Маршрут: Туманный – Порчниха – р. Оленка – Захребетное – губа Кекурская – Рында – губа Чегодаевка – губа Широкая – Харловка – мыс Красный – мыс Воятка – губа Федотовка - мыс Лихая Пахта - Восточная Лица – оз. Поперечное - губа Полютиха - Мертвецкий ручей - изба напротив г. Белой - губа Сидоровка - губа Дворовая - мыс Дворовый - Варзино - Дроздовка - устье р. Дроздовки - р. Черная - бухта Ивановская - бухта Савиха - мыс Клятны - Гремиха - губа Йоканга - р. Бухтовка - мыс Святой Нос - мыс Коровий - р. Кашкаракка - губа Западная - Лумбовский залив - р. Черная - р. Лумбовка - р. Песчанка - р. малая Песчанка - р. Кумжиха - Городецкий маяк - бухта Четырехрогая - р. Виловатая - бухта Оленья - бухта Панфилова - бухта Качковская - мыс Острая Лудка - губы Хапаевская - Лаккуев ручей - р. Орловка - г. Анфал - губа Орловка - Терско-Орловский маяк - губа Русинга - р-н Трех Островов - г. Высокий Холм - р. Поной - Лахта - мыс Красный - рыб. изба Кузьмина - губа Кислоха - изба Кузьминские Новинки - р. Даниловка - р. Пялка - мыс Красные Щелья - р. Снежница - Сосновка - р. Глубокая - р. Бабья - р. Лиходеевка - р. Пулонга - р. Кумжевая - д. Пялица - Никодимский маяк - Чапома - р. Югина - р. Стрельна - Тетрино - Каменка - Чаваньга - Варзуга - Умба - Кандалакша.
Нитка маршрута Мурманск Варзуга
До Гремихи.
31июля-1 авг.

Доброй дороги тем, кто ушёл в туман... (Тэм) Доброй дороги тем, кто ушёл в туман... (Тэм)
Неужели мы все это утащим? Неужели мы все это утащим?
Отличное предзнаменование! Отличное предзнаменование!
р. Оленка р. Оленка
Обжились... Обжились...
Предыстория.
Я была еще неопытным туристом. В 2008г в мае мы сходили с Димой Арбузовым в поход по Башкирии, сначала на велосипедах, потом из-за дождей оставили велы в Оренбурге и дальше пошли пешком и автостопом. Потом у Димы появилась идея пройти берегом моря по Кольскому и я решила, что это мой шанс. Никто бы с работы меня не отпустил на 2 мес, пришлось уволиться за 2 года до пенсии. Подготовка к походу проходила в нервной обстановке, Дима все время "шутил", что он передумал и мы пойдем вдвоем с Шустровым. Вес моего рюкзака все время увеличивался, Дима просил купить то одно, то другое, и на выходе мой рюкзак был около 25кг, я с трудом поднимала его с колен. Дима считает, что все участники похода должны нести одинаковый вес, независимо от физического состояния. Споры на эту тему продолжились и в Мурманске, где мы получали разрешение на вход в погранзону. Дополнительно Диме очень нравилось доводить меня постоянным матом в разговоре, без необходимости, раньше я такого за ним не замечала. Но отступать мне было некуда.

От Мурманска мы поочередно автостопом уезжали в пос. Туманный. Асфальт - около 100км, потом грунтовка. Машины идут редко, но нам повезло, подобрала военная машина. По сторонам дороги меня заинтересовали загородки - для сена что ли? Оказалось, для задержания снега. Здесь зимой столько снега наметает, что дорогу не видно. Ночевали у реки Туманка, палатку поставили рядом с дорогой. Здесь безлюдно, все заросло березкой. "Здравствуй, мой Мир!" - закричал Димка.
Утром не успели мы встать, на дороге зафырчала машина. Мы выскочили босиком, люди остановились и спокойно подождали, пока мы соберемся. Не доезжая Дальних Зеленцов, у брошенного пропускного пункта застопили еще одну машину, водитель которой, узнав о маршруте, подбросил нас на 12 км до бухты Порчниха, помахал рукой и уехал обратно по своим делам в Дальние Зеленцы. Дороги закончились, дальше – тропа.
Места уже впечатляли. Скалы, каньоны, стенки свыше 100 м, красота! Узорчатый ягель покрывал камни, на гигантских обветренных скалах лежали мелкие камушки, которые словно специально разбросали. Идти пока легко - тундра приветлива, курумники редки – ягель, и мы еще не устали. Комаров нет, весь июль стояла непогода, со средней температурой +(12-14), а то и +(4-8). Сегодня моросит непрерывно, ветрено, временами льёт. До брошенной заставы Захребетное – череда мелких речушек. Переправа через р.Оленка стала первым испытанием нам и нашему снаряжению. Висячий мост через нее разрушен. Мы поднялись на 400 м выше, и стали переходить с ребятами вброд, держась за руки. Воды выше пояса. Вымокли и замерзли. У меня лопнул сапог по шву, только купила перед походом! Ошибкой было покупать самые дешевые черные рыбацкие сапоги, качество низкое, они не держат ногу, их очень трудно заклеить. Сапоги из ПВХ служат 5 лет и легко ремонтируются в походных условиях. Шустров не удержался в сцепке и его снесло, вернее, он сам отпустил руку, спасая меня, иначе нас унесло бы вдвоем. Его потащило течение, рюкзак служил поплавком, но он здорово перепугался и упустил теплые штаны + противень для жарки грибов, привязанные снаружи рюкзака, и нахлебался воды, хорошо – не ударился о камень. Димка довел меня до мелкого места и бросился спасать Шустрова.
Мы вскарабкались на высокий песчаный берег к бывшей заставе. От огромного дома остались только стены с крышей, даже пол кто-то унес. Разожгли костер прямо внутри, у батарей, некогда служивших отоплением, на них же развесили мокрые вещи, переоделись в сухое. Димка утром, когда собирались, не нашел свои носки, сказал, что это я виновата и забрал у меня пару запасных. Мы приняли по 50г «за посвящение», перестали клацать зубами и дрожать и, наконец, начали делиться впечатлениями. У командира тоже потери - порвались новые штаны, отлетела лямка, порвалась молния и главное - отломился тюльпанчик у спиннинга. Добытчик наш сразу пошел на рыбалку, и наткнулся на охранника (идущего с мешком рыбы). Потом через некоторое время этот же мужик, но уже в омоновской маске, без рыбы и с карабином ввалился в наш дом, передернул затвор, и потребовал отдать спиннинг! Мы сначала опешили, потом Димка стал ему плести, что у нас экспедиция такая, типа журналист-эколог-священник, что рыбу на реках мы не ловим (намекаем – только едим), он проворчал, что мы тут пожар можем устроить, и ушел. Потом еще приходил, интересовался, почему мы до сих пор не ушли. Странно, вроде на браконьеров мы совсем не похожи. Спать пришлось на открытом чердаке под завывание ветра. Опытный Арбузов спрятался от ветра за стропилами, но нам ничего не сказал, потому что места там было только на одного. Мог бы предупредить, чтобы мы с Шустровым тоже спрятались.
2 авг.

Дом связистов в губе Кекурская Дом связистов в губе Кекурская
Старые могилы на берегу Старые могилы на берегу
Погода снова не очень, хорошо еще, что не льет как вчера. По-прежнему холодно, временами теплеет на час-два, потом снова стыло. По-прежнему идем по столбам, здесь заметные оленьи тропы, рельеф проходим во всех направлениях, хоть и скалист. Множество озер встречается на пути, обходим их то слева, то справа.

Надо стараться не терять из виду командира, он идет оптимально. Но часто после крутых подъемов его уже не видно и приходится выбирать дорогу самим, при этом не всегда правильно и удачно, мы с Шустровым советуемся, идти по гребню или ниже, обходить или нет болотце. Арбузов орет и злится, что мы болтаем, а ему приходится нас ждать, мог бы и рукой махнуть на вершине. Леса нет вообще, встречаются поросли березы 2-3 м, но совсем редко и непоследовательно. Спустишься в один крупный ручей - на склоне леса нет, на другом склоне появляется. Протяженность лесков не более 100 м. У Шустрова разнылось травмированное колено, нагрузка на суставы и связки очень большая, приходится прыгать по камням, все время спускаться и подниматься. На ночь встаем в бухте Кекурская, в доме связистов.
По дороге в Кекурскую переходили речку Трящина, нам навстречу вышли Николай и Люда, оба из Североморска, работают на Рынде в лагере для иностранцев, от которого приставлены охранять и здесь. Зазвали нас пить чай, угостили салатом из морской капусты, и квашеной капустой особого приготовления - с медом. Очень гостеприимные люди, мы так хорошо поговорили, отдохнули. Спасибо им!
3,4 авг.

дорога на мыс Буторин дорога на мыс Буторин
Каменные россыпи Каменные россыпи
Домик в бухте Кекурской маленький, уютный, две лежанки, есть печка и посуда.
Решили немного отдохнуть, чтобы не перегружать колено Шустрова. Мы с Арбузовым используем передышку для исследования мыса Буторин.
Интересно, что там обозначено на карте под символом "дом"? Оказалось, сохранились несколько жилых построек, дом на 7 человек, баня и дизельная, – правда, в непригодном состоянии. Кругом мостки над озерками, а на верхушке мыска - тепляк, плавно впечатанный в окружение гранитных глыб. Заржавевшая электропечь, потрескавшиеся розетки, обрывки проводов, только море в потускневшем окошке неизменно бьет о суровые скалы.
Мы спустились к обрыву - покатые, скользкие камни, снопы брызг, страшно, поскользнешься - не выплывешь. Вернулись по красным скалам как по ступеням обратно. Осмотрели и каньон в мысу, пробитый к морю. Это вертикальные 5-7 м стенки с острыми краями, красивые как все, что создано природой. Внизу бушует море, стоит гул.
В бухту зашел кораблик, рыбаки ходили по грибы, зашли в гости. Во время вылазок подбираем все, что может пригодиться - например, в старом ведре, принесенном с мыса, можно нагреть воды и отлично помыться.
5 авг.

здание церкви, Рында здание церкви, Рында
В гостях у Сергея и Таисии Борисовны В гостях у Сергея и Таисии Борисовны
Рында Рында
Сделали переход на Рынду. Снова сумрачно, комаров так и нет - говорят, в этом году их не было вообще, а мы запаслись накомарниками, репеллентами. В Рынде на месте бывшего поселка, куда в 19 веке (до революции) теплоход из Архангельска ходил каждый день, осталось несколько полуразрушенных домиков со слепыми, выбитыми окнами. Здесь еще живут люди родом с Туманного и Дальних Зеленцов, коренных никого. На берегу мы покричали, из дома на той стороне вышли люди и перевезли нас на моторке через устье реки (условно переходима во время отлива). Здесь мы и ночуем у Сергея и Таисии Борисовны в шикарном деревянном доме, жарим свежепойманную под запрещающими ловлю табличками рыбу и собранные по дороге грибы. Очень хорошие, гостеприимные люди.
На стене у хозяев висит фото - Рында конца 18 - начала 19 века. На переднем плане двуглавая церковь, ныне это гнилой сарай. Обозреваем пустынные окрестности и удивляемся, что некогда здесь процветал шумный многолюдный поселок. Вылавливали семгу по 30-40 кг штука, 3 т в год.
Мы поговорили о рыбалке, о том, что как ни охраняют реки, запрещая ловить рыбу, все бесполезно. Семга мельчает и вырождается. Спортивные рыболовы ловят ее не на еду, а затем, чтобы сфотографироваться с ней и отпустить. Извращение: у рыбы шок, стресс и ожоги от человеческих рук. Был упомянут и уникальный Мурманский морской биологический институт в Дальних Зеленцах, прекративший работу из-за отсутствия финансирования.
6 авг.

Путь на Чегодаевку Путь на Чегодаевку
Речка Золотая Речка Золотая
Дом в Чегодаевке Дом в Чегодаевке
Командир-добытчик Командир-добытчик
Продолжаем движение. Внезапно выглядывает солнце, проясняется. Ура, погода! Мы быстро достигаем реки Золотая, которую легко переходим вброд. Под низким солнцем камни живописно складываются в инопланетный пейзаж. От Золотой делаем переход на Чегодаевку. Горы чуть выше, минуем крупное озеро с островами. Спуск в бухту глубок, на пути озерцо, окружённое грядами камней. Гряды однозначно выложены человеческими руками, интересно бы выяснить их назначение. Чегодаевка – широкая бухта, здесь есть дом, правда, разрушенный. Дров много, как и везде в бухтах.
Арбузов рвется вперед, мы за ним не успеваем, постоянно теряем его из виду. Но как замечательно идти и чувствовать себя одной во всей Вселенной! Когда дорога сама стелется под ноги и чувствуешь себя первооткрывателем этого мира. Заблудившись на ровном плато без ориентиров, выхожу к морю, осматриваюсь и вижу вдали костер. Это наш командир давно перешел Чегодаевку и развел на том берегу костер. Приятно, конечно, что тебя ждут, но приходится лезть по кручам около 2 км вдоль моря, я вышла в соседнюю бухту.
Оказалось, еще и глубокую бурную речку придется переходить. Жду Диму, который пошел меня искать. Я запалила костер и попробовала уговорить Шустрова заночевать на этом берегу, а переходить утром. Но у нас и палатка, и продукты, надо переходить, хотя и очень хочется избежать купания с рюкзаком в ледяной воде. А Шустров полон светлой незамутненной сомнениями верой в командира: «Хоть Арбузов и кричит, и грозится бросить, но он же добрый!» В итоге речку переходим, все не так страшно, даже не упали. Все равно дорога на той стороне, деваться некуда.

Из дневника Арбузова:
«Мои спутники идут медленно и время от времени теряются - приходится бегать по сопкам их искать. Сегодня я уж давно перешел реку и развел огонь, подготовил ночлег. Дима догнал, прокричал, где Ира? и пошел ее искать, тратить драгоценные силы, хотя я говорил ему не ходи, жди, костер горит - увидит. Дима ушел, тут подоспела Ирина с другой стороны, ждала его с полчаса…Затем они наконец встретились уже в ночь и вот уже 2-й час ищут переход реки, блуждая по камням туда-сюда, ищут брод, который я им 100 раз показал где. Я перешел реку, даже не зачехляя фотоаппарата, а они вдвоем боятся ее перейти с шестами. Я с ума от них сойду, точно их съем».
7,8 авг.

*** ***
район Чегодаевки район Чегодаевки
Олень Олень
Неплохой улов! Неплохой улов!
В Чегодаевке! Вчера со всеми переходами рек легли спать часов в 5 утра, естественно, надо устроить дневку. Проснулись - день погожий, облака, солнце. Арбузов сходил на рыбалку, сначала не разведку, но рыбу добыть не удалось, пошел рыбачить в соседнюю бухту:
"Там оказались пески-барханы, много лис и отличный мыс, отделенный от общего массива горы узким глубоким ущельем, в конце которого плещется море. Более всего произвело впечатление озеро на рубеже бухт, перекрытое с обеих сторон насыпями камней. Одна из гряд, похоже, искусственного происхождения. В ней кругом выложены ямы с каменными замкнутыми стенками, как под столбы. Диам. 1-2м, h=0,5. Всего 6. Интересно, зачем они? Озеро - место перехода оленей. Может быть эти ямы - препятствие на пути их миграций? В бухте нашел обломок изделия из песчаника на склоне песчаного холма. Погода весь день отличная!"
А на следующее утро небо и вообще оказалось без облаков. Решили, что и этот славный денек надо провести здесь. Димка с Шустровым сходили на охоту, у Шустрова была охотничья рогатка, а Димка пулял просто камнем и с 15м подбил рябчика! "Ирина, - кричат, - держи курицу!" Я птичку ощипала и осталось там одно название, что дичь, да еще и выпотрошить ее забыла, так и сварила с потрохами. Потом ребята отправились на рыбалку и поймали 3 семги, общим весом кг 6! И одна даже с икрой. Сначала мы пожарили рыбу в чашках, а часть - засолили. Потом Димка закоптил 3 отличных кусочка. Коптильню сделали из старого армейского котла, закрыв его найденным ватником, внутрь накидали мох. Я нажарила блинов с подсоленной икрой, объедение!
«Пионерский» костер на берегу собирали часа 2, сначала возвели каркас из 3-х бревен, высотой метра 3, потом сложили внутри колодец из берегового мусора и подожгли. Арбузов нашел на отливе классную белую пластиковую ложку, взамен недавно утерянной, и шапку-монтажку. В избе мы устроили баню по-черному, потолки там низкие, ребята все перемазались в саже. И мой шампунь пригодился, хотя Димка брюзжал, зачем я его взяла, сама виновата, что рюкзак такой тяжелый. Еще он вспоминал историю, как его напарник выложил и оставил объективы, потому что тяжело было нести.
Арбузов:
«А еще второй день около лагеря крутится олененок, фотографировал его.
Встали прямо на берегу, у устья реки и скал, здесь обозначена на карте изба, она и есть – правда, в нежилом состоянии. В избе устроили, выложив каменку вместо развалившейся от дряхлости печи, баню, но крыша от "по-черному" прогорела, и пара не получилось, но все равно! Забежали и попрыгали в прибой. Я, правда, уже искупался в Баренцевом, еще в Кекурской бухте, но сейчас это было совсем иначе. Тогда я забежал и вылетел как ошпаренный, 9 град. все же, а сейчас даже поплескались немного. Температура его и правда не высока, +14. И все равно! Место обжили конкретно: стол, стулья, коптильня, весь берег наш, со всеми рыбами и дровами. Икра с блинами вышла ну просто на зависть, вот только погода чуть сплоховала под конец дня, и даже дождануло. Но море как всегда было неповторимо красиво. Сегодня от тучек оно окрасилось в индиго со светло-золотистой полосой у горизонта во всю ширь. 3-х м костер горел празднично, искры швыряло, прибой ревел. Как же здорово под него спать!».

Сегодня неделя походной жизни.
9 авг.

Арбузов пишет:
"Сижу в губе Широкой, это 5 км от Чегодаевки. Прошли всего 5 км, мы даже до Харловки дойти не можем!
Погода с утра дрянь. До 12-ти лил мелкий дождь. Шустров снова прособирался больше часа и вышли поздно. С Ириной они непрерывно отстают, мне постоянно приходится ждать их. Так произошло и в этот раз, за 2 км до губы Широкой, перед спуском в нее. Идти жарко, потеешь, встал на ветру мокрый и сразу замерз. Я прождал 30 мин и охренел, злой стал как собака."
Дима опять убежал вперед, а мы пошли со своей скоростью вдоль столбов. Я вышла к заливчику с грудой плавника, где меня ждал Арбузов, а Шустров не пришел. Мы его подождали, Димка от переживаний успел сжечь свою портянку и распаять котелок, а Шустров все не показывался. Я отправилась его искать. Шла по столбам до 23ч, почти дошла до нашей последней остановки и повесила ему записку на столбе. Пошла обратно и каково же было мое удивление, когда я опять увидела свою записку! Круг сделала, пошла по старой линии. Наверное, и Дима так заблудился. Обратно я шла уже внимательно и вышла к стоянке правильно.
Димка развел 2 огня, повыше и пониже. Побережье могло в любую секунду закрыть туманом, мог прийти ливень, а у нас нет палатки, она у Шустрова.
Пока я ходила на поиски, Димка развел огонь в виде прямоугольника на месте ночлега, потом мы сложили по сторонам бревна, набрали на отливе досок на настил и отдельно штабель длинных на крышу. Получилась пещерная конструкция с низким входом и пол с подогревом. От ветра отгородились пластиковыми ящиками. Пошел дождь, мы залезли под крышу, было даже жарко, на всякий случай рядом поставили кружку с водой. Спальник к утру немного подмок, но спали отлично, как в сауне.
10 авг.

Утром Шустров не появился. Командир отправился его искать и прошел по побережью почти до Чегодаевки. В 12.00 Дима вышел на связь, сказал, что заблудился.
Из дневника Арбузова:
«Я объяснил - возвратись к столбам, иди на север к морю. Место встречи – вершина триангуляции. Он пришел спустя 6 ч. Все это время дул порывистый ветер 5м/с с дождем, рвало в клочья, я дико мерз и даже спускался на побережье за топливом и поплавками, лишь бы только на месте не сидеть. Меня спасла найденная на отливе Чегодаевки монтажная шапка, даже в ней голова мерзла. В попытке согреться я ходил вокруг вершины, наворачивал бессмысленные круги. Наконец он пришел, но без рюкзака, который оставил, чтобы сберечь силы. Рюкзак нашли с трудом, уже к ночи. Димке повезло, что у него была связь, и горы не закрыло туманом. Он совершил все возможные ошибки: не вернулся в точку, где расстались, не остался в ней и т д.»
Ребята пришли только к 20ч. Шустров ничего не ел (неудобно ему было одному есть!), не смог поставить палатку из-за ветра, спал завернувшись в нее. Теплые штаны он утопил в Оленке и шел в клеенчатых водозащитных, которые еще и порвались по шву. Мы перешли к неожиданно обнаруженному скальному навесу на другом берегу ручья, где не было такого пронизывающего ветра, и остались там. А я целый день жгла костер на берегу бухты, на ветру, смотрела вдаль, как Ярославна, и не догадалась уйти за сопку в тихое место. Но оттуда я бы не увидела возвращающихся ребят. Какое счастье, что мы опять вместе! Арбузов, конечно, опытнее и выносливее нас, и фотографирует, и дорогу выбирает, за маршрутом следит, выбирает место стоянки. А я иногда присаживаюсь на несколько секунд на камушек, чтобы плечи отдохнули, идти очень тяжело, даже не замечаешь окружающей красоты, просто не до этого.
11-12 авг.

р. Харловка р. Харловка
Брошенная ПВО, Харловка Брошенная ПВО, Харловка
Харловка Харловка
Закат Закат
*** ***
Воятка Воятка
Харловка. С утра отличная тихая погода. Мы впервые разделись до маек.
До мертвой Харловки дошли за час. Брошенные каменные дома-общежития, вездеходы. Негостеприимный охранник из иностранного лагеря согласился перевезти нас через реку. В разговоре выясняется, что он бывший браконьер, а теперь охраняет семгу... Сходили с Арбузовым в лагерь за 6 км, познакомились с зам. ген. директора ЗАО "Северные реки" Кулагиным Владимиром Ивановичем. Он был очень обижен на какой-то случай 10-летней давности, когда он накормил и приветил туристов, а они вместо благодарности постебались над ним в инете. Теперь он никому не помогает, нам даже не предложили чаю, правда, дали хлеба, масла, 1 банку рыбных консервов, 1 банку тушенки и шоколадку. И это при евро-уровне лагеря для иностранцев, в столовой был накрыт стол для ужина, как для банкета. Здесь мы узнали, что началась война с Грузией. Дим стал мечтать, что поедет туда корреспондентом, когда вернется из похода. В следующем лагере нас успокоили, что война уже закончилась.
На обратном пути заглянули на точку ПВО на сопке. Чуть ниже, к реке, следы то ли мини-лабиринтов, то ли обман зрения. Скалы необычные, фантастические. К 23ч вышли на маршрут. Решили попробовать идти ночью, благо еще светло, чтобы пройти за переход побольше, а потом отдыхать.
В районе мыса Красный изрезанный рельеф, идти трудно.
Минимизированные ландшафты создают зрительную иллюзию высоких гор, больших расстояний. Встретили восход солнца - так красиво! Оно совсем неяркое, можно смотреть, море меняет цвет на глазах, а вода в реке как расплавленное золото!
Перебравшись через мыс Красный, встали на ночлег на побережье. До устья реки Воятки мы идти отказываемся, на берегу у водопада Шустров падает и сразу засыпает, после холодной ночевки он заболел, идет с температурой. А неутомимый Арбузов всё гонит вперед. «Время на установку палатки, варево еды, – кричит он, – сбор рюкзаков в итоге всего похода измеряется не часами – сутками! Поэтому надо проходить большие расстояния, а потом долго отдыхать и приходить в себя!» Но мы так не можем и требуем ночевки по расписанию, не позже 23.00. Арбузов бесится, но вынужден дать нам передышку. Видимо от длинного перехода у меня заболела нога, связки на стопе, идем в неудобных болотниках, которые ногу держат плохо, а рюкзак тяжелый.
Легли спать в 5.00, встали в 11.00. Солнечно - до восторга, волны играют, море синее-синее. Только ветер уж больно порывист, перистые облака - ясное дело, грозит непогода.
В р-не о. Кувшин - дом. С линии столбов домик не видно, стоит прямо у берега, на отливе, в скалах. Тихое место. Здесь мы вернули котелок взамен сгоревшему. Следующий домик - на устье Воятки, куда дорога лежит сначала по скалистой, продуваемой со всех сторон местности, а затем по ровным, тоже леденящим верховьям. Верховья охватил дождь с ветром, к домику плелись, не разбирая дороги, снова отставали, мокрые, мечтая о просушке у печки. А домика нет, давно рухнул, хорошо хоть бревна и доски не совсем сгнили, удалось разжечь костер. А то вокруг одни кустики-рощицы березок и только.
На Воятке отличные водопады. Арбузов сходил и прямо под одним из них наловил кумжи. Блесна зацепилась, ему пришлось лезть в воду. Шустров как пришел, залег в палатку выздоравливать. Напичкали его таблетками, накормили горячей ухой. Надо же, как погода быстро изменилась от идеально солнечной до штормовой. Завтра - Восточная Лица.