Путешествие в Западный Саян (Ергаки)
Москва - Красноярск - Тармазак - Перекрёсток - Висячий камень - озеро Каровое - скала Орешек - перевал Художников - пик Молодёжный - озеро Мартина - озеро Радужное - перевал Голова - озеро Лазурное - озеро Таежный Глаз - пик Мать Саян - скала Черепаха - перевал Сказка - озеро Сказка - перевал Промежуточный - Каменный Замок - скала Кит - перевал Тайгиш-2 - озеро Ласточка - озеро Художников - водопад озера Художников - Малахитовая ванна - Парабола - пик Толстый Брат - озеро Горных Духов - пик Звездный - водопад озера Горных Духов - пик Антей - пик Зуб Дракона - пик Птица - скала Витязь - озеро Вертолетное - озеро Гармония - озеро Курсантов - перевал Курсантов - озеро Мраморное - водопад Тушканчик - Тармазак - Красноярск - Москва

День первый: стоянка на Перекрестке, прогулка к Висячему Камню и озеру Каровому

Ергаки Ергаки
Висячий камень Висячий камень
Михаил Михаил
К поездке готовился давно: познакомился с проводником Михаилом еще осенью на форуме журнала «Вокруг Света» (он там пишет под ником Numa), потом продолжил с ним общение блогах Яндекса, где он известен под именем Михаил Фото.
Жизнь меня в начале 2012 года здорово потрепала, но только не мою уверенность в том, что Ергаки – это именно то место, куда я хочу поехать после достаточно большого перерыва в путешествиях. Определился, что мне наиболее интересен маршрут путешествия с 12 по 26 августа и договорился встретиться с Михаилом вечером 12 августа недалеко от его дома в Красноярске, откуда он организовывал заброску таких же, как я, искателей приключений в Ергаки.
Билет я старался купить самый бюджетный, хоть и обошелся он дороже двух десятков тысяч деревянных, и не мудрено, что мой самолет в Красноярск прилетел аж в 05 утра. Час-полтора я перекантовался в аэропорту, а потом на автобусе отправился в город. Погода была пасмурная, местное население мне показалось не самым дружелюбным, поэтому я решил не испытывать судьбу и снять квартиру с почасовой оплатой, где и выспался, акклиматизировавшись с местным часовым поясом. В районе 19.00 я приехал в условленное место и неожиданно для себя не обнаружил большой группы туристов, которую ожидал увидеть, а всего лишь самого Михаила с сыном Кириллом, Николая и Аню + водителя, который должен был нас отвезти за тысячу километров в Ергаки. Оказалось, что очень многие из путешественников, собиравшихся в поход, по разным причинам отказались от поездки прямо перед отправкой, но в результате сбылась моя мечта – я люблю путешествовать небольшими группами и большие компании в походе меня напрягают.
Итак, небольшой группой в пять человек мы стартовали из Красноярска в сторону Абакана, где должны были подобрать шестого участника нашего путешествия – Катю. Водитель у нас выдался лихой и в Танзыбей по трессе М-54 мы прибыли еще до рассвета. Подремав еще пару часов мы отправились в Тармазак, откуда путь в Ергаки – только один: на своих двоих.
По дороге мы все перезнакомились: Михаил с Кириллом проживали в Красноярске, Николай, как и я – из Москвы, Катя – из Ростова-на-Дону, а Аня – из Уфы. По дороге к Перекрестку мелко моросил дождь, как бы намекая, что матрасничать не придется. По прибытию на Перекресток мы быстро заняли самую лучшую площадку, поставили палатки и направились в первую радиалку – к Висячему Камню.
С эти обломком скалы, чудом балансирующим на краю большой горной гряды, связано много местных легенд. Если стать к Висячему камню лицом, то правее виднеется большой горный массив, именуемый Спящий Саян за характерное сходство с лежащим на спине человеком. Внизу от Висячего Камня находится озеро Радужное, в котором водится хариус. Легенда гласит, что когда-то, очень давно, жил в этих краях хозяин тайги. Человек простой и достойный, был он любимцем богов. За его честность, доброту ко всему живому, поставили они его охранять свои места. Долгие года он жил и берег богатства природы: не бил зверья без надобности, не рубил деревья, не топтал трав попусту. Понимая язык животных и растений - старался помогать им всячески. А если зло пыталось проникнуть в его владения, карал его беспощадно. Но неумолим бег времени: пришла старость, а за ней и настала пора уходить Саяну в мир теней. Боги не смогли найти в мире другого такого же человека и решили обратить Саяна в камень для вечной охраны тайги. Так и лежит он на страже вечности - длинные прямые волосы ниспадают с головы, спокойно и величаво покоятся на груди руки. Спящий Саян бережет свои богатства. А если придет в эти края беда – Висячий Камень сдвинется со своего места и упадет в воды озера Радужного, брызги которого разбудят Спящего Саяна. Он проснется и встанет… Только ни одна из легенд не говорит, что же будет, когда проснется этот богатырь, огромный как гора.
Сдвинуть Висячий Камень несмотря на кажущуюся легкость – задача непростая и до сих пор неисполнимая. И динамит под него закладывали и группой из сорока человек пытались раскачать – а он от того, только прочнее притерся к скале; раньше его можно было немного раскачать, но сейчас уже нет.
Полюбовавшись местными пейзажами мы решили спуститься к озеру Каровому, где пофотографировать его и перевал Художников, на который мы собирались завтра отправиться, в лучах заходящего солнца.
День второй: прогулка по цирку перевала Художников, восходжение на пик Молодежный

Висячий камень Висячий камень
Пик Молодежный Пик Молодежный
Перевал Художников Перевал Художников
Озеро Мартина Озеро Мартина
Ночью мы проснулись от грозы. Я такого никогда не видел: молнии били очень часто, буквально каждые несколько секунд. Каждая молния давала целую серию вспышек, свет от которых проникал даже сквозь закрытую палатку. И это при том, что гроза нас всего немного задела – основной эпицентр грозы прошел стороной, за соседним горным хребтом.
Засыпая я подумал каким же нас ждет утро… А утро случилось волшебным: Перекресток затянуло туманом, сквозь который пробивались солнечные лучи и бирюза утреннего неба. По такому случаю я решил начать день с водных процедур, благо мест для купания вокруг было предостаточно. Правда, я не сразу оценил насколько холодна вода в окрестных ручьях, но было поздно. В общем, утро выдалось прекрасным и очень тонизирующим, что обещало много интересного. Позавтракав, мы выдвинулись к озеру Каровому, по пути встретив Ладу – местную смотрительницу и отшельницу, практически круглогодично здесь проживающую. Лада и Михаил оказались большими друзьями, не видевшимися с начала лета, поэтому мы ненадолго остановились для общения, а я еще и пополнил запасы воды во фляге.
У озера Карового я повторно охладился перед большой прогулкой, которую нам приготовил Михаил: нам предстояло от Висячего Камня пройти траверсом вдоль скалы Орешек до перевала Художников, а оттуда, если хватит времени, сил и решимости – на пик Молодежный. Михаил открыл нам свой секрет «экстремальных фото» - показал нам относительно безопасную скалу, снимая на которой в определенном ракурсе можно создавать снимки на которых кажется, что человек висит над пропастью без страховки. Скала Орешек ввела в ступор вопросом «Как?». Да никак – воспринимай жизнь и вещи такими как они есть. Добравшись до перевала Художников мы перекусили и стали решать: пойдем на пик Молодежный или нет. Немного поборовшись с собственными слабостями и усталостью – решили: покорению вершины пика Молодежный – быть! Пока обсуждали – на небе над перевалом Художников произошло редкое явление – круговая радуга, которую мы сразу стали фотографировать.
Еще с вершины перевала я заметил озеро, лежавшее внизу между непосредственно перевалом и озером Каровым. Михаил сказал, что это Мартино озеро, а на вопрос почему у него такое название, ответил, что озеро долго не знали как назвать, пока кто-то не обнаружил на его берегу книгу Мартина Лютера Кинга. Не знаю правда это или нет – но это единственное логичное объяснение названию, очень нетипичного для Ергаков. Оказалось, что озеро Мартина – самое неизвестное из озер Ергаков и, возможно, не менее таинственное, чем озеро Горных Духов. В солнечную погоду оно озеро – как озеро, но стоит ему накрыться туманом и… разглядеть его противоположный берег или сфотографировать его целиком – невозможно. Если стать на берегу против ветра, а потом перейти на противоположную сторону – ветер все равно будет дуть в твою сторону; оттого озеро практически невозможно снять в дождь и туман. Объяснением, наверное, может служить то, что оно находится в котловине цирка перевала Художников и если в нем начинает идти дождь или дуть ветер – его закручивает по спирали и складывается ощущение, что ветер дует и дождь льет отовсюду. Не знаю почему, но это озеро привлекло мое внимание какой-то необъяснимой красотой и энергетикой и я решил во что бы не стало на обратном пути в нем искупаться.
Еще на перевале Художников меня поразила группа скал, именуемая Целующиеся Бегемотики. Не знаю почему, но всегда, когда я вспоминаю о них или вижу в фотографиях – я улыбаюсь и не могу ничего с собой поделать. Позитивное название и позитивное место.
Собравшись и вдоволь нафотографировавшись – мы пошли на пик Молодежный. Взобравшись на его вершину мы обомлели: насколько все было как на ладони и насколько Ергаки красивы. Сам по себе пик Молодежный состоит из двух основных вершин – поэтому мы позабирались на разные и начали фотографировать друг-друга. С вершин пика Молодежный очень хорошо просматриваются Ергаки со стороны озер Художников, Мраморное и Каровое: пик Птица – прямо перед тобой, хорошо видны озеро Вертолетное, перевал Курсантов, озеро Сердце, названное так из-за своей формы.
Отдохнув около часа мы стали спускаться вниз. Я искупался в озере Мартина, после чего погода начала портиться и мы залезли под скалу перекусить имеющимся у нас деликатесом – головкой сыра. Переждав непогоду мы отправились к озеру Каровое, где искупались уже остальные участники похода, а я просто сидел на берегу и медитировал, полностью растворившись в окружающем меня мире.
День третий, четвертый и пятый: переход на стоянку к озеру Лазурное, радиалка к озеру Таежный Глаз

Хребет Свящий Саян Хребет Свящий Саян
Пик Звездный Пик Звездный
Вечер в Ергаках Вечер в Ергаках
Перевал Голова Перевал Голова
Озеро Лазурное Озеро Лазурное
Озеро Таежный глаз Озеро Таежный глаз
Видимо набравшись впечатлений от удачной вчерашней радиалки, мы проматрасничали все утро, хотя погода была солнечной. У Кати оказался полностью разрядившийся аккумулятор и она стала уговаривать Михаила сходить с ней в Тармазак. Михаил сначала не высказывал большого желания потратить день впустую, но услыхав Катино обещание обязательно заблудиться, решил, что лучше с ней все же сходить, чем потратить потом неизвестно сколько времени на поиски. Ну а раз такая заварушка – мы все стали просить купить того, того и побольше. Все таки в цивилизацию народ шел. В ожидании их возвращения прошел практически весь день, после обеда забарабанил дождь, вечером превратившийся в сплошной ливень. Мимо нас пробежали несколько групп туристов, обманутых солнечным утром и оттого вышедших на радиалки налегке, насквозь промокших, но довольных. Мы распили бутылку коньяка, купленную Михаилом по моей просьбе и разбрелись по палаткам спать.
Утро было спокойным: ни дождя, ни солнца… ничего в общем. После завтрака начали собираться, так как мы меняли стоянку с Перекрестка на озеро Лазурное, т.к. планировали до озера Художников побывать на озере Сказка и заглянуть в Каменный Замок. Идти решили через озеро Радужное и перевал Голова. По пути от Перекрестка до озера Радужное были видны последствия вчерашнего ливня: дорога шла на спуск, была полностью размыта и приходилось балансировать, чтобы не зарыться носом в грязь. На озере Радужное сделали остановку для того, чтобы немного пофотографировать окрестности. Перевал Голова был не сложный и мы преодолели его без особого труда, время от времени делая остановки чтобы полакомиться черникой и голубикой. По пути нас обогнала группа туристов, кажется, из Перми и мы даже пропустили их вперед, о чем через некоторое время пожалели, т.к. решили, что они могут занять на озере Радужном то место, которое планировали занять мы. Мы решили поднажать и догнали их уже на вершине перевала. На отдых мы отвели немного времени, достаточно чтобы пофотографировать Мать Саян, скалу Черепаху, скалу Кит и конечно Каменный Замок. Совершенно неожиданно погода улучшилась и сквозь появившиеся окна в облаках мне удалось сфотографировать пик Звездный, хорошо освещенный солнцем со стороны озера Художников. Вдоволь нафотографировавшись – начали спуск. Курумник… Кажется именно в этот день я сказал, что ненавижу его, на что Михаил по-филосовски ответил, что через неделю я буду его любить. Забегая вперед скажу – что это оказалось правдой, после моего знакомства с чемоданником – такое же нагромождение обломков скал, что и курумник, только размером с двух- трех- и даже пятиэтажный дом. Но об этом – дальше. У озера Лазурного никого не оказалась, а группа, которую мы обогнали на перевале Голова, пошла на другой берег. Лада, с которой мы встречались перед походом на перевал Художников, говорила нам, что озеро Лазурное почти пересохло, но два дня дождей, предшествующих нашему появлению на нем – сделали свое доброе дело – озеро наполнилось на столько, что в некоторых местах разливы приходилось преодолевать вброд. Мы разбили палатки и стали готовиться к ужину, параллельно не забывая фотографировать местные колоритные пейзажи. Михаил с Николаем, бывшие здесь не в первый раз, разбежались фотографировать известные им достопримечательности, а мы с Катей и Аней благоразумно решили, что красота от нас никуда не денется и решили отдохнуть.
Утром, проснувшись, мы поняли, что потеряли Николая. Вернее он сам потерялся, отправившись фотографировать и никому об этом не сказав. Дул достаточно прохладный воздух, что в купе с очень сильной влажностью вызывало эффект вселенской промозглости. Идти куда-либо откровенно говоря никуда не хотелось, но Михаил убедил нас выбраться в небольшую радиалочку к озеру Таежный Глаз, пообещав что это недалеко и очень красиво. По пути мы повстречали Николая и он к нам присоединился. Девчонки всех притормозили на небольшой полянке, напрочь заполненной россыпью черники, но мы особо их и не подгоняли. Вскоре появился ручей, питавший озеро и за поворотом – блеснула его водная гладь. Красота – страшная сила… Очень удачный вид на Каменный Замок, виднеющийся вдали, тайгу, спускающуюся к горизонту в сочетании с красивой формой водной глади озера Таежный Глаз, оттеняемой слева практически вертикальной отвесной скалой, примыкающей к перевалу Голова. Озеро полностью соответствует своему названию – Таежный Глаз, чудное место, спрятанное от посторонних взглядов. Полюбовавшись видами, мы отправились обратно к стоянке, чтобы подготовиться к радиалке на озеро Сказка и Каменный Замок, которые мы хотели «взять» одним днем. По пути мы набрели на черемшу, а недалеко от стоянки обнаружили местного идола, выдолбленного туристами из основания кедра, когда-то поваленного или ветром или от старости.
День шестой и седьмой: радиалка к озеру Сказка и Каменному Замку, зимовка в горах

Перевал Сказка Перевал Сказка
Каменный Замок Каменный Замок
Начало снежной вьюги Начало снежной вьюги
Озеро Сказка Озеро Сказка
Страж Ергаков Страж Ергаков
Утро следующего дня Утро следующего дня
Погода с утра не заладилась: на небе висели свинцовые тучи, впрочем - дождя не было. Позавтракав – решили выдвигаться. Путь у нас сегодня лежал от озера Лазурного к озеру Сказка через одноименный перевал Сказка, далее мы должны были через перевал Вспомогательный попасть на Каменный Замок и вернуться в базовый лагерь на Лазурное. Едва отойдя от стоянки, Михаил вдруг обнаружил, что забыл компас. Возвращаться не стали и продолжили путь к перевалу Сказка. Минут через 30 заморосил дождь, такой мелкий, нудный и монотонный. Мы натянули плащи и продолжили путь, время от времени останавливаясь, чтобы поесть ягод, коих было великое множество. Ближе к перевалу Сказка стал появляться туман, окутывающий шапки близлежащих вершин. На перевале сделали небольшой привал для фотографирования и потом вновь продолжили путь к озеру. Преодолев курумник обнаружили, что озеро Сказка практически полностью погрузилось в туман, не давая возможности запечатлеть в деталях «плавающий камень» - конусообразный обломок скалы, узкой частью опирающийся в дно озера, отчего создавалось впечатление, что камень «плавает» по водной глади озера. Отчетливо был виден лишь «метеорит» - иссиня-черный камень близкой к квадратной формы, выступающий над поверхностью озера Сказка в его центральной части.
Туман стал усиливаться, видимость упала метров до 20 и мы решили быстрее уходить в тайгу к перевалу вспомогательный. По пути дождь усилился перейдя в сильный ливень, отчего промокли все и практически насквозь. Нужно было срочно сушить обувь – иначе можно было бы стереть ноги и значительно сократить программу путешествий в Ергаках. Нырнули в тайгу и стали искать более или менее сухой участок для разведения костра. Кедр – замечательное дерево; даже несмотря на дождь – всегда можно найти сухие ветки и сучья, способные гореть. Сушились мы по-походному: сбившись вокруг большого кострища и засовывая ноги прямо в языки пламени. Михаил пытался нас подгонять, но пока все не высохли – с места не сдвинулись. А зря… нужно было прислушаться к мнению бывалого человека.
Дождь немного поутих, мы высохли, перекусили и довольные потопали к перевалу Вспомогательному. Достигнув вершины перевала, мы были поражены сюрпризом, подготовленным нам матушкой-природой: понизу тянулся густой туман, в небе свинцовые тучи перемежались с залитыми солнцем просветами и все это на фоне вечнозеленой тайги и окрестных гор. Каменный Замок – основная цель нашего сегодняшнего путешествия, как привидение был окутан туманом и изредка, при дуновении сильных порывов ветра, обнажал свои пики. Защелками затворы фотоаппаратов и все, как охотники, принялись охотиться за удачными кадрами. Оценив погодные условия – принимаем решение на Каменный Замок не идти – и это было самое верное решение этого дня, как показало дальнейшее развитие событий. Как раз в этот момент с Каменного Замка спадает туман и он открывается во всей своей красе и величии. Зрелище поражает, но еще более поражает картина за Каменным Замком; мы понимаем, что скоро что-то начнется. Михаил нервничает, поглядывая на небо и в горизонт за Каменным Замком, поэтому как только он скомандовал спускаться с перевала в сторону скалы Арка – нас особо уговаривать не было надобности. Траверсом по кромке леса, часто без тропы мы начали движение к скале Арка. По ходу движения Николай рассказывает, что скала Арка – это ход между мирами и у нас есть возможность это проверить. На подходе к Арке, прямо напротив, мне видится громадный исполин, страж Ергаков – эдакий Йети в виде громадного медведя, который стоит у нас на пути, заложив руку за руку на своем большом пузе. Сфотографировав его, прохожу в Арку. И началось…
Я много чего видел, но снежная метель в августе – это перебор. Внезапно налетел сильный порыв ветра и нас засыпало пеленой снежных хлопьев. Все офигивают и молча идут за Михаилом. Темп ходьбы снижается, чему благоприятствуют скользкие камни. У меня закралось подозрение, что Михаил не знает куда нас вести; вернее в общем и целом – знает, но из-за усилившейся непогоды немного потерял ориентацию, чему способствовал и оставшийся на стоянке компас. Видя, что группа замедляется – Михаил останавливает нас под навесом скалы и серьезно предупреждает, что если и дальше будем так идти – то остаемся здесь на холодную ночевку. В глазах девчонок чувствуется испуг, я не знаю как ко всему этому относиться. Группа решает вперед. Скорость – только одна – как у Михаила. Тропы нет, идем по приборам траверсом по краю тайги. Чувство времени начинает теряться, просушенная перед подъемом на перевал Вспомогательный одежда и обувь опять промокает, фотоаппараты спрятаны, чтобы не испортить технику. По пути натыкаемся на отвесное зеркало, чешем репу и начинаем обходить его по верху – оптимизму это не прибавляет, но народ ничего, умудряется шутить. Постепенно спускаемся к зоне кустарника, идем через бурелом и, когда кажется что к палаткам осталось несколько сотен метров – выясняется что это только кажется, а нужно еще сделать крюк в пару километров, прыгая как сайгак по курумнику. Достаточно сильно уставшие, приходим на стоянку. Сил хватает только немного поесть, стянуть с себя мокрую одежду и обувь и завалиться спать.
Проснувшись утром замечаю, что за палаткой достаточно темно. Феномену быстро нашлось объяснение – нас присыпало снегом. Вылезаю из палатки, фоткаю пейзажи, как доказательство того, что снег не приснился и… опять в палатку в спальник. После завтрака начинаем сушиться и тут я замечаю, что с перевала Голова спускаются две женщины мощного телосложения в резиновых сапогах. Мы офигиваем, как они в такую погоду и в такой обуви прошли перевал, а они тем временем подходят к нам и спрашивают не видели ли мы их мужиков, которые смылись от них подальше выпить водки. На последок говорят, что если их встретим – лучше нам им посоветовать быстрей вернуться, иначе если до вечера не объявятся – они МЧС на ноги поднимут. И судя по их суровому виду я понял, что лучше бы мужиков МЧС нашло, чем их жены. Да, есть еще женщины в русских селениях…
День прошел в сушке-отдыхе-ничегонеделании. Народ отдыхал. А ночью были звезды… И такие звезды, каких я ни разу в жизни ни в одних горах не видывал. От полноты чувств я аж выматерился – так распирало. Услышав мои вопли и народ из палаток повыползал. Зрелище было воистину фантастическое. А потом пришел дубак. Самый настоящий, как маленький полярный пушистый зверек. Не знаю, сколько ночью было градусов мороза, но я никак не мог согреться всю ночь, хотя надел на себя всю имевшуюся одежду и влив в себя все остатки спирта. Под утро палатка настолько обледенела, что я еле открыл ее и обомлел: настолько ярко светило восходившее солнце, заливая лазурью небо и давая начало новому дню.
День восьмой: переход через перевал Тайгиш-2 к озеру Художников

Каменный страж вершины перевала Тайгиш-2 Каменный страж вершины перевала Тайгиш-2
Озеро Ласточка Озеро Ласточка
Парабола Парабола
Скала Витязь Скала Витязь
Озеро Художников Озеро Художников
Водопад озера Художников Водопад озера Художников
Позавтракав, группа стала собираться к переходу к озеру Художников. Подойдя ближе, Михаил решил идти перевалом Тайгиш-2. В принципе, особых сложностей с подъемом не было: так же сначала как сайгаки попрыгали по курумнику, а потом непосредственно начался подъем. Перевал Тайгиш-2 представлял собой вырубленное кинжалом неизвестного творца практически вертикальное углубление в горном массиве, заполненное обломками скал, цепляясь за которые и нужно было подниматься вверх. Сложности с подъемом были лишь в одном месте, где необходимо было очень высоко задирать ногу и цепляться руками за края валунов, что очень неудобно когда у тебя за плечами туристический рюкзак с полной походной выкладкой. Но за этим препятствием пошел нормальный сыпун, преодолев который мы выбрались в узкую расщелину вершины перевала. Места было не много, но достаточно, чтобы мы нашли где разместить рюкзаки, а сами разместились на ближайших уступах. Вид с перевала Тайгиш-2 на долину озера Художников завораживал: пик Зуб Дракона, пик Антей, пик Звездный, пик Птица, пик Молодежный, Парабола, озеро Художников, озеро Ласточка, озеро Гармония, озеро Вертолетное, озеро Курсантов, а за массивом пика Толстый Брат частью виднелось и озеро Горных Духов. И все это на фоне бирюзового неба, залитого ярким солнцем, отражающимся от заснеженных пиков.
Начался спуск. Михаил стал учить нас навыкам альпинизма, пытаясь объяснить в принципе простые вещи: что к скале нужно всегда стоять лицом, что не нужно бояться, что подошва ботинка всегда должна плотно прилегать к скале. Спуск в некоторых местах был непростым; так в одном месте, не послушав советов Михаила, я сильно оцарапал руку и сильно продырявил футболку. Первым озером на нашем пути стало озеро Ласточка, где я сделал несколько замечательных снимков. Далее опять пошел курумник, приведший нас к избе Мечта, вернее к ее остаткам. От избы по уже достаточно простой тропе мы спокойно дошли до озера Художников и были немного расстроены тем, что стоянка напротив Параболы была занята. Немного пощелкав, мы двинулись даже и метрах в 300 нашли место для палаток в защите валунов и кедра. Разбив палатки живо интересуемся у Михаила где находится Малахитовая Ванна. Николай отказался с нами идти, а Михаил провел нас к водопаду, вытекающему из озера Художников, и показал нам направление движения, а сам пошел фотографировать свои места.
Так как водопадов нам, несмотря на то, что Саяны зовутся страной тысячи водопадов, встречалось не так много – мы стали его детально фотографировать, постепенно спускаясь к низу, там где нас ждала Малахитовая Ванна. Свое название она получила за то, что находясь в скальном углублении русла реки Тайгиш, окруженная со всех сторон тайгой, озеро находится практически постоянно в тени кедров, что формирует причудливый оттенок на ее поверхности, к которому добавляется оптический эффект, образующийся при изменении толщи водной массы, отчего кажется, что вода имеет красивый зеленый оттенок, похожий на малахит. А вода в Малахитовой Ванне при этом чистая, прозрачная и вкуснющая. С одной стороны в Малахитовую Ванну красивой россыпью вливается водопад Озера Художников, а с другой стороны она вытекает в Тайгиш. Мы с Катей и Аней наскоро искупались в Малахитовой Ванне и рысью побежали наверх к стоянке, ибо ужин – дело священное.
День девятый: восхождение на Параболу к озеру Горных духов

На вершине пика Толстый Брат На вершине пика Толстый Брат
Озеро Горных Духов Озеро Горных Духов
Островок на озере Художников Островок на озере Художников
Водопад озера Горных Духов Водопад озера Горных Духов
Сегодня нам предстоял день, который мы ждали с первого дня поездки – прохождение перевала Верхняя Парабола, визит на вершину пика Толстый Брат, спуск к озеру Горных Духов и фотографирование водопада Горных Духов, вытекающего из озера с левой стороны Параболы и впадающего в озеро Художников.
Сказочная Парабола, легенда Ергаков, состоит из двух пиков: левого, массивного Толстого Брата и правого Тонкого Брата, которые взявшись за руки, образовали идеально ровную покатую поверхность параболы, за что и закрепилось за ними данное название. Увидеть Параболу можно со многих перевалов Ергак, но Параболой она предстает именно у озера Художников. Путь на перевал Верхняя Парабола начинается за озером Художников. Попрыгав по курумнику, выходим к отполированной поверхности Параболы, по которой нам предстоит взбираться. Издалека Парабола кажется вертикальной и неприступной, но вблизи понимаем, что внешность обманчива: у подножья уклон не больше 15-20 градусов, камень подсох и хорошо сцепляется с подошвой. Начинаем подъем. До первой полки дошли без проблем. Далее крутизна склона вырастает до 60 градусов и приходится тяжелее. До второй полки дошли практически без страховки и с изумлением смотрим вниз на пройденный путь. Передохнув, поднимаемся на вершину перевала, откуда открывается красивый вид на озеро Горных Духов и пик Звездный. Мы берем левее и по скалам по достаточно несложной тропе поднимаемся на вершину пика Толстый Брат, откуда открывается изумительная панорама на Ергаки. Михаил показывает нам «след дракона» - характерное углубление в вершине скалы, напоминающее след чудовищного животного, частично заполненного дождевой водой. На фоне пика Звездный – получается красивая фотография. Полюбовавшись видами и вдоволь нафотографировавшись – спускаемся к озеру Горных Духов, на берегу которого устраиваемся на обед.
Об озере Горных Духов ходит много легенд. По одной из них во времена, когда сибирским краем ещё правили монгольские ханы, жил в одном горном селении молодой шаман, сильнее и мудрее которого было не сыскать. Владел он мастерством горлового пения, способный околдовывать духов своим пением и лечить людей от любых недугов. Слава о его даре дошла до одного из монгольских ханов, чья дочь медленно угасала от болезни. Хан снарядил отряд и отправил их в дальний путь на поиски шамана. Отряд вернулся лишь на десятый день, везя с собой шамана. Увидев дочь хана, он сказал, что она останется жива, если следующей весной хан отдаст девушку ему в жены. Хан дал свое слово, шаман провел обряд и вернулся в своё селение. А пять лун спустя прошла и болезнь дочери хана. Хан пожалел о данном обещании, и, не дожидаясь весны, приказал своим людям отправиться в селение, чтобы убить шамана. Дочь хана подслушала разговор и решила помешать коварным планам отца. Переодевшись в мужской костюм и взяв из конюшни лучшую лошадь, она поскакала к горам, высившимся на горизонте. Но по дороге на лошадь напали волки и, когда она добралась до селения, шамана там уже не было. Жители сказали, что их шаман, вместе с людьми хана, отправился к озеру в сердце старой горы. Девушка побежала следом. Но когда перед её глазами открылась безмятежная гладь озера, на берегу она увидела только людей своего отца – шамана нигде не было. Никто не знает, что там произошло, но в селение никто так и не вернулся. А озеро в сердце горы нарекли озером Горных Духов от того что каждое новолуние из его вод появляется дочь хана и долго бродит по берегу, играя на флейте в поисках своего возлюбленного.
Как бы там ни было, но многие туристы были свидетелями свечения воды в ночное время, так что озеро подтверждает свое название. Озеро Горных духов - самое высокогорное и глубоководное озеро хребта Ергаки. Михаил рассказал, что, по всей видимости, водоем образует плотина, сложенная из нехарактерных для этой местности горных пород. Возраст плотины равен многим тысячелетиям, что кажется невероятным. Местные жители считают воду озера священной и используют ее не только для лечения людей, но и очищают ею колодцы и погибающие пруды. Говорят, достаточно немного воды из озера Горных Духов влить в умирающий водоем  и через некоторое время он снова становится чистым и жизнеспособным.
На берегу группа разбивается: Михаил с Кириллом пошли по левой стороне озера, Николай с Катей решили пойти к какому-то безымянному озеру, находящемуся между озером Горных Духов и пиком Звездный, а мы с Аней решили просто пройти к правой части озера, где высились уступы правильной прямоугольной формы, и пофотографироваться на фоне озера. Погода была не очень: солнце скрылось за пеленой облаков, поэтому особо много фотографий не получилось. Не знаю почему, но я не захотел купаться, вернее возможно озеро не захотело меня и я его просто послушался. Я решил забраться на вершину холма, нависающего над левой частью озера, недалеко от начала водопада озера Горных Духов и как оказалось – не зря: у покинутой туристической стоянки я обнаружил оставленные продукты, среди которых оказались даже майонез, сгущенка и баклажаны. Когда подошли ребята – мы даже стали выбирать что брать, а что нет. Наполнив наши походные сумки начали спускаться по альтернативе перевала Верхняя Парабола – тропе вдоль водопада озера Горных Духов, огибающей слева пик Толстый Брат и выходящей к озеру Художников с противоположной стороны от нашей палатки. Настроение было восторженно-подавленное, поэтому сильной активности в фотографировании никто не проявлял. Спустившись к озеру Художников мы по пути к стоянке набрали хворосту для приготовления ужина.
Так и закончился этот день: я так хотел попасть на озеро Горных Духов, искупаться в нем и обрить налысо голову, но ничего этого не произошло; наверное так и должно было быть – чтобы оставалось к чему стремиться и вновь вернуться в Ергаки. Всему свое время.
День десятый и одинадцатый: Парабола в тумане

Туман Туман
"жаровня" пика Антей "жаровня" пика Антей
Ергаки - сказочная страна Ергаки - сказочная страна
Пик Звездный в тумане Пик Звездный в тумане
Парабола в тумане Парабола в тумане
На берегу озера Художников На берегу озера Художников
По плану при хорошей погоде мы собирались пойти от озера Художников на Стрелку, откуда совершить радиалки на озеро Ледяное и водопады: Ледяной, Богатырь и Грация. Но это был наш план. У Ергаков был свой план: напустить побольше туману и дождей, чтобы у путешественников был лишний стимул вернуться сюда в последующие года. Итак десятый и одинадцатый день нашего путешествия мы провели у озера Художников. Николай с Михаилом в перерывах между просто дождем и ливнем выходили на фотоохоту, а мы матрасничали, вылезая из палатки только в перерывах между осадками с целью пофотографировать туман. Вечером во время ужина мы своими глазами увидели чудо, о котором рассказывал Михаил: бывают очень редкие моменты, когда солнце прорывается сквозь пелену облаков и если это солнце закатное – то оно окрашивает скалы в багряно-красный цвет, делающий их похожими на тлеющие угли жаровни. В этот вечер, когда осадки прекратились дав нам время на приготовление ужина – в жаровню превратились пик Антей и пик Звездный, частично выглядывающий из-за Параболы. У нас реально были одна-две минуты, на то, чтобы кинуться к палаткам, вытащить фотоаппараты и свотографировать это чудо.
На следующий день мы в полной мере убедились что Ергаки – это страна туманов. Их было так много и они были так причудливы, что фотоаппараты щелкали не переставая. Лишь Николаю это не приносило никакой радости – т.к. из-за непогоды он не мог зарядить аккумуляторы, которые практически все разрядились. Зарядка на солнечных батареях отказывалась работать от тумана. Я заметил, что туман стал подбираться к Параболе и решил заснять ее в тот момент, когда она полностью окажется за его пеленой. Кажется получилось. Вечером стали обсуждать как дальше быть. Оставаться на берегу озера Художников мы могли максимум еще один день, и то, при хорошей погоде лучше не рисковать – уходить ближе к Тармазаку.
День двенадцатый: переход через перевал Курсантов к озеру Мраморное и водопаду Тушканчик

Озеро Гармония Озеро Гармония
Пик Птица Пик Птица
Водопад Тушканчик Водопад Тушканчик
Озеро Курсантов Озеро Курсантов
Озеро Мраморное Озеро Мраморное
Вечер в Ергаках Вечер в Ергаках
Утро нового дня выдалось солнечным. Мы стали быстро сушить палатки, готовить завтрак и собираться к выходу. Николай хотел вести нас через перевал Художников, но мы стали уговаривать его пойти другим путем, так как и на перевале и на озере Каровое мы уже были. Альтернатива была только одна – через перевал Курсантов к озеру Мраморное и водопаду Тушканчик. На том и порешили.
Озеро Гармония встретило нас полной чашей, наполненной прошедшими дождями. Издали, за нагромождением чемоданника, его и не заметить – такой милый оазис последи вздыбленных каменных глыб. Михаил рассказывает, что озеро очень красиво в начале лета, когда верхняя его часть уже оттаяла и сквозь него виден донный лед, примерзший ко дну. Немного погодя выходим на берег озера Курсантов, находящееся у подножия одноименного перевала. Делаем длительный привал перед подъемом и вновь выдвигаемся. Перевал Курсантов оказался не очень сложным – бывали некоторые узкие места, но в основном доставляло то, что тропинка очень петляла. Но раз она петляет – значит так и нужно. Ближе к вершине перевала группа растянулась, но была в пределах видимости.
На вершине перевала Курсантов устроили перекус из сушеных ананасов, сникерсов и палки сушеной колбасы, которые специально берегли к этому торжественному случаю. Прямо напротив нас высился пик Птица. Есть следующее поверье: по преданию, шаман, обративший мать Саяна в камень, проникся чувством к семье и решил воздвигнуть, наколдовать им не просто дом, но - замок. Пока Саян и его мать спят, Каменный Замок - лишь горный пик, однако стоит им пробудиться, как камни, точно скорлупа кедрового ореха, с треском расколются, и на высоком хребте засияет ярче самого солнца дворец. Великий шаман поставил и стража замка - орла. Орел, опять же, обращен в камень, и эту горную вершину, видную с любого места Ергаков. Очертания пика Птица напоминают фигуру гигантской птицы, да настолько точно, что даже не надо богатого воображения, чтобы увидеть сидящую в гнезде орлицу, распустившую свои крылья. С другой стороны перевала протянулось озеро Мраморное и чуть левее от него, ближе к пику Птица – озеро Сердце, названное так за свою форму; другое его название – озеро Потаенное.
Перекусив, начинаем спуск к озеру Мраморное. Озеро получило свое название за кристально чистую ледниковую воду, в водной поверхности которой часто отражаются проплывающие по небу кучевые облака, делающие озеро похожее на мраморную глыбу. Добравшись до берега, делаем длительную остановку чтобы перекусить и покупаться после длительного перехода. Отдохнув, выдвигаемся дальше и метров через 200 обнаруживаем вытекающий из озера ручей, превращающийся в водопад Тушканчик. Спустившись чуть ниже делаем остановку для фотографирования и быстро спускаемся вниз, чтобы успеть затемно разбить стоянку. Кругом полно лапника, поэтому мы готовим себе «царские» подстилки под палатки. Ночью моя палатка была атакована бурундуками; казалось они были везде: и на палатке, и под палаткой, да и в палатку заглянули.
Утром отсыпались до упора, потом позавтракав – двинулись к Тармазаку. Было как-то грустно уходить из сказки в которой мы пребывали последние пару недель. Но все хорошее когда-то заканчивается. До встречи, Ергаки!