Очередная прогулка по Кольскому полуострову: на машине до Хибин, пешие прогулки по Хибинам, автомобильная переброска в район Дальних Зеленцов и Парчнихи, пешеходные прогулки в окрестности Д.Зеленцов, снова на автомобиле до Териберки и морская прогулка до острова Кильдин.

Часть первая. Хибины.

Стоянка на М.Вудьявре Стоянка на М.Вудьявре
Стоянка после пер. С.Рисчорр Стоянка после пер. С.Рисчорр
Вид на пер. С.Рисчорр Вид на пер. С.Рисчорр
Жизнь хороша! Жизнь хороша!
Камушки Камушки
Долина С. Каскаснюньока Долина С. Каскаснюньока
К перевалу Умбозерский К перевалу Умбозерский
На дороге  около оз. Сердцевидное На дороге около оз. Сердцевидное
Ручеек Ручеек
Еще вид М. Вудьявра Еще вид М. Вудьявра

И снова Кольский, или путешествие в облаках

Участники: А.Нестеров, М.Данилова и Субару-Форестер (Форик)

8  –  28июля  2012 года

Введение.

В этот раз мы собрались ехать вдвоем. План был такой: погуляем недельку в Хибинах, потом съездим и погуляем несколько дней в районе Дальних Зеленцов (побережье Баренцева моря), куда мы не доехали немного в прошлом году. И, если получится, то отправимся в морскую прогулку на остров Кильдин. А дальше будет видно: что захотим, то и сделаем. Терский берег и Ловозеры в этот раз решили заранее исключить, чтобы не метаться по Кольскому на машине, а побольше погулять пешком.

Часть первая. Хибины.

1-й день – 3-й день. 8.07.2012 – 10.07.2012  (Воскресенье- вторник).

З дня едем  из Москвы до Хибин. Путь: Москва, Ярославль – Вологда – Липин Бор- Вытегра- Пудож – Медвежьегорск, далее по мурманской трассе. Две  промежуточные ночевки: первая – в гостинице в Вытегре , вторая – в палатке на мурманской трассе в районе р. Поньгома.  Можно, конечно, упереться и доехать за два дня, но мы любим ездить неспешно.  Вечером третьего дня мы встали на стоянку в Хибинах около столь любимого нами озера Малый Вудьявр.

За три дня проехали 1776 км

4-й день. 11.07.2012. Среда

Встали в 8-30.  Решили сегодня  переезжать к базе на Куэльпорр и готовиться к выходу в горы на несколько дней. Надо было  собрать продукты и вещи для укладки рюкзаков для пешего похода.

В 12 часов выехали с М.Вудьявра. Перед поворотом на дорогу к Куэльпорру, встретили туристов из Кирова, которые в задумчивости смотрели на речку, которая течет в начале дороге. Определить что это не река, а дорога действительно довольно затруднительно. Мы подтвердили, что это действительно начало дороги, и дальше это будет больше похоже на дорогу, чем на реку. Они были на съемной машине, которую арендовали в Кировске, поэтому немного колебались – стоит ли им по такой «дороге» ехать. Но все-таки двинулись следом за нами. В этом году воды было гораздо больше, чем в прошлые наши поездки по этому месту, видимо, из-за большого количества дождей.
Дорога на Куэльпорр

С небольшими приключениями (пару раз царапнулись брюхом на уложенных для протока  воды трубах),  останавливаясь для кино-фото- съемок,  к 14 часам мы доехали на Куэльпорр. Заехали в гостиницу, спросили можно ли у них будет оставить на несколько дней свою машину.  Получив положительный ответ и позвонив по мобильнику домой (связь есть только в самой гостинице), мы отъехали в сторону «Красивого водопада», нашли небольшую полянку  почти напротив водопада, оставили там машину и  в 14-30 вышли в тренировочный выход в сторону Рисчорров с одним рюкзаком на двоих. Начался мелкий дождь. Прошли не слишком далеко – фактически до начала подъема на сев. Рисчорр, полюбовались видами, поносили по очереди рюкзак и решили, что горной части с рюкзаком мы вполне готовы.

В 17-15 возвратились к машине, пообедали и начали сборы для выхода на 4-5 дней. Вечером  пошел дождь. Но это нас не остановило. Какая бы не была погода – завтра выходим на маршрут, который этим вечером и придумали:

через Сев. Рисчорр, потом немного вниз по ручью, потом поднимемся на плато – к оз. Академическое и, если позволит погода, вылезем на самый верх – на плато над Академическим -  к Кукисвумчорр. Обратная дорога к машине: маршрут сложился после беседы с ребятами в гостинице Куэльпорр. После того, что мы услышали, что разговоры про возможность разработки рудника в районе  Партомчорр и дороги через пер. Умбозерский оказались горькой правдой (нам сказали, что, похоже, это решение уже властями принято), стало ясно, что обратно надо идти через Умбозерский.  А то, пожалуй, приедем еще через год-два и узнаем, что там идут взрывы для прокладки дороги. Надо через Умбозерский сходить, пока еще  его не испортили. Да и захочется ли ехать в обрезанные рудником Партомчорр  Хибины – неизвестно. Если этот проект все-таки осуществят – то весь север Хибин окажется недоступным для туризма. А Хибины и так-то небольшие. За всеми последними политическими потрясениями в стране, вопрос с Хибинами интересует очень небольшой круг любителей севера. Боюсь, что денежные интересы добывающих компаний окажутся сильнее экологических проблем. Кого волнует, что Хибины – это уникальная горная система, в которую так интересно приехать и начинающим пешеходникам и путешественникам с детьми. Да и природа этого края настолько удивительна и неповторима, что  так хотелось бы, чтобы наши внуки и правнуки могли ее увидеть своими глазами. Юг Хибин  уже весь раскопан, с этим уже ничего не поделаешь. А скоро, видимо, не будет и севера Хибин.

Короче, обратно идем через пер. Умбозерский, а потом съездим к оз. Гольцовое,  которое тоже стоит под угрозой уничтожения в случае разработок в Партомчорр.

А дождь  шел всю ночь.

5-й день. 12.07.2012. Четверг.

Встаем в 8 утра. Моросит дождь. Собираем рюкзаки, едем к гостинице Куэльпорр, оставляем там машину и в 11 часов выходим в пеший выход.

В 12-45 устраиваем завтрак, не доходя до первых курумников перед пер. С.Рисчорр. Над перевалом висят низкие облака. Потихоньку идем наверх, прямо в облака.  Подходим к щели в полном тумане (облаке). Стены перевала едва проглядываются через густой туман. Ущелье очень красивое, а в тумане выглядит совсем загадочно –  не видно, где наверху заканчиваются скалы.  Много фотографируем, снимаем на видео, но что из этого получится в том «молоке»,  через которое мы идем – неизвестно.
Начало щели С.Рисчорра

В 17 часов мы на перевале, и по крутому снежнику начинаем спускаться вниз. Решили, что как только найдем плоскую площадку, где можно поставить палатку – ставим лагерь.

В 18-30 выходим к началу ручья, вытекающего из ущелья. Есть ровная площадка, есть вода и есть большой камень, за которым можно спрятаться от ветра и даже натянуть тент.

Ставим лагерь, ужинаем и в 21-00 падаем и засыпаем. Все-таки возраст сказывается: устаешь гораздо раньше, чем 30 лет назад.

Прошли около 10 км с подъемом на 490м и спуском на 85 м.

6-й день. 13.07.2012. Пятница.

Встали в 8 утра. Немного поднялась облачность,  и стало видно пер. С.Рисчорр,  через который мы вчера проходили в полном «молоке» и скалы вокруг перевала. Красивый перевал!

Сегодня цель – дойти до оз. Академическое, или хотя бы подойти поближе к озеру. Если бы погода была получше и постоянно не затягивало верха, мы скорее всего пошли бы верхами. Но, учитывая вчерашний опыт (зачем идти верхами, если все равно ничего не видно), было решено спускаться вниз по ручью, который течет от перевала, пройти немного низом,  пересечь слияние ручьев с Ю. и С. Рисчорров, а потом снова подняться наверх по следующему ручью. Там, через небольшой хребтик перевалить к последнему ручью  перед ручьем от Академического, а потом уже подниматься к Академическому озеру. Учитывая скорость нашего передвижения по горам, до Академического мы, скорее всего, сегодня не доберемся.

Выходим в 10 утра. Погода переменчивая: то все затягивает, то немного проясняется и становиться хоть что-то видно. Используем эти моменты для съемок. Мы совсем не жалеем, что погода погнала нас вниз по ручью. Места здесь очень красивые. Ручей течет  в узком ущелье с высокими стенами. Временами приходится идти по не растаявшим снежникам, временами вода вырывается из-под снега, и приходится идти по камням. Виды вперед – просто великолепные.
Вниз по ручью от С Рисчорра

В 12 часов – мы на слиянии ручьев от Юж. И Сев. Рисчорров. Потрясающий ковер из мхов, уходящие наверх ущелья двух ручьев  - мы еще раз порадовались, что погода погнала нас вниз по ущелью. Надеемся, что верха мы еще посмотрим.

Идем  дальше вниз по ручью. Несколько раз переходим с одной стороны ручья на другую. Успеваем при этом намочить ноги.

В 13-30 останавливаемся на обед, дойдя до следующего правого притока, по которому дальше пойдем вверх. В 14-20 выходим и идем вверх по правому притоку до небольшой седловины слева, через которую будем переваливать к следующему правому ручью, который, судя по карте, уже можно назвать началом  Юж. Каскаснюньока.  И почему всегда кажется, что по другой стороне ручья тропа лучше, чем по той,  по которой идешь?

В 16 часов, поднявшись вдоль небольшого снежника, мы оказываемся на седловине. Снова великолепие ковра из мхов, с мелкими цветочками и карликовой березкой. И непонятно откуда взявшиеся огромные камни – останцы.  Очень хочется прямо здесь, наверху, встать лагерем. Но, во-первых, вроде еще рановато для остановки,  во-вторых, нет воды, в-третьих, непонятно, когда может опять все затянуть  низкой облачностью. Верха большую часть времени полностью затянуты и только на какие-то короткие мгновения становится видно самое верхнее плато, на которое так хочется завтра попасть.

Потихоньку переваливаем к следующему ручью,  и в 17-40 встаем лагерем, немного не дойдя до ручья, около маленького родника.  Над нами очень красивый цирк. Здесь тент ставить уже негде. Но пока что дождя нет. Хотя состояние облачности над Хибинами делает надежду вылезти на самый верх  совсем уже призрачной.
Стоянка на плато

Ночью идет дождь, правда не слишком сильный.

Прошли опять около 10 км со спуском примерно на 290м и последующим подъемом на 250 м, почти все время без тропы – по камням вдоль ручьев.

7-й день. 14.07.2012 г. Суббота.

Встаем в 8 утра. Палатка мокрая от дождя. Хоть и не слишком сильно, но дождь, видимо, моросил всю ночь. Кругом тучи. С Ловозер вроде идет просветление, но в сторону оз. Академическое страшно смотреть – все затянуто.

В 10 часов выходим, переходим ручей и начинаем подниматься в сторону озера Академического. Довольно быстро попадаем в облачность. Видимость пока что есть, но не слишком большая.  Уже почти ничего не видя вокруг,  доходим до ручья, который течет из Академического. Идем вдоль ручья, чтобы не заблудиться.
Дорога в облаках к оз. Академическое

В 12 часов доходим  до оз. Академическое. Не видно ничего. Идем вдоль озера, боясь даже отойти друг от друга, чтобы не потеряться. Начинается дождь (или мы уже оказались в центре тучи).  Решаем, что ждать, что вдруг хоть что-нибудь станет видно,  и мы посмотрим на цирк, в котором находится Академическое, дело безнадежное. Кто его знает, когда это безобразие уйдет и хоть на короткое время будет хоть какой-нибудь просвет? Вставать лагерем слишком рано. Решаем искупаться в озере. Если не посмотрели на него, надо хотя бы искупаться, чтобы хоть как-то оправдать – зачем мы сюда пришли.
Хотите верьте хотите - нет но это оз. Академическое

Купаемся под сильным дождем и ветром рядом с берегом – вода не очень холодная, можно бы и поплавать, но страшно, что потом не найдешь места, где вошел в воду.

В 12-45 идем обратно в сторону ручья, около которого ночевали. Стараемся не слишком терять высоту, но в сплошном облаке совершенно теряем ориентацию. Ясно, что идем в нужную сторону, но выше или ниже, чем нам надо – непонятно. Наконец подходим к ручью. Приходится вытаскивать навигатор ( в нем поставлены карты гугль- земля), который помогает нам определиться, в какую сторону по ручью надо идти. Все-таки не зря я его потащила с собой! Ничего страшного и без навигатора не произошло бы, но в сплошной облачности мы могли бы дать большой крюк. Оказалось, что мы и так свалились ниже, чем хотели.  Поднимаемся по ручью,  и в 14-20 доходим до места нашей стоянки этой ночью. И тут (о чудо!) облачность немного поднимается, и мы наконец-то видим, где мы идем.

Уже  не в слепую  переваливаем снова седловину и спускаемся к ручью, по которому вчера шли наверх,  выше по течению ручья. В 15-20 останавливаемся на обед на ручье. Дождя нет, но ветер поднялся довольно сильный – видимо он и разогнал немного облака, в которых мы сегодня с утра гуляли. ( Но Академическое пока все еще затянуто). При сильном ветре с большим трудом кипятим воду, пьем чай и решаем, что обратно на Сев. Каскаснюнойк пойдем не по ручью, а поднявшись не хребтик, прямо по нему. Мы видели тропинку, которая с этого хребта спускалась. Надоело скакать по камням вдоль ручьев!  В 16 часов вылезаем на хребет по левой стороне ручья и по нему  начинаем спуск. И тут появляется солнце, все верха оказываются чистыми! Решаем не поддаваться на эту провокацию природы и не возвращаться, а идти в сторону пер. Умбозерский. Кстати, правильно сделали. Хотя погода и значительно улучшилась, верха довольно скоро снова затянуло. Стало ясно, что не судьба нам в этом году вылезти к Кукисвумчорру.

После еще 2-х бродов переходим в долину Сев. Каскаснюньока и пройдя немного наверх, в 18-30 встаем лагерем на берегу, по которому идет довольно условная, но все-таки дорога к пер. Умбозерскому. Хочется надеяться, что эта дорога так и останется условной, и по ней не будут ходить грузовики с рудника.

Всю ночь светило солнце!!!!!
Ночная солнечная дорожка

Прошли примерно 17 км с подъемом на 120 м и спуском на 410 м.

8-й день. 15.07.2012. Воскресенье.

Встали в 8-30. Светит солнце. Заманиваем вернуться на плато. Не поддаемся на провокацию и правильно делаем. Пока завтракали, небо опять затянуло.  Выходим в 10-30. Идем по дороге к Умбозерскому перевалу. Места просто изумительно красивые. Дорога плавно поднимется наверх, временами уходя в воду. Рядом идет тропа. Становиться ясно, что, если здесь будут прокладывать дорогу для грузовиков, то будут взрывать скалы. Об этом страшно подумать. Красивые горные озера с прозрачной водой, нависающие скалы по сторонам. Места очень красивые, и т.к. ущелье довольно широкое, то нет ощущения, что идешь прямо под скалами (как на С. Рисчорре).  Солнце довольно часто прорывается сквозь облака, облачность довольно высокая. Все перевалы вокруг – как на ладони.
К перевалу Умбозерский

В 14 часов мы на перевале. Навстречу появляются литовские джиперы. С удовольствием смотрим, как они преодолевают препятствия на дороге. Я так поняла, что на таких дорогах они больше идут пешком, разведывая дорогу, чем едут (все, кроме водителя). Это уже вторая группа из Литвы, которую мы встречаем в Хибинах.
Джип на Умбозерском

В 14-10 встаем на обед у озера сразу за перевалом с видом на водопад, который падает из очень красивого цирка.
Водопад после пер. Умбозерский

Идем по дороге вдоль р.Партамьйок. Начинается лес. Опять несколько бродов, и в 17-30 мы на дороге, которая идет на оз. Гольцовое. Но туда мы собирались съездить завтра. А сейчас надо идти к машине. В 19-40 подходим к гостинице на базе Куэльпорр. Оказалось, что у них есть свободный номер, который мы с огромным удовольствием занимаем. Моемся, отдыхаем, ужинаем в гостинице. Кормят они очень вкусно! В общем – полный кайф  после четырехдневного перехода по горам. Народу в гостинице не очень много, но за речкой стоит несколько групп, которые прибегают сюда  что-нибудь вкусненькое купить.

Прошли примерно 17 км с подъемом на 180 м и спуском на 250 м, все – по тропе и дороге, но все равно почему-то очень устали.

Так что отдых в гостинице был очень кстати. Решили, что завтра отсыпаемся (в кроватях!), а потом едем смотреть озеро Гольцовое.

Кстати, это кажется первый день без дождя.

9-й день. 16.07.2012. Понедельник.

Утром завтракаем в гостинице, придумываем, как распланировать дальнейшее путешествие, накупаем в гостинице хибинских сувениров, и 12-15 на машине едем в сторону оз. Гольцовое. В 12-45 мы на перекрестке с Умбозерской дорогой. За полчаса проехали ту дорогу, по которой вчера пешком шлепали целых 2 часа. Ехали медленно. Дорога очень каменистая. На низкой машине мы бы здесь не проехали.

В 13-15 доезжаем до оз. Щучье. Места очень красивые. Оставляем машину и идем пешком. На машине надо ехать по очень глубокому броду к Гольцовому. На Щучьем стоит группа туристов с детьми, дети скачут по воде. Погода хорошая. Идем пешком через лес по тропе к Гольцовому озеру. Красота неописуемая. Фотографируем озеро и массив Партомчорра. Неужели эти места испоганят рудником. Будет самое обидное, если здесь все испортят, а потом у них деньги закончатся. И не будет ни рудника, ни гор. Думать об этом не хочется.
Озеро Гольцовое

Я купаюсь в оз. Гольцовое. В 14-35 возвращаемся к машине и едем обратно. В 15-15 мы снова у гостиницы Куэльпорр. Заходим к ним, пьем чай с пирогами и в 15-45 выезжаем в сторону М. Вудьявра. Ехали мы очень долго, с остановками на кино и фото съемку, и разглядыванием и собиранием всяческих интересных камушков.

В 18 часов ставим лагерь на М.Вудьявре. Завтра пойдем к молибденовому руднику.

Тучи ходят кругом, но дождя нет второй день. Но верха все равно затянуты облаками.

Ночью рядом с нами кто-то стреляет и что-то взрывается. Утром обнаружили, что рядом с нами стоит лагерь ОМОНа.

На машине  по горной части наездили около 50 км.

10-й день. 17.07.2012. Вторник.

Встали в 8-30.   В 11 часов переходим вброд через речку, вытекающую из озера и по дороге, идущей вверх, направляемся в сторону штолен. Полно ручейков, которые текут как поперек дороги, так и вдоль нее. Так что часто приходится идти прямо по воде.

К 12 часам подходим к месту, где дорога заканчивается и влево уходит тропа, ведущая к штольням. Мне становиться совершенно непонятно, почему во многих описаниях у народа возникают сомнения, как идти к штольням. В принципе, с этого места, хоть и очень плохо, но видно, где находятся штольни. Тропа идет довольно набитая, хотя иногда и теряется в камнях.

В 12-40 мы подходим к знаменитой паровой машине. Фотографируем машину и виды М.Вудьявра сверху.  Внизу виден лагерь ОМОНа и полигон, на котором  у нас на  глазах что-то взрывается.
Паровая машина

В 13-40 мы подходим  ближе к штольням и обнаруживаем, что путь нам преграждает не растаявший снежник. Ширина его не очень большая, около 5 метров, но он очень крутой и снег очень плотный, почти лед.   А лететь с него можно очень далеко. У нас с собой нет даже  веревки, чтобы наладить страховку. Решаем, что мы – не самоубийцы, и через этот снежник без страховки не пойдем – риск свалиться с него слишком велик. Видно, что камни, по которым можно перейти этот снежник, еще не протаяли. Фотографируем вход  в штольни и собираемся идти вниз.
Входы в штольни молибденового рудника

Со стороны Рамзая на нас надвигается огромная черная туча. Успеваем  пройти вниз самый крутой участок, и тут нас накрывает сильный заряд дождя.  К началу дороги мы подходим в 14-25 и идем вниз под проливным дождем. Решаем спускаться к лагерю, поставить тент, чуть обсохнуть и пообедать. В 15-20 – мы в лагере.

Пока мы обедали, дождь прекратился и, немного посовещавшись, решаем сходить в цирк под перевал Географов.  Сколько раз мы стояли на М.Вудьявре и любовались этим цирком – пора бы посмотреть его поближе.

В 19-30 снова идем через брод и поднимаемся по тропе в сторону перевала. В 20-15 – мы на дне цирка. Под стенами цирка – два очень красивых горных озерка.
Озерко в цирке около пер. Географов

Гуляем около озерков, потом подходим к склону над М.Вудьявром и наблюдаем за тренировкой ОМОНа. Оказывается у них там внизу не только  лагерь, но и чуть в стороне что-то вроде полигона. Оттуда-то ночью и раздавалась стрельба, которая так мешала спать.

К 22 часам спускаемся в наш лагерь, ужинаем и ложимся спать. Может, сегодня ночью стрелять не будут?

Нагуляли сегодня  примерно за обе прогулки километров семь, два раза  довольно круто вверх-вниз и 4 раза через брод
Еще вид М. Вудьявра

Полная подборка фотографий по этой части поездке здесь: https://picasaweb.google.com/113535544203876492684/201211

А фильм  здесь: http://youtu.be/yEdllGBSDqE

И то, что с грустью надо добавить: в августе этого года  все-таки начались работы, связанные с рудником Партомчорр - леса от Куэльпорра до Гольцового уже вырублены.

Если честно, то не знаю: поедем ли мы еще раз в Хибины. А если еще и дорогу через перевал Умбозерский для вывоза  породы проложат - то в Хибинах  останется совсем небольшой кусочек восточной части, по которому еще можно будет погулять.
Часть вторая. Побережье Баренцева моря. Дальние Зеленцы и Парчниха

11-й день. 18.07.2012. Среда

Сегодня мы уезжаем из Хибин и перебираемся на побережье Баренцева моря. По дороге в  Мурманске надо встретиться с Оксаной (Норд Экстрим Тур) и выяснить: получается ли экскурсия на Кильдин.

Встали в 8-30 от звука взрыва (ОМОН, видимо, проснулся раньше).

Выехали из Кировска в 11-55.

С 15-15  до 17-15 в Коле в любимом трактире «Гвозди» обедаем и встречаемся с Оксаной. Договариваемся, что 22-го будем в Териберке, и на 23-е назначена  морская прогулка на Кильдин. Замечательно, прямо на день рождения Андрея. Так что сначала едем в Дальние Зеленцы, а оттуда в Териберку.

Едем на заправку, заливаем бак и 2 канистры. Дальше по дороге заправок не будет.

Сворачиваем  с мурманской трассы на п.Туманный. Впереди – сплошная очень низкая облачность. Сопки почти не видны. Опять едем в облака. Дождь, сильный ветер. Снимать невозможно – ничего не видно.
Так,  через облака  доезжаем до поворота на Д. Зеленцы, и, проехав примерно 3 км, в 20-30 встаем лагерем в рощице недалеко от антенного поля. Туман немного рассеялся, но погода очень пасмурная. Зато вокруг лагеря полно грибов.

Дневной пробег – примерно 358 км

12-й день. 19.07.2012 г. Четверг

Встали поздно, набрали грибов (подосиновиков) вокруг лагеря и в 12 часов выехали в сторону Дальних Зеленцов. Все сопки в тумане (низкой облачности), хотя видимость немного лучше, чем вчера вечером.
Дорога на Д.Зеленцы

Дорога, в тех местах, где протекают речки и ручьи, размыта гораздо больше, чем в прошлом году. Пожалуй, в этом году на «Калине» мы бы не проехали.

В 13-40 мы - на берегу Ярнышной губы Баренцева моря, в том месте, где в прошлом году мы повернули обратно. Тогда мы там еще и купались. Но сейчас даже мысли о купании нет. Холодно и мокро, сильный ветер.

Едем дальше к Дальним Зеленцам. После поворота от губы отрываются потрясающие виды к Зеленцам. Фотографируем, снимаем видео, хотя погода очень сырая.
Вид на Баренцево море в окрестности Д. Зеленцов

В 14-15 мы в Дальних Зеленцах. Зрелище самого поселка – удручающее. Дома полуразваленные, хотя в некоторых домах летом, видимо, кто-то приезжаем. Здание Биологического института   разваливается, в нем уже никто не работает.  Экспедиция  Биологического института живет в доме, который тоже уже весь обшарпанный. Что там внутри – не знаю. Единственные новые дома на краю поселка – база дайверов, несколько новых домиков. Пытаемся выяснить нельзя ли у них сегодня переночевать (уж больно погода ветреная и дождливая), но там оказалась все занято.
База дайверов в Д. Зеленцах

Решаем двигаться в сторону Порчнихи, все равно мы туда собирались ехать – вдруг найдем какое-нибудь укрытие от дождя и ветра.

Но сначала, отъехав от Д.Зеленцов, на берегу залива, в какой-то яме из камней удается с грехом пополам натянуть тент и приготовить обед  при сильном ветре и дожде. В конце обеда на меня чуть не падает большой камень, к которому привязан тент, от порыва ветра. Веревки на тенте перетерло. Но, все обошлось и нам даже удалось почти без потерь пообедать.

В 17 часов  выезжаем по дороге к Порчнихе – это почти на самом мысу – дальше уже Баренцево море и остров Б.Олений.  До Парчнихи от развилки примерно 9,5 км.  Дорога туда оказалась на удивление хорошая, намного лучше, чем дорога от Туманного к Зеленцам.

В 17-30 мы в Парчнихе. По дороге углядели какие-то строения типа больших ангаров(гаражей), в которых можно будет спрятаться от дождя и ветра. Погода препоганая.  Тент натянуть негде, а без него будет совсем мокро. Лучше уж в ангаре встать.
Вид на губу Парчниха

В бухте (губа Парчниха) отстаивается, пережидая шторм, рыбацкий кораблик. Подъехали к мысу: там несколько почти развалившихся домиков, в которых живут ребята из Питера.  Приехали рыбачить. Поговорили с ними. Они говорят, что ночью ожидается сильный шторм.

Наконец-то увидели те самые склады бочек с мазутом на другой стороне губы Парчниха, о которых в прошлом году говорил Володя. Оказывается, здесь раньше была промежуточная база для дизельных подводных лодок. Лодки ушли, а бочки остались. Снимать я их сегодня не стала – все равно в такую погоду ничего не получится.
Поле бочек

Отъезжаем обратно к ангарам в конце губы.  Заезжаем на очень красивое высокое место на краю губы, с каким-то непонятным брошенным сооружением. Думали, что может быть здесь от ветра укрыться можно будет. Но поскольку окон в этом сооружении давно нет, то его продувает со всех сторон. Спускаемся вниз,   и  в 19 часов  ставим лагерь прямо в ангаре. Противно, конечно, зато сухо и без ветра.

В небольшом сооружении типа маленького сарайчика рядом с нами обосновалась компания из Мурманска.

Жарим грибы, собранные утром, пьем «для сугрева». Дождь вроде закончился, но с моря сильным ветром несет мелкую водяную пыль. Поскольку ангар стоит к морю закрытой частью, то в ангаре сухо и не дует. Красота!

Пробег: – примерно  47 км, из них примерно 10 км до Порчнихи, и мотания туда-сюда около Парчнихи.

13-й день. 20.07.2012г Пятница.

День прогулок по побережью.

В 11 часов выехали из спасительного ангара к мысу. Оставили машину около домиков, где живут питерцы и пошли гулять на мыс. Гуляем под мелкой моросью из облаков. Сильного дождя нет, ветер потихоньку стихает, хотя дует еще вполне ощутимо.  Рыбацкий кораблик на наших глазах выходит из губы. Видимо, штормовое предупреждение  снято. Хотя, когда они выходят из губы, кидает корабль на волнах еще очень сильно. Подходим к самому мысу, под названием мыс Скала. Действительно на самом мысу очень красивые красные скалы. Залезаем на скалу. Долго снимаем набегающие волны. Время от времени из густой облачности показываются очертания острова Б.Олений. На берегу много больших расщелин, в которых  растет папоротник и много разнообразных северных цветочков.
На мысу Скала
Штормит

В 13 часов возвращаемся к машине и выходим  через небольшой хребтик к другой части берега Баренцева моря.  Лазаем по скалам, подходим к краю скал к берегу, залезаем к триангулятору и остаткам береговых постов пограничников.
На краю земли

В 16 часов едем в знакомый ангар, чтобы под крышей спокойно пообедать. Дождя нет, но ветер еще очень ощутимый и готовить обед на таком ветру – это слишком веселое развлечение.  Когда мы уже собирались уезжать, подъехала машина рыбнадзора. Убедившись, что мы – не рыбаки, а просто туристы, они двинулись дальше – искать рыбаков. Мы по их разговорах поняли, что ночевать они собираются в этих ангарах. Так что мы – не единственные, кто ищет укрытие в этих ангарах.

В 17-20 уезжаем в сторону Д.Зеленцов – надо все-таки поискать другую стоянку для ночлега. Заезжаем по дороге на несколько озер. Если бы не сильный ветер, то есть вполне подходящие стоянки. Но мы уже настолько устали от ветра, что хочется найти место, где не так сильно дует.

В результате пришлось отъехать в конец Ярнышной губы и у первой (со стороны Зеленцов) речки, которая впадает в губу, есть небольшая полянка полностью закрытая кустарником.  В 18-30 ставим лагерь на закрытой от ветра полянке. Две палатки там уже, наверно, воткнуть  было бы сложно.

Наездили  примерно 14,5 км. Сколько нагуляли пешком – не знаю, не считали. Боюсь, что и посчитать нельзя – мы довольно долго ходили туда-сюда по побережью.

14-й день. 21.07 2012. Суббота.

В 10-45  двинулись к Д.Зеленцам. Проехали насколько возможно за Зеленцы, оставили машину около радиолокационной военной базы и пошли гулять по побережью. Дошли до очередного бывшего дозорного пункта. Перед нами открытое Баренцево море.  Рассказывать тут нечего – очень красиво, см.фотографии.
Бывший погран дозор

Возвращаемся к машине, отъезжаем в бухту, в которой обедали вчера. Поскольку  дождь уже не идет, останавливаемся в той же яме, но тент решаем не ставить, т.к. ветер довольно сильный. С 15-20 до 16 часов обед, а потом идем гулять вдоль берега. Попадаем в совершенно удивительное место с большими скалами, огромными полями круглых больших валунов.
Скалы на побережье в окрестности Д. Зеленцов

Впереди виден целый ряд таких же скалистых берегов, разделенных небольшими бухтами. Но, поскольку я разболтала себе связки на ногах, а все время приходится прыгать по камням, решаем дальше не ходить. Но место удивительное по красоте!
Стоять здесь довольно жутко

Вообще-то, если бы у нас не была запланирована поездка на Кильдин, можно было бы остаться еще на пару дней. Вдоль дороги между Зеленцами и Парчнихой в разных местах можно оставлять машину и пешком вылезать на побережье. Оно очень разнообразное и гулять там можно очень долго.  Только желательно бы погоду чуть получше. Но в этом году (все местные так говорят) лета практически не было.

Но нас поджимает время, и  в 18 часов мы уезжаем из этих удивительных мест. По дороге еще раз встречаемся со знакомыми по ангарам мурманцами, которые радостно нам сообщают, что ночевали мы рядом с местом, где живет медведица. Они вчера с  этой медведицей на дороге  вдоль Яршыной губы встретился.  Правда медведица на них внимания не обратила и спокойно бежала по дороге перед их  мото, а потом ушла на сопку.  Мы дальше всю дорогу ее высматривали, но так и не увидели. Да, еще рассказывают, что в том месте на губе Парчниха, где сложены бочки, тоже живут два семейства медведей.

Дорогу дождями, которые шли все эти дни, довольно здорово размыло в нескольких местах. В одном таком месте довольно здорово приложились, переезжая трубу, не заметив, что за трубой размыло довольно глубокую яму.  Как тогда показалось – без последствий для машины.

В 20-25 встаем лагерем недалеко от озера (правда, с очень плохим подходом к воде – все заболочено), но в лесочке, закрывающем нас от ветра, не доехав примерно 4 км до стоянки около антенного поля.

Проехали  примерно 32 км. Сколько находили – не знаю, но ноги болят.

Полная подборка фотографий по этой части здесь: https://picasaweb.google.com/113535544203876492684/201212

Фильм здесь: http://youtu.be/E59Q7Ip46ow

Часть третья. Побережье Баренцева моря. Остров Кильдин. Возвращение домой.

15-й день. 22.07.2012 г. Воскресенье.

День переброски в Териберку. Выезжаем в 12 часов. Через 5 минут останавливаемся у ручейка, чтобы умыться. В 12-25 едем дальше.

В Териберку приезжаем примерно в 15-30. Заходим в магазин, закупаем продукты. Едем на озеро, у которого стояли в прошлом году. Звоним Оксане. Она говорит, что тоже подъедет на озеро.  Встречаемся с ней – договариваемся, что завтра в 10 утра будем около дома, где они снимают квартиру. В экскурсию на Кильдин, кроме нас, собирается еще группа москвичей, которые приехали  к ним на рыбалку. Так что завтра пойдем двумя катерами.

В 16-15 встаем лагерем на противоположном от дороги стороне озера (в прошлом году на «Калине» мы сюда проехать не смогли).
Стоянка на озере около Териберки

Получилась полу-дневка. Отдыхаем, купаемся.  Временами начинает накрапывать дождь. Но вроде на завтра обещают хорошую погоду. В 4 утра встаю, хватаюсь за фотоаппарат и снимаю краски ночного северного неба и розовых гор.
Северное ночное небо

Проехали примерно 106 км.

16-й день. 23.07.2012 г. Понедельник. День рождения Андрея.

Морская прогулка на о.Кильдин.

К 10 часам мы были  в Териберке около дома, в котором снимают квартиру наши гиды.  Нас пригласили позавтракать. Большая компания довольно долго собиралась. С нами на Кильдин собрались москвичи, приехавшие на морскую рыбалку вместе с детьми. Кроме того, Оксана, которой надо было съездить в Мурманск, отдала на прогулку своего пса по имени Дайвер, в надежде, что он там набегается вволю.

Наконец, в 11-40 мы на двух катерах  выходим в море. Погода установилась хорошая, солнечная. Ветерок есть, но совсем не сильный.  Отмечаю, что на день рождения Андрея всегда устанавливается хорошая погода, что бы не было в другие дни.

Описывать восторг от бега по небольшим волнам вдоль побережья невозможно. Это запечатлено в фильме и фотографиях.  По дороге туда идем недалеко от берега. Проходим между материком и островом М.Олений.
Идем вдоль побережья
Впередсмотрящий

В  13 часов высаживаемся на острове Кильдин с восточной части.
На Кильдине

Удивительно, что весь берег материка скалистый, а Кильдин представляет собой плавно повышающееся плоскогорье. Только с северной стороны есть скалы, но совсем не похожие на скалы материка. Вот что писал о Кильдине М.М. Пришвин: «Он возвышается над океаном, как основание громадной кем-то начатой пирамиды…Лопари мне рассказывали, будто злая ведьма, рассердившись на жителей Колы, хотела запереть их в Кольской губе и вытащила остров из океана на веревке. Она подтянула его почти к самой губе, но кто-то увидел ее цель, крикнул, веревка окаменела, и остров остановился в океане».
   Идем гулять по восточной части острова. Дети и собака бегают кругами. Смотрим озеро Могильное, которое знаменито тем, что состоит из не перемешивающихся слоев морской и пресной воды, а внизу – еще и слой сероводорода. На озере работают биологи.  По публикациям известно, что в озере в разных слоях живут как  морские, так и пресноводные обитатели.  Купаться в озере никто из нашей экспедиции желания не изъявил.
Озеро Могильное на острове Кильдин

Постепенно огибая оконечность острова, смотрим всяческие остатки пребывания на острове военных. Говорят, что на западе Кильдина еще осталась воинская часть. Вообще, о.Кильдин был, наверно,  в военном отношении  самым укрепленным сооружением на севере. Как говорят в Мурманске: «Если бы Кильдин мог делать хотя бы 5 узлов – он бы завоевал весь мир».

Доходим до скал с северной стороны,  любуемся водопадом и причудливыми камнями в линии прибоя. Смотрим в открытое Баренцево море.  Довольно далеко в море в надводном положении гуляет подводная лодка. Виден рыбацкий кораблик.  Потихоньку начинаем возвращаться к лодкам. Не знаю как дети, но собака убегалась так, что еле тащится за нами.
Скалы со стороны моря

В 17-30 возвращаемся к катерам, пьем чай в палатке. Рядом стоит домик, в котором летом живут рыбаки. Они принимают приезжающие экспедиции. Бедный убегавшийся пес остается ждать нас у лодок, тихо завывая  в нашу сторону: «Ну, куда вас еще понесло?»

А здесь нас поили чаем

Пока мы гуляли, начался отлив, и катера оказались на суши. Собираемся, стаскиваем лодки на воду. Москвичи идут одной лодкой в море, ловить рыбу. А мы идем к материку почти напротив причала на Кильдине.
Идем к материку напротив Кильдина

Там, на реке – рыбацкий лагерь и нашему капитану Александру нужно что-то им завести.
На материке

После захода на реку огибаем остров, и подходим с той стороны, где мы днем гуляли по суше. Зрелище с воды потрясающее. Правда, начинают собираться тучи, но они пока не угрожающие.
Вид на Кильдин со стороны моря

Ветерок чуть усилился, и я забрызгиваю фотоаппарат, на чем мои съемки с воды заканчиваются. Потом подходим к нашим рыбакам и смотрим, как они вытягивают удочками рыбу, соревнуясь друг с другом.
   В 20-40 отправляемся обратно. Наш катер пошел  по открытому морю, довольно далеко от берега.  Вдоль острова М.Олений в этот раз мы прошли со стороны моря. Восторг полный!  Бедный убегавшийся пес Дайвер никак не может устроиться удобно.
Ему поспать хочется, а в лодке трясет.
Пес убегался

В 22 часа мы в Териберке.   Наш капитан Александр и вернувшаяся уже из Мурманска Оксана предлагают нам остаться у них поужинать, отпраздновать день рождения и остаться у них на квартире переночевать  Что мы с большим удовольствием и сделали.

По поездке на Кильдин у меня лично осталось впечатления, что неплохо было бы заехать туда на пару дней и погулять по острову куда-нибудь подальше.  Очень любопытное место.

Фотографии можно посмотреть здесь:  https://picasaweb.google.com/113535544203876492684/201213

Фильм : http://youtu.be/Y2kz-3KQHz4

Часть четвертая. Возвращение домой.

17-й день. 24.07.2012.  Вторник.

Около 10 утра  уезжаем в сторону Мурманска. По дороге решаем, что надо немного передохнуть и остановиться в гостинице в Мурманске

В 12 часов мы в Мурманске. Довольно долго ищем, где можно заправить газовый баллон для плиты, находим газовую заправку и в 15 часов заселяемся в гостиницу «69 Параллель», в которой жили в прошлом году.

Короче, сегодня – дневка в гостинице. Отмываемся, отсыпаемся.

Проехали от Териберки и накатали по Мурманску   175 км.

18-й день. 25.07.2012 г. Среда.

Начинаем двигаться в обратный путь, к дому.  В связи с нашим отъездом, на Кольском вроде устанавливается хорошая погода. Это нам специально погода так устроила, что почти все путешествие прошло в облаках.

На обратном пути у нас было запланировано еще несколько заездов в разные интересные места в Карелии.

Выезжаем из Мурманска примернов 10-30.

В 12-45 останавливаемся посмотреть на Хибины после Мончегорска.

С 13-30 до 15- 30 останавливаемся на обед на оз. Имандра немного в другом месте, чем на дороге туда (на 391 км от Мурманска). Хорошее место, сосны, песок, хороший пляж. Купаемся, обедаем, проверяем машину. И тут оказывается, что у нас лопнула правая задняя рессора. И лопнула, видимо, не только что, а, скорее всего, на дороге от Д. Зеленцов, когда мы приложились на переезде через трубу. Конечно, рессора была очень не новая, и ослабла она не в этом походе, а гораздо раньше. И к тому же становиться ясно, что окончательно вытек передний левый амортизатор. Ну что делать? Поедем потихонечку.

В 17-30 заезжаем с трассы в пос. Ковда, и примерно полчаса любуемся побережьем Белого моря.

В 18-20 переезжаем Полярный Круг. До свиданья, Заполярье!

К 21 часу подъезжаем к пос. Чкаловский. По дороге от Чупы до Чкаловского искали дополнительные возможности  для стоянок. Нашли одну на озере после п. Плотина, но решили все-таки ехать к морю. Ехали очень осторожно и медленно, учитывая поломки в машине.

Встали лагерем в п. Чкаловский под скалами около старого причала. Опять полночи снимаю краски ночного неба над морем. Поковырялись в камушках прямо на берегу. Кое-что интересное нашли. Но, в машину слишком много камней теперь не положишь.

Проехали 422 км.

19-й день. 26.07.2012г. Четверг.

Выезжаем в 11-30.   С 12 до 13- 30 копаемся в отвалах около п. Плотина. Кое-что интересное набираем. Хочется, конечно, взять больше, но машину нужно пожалеть, ей еще нас до дому нужно довести.

Решаем, что в п. Хитоламбино не поедем. Не хочется гонять неисправную машину по проселочным дорогам, да и загружать ее больше не стоит. А что туда ехать, если камней все равно не наберешь? Тем более, что нам еще впереди предстоят ремонтные куски на трассе и кошмарная дорога между Медвежьегорском и Пудожью.

В 17-45 встаем лагерем на стоянке у р. Поньгома.

Проехали 174 км.

20-й день. 27.07.2012. Пятница.

Подъем в 7 часов. Выезд в 8-40. Рекорд для наших сборов!

В 12-40 – 13-25 обед на Сегеже

16-00 – Медвежьегорск.

Дорога от Медвежьегорска до Пудожа занимает очень много времени. Почти вся дорога ужасно разбита, огромные ямы в асфальте с острыми краями  расположены в шахматном порядке. Правда есть и хорошие отрезки дороги. Но в целом – караул!

В 23 часа заселяемся в гостиницу в г. Вытегра.

Проехали  587 км.

21-й день и последний. 28.07.2012. Суббота.

Выезд из гостиницы в 7-50.

Дома  мы оказались примерно в 00 -10.

Проехали  811 км.

Всего за поездку проехали на машине  4 550 км.