Водный поход по рекам Кольского полуострова с пешей экскурсией в Ловозерские тундры
Москва-Оленегорск-Ловозеро-р.Афанасия-оз.Островное-ручей Островной-оз.Ефимозеро-р.Курга-Ловозерские тундры-оз.Ловозеро-Оленегорск-Москва

Отчет по походе в Ловозерском районе Мурманской области

Маршрут: Москва-Оленегорск-село Ловозеро – р.Афанасия-оз.Островное- ручей Островной- оз.Ефимозеро- р.Курга –Ловозерские тундры – село Ловозеро-Оленегорск – Москва

Сроки: 22 июля 2016 года - 14 августа 2016 года

Заброска : поезд до Оленегорска, машина до Ловозеро, моторка до устья Афанасии. Заброску, выброску, переброску в Тундры и доставку пива-йогуртов-хлебаJ осуществлял Михаил Бараковский (http://lovozerotur.ru, http://adres51.ru/id3132 )

Дней в автономке - 20

Выброска : моторка в Ловозеро, машина в Оленегорск, поезд в Москву)

Средство сплава - щука-3

Карты. Использовали километровку генштаба в навигаторе (вставила растровые карты нашего маршрута), карты брали здесь: http://www.marshruty.ru

И распечатанные, заламинированные карты километровки, Афанасия- 500-метровка

22.07.16  Только зашли под навес Ленинградского вокзала, как ливанул дождь. У нас 1 вагон и, о чудо! Нумерация вагонов с конца поезда! Мы под навесом. А народу пришлось грузиться под ливнем.

23.07.16 поезд. В Сегеже к нам подошли два мужика и спросили меня не я ли писала отчет по р.Афанасия-Поной в прошлом годуJ))) Они идут на Афанасию…

24.07.16 Оленегорск. Встречает Татьяна Бараковская. Быстро докатили до Ловозера, зашли в магазин. Посадка в моторку в р. Вирме, прямо перед домом Михаила, в Семерку ехать не надо. Жара, солнце. Михаил выгружает из лодки обгоревших туристов и загружает нас свеженькихJ

Афанасия курга 2016 (12)

В 11:00 мы на знакомом пляжике в устье Афанасии. Ставим лагерь, лениво разбираем вещи. Я купаюсь, стираю поездные вещи. Собрала первых грибов на суп. Опробовала «грабилку»- комбайн для сбора ягод, купила мне сослуживица перед отъездом. Я думала - пластиковая ерунда, а оказалась вещь! За 10 минут, не напрягаясь, набираю черники на компот. Компоты потом мы варили каждые два три дня и наполняли бутылку и канистру впрокJ Очень удобно.

Афанасия курга 2016 (19)

Подъехала еще одна моторка и выгрузила мужиков, которые подходили к нам в Сегеже. Они встали рядом - места много. На следующий день мы ушли и больше их не видели.

Грибной суп, макароны с мясом, жареные грибы, салат и компот из черники.

Вечером подошла еще одна группа из 4 человек  с нашего поезда - они лопатили озеро сами. Идут на Островное, но большим кругом - через Койнийок и Писарьйок. Перекусили на нашем берегу и пошли дальше.

25.07.16 Выходим в 9:30. У первого переката издали увидели вчерашнюю группу из 4 человек. Они скрылись за поворотом и больше мы их не встречали.  Вова монтирует стабилизатор из ножек от раскладушки и пера тайменного руля. Говорит, что идется легче. И действительно, Афанасию, в итоге мы прошли в 2 раза быстрее, чем в прошлом году, правда уже так и не халявили, как в прошом, но и не перенапрягались. У меня через плечо новая сумка, в ней грабилка. Еле успеваю есть чернику и голубику, местами морошку, собирать грибы, потом бежать за Вовой и всыпать ему в рот горсти ягодJ. Жарко, на обеде купание. Очень хорошо идет компот.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В 18:30 встаем на высокой оборудованной стоянке при впадении Марны (левый по ходу движения берег Афанасии). Вещи носить далековато, но стоянка хорошая. Борщ из сухих овощей с грибами, гречка с мясом, салат и чай с морошкой и черникой.

За день прошли 7,9 километров.

Афанасия курга 2016 (47)

26.07.16 Выходим в 10:40. После Марны сначала проводка, потом появляется гребля. Подосиновиков все большеJ) в Пороге, где мы искупались в прошлом году я опять поймала хариуса, даже двух. Второй совсем маленький, но я сволочь, не отпустила. В одном месте напала на большую поляну морошки. Предложила Вове пройти шеверу до поворота и там покурить,  а сама в припрыжку собирать ягоды. Вечером мы наварили большой канн густого морошкового компота.  Встали почти аварийно : не дотянули до Марйока пару километров, да и думали, что группа ушедшая вперед там уже стоит. У Вовы в навигаторе была какая то точка..думали стоянка, а там сплошная трава и ничего нет…но психологически на нее уже настроились и в 18:40 встали здесь. Щи с грибами, карпюр с мясом, запеченный хариус и компот из морошки.

За день прошли 12 км.

После ужина мимо прошли еще 2 мужика (не те, что в Сегеже). Идут на Поной кругом через Писарйок.

27.07.16 С утра сильный дождь. Повалялись в палатке дольше обычного, но он не кончается. Плохая стоянка способствовала быстрым сборам и в 10:40 мы отчалили. На Марйоке Вова высадил меня у почти вертикальной стенки, потому что я углядела там красную смородину. Еле взобралась на берег, а ягод было всего то горсть.  Где то по дороге почудился запах дыма, но лагеря не видно. Обедали на большом красивом камне прямо посреди реки.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В 15:30 дошли до стоянки с пляжиком, не доходя до Урамавараки пару километров. Решили ,что скорость  продвижения у нас достаточная. После вчерашней стоянки пляжик был очень заманчив, да и солнышко проглядывало. Встаем тут. (Отсюда до урамаварокского ручья нормальных стоянок вроде нет).Сушимся, купаемся, ставим лагерь. Подходят вчерашние мужики. Я их не узнала, стала опять спрашивать откуда и кудаJ. Оказалось, что это их костер мы учуяли, они просто в глубине берега стояли. Все, с этих пор, до Ефимозера людей мы не видели.

Афанасия курга 2016 (81)

Жареные грибы, грибной суп, рис Вове с паштетом, мне с хумусом (среда), чай с сушеными яблоками и апельсинами.

За день прошли 8,83 км.

28.07.16 Выходим в 9:30. По большей части на веслах. Как только Вова высаживает меня на берег, сразу бросаюсь что нибудь собирать. Начинается буйство подосиновиков! Маленькие крепкие грибочки повсюду! Пообедали рядом с нашей прошлогодней стоянкой на Урамавараке. Там невиданное количество сыроежек на квадратный метр. Нашли оставленный кем то сломанный насос с редкой насадкой, которая как раз нужна свекру..Насадку взяли.

Афанасия курга 2016 (93)

Идем дальше. Попалось несколько белых- больших, но хороших. . Вова выходит из за поворота тоже с грибами –нарвал прямо с воды. На стоянке у водопада столько подосиновиков, что едет крыша. Пока Вова тащит лодку через водопад, я собираю самые красивые грибочки. Воды явно больше, чем в прошлом году. В самом крутом месте страхую Вову веревкой.

Афанасия курга 2016 (105)

Участок после водопада с ивняком и болотом по берегам уже начал надоедать, но, наконец, В 17:30 мы у тапка.  Встаем не на оборудованной  стоянке, а ближе к берегу, чтобы не носить далеко вещи. На Поной в этот раз нам не нужно.

Афанасия курга 2016 (108)

Суп из белых грибов, жареные подосиновики, макароны с мясом, салат. После ужина еще замариновала бутылку подосиновиков, протушив их лежа в укрытии на газу.

За день прошли 16,3 км.
Афанасия курга 2016 (128)

29.07.16 Последний день на Афанасии. Выходим в 11:00. Здесь мы еще не были. Речка сужается. Голубики все больше. Ее уже видит даже Вова, что называется невооруженным взглядом, и поедает прямо с воды. Встречаются перекаты, местами довольно сильные. Морось, прохладно. Гребля перемежается с проводкой. Потом проводки становится больше - течение сильное, не выгребаем и мелко. Бечевник есть не везде (иногда тропа теперь слева по ходу движения (ниже тапка нормальная тропа только справа)).

Афанасия курга 2016 (131)
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В районе 15:00 я высаживаюсь на берег с навигатором собрать грибов, ягод и найти место старта волока. Гуляем не спеша - я по берегу, Вова по воде. В 15:49 решаем, что дальше идти нет смысла и встаем. Перетаскиваем вещи через пойму наверх. Отсюда пойдем пешком.

Афанасия курга 2016 (144)

Борщ с таким количеством грибов, что ложка стоит, жареные и маринованные грибы, гречка , голубичный компот.

За день прошли 10,5 км.

После ужина идем на разведку. Я сдуру пошла в сапогах и очень устала. Лес- голубичник, местами ягель, с горки на горку…и как это мы завтра с рюкзаками потащимся? С одной горки шикарный вид на долину, которую нам всю нужно будет пересечь…

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

30.07.16 Итак в бой! Впереди 15 километров волока (намотали в результате мы гораздо больше). У нас были путевые точки группы, которая шла вдоль ручья, впадающего в Афанасию, стартовали они перед этим ручьем, а мы поднялись по Афанасии выше. Возможно, они были правы. Но мы легких путей не ищем и пошли классическим путем  в надежде на большее количество ягельников на пути.

Волок

Красным отмечено как шла группа, точки которой были у нас в навигаторе, синим- как собирались идти мы.

Первая ходка первого дня. Первый день  для меня был самый тяжелый. Во первых еще не втянулась, во вторых самый сложный рельеф был в первый день - ягольников меньше, а леса больше. Да и вещи укладывались и делились на ходки с каждым днем все лучше. Вова ругается на подосиновики – они все время лезут под ноги, а сшибать их жалко. На второй день он сшибал их не задумываясьJ.  Вышли в 10:00. Идем примерно по 300, максимум 500 метров, потом привал. Каждый второй перевал у Вовы перекур. Мои новые ботинки выше всяких похвал, сидят как влитые, не натирают, не промокают. Вообще, по хорошему, весь волок, за исключением одного брода можно было бы пройти в ботинках, по нашей погоде даже не замочив их. Но мы далеко не всегда шли оптимальным маршрутомJ) И забрались  в несколько лишних болот.  Вообще мы пришли к выводу, что лучше забраться повыше, но идти по суху.Если перед вами болото, не поленитесь произвести разведку по бокам - есть большая вероятность,что в 50 метрах с боку есть сухой проход:)

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В 12:45 доходим до старой вездеходки в болоте, за которым остается 500 метров до намеченной стоянки. Решаем оставить закладку здесь, принести оставшиеся вещи. И потом, перенести все сразу через болото. Перекусили шоколадкой, сделали закладку и назад. Обратно идем с одной остановкой, я совсем выбилась из сил, но на привалах все равно ползу собирать ягоды и всыпать их в себя и в ВовуJ)

Вернулись на вчерашнюю стоянку, пообедали, собрали тент и двинулись к закладке.  У меня случился перегруз - я падала через каждые 50 метров, Вова забрал у меня часть вещей и теперь уже ему очень тяжело.  Он идет уже на автомате, навигатор отдал мне. Как результат- в 19:30 я вывела нас на вездеходку на 300 метров правее закладки. Поразмыслив, решили, что мой вариант предпочтительней и перетащили вещи из первой ходки сюда. Лагерь и ужин у нас были готовы только в 21:00, для нас это поздноJ. Да и ужин то - сублиматыL Для таких случаев я специально заготовила тушеные сосиски с гречневыми хлопьями и овощами по рецепту уважаемого мной Панды http://survivalpandas.blogspot.ru/2015/10/blog-post.html . Дома все проверила, заварив кипятком из чайника- все распарилось хорошо и было вкусно… Но вот в походных условиях сосиски, а особенно морковка были жесткими..похрумкали их и спать. Наутро, правда остатки показались мне вполне даже съедобными - доразварились.

Длинна трека за день...2,68 км..а намотано столько зигзугов:)) ужас какой:))

31.07.16 Выходим в 10:00 С утра настрой боевой. Идти гораздо легче…было..пока Вова не сообщил мне, что мы прошли лишних два километра по лесу нитуда и зря влезли на гору…После этого я сразу сниклаL. Наконец вышли из леса, пошли замечательные безлесые ягельники, ветер сдувает мошку, земля ровная и твердая. В 12:00 уперлись в болото.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Разуваемся и надеваем неопреновые ботинки. Вова перенес свой рюкзак. Я тоже хочу сама..Сделала два шага и увязла. Пришлось Вове эвакуировать сначала мой рюкзак, потом вытаскивать меня. В результате я перехожу пустая- лишь бы себя перенести. Еще немного плутаем. Под конец я выдохлась. Вова оставляет меня отдыхать с рацией несет рюкзак последние 500 метров до озера, из которого вытекает приток Писарьока.

Сюда туристы обычно приходят в конце первого дня волокаJ. Потом Вова возвращается и берет мой рюкзак, а я маленький довесок и мы идем к нашей новой стоянке. Нашли оставленные кем то полтора салютовских весла. Народ скинул лишний вес.. У нас барахла выше крыши, но салютовские весла мы не оставим!!:)) 15:00. Перекусываем, делаем закладку и назад. Обратно Вова провел нас другим путем - прямым, коротким и сухим, без всяких болот.  Фотографирую шикарные ягельники, огромные валуны.

Афанасия курга 2016 (218)

Идем поверху - лучше набрать высоты и идти по голой ровной каменистой местности, чем внизу по буеракам. Голубики видимо невидимо. Повесили Вове на рюкзак яркий мешочек, а то я начинаю отставать и боюсь потерять его из виду. Идем почти без остановок, и я умудрилась ухандокаться даже без рюкзака. Вова то присаживается меня подождать, а когда я доползаю до него – встаетJ Падаю в грязь на последних метрах совсем без сил. Отдышались, пообедали, собрались на вторую ходку. Теперь у меня рюкзак полегче, а у Вовы такой же по весу.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Добрались до озера только часам к 21:30- 22:00. Ставим лагерь. Дров нет – только кривая березка. Пара молоденьких красивых сосенок. Я сволочь, предложила Вове спилить одну из этих сосенок. Но Вова бережет природу - он подстриг обе сосенки снизу и этих веток хватило и на ужин и на завтрак подогреть. Беру миску и иду за грибами. Престала заморачиваться с чисткой ножек и беру только шляпки.  Щи с грибами и карпюр с грибами. Вернее грибы с карпюром…Чай с яблоками и апельсинами. Маринованные грибы, салат.  Решаем, что за три запланированных дня мы этот волок конечно пройдем, но убьемся нафиг. В пешую радиалку на средний Леньявр уже не хочется. Ампутируем радиалку и получаем три лишних дняJ) Много ли человеку нужно для счастья? Купить козу, а потом продать козу…

За день намотали 15,05 км.

01.08.16

Афанасия курга 2016 (222)

На завтрак остатки супа и омлет с колбасой и грибами…пальчики оближешь. Выходим поздно - в 11:30, расслабились прибавившимися тремя днями. Сегодня меняем тактику. Оставляем лагерь здесь, берем лодку и все лишнее и несем до оз.Островного, потом возвращаемся спать сюда, а завтра снимаем лагерь и несем его на Островное. Сначала идем немного по вездеходке, потом переправляемся через ручей и видим следы людей. Здесь прошли люди и шли они на ОстровноеJ)) Однако, в лесу мы следы потеряли. Идем траверсом холма по лесу. Карликовая березка, бревна, голубичники. Ягод ОЧЕНЬ многоJ)) У меня синие коленки, руки и языкJ). Поедаем нереальное количество ягод в день. Голубика, которая на Афанасии была еще частью незрелой, теперь крупная и спелая.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Наконец выходим на ягельный простор. Идти становится легче, но все равно, я мечтаю, чтобы Вова наконец сел на «вон тот камень, ну ладно, хотя бы на вот этот»J))

В районе 14:00 вышли к озеру с вытекающим из него ручьем. В озере пьет воду лось. Увидел нас и деру. Переобуваемся, хотя Вова давно промочил ноги, мои ботинки пока сухие. Вова идет на разведку. Переходили по ивняку рядом с озером. После переправы пообедали. Опять наматываем лишний километр и только в 16:40 наконец видим Островное. Но к нему еще надо спуститься! Тут сдает Вова, а я, увидев цель, наоборот, получаю второе дыхание и устремляюсь вниз с навигатором наперевес. Завожу нас в болото: берег уже совсем рядом, но не подойти, придется назад и в обход. Сил на обход нет и мы садимся пообедать, где стоим. Потом с новыми силами, выходим таки на берег в замечательном месте – сухая сосновая стоянка, залив, хороший берег и тп.  Делаем закладку под первыми каплями дождя и как ливанет. Мокрые насквозь отправляемся «домой».

Афанасия курга 2016 (241)

Пустые лезем в лоб на горку, почти под 90 градусов. Наверху красота, дождь закончился, сохнем на ветру. Фотографирую прикольные валуны странной формы, глыбы мрамора.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Обратно опять прошли лучше чем туда. И короче и проще, больше ягеля, меньше леса (прямо по центру долины)..Я таки промочила ботинки до хлюпания..скорее всего в них натекло сверху во время ливня. Надо брать гамаши..Поэтому перед бродом уже не переобуваемся, топаем так. Вова в неопреновых носках и мокрых кроссовках, мои неопреновые носки ждут меня в лагере.

В 20:30 присели отдохнуть у огромного камня, под которым была выкопана большая дыра…Дыра это нора, а нора это..Вова считает, что медведь - берлога..Забыли там бутылку с чаем, завтра нужно не забыть забрать.

В 20:30 мы дома. Опять суп из шляпок, кажется макароны с мясом, салат..Сегодняшний день дался нам гораздо легче, чем предыдущие- одна ходка это вам не двеJ)

За день протопали 10,48 км. в одну сторону и 7,3 км в обратно..
Афанасия курга 2016 (256)

Ночью совсем близко пролетел вертолет.

02.08.16

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Выходим в 10:40. Солнышко, жизнь то налаживается. Мне жарко, но я прусь в непромокаемом костюме и перчатках –от мошки. Шли не спеша, много отдыхали, как будто смаковали последнюю ходку волокаJ.  Почти и не устали даже.

Афанасия курга 2016 (262)

В 15:30 фотографируемся на горе над озером - мы дошли! Ну почтиJ Через полтора часа спустились на берег. Идет чернющая грозовая туча. Оперативно вешаем тент, складываем под него вещи, садимся сверху. А дождя все нет. Громыхает, туча висит, но не проливается. Не выдерживаем и ставим палатку. Наконец ливануло. После дождя готовим ужин : гречка с мясом, борщ и праздничный салад с красным перцем, маринованные грибы и чай. Впереди две дневки! Такого у нас еще не былоJ)) Отдохнем по полной.

За день протопали 8,53 км.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

03.08.16 Солнце, жарко, красота. Большая стирка, мытье/бритье/купание. Просушка  и разбор барахла. Подготовка к рыбалке. Жареные грибы, оладушки с голубикой протертой с сахаром. Гроза перемежается с солнцем несколько раз за день.

04.08.16 РЫБАЛКА!!! Мама дорогая, столько рыбы за один раз мы еще не ловили. How much is the fish? Переработка.  Дня три больше точно не ловим. Уха, жареные хариусы, щука фаршированная морошкой, запеченная в фольге, хариусы в фольге на перекусы в ближайшие дни, банка малосольных хариусов…Голубичный компот..Вечером обожравшиеся гуляем по округе. Нигде ни дымка, ни огонька, ни какого другого следа присутствия человека. На этом озере мы одни. Очень красивое небо над озером.

05.08.16. И снова в путь.  Выходим в 10:30. Облачно с прояснениями. Прояснений все больше. Перегребли озеро, потыкались в берег в поисках входа в ручей. В ручье сразу пешком. Я по беломошному берегу в соснах. Вова по руслу бодрого ручейка. Сначала было не плохо - Вова отпускал лодку и бежал за ней, поправляя на поворотах. Потом стало хуже.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Перекаты один за другим. Течение сильное, камни острые и скользкие, кусты по берегам. Зато голубики нереальное количество и появился дикий лук. Вова умаялся пропихивать лодку. Матерится и ругает того, «кто выбирает такие речки»J).  К 13:30 упираемся в полный непроход – сплошной сад камней.

Да и гроза приближается. Берем тент, коврик и перекус, идем в лес. Ставим тент и обедаем хариусом с луком, оладушками и шоколадками. У Вовы хариус фаршированный сыром.

Поели..гроза так и не собралась. Решаем посмотреть противоположный берег. Находим там очень симпатичную стоянку – огромная сосна, кострище. Много дров. Решаем вставать и обносить порог. Долго и муторно переправляем меня на другой берег по камням, потом Вова перегоняет между камней лодку, носим вещи до лагеря. Затем Вова тащит уже пустую лодку в лагерь по воде и камням. Лодка пробита в нескольких местах, Вова злится.  Прогулялись по берегу, нашли еще одно кострище и наколотые дрова возле него. Взяли дрова, собрали подосиновиков. Ставим лагерь. Вова клеит лодку, я делаю костер и готовлю ужин. Делать костер в таком сухом сосняке, да с наколотыми дровами одно удовольствие и ужин готовится мгновенно. Борщ с грибами, макароны с щукой, маринованные грибы, соленый хариус, остатки огурцов, чай. Вове собрала грабилкой миску голубики, чтоб поднять настроение.

За день прошли всего 4,1 км..или 6,4 км...Что то я запуталась в треках..

06.08.16 Выходим в 10:30. Солнце, жарко. Сначала все было отлично, гребем, иногда проводка. Иногда Вова гребет один, а я собираю лук по берегу. Встретили поваленное бревно - чтобы провести лодку, его нужно поднять (я бы не догадаласьJ).

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Часам к 12:00 уперлись в водопад. Вова пошел на разведку - там ужасный берег в таких валунах и кустах, что не долго и ноги переломать. Вернувшись, Вова сообщил что там водопад метра два высотой, пройти никак нельзя и нужно разгружаться и обносить. Странно, в отчетах такого не было…Но делать нечего, разгружаемся. Я тащу вещи по левому берегу - там очень удобная как буд-то просека.

Вова пытается провести пустую лодку по левой протоке. Встречаемся за водопадом в улове. Оказалось, что протока выходит ниже водопада, просто Вова на разведке туда не дошел. Но там такой сложный протаск, что груженую щуку Вова бы там все равно не пропихнул бы. Так что все правильно сделали. Более прочные и менее длинные лодки, типа викингов, видимо протаскивают по этой протоке не разгружая. Жарко, пока таскались все умокли.

Решаем здесь же и пообедать. Хариус, шоколадки, колбаса с сыром и лук. Остатки хлеба. Вова ведет меня смотреть водопад. Помылись и в путь. Дальше речка уходит в болота и проводки постепенно прекращаются. Гребля по бесконечным изгибам убаюкивает.

Часам к 15:00 дошли до красивого порожка перед выходом в озеро. Порожек был мелким и Вова высаживает меня на правый берег. А нужно было на левыйJ). Еле продралась через бурелом. В 15:20 вышли в озерное расширение.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ветра нет, погода отличная, но тучки уже приближаются. Лениво гребем к первому мысу в Ефимозере.  Потом несколько раз высаживаемся и гуляем по берегу в поисках стоянки. В 16:30 встаем. Причем погода портится и Вова перегоняет лодку к лагерю при усиливающемся ветре, разгружаемся при  приличном прибое. Здесь почти нет нормальных грибов (то есть молодых крепких подосиновиковJ). Еле насобирала на суп. Зато появилась спелая черника в большом количестве. Вова наконец понял разницу между голубикой и черникой. Черника нравится ему больше. Грибной суп, гречка с мясом, соленый хариус, черника с сахаром. Вечером слушаем крик какой то птицы - как будто котенок мяукает.

За день прошли 9,93 км.

07.08.16 Утром пасмурно, ветер. Но волна не большая. Выходим в 10:40. Почти сразу видим, как от противоположного берега отчаливают 3 лодки. Первые люди. Догоняем их. Это трое мужиков на двух северянках и одной хатанге. Они ходили вверх по Курге и Леньявру до среднего Леньявра (куда мы собирались в радиалку), стояли там в избе и теперь идут обратно. Угощают нас конфетами. Поглядев на мужиков, мы понимаем, что забыли выкинуть поппер. Останавливаемся и снаряжаем спиннинг.

Постепенно распогаживается. Перегребли Ефимозеро. Уже недалеко от входа в Кургу клюнуло. Вова кричит, чтоб я гребла, выравнивала лодку и дала ему сачек. Это слишком много заданий для меня сразуJ)).  Небольшая суматоха, когда я роюсь в поисках сачка, лодка кружится на одном месте и за нами скачет как дельфин кумжа в сверкающих на солнце брызгах воды.

Наконец кумжа в мешке. Рыбка не большая, но это первая наша кумжа! Не двоих хватитJ

При входе в Кургу на пороге стоит питерская группа из 8 человек. Это с ними нам, по видимому,  предлагали заброситься вертолетом на Рову. В результате, эти 8 человек и еще 2 группы по 2 и 4 человека забросились на средний Леньявр, сходили на Рову, и, теперь идут вниз (если я ничего не перепутала). Короче говоря, на Леньявре был аншлаг. Хорошо, что мы туда не пошли, а пожили на Островном в полном одиночестве.

Проходим порог и встаем на первом же мысу в расширении Курги. Солнце жарит, торопиться нам больше некуда - будем идти полудневками.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Здесь все не плохо с грибами и очень хорошо с черникой и голубикой. На берегу находим ржавый газовый баллон. В котором обнаружился газJ)) Просто поход находок какой то. Этого газа мне хватило, чтобы пожарить стопку оладушек и сковородку грибов. На стейки из кумжи  подключили наш баллон. Уха из головы и хвоста кумжи получилась обалденная, стейки такие нежные! А еще оладушки с черникой с сахаром! Двух сигов запекли на завтра.

08.08.16 С утра я сдуру бросила сырого окуня в остатки кумжевой ухи, долила воды и проварила ее еще раз. Вова сказал, что получился рыбный суп из столовой, и лучше бы было по ложке, но нормальной ухи.

Выходим в 10:10. Речка довольно шустрая, весело скатываемся вниз. Вот только ветер крепчает. Проходим пороги после Яичного озера. Солнечно, красиво и быстро. Несколько раз приседали на камни, но не сильно. Кое где меня прилично забрызгало. Выходим в Яловое. Где-то здесь уже можно вставать, но стоянок не видно. Встретили пару на байдарке – идут наверх. На Яловом волна. Перегребаем против ветра и в 14:00 встаем в сужении на левом берегу. Здесь старое кострище на пригорке, остатки полуразвалившегося стола. Кострищем давно не пользовались.

Солнце жарит, на небе ни облачка. Стираю белье. Мыло заканчивается…Моемся, ставим лагерь. Здесь очень удобный берег для рыбалки. Мыс выдается далеко вперед, удобные каменные лбы.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Чуть ли ни на первом забросе у меня клюет щука! Но вытащить я ее не смогла - сошла у самого берега. При этом я так орала, что распугала всю рыбу вокруг. Вова добежал до меня, когда рыбина благополучно ускользнула J

Однако эта щука показала нам, что рыба здесь есть и в такую жару она клюет. Через некоторое время продолжаю попытки чуть подальше по берегу. И вот она, красавица! Моя первая щука, которую я достала сама, без Вовиной помощи. Ну почтиJ Вова снял ее с крючка и надел на палочку.

Собираю грибы на суп. Когда у Вовы уже начал закипать канн, вспоминаю, что я хотела компот и бросаюсь собирать грабилкой голубику. Голубики здесь море - все синее. Грабилка - вещь. Пять минут и ягоды в компоте. Щуку жарю на костре. Грибной суп, щука с гречкой и салат из остатков редиски с зеленым луком.

После ужина решили еще порыбачить. В итоге у меня еще одна щука (теперь я сама надела ее на палочку), а у Вовы большой окунь. Этих двоих  мы запекли в фольге на завтрашний перекус . Окуня запекали первый раз, кстати, получилось очень даже.

Вечером, когда мы уже собирались спать, подошли 2 питерских мужика (которые забрасывались с другими группами на вертолете). У них  закончились сигареты. Вова дает им 2 пачки.

09.08.16 Выходим в 10:00. Солнце, но сильный ветер. Появилась волна. И она нам в бок. Еле еле перегребаем остатки Ялового и входим в Кургу. Второй каскад порогов запомнился гораздо меньше, чем тот, что после Яичного. В 12:40 обедаем на травянистом берегу. Очень сильный ветер. Хорошо, что мы прошли основные озера.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В 13:40 доходим до ручья Кирпичного. Мы собирались вставать здесь, но на стоянке мусор, и на дереве вырезана свежая надпись: «мытищи 2016». Грустно, приближается населенка. Идем немного дальше и встаем на небольшой уютной стояночке после порога. Приближается гроза. Быстро ставим лагерь. После дождя радуга и солнце. Здесь есть слабый сигнал МТС. Вова залез на березу и смог отзвониться свекру. Потом связь опять пропадает и появляется ближе к Ловозеру.

Ужинать еще рано и я иду на рыбалку. Упустила очередную щуку уже на берегу – зажала ее между ног, но рыба извернулась и выскочилаJ Больше ничего не клюет. Сходили на ручей Кирпичный. Там тоже не клюет, поймала чью то блеснуJ)

По дороге нас накрыл ливень стеной. Потом опять солнце.

Ужин будет без рыбы. Грибов тоже не особо- чуть чуть на суп.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вечером опять пришли два питерских мужика, которым Вова дал сигареты и принесли щуку и трех крупных хариусов! Нет, без рыбы мы не останемсяJ Спасибо большое! Вечер сразу поменял направление, вместо отхода ко сну, делаем костер и запекаем рыбу. Ушла последняя фольга. Вообще все заканчивается, даже зубная паста.

10.08.16 Выходим в 10:00. Переменная облачность. Сильный ветер..Временами очень сильный. К двум часам река стала широкой, а ветрило такой, что весла вырывает из рук. Чалимся на стрелке с р.Черной.

Афанасия курга 2016 (465)

Обедаем запеченными хариусами. Пробуем переждать ветер. Но он не утихает. Почти над нами очко циклона и из под большой грозной тучи на нас дует и дует…Делать нечего, гребем. Подходим к озеру Зимняя Курга. Я боюсь - волна очень большая. Но ветер в лицо. Решаем рискнуть. 15 минут страха (я ору, что боюсь и чтоб Вова выровнял лодку строго против волныJ) и мы перегребаем озеро. Я мокрая насквозь - заливало с головой почти каждой волной. Кажется на щуке мы в такую волну еще не ходили. На свири ходили и хуже, но она и ведет себя по другому. Дальше чуть чуть легче, но у меня так устали руки, что я требую остановок каждые 15 минут.

Афанасия курга 2016 (466)

Наконец, к 16:00 выходим к Ловозеру. Встаем на мысу. Михаил предлагал нам найти дачу его отца и встать на ней, но я уговариваю Вову встать здесь и побыть одним последнюю ночь в этом походе. Здесь, видимо, останавливаются группы перед переходом через Ловозеро. Открытый ветрам мыс с утоптанной травой. Дальше северный березняк. Но в глубине я нашла елки, так что дрова есть. И есть связь: МТС, Мегафон, даже 3джи. Я даже смогла посмотреть погоду, правда ее показывают в Ловозере и в горах она оказалась не актуальна.

Звоню Татьяне Бараковской, объясняю где мы находимся и заказываю хлеб, пиво и йогуртJ

И даже здесь я нашла пару крепеньких подосиновиковJ) Ни дня без грибов. На ужин карпюр с щукой, грибной суп и тушеные сушеные баклажаны с помидорами и чесноком.

Разбор вещей, просушка на ветру, сдуваем лодку.

За день прошли 17,1 км.

11.08.16 Королевский завтрак - остатки вчерашних баклажан, разогретых с большим количеством сыра. Вот с чем я лохонулась - так это с сыром и колбасой - взяла лишнего. Все остальное почти ноль в ноль. Соль еще осталась лишняя.

Афанасия курга 2016 (470)

Михаил пунктуален - подходит ровно в 9:30, как заказывали. Грузимся. Волна на Ловозере сегодня поменьше, чем вчера, пасмурно. За 40 минут доходим до Мотки. Берем с собой минимум вещей - Вова мой рюкзак, а я маленький синий. Остальное Михаил увозит в поселок.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В Мотке большие перемены: рабочие облагораживают заповедник. Уже стоят ворота, беседки со столами и скамьями, доделывают туалеты. Причал-понтон с прикрученным к нему мотором. Михаил посоветовал нам идти не по тропе вдоль ручья, как я собиралась, а по дороге и, затем, по экологической тропе с деревянным настилом. По расстоянию длиннее, но по качеству дороги быстрее. Ну и в конце нужно перейти через мостик, потом разуться и небольшой брод не выше колена. Мостик я видела на фотографиях, вроде нормальный. Только вот Михаил забыл сообщить, что ледоходом у мостика снесло перила.

Этот мостик стал для меня самым сложным и еле преодолимым препятствием на маршрутеJ))

Дорога сначала очень хорошая, идем бодро. Иногда она вот такая

Иногда такая

Сворачиваем на экотропу по указателю «мост». Тропа бывает такая

..и такая

и такая
Афанасия курга 2016 (480)

… Вот и мост.

Вова сходу переходит на другую сторону под рюкзаком. По дороге выясняет, что доска, которая в начале такая широкая и устойчивая, в середине перехода становится узкой, наклонной и качается!

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вова переносит мой рюкзак…Я понимаю, что на ногах не перейду. Сажусь боком и ползу вперед. Нет, чтоб сразу разуться и не заморачиваться на счет своих супер ботинок! Доползла до середины и понимаю, что дальше никак - упаду и промочу ботинки и штаны.. Ни туда ни сюдаJ)) Пришлось Вове зайти в воду и держать меня за спину, пока я ползла оставшуюся часть. (На обратном пути я сразу сняла штаны в неопреновых носках без проблем прошла, держась за мостик по воде, мне было почти по пояс).

Афанасия курга 2016 (491)

Дальше идет участок, где можно перескакивать с камня на камень в ботинках. Но потом, все рано надо разуться и перейти по колено в воде.  У нас были с собой неопреновые носки.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Погода портится. С первыми каплями дождя вешаем тент на оборудованной стоянке на Сейдозере. Думали переждать, но дождь зарядил надолго. Ставим палатку. Дров много. Готовим ужин. Макароны с мясом, с сыром, хариус.

Дождь не перестает. Обложило по полной. Гуляем под дождем вдоль Сейдозера. Турья здесь!!! Палатки по берегу через каждые 100 метров! Наш лагерь крайний к Мотке и несколько на отшибе. Нам так везло с погодой весь поход и тут такой облом.

12.08.16 С утра пасмурно, но дождя нет. Решили попробовать влезть в лоб на Нинчурт «докуда дойдем». В 10:30 старт. Идем сначала по тропе к перешейку. Потом через лес. Карабкаемся в верх, иногда почти вертикально. Подтягиваемся на березках.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вот и граница леса. В перерывах между облаками проглядывают шикарные виды. А голубики здесь!!! Даже повиснув почти вертикально на стенке, держась за березу, я продолжаю всыпать ягоды в себя и в Вову,  когда его догоняю.

Лейтмотив дня: «Какие, нафиг Путораны на следующий год». Но, вообще то, без рюкзака я от Вовы почти не отставала ни вверх, ни вниз. А вот если с рюкзаком…

Афанасия курга 2016 (528)

В 12:00 решили, что на вершину идти не успеем и решили вернуться через долину Чивруая. Спускаемся возле притока с красивыми водопадами. Но одном из водопадиков пообедали и набрали воды в бутылку.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Афанасия курга 2016 (551)

В 14:30 возвращаемся в лагерь. Греем ужин, собираемся. В 16:30 выдвигаемся в Мотку. Мост на этот раз прошли без проблем (я по водеJ). Проглядывает солнышко, но опять сильный ветер. В 17:30 мы на берегу. Никого нет, рабочие уехали на выходные. Стоит одинокий егерьский мотоцикл и причал тоже уехал.

Афанасия курга 2016 (573)

Купаемся, я мою голову, Вова бреется.

В 19:00 приходит Михаил. Грузимся. Очень большая волна. Михаил врубил музыку и скачет по волнам, так, что я боюсь за вещи и сидящего сзади Вову.

Обгоняем чапающий в Ловозеро причалJ)

Афанасия курга 2016 (581)

Через час мы в поселке. Надвигается гроза. Быстро перепаковываемся под поезд, грузимся в машину к Татьяне и отъезжаем в Оленегорск.

На вокзале уже сидят несколько групп. Немного ожидания и поезд. Впереди Москва, работа и мечты о следующем отпуске…Все таки мечтаем о Путаранах.

Резюме:

У нас слишком много вещей! С этим что то надо делать!:)