Р. Холидьетари - волок с Бикады - оз. Хутадатурку - р. Хутадатурку - оз. Кунгасала- оз. Арылах - оз. Портнягина - р. Гусиха - Хатангская губа.
Нитка маршрута
р. Холидьетари - волок с Бикады - оз. Хутадатурку - р. Хутадатурку - оз. Кунгасала- оз. Арылах - оз. Портнягина - р. Гусиха - Хатангская губа.
 
О маршруте

Забрасывались на вертолёте в верховья реки Холидьетари, делали волок с Бикады на оз. Хутадатурку. Спускались в Кунгасала- Арылах, поднимались до волока на оз. Портнягина, собираясь спуститься по реке Гусиха до Хатангской губы. Но с оз Улахан-Бустях /волока улетели на вертаке, т.к. вышли из строя все примусы (по недостатку опыта не взяли запасных генераторов, а бензин в Хатанге только 80-й и при том палёный).
 
 
Лодки/моторы

Привал Привал
Мы плыли на абсолютно неубиваемых "Егерях" от Рафтмастера с транцем под мотор.  Проводки и протаски этих лодок при малой воде просты. достаточно найти проход в 30 см шириной, а прочность оболочки позволяет тащить их по камням, не беспокоясь о последствиях.
 
На озёрах они, конечно, уступают катамаранам в безопасности, но в скорости и общей маневренности намного превосходят. Препятствий требующих там катамарана, нет. Вес лодок 26 кг без вёсел и чехла.
 
Брали к ним 4-тактные моторы Suzuki 2.5 лс.  По спокойной воде скорость 9-10 км/час в зависимости от загрузки. Нисколько не капризны и удобны (газ на румпеле, что редкость для малосильных моторов). Вес ~12 кг, одна заправка (1л) хватает на 1.5 часа (ходить следует в полгаза, дальнейший газ только переводит бензин, а скорости не добавляет)
Общая характеристика

Олень на Арылах-Юрях Олень на Арылах-Юрях
Голец анфас Голец анфас
Стоит в метрах 15 Стоит в метрах 15
Стартующий гусь Стартующий гусь
Красавец Красавец
Очень красиво и необычно; очень сурово и очень дорого (на вертолёт по ценам 12 года ушло 600+ тыр).
 
Температура днём в августе держалась около 6 гр. по Цельсию,  2 раза шёл снег, впрочем 1 раз было около 15 гр. Никакой растительности в форме кустов или деревьев нет, и, как следствие, ветер морского типа сильный внезапный и почти всегда. Костра не из чего развести, если промок - суши на себе, на ветру сохнет быстро. Этот ветер на озёрах разводит волну очень быстро, укрытий найти почти невозможно. На реке ветер-мордоворот тормозит очень сильно.
 
Флора представлена  яркими цветами в укрытиях - складках местности, есть по берегам полярная ива до 10 см. длиной.
 
Фауна зато богата: хариус и голец многочисленны; гусей тьма тьмущая, шныряют между лодками, обычны куропатки и мелкие кулики; милионное стадо северных оленей не прячется, а овцебыки встречаются часто,ничего не боятся и даже бывают агрессивны.
 
Виды трудно описать - они поражают, смотрите приложенный фотоальбом.
 
 
 
Спуск по Хольдьетари

Павел Курош Павел Курош
Снег на берегу Снег на берегу
Краснозобые казарки - красная книга Краснозобые казарки - красная книга
Идёт шторм Идёт шторм
И олени тоже любопытны И олени тоже любопытны
Вплываем в Кунгасалах Вплываем в Кунгасалах
На Кунгасалахе На Кунгасалахе
P1010067 P1010067
Наледь Наледь
Закат на Кунгасалахе Закат на Кунгасалахе
Гагары на солнечной дорожке Гагары на солнечной дорожке
Каменная дюна на Кунгасалахе Каменная дюна на Кунгасалахе
Вплываем в Кунгасалах Вплываем в Кунгасалах
На Кунгасалахе На Кунгасалахе
P1010067 P1010067
Наледь Наледь
Гагары на солнечной дорожке Гагары на солнечной дорожке
Каменная дюна на Кунгасалахе Каменная дюна на Кунгасалахе
Из двух вариантов начала маршрута (см. карту)  выбрали равнинный, т.к. показалось, что мало воды. Технические сложности отсутствуют, на реке только перекаты. В низовьях река Холидьетари широкая и гуляет ветер, затрудняющий движение. Надо искать укрытия для отдыха/чая.
 
Всюду разнообразные гуси, в том числе и краснокнижные  краснозобые казарки; не просто подпускают близко, а шныряют между лодками, хотя уже на крыле. Хариус всегда в достаточном количестве.  Олени и овцебыки встречаются начиная с горы Первая по нескольку раз в день близко,~150 - 300 м., при желании можно подобраться и ближе. С хорошей фототехникой можно наснимать классных кадров.
 
Про ветер: когда улетел вертак, при прекрасной, тёплой и тихой погоде, надули лодки, поставили палатки и общий тент и сели на радостях пить спирт. Пока накрывали  и выпивали, налетел внезапный шквал с ливнем. Он за 15 мин. порвал общий тент и забросил лодки на противоположный берег (в 50 м, хорошо что там река была мелкой).
Подъём по Бикада-Нгуома

У начала первого волока У начала первого волока
Бикада-Нгуома при впадении Холидьетари масштабом напоминает озеро (хотя и течение и перекаты присутствуют). Нас ждал там сильный шторм с западным ветром и боковой волной, отогнавшей нас к левому берегу, мелководному с илистым вязким дном - не выйдешь. Заливало лодки и в этой кутерьме смыло подобранный ранее бивень мамонта :(
 
Пришлось форсируя моторы идти вразрез волне к подветренному западному берегу, идти вдоль него до конца длинного острова, а потом опять вразрез волне к началу волока - устью ручья, который оказался идеальным укрытием от всех ветров; единственное такое место за весь поход.
 
Без моторов здесь трудно
 
По берегам видели стада овцебыков ~10-15 голов. Красивые виды на основной массив Бырранга.
Первый волок

Первая ходка Первая ходка
Отдых на волоке Отдых на волоке
Тундра на волоке - мелкий кочкарник Тундра на волоке - мелкий кочкарник
Довольно тяжелый с нашим барахлом и в начале похода.
Длина ~7.5 км, набор высоты около 200 м. В целом сухой, 2 ручья, болот нет. Но! под ногами часто посаженные острые кочки высотой 30см и такой же ширины (см фото). Ноги соскальзывают с верхушки куда-нибудь и застревают.  В результате за этот волок все сбили ноги до крови (шли в болотниках, в них никто из нас и никогда ноги не сбивал за десятилетия). Здесь, видимо, была бы уместна другая обувь, м.б. высокие горные ботинки с Вибрамом. Ходили длинным челноком, до конца и обратно, 2 дня
 
На волоке встречали много куропаток; олени и овцебыки там тоже вполне обычны.
 
Периодически шёл сильный дождь, а ветер пытался опрокинуть. Рекомендую иметь в этих местах лёгкий непромокаемый плащ из синтетики с рукавами и капюшоном: как приятно в нём во время остановки лежать на тундре спиной к ветру и дождю.
 
На волоке сдох первый из наших трёх примусов...
Оз. Хутудатурку

Конец волока Конец волока
Разделка гольца Разделка гольца
Крупный Крупный
Плоть и икра гольца интенсивно оранжевы Плоть и икра гольца интенсивно оранжевы
Метеостанция заброшена лет 30 назад Метеостанция заброшена лет 30 назад
По приходу быстро наловили оранжевого озёрного гольца прямо с берега на спиннинг. Его внешность и внутренность (т.е. плоть и икра) имеют ярко оранжевый цвет. А вкус! описать не берусь, отмечу лишь, что очень хорош под неразбавленный спирт. Хариуса тоже полно.
 
Ночью на северном берегу выли волки.
Виды величественные и жутковатые: горы, камни и ледяная вода.
 
Делали днёвку.
 
При пересечении его разыгрался шторм, насилу добрались до перешейка в середине озера. Там стоит заброшенная 40 лет назад метеостанция, проросшая мхом и травой.
Спуск по Хутудатари

Овцебыки не боялись и порой приходили разобраться кто хозяин Овцебыки не боялись и порой приходили разобраться кто хозяин
Останцы в верховьях Хутудатари Останцы в верховьях Хутудатари
Серьёзных препятствий на маршруте нет Серьёзных препятствий на маршруте нет
Это самая красивая часть похода. Река приближается к массиву Тулай-Киряка. Имеет горный характер, по берегам и на возвышенностях эффектные останцы, ледники и снежники; прекрасные и суровые пейзажи. везде пропасть хариуса.
 
В реке много перекатов, 3-4 порога, которые могут быть сложны в высокую воду, т.к. камни в них навалены хаотично.  У нас вода была умеренная, и мы проталкивались по фарватеру, который лучше не терять:  при проводке велика опасность вымокнуть, а одежду придётся сушить на ветру в 5 градусов, сила которого заставляет пить чай лёжа. С катамараном тут хлебнёшь горя...
 
Делали днёвку и радиальные выходы там, где река ближе всего подходит к горам. Вечером в лагерь пришёл хозяин - овцебык, рыл землю копытами и вообще показывал, что мы здесь лишние. С трудом отогнали выстрелам в воздух.
Оз. Кунгусалах

Лёд на берегу озера Лёд на берегу озера
Закат на Кунгасалахе Закат на Кунгасалахе
На Кунгасалахе На Кунгасалахе
У устья Хутудатари на оз. Кунгусалах - заброшенный посёлок геологов. Нашли доски, развели небольшой костер, забытая радость. На берегу обломки разбившегося Ан-2 (всё давности более 30 лет).
 
Озеро имеет длину 30 км и нам необыкновенно повезло - весь день стоял полный штиль. Мы пересекли его (естественно не на прямую, а вдоль восточного берега) без всяких приключений до истока р. Озёрной, соединяющей озеро с оз Арылах. На берегах огромные наледи, летает много птиц. Рыбы в нём не поймали, спешили с погодой.
 
У истока Озёрной огромные галечниковые дюны и идеальная вертолётная площадка. Вечером сюрреалистический закат, пейзаж настоящего крайнего севера (см фото)
 
 
Река Озёрная и оз. Арылах

В  местах, там где есть укрытие от ветра, растут цветы В местах, там где есть укрытие от ветра, растут цветы
Проводки на Холидьетари Проводки на Холидьетари
Короткая протока между озёрами, река Озёрная, в первой трети - быстрый полноводный поток, ниже разбивается в широкой долине на сотню мелководных рукавов, то и дело надо перетаскивать из одного в другой, т.к. вода пропадает.  Озеро Арылах запомнилось большими выходам  ископаемого льда на мысу, образующем сужение озера. Вокруг, в складках местности, необыкновенно яркие цветы.
 
Всюду плавают несчётные гусиные стаи, несколько более осторожные, чем на Холидьетари (подпускают только на 30 м).
Подъём по Арылах-Юрях

Приточек Приточек
Олень на Арылах-Юрях Олень на Арылах-Юрях
Арылах-Юрях Арылах-Юрях
Сарабьяновы Сарабьяновы
Ручей Арылах-Юрях, впадающий в озеро - на карте показан как имеющий заметную глубину, и мы собирались подняться до его середины под моторами. На деле его глубина оказалась на более 5 см, и мы легли спать у его устья погружённые в уныние.
 
Ночью, однако, разыгралась непогода с сильным дождём и к полудню следующего дня лодки уже можно было проводит волоком. Днем погода была прекрасной (т.е. нет дождя, +10 и ветер с ног не валит) и к концу дня поднялись до развилки на озеро Соседнее.
 
Тут уже в русле остались лишь струйки воды; на следующий день последний километр до озера вещи ехали на нас по берегу, а пустые лодки тащили по этим струйкам. Вечером сильный ветер и стандартные сложности с выбором места для кухни: ветер выносит пламя из-под кастрюли вбок.
 
На бечевнике вокруг нас бродили наглые олени. Овцебыки встречаться перестали после Кунгасалаха
Вынужденный финиш у оз Улахан-Бустях

Нас смогли остановить лишь сломавшиеся примусы Нас смогли остановить лишь сломавшиеся примусы
На ветру холод собачий На ветру холод собачий
Голец на оз. Среднее Голец на оз. Среднее
О, память вкуса! Ты сильней рассудка памяти печальной О, память вкуса! Ты сильней рассудка памяти печальной
В системе трёх озёр, соединённых короткими перемычками в 300-500м, центральное называется Средним. Ветер развёл на этих озёрах большую волну, и плавать можно было только у подветренного берега.
 
В них пять стал попадаться оранжевый голец. Стали встречаться утки.
 
Нам оставалось лишь перенести лодки на 400 м в озеро Улахан-Бустях, и нас бы ждал комфортный спуск до самой Хатангской губы: никаких волоков и бечевников! После всех тягот предыдущего пути!
 
Увы, сдох наш последний примус. Хотя у нас был некоторый запас круп, которые можно было бы размачивать в холодной воде накануне, мы психологически не были готовы к походу типа "выживание". Пришлось вызывать вертак...
 
Из иллюминатора вертолёта видели сезонное чудо: бесконечные струйки оленей, тысячи и тысячи, мигрировали с полуострова Таймыр на юго-восток к переправам через Хатангу и, далее к лесотундрам Анабарского плато...
 
 
О снаряжении

Примус надо прятать от ветра Примус надо прятать от ветра
Сзади тент который через полчаса разорвёт Сзади тент который через полчаса разорвёт
Ну, во первых примусы. У нас было 2 примуса Coleman 533-700E и один Шмель новый, но советского времени, со знаком качества.
 
Продавцы в Экстриме сказали, что уж на 95 бензине будет всё ОК. На деле же нужен специально очищенный бензин типа "галоша"- это выяснилось на разборе полётов.
 
В Хатанге нам обещали хороший бензин, но оказалось, что туда завозят только 80й ("но он хороший" - так нам сказали). На деле хорошесть видимо состояла в чудовищном количестве присадок, от которых сдох даже Шмель, а уж эта техника в 70 годы безотказно у меня работала в зимних походах по Полярному Уралу. 
 
У Coleman-ов  через неделю выходил из строя генератор - эта такая съёмная трубочка, которую можно заказать в интернете, и которая стоит около 1 тыр (кто бы знал заранее!!!). Ни прокаливание ни продувка под давлением не могли восстановить работоспособность более чем на пару минут. В результате готовили под конец на одном Шмеле, который постоянно засорялся, а действия по очистке с каждым разом давали всё более кратковременный эффект, пока дело не свелось к 5 мин работы и невозможным потерям времени на готовку.
 
Мораль: Для тундры годятся только мультитопливные примусы
 
Во-вторых. Нужно хороший экран для примуса, защищающий от бешеного ветра: например, гибкий лист жести 50х120см, который на марше свёртывается в трубу
 
В-третьих, нужно брать общий лёгкий аэродинамический тент для лагерной жизни  да и п.2 этим почти решается).
Они есть в продаже и весьма недёшевы, но в тех местах необходимы (что будешь делать, если затяжной мокрый снег? Нам ещё повезло с погодой.)
Наш же, Alexica (см фото), был очень тяжёл (14 кг, если правильно помню) а его форма и крепёж позволили первому же шквалу растерзать его
 
Выводы и рекомендации

Поход технически несложен, но физически труден и требует психологической готовности к не вполне привычным для лета тяготам: погода, отсутствие леса и проч.
 
Природа необычная и завораживающая. Останцы, овцебыки, гуси и олени в непосредственной близости. Бескрайние суровые просторы. Крайний север, словом.
 
Для смешанного похода вроде нашего надо правильно выбирать суда. GoogleEarth показывает, что многие реки в предгорьях разбиваются на сотни проток, с тем, чтобы позже собраться в другом месте. Катамаран в этом случае неуместен.
 
С другой стороны, наши лодки небезопасны при плавании по большим озёрам, приходится иной раз ждать погоды. Представляется,что легкая дюралевая рама, позволяющая быстро связывать два Егеря в один квази-катамаран решила бы эту проблему. В Рафтмастере меня заверили, что они это конечно сделать могут

Комментарии
Paleoserg09.08.14, 14:04
Очень здорово! 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: