Команда спортсменов города Москвы и Томска - отправляется в Северо-Восточную Индию штат Аруначал Прадеш (Восточные Гималаи), Округ Курунг – Кумей, для исследования и прохождения (сплав) реки Курунг, правого притока реки Субансири.
Нитка маршрута
Москва - Дели - Гуахати - Итанагар - Колорианг - Сарли - река Курунг (сплав) - Колорианг - Зиро - Гуахати - Дели - Агра - Дели - Москва
Гималаи 2013 
Аннотация

Команда продолжает исследование замечательного горного региона Индии и является пятой  Российской экспедицией в Гималаи штата Аруначал. В этом году в состав команды входят представители Украины (г. Киев). Россиянами были пройдены: река Субансири в 2008г. командой «РАТТ» (рук. Сельвачев), река Диранг  в 2010г.  командой «Орда» (рук. Ю. Снегирь), реки Диранг и Каменг (от слияния с рекой Бичём) 2011г. (рук. А. Новиков), реки Бичём (рук. А. Новиков) и Каменг (включая верхний Каменг от посёлка Марджангла Кэмп, рук. А. Котляровский) 2012г. В регионе в перспективе ближайшего десятилетия будут совершены первопрохождения рек и проложены сложные водные маршруты.

  Штат Аруначал Прадеш труднодоступен и физически и юридически. Нью Дели и район проведения экспедиции разделяют 2600 м. и несколько перевалов. Для организации экспедиции   необходимы специальные разрешения - район маршрута пограничный между государствами Бутан и Китай (Тибет). Является спорной с Китаем территорией.

  Река Курунг является крупнейшей (наряду с рекой Камла) рекой района Курунг – Кумей, название которого и состоит из имён этих двух рек и вытекает с ледников пика Кангто высотой 7090 метров, от истоков имеет крутопадающий слаломный характер. Река течет в ущелье с  вершинами до 4 км высотой. Начало сплава на высоте 2000 м. над уровнем моря. Финиш предполагается  на высоте 500 м. над уровнем моря, где исчезают горные хребты Гималаев в городке Тамен. Сплав составит около 210 километров с препятствиями 5-6 категории сложности, по одному из главных притоков реки Субансири (которая является крупнейшим притоком реки Брахмапутра (Цангпо).

  Почти вдоль всего маршрута на километровой высоте периодически проходит автодорога. Что очень важно в связи с серьезностью маршрута и малым количеством времени экспедиции. А также важно обеспечения безопасности и быстрого схода с маршрута. Для обеспечения безопасности команда максимально привлекает к сотрудничеству и поддержке  региональные спортивные комитеты, структуры Федерации Спортивного Туризма и МЧС.

  Официальный спонсор по спортивному снаряжению  Торговая компания MounTech.      

  Освещение в СМИ – журнал «Вертикальный Мир»
График экспедиции

Планируемый график. 

8 марта Москва-Дели (самолёт)

9 марта Дели - Гуахати (самолёт), Гуахати - Итанагар (машина), покупка продуктов, ночёвка в Итанагаре (гостиница)

10 марта Итанагар - Колорианг - Сарли (точка стапеля)

11 марта стапель, упаковка продуктов, общие сборы.

12 марта - 20 марта сплав (+1 днёвка)

20 марта анти стапель - Тамен

20 марта Тамен – Зиро (машина), ночёвка в Зиро (гостиница)

21 марта Зиро - Гуахати (машина), ночёвка в Гуахати (гостиница)

22 марта Гуахати - Дели (самолёт), ночёвка в Дели

23 марта Дели – Агра – Дели (поезд), осмотр достопримечательностей

24 марта Дели - Москва (самолёт)

Реальный график.

8 марта Москва-Дели (самолёт)

9 марта Дели - Гуахати (самолёт), Гуахати - Итанагар (машина), покупка продуктов, ночёвка в Итанагаре (гостиница)

10 марта Итанагар - Колорианг - Сарли (точка стапеля)

11 марта стапель, упаковка продуктов, общие сборы.

12 марта - 20 марта сплав (+1 днёвка)

20 марта Колорианг - анти стапель.

20 марта Колорианг – Зиро (машина), ночёвка в Зиро (гостиница)

21 марта Зиро - Гуахати (машина), ночёвка в Гуахати (гостиница)

22 марта Гуахати - Дели (самолёт), ночёвка в Дели

23 марта Дели – Агра – Дели (поезд), осмотр достопримечательностей

24 марта Дели - Москва (самолёт)

Миссия экспедиции

1. Популяризация Российского спорта – реализация экспедиции и освещение хода и итогов экспедиции на контекстных веб-ресурсах, СМИ.

2. Укрепление дружбы между народами Индии и России – освещение итогов экспедиции в структурах «Россотрудничество» - Русском Национальном Центре в Нью-Дели.

Цели экспедиции:

1. Достижение командой поставленной спортивной цели с максимальным обеспечением безопасности участников экспедиции;

2. Популяризация спортивного туризма как массового вида спорта  в России;
Состав экспедиции

Видео Курунг 2013Руководитель группы Котляровский Андрей Васильевич,

домашний адрес, телефон, E-mail  141700 Московская обл. г. Долгопрудный, ул. Спортивная 5-2-123

тел. 89037775092 , crazy-pu@mail.ru

Ссылки:

Архив путешествий 2002-2006

Состав команды

1.Котляровский Андрей Васильевич 28.10.1971 (Руководитель группы)

Руководство в пеше-водных маршрутах р. Макар-Рузь, р.р. Естовис – Ния-Ю (Российско -  Шведская команда), р. Ния-Ю, р.р. Харамалоу-Собь, р. Кутсайоки, р. Мзымта, р.р. Мурхой - Гутара - Тагул, р.р. Ара-Ошей - Китой, р.р. Левый Белин - Каа-Хем, р. Бий-Хем, р. Коксу, р. Каменг (Индия),  р. Хамсара.

Участие в экспедиции «Гималаи 2011» (р.р. Диранг – Каменг)

2.Кудеров Дмитрий Васильевич 19.06.1971

Участие в пеше-водных маршрутах р. Ния-Ю, р.р. Харамалоу-Собь, р.р. Естовис – Ния-Ю (Российско -  Шведская команда),  р.р. Мурхой - Гутара - Тагул, р. Китой, р.р. Левый Белин - Каа-Хем, р. Бий-Хем, р. Коксу, р. Каменг (Индия), р. Хамсара

3.Дворянкин Егор Леонидович 07.01.1975

Участие в пеше-водных маршрутах р. Макар-Рузь, р.р. Естовис – Ния-Ю (Российско -  Шведская команда), р. Ния-Ю,   р. Мзымта, р.р. Мурхой - Гутара - Тагул, р. Китой,  р. Коксу,  р. Каменг (Индия), р. Хамсара

4. Малиновская Татьяна Вадимовна 21.07.1973

Участие в водных маршрутах р. Коксу, р. Каменг (Индия)

5. Меркулов Игорь Юрьевич 30.01.1976

Участие в пеше-водных маршрутах  р.р. Левый Белин - Каа-Хем, р. Коксу, р. Каменг (Индия), р. Хамсара

6. Артемов Александр Васильевич  23.01.1960

 Руководство и участие реки: Черная Уба-Уба, Чуя, Мажой, Башкаус, Чулышман, Орто-Тентек, Тентек, Чон-Кемин, Малый Нарын, Аккалаха, Карааллаха, Аргут, р. Бичём (Индия) , р. Каменг (Индия) 

Горы: от 3Б до 5А, альпинистский опыт: 3-6 к.с.

7.Ткач Игорь Григорьевич 15.06.1981

Участие в пеше-водных маршрутах р.р. Ара-Ошей – Китой, реки Камчатки.

Горы: Восхождение на Эльбрус.

8. Кавелькин Алексей Юрьевич 07.07.1973

  
Изначально планировалось, и было подтвержденно Индийской стороной, что будет ещё 2 участника.

9. Нино Даи (Индия)

10. Бомто Базар (Индия)

 
ОБАНА на Курунге

  Март. Хотя вокруг сугробы по колено, но  уже пахнет весной. По улицам снуют мужчины с букетиками цветов. Праздник,  Женский день! А у нас свой праздник – мы едем в аэропорт Шереметьево! Мы опять летим в Гималаи! Наша команда продолжает осваивать реки индийской части Тибета – штата Аруначал Прадеш. В этот раз мы выбрали реку Курунг, начиная с верхней его части. До нас никто ещё не сплавлялся по этой части реки, даже вездесущие каякеры. Старт наметили от посёлка Сарли, находящегося, как выяснится позже, в приграничной зоне, что в 55 км от столицы округа Курунг-Кумей, города Колорианг, или выше, насколько позволит дорога и спуск к реке.  Имя округа состоит из названий двух самых крупных рек протекающих по его территории, собственно Курунга (Кру) и Кумея (Камла).

Курунг 13

 

   Регистрация. Взвешивание багажа, спасибо родному Аэрофлоту, на рейсах в Дели норма провоза багажа 2 места по 23кг на человека, да ещё и ручная кладь, поэтому везём с собой всё, даже алюминиевые рамы для катамаранов! Хотя это потом нам ой, как аукнется на внутренних рейсах Индии.  Пять с половиной часов в воздухе, и мы в Индии. Здравствуй, уже, практически, родной аэропорт имени Индиры Ганди.  Получив багаж, перемещаемся в зону вылета и, заплатив не мысленные, по индийским меркам, деньги за перевес,  загружаемся в самолёт. Где то через час буквально прилипаем к иллюминаторам по левому борту, воздушный коридор проходит вдоль Гималайского хребта с его восьми тысячниками и господствующим над всем, его величеством Эверестом.

8848
  Ещё час лёта и посадка в Гуахати.

 

Хари Сингха

 

   А в Гуахати нас уже ждут! Мой старый друг Хари Сингха! Он уже заказал нам 2 машины до Сарли. И сам поедет с нами до Итанагара.  Ехать 390км, а с объездом ремонта дороги все 450, плюс остановки на «попить чайку» и пообедать (или поужинать, словом - ланч) в Тезпуре, и  к 10 вечера мы на месте. 10 вечера в Итанагаре, этот как 3 часа ночи, где-нибудь в Шепетовке, город, практически, вымер. Благо, ещё один наш друг Озинг Даи, заранее забронировал нам отель, где мы и заночевали. Утром, после скромного завтрака, встретились с Озингом, обсудили  маршрут и договорились, где встречаемся с его сыном Нино. Они, со своим товарищем Бомто, хотят идти с нами Курунг! А так же он принёс нам оригиналы пермитов - документа, без которого, не гражданину Индии, нельзя находиться и перемещаться в закрытом, приграничном штате Аруначал.  Прощание с Озингом и Хари,  пришедшем проводить нас и дать последние Ц. У.  водителям, и в путь!

   До Колорианга ехали долго. Водители, видимо неправильно поняв Озинга, по дороге заехали в городок  Полин, тем самым удлинив дорогу километров на 300. Стемнело, а темнеет в Индии рано, в 6 вечера уже совсем ночь, а в горах, так «глаз выколи»! Индийские водители не очень обожают ездить по ночам, а по горным серпантинам и подавно!  Наш водитель начал клевать носом ближе к полуночи и, после третьей попытки сбросить машину вместе с нами в пропасть, мы приняли решение – пусть и в машинах, но надо поспать! Проснулись с рассветом, быстренько сварили кофе в джетбойле (спасибо спонсорам похода, компании Маунтек, экипировали по полной!), разбудили водителя  и двинулись дальше. Оказывается  до Колорианга мы не доехали, каких то полчаса.  Словом, в 5.30 утра мы были в столице Курунг – Кумея!
Колорианг

   Городок потихоньку  просыпался, открывались лавочки и закусочные. Параллельно с  открытием лавочек мы занимались закупкой продуктов для предстоящего сплава. Пока бегали по рынку, в город въехал пикап, в кузове которого возвышалась непонятная конструкция, смутно что- то напоминающая! Так это же рама от катамарана подумал я и, тут же, узнал в водителе Бомто! А рядом с ним сидел не кто иной, как Нино! Наконец то мы встретились. Пока Нино ходил в забронированную для нас гостиницу забрать деньги, а заодно и принять душ, мы заказали завтрак в соседней закусочной и поимели общение с назойливым типом, что то выспрашивающим у нас на плохом английском. Впоследствии, уже на обратном пути, выяснится, что это представитель контрразведки Индии. Он всё время что-то твердил про паспорта и полицию, я дал ему копию пермита и он, судя по всему удовлетворённый,  удалился. В 9 утра в городе включили мобильную связь, мы поговорили с Москвой, позавтракали и двинулись дальше.

   От Кололрианга до Сарли 55 км дороги, как оказалось довольно сносной, даже можно сказать хорошей! Она петляет, практически, вдоль реки на высоте, примерно, километр над ней. Периодически останавливаемся, что бы хоть как то посмотреть на Курунг, почти везде «белая вода», хорошая нас ждёт речка! И вот Сарли. Поговорили с местными жителями и узнали, что километров через 10 – 15 строится дорога к реке, там, через 5 лет, будет автомобильный мост! Но дорога только строится, и машины не могут, пока ещё проехать по ней. При помощи Нино договариваемся с дорожными строителями о помощи и, всем дружным коллективом, переносим нашу поклажу на берег. Чудесное место для стапеля! Ну, что, теперь пора спускать вниз и катарафт наших индийских друзей, но Нино, походив по берегу и посмотрев на реку, говорит, что Бомто против сплава по этому участку реки! Их судно не предназначено для таких порогов. И мы договариваемся, что они будут ждать нас в Колорианге, а уже ниже продолжать сплав с нами до городка Тамен. Ну, что же, значит, так тому и быть! Прощаемся с ребятами и договариваемся быть на связи и встретиться через 3-4 дня в Колорианге. Они покидают нас, мы же начинаем разбивать лагерь, разбирать вещи и готовить ужин на костре, любезно разведённым местными жителями, в невероятном количестве  снующими по поляне.

Нино и Бомто

 

   Проснулись с рассветом. Я давно заметил, что в Гималаях организм чудесным образом сам подстраивается под смену дня и ночи. Без особых сложностей, спокойно, засыпается в 9 - 10 вечера по местному времени (разница с Москвой - 1.5 часа) и так же спокойно просыпается с рассветом, то есть в 5.30 – 6. Проснулись - и сразу за дело. Сегодня стапель! Разложили шкуры от катамаранов. Засунули в них внутренние баллоны и принялись вязать раму. В это время поляна наводнилась жителями окрестных посёлков. Они галдели, разглядывая и ощупывая всё и вся! Всё это ужасно напоминало мультфильм «Каникулы Бонифация»,  только Бонифациев было семеро и одна Бонифаца. Некоторые из местных знали немного английских слов, и у нас завязалась беседа.  Самый продвинутый из гостей осмотрел рамы и вёсла и изрёк «алюминиум».  Мы подтвердили это и все гости довольные закивали. Потом пришло время подкачивать баллоны и пришнуровывать раму. Самые шустрые и любопытные бросились помогать. Причём качали они с таким энтузиазмом, что некоторые баллоны пришлось немного подспустить. С помощью наших добровольных помощников дело спорилось и часам к 2 дня оба катамарана были готовы. Немного поразмыслив, мы пришли к выводу, что сегодня становиться на воду нет смысла. Пока обед, пока сборы, и будет уже 5 вечера. А в 5.30 уже темнеет. Поэтому мы решили потратить оставшееся время на сортировку и упаковку продуктов и отвести немного на торжественную часть. А именно на награждение медалями и дипломами участников прошлогоднего похода «Бичём – Каменг».
Медалисты

   Первый день сплава. Как всегда сборы после завтрака, последние приготовления при непосредственном участии половины пришедшей провожать нас толпы, подкачали баллоны, спустили катамараны на воду, привязали рюкзаки. Забили трубочку, как там в песне? «Давайте ка ребята покурим перед стартом, у нас ещё в запасе 14 минут!». И в путь. Первый порог буквально через 300 метров сплава. Зачалились, просмотрели, нормальный слив. И понеслось. Порог за порогом, через каждые 300 – 400 метров. Постепенно сложность порогов растёт и вот впереди уже, что то шумит грозным басом. Ну, вот и первая шестёрка Курунга! Хорошее падение с лабиринтом среди камней. Самое главное попадать в ворота образованные камнями, не всегда это удаётся точно и не всегда эти проходы габаритны. Удачно проходим обоими катамаранами. С каждым впадающим ручьём и притоком, воды становится всё больше и больше, пороги всё мощнее и мощнее.  К вечеру подходим к очередной шестёрке. Крупный левый приток натаскал в реку много огромных камней, между ними образовались мощные сливы с падениями от 1.5 до 2.5 метров. При просмотре порога обнаруживаем прямо за ним, на левом берегу, отличное место для лагеря. Воодушевленные этим с лёгкостью проходим порог и зачаливаемся. После ужина, достав контрабандный спутниковый телефон, выходим на связь с Москвой и докладываем: «прошли около 11 км и 14 порогов, несколько высшей категории сложности». Весь оставшийся вечер прошёл за обсуждением весёлой речки Курунг.

Пороги Курунга

 

   Следующий день прошёл более напряжённо. Порогов было меньше, но они были длиннее и мощнее. К обеду вошли в каньон, который начался 21 по счёту порогом, за что тот и получил звучное название «Очко». Порог сложный. Русло разделено на два потока, причём в левом сливе лежит поперёк бревно, не оставляя выбора куда заходить. И всё бы ничего, но сразу за правым сливом стоят каменные ворота шириной 2.5 метра, и это при условии, что ширина наших катамаранов, «Авось» и «Князь», 2.05 и 2.2 метра соответственно. И через них, с небольшим левым поворотом  проходит второй слив порога! Метров через 10 третий, с падением 1.5 метра. Татьяна, посмотрев на всё это, категорически отказалась идти. Пришлось мне садиться на её место. Но оно и к лучшему, пройдя порог на «Авосе», «Князя» я провёл с большей уверенностью. Оба катамарана прошли порог с ювелирной точностью. Потом ещё порог,  и ещё, и еще, а время к вечеру.  Постепенно мы стали понимать, что до темноты нормального места для стоянки нам не найти и, если мы не хотим проходить очередной порог в темноте, то пора останавливаться на ночлег. А очередной порог не заставил себя долго ждать. Просмотрев его, мы приняли решение, что на ночь глядя прыгать в него не будем. Побродили по берегу, попытались забраться выше, но подходящего места для лагеря не нашли. Что ж, будем ночевать на камнях, так делали и в каньонах Диранга, в позапрошлом году, здесь же в Гималаях.  Благо больших и, более – менее,  плоских камней на берегу много. Разложились на камушках, кто по двое, кто по одному. Разожгли костёр, приготовили ужин и, после очередного сеанса связи с Москвой, прекрасно скоротали вечерок за бутылочкой местного рома.

Очко
Лагерь на камнях

 

   Ближе к утру пошёл дождь. Быстро натянули тент, но его хватило укрыть от дождя только четверых. Остальные накрылись тентами от палаток. Но сон уже не шёл. И я со спальником и ковриком  перебрался под тент, где мы сварили кофе и, попивая оный, скоротали время до рассвета за размеренной беседой о былых походах. Рассвело, потихоньку стали просыпаться остальные. Позавтракав,  мы начали собираться. Брр, как же это неприятно запихивать себя в мокрый и холодный неопреновый гидрокостюм! Но через несколько минут он согреется и сразу станет тепло и комфортно. Упаковали вещи, привязали к катамаранам и пошли смотреть порог. Хорошо, что не пошли его вчера! Хорошая шестёрка. Основной слив падает в пенный котел,  из которого сливается вправо и влево, обтекая огромный камень. Потом и с той и с другой стороны следуют ещё по два слива. И всё это заканчивается ступенью, за которой пенная бочка и на выходе из неё струя уходит под торчащую, как палец, скалу. Долго смотрели первый слив, кидали в него палки, пытаясь понять, куда уходит основная струя. Все деревяшки уносило вправо. Значит так и пойдём. Пошли. Прыгаем в котёл, но тут вода сыграла с нами злую шутку. Мы продавили котел, и дошли до «жёсткой струи», которая течёт под пеной, а она утащила нас влево! Кинула катамаран лагом в левый слив, где нас и заклинило между двумя камнями. Немного повисев на них, мы перекинули корму через камень и слились во второй котёл, где успели развернуть кат и пройти все остальные сливы ровно. Пройдя последний слив, я понял, что баллон подо мной пробит, о чём тут же сообщил, Дима, наш левый задний, сказал, что у него такая же история. Поэтому мы тут же зачалились на каменистом правом берегу. Огромное спасибо ребятам из «Красного солнышка», конструируя «Князя» они сделали отдельными баллоны в «горбах» и «наплывах», на них то мы и выплыли. Второй катамаран, учёл то, что произошло с нами, прошёл порог  удачно. Полдня мы шились, клеились и ремонтировали раму, которую погнуло о камень (и ей же, как оказалось, и пробило баллоны). После ремонта катамаран приобрёл задранную корму и стал походить на тюнингованную «девятку». В процессе ремонта успели перекусить и, когда всё было закончено, двинулись дальше. Через несколько километров обнаружили на левом берегу шикарную стоянку среди камней, где и остановились на ночь. К вечеру пошёл дождь, который после захода солнца перешёл в тропический ливень, о чём мы и сообщили в Москву во время сеанса связи. Потом долго сидели под тентом, слушая шум низвергавшихся с небес потоков воды. Стоянку назвали «пещера сколопендры», потому как рядом была большая пещера, из которой на поляну периодически выползала сколопендра. Мы её выбрасывали обратно, но она упорно выползала к нам. В итоге это настырное насекомое подкралось потихоньку ко мне и попыталось укусить меня за ногу, но кожа на ступне огрубела от хождения босиком и, по счастью у неё не получилось прокусить её. Но встревоженные таким поведением мы отбросили идею спать на свежем воздухе под тентом и поставили палатки.
 
Сколопендра
Порог "Мощный"

 

   К утру ливень стих, а с рассветом и вовсе прекратился, но за ночь налил в реку много воды и уровень последней поднялся метра на 2 – 1,5! Соответственно поменялся и рисунок порогов. При прохождении одного из порогов 6 кс, который мы назвали «Мощный», пришлось обнести вещи и идти на разгруженных катамаранах.
Rapid Severe
Порог Мощный (Курунг)
 
  Потом ещё несколько порогов и вот к обеду мы подошли к очередной «шестёрке» Курунга. Встали на перекус на шикарной поляне по левому берегу и пошли смотреть порог. Самый логичный заход в порог был по центру, но при такой воде после слива стоял косой вал высотой 2 метра, что гарантировало неминуемый переворот. И даже если чудом удавалось пройти слив безаварийно, то струя уносила влево, где через два слива, в третьем, параллельно друг другу стояло три таких вала, направленных от слива по струе! Вот тут - то ожидалось настоящее веселье! Но мы нашли вариант прохода! Справа, ближе к берегу, лежал плоский обливной камень, уровень воды над камнем был небольшой, порядка 20 см., но нам хватало этого. Решено – идём справа. Но пока мы просматривали порог,  уровень воды в реке стремительно падал и к тому времени, как мы начали прохождение, наш обливной камень превратился просто в камень, лежащий в реке.  Причём между ним и правым берегом остался слив, в который нас и затянуло правым баллоном. И всё бы ничего, ну развернуло бы на камушке и всего, но я почувствовал, что наш огромный катамаран начинает заваливаться на правый борт и через несколько секунд мы совершили оверкиль. Когда я вынырнул между баллонами, то увидел, что катамаран стоит на боку, Егор, наш передний левый уже бегает по берегу, а Гарри он же передний правый, лежит на спине, на камне и держит ногами катамаран, не давая ему перевернуться дальше. Мы же с Димоном бултыхаемся в воде. Передав вёсла Гарри, мы, пробравшись по катамарану, выбрались на берег. Оказалось, что камень, через который мы хотели перепрыгнуть, вовсе и не камень, а плита, под которую у нас и затянуло баллон! Причём затянуло так, что вытащить его никак не получалось! Связавшись по рации с командой «Авося» мы приняли совместное решение, становимся на ночь на поляне левого берега, а сейчас занимаемся вызволеннием «Князя» из западни. Битый час мы старались вдернуть его из-под скалы, привязали кучу верёвок, но всё напрасно! Но тут меня осенило! Нужно стравить воздух с зажатого баллона. Привязали к Игорю страховку и он, забравшись на «Князя», сначала отвязал рюкзаки, которые мы тут же вытащили на берег, а потом и вытащил затычку из зажатого баллона.  Постепенно воздух из него вышел и мы, довольные, но уставшие, вытащили катамаран из каменного плена. Расправлять внутренние баллоны и  накачивать катамаран, у нас, уже не было времени, так как начинало смеркаться и мы, вытащив «Князя» на камни правого берега, привязали его с носа и кормы к растущим по берегу деревьям. Затем мы перевезли вещи и переправились сами на левый берег на втором катамаране и занялись организацией лагеря. К вечеру опять пошёл дождь. К ночи он усилился и, перед сном, нам пришлось затаскивать «Авось» повыше и подальше от реки, так как вода стремительно прибывала. Засыпали с мыслью, что же сейчас творится в каньоне, где мы ночевали на камнях?

 

Киль

 

   Утро встретило нас солнышком. Поэтому мы решили просушить все вещи, а заодно и подождать пока немного спадёт вода, за ночь уровень поднялся порядка 2,5 – 3 метров. Один из баллонов «Князя» болтался на воде, хотя мы вчера затащили его на вытянутые руки вверх! Порог превратился в огромный клубок из завязанных в узел струй.  Солнце припекало, вещи постепенно высыхали, вода спадала. Стали потихоньку собираться и, где то к полудню, мы были готовы. Переправили Гарри и Бодрого (Диму) на тот берег и, пока они возились с «Князем», постепенно перевезли туда вещи и людей. В это раз решили не рисковать и обнесли «Авось» по берегу за коварную ступень и, стартовав ниже, удачно прошли порог обоими катамаранами. День выдался напряжённый, пороги все сложные, но прошёл без приключений и, к вечеру, мы встали на уютную стоянку под навесным мостом. Засиделись за ужином допоздна, устроили сеанс связи с Россией и позвонили Нино, сообщив, что у нас всё в порядке. К ночи опять начался ливень. И мы разошлись по палаткам. Среди ночи всех разбудил крик Василича,- "Вставайте! Вода прибывает!" Все вскочили и, выбежав из палатки,  бросились перетаскивать подальше от берега вещи.  Потом уже сообразив, что всё и так уже убрано на приличное расстояние от берега. Ты чего, спрашиваю, жути нагоняешь? Оказалось, что единственной женщине нашей команды, Татьяне, не спалось, она лежала и слушала, как капли дождя стучат по палатке, ей всё время казалось, что вода вот - вот дойдёт до палаток и, не выдержав, она разбудила Василича со словами, вода поднимается, надо вещи спасать! Тот, недолго думая, выскочил из палатки и поднял всех. Мы посмеялись, выкурили трубочку и разошлись спать дальше.

   Встав с рассветом, мы увидели, что опасения наши были не напрасны, и мы не зря занесли все вещи и катамараны повыше, вода опять прилично поднялась за ночь. Дождь прекратился, рассеялся утренний туман, и выглянуло солнце.   После завтрака  к нам в гости пришли женщины из ближайшей деревушки, и мы устроили фотосессию с местными жителями.  После чего одарили их различными подарками, начиная от монеток, заканчивая разными мазями, помогающими при болях в мышцах и суставах. Последнее было выдано по многочисленным просьбам и жалобам наших гостей. После чего Татьяна обработала им порезанные ноги зелёнкой, что вызвало у них бурный восторг. В итоге провожала нас уже половина посёлка.

Ниши
Начались мощные пороги, без излишнего слалома между камнями, но с хорошими сливами и валами. Мы наслаждались таким сплавом! Но к обеду подошли к самому сложному порогу на реке. Рассматривая этот участок на спутниковых снимках мы в тайне надеялись, что это будет каскад мощных сливов и валов, но то что мы увидели превзошло все наши ожидания! Да это был каскад мощных сливов, но всё это между огромными валунами, накиданными в русле реки.  Порог протянулся более чем на 2 километра.  После первой части порога реку перегораживала каменная гряда и что там за ней было невозможно рассмотреть. Но то, что видели, однозначно говорило – это мы не пойдём! Зачалились на левом берегу и стали думать, что делать дальше. Первая мысль была закончить маршрут здесь. Но для этого нужно найти выход к дороге. Судя по карте над нами, на расстоянии порядка 300метров должен быть небольшой посёлок, значит, жители спускаются к реке, тропа нашлась совсем рядом. Второй вариант попробовать обнести порог по берегу, опять же нужно искать тропу обноса. Поэтому мы решили разделиться. Егор, Игорян, Лёха и я полезли вверх по тропе к дороге, а остальных оставили разведывать варианты обноса.  Лезли долго, полтора часа, хватаясь за корни деревьев и стволы банановых пальм и бамбук.  Это по прямой  до дороги 300 метров, но надо ещё и подняться на 800 метров выше реки! Да плюс ещё тропа петляет. Наконец уставшие и грязные выползли на дорогу. Деревушка оказалась растянутой вдоль дороги. Дошли до ближайших домиков и решили позвонить Нино, но мобильный тут ещё не брал. Попробовали выйти на связь по спутнику, какие то проблемы со связью. Оставался единственный вариант, идти по дороге в сторону Колорианга, проверяя доступность сотовой сети. И пошли. Навстречу попадались местные жители, но по Английски никто не говорил. А мы не знали наречия Ниши.… Вдруг сзади послышалось урчание мотора, и из-за поворота показался автомобиль с «мигалкой», небольшой джип, с какой - то аббревиатурой на борту, в автомобиле сидели двое в камуфлированной форме. Они остановились около нас, я полез за копией пермита, но ребята спросили, на неплохом английском, вам куда? Мы ответили, что идём в Колорианг, Они тут же открыли двери и предложили нас подвезти. Ехали не долго, по дороге общаясь с водителем и его напарником. Выяснилось, что это военная полиция, контролируют приграничную территорию. Мы рассказали им, что мы рафтеры и сплавляемся по Курунгу. Подъехали к  Колориангу, заработала сотовая связь. Я дозвонился до Озинга и сказал, что не могу найти Нино, через 5 минут он перезвонил и сообщил, что Нино ждёт нас на берегу около центральной школы. Ребята подвезли нас до центрального офиса полиции, там мы узнали, что центральная школа в 500 метрах вниз по дороге и побежали туда. А навстречу нам уже бежали Нино и Бомто. Прыгаем к ним в машину и едем обратно, по дороге объясняя, что нам надо найти нормальный выход с реки и, если возможно, помощь местных жителей в подъёме вещей. От Нино узнаём, что оказывается, параллельно с нами, по реке сплавляется ещё одна группа из России под руководством Александра Лифанова. Они уже завершили сплав, все живы и здоровы. Как же всё - таки тесен мир! В посёлке над тропой встретили местного охотника с женой, с ними состоялась интересная беседа, они говорили на наречии племени Ниши, жена Нино переводила ему на хинди, а он уже в свою очередь нам на английский и наоборот. Из беседы мы выяснили, что тропа одна, та по которой мы поднимались, что они уже побывали у нас в лагере. Договорившись с Нино, что мы примем решение идти дальше или выходить тут и сообщим ему по спутниковой связи, мы попрощались с нашими друзьями и нырнули в джунгли. Спуск занял не больше 15 минут, мы скользили вниз по тропе, как на санках. Придя в лагерь, мы рассказали обо всём, что узнали, ребята же в свою очередь о тропе обноса. За ужином стали держать совет и решили, что обнесём порог 32 (или как мы его назвали «Челюсти») и продолжим сплав до точки встречи с Нино.

Челюсти
Челюсти

 

   Утро выдалось погожим. Вода в реке спала практически до нормального уровня, но порог не стал от этого легче, скорее наоборот, некоторые сливы и проходы между появившимися из-под воды камнями стали менее габаритными. Поэтому всё равно обнос. Сначала мы собрали вещи и понесли рюкзаки. Тропа оказалась неплохая, сначала она шла по песчаному берегу, потом ныряла в джунгли. Из джунглей она выходила на каменистый берег, примерно в середине порога. За две ходки отнесли все вещи и стали смотреть вторую часть порога, сложно, но, кажется можно пройти его с этой точки. Поначалу мы хотели разобрать катамараны и нести их по одному баллону, но после того, как отнесли рюкзаки, решили, что понесём катамараны, не разбирая. Продираясь через заросли и помогая друг другу, мы перетащили наши суда к месту, которое определили, как точку старта. Спустили их на воду, привязали вещи, ещё раз просмотрели этот участок порога и пошли. Слив, поворот, ещё один слив, прыжок, и мы видим удобное улово справа, быстро зачаливаемся туда и я бегу смотреть, как идти дальше, так как порог ещё продолжается! Второй наш катамаран проходит этот участок вслед за нами. Мы идём дальше, слив справа, потом в центр, опять вправо, прыгаем с двухметрового слива и опять чалимся на правый берег за огромным камнем. Пока я бегу просматривать продолжение порога, появляется наш второй экипаж, но они по непонятной причине не уходят вправо, а идут в левый слив. А там отвесное падение высотой 2,5 метра! При прыжке из стремян выбивает Игоря (переднего правого), он падает перед катамараном, благо внизу пенный котёл, который притормаживает движение. Ребята успевают затащить гребца на борт и зачалить судно в маленьком  улове по левому берегу. Осталось пройти последние 300 метров порога. Ныряем в слив прямо из-за камня, потом ещё один, горка со стоячими валами и последний прыжок в бочку, уф, прошли! Небольшой участок спокойной воды и опять порог, но после только что пройденного он кажется детским, но расслабляться не надо! Река очень серьёзная. Причаливаем на правый берег после порога, бегаем посмотреть очередное препятствие. А потом принимаем душ под падающим с отвесной скалы тёплым водопадом. Красота. Речка входит в живописный каньон, слева и справа появляется строящаяся дорога, значит «финиш» недалеко. В очередной полог влетаем без просмотра, прыгаем с ходу трёхметровый водопад и чалимся по левому берегу. Всё, пришли. По камням уже прыгают Нино и Бомто, оказывается, они следили за нашим прохождением сверху. А на берегу нас уже ждёт трактор. Ну что же, спортивная часть Курунга пройдена, за исключением порога «Петля Колорианга», на него у нас уже нет времени. Но ничего, мы ещё вернёмся!

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 6 к.с.