Отчет о туристическом велопоходе по Юго-востоку Башкирии. с 30 апреля по 5 мая 2009г. Цели похода: Главной целью настоящего похода являлось посещение Башкирского Национального заповедника и пещеры Шульган Таш. Осмотр природных достопримечательностей горной Башкирии и долины реки Белая (Агидель). Знакомство с бытом, культурой и историей народов населяющих этот край.
Кувандык - Куруил - Чеботарево - Идяш - Абзаново - Кугарчи - Зилаир - Ивано-Кувалат - Кананикольское - Кызлар-Бирган - Иргизлы - Гадельгареево - Шульган-Таш - Старосубхангулово - Байназарово - Кага - Узян - Серменево - Белорецк

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ПО ДНЯМ:

1 ДЕНЬ. 30.04.2009 Г.

В Кувандык мы прибыли в десятом часу утра, на улице было уже довольно тепло, и мы, неспешно собравшись, отправились на небольшую экскурсию по городу. Заехали на холм Славы, так называемую "Родину мать", там вовсю шли приготовления к грядущим первомайским праздникам: убирались улицы, чистились лестницы и т.д. (фото 4) Сфотографировавшись, мы отправились к моим родителям, где пообедали и сделали последние закупки к предстоявшему велопоходу.

(фото 7) Из Кувандыка мы выдвинулись уже достаточно поздно в 14:30. Дорога до Куруила ровная, асфальтированная, но мешал внезапно появившийся сильный встречный ветер, который преследовал нас весь первый день. В Куруиле мы немного остановились, перевели дух, сняли лишнюю одежду, в которой изрядно запарились, и поехали дальше в направлении братской республики Башкортостан. (фото 10) В деревне Утягулово как оказалось был пешеходный мост, но мы его не заметили и проехали дальше по дороге, пересекли р.Касмарку в направлении д. Идяш. (фото 11) Тут нас поджидали первые встречи с горной Башкирией. Тяжелые подъемы и затяжные спуски постоянно сменяли друг друга. После Идяша мы вновь выехали на асфальтированную дорогу, правда качество асфальта было не самое лучшее. Так как мы уже достаточно хорошо пообедали дома, останавливаться смысла не было, и нас спасали бананы и батончик Натса. (фото 13)

За Абзаново нас догнал мой отец на автомобиле, он и мой дед решили воспользоваться случаем и посетить историческую родину. Немного поразмыслив, мы решили сбросить баулы и ехать налегке. Теперь до самого Бердяша мы ехали с "машиной техпомощи". Не сказать, что идея была мне сильно по душе, но спорить с родителями не стал. :-)

Проехав 105 км от Кувандыка, мы вышли на Исянгуловскую трассу с хорошим асфальтом. За деревней Кугарчи на реке Ямашла есть хороший кемпинг, в котором мы предполагали остановится, но как оказалось в это время года он был закрыт. Здесь же начинается тяжелый подъем, так называемая, "Семиколенка".

Возле Бердяша, мы свернули на право и, проехав 5 км., очутились на совершено незаурядном поле, коих тысячи на нашей необъятной Родине. Однако, это место представляло живой интерес для меня и особенно для моего деда, ибо здесь некогда стояла деревня Матвеевка, в которой он и родился. Установленного памятника мы, увы, не нашли, к сожалению, далеко не все люди научились чтить историю своей земли и уважать память и труд других людей.

Время было уже за полночь, когда мы только сели поужинать. В первый ужин похода мы наелись пельменей и других вкусностей, которые с трудом сочетаются с типичной туристической пищей. А так же распили бутылочку очень вкусного домашнего вина и легли спать.

От речки веяло холодом, поэтому на утро, мы немного озябли, но в целом все вышло хорошо.

Итого: 145 км. (110 км. асфальта)

2 ДЕНЬ. 01.05.2009 Г.

Проснулись мы рано, но к уже приготовленному завтраку, который нам любезно организовал мой отец. Вернувшись на трассу, мы попрощались с нашим сопровождением, и в 10:30 направились в сторону Зилаира. По дороге мы купили березового сока, который, правда, отдавал какой-то соляркою. Доехав до объездной Зилаира, мы немного по фотографировались у деревянных мишек. (фото 38) Затем, мы подъехали к берегу реки Зилаир, с которого открывается великолепный вид на поселок, расположенный на противоположном берегу. (фото 43)

Дорого, уходящая на Кананикольское, нам не понравилась уже с первого взгляда. Конечно, после асфальта ехать по лесной дороге, местами разбитой не было "айс", но делать было нечего. Дорога представляла собой укатанную глину вперемешку с камнями. Нам жутко повезло, что было очень сухо, иначе бы эта смесь превратилась бы в непролазное болото.

За д.Петровкой мы устроили привал. Доев остатки роскоши, я например, съел литровую банку окрошки, мы немного отдохнули и двинулись дальше. "Американские горки", как мы обозвали эту дорогу из-за постоянно чередующихся подъемов и спусков, сильно выматывали, но мы продолжали двигаться дальше.

Возле деревни Ивано-Кувалат мы наткнулись на интересное сооружение, которое, как оказалось, служило памятником установленным в честь 450-летия добровольного присоединения семи родов башкир к Русскому государству, которое было принято на этой поляне Айда Булун в 1557 году. (фото 54) Вообще количество оборудованных родников и просто мест отдыха по все Башкирии впечатлили своей чистотой и уютом. Республиканские власти хорошо позаботились о внешнем виде своего края: деревни радовали взгляд ровными, покрашенными одним цветом заборами (правда, только с фронтальной стороны), даже в совсем маленьких деревнях построены современные школы, которые величественно возвышаются над ветхими деревенскими домами.

Доехав до развилки дорог, идущих одна на Баймак, другая на Кананикольское, мы свернули в небольшой лесок, где и заночевали. Едва установив палатку, начался небольшой дождь, который вскоре прекратился, чтобы начаться вновь ночью. Костер разжигать мы не стали, еду сварили на горелке, а воду взяли из ручья, который бежал неподалеку.

Итого: 85 км. (25 км. асфальта)

3 ДЕНЬ. 02.05.2009 Г.

Утром было пасмурно, и слегка накрапывал дождик, мы очень боялись, что дорогу размочит за ночь, но к счастью она была сухая, только в низинах несколько раз пришлось залезть в грязь. (фото 61)

В Кананикольском мы расспросили о дороге, купили по яблоку и поехали дальше на Кызлар-Бирган. (фото 66) Дорога мало чем отличалась от того что было в предыдущий день, и мы спокойно добрались до деревни, которая, как говорят, с башкирского переводится как "дающие девушки". Так ли это на самом деле выяснить, увы, не удалось. Но едва заехав в деревню, мы вызвали неподдельный интерес со стороны местного населения, которое буквально обступило нас со всех сторон. Не малым значением было то, что Эдуард хорошо знал башкирский язык и мог легко изъясняться с местными. Выяснилось, что один из местных жителей, водитель грузовика, уже видел нас у Зилаира, а в каповой пещере у него работает брат, которому мы пообещали передать от него привет, что и было выполнено. (фото 68)

От Кызлар-Биргана 18 км мы ехали по проселочной дороге, усыпанной прошлогодними дубовыми листьями. Могу только представить как красиво здесь в пору, когда распускаются листья деревьев. (фото 72)

До поворота на Иргизлы, дорога была относительно прямой. Вырытые по обочине ямы не давали стекающей с гор воде попасть на проезжую часть, и мы посуху, благополучно добрались до развилки. Прямо дорога уходила на Мраково, а нам нужно было повернуть на право, к Белой реке. (фото 79)

Крутой спуск, сменился затяжным подъемом, а за ним начался потрясающе живописный спуск к Белой реке вдоль быстро текущей речки Иргизла и отвесных скалистых гор. Здесь мы несколько раз останавливались делать фотографии, осмотрели небольшой водопад и двинулись дальше. (фото 81)

Подъезжая к деревни, мы наткнулись на старинное деревянное кладбище: башкиры сооружали особые надмогильные срубы, смысл которых заключался в бренности сущего: "мы пришли из ниоткуда, уйдем в никуда" - могилы должны истлеть, как и те, кто в них похоронен. (фото 95)

В поселке мы пытались разузнать о прямой дороге на Капову пещеру, но нам сказали, что сейчас там нет моста, а в брод Белую в это время года никак не перейти. Пришлось делать крюк через Гадельгареево.

Перед д. Кутаново мы впервые повстречались с Агиделью (Белой рекой) – главной водной артерией Башкирии и самой крупной рекой Южного Урала. (фото 102)

Солнце уже заходило, и мы решили не рисковать, а встать на ночевку после подъема от Кутаново на поляне, сразу после поворота на Максютово. (фото 106)

Итого: 90 км.

4 ДЕНЬ. 03.05.2009 Г.

Сегодня задача была доехать до Капавой и там отдохнуть, поэтому проснулись попозже, но завтрак не делали, перекусили бутербродами, быстро собрались и поехали. До Гельдегареево оставалось километров 8, там мы закупились продуктами на весь день. Километра через 4 повернули на Шульган Таш, проблем с поиском поворота не было, стоят хорошие указатели. (фото 107) До заповедника оставалось километров 5, подняться в гору и далее идет крутой спуск, который в конечном итоге вывел нас к берегу реки Белой.

И вот мы очутились в заповеднике Шульган Таш, где расположен музейно-эксурсионный комплекс.

В это время года туристов в заповеднике бывает немного, поэтому мы спокойно прогулялись и осмотрели местные достопримечательности. На оборудованной смотровой площадке мы немного перекусили, где познакомились с пешими туристами из Уфы, возвращающихся с экскурсии по Каповой пещере. Пообедав, мы направились к пещере, заодно просмотрев открытый музей бортевого и колодного пчеловодства. Башкиры издревле занимались бортничеством, и до сих пор местные жители выводят пчел и собирают мед. Широко известна знаменитая бурзянская (по наименованию района, на котором расположен заповедник Шульган Таш) пчела. (фото 109)

Переехав небольшой мостик через р. Шульган мы очутились в павильоне для экскурсантов. Здесь мы познакомились с водниками из Уфы и еще одной парой из Екатеринбурга. Экскурсия в Каповую пещеру стоит 170 рублей, за эти деньги вам покажут вход в пещеру и первый зал, в котором находятся реконструированные наскальные рисунки. (фото 119) Все это похоже на огромную нору, и по времени занимает меньше часа. Сама пещера трехъярусная, протяженностью более чем 2 км и возрастом около миллиона лет, но в данный момент, из-за угрозы разрушения уникальных природных и антропогенных достопримечательностей, она закрыта для посещения. Совместно с группой водников мы смогли уговорить нашего Гида-охранника провести нас на второй этаж пещеры, для этого понадобилось показать ему другие рисунки с изображением городов России.

Итак, договорившись обо всем, мы оставили наши велосипеды в домике охранников, взяли фонарики и направились к пещере.

Вход в пещеру украшал массивный каменный свод, отсюда же вытекала Шульганка, образовав перед входом небольшое озерцо огромной глубины. (фото 121)

В первом зале, как я уже говорил, находятся копии рисунков, оригиналы же расположены во втором зале, подняться в который можно по винтовой лестнице на высоту около 14 метров. Непонятно как древний человек пробирался туда. (фото 126)

В 1954 году зоологом А.В. Рюминым были обнаружены настенные рисунки палеолитического возраста. В 1960-71 изображения в пещере изучены археологом О.Н. Бадером. Найдено около 50 рис. (мамонты, носороги, дикие лошади и др.). Длинна фигур от 44 до 122 см. Они выполнены красной охрой, растворенной в животном жире. Археологические исследования продолжаются до сих пор.

Второй этаж пещеры намного больше первого и имеет несколько отличных друг от друга залов. Пещера украшена кальцитовыми натечными образованиями, похожими на белых змей, мы также обнаружили несколько небольших ледяных сталагмитов и сталактитов. Каждому ярусу свойствен собственный режим температуры и влажности воздуха, который мало меняется от времени года. Пол пещеры устилает грязевая жижа, поэтому для посещения пещеры желательно иметь сменную одежду и обувь. (фото 134)

Сами рисунки вызывали потрясающие чувства, им уже более 14 тысяч лет! А они лишь немногим подпортились, и то впоследствии бесконтрольного посещения пещеры в прошлые годы. Рядом ведется раскоп. Одна из уникальных находок археологов – жировая лампа, которой пользовались древние люди, ведь в пещере темно, а следов копоти на потолке от факелов не обнаружено. (фото 131)

Пройдя "Акустический" и "Храмовый" залы, мы начали спуск к подземному озеру, из которого вытекает речка Шульган. Местами пришлось даже ползти на брюхе, чтобы попасть к озеру. Само озеро глубиной до двух метров, а температура ее такова, что в нем можно купаться даже зимой. На другом конце озера была обнаружена деревянная лодка, как она туда попала, никто не может понять.

Изрядно запачкавшись, но безумно довольные увиденным, мы тем же путем выбрались наружу.

Пещера Шульган Таш восхитила своею масштабностью и красотой. Это необычайное природное творение - жилище древних людей оправдало наши ожидания на все сто!

Возвращаясь с Каповой, по дороге мы увидали большого зайца, которого даже удалось запечатлеть на фотокамеру.

(фото 140) Вечером мы остановились у группы туристов из Уфы, которых видели днем. Душевно пообщавшись с ними и их водителем Альбертом, который подарил нам атлас Башкирии, мы поужинали и легли спать. (фото 141)

Так прошел наш матрасный день, а впереди оставалось еще почти 200 километров дорог.

Итого: 20км.

5 ДЕНЬ. 04.05.2009 Г.

Сегодня очень долго собирались с утра, плюс Эдик в пещере ударился коленом, и теперь оно немного распухло. Последующие два дня ему пришлось ехать на антибиотиках. Позавтракать решили плотно, сварили макароны с тушенкой, чай, бутерброды с сыром. Попрощались с Уфимцыми, которые тоже собирались домой, и двинулись в путь. Первым препятствием сегодняшнего дня был крутой подъем от заповедника к трассе, который мы неожиданно для себя достаточно легко взяли, не слезая седла. До Старосубхангулова дорога была просто ужасная. В настоящее время на ней ведутся работы, возможно в скором времени положат асфальт, но нам же, пришлось довольствоваться тем что было. Но, несмотря на плохое покрытие, дорога изобилует восхитительными видами горной Башкирии. (фото 146)

Через 30 километров мы попали в село Старосубхонгулово (Субхангол, в народе Бурзян) - центр Бурзянского района и столица одноименного племени. Ныне крупнейшее село в горах - 4000 жителей, спрятавшееся в укромной долине.

Отсюда и до самого Белорецка начался асфальт. Ехать по асфальтированной дороге было легко, несмотря на обилие перевалов, раздражало только наличие автомобилей, но нельзя сказать, что трафик был большим. (фото 148)

Наша дорога пролегала параллельно течению реки Белой. Мы пересекли ее в деревне Байназарово, спустившись по крутому серпантину, а затем нам предстояло взобраться обратно на гору по не менее крутому и длинному подъему. (фото 156)

Через 10 км от Байназарово идет поворот на Саргаю, где расположен Башкирский заповедник, недалеко от этого места мы разбили свою палатку.

Итого: 75 км. (40 км. асфальта)

6 ДЕНЬ. 05.05.2009 Г.

Позавтракав, мы выступили в дорогу. Через несколько километров мы остановились возле небольшой речки, где помылись и даже немного постирались. Через 17 километров от нашей стоянки мы попали в деревню Кага. Деревня отличается от типичных башкирских селений тем, что традиционный костяк населения – были выходцами из оренбургских казаков, попавших сюда во времена Пугачевского восстания. Тем самым это наложило большой отпечаток на архитектуру зданий. Имеется в Каге также каменная церковь и деревянная часовня.

В саму деревню нам заезжать не пришлось, вокруг водохранилища построена объездная дорога. Недалеко от дороги расположен красивый родник с деревянной часовенкой, в ней иконостас из бумажных икон, православных календариков и т.д., наклеенных на стену в соответствии с канонами иконостаса. При этом нет никакой охраны, но никаких признаков вандализма мы не обнаружили. (фото 159)

В Узяне мы пытались разузнать у местных жителей о дороге на Узянбаш, планируя от туда уйти на Магнитогорск, но нам сказали что сейчас эта дорога практически непроходима, мы не стали рисковать и двинулись дальше на север в сторону Белорецка. (фото 163)

В д. Азнагулово мы еще раз пересекли Белую в удивительно живописном месте и далее дорога пошла по долине реки.

За деревней Серменево, развилка дорог, одна из которых уходит на Уфу, поэтому трафик движения здесь значительно вырос. Начался небольшой дождь, однако светило солнце и было достаточно тепло.

Подъезжая к Белорецку мы сделали несколько фотографий у памятников "Строитель-Комсомол", "Белорецких металлургов" и других. (фото 172, 179)

Уже въезжая в город на встречу нам встретилась группа Екатеринбургских велосипедистов. Немного поболтав, мы обсудили погоду и дороги и пожелав счастливого пути попрощались. Они же посоветовали нам хорошую гостиницу "Спорт" в Белорецке. (фото 176, 177)

Без особых проблем мы отыскали автовокзал. К сожалению, вечерний автобус на Челябинск ходит лишь по пятницам и воскресеньям, поэтому нам пришлось брать билет на утренний рейс в 6:50. Билет обошелся нам в 400 рублей плюс 100 р. багаж. Немного поразмыслив мы отправились на поиски гостиницы.

В гостиницу, как мы поняли, приезжают спортсмены на сборы, в основном биатлонисты. Тут же построен стадион, с асфальтными дорожками для роллеров, бассейн, в здании несколько комнат для занятий борьбой, настольным теннисом и т.д.

За комнату мы заплатили по 300 рублей с носа. Комната на 4 человека с мебелью и телевизором. На этаже есть ДУШ! Чем мы незамедлительно воспользовались!

Автобус нам подали небольшой "Нефаз", но два разобранных вела в него кое как влезло, один из баулов пришлось взять с собой в салон. Домой мы приехали в обед, попрощались и поехали отдыхать после 6 превосходных дней проведенных в горной Башкирии.

Итого: 105 км асфальта.

Всего пройдено за 6 дней: 520 км (54% асфальта).

Прекрасная погода, установившаяся в эти дни на Южном Урале позволила нам вдоволь насладиться живописными ландшафтами горной Башкирии. Пещера Шульган Таш, нисколько не разочаровала нас, а наоборот очень удивила и оставила массу положительных эмоций. Местное население в целом дружелюбное, никогда не отказывало, отвечать на наши вопросы.

Дороги не везде были хорошими, но было видно что о них пытаются заботиться, много парковок, родников и мест отдыха.

Горный рельеф местности потребовал от участников наличие хорошей физической формы и выносливости. В день приходилось взбираться в бесчисленное количество подъемов. Не менее сложными, но интересными, были и затяжные спуски, которые требовали большой концентрации внимания.

В процессе прохождения маршрута, мы многое узнали из истории Южного Урала и Башкирии и воочию познакомились с культурой и бытом народов, населяющих этот край.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

День Населённый пункт Расстояние Время Препятствия Метеоусловия
1 Кувандык (выезд) 0 14:30 Участок Куруил – Идяш (30 км) – гравийка, остальное асфальт до Бердяша. Длинный подъем от Кугарчи Тепло, сильный встречный ветер, ночью заморозки
Куруил 15 15:30
Кугарчи 112 21:30
Бердяш (пов. на Матвеевку) 140 23:00
Матвеевка (ночевка) 145 23:15
2 Матвеевка 0 10:00 Участок Бердяш – Зилаир (пов. На Кананикольское) (25 км) асфальт, остальное грунтовка Днем тепло, ночью небольшой дождь
Зилаир (объездная) 22 11:30
Зилаир (поворот на Кананикольское) 30 12:30
Петровка (Майкла) 44 13:30
Ивано-Кувалат 80 18:30
Поворот на Кананикольское (ночевка) 85 19:00
3 Поворот на Кананикольское (ночевка) 0 10:00 До поворота на Иргизлы – грунтовка, далее гравийка. Несколько тяжелых подъемов у Иргизлы и Кутана Утром небольшой дождь, пасмурно. Ночью заморозки
Кананикольское 22 12:00
Кызлар-Бирган 48 16:15
Пов. на Иргизлы 65 17:30
Иргизлы 78,5 19:20
Поворот на Максютово (ночевка) 90 21:30
3 Поворот на Максютово 0 10:30 Дорога грунтовая. На Шульган Таше устроили дневку Днём тепло. Ночью заморозки
Гадельгареево 8 11:00
Шульган Таш (дневка) 20 12:00
5 Шульган Таш 0 11:00 От Старосубхонгулово асфальт (40 км) Тепло, солнечно
Старосубхангулово 35 14:00
Байназарово 65 17:30
Поворот на Саргая (ночевка) 75 19:30
6 Поворот на Саргая (ночевка) 0 10:00 Хороший асфальт. Трасса после Серменева очень оживленная Тепло, ясно. После обеда небольшой дождь
Кага 17 11:10
Итого: 520 (54% асфальт)

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ПО ДНЯМ:

1 ДЕНЬ. 30.04.2009 Г.

Итого: 145 км. (110 км. асфальта)

2 ДЕНЬ. 01.05.2009 Г.

Итого: 85 км. (25 км. асфальта)

3 ДЕНЬ. 02.05.2009 Г.

Итого: 90 км.

4 ДЕНЬ. 03.05.2009 Г.

Итого: 20км.

5 ДЕНЬ. 04.05.2009 Г.

Итого: 75 км. (40 км. асфальта)

6 ДЕНЬ. 05.05.2009 Г.

Итого: 105 км асфальта.

Всего пройдено за 6 дней: 520 км (54% асфальта).