Прошло уже три года, как мы поменяли отдых у Черноморского побережья Кавказа, на авто-путешествия по Карелии и Кольскому полуострову. А север продолжает все больше и больше к себе тянуть и манить, своими новыми местами. Еще не окончился 2012год, а мы уже представляем себя на колесах, нашего автомобиля, катящегося по жесткому грейдеру Кольского полуострова к берегам Баренцева моря, оставляя после себя, как комета, длинный хвост, красно-коричневой пыли. В этом 2013 году было принято решение достичь берега Баренцева моря, а именно, поселка Териберка и Дальних Зеленцов, полуострова Среднего и Рыбачьего. Побывать в городе герое Мурманске, потом побывать в Хибинах и через Карелию, вернуться домой.
Нитка маршрута
Москва - Онежское озеро - Нильмозеро - Терский берег(Мыс Корабль) - гостинница в Хибинах – река Териберка(недалеко от одноименного поселка) - пос. Дальние Зеленцы - гостинница в Хибинах (заезд в горы к леднику) –Беломорск - оз. Уксиярви – Валдай (оз.Ужин) - Москва
 

      Прошло уже три года, как мы поменяли отдых у Черноморского побережья Кавказа, на авто-путешествия по Карелии и Кольскому полуострову. А север продолжает все больше и больше к себе тянуть и манить, своими новыми местами. Еще не окончился 2012год, а мы уже представляем себя на колесах, нашего автомобиля, катящегося по жесткому грейдеру Кольского полуострова к берегам Баренцева моря, оставляя после себя, как комета, длинный хвост, красно-коричневой пыли. В этом 2013 году было принято решение достичь берега Баренцева моря, а именно, поселка Териберка и Дальних Зеленцов, полуострова Среднего и Рыбачьего. Побывать в городе герое Мурманске, потом побывать в Хибинах и через Карелию, вернуться домой. Программа получилась, интригующая и заманчивая. Но в точности нашим планам, не суждено было сбыться.
      В этом путешествии было, и порванное колесо, и гнутый лопнувший диск на грейдере, и текущий сальник. А, следовательно, и соответствующие ремонтные работы, и потерянное время. В итоге, мечта о посещении Среднего и Рыбачьего в этом году, оказалась несбыточной. На пятнадцатый день после выезда, к вечеру мы были в Москве, но на Среднем и Рыбачьем мы так и не побывали.
      Так вкратце выглядит предисловие к рассказу о путешествии на автомобиле «Гранд Витара» экипажа, состоящего из двух женщин и двух мужчин. Общая протяженность путешествия получилась 5860 км. Маршрут получился такой: Москва - оз.Онега - Нильмозеро - Терский берег(Мыс Корабль) - гостинница в Хибинах – река Териберка(недалеко от одноименного поселка) - пос. Дальние Зеленцы - гостинница в Хибинах (заезд в горы к леднику) –Беломорск - оз. Уксиярви – Валдай (оз.Ужин) - Москва. В выше перечисленных местах были ночевки.

      Теперь пришло время рассказать в подробностях о самом путешествии. Но это уже разговор, для щепетильных и терпеливых туристов, которых интересует все и вся, и при этом в максимальных подробностях.

      Выезд был назначен на утро воскресенья 30 июня. Это связано с прибытием к месту первой ночевки на Онеге. Суть наших расчетов заключалась в следующем. Проезжаем первые 950км с одной остановкой на обед, и к вечеру, по намеченному плану, должны встать лагерем на Онеге. Но в этом районе, Онега, это уже довольно обжитое и часто посещаемое место рыбаками и просто местными отдыхающими. По этому, чтобы не иметь особенных проблем с поиском свободного и красивого места, желательно приехать, или в рабочие дни, или в конце выходных. Что мы и выбрали, прибыв к назначенному месту воскресенье в 22:00. Сразу, правда, лагерь ставить на место прошлогодней стоянки ставить не стали. Решили проехать дальше по берегу, до деревни Ольково. У местного населения это место зовется горой Андома.
Гора Андома
Гора Андома. Полночь 30.06.2013
      Берег действительно необычен. Крутизна предельна для обычного спуска, замучаешься бегать за водой, высота от воды, на мой взгляд, примерно метров 30. поэтому от идеи встать здесь на ночевку, пришлось сразу отказаться. Но фото и видеоматериала, показывающего этот красивый берег, в лучах заходящего солнца, было сделано, достаточно. Время, подходило к 23:00, начинала сказываться усталость.

      Сегодня мы проехали 950км, не так много, но и не так уж мало. Пора было принимать окончательное решение, где ставить лагерь. Еще осмотрев несколько мест, накатав в общей сложности километров 20, пришли к выводу, что прошлогоднее место стоянки, оно описывалось в рассказе "К Терскому берегу 2012г", для нас самый лучший вариант. Принимается окончательное решение: возвращаемся к месту прошлогодней стоянки и ставим палатку. В этом году мы решили попробовать использовать вариант одной, но большой          палатки. По своей конструкции, на наш взгляд, она дает явно большие удобства и комфорт. Первое, это высота два метра, а второе – это разнесенные два двухместных отделения, между которыми большое объемное пространство, дающее множество вариантов использования. В этом же походе были опробованы и два самонадувающихся матраса, толщиной 5см. Чтобы объективно понять преимущество перед обыкновенным надувным, скажу просто. Однажды, на одной из ночевок, я имел неосторожность, дать попробовать поспать на своем самонадувном, своей супруге. Больше я его в своей половине палатки, не видел. Так что практика показала, однозначно, или пенка, или самонадувной. Пенка конечно надежней, но самонадувной комфортней.

Стоянка на онежском озере
Стоянка на берегу Онежского озера
      Простояли мы в этом году на Онеге две ночи и один день, то есть чистые сутки. С погодой нам везло. На небе ни облачка, солнце греет как на Черноморском побережье, прекрасная чистая вода, но холодная, как ей и полагается быть в Онеге. Хорошо прогревшись на солнышке, бродим по каменистому берегу. Вот прекрасный песочный пляж. Пробуем заходить в воду. Если бы не холодная вода!? Но ровный песчаный берег предоставляет нам отличную возможность, вдоволь наплескаться на мелководье и привыкнуть к холодной воде. После такой акклиматизации можно уже и поплавать. Не то, что раньше на камнях. Перескакиваешь с камня на камень, пока дойдешь до глубины, ноги замерзнут, тут-уж и не до купания. Так что в этом году, мы покупались в Онеге по настоящему. Как и в 2012г по уже сложившейся традиции, первая стоянка была отмечена шампанским и шашлыком. 

      Утро 2 июля нас ничем не разочаровало. Чистое небо и теплое солнце, мы завтракаем и не спеша, собираемся дальше в дорогу. Сегодня у нас по плану проехать около 750км и встать в районе Нильмо-Губы. Быстро проезжаем грейдер, и снова под колесами нашего автомобиля слышится знакомое шуршание асфальта. Сегодня наш маршрут пройдет по восточному побережью Онеги через города: Пудож, Повенец, Медвежьегорск, далее траверз: Беломорска, Кеми, Лоухов по трассе до населенного пункта Полярный круг и поворот направо к Нильмозеру. А там, ищем место для лагеря. В Пудоже мы заехали пополнить запасы кое,- каких продуктов. Лариса даже решила воспользоваться ситуацией, находясь в универсальном магазине, купить себе маленькую подушечку, таким образом, повысить комфорт сна. Все шло пока прекрасно и ничто не предвещало никаких неприятностей. Но, на одной из остановок, которую мы сделали для грибной разведки, Саша услышал подозрительный запах трансмиссионного масла. На что я уверенно возразил ему: тебе просто кажется, откуда!? С грибами нам не повезло, их в этом году пока вообще не было, ни каких, хотя и число, и месяц полностью совпадали с 2012годом. Выпили по чашке чая и двинулись дальше. По дороге решаем, перед Медвежьегорском сделать остановку на обед. Находим приличное место, отличное настроение, быстро накрываем стол, и тут Саша заявляет: я отчетливо слышу запах трансмиссионки. После такого категоричного заявления, я ложусь и стараюсь, насколько это возможно, дальше заглянуть под машину, надеясь до последнего момента, опровергнуть предположение сына. Но… увы.
      Он был прав, и, к сожалению, это уже факт. Хвостовик раздатки мокрый, а это значит, сальник течет. В Москве, эта «проблема» решалась бы элементарно просто, что потом дома самостоятельно и было сделано, но как быть нам здесь, сальника ведь нет!? Можно было конечно из имеющегося жизненного опыта, аккуратно снять старый, подтянуть на нем пружинку и поставить обратно, но эта операция не дает сто процентов успеха, поэтому решили тянуть до Медвежьегорска. Через пару часов мы были в городе, где через некоторое время нашли и сервис. Но не сальник! Сузуки Грант Витара это конечно далеко не Феррари или Бентли, но и Медвежьегорск это далеко не Москва! Оставалось только надеяться на профессиональный опыт мастера, заявившего, что с такой течью, да еще и если иметь возможность подливать масло, реально можно проехать три четыре тысячи километров. Выбора у нас не было, долили и поехали дальше, решив, что операцию с сальником, описанную выше, можно отложить, а пока просто контролировать и по мере необходимости подливать масло в коробку. С этого момента мы стали понемногу выбиваться из намеченного ранее плана движения.
      К Нильмозеру мы приехали заметно позже запланированного времени. Выручало нас только то, что это был полярный круг, и ночь была белой.
      Но как бы-то ни было, мы хоть и устали, правда, больше морально, чем физически, а до запланированного места доехали.
      Сделали отличный ужин, быстро поставили палатку. Прошло еще не много времени, и наши усталые тела погрузились в мир сновидений.
      Зато с погодой нам пока везло. Утро нас не разочаровало. Оно было прекрасным, как и в предыдущие дни. Теплое солнце, голубое небо и легкий ветерок, что еще нужно для полного счастья туристу!? 
Нильмозеро
Нильмозеро
      Решили так: чтобы не портить аппетит, сначала позавтракаем спокойно, а потом полезем под машину, проверять уровень масла в коробке. Оказалось... масло в норме и эта приятная неожиданность заметно прибавила нам духа и настроения.
      Теперь, когда проблема сальника немного отступила, можно подумать и о более приятных и интересных делах, а именно, знакомством с природой и ландшафтом Нильмо-губы.
      Еще находясь в Москве, разбирая отчеты наших коллег туристов в интернете, готовя собственный маршрут, мы узнали, что в заливе Нильмо-губы есть биостанция,  или что-то в этом смысле, где занимаются с белухами (дельфинами Белого моря). И нам, конечно, хотелось на них посмотреть, познакомиться, что называется поближе.
      Общим голосованием принимается такое решение: женщины остаются в лагере, а мы едем на разведку здешних мест.
      Сначала решили найти дорогу к берегу моря. Но это оказалось совсем не так просто, как мы себе представляли.
      На практике данные карты и навигатора не совпадали. Дорожек различного качества оказалось больше чем на карте, поэтому приходилось все время соизмерять карту и данные навигатора с реальной ситуацией.
      Нам еще очень повезло, дороги были почти все сухие. Единственное серьезное испытание-это большие камни, косогоры и узкие проходы между деревьями.
      Вот по такому 8ми километровому треку через лес мы почти доехали до самого берега. Не доезжая метров 400, появляется на треке навигатора индекс, далее 4х4 и довольно серьезная разбитая и к тому-же жидкая колея.
      Машина одна, лебедки нет, решаем не рисковать и эти последние 400метров пройти пешком.
      На берегу залива, сделали как всегда, фото и киносъемку. Место красивое, но для лагеря не очень удобное, грибов не нашли, пора возвращаться к машине и попробовать найти или каньон или биостанцию.
130703_1550_img154
Нильмогуба
      Пока добирались, обратно до основной дороги, время ушло не мало. Начинаем понимать, что сегодня реально увидеть, только каньон, да и наша женская половина будет сильно волноваться, в связи с долгим нашим отсутствием.
      Связь - то не всегда хорошая, скорее это слишком мягко сказано, чаще ее вообще нет никакой.
      Снова обращаемся к карте и к навигатору. И опять, та же проблема. Узкие, все в колдобинах, с множеством торчащих острых камней дороги, не хотели совпадать по своему направлению с указанным направлением в карте и навигатором.
      Изрядно поплутав, попадаем к заброшенному карьеру. Очень необычное зрелище. Вертикальный глубокий разрез породы. На верху лежит множество пестрых и блестящих камней, что-то похожее на слюду. В общем, место интересное. Отобрав немного камней на память, поехали дальше искать каньон.
      В итоге мы все-таки нашли каньон. Правда вышли к нему не так,  как рассчитывали, а с другой стороны. Нашли на дороге небольшой пятачок, для стоянки машины и дальше решили искать место для подъема пешком. 
      Интуиция нас не подвела. Прошло немного времени, и мы уже были на тропинке, круто подымающейся по осыпи в гору. Не может же тропа идти вне-куда!? Далее стали попадаться площадки.
130703_1815_img195
Каньон
      На одной из площадок встретили интересное жилье, если конечно его так можно назвать.
      Сделано оно было из подручного материала, камень и дерево, Внутри, как нам даже показалось, было что-то вроде печки. Возможно, это просто охотничье зимовье. Подымаемся дальше.
      Еще немного и мы на вершине горы. Перед нашим взором открылась в полном смысле этого слова бездна.
      Это невообразимое, грандиозное творение природы, при виде которого просто дух захватывает.
      Не хватает ни каких слов, что бы описать внутренние чувства человека, стоящего у края этой бездны.
      Конечно, фотографируемся и идем по тропинке, петляющей вдоль кромки каньона. Крутые отвесные стены разлома горной породы, поражают своим грандиозным видом. Каждый шаг, каждый поворот тропинки, заставляет вновь и вновь вслух восхищаться красотой этого неповторимого мира!
      А эхо, отраженное от противоположной стороны, как бы подтверждает: да это действительно прекрасно и неповторимо!
      Внутри виднеется какое-то маленькое озерцо. Идем дальше по тропинке и вдалеке на дне каньона видим ту дорогу, по которой можно было подъехать к нему, но которую так, и не нашли. Правда тогда мы видели бы всю эту красоту, находясь на дне каньона, и смотрели бы, снизу вверх, а не сверху вниз.
      Вдоволь налюбовавшись одним из многочисленных чудес природы Карелии, понимаем, что пора возвращаться. Спускаемся вниз к автомобилю и едем в лагерь. По дороге мы все-таки зацепились глушителем на камнях, пришлось немного задержаться, в итоге вернулись только к ужину.
      Рассказали об увиденном: заброшенном карьере, поездке по проложенному треку навигатора по лесной дороге к заливу Белого моря и каньоне, поразившим нас своим видом, но место стоянки, общим решением, менять все-таки не стали.
      Пока мы знакомились с местной экзотикой, Лариса пыталась что-нибудь поймать, но безуспешно. За ужином мы отметили бутылкой шампанского новое место, прикинули план действий на следующий день и со спокойной душой отправились на отдых в палатку. 
 

      В четверг утром 7июля мы выехали дальше. В Кандалакше посетили известный нам супермаркет, пополнили запасы продуктов и покатили по отличному шоссе в сторону Умбы.
      Сегодня нам предстоит преодолеть всего лишь 400км.
      Маршрут известный. До Умбы вообще шикарный асфальт, после, подразбитый, но вполне сносный, а последние 70 км - знакомый по 2012году грейдер.
      Для обеда в этом году, решаем выбрать новое более удобное и менее комариное место.
      Это при движении от Кандалакши в сторону Умбы, по левую руку, небольшое озерко Макры-ламбина ( N67°05.131’ E33°09.776’). Очень удобный подъезд и много отличных площадок. Хорошо подзаправившись, едем к мысу птичьему. 
130704_1548_img230
Озеро Макры-Ламбина
      Проезжаем знакомые нам места по путешествию 2012года, вспоминаем, как при подъезде к мысу Птичьему собирали подосиновики.
      До места остается совсем чуть-чуть, а грибов все нет и нет, даже не верится. Ведь в прошлом году их здесь было миллион, росли прямо вдоль дороги.
      Останавливаемся, смотрим, но грибов действительно нет.
      Только низко стелящийся, по обе сторон дороги можжевельник все тот же, и так же манит к себе, своей сочной зеленой хвоей.
      И сколько бы раз ты здесь не бывал, нет сил, чтоб отказаться, и не прилечь на эту мягкую пахучую перину.
      Да…действительно, чем больше бываешь на севере, тем больше его познаешь и любишь. Но с грибами, нам все-таки, не повезло.
      Возвращаемся к машине и едем дальше к месту прошлогодней стоянки. Лагерь поставили, примерно на том же месте, где он стоял в 2012году, не далеко от мыса Птичьего.
130704_2125_img245
Стоянка у мыса Птичьего

      Ужин, как и полагается, был отличный, а женская половина нашего экипажа, своим присутствием, прекрасно добавляла этот торжественный момент. Второй раз мы в этом составе на севере и второй раз на этом месте. Для кого-то это может быть простые сентиментальности, а для меня это приятные ощущения настоящих человеческих отношений, которых в наше время очень и не хватает.
      За ужином, конечно, было много воспоминаний о прошлогоднем путешествии. Разговаривали о предстоящих планах завтрашнего дня. А планы были не малые. С утра полеты, если конечно с погодой повезет. Далее поездка по берегу моря, на сколько это будет возможно, исходя из способностей нашего транспортного средства. Потом поселок Варзуга, Кузоменьская пустыня, место впадения реки Варзуги в Белое море и ночевка в песках Кузоменьской пустыни. 

      Утро нас не разочаровало, отличная летная погода. Небо безоблачное, легкий ветерок 2-3 метра/сек, что еще нужно!? Полеты действительно состоялись, но вот съемка, к сожалению не получилась. Почта России сделала сое черное дело, посылка с авиапринадлежностями пришла слишком поздно, почти на три месяца позже, чем ожидалось. Она пришла буквально за три дня до выезда! Мы просто не успели отработать процесс записи, и выяснить возможные «подводные камни» которые могут возникнуть в любой момент. Так оно и получилось. Только произошло это уже на Терском берегу Кольского полуострова. И вот теперь, к нашему сожалению, выяснилось, в 2013году мы остались без авиационных съемок.
      Да, мы еще не раз вспомним с горечью об этом.
      К моменту окончания полетов, лагерь был собран, нам осталось только попрощаться с мысом Птичьим и двинуться дальше.
      Дальше был мыс Корабль, до которого мы в 2012году не доехали. Здесь как обычно, все останавливаются и собирают аметисты на память.
      Наш коллектив естественно не стал исключением. Правда, пока ночью женщины спали, мы с сыном не удержались от соблазна прогуляться пешком по берегу моря.   «Ночью-то» здесь, светло, как днем! Так и не заметили, как дошли до самого Мыса.
      Но теперь, проезжая, в полном составе снова Мыс Корабль, просто нет никаких сил, чтобы проехать и не остановиться. Взойти на скалистый берег.  Вдохнуть полной грудью морской воздух.  Окинуть взглядом бескрайние морские просторы и еще раз почувствовать всем своим тело этот прекрасный северный мир.
      А камень, с искрящимися друзами аметиста, лежащий у ваших ног, станет самым дорогим и незабываемым подарком суровой, но красивой северной природы, на всю оставшуюся жизнь!
      Но время неумолимо бежит вперед и нам пора ехать. Впереди нас ждут новые, неведомые для нас еще места.
      Но сначала мы едим к устью ручья. Здесь в прошлом году наши коллеги мототуристы брали пресную воду, а нынешние, говорили, что можно пенреночевать.
      Подъезжаем и действитенльно видим такую картину. Стоят несколько совершенно пустых домиков, на берегу есть даже, что-то типа туалета.
      Кто их построил, зачем и для кого, мы так и не смогли выяснить, да нам это и не к чему. Но мототуристы ими иногда пользуются.
      Прогулявшись по берегу, едем дальше.
      Вот уже и Варзуга. В местном магазинчике купили гарбушу. Хотите верьте хотите нет, всего по 70рублей за килограмм, как потом выяснилось, одна из двух купленных, была еще и с икрой. 
130705_1520_gpr753
Река Варзуга
      Зато в Кузоменьской пустыне нам не повезло. Проезжая мимо одиноко стоящих двух машин, я обратил внимание на странное место стоянки двух машин. Выглядели они просто брошенными в пустыне. Под колесами был довольно плотный песок, и я ничего, не подозревая, уверенно вел наш автомобиль к поселку Кузомень.
      Но как говорится и на «старуху бывает проруха». Здесь моего жизненного опыта, явно не хватило, что бы предвидеть и вовремя понять эту необычную картину, с двумя вроде бы брошенными автомобилями.
      Так оно и вышло. Не успели пропасть в зеркале заднего вида одиноко стоящие автомобили, как колеса нашей Гранд Витары стали все глубже и глубже зарываться в песок. Еще немного и мы сидим на брюхе.
      Да, я так давно уже не сидел!
      Но ничего, вылезаем, и начинаем понемногу откапываться.
      Через некоторое время появляется местный УАЗИК. Ну, уж с его-то помощью мы выскакиваем из этих песков, как пробка из бутылки.  Стоило нам это удовольствие 300рублей. Ровно столько же стоил в этих местах и килограмм свежей семги.
      Съездили на этом же УАЗИКе в Кузомень за семгой, ну разве можно быть на Варзуге и не поесть свежей семги!?
      Потом, уже на своей машине, по другой дороге подъехали к устью Варзуги. Долго стояли на берегу этой красивой северной реки, глядя на то как она несет свои чистые воды в Белое море, а река, будто - бы чувствуя наш взгляд на свою красоту, говорила нам : смотрите, смотрите и любуйтесь, мной, вот я какая!
      Река действительно очень красивая, мощная, да еще и вся в разбросанных то там, то там быстринах, а вода в них так и кипит, как бы спрашивая - ну что попробуешь меня, или как, если конечно не испугались!?
      А у нас признаться, были мысли…. И даже где-то в глубине души теплилась надежда, по крайней мере, у меня.
      Не найдется ли где-нибудь брод, или что-то в этом роде? Теперь-то конечно понятно, это было оттого, что просто не было более близкого знакомства с этой могучей рекой.
      Еще раз постояли, посмотрели на реку и двинулись обратно через пустыню на основной грейдер в сторону Умбы.
      Место для лагеря в пустыне, как хотелось раньше, мы так и не нашли. Вернее мы не смогли в этом году проехать к реке через пустыню. И где-нибудь на берегу найти красивое удобное место для лагеря, не рискуя еще раз застрять в песках. Так, что, постояв на месте прошлогодних полетов, двинулись дальше.
      Впереди у нас был теперь знакомый грейдер, и ничего особенного нам ничто, не предвещало.
      Но, к сожалению это нам только казалось.
      Грейдер жесткий, машина загружена до предела, скорость под сто, а резина уже не та, что в прошлом году. Потеря бдительности и…..
      Слышится неприятный и до боли знакомый шум слева сзади, сбрасываю скорость……. кажется приехали!
      Так оно и есть. Помятый лопнувший родной литой диск и порванная вдрызг резина..
      Настроение падает. Ставим запаску и встаем на ночевку опять у Мыса Корабль.
      Конечно, я понимаю, колесо диск это, в общем-то, пустяки, но здесь на Терском берегу, у нас из- за этих пустяков, могут быть совсем не пустяковые неприятности.
      За ужином обсуждаем сложившуюся ситуацию. Конечно, неприятно и обидно, что в этом году все так складывается.
      Зато у нас есть шикарная семга, горбуша с икрой и коптилка! Рыба получилась действительно отлично. А утро вечера, в народе говорят, мудренее! 

      Утро действительно нас не разочаровало, и мы двинулись дальше навстречу своей мечте.
      Единственное неудобство теперь заключалось в том, что запаска у Сузуки это полноразмерная докатка, тоесть скорость движения на ней ограничена 80км. Покрышку с размерностью как у нашей машины 225/65/17 в этих краях просто никто не использует, вообще! Здесь люди не выпендриваются как в Москве, ставя на внедорожник восемнадцати дюймовые и более диски, а резину с 60%-м и более низким профилем. Так, что вариант найти покрышку даже с семнадцати дюймовым профилем, потерпел полное фиаско.
      Оставалось только одно, потихоньку доехать до Кандалакши.
       Но и Кандалакша нас выручила не сразу. Мы довольно много времени потратили, прежде чем нашли магазин с шинами нашего размера, а при нем шиномонтаж. В конце дня, диск был все-таки прокатан, а из-за отсутствия сварки, временно проклеен циакрином.
      Вот так, только к концу дня, мы временно решили эту проблему. Временно, потому, что диск-то, все-таки не был заварен. Но по асфальту до Мурманска этого ремонта должно хватить. На задние колеса были поставлены новые покрышки, а к тому времени, когда они уставились на машину, разразился серьезный дождь. Впереди у нас была не очень приятная перспектива ставить лагерь на мокром месте и под дождем.
      Да, занятие это, не из приятных. Подумали, и решили, сегодня под дождем, палатку не ставить.
      Приключений и нервных потрясений, связанных с ремонтом колеса в Кандалакше, нам и так, хватило с избытком.
      Поэтому решили просто, переночевать в гостинице со всеми удобствами, благо гостиница прямо по пути, и совсем не дорого.
      Четырехместный номер 1600рублей со всеми удобствами. Конечно это уже не палаточная экзотика, но все человеческое нам все-таки не чуждо! Так и сделали. Машина на стоянке под охраной, а из окна прекрасные виды.
      Мы хоть и отошли от своих палаточных принципов, но надо признаться, чувствовали себя после все этих ремонтов, в этих шикарных условиях, как «на седьмом небе»!
      А если к этому рассказу прибавить еще и бутылочку хорошего вина на ужин, то и комментарии будут излишними…..
      Так закончился еще один день нашего путешествия к Баренцеву морю.

      Утро нового дня нас встретило чистым, как слеза небом, ярким солнцем и приятной бодрящей прохладой. Мы быстро позавтракали и тронулись в путь. 
130707_1011_img314
Мурманский тракт

      Сегодня мы должны достичь берега Баренцева моря, а если более конкретно, то поселка Териберка. Но сначала, это конечно Мурманск. В Мурманске у нас запланирована целая культурная программа, а так же и надежда на качественный ремонт испорченного диска и замены сальника.
      Уже при подъезде к Мурманску по телефону выяснили, что диск реально отремонтировать только на улице Фадеева в ремонтных мастерских, так и поступили. Стоила эта работа нам три тысячи. А сальник найти за один день, оказалось не реально даже в Мурманске.
      Пока ремонтировался наш диск, мы время конечно не теряли. Разыскали морской причал, где стоит легенда мирового ледокольного флота и гордость Советского, ледокол Ленин. Тут же на причале приобрели билеты на экскурсию, и вот мы уже на борту этой легенды!
130707_1359_img324
Ледокол Ленин

      Конечно это неординарное зрелище. Все здесь поражает в буквальном смысле этого слова! Начиная оттого, что это первый в мире атомный корабль.
      И не просто корабль, а наш Советский и первый ледокол в мире! С тех пор прошло уже более чем пол века, но до сих пор, ни одна страна мира, не имеет такого ледокольного флота, какой был в СССР и достался по наследству современной России.
      Хорошо показаны помещения корабля. Кают-компания, каюты матросов, старпома, капитана. Экскурсоводом было рассказано много интересного связанного с техническими деталями атомной установки, о работе обслуживающего персонала. Показано сердце корабля, атомный реактор. А манекены, изображающие людей, работающих внутри реакторного зала, очень реально показывали, как в жизни проходило его обслуживание. На всем протяжении экскурсии разрешалось беспрепятственно вести кино и фото съемку, что конечно было очень приятно.
      Экскурсия заканчивалась посещением главного поста управления кораблем. Это уже было последнее место, где экскурсанты активно фотографировались на память, стоя на капитанском мостике у рычагов главного телеграфа.
      Еще конечно можно очень много, и бесконечно, рассказывать об этом корабле легенде, но это будет уже рассказ о корабле, а у нас впереди еще целый город. Поэтому на прощанье с кораблем скажу проще: «Быть в Мурманске, и не побывать на ледоколе Ленин, не поклониться памятнику Алеше, значит не увидеть город, значит не познать его».
      Теперь нам осталось только забрать отремонтированный диск и можно спокойно заняться культурной программой, посвященной городу герою Мурманску.
      Проезжаем центр города. Мне как-то сразу вспомнился Владивосток. Интересно сочетается архитектура советского периода и современной России. Постепенно подымаемся к месту мемориала воинской славы, памятнику Алеше. Памятник стоит на самом высоком месте Мурманска. Отсюда, как на ладони виден весь город. Перед нашими глазами расстилается панорама города труженика, города моряка, города героя. Города, за который в период Второй Мировой войны, простые советские люди не пожалели самого дорогого, Жизни! 
Вечная им память и слава!
И вечный огонь навсегда!
А искры зажженного пламени,
Навечно останутся в наших сердцах

130707_1815_img393
Мурманск. Памятник Алеше

      Не знаю, будем - ли мы, или я, еще когда-нибудь в Мурманске, но то, что этот город останется в нашей памяти навсегда, это точно.
      С погодой нам сегодня повезло, день выдался солнечным и теплым, мы еще около часа любовались панорамой залива и города.
      Потом посмотрели программу представления местного аквариума, находящегося не вдалеке от мемориала. И теперь, когда стрелки часов перевалили явно уже за середину дня, пора было подумать о дороге к морю. Дорога предстояла не очень длинная, но неизвестная для нас. Из 170км примерно 40 приходилось на грейдер, а какой он будет здесь, мы еще не знали. Поэтому прежде чем покинуть город, решили пообедать в небольшом ресторанчике, и двинуться в сторону Териберки. Ресторанчик оказался очень уютным, а цена нас просто приятно удивила. Весь наш обед на четверых человек уложился в 1250рублей. 

      Теперь, осталось, что называется, под пробку, заправить железного коня, и можно будет отправляться к Баренцеву морю, поселку Териберка. Здесь я особо обращаю внимание автотуристов на то, что дальше, до самого берега Баренцева моря и естественно обратно, уже не будет ни каких заправок и магазинов тоже. Это конечно не край земли, но цевилизации, точно уже нет никакой.
      Дорога нас ни чем не удивила. К 40 километровому грейдеру, были готовы. Пожалуй, больше удивило нас безлюдье.
      Места здесь довольно суровые. Да, это была уже природа настоящей тундры и ее легендарными представителями, многочисленными лишайниками, мхами, карликовой ольхой и березой. Практически это были уже не деревья, а кустарники. Единственно, что выдавало их за родство с настоящими представителями этого вида, это микроскопические листики, которые были в несколько раз меньше по площади и только по своей форме оставались все прежними. Иногда вообще эти деревья, мох, и многочисленные маленькие цветочки, разброшенные волшебной рукой северной природы, сливались в один ровный живой ковер тундры. И в этой вечной борьбе за выживание, порой было даже трудно различить, где кончается стелющийся можжевельник, а где уже начинают расти стебли карликовой ольхи или березы, или опять мох, покрытый микроскопической цветочной фантасмагорией.
      В 2012г в поселке Териберка проходил слет мотоциклистов. В этом году здесь полнейшая тишина.
      Пока доехали до поселка встретили одну или две машины, не больше. Так, что здесь, надо надеется только на себя и свои силы.
      Подъезжаем к намеченному рубежу, картина печальная, если не сказать ужасная. Кругом разруха, состояние домов, в которых живут люди, просто не поддается описанию. В завершение к сказанному, этот печальный пейзаж пополняется еще и остовами кораблей, торчащими ржавыми ребрами шпангоутов, из вод корабельного кладбища.
      Проезжаем поселок и едем дальше.
      Слева открывается красивая панорама ровного как стол песчаного залива. Ощущение такое, будто это не залив Баренцева моря, а теплый пляж черноморского побережья Анапы. Но попасть на этот песчаный берег, можно только во время отлива и выехать с него соответственно так же. 
130707_2252_img452
Берег Баренцева моря у поселка Териберка

      Дальше проехать нам не дали представители ГАЗпрома.
      Дорога прорублена в скале, но проехать можно только по соответствующим пропускам. Времена меняются, и критерии секретов теперь становятся уже другими.
      Принимаем решение, на пляже все-таки не вставать, дабы не зависеть от времени приливов и отливов, а искать место для ночевки где-нибудь по дороге в обратную сторону у реки. Едем обратно, и вскоре такое место, находится.
      Не очень, правда, уютное.
      Видны остатки жизнедеятельности местных рыболовов, но решаем все-таки встать. К тому же нашего главного рыбака Ларису, не покидает надежда на хоть какое-нибудь рыбацкое счастье
      Быстро ставим палатку, готовим ужин. И все наши взоры обращены в сторону Рыбалова, но, увы, даже здесь на севере просто так без всякой подготовки поймать нам не удалось, ничего. Жалко конечно, но нас это не расстроило, ужин на столе, дров в округе полно, костер горит уверенно. Осталось только отметить шампанским новое место, и можно будет от всей души наслаждаться, у потрескивающего углями костра, приятной темой о дальнейшей части маршрута нашего путешествия.
      С рыбалкой нам пока не везет, зато в Мурманске удалось, купит бутылочку шикарного масандровского вина «Красный камень».
      И теперь здесь, за полярным кругом, у берегов Баренцева моря, как приятно посидеть у костра и почувствовать аромат южного берега Крыма.
      Вспомнить наших близких, оставшихся за тысячи километров отсюда в Москве, ведь так далеко на север мы еще не забирались никогда.
      Помечтать о новых путешествиях, и конечно о завтрашней дороге к Дальним Зеленцам.
      Так закончился еще один день нашего путешествия к Баренцеву морю.

      Утро нового дня было самым обыкновенным.
      Завтрак, быстрые сборы лагеря, и мы снова уже на колесах своего автомобиля..
      Около крутого поворота на грейдере, обращает на себя наше внимание, очень красивый скальный ландшафт. 
130708_1305_img500
Пейзаж на крутом повороте грейдера

      Останавливаемся, выходим. Место действительно оказалось интересным. Пред нашим взором открылась просто неописуемая красота Кольской горной тундры.
      Огромные пласты скальной породы причудливой формы, изрезанные за миллионы лет, потоками воды.
      То тут, то там маленькие лужицы озер в каменных ложбинах.
      Разломы горной породы, сопровождаются многочисленными ручьями, извивающимися бесконечными потоками воды. И вокруг всей этой красоты, изумрудная зелень скальной тундры.
      Конечно, мы сделали здесь множество снимков и двинулись дальше.
      Наконец кончается грейдер и мы снова на асфальте. Но это счастье не надолго. Быстро заканчивается асфальт и мы снова на грейдере.
      Впереди нас ожидал самый сложный участок дороги. Всего 27км. В среднем это расстояние, местные водители проходят за три часа. Правда, на машинах класса УАЗ КРАЗ или что-то в этом роде.
      И так впереди у нас дорога к Дальним Зеленцам!?
      Если конечно только это, можно назвать дорогой!
      Порой на ней с трудом удается объехать огромные торчащие камни и косогоры.
      Постоянные спуски и подъемы, напоминающие слалом по каменной осыпи. Многочисленные броды и мостики различной категории сложности, правда, реально преодолеваемые.
      Здесь уже все чаще и чаще встречаются просто голые скалы. 
130708_1653_img566
Дорога на Дальнице Зеленцы

      Мхи и многочисленные лишайники еще цепляются за камень, и пытаются залезть на самый верх, а карликовая растительность постепенно отступает под натиском холодных ветров и морозов, оставаясь все больше у подножья скал.
      Медленно дорога поднимается на вершину горного плато. И, наконец, перед нашим взором, как на ладони открывается панорама всего залива.
      Здесь делаем остановку.
      Выходим из машины, что бы запечатлеть эту картину на память.
      Перед нашим взором открывается вид на суровые воды Баренцева моря.
      Пока это для нас самая северная и самая дальняя точка путешествия.
      Еще совсем недавно мы мечтали доехать хотя бы до берега Белого моря. С тех пор прошло четыре года. И вот мы уже стоим на скальном плато Баренцева моря. Смотрим в холодную серо-голубую бесконечность северных вод и мечтаем о новых, еще более интригующих путешествиях.
      И с этим видимо уже ничего не поделаешь, просто так устроен человек. Это, наверное, его естественное состояние. С каждой новой победой, пусть даже самой незначительной, самой маленькой, но победой, не останавливаться, идти вперед к новым, еще не открытым для себя мирам. Преодолевать возникающие трудности на своем пути, а преодолев их, почувствовать снова сладость победы, которая в этой жизни, не сравнима ни с чем! Это чувство, может понять только тот человек, который хоть раз в жизни его испытал!
      Теперь нам остается только осторожно, не спеша, спуститься вниз к воде и выбрать место для лагеря. 
Дальние Зеленцы.
Наш лагерь на Дальних Зеленцах

      Пока ехали к месту стоянки опять столкнулись с современной Российской действительностью-разрухой.
      Кроме новых домиков дайвингклуба, везде и всюду, что только может увидеть и охватить человеческий взгляд, заброшенные и обветшалые строения. Где некогда в советский период кипела жизнь, теперь только развалины, брошенные и догнивающие автомобили, разбитые стекла и настежь болтающиеся двери, когда-то, еще не так давно, обитаемых домов. С 1935 по 1989г в Дальних Зеленцах, в период так называемого «застоя», работала Мурманская биологическая станция, реорганизованная в 1958году в Мурманский морской биологический институт. Здесь работало и проживало в среднем от 500 до 850 человек, были поликлиники, ясли,  детские сады и школа, в общем, была не простая в условиях этого северного края, но настоящая жизнь. Теперь это все в прошлом. С приходом «великого» кормчего к власти, началась глобальная «перестройка», а далее и того хуже. К нынешним временам после 91года здесь осталась формально только база для экспериментальных работ, да несколько ее специалистов, с одним из которых мы случайно познакомились. На данный момент, по переписи 2010года на весь поселок, включая пограничников и прочих специалистов различного профиля, здесь проживает всего 47 мужчин и 5 женщин, а по информации других источников, 20-30 человек и даже меньше. Здесь и в ближайшей округе нет ни одного и никакого магазина! Действительно, зачем и для «кого»!? Ну а в 2013году все эти «многочисленные» специалисты, уже свободно умещаются в одном из заброшенных четырехэтажном здании с облупившейся штукатуркой и на половину выбитами стеклами. А весь этот поселок получил новое название, «поселок призрак», как его красноречиво охарактеризовали любители экзотических путешествий.
      Зато природа здешних мест по-прежнему неповторима.
      Мы поставили палатку практически у самого берега, под скалой не далеко от стоянки Ленинградских автотуристов. На следующий день к нам присоединились еще и велотуристы, думаем из Мурманска. Место оказалось очень удачно выбрано по многим показателям.
      Это и рыбалка на спиннинг и наличие источника пресной воды.
      Конечно, был торжественный ужин с шампанским и много долгих разговоров у костра. Погода, правда, нас не очень баловала. В день приезда можно было еще ходить в майке, а вот на следующий день, когда собрались в маленький походик по местному архипелагу, уже пришлось надеть штормовки, а некоторые члены нашей команды одели даже свитер. Поход получился очень интересным и познавательным. Прошли далеко вдоль берега, обогнули залив, и вышли к открытому морю. Поднялись на скалы, благо здесь они, будучи изрезанными, за многие миллионы лет водой и ветрами, стали походить на огромные плоские террасы. Теперь перед нашим взором было только бескрайнее Баренцево море, а за ним только Северный ледовитый океан.
      Мы стояли и представляли себе те далекие времена, когда вот, так же как и мы, сейчас, стояли первооткрыватели севера, устремив свой взгляд в бескрайние просторы, и мечтали о достижении северного полюса, неоткрытых еще островах и архипелагах неприступного ледовитого океана. Нас охватило такое чувство, которое ни какими словами не возможно передать, его можно понять и ощутить, только побывав здесь хоть раз!
 130709_1413_img639
Дальше только Северный ледовитый океан
      А места здесь действительно очень интересные. Пока мы были в маленьком походе, в окрестностях залива, к берегу нашего лагеря подплывала парочка тюленей. Вели себя они очень раскованно и непринужденно, вылезая из воды чуть ли не по пояс.
      Всю эту картину своими глазами наблюдала Надежда. Она-то нам потом во всех подробностях и в восторженных чувствах, рассказывала об увиденном чуде!
      После обеда нам еще и с рыбалкой повезло. Быть на море и не покидать спиннинг, для рыбака невозможно. Поэтому сразу после обеда Лариса занялась спиннингом.
      Не прошло нескольких минут, как на крючке засверкала серебром чешуи рыбка. Тут уж и я не удержался, в итоге рыбацкое счастье нам улыбнулось. И через час в ведре уже было 14 рыбок. Для меня, это был вообще самый большой улов за всю свою рыбацкую практику. А чуть позже, мы уже все вместе, увидели и сняли на видео визит местных тюленей.
      К вечеру, проходя мимо нас, возвращаясь с рыбалки, остановилась у нашего костра девушка биолог, из Мурманской биологической станции. Мы, конечно, воспользовались возможностью, как можно больше узнать о местной флоре и фауне из уст профессионального биолога. Потом еще к нам в этот день заходили пограничники.
      Все это были очень приятные и хорошие люди, живущие в таких суровых условиях, при этом сумевшие не зачерстветь, и не потерять обыкновенное человеческое душевное тепло. А это совсем не так просто, быть оторванным от современных условий цивилизации, жить в этих сложных, далеко не простых условиях, и при этом оставаться настоящим человеком, способным честно выполнять свой гражданский долг.

      На утро следующего дня погода нас разочаровала. С ночи начавшийся дождь, совсем не собирался заканчиваться. Что впрочем для этих мест явление вполне обычное. И тогда за завтраком было принято решение, собирать лагерь и двигаться обратно в сторону Хибин. Тем более, что пока будем ехать, может и погода разгуляется. А если нет, то непосредственно перед Хибинами, можно будет переночевать в известной нам гостинице. Сборы были быстрыми и уже через полчаса мы двинулись обратно в сторону Мурманска. Дорога предстояла известная, правда преодолеть эти 27км до обычного грейдера, быстрее, чем за три часа, все равно не удалось. Так началась завершающая часть путешествия, с каждым километром приближающая нас все ближе и ближе к дому. По дороге встречаются различные представители пернатого мира северного края. В окружающих нас со всех сторон озерах, многочисленные виды уток, а в небе, раскинув широко крылья, грациозно парит коршун. А вот еще один представитель пернатого мира. В траве, вдоль дороги, бегает какая-то очень красивая и не обычная для нашего глаза птаха, напоминающая маленькую курочку в пестрой накидке. Может это ее, высматривает с высоты, хищник? Вот таким птичьим миром, на прощание, предстала перед нами, Кольская горная тундра.
      Но все когда-нибудь кончается, и грейдер скальной тундры, с его обитателями тоже.
       
А дождь по-прежнему и без остановки, продолжает моросить. Тем временем под колесами нашего железного коня, давно уже шуршит асфальт. Мы подъезжаем к Мурманску. Заправляемся бензином, продуктами, и под воспоминания, о еще совсем недавних экскурсиях по городу, едем дальше. Подъезжаем к озеру Имандра, дождь по прежнему не перестает. Принимается решение не испытывать судьбу и переночевать опять в известной нам гостинице, а на следующее утро ехать в Хибины. Так и поступили. Вечером прогулялись в окрестностях гостиницы, сделали на память многочисленные фотографии окружающего горного ландшафта водами озера Имандра и за ужином обсудили дальнейшие наши планы.
      Утро следующего дня подтвердило правильность нашего решения. К полудню погода разгулялась и к тому времени, когда мы подъехали к озеру Малый Вудьявр, над нашими головами было голубое небо с небольшими пушистыми облачками, бала 2-3 и яркое теплое солнце. Все это конечно поднимало настроение и придавало нам дополнительной уверенности в достижении поставленных целей. 
130711_1246_img768
Озеро Малый Вудьявр

      После знакомства с небольшим по местным меркам озерцом, мы двинулись дальше вглубь Хибин. Дороги здесь конечно выглядели своеобразно. Вообще мы стали сомневаться, что это, дорога или река!? Глубина конечно не большая в среднем сантиметров 20, но течение быстрое. Ширина 40-50 метров, естественно под водой камни самого разнообразного калибра от 10см в диаметре и до размера огромных валунов, которые торчат громадными глыбами над этой водной быстриной. Практически получается езда по горной реке, при этом постоянно маневрируя, между огромными камнями. Вот по такой дороге или реке, не знаю уж, как и правильно будет сказать, нам предстояло подняться в Хибины. Но дальше все–таки не повезло. Путь был прегражден сползшим ледником, а объехать его ГРАНД ВИТАРЕ, в стандартном исполнении, было не реально.
130711_1321_img793
Ледник на "дороге" в Хибинах
      Пришлось ограничиться фотоснимками на этом кусочке ледника, немножко поиграть в снежки и возвращаться обратно. Но, честно говоря, нам и эта экзотика принесла не мало удовольствия, все-таки сегодня первая декада июля, середина лета, а мы играем в снежки. Правда экзотическая эйфория потихонечку начинает сменяться бодрящей прохладой. И это не случайно. Автомобильный градусник показывает всего 5гадусов, одеты мы были легко, соответственно встал вопрос: сколько мы еще вот так можем здесь находиться на снегу. Решаем, что для первого знакомства вполне достаточно. Еще немного посовещавшись, принимаем решение; пора возвращаться и начинать движение в сторону Карелии, а именно к Беломорску. Обедать, было решено здесь на Кольском. Вдоль трассы на берегах Имандры достаточно много хороших мест, где можно не только на обед, но и встать на ночевку. Так, что обед был в отличном месте с прекрасным видом на озеро. По дороге к Беломорску, в районе Кеми, на трассе заправились родниковой водой и к концу дня, правда, в июле месяце здесь за полярным кругом, это понятие чисто условное, добрались до беломорской стоянки.

      Вот уже четвертый год и четвертый раз мы встаем в этом месте.
      Правда в этом году решили проехать дальше вдоль берега и встать не далеко, от того места, которое описывается в рассказе «К Терскому берегу2012г». Каменные ванны в этом году, к нашему сожалению, были уже не с такой теплой водой как в прошлом. Зато палатку было ставить проще. Под нашими ногами была уже не каменная монолитная плита, а каменистая, но все-таки земля. Еще проходит немного времени, и наши бренные тела, с головы до пяток в блаженном предвкушении прекрасного ужина и отдыха. 
      
130712_1145_img840
Пейзажи беломорской стоянки

      Утро следующего дня, решили посвятить прогулке вдоль берега. Хотелось пройти пешком до того места, где кончается залив и открывается вид на открытое море, и заодно проверить расстояние, на котором будет реальная радиосвязь в условиях леса и отсутствия прямой видимости. Оказалось совсем не плохо. Для данной простенькой аппаратуры, около четырех километров, наверное, даже отлично. Всю дорогу нас не покидало желание найти грибы, ведь нам так невероятно везло в это же время в 2012году, а сейчас ничего, совершенно пусто. За всю дорогу единственный подосиновик. Зато было сделано много очень интересных и красивых кадров. В конце этого маленького путешествия мы решили сократить расстояние и пересечь залив, по короткому пути, пройдя через тростниковое болото. Оказалось это не так-то просто. Тростник через несколько метров пути встал стеной выше человеческого роста, нам ничего не оставалось, как только выдерживать точную линию намеченного маршрута и надеется при этом, что болото по-прежнему будет на нашем пути сухим. К счастью интуиция нас не подвела, мы удачно пересекли залив, и вышли к последнему на нашем пути лесному массиву. Дальше, пройдя еще немного лесом, мы вышли к открытому берегу моря. Это была конечная точка нашего пешеходного маршрута. Пора было возвращаться обратно. Места здесь, как уже неоднократно писалось и в очередной раз подтвердилось, очень интересные и живописные! 
130712_1241_img866
Пейзажи беломорской стоянки

      На обратном пути решили пройти немного другим маршрутом, что бы узнать до какого расстояния и до какого места можно проехать на машине. Встретили местного грибника, который подтвердил полное отсутствие грибов на данный период. А через час мы были уже на месте, осталось только высушить обувь и можно спокойно планировать завтрашний маршрут. Вот здесь меня постигла еще одна неприятность. Стоило мне только немного потерять бдительность, как вдруг до меня стал доноситься, какой-то подозрительный запах!? Это было что-то среднее, между запахом непонятного качества шашлыка и чего-то резинообразного. Ну да, конечно, это жарился один из моих башмаков, упавший в угли. Когда я его извлек из углей, перед моим взором предстало жалкое подобие некогда красивой кроссовки. Осталось только с почестями его похоронить, а оставшуюся часть маршрута ехать в пляжных шлепанцах.
      На следующий день, утром мы снова тронулись в путь, и конечно наш душевный коллектив, понимая мое неудобное положение, выделил из нашего туристического бюджета денег, на приобретение тапочек. С одним непременным условием; не терять бдительности и не путать их с шашлыком у костра. 

      Дальше наш маршрут частично проходил по уже знакомым местам Карелии. На обед было принято решение встать на озере Сандал, а ночевку сделать на озере Уксиярви. Очень красивое озеро, как, правда и большинство озер Карелии. Возражений не было, маршрут был утвержден единогласно. Осталось только уточнить некоторые моменты, связанные с посещением мест боевой славы. Ведь в Карелии, как известно, проходили ожесточенные и тяжелые бои в период с 1939-1940г и с 1941-1944годы. Проходит немного времени, и слева от дороги видим памятник бойцам, отдавшим свои жизни за нашу Родину, за нашу счастливую жизнь. Останавливаемся, проходим к местам, где когда-то шли ожесточенные бои. В лесу видно противотанковую каменную загородительную полосу. А у мемориала, погибших здесь бойцов, лежат пробитые осколками снарядов, патронные коробки, от пулеметной ленты «Максима» и солдатский котелок. Здесь же два креста, с фамилиями бойцов, останки которых были найдены, благодаря, патриотической работе поисковых отрядов. Вот их имена: Алексей Гаврилович Иванов 1909-1944г и Василий Григорьевич Круглов 1906-22.07.1944г сержант 514 ИПТАП. Вечная им память и слава! Мы стояли и представляли себе те далекие военные годы и тех людей, которые могли бы прожить большую, прекрасную жизнь, но отдали ее для того, что бы наша Родина была свободной, а мы счастливыми! На сколько же, и как безмерно мы обязаны своей жизнью и своим счастьем им, погибшим в этой войне, навечно оставшимся в наших душах, бойцам!? С тех пор прошло много времени, но человеческая память бессмертна и люди всегда будут помнить о них.
       
А если когда-нибудь мы позабудем об этом,
то право людьми называть,
иметь мы не будем!
 
130713_1836_img895
Мемориал воинской славы
      Пришло время прощаться. Мы возвращаемся к машине и едем к озеру Уксиярви. На ночевку место выбрали не сразу, пришлось немного поколесить вдоль берега, подыскивая более удобное место. Наконец место выбрано, поставлена палатка. Лариса попробовала кидать спиннинг, но ничего из этого не вышло. Так что ужин был обычный туристический. У костра обсуждали, пройденный сегодня маршрут, делились впечатлениями прошедшего дня. Здесь уже не было таких белых ночей как за полярным кругом. Пришла пора подумать о планах завтрашнего дня с учетом строго регламентируемого светлого времени! 
130713_2132_img900
Озеро Уксиярви

      Утро нас не разочаровало. Оно было солнечным и прекрасным, впрочем, как и весь окружающий мир Карелии, с ее нескончаемой вереницей рек и озер. Планы на сегодня были большие. Хотелось разыскать и посмотреть на одно из многочисленных сокровищ Карелии водопад «белые мосты», а так же найти здешнее месторождение гранатов. По данным некоторых источников, можно даже попытать счастье что-нибудь найти. И так, время 10:00, пора выезжать. К «Белым мостам» есть два пути. Первый – это более длинное расстояние, порядка 40ка километров. Зато, имеет навигационное подтверждение. Второй, раза в два короче, но нет четкого и ясного подтверждения, ни на карте, ни на навигаторе. Решили, что «20километров Грейдера, да еще и неизвестно какого, в кармане все-таки не спрячешь», расстояние не малое. Едем по короткому маршруту, и это как потом, оказалось, было нашей серьезной ошибкой. Через десять километров дороги стали расходиться в разные стороны, а потом вообще их стало намного больше чем на карте. Показания же навигатора, не стыковались с элементарной логикой. Время от времени приходилось останавливаться и делать пешеходные вылазки для разведки местности и сверки данных, с картой и навигатором. Ландшафт в этих местах очень далек от среднерусской равнины. Порой встречались такие скалы поросшие лесом, которые вообще приходилось, что называется брать только в обход. Часто в такой разведке вставал вопрос, правильно ли мы идем обратно, и сможем ли точно выйти к машине!? В общем как в поговорке: чем дальше в лес, тем больше дров. Дальше появился и стал расходиться в разные стороны вообще, шикарный грейдер, как потом выяснилось, это были дороги для вывоза леса. Но как назло, за все это время, нам не встретилась ни одна машина, ни один человек. В итоге время было потеряно очень много, а водопады так и не нашли. В конце концов, мы все-таки выехали на асфальт, от которого можно теперь было точно сориентироваться. Но время подходило уже к обеду. У нас впереди еще были многие сотни километров, но световой день, теперь был ограничен. Конечно, было очень обидно, мы были почти у цели, а времени нет. Пришлось отказаться и от поисков месторождения гранатов. В общем, попросту говоря, нам просто не хватило минимум одного дня. Теперь оставалось только где-нибудь на Ладоге найти приличное место для обеда. В этих местах дорога идет вдоль, озера не далеко от берега, и нам не составило особенного труда найти подходящего места для обеда. Подзаправившись, тронулись к последнему месту стоянки озеру Ужин.
130715_1034_img917
Озеро Ужин
      Это сильно вытянутое озеро, соединяющееся через протоку с известным озером Валдай. С трудом и на пределе светового дня мы все-таки успели к началу сумерек, найти место на берегу и поставить палатку. Это была наша последняя ночевка. Утром все было как обычно, быстрые сборы, оперативный завтрак и выезд. Впереди у нас сегодня немногим более 400километров пути, и соответствующее этому расстоянию, время. Как раз столько, сколько нужно, что бы еще раз вспомнить и осмыслить все то, что нас связывало эти дни, чему мы радовались, что нас волновало, чем восхищались, и еще много, много чего!?
      К 18.00 мы были в Москве. Так закончилось наше четвертое путешествие на север к берегам Баренцева моря.

Предлагаю Вашему вниманию фильм об этом путешествии:

Чирков Вячеслав Александрович

8-925-О31-97-21 


Комментарии
Спасибо Вам за отчет! Некоторая информация очень пригодилась https://www. 
marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=0f077d82-54b8-4bf3-b471-3778dee10a0b&redirect=720. Удачи!!!
Супер! молодцы!жаль что на водопад не заехали в Териберке! 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте