Хибинские и Ловозёрские тундры отличаются тем, что здесь можно за один день пройти три растительные зоны: лес, лесотундра, тундра. Это очень привлекало. Хотелось походить по тайге и тундре, посмотреть на обрывистые скалы, обширные цирки и горные хребты, полюбоваться цветом озёр и прозрачностью многочисленных рек и ручьёв. В общем, получить эстетическое удовольствие от созерцания северных красот. В маршрут было включено редко проходимое и плохо представленное в описаниях ущ. Чинглусуай.

Первоначально был заявлен следующий маршрут:

Ст. Нефелиновые пески - пер.Юмъекорр(н/к,670м) - руч.Меридиональный -пер.З.Арсенина(1А,1000м) - долина р.М.Белая-пер.З.Петрелиуса(н/к,846м) – г. Юдычвумчорр(н/к,1201м.) - база Куэльпорр – пер.Ю.Рисчорр(н/к,780м) – пер.С. Рисчорр(н/к,900м) – база Куэльпорр – пер.С.Лявочорр(н/к,700м) – р.Кальйок – пер.Геологов(н/к,998м.) – г.Ангвундасчорр(н/к,1068м) –руч.Чинглусуай – оз.Сейдозеро – пер.Эльмарайок(н/к,643м) –рудн. Карнасурта

При прохождении маршрут был изменён, что вызвано следующими причинами:

1.      При прохождении пер. З.Петрелиуса руководитель получила травму колена (вывих коленной чашечки с самовправлением). Не пошли на вершину Юдычвумчорр.

2.      На спуске с З.Петрелиуса было потеряно время. На следующий день к вечеру дошли до базы. В планируемую днёвку 3 человека из группы совершили радиальный выход на пер. Южн.Рисчорр и пик Марченко вместо кольца с Сев.Рисчорром.  Травма оказалась хоть и серьёзной, но не критичной и не препятствовала движению, хоть и ограничивала подъём прежнего веса и скорость, поэтому руководитель приняла решение продолжить поход.

3.      С седла пер. Сев. Лявочорр, по причине позднего времени, сильного ветра, мороза и усталости, руководствовались целью быстрее найти приемлемое место для ночёвки. В связи с чем совершили ошибку, и, забыли об особом спуске траверсом плеча с данного перевала в долину р. Кальйок, и спустились в долину ручья Горйок(река Перевальная).  Продолжили следовать по р. Перевальная, держась направления по отрогам. Прошли вдоль оз. Верхн. Чудозеро. Далее пошли по р.Чуда.  Хотя этот северный путь позволил нам выйти точно к броду, однако занял больше времени, чем по графику.

4.      Не укладываясь в график, отказались от захода на вершину Ангвундасчорр, да и при ближайшем рассмотрении гора не представляла спортивного интереса, так как, в принципе, была как близнец похожа на соседние Аллуайв и Кедыкварпахк, и отказались от посещения оз. Сейдозеро.

День 1. 29.07.2011

Прибыли на станцию Нефелиновые пески. Поезд стоит 1 минуту! Заранее просим проводницу если что дёрнуть стоп-кран. Проводница держит флажок. Пасмурно. Моросит.

Сегодня наша цель – ущелье Аку-Аку радиально и  перевал Юмъекорр. Предстоит набор высоты в 680м. Перевал соединяет ручей Юмъекоруай и левый(орографически) приток ручья Меридиональный. Выглядит как красивая глубокая щель в форме сердца. В прямой видимости с места пересечения ущелья Аку-Аку с ручьём Юмъекорруай. Со станции между домов идёт хорошо набитая тропа, которая через минут 20 сворачивает налево и переходит в отличную грунтовку. Через 5 минут пересекаем первый ручей. Ручей достаточно широк и полноводен, главное не спутать с маленькими ручейками по пути, чтобы не попасть на перевал «Звёздочка» или «Импульс». Воды по середину голени. Идём в режиме 20/5. Попадаются первые красавцы красноголовики. Советуем на ужин собирать их сразу в начале пути, так как потом грибов не будет. Примерно через минут 45 от первого ручья на нашем пути второй ручей.  Узкий, очень сильное течение, воды чуть выше колена. Сложность представляют большие булыжники на дне. Ищем место перехода. Поворачиваем вправо и метров через 50 переходим по гальке между камнями. Следующий, третий ручей, мы уже не переходим, а перед ним сворачиваем направо по хорошо набитой тропе. Тропа уходит в лес и начинает круто подниматься. Много черники и шикши.  Примерно к 11 часам мы вышли к поляне с кострищем, называемую «Звёздочкой». Здесь перекрёсток истока ручья Юмъекорруай и ущелья Аку-Аку. Перевал затянут туманом. Кидаем рюкзаки и решаем пойти вправо, в южную часть ущелья. Можно пойти и в северную часть, однако путь там преградит озеро. В нашей части очень красиво. Летают и кричат два сапсана, видимо охраняя гнездо. Поднимаемся на правый склон и идём по верхам. Отвесные скалы, нависающие над ущельем производят сильное впечатление. По верхам возвращаемся к нашей поляне. Готовим чай и перекус. Появляется жаркое солнце. Перевал открыт. Переходим ручей и идём по левому (по ходу) берегу. Подъём на перевал не сложен, но затяжной. Седловина длинная, метров 100-150. Стены высокие, чёрные. Крупные бульники в песке.  Время 15.40.  Вид в сторону озера Имандра шикарный.   Сняли записку Петроградского клуба туристов от 25.07.11. Спуск чуть левее(по ходу и орографически), не крутой, но мелкоосыпной с последующим выходом на плиты стекающего лев. истока ручья Меридиональный. Самостраховка палками.  В 5 часов встаём на стоянку на широком ровном мшистом островке под спуском с перевала, в цирке.  Дров нет вообще. Вечером мороз. Часов в 9 ложимся спать.

День 2. 30.07.2011

Встали в 9. Прохладно. Идёт дождь, всё затянуто тучами и туман подползает почти к нашей поляне. К 11 заканчивается дождь. К выходу собрались только к пол-двенадцатого. Тепло, +20. Сегодня у нас красивейший перевал Зап. Арсенина. Соединяет центральный исток ручья Меридиональный и правый (орографически) приток реки М.Белая (ручей Чильмана). Сразу с места ночёвки перешли к нашему отрогу и на правый(по ходу) берег левого притока ручья Меридиональный почти посуху. И это был верный ход, так как ниже ручей оказался почти не проходим из-за широкого и бурного разлива. Берег высокий. Внизу водопад. Метров через 150-200 от водопада на берегу приметная стоянка с кострищем. Долина расширяется. Отсюда ручей уходит левее(по ходу), а от поляны вправо(по ходу), вглубь берёзового криволесья уходит хорошо набитая тропа. Идём по тропе и через минут 30 попадаем на пересохшее озерцо идеально круглой формы с аккуратно уложенными камнями почти одинаковой формы. Впечатление инопланетного пейзажа. Продолжение тропы помечено туриками.   Далее идём по правому(по ходу) берегу ручья Меридиональный. Меняем режим переходов на 30/5. Впереди виднеется гора Парус. Доходим до конца цирка Ферсмана. Небольшой снежник. На 45 градусов поворачиваем направо. Сразу останавливаемся на перекус. Очень сильный и холодный ветер. Температура опустилась до +13. Перевал виден как небольшая неглубокая выемка чуть левее от кулуара цирка перевалов Зап. и Вост. Арсенина. Переходим по камням на левый(по ходу) берег ручья, вытекающего из цирка пер. Арсенина. Подъём на перевал по тропе, затяжной не то слово, и крутоват. Много живых камней. Весь взлёт – сыпуха.  Местами нога увязает по щиколотку. Ноги едут по склону. Много живых камней. Самостраховка палками. Подъём в несколько часов выматывает. Только в 18.45 были на перевале. Перевальная седловина совсем не глубокая, очень узкая и очень короткая. Можно сказать, что это просто прорезь между огромными валунами и скалами. Сняли записку Петроградского клуба туристов от 25.07.11 и туристов из Санкт-Петербурга от 27.07.11. Вид с перевала потрясает своей красотой. Позади виднеется вся северная часть Хибин, впереди массив Тахтарвумчорр и озеро Имандра. Однозначно, один из самых красивых перевалов. Спуск полностью не охватывается взглядом, так как начало спуска очень крутое. Просто по огромным бульникам. Спускаться надо аккуратно, местами приседая как на стул и сползая с камней. Далее надо спускаться чуть левее(орографически и по ходу). Мелкая сыпуха местами почти по середину голени. Но спускаться по такой легко. Нога в ней едет по склону, но упасть риска почти нет. Тебя сыпуха держит. Спускались чуть боком.  Самостраховка палками. Сыпуха мельчает и склон выполаживается. Далее идём по сухому и очень каменистому руслу ручья Чильмана. Видим крупного зайца. Вылазим на левый(орографически и по ходу) берег и идём по тропе. До зоны криволесья часа два с половиной. В зоне берёзового криволесья на берегу ручья ставим лагерь. Почти в 9 пришли я и Лена. Дров мало, грибов и ягод тоже.

День 3. 31.07.2011

Проснулись около 9. Опять стабильно дождь. Выходим поздно, в 12, а дождь ещё идёт. Палатки мокрые. Пасмурно. Вчера не дотянули до слияния ручья Чильмана и реки М.Белая, поэтому сегодня цель хотя бы подтянуться по перевал Зап. Петрелиуса. Для этого нам надо дойти до пересечения реки и ручья и повернуть налево, к цирку пер. Зап. и Вост. Петрелиуса Дождь закончился. Тропа начинает теряться. Идём прямо по ручью. Периодически разведываем тропу на обоих берегах. В итоге идём по левому(орографически и по ходу) берегу продираясь через лес, потом переходим на правый(орографически и по ходу). Вскоре поднимаемся на берег и находим хорошо набитую тропу. Солнце. Однако через час понимаем, что тропа постепенно заворачивает вправо. Ручей Чильмана остался левее. По карте чётко понятно, что так выйдем к станции Хибины. Слышим лай. Идя вправо, доходим до какого-то ручья и за ним встречаем двух мужиков с собакой. Объясняют, что сами шли через лесной берег М.Белой со стороны Рамзая. Идём обратно, сворачиваем с тропы и идём левым (по ходу), а орографически правым берегом реки М.Белая. Приходится продираться через густой лес и глубокий мох. То там, то тут свежие следы жизнедеятельности медведя. Уже можем определять, какой ягодой мишка обедал. Через час определяем местонахождение, берём ещё левее и через 20 минут выходим на грейдерную дорогу. Идём вправо. Слева болото, обходим. Всё! Мы на правильном пути. Дорога привела к М.Белой. На той стороне дорога продолжается. Я решаю, что надо поискать тропу по левому (по ходу) берегу. Берега местами заболочены. Однако, большинство участников настаивает на переходе на другой берег. Переправляемся. Течение не сильное. Воды чуть выше колена. На том берегу сразу вдоль берега хорошо набитая тропа. Тут же стоянка. На поляне обедаем жареными грибами. Тропа начинает отходить от берега и выходит на курумниковое поле. Туриков нет. Решаем идти левее(по ходу) через берёзовое криволесье к реке и искать переправу. По пути попадается малыш леминга. С трудом бежит по холмам мха и нам удаётся его поймать. Фотосессия 15 минут. Мы вышли к шикарной заводи реки. Течения почти нет. Под ногами песок и относительно мелко, только в одном месте выше колена.  На том берегу находится «бетонная» тропа. Иногда идёт прямо вдоль ручья Ферсмана и местами немного заболочена. Понимаем, что тогда ошиблись и потеряли время на блуждание и ни к чему не нужные два брода туда-сюда. Жалею, что не настояла не переходить. Через 20 минут тропа выходит на отличную дорогу. Немного вверх. 1 брод по брёвнам. Примерно к 8.30  мы решаем встать на отличной стоянке возле озера Тахтаръявр под массивом Тахтарвумчорр. Можно было ещё подтянуться ближе к перевалу, итак выбились из графика, но Лена жалуется на усталость, да и место очень и очень красивое. Стоянка готовая, на большой, идеально ровной плите под несколько палаток с каменным очагом  в центре.  Дров нет. Решаем, что утром выходить раньше 11 нет смысла. Так как, как всегда, с утра стабильно дождь.

День 4. 01.08.2011

С утра, пока кипел чай, попаслись на голубичной поляне. Голубика крупная, в диаметре 1 -1.3 см. Вечером постирались, а сейчас, как ни странно, светило жаркое солнце, решили посушиться и просушить палатки. Ещё вчера мы планировали пройти перевал Зап. Петрелиуса, а сегодня дойти до базы. Однако, немного заплутав вчера, выбились из графика. Сегодня надо пройти пер. Зап. Петрелиуса и спуститься в долину ручья Петрелиуса. Если получится, дойти до базы. Перевал расположен в южной части цирка перевалов где сходятся склоны гор Петрелиуса и горы Юдычвумчорр. Соединяет  реку М.Белая и ручей Петрелиуса.

В 11 вышли в сторону перевала. Мимо нас прошла группа на перевал Рамзая и турист-одиночка на наш перевал, прежде спросив у нас, где перевал и куда идти – «!?».

Очень жарко. Идём 40/10. Наш перевал чётко левее. Он не просматривается. Слева вершина Юдычвумчорр, справа виден поворот на перевал Рамзая. Впереди цирк и виден пер. Вост. Петрелиуса. Пер. Зап. Петрелиуса не просматривается.  Остановились под подъёмом на перевал позагорать. Через часа 2 подходим под перевал. Возле двух больших и высоких одиночных валунов тропа раздваивается. Одна идёт прямо «в лоб», там виднеется крупный курум, вторая идёт по мелкой осыпи левее кулуара. Решаем идти левее, так как это тропа вызывает больше доверия на первый взгляд.

Однако через час понимаем, что тропа превращается в крупный курум и забирает левее(по ходу) на вершину, и мы начинаем возвышаться над кулуаром и седловиной. Артём и Саша почти сразу свернули на тропу в кулуаре по крупному куруму, а нам с Леной и Володей пришлось спускаться со склона на тропу, иначе градус склона становился всё круче и опаснее. Спустились. Подъём по этой тропе не очень крутой. Надо держаться правого(по ходу) борта кулуара и ещё внизу намечать траекторию. Выше снежник. Однако, бульники величиной с комод! Шагаем по ним. Решая шагнуть с одного на другой вниз, плохо рассчитываю высоту и под грузом рюкзака колено не выдерживает и кость просто выскакивает из коленной чашечки. Тут же происходит самовправление. Боль дикая. Встаю на ногу и тут же она вывёртывается и подгинается опять. Слёзы градом. Понимаю, что идти невозможно. Первые мысли о звонке в КСС, транспортировке в Кировск и мысли: -«..а что с походом делать? Только четвёртый день…». У Лены есть наколенник. Одеваем. Боль быстро проходит. Колено не болит и только горит. Я ставлю ногу на внешнее ребро стопы, чуть согнув. Так колено более стабильно. Понимаю, что по ровному идти смогу, но как залезть на перевал? Мы почти на седловине. Залезть, потому что приняли вместе решение, что залезть на руках будет легче, чем слезть. В конце концов седловина позволяет ночевать на перевале и ждать спасателей если что. Ползу, как разведчик Советской Армии «по-пластунски», чувствуя, что где-то могу и на карачках. То есть нога в полусогнутом наружу положении более-менее стабильна. Это успокаивает. Под седловиной небольшой снежник. Под снежником даже посмеялась над своими позами. И вот в 16.40 я тоже на перевале. Съедаем шоколадку, кладём записку. Сняли записку группы туристов из Мурманска от 31.07.11.  Отдыхаем минут 20. Начинаем спуск. Спуск прямой к озеру. Сначала крутоват, по сыпухе и «живым» плитам. Иду, упираясь палками. Володя подстраховывает. Ребята по очереди несут рюкзак вниз. Часов в 6 мы у озера под перевалом. Цирк Петрелиуса один из самых красивых. Хорошо видны перевалы Крестовый и Орлиное гнездо(Снежный). . Спуск крутоват, по сыпухе глиссированием. Камни средних размеров «живые». Решаю, что могу нести лёгкий рюкзак. Переупаковываемся. Сашу и Артёма отсылаем вперёд по правой(орографически и по ходу) стороне ручья к зоне леса, искать нужную тропу и место для стоянки. Сами начинаем движение чуть позже. По пути встречаем прогуливающийся налегке народ с собачкой и детьми явно с базы КСС. Спрашиваем, каким берегом лучше идти. Говорят, что левым(по ходу) и переходить не надо. Идём вперёд и видим наших ребят. Кричим, чтобы переходили на наш берег. Идём вместе, довольно быстро. Нога нормально. Доходим до криволесья. Ставим палатки. Дров нет.

День 5. 02.08.2011

Двинулись в 12. Дождя уже нет. Солнечно и тепло. Идём по мшисто-каменистой тропе. По дороге встречаем лагерь туристов-матрасников. Рекомендуют перейти на другой берег к грунтовке. Понимаем, что вчера надо было идти за ребятами по правому(орографически) берегу ручья. Тропа там быстро выходит к грунтовке. Брод представляет собой две металлические трубы, проложенные через ручей на высоте с метра полтора. Сразу выходим к дороге. Вскоре дорога разветвляется и одна идёт прямо, а другая влево(по ходу) и вниз. Артём и Саша идут на разведку. Приносят сведения, что дорога прямо потом резко уходит вправо. Сразу становится понятно, что в сторону Кукисвума. Нам налево. Внизу опять брод. Видны остатки моста. Его смыло весной. Отличная дорога на том берегу. Переходим по воде.  На пути фонтан из трубы. Остатки деятельности геологов. Разрушенный фундамент дома. По дороге доходим до берега реки Кунийок. С дороги уходит тропа по поросшему лесом высокому берегу.

Красота необыкновенная.   Справа и слева два красивых лесных озера. В одном кто-то купался. Стараемся не проглядеть тропу вниз к железному мосту. Видно место подземного ядерного взрыва. Забетонированный огромный кусок склона горы. И вот к 5 часам мы на базе  и все прелести цивилизации. Решаем идти по дороге к озеру Пай-Куньявр(Гольцовое)и сразу за базой ставить лагерь. Нашли отличное место рядом с дорогой. Дорога нас не смущает, главное рядом с базой. Народа много. Все домики забиты. Туда-сюда, как в посёлке, снуют джипы и толпы. Отмечаемся у спасателей, ставим технику на зарядку. Даже нашли на нашей стороне леса грибы на ужин, несмотря на то, что вокруг снуют толпы грибников и в долине пересохшего ручья Рисйок всё обобрано. Дрова тоже нашли. Ночью шёл дождь.

День 6. 03.08.2011

Утром морось, как всегда. И как всегда в 10.30-11 всё заканчивается. Пошли на водопады.  Есть указатели, на которых написано «Красивые водопады». От базы минут 40-50 неспешно по дороге. С дороги по тропе минут 5. Это чудесно. Водопад довольно высокий, из двух сбросов. Вокруг красивые кривые сосны. Люди наверху кажутся муравьями.  Приняли решение сегодня вместо кольца перевалов Сев. и  Южн. Рисчорры сделать радиалку на Южн. Рисчорр с заходом на пик Марченко. Перевал Южн. Рисчорр представляет собой плавное понижение без крупных камней. Соединяет Южн. исток ручья Рисйок и ручей Каскаснюнйок. В 13.30 двинулись все вместе.  Дойдя до ручья Рисйок я даю ценные указания как действовать в случае тумана, например, и Лена, Саша и Артём идут переходить ручей и на подъём к перевалу Южн. Рисчорр. Погода стала резко меняться, то туман, то солнце. Мне же нужен отдых. Подъём на перевал Южн. Рисчорр не сложен, по мелкой сыпухе между бульников. Занимет примерно часа полтора времени от ручья. На перевале ветер.  Ребята уходят в сторону пика Марченко вправо. Хорошо видны долина реки Каскаснюнйок и долина реки Кунийок. Виден перевал Южн. Чорргор.  Видна долина Кукисвумчорр и даже цирк Петрелиуса.  К сожалению, забыли снять записки.

День 7. 04. 08.2011

Вышли поздно. В 12.30. Дождь. Сегодня у нас план дойти до озера Гольцовое, свернуть перед рекой  Сев. Лявойок и подняться на перевал Сев. Лявочорр, спуститься в долину реки Калйок.

Перевал Сев. Лявочорр представляет плавное понижение в рельефе. Подъём на него достаточно прост, а спуск требует внимательности. Перевал повёрнут на север. Необходимо забрать вправо(по ходу), траверсируя склон, и перевалить через отрог в долину реки Калйок. Перевал соединяет реку Горйок(Перевальная) и исток реки Сев. Лявойок.

Идём по грунтовке. Дорога местами размыта, так как всю ночь шёл дождь. По дороге встречаем группу знакомых земляков из нашей Федерации. Дорога выводит на развилку. Основная ведёт к озеру Щучье чуть вправо, а тропа ведёт в криволесье. Щучье озеро очень красиво.  Много отдыхающих. Пол-часа тратим на отдых на берегу. Мы идём в криволесье, впереди проходимое болото и мы на песчаном берегу озера Гольцовое.  Весь путь занимает часа четыре. Идём дальше по берегу. Доходим до места впадения реки Сев. Лявойок в озеро. Тропа помечена лентами. Находится примерно в самой узкой части озера. Не переходя вброд по набитой тропе движемся вверх, в лес. Тропа каменисто-мшистая со множеством корней деревьев. Подъём очень долгий, набор высоты почти с нуля. Идём в режиме 30/10. Иногда останавливаемся на более продолжительный отдых до 15 минут. На выходе из зоны леса попадаем на вездеходную дорогу. Переходим реку по камушкам. Дорога приводит в цирк перевала Сев. Лявочорр. Наш перевал виден слева(по ходу). А часть дороги уходит вправо. Подъём совсем несложен. Тропа каменисто-мшистая. И только перевальный взлёт по небольшой сыпухе. На перевале мы еле-еле в девять вечера. Вид в сторону озера Гольцовое красивый.  Сняли записку группы туристов ИДТ «Бабушкинский» г. Москва, руководитель Филиппова Т.А. от 03.08.11. Очень холодно. -1. На перевале сильный порывистый ветер и начинает садится плотный туман.  С перевальной седловины видны озёра Долгое, Окуневое, Верхн. Чудозеро.   Ночевать здесь нельзя. Ветер и нет воды. Думаю только о спуске. Быстрее бы спустить народ в безопасный цирк и убраться с перевала. Кто-то уходит вперёд и начинает спуск слева.  Приходится жёстким волевым криком вернуть народ обратно, так как левый спуск круче и по сыпухе с живыми плитами. А пройдя правее  можно легко спуститься по мшисто-каменистому склону. Спуск не крутой. Уже на середине спуска ветер слабее. Спустились, воды нет, где-то журчит под камнями. По хорошей тропе идём дальше минут 20. Спугнули медведя. Я слышу слева шум воды. Отсылаю разведку. Вода есть. Идём на поляну, где только что, видимо,  пасся медведь. Вокруг много крупной шикши и почти спелая брусника. Ставим палатки, на палки привязываем шуршашие на ветру пакеты и прочие пугалки, которые по нашему мнению должны отпугнуть медведя, если он решит вернуться в свою столовую. Отбой в 11. Дров нет.

День 8. 05.08.2011

С утра стабильный дождь. Выходим в 11.30. Сегодня планируем дойти только до бродов. Желательно до брода через р. Сура, который ведёт в Ловозёры. Вчера не дотянули, поэтому понимаю, что выбиваемся из графика. Совершенно забыв после вчерашних вечерних приключений об особенностях спуска в долину реки Калйок и видя прекрасную тропу идём вперёд. Часа через полтора тропа резко теряется в ягеле. Куда идти – непонятно. Находясь в полном заблуждении, решаем, что будем держаться отрогов и реки. Спускаемся в лес.  Еле заметная тропа то есть, то пропадает. Временами идти очень тяжело. Ноги проваливаются во мху. Особенно тяжело по белому ягелю. Он как назло растёт на скользких камнях. Можно сильно поскользнуться. Стараемся его обходить. Комары просто тучами. Прошли пару болот. Азимут не берём. Нет чётких ориентиров. И продолжаем находиться в заблуждении, что мы в долине реки Кальйок. Но и понимаем, что что-то не так. Вчерашний нервяк и ураганный ветер на перевале совершенно отшиб мозги. Держимся отрогов. К вечеру выходим на пригорок. Видим в прямой видимости рудник Умбозёрский. Хоть это успокаивает, что движемся в нужном направлении. По дороге много грибов. Вышли к небольшому, но очень красивому озеру.   Стали на ночёвку в 10 вечера.

День 9. 06.08.2011

Вышли рано. В 9 утра. Сегодня нам предстоит дойти до брода залива Чудалухт(брод 2) и брода через реку Суру(брод 3) и пересечь их. Выйти в Ловозёры. Двинулись с озера, огибая слева(по ходу), следом сразу ещё одно похожее озерцо, за ним болото. Идём через болото. Оно вполне проходимо. Местами вода выше щиколотки. Сразу за болотом вышли на лесовозную дорогу. Движемся в правильном направлении. Дорога должна нас вывести к заливу Чудалухт. Дорога немного заболочена. Есть морошка. Дорога выводит нас к озеру. Вдоль озера есть тропа. Смогли чётко сориентироваться. Это озеро Верхнее Чудозеро. Не верю, что так ошиблись. Но радуюсь, что мы уже рядом с бродом 2. Идём по левой(по ходу) стороне озера. Из озера вытекает река Чуда.   Переходим на другой берег(правый) по камушкам. Там есть тропа. Потом тропа теряется. Идём по берегу. Берег сильно поросший. Идти тяжело. Потом река уходит полностью под камни.   Идём по ним. Комары тучами залетают в рот. Спреи помогают только от укусов. Переменная облачность. Часам к шести выходим к заливу. Красота необыкновенная. Огибаем залив по берегу забирая вправо, выходим на «бетонную» тропу. Тропа выводит нас к избе рыбаков. От избы ребята правее по тропе идут на разведку. Приходят с радостным известием. Мы вышли к Умбозеру.  Брод 2 метрах в 300.  Встретили группу только что переправившихся со стороны Ловозёр. С их слов броды не представляют никакой сложности. По тропе тонны грибов. Выходим к броду 2. Это длинная песчаная коса и в её середине, в сужении как раз переход, длиной метров 25. Только в одном месте до пояса(метра2), а так весь путь глубина по бедро. Необходимости в перилах нет. Дно песчаное, местами каменистое. Идти только в обуви.  Вода на удивление тёплая. Раздеваемся. Удачно проходим. Сразу переодеваемся на берегу. Там идёт нормальная дорога, местами немного размыта и заболочена мимо небольших озёр. До брода 3 через Суру примерно километров 7 от брода 2. Брод через Суру – это не брод, а бревенчатый мост, частично разрушенный. Для машин непроходим. Пешком не представляет труда. Останавливаемся через пару километров от брода. Устали страшно. Время 12. Даже забыли про фото. Дрова есть.

День 10. 07.08.2011.

Завтра на поезд. Решаем: Отказаться от перевала Геологов и пойти сразу на Эльморайок и на Сейдозеро или от Сейдозера и лезть на Аллуайв и идти на перевал. Группа единогласно за перевал. Перевал Геологов не является традиционным перевалом. Это еле уловимое понижение представляющее перемычку шириной метров 200, соединяющее правый исток ручья Азимут и гору Кедыкварпахк. Проходится только в поперечном направлении, сквозь проходим только по альпинистской 3Б, так как обрывается скальными отвесными цирками Раслака в обе стороны.  Требует особой осторожности при движении в облачности. Движение начали часов в 9 утра. По дороге пересекли узкоколейку и направились по хорошей дороге в сторону ручья Лопаритовый. Ручей Лопаритовый течёт прямо из под рудника Умбозёрский. Потом направились вверх к Умбозёрскому руднику.  Ввиду  удобного пути решили осмотреть здание не работающего рудника. Всё разрушено, впечатление, что все бежали, как во время катастрофы. Куча документов, журналов учёта, мебель, одежда, обувь. В одном из цехов работали люди  с автогеном. Рудник пилят по частям. В одном из помещений с не распакованными посылками 80-90-х годов нашли несколько коробок с зелёными бульниками. Оказалось – это минерал амазонит. Красивейший камень. Тут нас обнаружили и попросили. Посадили в буханку и вывезли за пределы рудника к подножию Аллуайв, погрозив, что шастать здесь нельзя, объект якобы закрытый и нас обязаны вывезти с территории. Перекусили, накололи себе по куску Амазонита и двинулись траверсом к вершине. На середине мох и тропа закончились и начался очень крупный курум. Подъём очень тяжёлый. Набор высоты с нуля до 1050 метров. Крутизна местами такая, что смотреть вниз страшновато. Зато виды захватывают дух.  С одной стороны столообразные плато Ловозёр, с другой Умбозеро и почти все Хибины. Видны даже трубы Кировского рудника на плато Расвумчорр.  Возможно, путь по левому ребру был бы и дольше(там поднимаются джипы), но менее крутой и по среднему куруму. Часов в 5 были на вершине. Турика нет. Ветер. Перевал Геологов в прямой видимости, однако, погода меняется и за несколько секунд на перевал садится «молоко». Также быстро рассеивается и опять садится. Видимость метров 100.  Решаем подойти ближе к перемычке, идти медленно с малой дистанцией и остановиться, если видимость будет ниже. Остановится пришлось 1 раз. И тут же всё рассеивается, и наш перевал полностью открыт. Цирки Раслака грандиозны. В Зап. цирке в форме круглой чаши тёмно-синее озеро Горное , над ним снежник. Вост. Цирк Раслака почти безжизненен, но красив обрывами, скалы нависают над цирком, а облака под тобой. Поверхность везде каменистая, курум. Мха нет. Много следов деятельности геологов. В 18.30 движемся мимо вершины Кедыкварпакх, чтобы искать спуск в долину ручья Тулбнюнуай. Группа уже измотана тяжёлым подъёмом на Аллуайв. Небольшой спуск на широкое курумниковое плато перевала Ангвундасчорр.  На запланированную самую высокую точку Ловозёр вершину горы Ангвундасчорр не идём не доходя ровно 46 метров. Интереса не представляет. Такой же безжизненный, мрачный, чёрный камень, напоминающий застывшую лаву. Такое же нагромождение крупного курума, как и везде вокруг. Спуски в ущелье ручья Тулбнюнуай и в ущелье ручья Чинглусуай рядом, и от усталости и недостатка разведки попадаем в итоге в ущелье Чинглусуай, пока этого не понимая. Спуск по куруму, местами среднему, местами крупному. Местами крутой, и очень затяжной. Спускаться лучше забирая влево, а потом вправо к снежнику. Внизу большой снежник. Спускались долго. Часа два с половиной. Ущелье абсолютно безлесно, нет даже мха. Правда в камнях встретился лемминг. Тропа то есть, то теряется на камнях. Идём по правой(по ходу и орографически)стороне. Ветер, мороз. Часть группы уходит вперёд искать место для стоянки, так как сил идти дальше нет. Через километр от начала ущелья находится небольшая скальная плита почти без ската,  под скалой с небольшим снежником, уже кем-то размеченная под стоянку. Аккурат для 3 палаток. Есть каменный очаг. Вода есть. Дров нет. Ветер. Дождя нет.

День 11. 08.08.2011

Вышли в 8. Сегодня предстоит пройти ущелье и повернуть налево к перевалу Эльморайок. С него спуститься к руднику Карнасурта к 5 часам, где нас заберёт машина и отвезёт в Оленегорск на поезд. Ущелье Чинглусуай является разломом в плато с высокими скальными стенами и одноимённым ручьём, спадающим порогами и водопадами. Выходит к ручью Эльморайок, который впадает в Сейдозеро. Перевал Эльморайок невысок. Не имеет классической седловины. Достаточно широк, выглядит как плато. Соединяет ручей Ильмайок и ручей Эльморайок. Подъём со стороны реки Эльморайок по набитой тропе по зелёному холму. Совсем некрутой. Плато мшисто-каменистое. Идти не представляет труда. Спуск короткий, чуть круче, чем подъём. Местами по куруму. Через метров 600 начинается хорошая грейдерная дорога, ведущая прямо к руднику.

Ущелье Чинглусуай очень трудно для прохождения. Дно ущелья плоское,  узкое и забито камнями  по которым течёт ручей. Идём попеременно то по правой то по левой стороне.

Через километр от места ночёвки ущелье поворачивает, понимаем, что это всё-таки Чинглусуай.  Начинаются водопады.  Обходить водопады приходится местами траверсируя крутой до 45% склон по камням размером с комод и огромным, иногда «живым» плитам. Идти надо очень осторожно, потому что есть риск слететь с узких полок вниз. А местами спускаемся по мокрым и скользким плитам водопада, так как другого пути нет.

Самостраховка палками. Водопады тянуться на примерно с километр. Потом русло ручья начинает выполаживаться, но всё равно идти по куруму. Идём по правой стороне (по ходу и орографически). Вообще ущелье производит угнетающее впечатление, несмотря на водопады и ясную погоду. Растительность только в начале и в конце в виде мха и кустов. Высокие чёрно-серые стены из россыпи камней, производят впечатление мёртвой природы. Шесть километров ущелья преодолеваем за 7 часов. Вышли из ущелья к большой поляне почти к ручью Эльморайок. Направо поворот на Сейдозеро, налево подъём на перевал. С широкого плато перевала видно ущелье. На перевале через полтора часа. Туриков много. Находим два больших. Внутри разбитая бутылочка с крышкой. Записки нет. Через перевал просто паломничество. В основном туристы-любители. Звоним и переносим машину на 6 вечера. В 6 мы у рудника.  Грузимся. Едем в Оленегорск. Наш путь закончен.

потенциально опасные участки на маршруте

1.    Осыпи разного калибра почти на всех перевалах Хибин и Ловозёр, на многих склонах. Обязательны трекинговые палки для самостраховки и обувь, держащая голеностоп. При подъёме по осыпи с живыми камнями стараться не находиться под участником идущим выше. Стараться не наступать на неустойчивые камни вообще. На крутых склонах спуск глиссированием.

2.    При движении по камням, покрытым белым ягелем есть большая вероятность поскользнуться.   Избегать движения по белому ягелю, растущего именно на камнях.

3.    Опасный участок метров 100 при спуске с перевала Зап. Арсенина. Скальный склон, курум. Передвигаться, приседая, дабы не давать чрезмерную нагрузку на колени и не оступиться.

4.    При прохождении ущелья ручья Чинглусуай держаться правой стороны. Быть    особенно осторожными при прохождении водопадов из-за опасности поскользнуться на мокрых камнях.

стоимость, питания, снаряжения, средств передвижения

Учитывая, что в нашей группе присутствовали два вегетарианца, пришлось раскладку подстраивать. Отдельно для мясоедов брали мясо, рыбу, ветчину. Для веганов сыр. Раскладка включала в себя много сушёных овощей, орехов, сухофруктов.

Итого для вегетарианцев: 1114 руб.

Итого для мясоедов: 1351 руб

Газ 8 баллонов: 900 руб на группу

Билеты Москва-Неф. пески-Москва: 3780 с человека

Микроавтобус в Оленегорск с рудника Карнасурта: 2000 руб. с группы.

итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

В целом маршрут был насыщенный, интересный, с возможностью охватить большой район и массу достопримечательностей.

Однако на посещение Ловозёр необходимо закладывать больше времени. Прохождение ущ. Чинглусуай целесообразно посещать только в тренировочных целях, обладая уже достаточными навыками прохождения осыпей, курумов с самостраховкой. С эстетической точки зрения ущ. не представляет интереса. Очень жалеем, что осталось не посещённым Сейдозеро.

С особым вниманием отнестись к траверсу склона г.Лявочорр при движении с перевала Сев. Лявочорр, с целью спуска к реке Кальйок.

Рекомендуем уделять полноценное внимание разведке, так как её недостаток порой может стоить нескольких дней похода.

Темп передвижения нами применялся в первый день: 20 минут хода, 5 отдых. Во второй день: 30 минут хода, 10 отдых, в последующие попеременно: 30/5, 30/10, 40/10. Рекомендуем не делать длительных переходов. Это может вымотать организм раньше времени и более слабые участники просто не дотянут до места стоянки, что грозит выходом из графика. Кратковременные переходы с кратковременным отдыхом позволяют организму не использовать «второе» и «последнее» дыхание, а находиться в определённом физическом ритме постоянно. Получая небольшие дозы разгрузки после непродолжительных нагрузок. Это даёт возможность для длинного ходового дня и организм быстрее втягивается и привыкает к нагрузкам.

Также мы старались не растягиваться, менялись направляющие и замыкающие. Никто постоянно не шёл последним. Такая тактика позволяет поддерживать положительный эмоциональный настрой участников, чувство «локтя», придаёт сил, а также позволяет группе отдыхать вместе.

Попытки более опытных участников или участников-лидеров повести группу за собой, не дождавшись команды руководителя, уйти далеко вперёд из зоны видимости, должны резко пресекаться руководителем сразу. Иначе это чревато падением авторитета руководителя и негативным психологическим климатом в группе, а то и срывом похода.

В этот календарный период в Хибинах и Ловозёрах поспевает много ягод и грибов, поэтому можно смело делать минимальную раскладку с учётом подножного корма. Честно сказать, мясо прямо сухим стали есть только в поезде. Нам вполне хватало огромного количества грибов. Из ягод хорошо делать кисленький компот. Хорошо утоляет вечернюю потребность в питье.

Наличие трекинговых палок у каждого участника обязательно. Наличие запасной обуви для многочисленных бродов обязательно. Наличие тента необязательно. Верёвки и страховочные системы для брода 2 брать вовсе необязательно. Наличие тёплых носок, шапки и варежек обязательно из-за резких перепадов температур с уходом в минус.

Целесообразнее брать больше палаток трёхместных. В нашем случае лучше был бы вариант 3 и 2. Обязательно с высоким водяным столбом дна и тента.

Рекомендуем организаторов забросок и выбросок в Хибинах и Ловозёрах: 8 921 287 3426 Сергей, 8 815 389 643 08 85 13, 8 921 276 78 31 Олег.