой.  Стоянки связывает лесная дорога.  Мы остановились на второй стоянке (N53 26.339 E108 59.415), где был большой стол со скамейками.

Навигатор показывает, что до Усть-Баргузина отсюда по прямой чуть больше двух километров, значит по дороге километра четыре.
            Вася разжигает костер, я собираю хворост.  Игорь ушел за водой.  Воду, когда море штормит и волна идет за волной, набрать совсем не просто, у берега она мутная, нужно раздеваться и заходить как можно дальше, где вода почище...
            Первым делом ставим котелок и кипятим воду, так как очень хочется пить. Галка заваривает сухофрукты. Напиваемся вдосталь.  Потом ставим палатки. Между хозяйственными делами, фотографируем  живописный закат солнца в Баргузинском заливе. На берегу ветер с моря по-прежнему сильный, но на стоянке за деревьями почти не ощущается, но мошкары и комаров нет.
            На ужин макароны, последняя пачка  450 гр. Когда сварили оказалось очень много... добавки сколько угодно. Еле съел. После нескольких дней моего голодания это явный перебор. Чай закончился, пьем настой из сухофруктов. Лариса с Васей отварили собранные по пути грибы, пригодятся на завтра.
            За полдня,  мы прошли 10,5 км. Чувствуется усталость, ноги "гудят", т.к. значительную часть пути пришлось идти по песку. Сегодня получается последняя ночевка в палатке, завтра мы уже должны быть в Усть-Баргузине.
Долго не мог заснуть.

23 августа 2013 года. Пятница. Двадцать третий день похода.
Баргузинский залив - пос. Усть-Баргузин.Ночью спал плохо, сон отрывистый. Наверное съел на ужин слишком много макарон.
            В палатке температура + 16С градусов, на улице прохладнее.

Вылез из палатки  в 7:30, в первый раз раньше всех, но оказалось Галка уже не спит из-за боли в коленке. Остальные дрыхнут. Вскипятил на газовой горелке кружку воды для Галки, попить кофе. Чай закончился еще два дня назад. Разжег костер. Тут встали Вася и Игорь.
            Готовим завтрак. В одном котелке компот из сухофруктов, во втором вермишелевый грибной суп. Поднялось солнышко, стало теплее. Но где-то вдалеке гремит гром.Появилась мелкая мошкара. Сворачиваем лагерь, собираемся.
Выходим в 10:30. К этому моменту уже пасмурно, сильный ветер с моря.
            Идем вдоль берега по лесной дороге, мимо многочисленных стоянок. Безлюдно, все стоянки свободны. Через 860 метров, лес заканчивается и  дорога выводит на пойму реки Баргузин. Здесь на развилке (N53 25.901 E108 59.438) нужно повернуть вправо. Через некоторое время дорога опять подходит к лесу и скрывается в нем.
             Здесь нас накрыл дождь. Время 11:10. Одеваем плащи и защиту на рюкзаки. Идем по лесной дороге, которая петляет вправо и влево. Но больше влево, а нам нужно правее, чтобы случайно не наткнуться на контрольно-пропускной пункт Забайкальского национального парка. В некоторых местах срезаем путь двигаясь по тропинкам вдоль многочисленных загонов для скота. Все тропинки, по которым мы шли,  выводили опять на ту же дорогу.  Дождь по-прежнему моросит, но теперь уже начали  капать крупные капли с листвы деревьев.
После того как мы прошли все загоны, дорога вывела нас к огороженному участку, на котором расположены несколько одноэтажных домов барачного типа. Здесь, у ворот (N53 26.018 E109 00.886), дорога опять резко поворачивает влево. На территории поселка несколько собак, увидев нас, подняли брех. На крыльцо ближайшего из домов вышел хозяин - машет нам рукой, чтобы не боялись и могли зайти.             Разговорились,  хозяин, сам с западной Украины, мы из Брянска - почти соседи. Он когда-то тоже занимался водным туризмом сплавлялся в Карпатах. Но под дождем много не поговоришь, он приглашает нас зайти попить чаю, но мы вежливо отказываемся.
            Выходим через ворота с другой стороны участка. Идем по дороге.  Через 450 метров мы уже на перекрестке главной дороги, слева дорога к полуострову Святой Нос перекрыта шлагбаумом контрольно-пропускного пункта Забайкальского национального парка, но нам туда не надо. Мы проходим прямо и еще через 500 метров оказываемся на трассе Р-438 (Усть-Баргузин - Баргузин).
            Кольцо нашего похода замкнулось,  на этой трассе мы 8 августа, пятнадцать дней назад, мы уже были. Сделали снимок на память. Отсюда уже видна переправа через реку Баргузин, но до нее еще около 1 километра. Как назло, дождь льет все сильнее, здесь к дождю добавился еще пронизывающий ветер, от которого укрыться негде. Плащи и защита не спасают.
            К переправе мы пришли в 11:50, паром на другом берегу. Только что начался обеденный перерыв с 12  до 13 часов.
               Возле переправы, у дороги несколько торговых будочек, где продают рыбу, пирожки и т.д. На наше счастье крайняя будочка оказалась свободной и занимаем её. И хоть крыша в нескольких местах течет, все равно крупно повезло, т.к. дождь превратился уже в настоящий ливень.
            В будку задувает ветер, а поскольку мы мокрые насквозь, то очень холодно. Ждать приходится более часа. В ожидании переправы  скапливается очень много машин. У переправы бродят под дождем несколько собак. Собаки настолько мокрые, что одна из них, усевшись на дороге,  абсолютно не замечает, что собственный хвост лежит в луже. А может ей все равно, не знаю... Лариса, добрая душа, купила (на мои деньги) в соседней будке пирожок с капустой и скормила его собакам.
            Наконец приходит паром, людей забирает всех, машины по очереди. Хорошо, что на пароме есть помещение, закрытое от дождя и ветра, для пассажиров. Над рекой ветер, дождь - холодно.
            На противоположном берегу дождя уже нет. Мы выгружаемся и идем в гостиницу "Баргузинский прибой",  она недалеко от переправы, метров восемьсот.

В гостинице снимаем трехместный номер (цена 500 руб. в сутки с человека), а  Вася и Игорь, несмотря на наши уговоры и увещевания, уходят с палаткой ночевать берег Байкала. Их манит природа, там им комфортнее...
            Гостиница двухэтажная, очень приятная, чистенькая, видимо недавно был ремонт, мебель новая, интерьеры оформлены со вкусом. Респект хозяину. Заселяемся. Достаем сухие вещи, переодеваемся. В номере, после того как распотрошили три рюкзака, свалка разбросанных мокрых вещей...
            Галка, из-за больных ног, остается в номере, а мы с Ларисой отправляемся в магазин и покупаем: помидоры, сахар, чай, хлеб, пиво, майонез, минералку, конфеты, масло, водку, колбасу и т.д. На обратном пути нас опять намочило дождем, но немного.
Ужинаем в номере, продукты в изобилии. Потом ложимся спать "в обнимку" с телевизором...
Забайкалье 2013. Часть 6.

24 августа 2013 года. Суббота. Двадцать четвертый день похода.
пос. Усть-Баргузин. Утро. Погода солнечная. Завтракаем в гостинице, на кухне, которая расположена в нашем крыле. На кухне есть холодильник, микроволновка, электрический чайник, посуда, ложки, вилки и т.д. Большой стол, человек на шесть.
На завтрак у нас чай с бутербродами.

Потом отправляется осматривать поселок. Наша главная задача узнать каким образом, с наименьшими затратами,  можно добраться отсюда до Улан-Удэ. Оказалось автовокзала в поселке давно уже нет, все перевозки осуществляют частные маршрутки. Телефоны перевозчиков и реклама чуть ли не на каждом столбе. Стоимость проезда до Улан-Удэ 450 руб. плюс багаж 50 руб. Из других вариантов, можно только искать частника с легковой машиной, но вряд ли кто-то повезет дешевле.
            В поселке Усть-Баргузин крепкие, добротные дома, в основном бревенчатые. У многих домов резные фронтоны, наличники. Но в палисадниках, там где они есть, цветов нет, во всяком случае мы их не видели. Асфальтирована только центральная ул. им.Ленина, остальные улицы грунтовые, но даже после дождя грязи нет, т.к. почва песчаная.
            Особенно поразили в поселке заборы. Все заборы в частных домах крепкие, высокие, из обрезного теса с нащельниками. Нам очень хотелось заглянуть в огороды узнать, что здесь выращивают, но сделать это не удалось. Ни одной дырки мы не обнаружили, хотя прошли по центральной части поселка достаточно...

Начали мы с улицы Ленина, потом свернули влево на ул. Калинина,  пересекли улицы Кооперативную, Производственную, потолкались на рынке, побывали на ул. Баргузинской и вернулись в гостиницу по ул. Когальницкого. В одном из магазинов пополнили запас продуктов, на рынке накупили сувениров. В общем день не прошел зря.
            Вернувшись в гостиницу, позвонил диспетчеру заказал на 26 августа на утренний рейс в Улан-Удэ пять мест (с багажом). Микрики (микроавтобусы) на Улан-Удэ ходят два раза в день утром в 7:00 и днем в 14:00, машин много уехать всегда можно, но лучше заказывать места заранее. Диспетчер принял заявку и сказал, что вечером накануне мне позвонит водитель и скажет во сколько он заберет нас. В Усть-Баргузине принято, что водители объезжают поселок и сами собирают, заказавших места, пассажиров.
            Обедаем в гостинице. После обеда отдыхаем, смотрим телевизор. Вечером отправляемся ужинать в кафе, которое находится у переправы, там как нам подсказали готовят хорошие позы. Заказали по три позы, заодно взяли шашлык (один на троих- попробовать) и пива. Все понравилось....
            Для тех, кто не знает, позы - блюдо национальной Бурятской кухни. Это большой пельмень, типа хинкали или манты, только с отверстием вверху. А внутри мясо и жижка. Готовится на пару. Жижку можно выпить через отверстие, а остальным закусить.

25 августа 2013 года. Воскресенье. Двадцать пятый день похода.
пос. Усть-Баргузин.Погода солнечная с раннего утра, тепло. В нашем номере "духан" от мокрых, грязных вещей и полный беспорядок. После завтрака решили положить конец этому безобразию.
            Вытаскиваем почти все на улицу перед гостиницей и развешиваем на заборе с солнечной стороны. Палатку, спальники, рюкзаки, тент, куртки, плащи, ботинки и т.д. Картинка получилась живописная, типа цыганский табор.
            Сначала за вещами присматривала Галка с Ларисой, потом в качестве караульного поставили меня, а сами ушли на рынок за рыбой.  Омуль на рынке  продается свежий, малосольный (подвяленый) и копченый. Цена рыбки зависит от ее размера и колеблется от 50 до 130 рублей. Копченый и малосольный омуль хорош в качестве сувенира, до Брянска довезли нормально, без потерь. Только заворачивать нужно не в пакет. а в несколько слоев бумаги.

Хождение на рынок и сушка снаряжения заняли у нас первую половину дня. Пообедали в гостинице, сварив вермишель с сосисками.
            После обеда к нам пришел Игорь узнать про выезд в Улан-Удэ. Мы  сообщили ему всю информацию, которой располагали сами и главное, что завтра в 6 часов утра они должны быть у гостиницы. Как вариант, предложили переночевать в нашем номере.
            Когда Игорь ушел, начинаем упаковывать рюкзаки. Завтра на сборы время уже не будет.
            Когда пришли Вася с Игорем, в 19:00 часов, наши рюкзаки были уже собраны. В 20:30 позвонил водитель и сказал, что заберет нас в 6:10  первыми, но предварительно в 6:00 еще раз позвонит.
            Делать нечего, смотрим по телевизору  фильм "Оазис любви",  это такая мелодрама со счастливым концом для гастербайтеров из средней Азии.
            Спать легли поздно, ребята остаются ночевать в нашем номере, на полу.

26 августа 2013 года. Понедельник. Двадцать шестой день похода.
пос. Усть-Баргузин - г. Улан-Удэ. Проснулись по будильнику в 5:30. Вещи все собраны. Одеваемся, пьем чай на кухне. В 6:10 позвонил водитель. Выходим.
            На улице еще темно, но видно, что небо чистое. Прохладно.
            Грузим рюкзаки в микрик, садимся сами и едем собирать других пассажиров. Возле гостиного дома перегружаем рюкзаки вверх, на багажник, освобождая места для других пассажиров.  Из Усть-Баргузина на трассу выезжаем в 6:45.  Всю дорогу я продремал. Отрывочно помню Байкал, перевалы, дорога сначала плохая, потом асфальт, местами объезды - идет ремонт. Остановились позавтракать в придорожном кафе, здесь же расплатились с водителем, отдав ему по 500 рублей (каждый).

В Улан-Удэ нас высадили у железнодорожного вокзала, в районе 12:00 часов. Сегодня, по плану, нам нужно найти ночлег, следующий день, 27 августа,  отводится на осмотр достопримечательностей столицы Бурятии, а на 28 августа остается покупка продуктов в дорогу. Отправление нашего поезда Улан-Удэ-Москва  28 августа в 17:07.
            Занимаем места в зале ожидания на вокзале. Игорь покупает газету с местными объявлениями, Лариса ищет в газете объявления по сдаче квартир (посуточно). Я иду на разведку в комнату отдыха на ж.д. вокзале. Места там есть, плата почасовая, от 50 до 100 рублей за час, это дорого. Вася отправляется на автовокзал  узнать,  нельзя ли остановиться там. Тем временем я узнаю, где ближайшая гостиница и мы с Игорем отправляемся туда. Гостиница "Одон" от вокзала недалеко, метров четыреста.  В гостинице стандартный двухместный номер 1400 рублей в сутки, трехместный 3300 руб., дополнительное место 500 руб. Нас это не устраивает.

Возвращаемся на вокзал, изучая по дороге объявления о посуточной сдаче квартир. В результате у нас появляется несколько телефонов. Но все указывают телефоны городские (не мобильные), нужно набирать с кодом города. Узнаем код Улан-Удэ - 3012.
            В газете три разных объявления о сдаче квартир, но указан один и тот же телефон. Звоню... отвечают, что квартиры не сдаются. Звоню по телефону найденному нами  на доске объявлений... квартиры в районе ж.д.вокзала есть, но заняты, освободятся только вечером.  Цена в сутки -1500 руб. однокомнатная, 2000 руб. двухкомнатная квартиры. Цены приемлемые, с каждого получается по 300- 400 руб.
Пока думали что делать, Игорь принес еще объявление: двухкомнатная квартира посуточно, без посредников. Звоню..., действительно квартира есть, недалеко от вокзала, на ул.Гагарина, дом 27, цена 1800 руб. в сутки, но она пока занята, освободится к 16:00. Ну что ж это судьба, вариантов у нас больше нет, соглашаюсь ждать и обмениваюсь с хозяйкой  номерами мобильных телефонов. Хозяйку зовут Елена.
            Коротаем время на вокзале в зале ожидания.  Пришел Вася, на автовокзале никаких вариантов нет. Игорь отправились посмотреть, что за дом такой, по ул.Гагарина, 27. А мы по очереди сходили пообедать. Обед в кафе на вокзале обошелся по 200  руб.  Галка пообедала  кафе на привокзальной площади.

В 15:45 позвонила Елена, приходите. Одеваем рюкзаки и в путь, идти чуть менее километра, Игорь уже знает дорогу и ведет кратчайшим путем.
Пришли быстро, хозяйка не ожидавшая от нас такой прыти, даже не успела как следует убраться.
            Елена молодая, словоохотливая женщина. Работает гидом. Узнав, что мы издалека, за 10 минут предоставила нам исчерпывающую информацию о том, что посмотреть, где купить, как добраться и т.д. и т.п. Показав квартиру и обменяв ключи на деньги, ушла.
            Дом двухэтажный деревянный, весьма почтенного возраста. Когда по улице едет трамвай в доме все дрожит. Потолки высокие, полы покатые. Но в квартире сделан косметический ремонт и все чистенько. В нашем распоряжении две комнаты.
Есть горячая вода и все что нужно.
            Сходили в ближайший магазин (торговый центр) купили продуктов на ужин и завтрак.  На ужин приготовили вермишель с сосисками. Вечером принял ванну, хорошо-о-о....

27 августа 2013 года. Вторник. Двадцать седьмой день похода.
г. Улан-Удэ.Проснулись рано. Легкий завтрак и мы выходим. Время 8: 40. На улице прохладно, свежий ветерок. Пасмурно. По плану сегодня знакомство с городом, покупка сувениров, посещение Иволгинского Дацана. Идем по ул.Гагарина, проспекту 50 лет Октября, пересекаем площадь Советов. Естественно фотографируемся у одной из самых главных достопримечательностей Улан-Удэ - головы В.И.Ленина.
Из википедии:
            Создание памятника начато в 1970 году по случаю столетия со дня рождения В. И. Ленина. Скульпторы народныехудожники РСФСР Г.В. и Ю.Г. Нероды.
Скульптура из бронзы, высотой 7,7 метра, наибольшей шириной 4,5 метра и весом 42 тонны была отлита на Мытищинском камнерезном заводе в виде двух половин, в таком виде доставлена в Улан-Удэ по железной дороге и уже на месте водружена на восточной части площади Советов перед Домом Правительства Республики Бурятия на полированном гранитном постаменте. Высота постамента 6,3 метра. Задняя сторона постамента наклонная. Постамент имеет размеры в верхней части 4,52х4,71 метра и 4,52х5,8 метра в нижней части. Памятник опирается на постамент в передней части как бы в одной точке, так как ограничен снизу косым срезом. От памятника к площади ведут лестницы. Официальное открытие произошло 5 ноября 1971 года, с тех пор памятник наряду с Байкалом является символом Улан-Удэ.
                Далее  пересекаем ул.Ленина, проходим мимо фонтана, здания театра оперы и балета, спускаемся по улицам Ербанова, Смолина  к автовокзалу. Садимся на маршрутку № 130, которая идет до Иволгинска. Цена проезда 35 руб. , ехать минут 30-40. По пути любуемся рекой Селенга.
                На конечной остановке в Иволгинске нужно пересесть на другою маршрутку, которая идет в Дацан. Стоимость проезда 20 руб., время в пути 10 минут.
Из интернета:
    У подножия хребта Хамар-Дабан, на степных просторах, в тихом урочище, в 30-ти километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России – Иволгинский дацан.
В солнечную погоду ярко сверкают позолоченные храмы, издали встречая паломников и гостей. Кажется, здесь остановилось быстротечное время, а воздух наполнен терпким и пряным ароматом цветущих трав.
Иволгинский дацан был открыт в 1945 году. Здесь находится резиденция Пандито Хамбо ламы, главы буддистов России. При дацане открыт Буддийский Университет, где ведется обучение хувараков-послушников. Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства. Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Его комплекс представлен главным храмом «Согчен», храмами «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ», «Маанин дуган», «Майдарин Сумэ», «Дэваажин», «Жуд дуган», а также Дворцом Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова. Кроме этого, на территории монастыря располагаются учебные корпуса Университета, священные ступы-субурганы, гостиница для гостей, музей памятников буддийского искусства, различные служебные помещения и дома лам.
И по сей день Иволгинский дацан является центром буддизма России, посещаем множеством верующих, паломников и туристов со всех концов света.
            Вход на территорию свободный, но чтобы фотографировать нужно заплатить 50 руб. Можно взять экскурсовода (цена 100 рублей с человека), но группа должна быть не менее 4 человек. На территории много даганов (храмов).  Все сооружения очень ажурны, все элементы раскрашены в яркие цвета. Крыши зданий и сооружений имеют приподнятые концы.

В дацане есть сооружение напоминающее наш стадион - открытая площадка с трибунами, где проводятся массовые мероприятия.
            В самом дальнем углу мы обнаружили вольер, где содержатся несколько ланей.
В даганах, и у входа в дацан очень много недорогих сувениров. Каждый сувенир что-то обозначает или имеет свой смысл, нужно спрашивать у продавцов. Продается много шерстяных вещей носков, перчаток, поясов, платков. в том числе из верблюжьей шерсти или шерсти яков. Есть товары с клеймом Монголии. Здесь мы накупили много сувениров, и даже пожертвовали несколько сот рублей на строительство нового храма.
В дацане мы провели более двух часов. Очень интересная, но, к сожалению, не понятая для нас культура.
            Обратно добирались тем же путем. Вышли в центре у площади Советов и немного погуляли по пешеходной части ул.Ленина, это местный Арбат.  Дошли до центрального универмага,  потом  направились на рынок, за съедобными сувенирами. На рынке каждый купил, что хотел: кедрового масла, конфет кедровый грильяж в шоколаде, кедровые шишки, орешки и т.д. Пользуясь случаем, заодно купил свежей печени, лука репчатого и макарон на ужин.

Обедали дома. Печень Лариса приготовила очень вкусно, съел под пиво две тарелки, чуть не лопнул...
            Вечером отправляемся любоваться фонтаном с цветомузыкой. Вышли рано, пришлось посидеть в кафе на ул.Ленина.
            В начале десятого вечера мы у фонтана. Здесь многолюдно, отдыхают
семьями, вместе с детьми. Звучит  музыка. В такт музыке струится вода и переливаются разноцветные огни.  Это трудно описать словами, но очень красиво.
На площади Советов, административные здания тоже имеют оригинальную подсветку в виде Российского триколора . Окна первого этажа освещены красным, второго этажа - синим, третьего этажа - белым цветом. Весьма патриотично.

28 августа 2013 года. Среда. Двадцать восьмой день похода.
г. Улан-Удэ.Игорь с Васей встали рано и ушли в магазин, докупать сувениры. Мы не спеша завтракаем, ожидая их. Однако вернулись ребята не скоро и принесли печальное известие, что оказывается ближайший торговый центр, где мы рассчитывали купить продукты, закрыт на санитарный день. Поэтому мы отправляемся в магазин "Титан" на улице Борсоева. Это достаточно далеко, около двух километров (в одну сторону) за железной дорогой. Но зато в одном месте покупаем все необходимое.

Возвратившись домой, обедаем и окончательно упаковываем рюкзаки.
В 15:10 приехала Елена (хозяйка). Она любезно, на своей машине,  подвезла наши рюкзаки и Васю до вокзала. Мы дошли пешком. На вокзале мы с Еленой сфотографировались на память и душевно распрощались.
            Ожидать поезда нам пришлось чуть больше часа. Коротали время по очереди фотографируясь с медведем на первой платформе у вокзала.
            За тридцать минут объявили посадку и мы заняли свои места. Билеты брали заранее, поэтому едем все вместе. Строго по расписанию в 17:07 состав тронулся, все... до свидания Улан-Удэ!
Километров 80, до Селенгинска мы ехали сначала по правому, потом по левому берегу реки Селенги, любуясь из окна поезда на живописные виды красивой реки в обрамлении отрогов Хамар-Дабана.
            Через час после Селенгинска мы увидали Байкал. Поезд шел по берегу вдоль Байкала до позднего вечера. Байкал на прощанье подарил нам очень красивый закат солнца. В 22:18 станция Слюдянка-I , уже совсем темно,  здесь  поезд от Байкала уходит в сторону Иркутска. Мы ложимся спать.

29, 30, 31 августа 2013 года. Четверг, пятница, суббота.
В поезде Улан-Удэ - Москва.Мы едем... едем... едем... В пути все как обычно - вагонная жизнь: прогулки на остановках, разговоры, еда, сон, анекдоты, судоку, сканворды и т.д. В вагоне кондиционер, когда включен - прохладно, когда выключен - жарко, но можно открыть окно. Обратный путь мы ехали через Казань. Продолжительность пути от Улан-Удэ до Москвы 3-е суток 17 часов.

01 сентября 2013 года. Воскресенье. Тридцать второй день похода.
Москва - Брянск.Поезд прибыл в столицу без опоздания в 04:41 (мск). В Москве проливной дождь. Некоторое время сидим на рюкзаках на Казанском вокзале в ожидании когда откроется метро. Потом перебираемся на Киевский вокзал. Здесь уже все просто и знакомо. В укромном месте на привокзальной площади стоят и ждут пассажиров комфортабельные междугородние автобусы. Располагаемся на свободных местах и в 7:00 (мск) выезжаем. Удовольствие стоит 1000 рублей с человека. От Москвы до Брянска 360 км. В 13:00 (мск) мы уже в Брянске. Все довольны. Поход закончен.
То что мы заметили, отметили, но о чем в дневнике нет ни слова:
            1. Пребывание на территории Забайкальского национального парка платное.
В 2011 году это стоило 70 рублей с человека за сутки. В 2013 году кто-то  говорил о 100 рублях, но мы не проверяли - ну не попался нам на пути ни один контрольный пункт  :-) ...
            Получить разрешение на вход на территорию парка и оплатить пребывание можно в конторе Забайкальского национального парка (пос. Усть-Баргузин, ул.Ленина, 24), или непосредственно на въезде в парк, на контрольном пункте. Вся информация на официальном сайте Забайкальского национального парка: http://npzabaikalsky.ru/prices/
            2. Для того, чтобы попасть на Тропу к чистому Байкалу не обязательно пересекать его на теплоходе. Дешевле и проще добираться от Улан-Удэ. Мы же специально пересекли озеро Байкал  в самой широкой и самой глубокой его части, чтобы оценить всю необъятность и величие этого Сибирского моря!
            3. Следует иметь ввиду , что навигатор меряет расстояние между проекциями точек, поэтому расстояния определенные им в горной местности, нужно принимать с коэффициентом 1,1.

Здесь можно посмотреть фотоальбом нашего похода в режиме слай-шоу:
А здесь можно полистать тот же альбом, но в ручном режиме.