Пеше-водное путешествие 4 категории сложности по долинам Баргузинского хребта с посещением озера Фролиха и сплавом по рекам Светлая и Верхняя Ангара.
Справочные сведения о путешествии 
Общая информация

Диплом Москомспорта ФСТ ОТМ Диплом Москомспорта ФСТ ОТМ
  1. Маршрутная книжка: № 28П

  2. Руководитель группы: Тарелкин В.С.

  3. Нитка маршрута: г. Москва – г. Северобайкальск – губа Аяя – озеро Фролиха – река Левая Фролиха – озеро Укоинда – река Томпуда – река Ильбикайчи – река Илогирь – сплав по реке Светлая и реке Верхняя Ангара – посёлок Ангоя – г. Северобайкальск – г. Москва.

  4. Протяжённость: пешей части – 69 км, сплава – 115 км.

  5. Продолжительность: общая – 24 дня, активной части – 14 дней.
  1. Тип судна: 4-местный катамаран – 1 шт.

  2. Сроки проведения: с 1 августа по 24 августа 2008 года.

  3. Количество участников: 5 человек.

  4. По заявочным материалам дано заключение маршрутно-квалификационной комиссии ФСТ ОТМ.
Сведения об участниках путешествия

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Туристский опыт

Обязанности в группе

1

Тарелкин Вадим Сергеевич

1984

Р. Мста (2У), р. Суна (2У), р. Винча (3Р), р. Волома (2Р)

Руководитель, штурман, фотограф, капитан

2

Андриянов Николай Николаевич

1984

Р. Южная Шуя (2У), р. Чирко-Кемь (3У), р. Мста (2У)

Медик, рыбак, кинооператор, матрос

3

Рубашвили Илья Автандилович

1984

Р. Южная Шуя (2У), р. Чирко-Кемь (3У), р. Волома (2У), р. Мста (2У)

Завхоз, рыбак, матрос

4

Новосёлов Виталий Игоревич

1985

Р. Волома (2У), р. Чирко-Кемь (3У), р. Мста (2У)

Завснар, техник, матрос

5

Дерюгин Игорь Михайлович

1983

Р. Южная Шуя (2У), р. Чирко-Кемь (3У)

Техник, фотограф, матрос

Сведения о средстве сплава

Катамаран фирмы Красное Солнышко, модель «Простой», объём 2200 л,  длина 5,0 м, ширина 2,2 м, дно из ТЕЗы, верх из авизента, баллоны из «чернухи», рама деревянная, изготовленная на месте, крепление рамы к баллонам при помощи стропы. Имя катамарана в группе – «Патриот».

Идея и организация похода

            Идея такого далёкого похода у нашей группы возникла не на пустом месте. Поездка на Байкал была у многих из нас давней, но трудноосуществимой мечтой, в основном из-за отсутствия денежных средств, пока мы были ещё студентами. Идея возродилась, когда все устроились на работу. Поначалу планировалась поездка без сложного маршрута с посещением санатория Хакусы, губы Аяя и озера Фролиха. И лишь после рассказов наших друзей о совершённом ими походе по Светлой возникла мысль пройти этот маршрут.
         Вариантов выхода к Светлой было два: 1 – от озера Фролиха вдоль Правой Фролихи и Талы Светлинской, 2 – вдоль Левой Фролихи, Томпуды, Ильбикайчи и Илогири. В обоих вариантах были как свои плюсы, так и минусы, заставившие нас долго размышлять о возможности прохождения маршрута. В первом варианте настораживало полное отсутствие тропы вдоль реки, из чего вытекало крайне медленное продвижение (к теории добавились рассказы наших друзей, которые шли этим путём), однако, этот путь, судя по всем описаниям, имел гораздо меньшую протяжённость по сравнению со вторым – около 60 км. Для второго варианта в отчётах фигурировало расстояние в 110 км, что также казалось нереальным для наших сроков, несмотря на тропу на протяжении всего пути. Дело в том, что основным ограничением для нас были именно сроки ­– максимум 2 недели на поход (без дороги).
            Однако, после тщательного изучения отчётов, картографических материалов, а также спутниковых снимков Google, получалось, что расстояние в 110 км сильно завышено, и даже при очень сильной извилистости троп не может превышать 70 – 75 км. При таком раскладе уже вполне реально было успеть пройти маршрут за столь короткие сроки. В итоге, было решено остановиться на втором варианте, заложив возможность возвращения обратно в случае, если не будем укладываться в назначенный график в начале пути.
            Участников поначалу было 8 человек. Специально для этого похода были куплены 2 катамарана: 4-местный и 2-местный, которые испытали на реке Мсте в мае 2008 года. Но к моменту отъезда осталось только 5 участников на один большой катамаран.
            Ещё одной проблемой было то, что опыта подобных пеше-водных походов в столь малонаселённых и горных районах ни у кого из участников нашей группы не было. Если со сплавом был опыт примерно 3 к.с., то длительных пеших путешествий мы не совершали. В связи с этим, подготовка снаряжения заняла довольно длительное время, в процессе которой учитывался и оптимизировался вес всего личного и общего снаряжения, проводились тренировки.
     Отдельным пунктом подготовки была раскладка. Для пешего похода в горы необходимо было также минимизировать и её вес. В итоге, использовались сублимированные продукты фирмы «Галакс», показавшие себя с хорошей стороны. Тем не менее, поход выявил и много недостатков «облегчённой» раскладки. В основном это касается количества некоторых продуктов, которое было нами явно занижено для столь трудного похода (например, сахар).
График движения по маршруту

Дата

Дни пути

Участок маршрута

Расстояние, км

Способ передвижения

01.08. – 05.08.

1 – 5

Г. Москва – г. Северобайкальск.

Г. Северобайкальск – губа Аяя.

5529

40

поезд

катер

06.08.

6

Губа Аяя – озеро Фролиха.

Залив Окуневый – полуостров Валунный.

6

2

пешком

сплав

07.08.

7

Полуостров Валунный ­– устье Левой Фролихи.

6

3

сплав

пешком

08.08.

8

Устье Левой Фролихи – ручей Биракан

10

пешком

09.08.

9

Ручей Биракан – ручей Амутмаскит

6

пешком

10.08.

10

Ручей Амутмаскит – озеро Укоинда

13

пешком

11.08.

11

Днёвка

0

12.08.

12

Озеро Укоинда – река Томпуда в 2 км ниже устья Ильбикайчи

8

пешком

13.08.

13

Река Томпуда – водораздел рек Ильбикайчи и Илогирь

9

пешком

14.08.

14

Водораздельная долина – устье реки Илогирь

14

пешком

15.08.

15

Стапель.

Устье р. Илогирь – входная шивера ущелья Чипчикон

 

15

 

сплав

16.08.

16

Ущелье Чипчикон – остров на изгибе долины Светлой после впадения реки Намама

25

сплав

17.08.

17

Днёвка

0

18.08.

18

Остров – выход реки Светлой из гор в долину Верхней Ангары

45

сплав

19.08.

19

Выход реки Светлой из гор – Лесхоз посёлка Ангоя на реке Верхняя Ангара.

Лесхоз – станция Ангоя

 

22

8

 

сплав

машина

20.08. – 24.08.

20

24

Станция Ангоя – г. Северобайкальск.

Г. Северобайкальск – г. Москва

118

5529

поезд

поезд

Способы подъезда и отъезда с маршрута

     Заброска. Первый вариант, которым воспользовались мы. От Москвы до Северобайкальска можно добраться прямым поездом: по нечётным «Москва–Северобайкальск», по чётным «Москва–Тында». В пути около 93 часов. Стоимость плацкартного билета 3500 руб. Билеты нужно покупать минимум за месяц!
    Второй вариант – долететь самолётом до Братска, далее поездом до Северобайкальска. Третий вариант – поездом до Иркутска, от Иркутска до Северобайкальска на СПК «Метеор» (в пути около 12 часов) через весь Байкал.
            Заброска в губу Аяя. Первый способ – это договориться с кем-нибудь из местных ещё в поезде или около вокзала. Если не удаётся этого сделать, то нужно ехать на «причал» или в яхт-клуб «Белый Парус», что по сути одно и то же (адрес: республика Бурятия, г. Северобайкальск, ул. Портовая, 10. Электронный адрес: NordSail@mail.ru). Такси можно поймать прямо у вокзала (50–100 рублей с машины). Там найти катер, способный перевезти на другой берег Байкала, можно почти со стопроцентной вероятностью. Здесь же можно получить и разрешение на посещение Фролихинского заповедника. 
            Выброска. Из Лесхоза посёлка Ангоя можно дойти пешком по автозимнику (около 2,5 км) до станции Ангоя. В лесхозе найти машину проблематично, нужно идти договариваться в пристанционный посёлок. По летней автодороге около 8 км. Кроме этого, можно сплавиться по реке ещё около 3 км до причала, откуда 1,5 км по прямой дороге до станции (пешком).
    Через станцию Ангоя проходят три пары дальних поездов (Новая Чара–Северобайкальск, Тында–Кисловодск и Тында–Москва по нечётным дням), и одна электричка из Нового Уояна до Северобайкальска. Мы уезжали в день, когда прямого поезда на Москву не было, поэтому пришлось ехать с пересадкой в Северобайкальске, до которого добирались на поезде №655 «Новая Чара–Северобайкальск». Все билеты покупали в Москве заранее.
Варианты аварийного схода с маршрута

  Крайне малая заселённость района маршрута затрудняет экстренные способы выброски.
На пешем участке пути альтернативных троп нет, за исключением тропы с озера Фролиха в Хакусы, но в данном случае гораздо проще и легче вернуться по тропе в губу Аяя, так как: во-первых, тропа более чёткая, во-вторых, гораздо больше вероятность встретить помощь при несчастных случаях. На участке тропы от озера Фролиха до Светлой можно рассчитывать только на возвращение тем же путём. Ещё один вариант посоветовал нам начальник Северобайкальского ПСП Карпов В.А.: от озера Укоинда можно спуститься к Томпуде, перебраться на левый берег, далее пройти по тропе ниже водопадных участков (2 дня хода), после которых серьёзных препятствий на Томпуде нет, и можно сплавиться по ней до гидрометеостанции Томпа на Байкале (2 ходовых дня).
При сплаве по реке Светлой единственный способ экстренного выхода с маршрута – это дорога на озеро Иркана, проходящая по правому берегу Светлой недалеко от воды на протяжении примерно 15 км после устья реки Намамы. По дороге можно добраться до посёлка Кумора (пешком, либо попутным транспортом), расположенном на протоке Котера, притоке Верхней Ангары.
Пребывание в заповеднике

Для посещения Фролихинского государственного заказника необходимо разрешение, которое можно получить в отделе туризма Северобайкальского района: г. Северобайкальск, ул. Полиграфистов, 1-94; тел. (30130) 52-275, а также на причале яхт-клуба «Белый Парус» в посёлке Нижнеангарск. Третьим способом, по словам местных, является «оплата на месте» в губе Аяя, так как там почти постоянно дежурят лесники. Цена порядка 100 рублей с человека в день.

Регистрация в МЧС

Перед выходом на маршрут необходимо зарегистрироваться в Северобайкальском ПСП по адресу: г. Северобайкальск, ул. Космонавтов, 16; тел.: (30130) 22-760, (950) 392-64-94, руководитель Карпов Виктор Алексеевич. Кроме регистрации, начальник ПСП обсудил с нами предстоящий маршрут и рассказал о трудностях, с которыми можем на нём столкнуться.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4
Ссылка: