горный район Тянь-Шань / Спортивный туризм | Пешеходный туризм | Водный туризм
 

Чонг-Кемин, Нарын. Сплав на Тянь-Шане. Весна 2006. Рук. Кривонос

28 апреля - 14 мая 2006 г.
Отчет о водном туристском походе пятой категории сложности по Тянь-Шаню, совершённом группой туристов города Москвы и Московской области в период с 28 апреля по 14 мая 2006 года
Часть 1. Информационная. 

Отчет о водном туристском походе пятой категории сложности по Тянь-Шаню, совершённом группой туристов города Москвы и Московской области в период с 28 апреля по 14 мая 2006 года

Автор: Андрей Кривонос (Москва)

Поход занял 3 место в Чемпионате Центрального Федерального округа России 2006 года по спортивному туризму (водные маршруты V категории сложности)

Содержание:

  1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода):
    1. Проводящая организация;
    2. Страна, республика, край, область, район (место проведения);
    3. Общие справочные сведения о маршруте и группе;
    4. Подробная нитка маршрута;
    5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута;
    6. Сведения о руководителе и участниках;
    7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов;
    8. Поход рассмотрен МКК;
  2. Содержание отчета:
    1. Общая идея похода, стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна;
    2. Варианты подъезда и отъезда и другая полезная информация;
    3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты;
    4. Изменения маршрута и их причины;
    5. График движения;
    6. Техническое описание прохождения группой маршрута;
    7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте;
    8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте;
    9. Дополнительные сведения о походе:
      1. Перечень специального снаряжения;
      2. Особенности общественного и личного снаряжения;
      3. Характеристика средств передвижения;
      4. Особенности погодных условий;
    10. Стоимость проживания, питания, средств передвижения;
    11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута;
1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода)
1.1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён самодеятельной сборной группой туристов города Москвы и Московской области. Руководитель – Кривонос Андрей Владимирович.

1.2. Страна, республика, край, область, район (место проведения)

Поход проходил на территории Республики Кыргызстан по Чуйской, Нарынской и Иссык-Кульской областям. Географический район – Тянь-Шань.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте и группе

Вид туризма Категория сложностипохода Протяженность активной частипохода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
водный пятая 226 – сплав;  38 – пешком; 264 – всего. 17 11 с 28 апреля по 14 мая2006 года

Группа из шести человек на двух катамаранах: двухместный и четырёхместный.
Маршрутная книжка: 1/4-501.

1.4. Подробная нитка маршрута

Сплав по реке Чонг-Кемин1 от устья ручья Кой-Суу до впадения в реку Чу, сплав по реке Чу 4 км, сплав по реке Болгарт 8,5 км выше устья  реки Арчалы до образования реки Малый Нарын, сплав по реке Малый Нарын до впадения в реку Нарын1 (без основной части каньона "Недоступный"), сплав по реке Нарын до города Нарын, сплав по реке Чу в Боомском ущелье, радиальный выход в горы вдоль реки Чонг-Кой-Суу (со стороны озера Иссык-Куль) до перевала 3654,5.

Обзорные карты региона с указанием маршрута, подъездов и переездов приведены в Приложении 1.

Примечание. 1Везде по отчёту географические названия будут приводиться в том написании, в котором они имеются на топографических картах Генерального штаба Министерства обороны СССР и РФ.

1.5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута

Уровень воды в реках Чонг-Кемин, Болгарт, Малый Нарын, Нарын, Чу – низкий.

При задании категории трудности (к.т.) препятствий использовалась классификация, применяемая в отчётах С.И. Черника. По данной классификации трудность препятствия оценивается по шестибальной шкале, а категории 4, 5 и 6 имеют ещё подкатегории A, B и C. При этом к препятствиям 6 к.т. относятся 5С, 6А, 6В, 6С, к препятствиям 5 к.т. – 4С, 5А, 5В. К подкатегории 6С относятся непроходы, очень опасные пороги и "суперпороги".

В данном отчёте используются названия и нумерация препятствий реки Чонг-Кемин из отчёта Светланы Маловой [1] (особенно в верховьях реки) и отчёта Равиля Айбатулина [2], реки Малый Нарын – из отчета Сергея Климина [3] и отчёта Равиля Айбатулина [2], реки Чу – из отчёта Владимира Хотмирова [8].

Вид препятствия Кате- гория труд- ности Длина препят- ствия Характеристика препятствия Путь прохождения
Порог "Саянский" в "3-м Каньоне", р. Чонг-Кемин около 900 м в низкую воду – шивера слаломного типа с большим количеством надводных и обливных камней слалом между камней
Порог"Габарит" в "3-м Каньоне", р. Чонг-Кемин 4B около 400 м в низкую воду – последовательность сливов до 1 м между хаотически разбросанных надводных камней; имеются непроход в каменной "гребёнке" и прижимы к камням ровные заходы в сливы, энергичный манёвр между камней, уход от прижимов; обнос непрохода
"4-й Каньон", р. Чонг-Кемин 4A около2 км в низкую воду – сливы между большим количеством камней слалом между камней, попадение в сливы
"5-й Каньон", р. Чонг-Кемин (порог "Дюре") 4B 2,5 км низкая вода; увеличение уклона, много обливных и надводных камней, сливы более 1 м слалом между камней, прохождение сливов
Порожисто-шиверистый участок "Бузулганский", р. Чонг-Кемин 4B 1,5 км низкая вода; большой уклон, мощная шивера жёсткий слалом между камней
Порог "Каменоломня" в "6-м Каньоне", р. Чонг-Кемин 4C около 300 м низкая вода; нагромождение крупных обливных, полуобливных и надводных камней, сливы, "бочки" энергичный манёвр между камней, прохождение сливов, пробивание "бочек"
Порог "Ералаш" в "6-м Каньоне", р. Чонг-Кемин около 300 м низкая вода; большой уклон, сливы и "бочки" через всё русло; большие камни в русле ровный заход в сливы, пробивание "бочек"
Шиверисто-порожиствй участок от "Придорожного камня" 4B более 500 м низкая вода; сравнительно мощная шивера; много камней в русле, есть сливы, обращающие на себя внимание требуется энергичная слаженная работа экипажей для манёвра между камней
Порог "Мельница" в "6-м Каньоне", р. Чонг-Кемин 4B более 400 м низкая вода; порог расположен в нескольких поворотах; слаломно-шиверистый с рядом сливов и "бочек"; имелись гряды камней, образующие непроход линия движения зачастую читается с воды, лишь иногда требуется беглая разведка; проходится манёвром между камней
Порог "Баня"в "6-м Каньоне", р. Чонг-Кемин 4C около 300 м низкая вода; сливы более 1 м, "бочки", слалом между камней ровный заход в сливы, прохождение "бочек" за сливами
Порог "Повицкого", р. Чонг-Кемин 4C более 500 м низкая вода; уклон заметно больше, чем общий фон, много камней, некоторые из которых с острыми краями манёвр для прохождения в ворота между камнями, ровный завод судна в сливы
Порог "Зелёный" в "7-м Каньоне", р. Чонг-Кемин 5B около 500 м условно может быть разделен на 3 части; в 1-й части уклон резко возрастает, русло сжимается, количество камней в русле увеличивается; заканчивается 1-я часть грядой крупных скальных обломков, перегораживающих русло; в низкую воду эта гряда образует непроход; за грядой камней начинается 2-я часть, расположенная на левом вираже; уклон очень большой, русло узкое, поэтому 2-я часть состоит из сплошных сливов и "бочек"; в конце 2-й части особенно мощная "бочка" и навал на скальный обломок у ПБ1; далее начинается 3-я часть: крутой ПП1 с прижимом к скалам ЛБ1 и мощный 2-х метровый слив; следующие затем сливы и "бочки" проще по низкой воде 1-я часть проходится отдельно; 2-я и 3-я части – одновременно; рабочий берег может быть правый; во 2-й части задача экипажа ровно держать курс и вытаскивать судно из "бочек"; в 3-й части требуется резкий манёвр и ровный заход в главный слив
Порог "Щёки" в "7-м Каньоне", р. Чонг-Кемин 4A около 100 м горка на небольшом ЛП, заканчивающаяся узким проходом между большим валуном у ЛБ и скальной стенкой ПБ с "карманом"; прижим в "карман" ровный заход в "ворота" между валуном и скальной стенкой, отгребание от прижима
Порог "Осыпной"в "7-м Каньоне", р. Чонг-Кемин 4C около 350 м на протяжении порога река делает три поворота: ПП, ЛП, ПП; в низкую воду порог логично делится на 2 части: до ЛП – 1-я часть, далее – 2-я часть; 1-я часть: до 1-го ПП – разгонная шивера, после поворота – горка с последовательностью сливов и "бочек"; 2-я часть: до 2-го ПП – слаломная горка со сливами и "бочками", на 2-м ПП – прижим к скале ЛБ ровный проход по горке сливов в 1-й части, отработка резких поворотов судна между камней, ровный заход в сливы и пробивание "бочек" во 2-й части; уход от прижима к скале ЛБ
Выходнаяшивера "7-го Каньона", р. Чонг-Кемин 4A более1 км в низкую воду – протяжённый шиверисто-порожистый участок требуется энергичный манёвр между камней
"8-й Каньон", р. Чонг-Кемин 4B более 2 км большие камни, крутые сливы, "бочки" в низкую воду – жёсткий слалом между камней.
Шиверистый участок перед посёлком Тегирменти,р. Чонг-Кемин 4A более 6,5 км в низкую воду – очень протяжённый шиверистый участок; уклон русла то возрастает, то уменьшается, оставаясь довольно чувствительным,  много камней по всему руслу, сливы, "бочки" постоянный слалом между камней
Порог "Семёновский" (3.18) на реке Чу 4A 20 м после ЛП в скальном сужении под мостом слив через всю реку, за ним – "бочка" ровных заход в слив, пробивание "бочки"
"Верхний Каньон", р. Малый Нарын 4B около 5 км состоит из последовательности препятствий (по некоторым лоциям насчитывается 11); более верно было бы назвать "ущельем", поскольку скальные стенки имеются лишь в некоторых местах; есть валы, "бочки", прижимы к скалам, крутопадающие горки в низкую воду опытными экипажами может проходиться сходу, за исключением 1 – 2 мест; линия движения почти везде "читается" с наплыва и есть место для её реализации
"Нижний Каньон", р. Малый Нарын 4A более 3 км по некоторым лоциям насчитывает 5 препятствий; наиболее заметное – Препятствие 15 – за автомобильным мостом, переходящим реку; оно представляет собой прижим к скале ЛБ в резком сужении русла, серия сливов возможно прохождение сходу; в Препятствии 15 – уход от прижима к скале ЛБ, ровный заход в сливы; в остальных препятствиях – по основной струе
"Мини-Каньон", р. Малый Нарын 4C около 1,5 км последовательно идущие препятствия (по лоциям – 7) в ущелье; по террасе ПБ на высоте 10 – 30 м от воды идёт дорога; рабочий – ПБ; ЛБ – скальный; в "7-й ступени", после автомобильного моста – оба берега скальные; в препятствиях (ступенях) увеличение уклона, сливы, "бочки", прижимы к скальному берегу, в низкую воду – много камней в русле в низкую воду – манёвр между камней, ровное прохождение сливов, пробивание "бочек", увод судна от прижимов; 5-ю и 6-ю ступени не будет лишним просмотреть с берега
Препятствие 21 4B более 30 м мощный слив высотой около 1,5 м через всю реку; в низкую воду разделён на участки надводными и обливными камнями; в некоторых частях сливы положе и "чище", в некоторых – отвеснее и забиты камнями манёвр между надводных и обливных камней, ровный заход в слив, желательно в месте, где он "чистый"
Препятствие 22, р. Малый Нарын 5A более 300 м горка с большим уклоном, состоящая из последовательности сливов и "бочек", расположенная перед самой "1-й Ступенью" каньона "Недоступный" по основной струе, ровный заход в сливы, вытаскивание судна из "бочек"
"1-я Ступень" каньона "Недоступный", р. Малый Нарын 5B около 50 м начинается за ПП сразу после окончания Препятствия 22; в малую воду после нескольких небольших сливов между обливных камней следует главный слив между скальной стенкой ПП и большим валуном на ЛБ высотой около 3-х метров с пенным "котлом" внизу манёвр между обливными камнями на заходе, ровный заход в главный слив, вытаскивание судна из пенного "котла"
Шиверы реки Нарын на участке отпос. Орто-Нурадо гор. Нарын 4B Общая протя-жённость участка шивер около15 км мощные шиверы с высокими валами, располагающиеся на поворотах реки более безопасный путь – у выпуклого берега; манёвр для ухода от валов и "бочек"
Боомское ущелье реки Чу 4B 14 км по лоции насчитывает 17 препятствий; в низкую воду 1-я половина ущелья, до памятника в виде фигуры оленя на скале ЛБ, более простая, чем вторая; затем идёт довольно мощная шивера со сливами, "бочками", прижимами и камнями в русле, которая заканчивается после впадения реки Чонг-Кемин в низкую возможно воду возможно прохождение "с наплыва", однако от экипажей потребуется хорошее "чтение воды" и очень энергичный манёвр, особенно во второй части ущелья

1 – в отчёте используются общепринятые у "водников" сокращения: ПБ – правый берег, ЛБ – левый берег, ПП – правый поворот, ЛП – левый поворот.

1.6. Сведения о руководителе и участниках


1.7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов

Отчет хранится в библиотеке Московского городского клуба туристов по адресу, г. Москва, ул. Большая Коммунистическая, дом 17.

Имеется более 730 цифровых и оцифрованных фотографий, а также 46 минут смонтированного оцифрованного видеофильма.

Отчёт размещён в Интернете на сайте www.skitalets.ru.

1.8. Поход рассмотрен МКК

Поход рассмотрен МКК Федерации спортивного туризма – объединения туристов Москвы (код 177-00-56666252).


2. Содержание отчета
2.1. Общая идея похода, стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна

Данный поход был задуман как поход 5 категории сложности для начала мая, на время так называемых "майских праздников". Хотелось также побывать в новом географическом районе – на Тянь-Шане.

"Основной" рекой маршрута был выбран Чонг-Кемин. В "Перечне классифицированных туристских спортивных маршрутов" издания 1989 года в главе "Водный туризм", разделе "Тянь-Шань, Восточный Казахстан", пункте "V категория сложности" Чонг-Кемин значится под номером 253 и предполагается прохождение этой реки с верховий, с пешей заброской от города Алма-Ата через перевал Озёрный, с обносом порога "Зелёный". "Перечнем…" определены сроки прохождения данной реки при 5 категории сложности маршрута – с 15 сентября, что обусловлено, очевидно, слишком высоким уровнем воды и большей сложностью препятствий на ней до указанного срока.

Учитывая, что основное питание реки Чонг-Кемин – ледниковое, а в мае месяце таяние ледников ещё мало, как и во второй половине сентября, при проработке похода было сделано предположение, что в выбранные сроки река будет иметь приблизительно ту же сложность, что и в "Перечне…".

При рассмотрении варианта пешей заброски через перевал Озёрный (некатегорийный) был сделан вывод о его нецелесообразности ввиду того, что перевал "открыт" с июня по октябрь, а в мае он находится под снегом и преодолевать такой перевал с "водным" снаряжением на плечах – задача очень не простая для туристов-водников. К тому же после образования независимых республик Кыргызстан и Казахстан данный перевал является пограничным. Однако никаких погранпостов на нём нет, и его прохождение может быть квалифицированно как незаконное пересечение государственной границы двух независимых стран.

Приняв во внимание приведённые выше соображения, а также опыт предыдущих групп, говорящий, что при передвижении по территории независимого Кыргызстана очень легкомысленно надеяться на попутный или общественный транспорт, было принято решение нанять в Бишкеке автомобиль для "заброски" и "выброски". Анализ стоимости отдельного заказа автомобиля для доставки на реку к началу маршрута и для доставки с реки после окончания маршрута при оплате пробега машины "туда и обратно" однозначно показал, что выгоднее автомобиль от себя не отпускать на весь период путешествия. К тому же при таком варианте организации похода появляется возможность больше внимания сосредоточить на собственно прохождении водных препятствий.

А коль скоро при проведении похода оказался запланирован автотранспорт по берегу, возникла идея пройти не только реку Чонг-Кемин, но и что-то ещё. При этом не хотелось выходить за рамки препятствий пятой категории сложности. Поэтому река Кекемерен не рассматривалась. Выбор остановился на реке Малый Нарын, препятствия которой, без каньона "Недоступный", соответствуют категории сложности похода.

Относительно новизны можно сказать, что нам неизвестно о прохождении реки Малый Нарын в частности и маршрута именно с такой связкой рек в целом в начале мая.

2.2. Варианты подъезда и отъезда и другая полезная информация

Для совершения путешествия по Тянь-Шаню прежде всего надо попасть в столицу Республики Кыргызстан – город Бишкек (во времена СССР – город Фрунзе). Из Центральной России до Бишкека можно добраться либо поездом Москва – Бишкек, либо самолётом из Москвы. Возможно, существуют авиарейсы до Бишкека из других российских городов, но нам это не известно. Поезд Москва – Бишкек на момент проведения похода курсировал 2 раза в неделю и находился в пути 72 часа. Из восточных регионов России до Бишкека целесообразно добираться через город Алма-Ата, который имеет железнодорожное сообщение с рядом сибирских городов.

Учитывая сжатые сроки проведения похода, ограниченные "майскими праздниками", для того, чтобы попасть в Бишкек и вернуться из Бишкека в Москву нами был выбран авиационный транспорт. Из Москвы до Бишкека имеются регулярные ежедневные рейсы в обе стороны российской авиакомпании "Аэрофлот". Также есть рейсы киргизских авиакомпаний, но они осуществляются не во все дни недели, от года к году одни киргизские авиакомпании сменяются другими. Стоимость билетов при этом у всех перевозчиков приблизительно одинаковая.

В случае использования самолёта, чтобы не платить много денег за перевес багажа, можно часть его отправить поездом. Мы сделали именно так. Багажный вагон из Москвы до Бишкека на время проведения похода ходит лишь один раз в месяц.

Республика Кыргызстан имеет сравнительно хорошо развитую дорожную сеть и на автотранспорте можно подъехать практически к любому месту начала и окончания водного маршрута. Однако, как уже отмечалось выше, надеяться на общественный или попутный транспорт при передвижении по Республике Кыргызстан не стоит. Целесообразно воспользоваться услугами турфирм, предоставляющих автотранспорт. В последнее время большинство водных туристов, отправляющихся в Киргизию из Москвы, работают с турфирмой HorizonTravel, руководитель которой, Сергей Воронин, зарекомендовал себя как надёжный партнёр. Электронный адрес HorizonTravel horizon@elcat.kg, сайт в Интернете http://www.horizon.elcat.kg, телефон-факс +996 312 64514727, почтовый адрес Umetalieva str., Bishkek, 720017, Kyrgyz Republic, CIS.

Кроме транспортных HorizonTravel оказывает и ряд других услуг, таких как регистрация в Республике Кыргызстан (на момент проведения похода для граждан России не требовалась, если срок пребывания на территории Республики не превышает трёх месяцев), оформление пропусков в погранзоны, получение и растомаживание багажа и многое другое. И, конечно же, очень полезные консультации по особенностям Киргизии и проведении туристских походов на её территории, а также ценная информация по другим республикам Центральной Азии.

Районы Республики Кыргызстан, по которым проходил поход, не относятся к районам пограничного контроля и оформление специальных пропусков для пребывания в этих районах не требуется. В то же время, долина реки Чонг-Кемин является заповедником и за пребывание в ней взимается сбор около 10 евро с каждого человека не являющегося гражданином Кыргызстана и около 10 евро с автомашины. С граждан Республики Кыргызстан сбор значительно меньше. Кроме того, территория вокруг озера Иссык-Куль тоже является заповедником и за въезд на эту территорию берут побор с автотранспорта порядка 10 евро. Сборы за заповедники взимают при въезде в них.

Все расчёты на территории Республики Кыргызстан, в том числе вышеназванные сборы, производятся в местной национальной валюте – сомах. Российские рубли, доллары, евро и другая валюта при расчётах в кафе, в магазинах, на рынках и других местах не принимается. Официальный курс сома к рублю на момент проведения похода был 1,6 сом за 1 рубль. Обменных пунктов, кроме как в Бишкеке, мы не встречали (хотя специально не искали их). При выезде с территории Республики Кыргызстан надо постараться потратить или поменять в другую валюту все оставшиеся сомы, поскольку, по официальным данным Центрального банка Российской Феденации, на территории России ни один банк с сомами не работает. Ряд обменных пунктов в Москве принимает сомы, видимо, не совсем легально, вследствие чего ими установлен очень невыгодный курс обмена. Расчёты с турфирмой HorizonTravel могут быть произведены в любой валюте.

На территории Кыргызстана действует мобильная связь операторов"Бител" и "Котел". Абонентам московских операторов "Мегафон" и "МТС" удалось использовать роуминг с оператором "Бител". Абоненты "Билайн" роуминг осуществить не смогли. Возможно, для осуществления международного роуминга следовало его заранее заказать. Купленная "на месте" (в одном из магазинов в посёлке Кочкорка) SIM-карта оператора "Бител" не заработала.

Мобильная связь появилась на реке Чонг-Кемин только на участке "разбоев" при приближении к "9-му Каньону". На реке Малый Нарын мобильной связи не было. Связь появилась на реке Нарын около города Нарын. Также есть мобильная связь в поселке Кочкорка и на северном побережье озера Иссык-Куль. Было отмечено, что из-за горного рельефа мобильная связь в некоторых местах прерывается при повороте дороги за скальник или хребет.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Поскольку практически вдоль всех рек на территории Кыргызстана идут автомобильные дороги, проблем с аварийными выходами с маршрута нет. Однако следует учитывать, что трафик движения автотранспорта в верховьях рек весьма невелик, может быть одна автомашина в несколько дней.  В то же время, долины рек не являются совершенно "глухими", даже в верховьях имеются летники и полевые станы. У пастухов есть лошади. При отсутствии машины сопровождения по берегу, в случае крайней необходимости, можно попытаться воспользоваться их услугами.

В качестве запасного варианта нами были заявлены для прохождения реки Кара-Куджур Джоон-Арык, а также река Чу в Боомском ущелье. Из отчётов прошлых лет следовало, что прохождение этих рек может претендовать на маршрут пятой категории сложности и что они (эти реки) вполне пригодны для сплава в те сроки, в которые планировался наш поход (отчет Владимира Хотмирова [8]). Однако во время проведения похода оказалось, что кроме как по реке Чу сплавляться при имеющимся уровне воды не представляется возможным.

По словам водителя нанятого нами УАЗ-а, который видел реку Джоон-Арык в августе, воды в ней тогда было не намного больше, чем во время проведения похода. О Кара-Куджуре, который является одним из истоков Джоон-Арыка, и говорить не приходится. Видимо из-за того, что ледниковое питание составляет небольшую долю в питании рек Кара-Куджур и Джоон-Арык, "поймать" воду в них возможно только во время дождевого паводка.

2.4. Изменения маршрута и их причины

В основном варианте маршрута нами был заявлено прохождение реки Чонг-Кемин от устья реки Алматы, то есть от "1-го Каньона" (по классификации Светланы Маловой [1]). Однако доехать до этого места нам не удалось из-за не растаявших снежников на дорогах. Поэтому мы начали сплав на участке "разбоев" выше "3-го Каньона" (по классификации Светланы Маловой [1]). Также нами был заявлен сплав по реке Чу до посёлка Джель-Арык. Но из-за того, что Чу в этом месте спортивного интереса не представляет, сплав по этой реке был прекращён несколько выше.

Сплав по истокам реки Малый Нарын мы планировали начать по реке Джилусу от горячего источника Джилусу. Но низкий уровень воды не позволил нам этого сделать. Сплав был начат ниже, после слияния реки Джилусу и реки Бурхан – по реке Болгарт.

Подготавливая запасной вариант маршрута, мы предполагали ситуацию, описанную выше: невозможность сплава по верхним участкам рек. Взамен них мы заявляли сплав по Кара-Куджуру, Джоон-Арыку и Чу в Боомском ущелье. По Кара-Куджуру и Джоон-Арыку сплавляться было нельзя из-за низкого уровня воды (об этом также сказано в разделе 3 "Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты" данного отчёта). Сплав по Чу в Боомском ущелье нами был успешно реализован.

Также нами было заявлено прохождение реки Малый Нарын до каньона "Недоступный". Из-за низкого уровня воды первая ступень каньона "Недоступный" превратилась в самостоятельный порог со сравнительно большим "прогонным" участком перед собственно каньоном. На этом участке можно было организовать надёжную страховку. Категория трудности первой ступени, по нашим оценкам, в нашу воду вполне вписывалась в категорию сложности похода. Поэтому данный порог был пройден нашей группой.

Кроме этого, чтобы компенсировать не пройденные участки заявленного маршрута и использовать высвободившееся время, нами был продолжен сплав по реке Малый Нарын до впадения в реку Нарын и затем по реке Нарын до города Нарын. Категория трудности препятствий на этом участке была на уровне предопределяющих категорию сложности похода.

В результате техничного и удачного прохождения группой маршрута, запланированные резервные дни не были использованы. В конце похода было решено не делать много дней отдыха на озере Иссык-Куль, а потратить эти дни на радиальный выход в горы. Что и было с успехом реализовано.

2.5. График движения

  Ходо- вой день Дата
Участок пути
Про- тяжен- ность в км* Чистое ходовое время Определяющие и предопределяющие препятствия на участке Метеоусловия
1 28.04 Вылет самолётом Москва – Бишкек (аэропорт Манас) ~3300 3 часа 52 минуты
2 29.04 Автотранспорт:
аэропорт Манас –
г. Бишкек
г. Бишкек –
верховья р. Чонг-Кемин
30
240
30 минут
5 часов 20 минут
Аэропорт Манас,
г. Бишкек – облачно, дождь, t воздух = +14°C.
Верховья р. Чонг-Кемин – ясно,
t 17:00 воздух = +11°C.
t воздух ночью < 0°C.
3 1 30.04 Верховья р. Чонг-Кемин (р. Кой-Суу, лев.) –
середина "5-го Каньона"
22 3 часа
40 минут
Пороги "3-го Каньона": "Саянский" (4А),  "Габарит" (4В);
"4-й Каньон" (4A); первая часть "5-го Каньона" (4B)
Облачно с прояснениями, временами – дождь.
t 7:00 воздух = 0°C,
t 9:30 воздух = +8°C,
t 9:30 вода = +4°C,
t 17:00 воздух = +13°C,
t 17:00 вода = 10°C,
t 19:00 воздух = +9°C,
t 19:00 вода = 9°C.
4 2 01.05 Середина
"5-го Каньона" –
не доходя р. Ичке-Суу (прав.), в конце
"6-го Каньона"
12,5 3 часа 2-я часть "5-го Каньона" (4B); порожисто-шиверистый участок "Бузулганский" (4B); пороги "6-го Каньона": "Каменоломня" (4C), "Ералаш" (5А), шивера от "Придо- рожного камня" (4B), "Мельница" (4B) Облачно,
t 6:00 воздух = +2°C,
t 6:00 вода = +3°C,
облачно, дождь,
t 11:00 воздух = +7°C,
t 11:00 вода = +5°C,
солнечно,
t 14:00 воздух = +12°C,
t 14:00 вода = +6°C,
в 15:40 – туман, изморось, видимость 50 – 100 м.
5 3 02.05 Конец "6-го Каньона" –
перед "7-м Каньоном"
5 1 час
50 минут
Порог "Баня" (4C),
порог "Повицкого" (4C)
Солнечно, сильный ветер,
t 7:00 воздух = +4°C,
t 7:00 вода = +3°C,
t 9:15 воздух = +6°C,
t 9:15 вода = +4°C,
Облачно, дождь. В 16 часов – дождь со снегом.
Ночью – ливень.
6 4 03.05 Перед "7-м Каньоном" –
после "8-го Каньона"
9,5 2 часа
50 минут
Пороги "7-го Каньона": "Зелёный" (5B), "Щёки" (4A), "Осыпной" (4C), выходная шивера "7-го Каньона" (4A);
"8-й Каньон" (4B)
Солнечно,
t 7:00 воздух = +6°C,
t 7:00 вода = +4°C,
облачно, дождь,
t 13:45 воздух = +8°C,
t 13:45 вода = +7°C,
ливень, шквал,
t 17:15 воздух = +8° C,
t 17:15 вода = +8° C, солнечно.
7 5 04.05 После "8-го Каньона" – 4 км по реке Чу после устья
Чонг-Кемина
43 5 часов Шиверистый участок перед посёлком Тегирменти (4A);
Пороги на реке Чу: "Семёновский" (3.18)(4A).
Облачно с прояснениями,
сильный ветер,
t 7:00 воздух = +5°C,
t 7:00 вода = +5° C,
t 13:40 воздух = +16°C,
t 13:40 вода = +9°C,
t 20:40 воздух = +10°C.
8 05.05 Автотранспорт:
устье р. Чонг-Кемин – р. Болгарт, 8,5 км выше устья  р. Арчалы
280 5 часов 15 минут Солнечно, шквальный ветер t 6:00 воздух = +5°C,
t 11:00 воздух = +10°C,
t 11:00 вода в Кара-Куджуре = +9°C,
малооблачно,
t 20:30 воздух = -2°C.
9 6 06.05 Река Болгарт, 8,5 км выше устья р. Арчалы –
р. Малый Нарын приблизительно в 6 км выше начала "Нижнего Каньона"
39 4 часа
30 минут
"Верхний Каньон" реки Малый Нарын (4B) Пасмурно, дождь,
t 7:00 воздух = +2°C,
t 7:00 вода = +3°C,
сильный ветер,
t 10:00 воздух = +7°C,
t 10:00 вода = +4°C,
облачно, дождь,
t 17:50 воздух = +9°C,
t 17:50 вода = +6°C.
10 7 07.05 Река Малый Нарын приблизительно в 6 км выше начала "Нижнего
Каньона" – за окончанием каньона "Недоступный"
19 2 часа
30 минут
"Верхний Каньон" реки Малый Нарын (4A); "Мини-Каньон" реки Малый Нарын (4C); препятствия реки Малый Нарын: 21 (4B), 22 (5A); "1-я Ступень" каньона "Недоступный" (5B) Облачно,
t 8:50 воздух = +7°C,
t 8:50 вода = +4°C,
снег,
t 10:00 воздух = +6°C,
t 10:00 вода = +4°C,
солнечно,
t 14:00 воздух = +7°C,
t 14:00 вода  = +6°C,
t 16:30 воздух = +10°C,
t 16:30 вода  = +8°C,
ночью – дождь.
 
11 8 08.05 Река Малый Нарын за окончанием каньона "Недоступный" –
р. Нарын до г. Нарын
Автотранспорт:
г. Нарын –
6 км севернее пос. Сары-Булак на берегу р. Джоон-Арык
51
96
7 часов
1 час
35 минут
Шиверы реки Нарын на участке
от пос. Орто-Нура до гор. Нарын (4B)
Переменная облачность,
t 7:00 воздух = +8°C,
t 7:00 вода = +5°C,
солнечно,
t 9:30 воздух = +11°C,
t 9:30 вода = +6°C,
t 14:00 воздух = +17°C,
t 14:00 вода = +10°C,
t 22:30 воздух = +13°C.
12 9 09.05 Автотранспорт: 6 км севернее пос. Сары-Булак – начало Боомского ущелья на реке Чу
Сплав по Боомскому ущелью реки Чу
Автотранспорт: от
конца Боомского
ущелья – долина
оз. Иссык-Куль, севернее пос. Баетовка
85
25
140
1 час
45 минут
3 часа
20 минут
2 часа
50 минут
Боомское ущелье реки Чу (4B) Малооблачно,
t 7:00 воздух = +7°C,
солнечно,
t 10:30 воздух = +17°С,
t 10:30 вода в р. Чу = +9°С,
малооблачно,
t 22:00 воздух = +6°C.
13 10.05 Разборка и просушка судов, сплавного снаряжения, переупаковка вещей Солнечно,
t 9:00 воздух = +13°C,
t 12:30 воздух = +20°C,
t 19:45 воздух = +7°C.
14 10 11.05 Радиальный выход в горы от базового лагеря на северном берегу оз. Иссык-Куль вверх по р. Чог-Кой-Суу до перевала 3654,5 м 22 7 часов
30 минут
Солнечно,
t 7:00 воздух = +8°C,
t 8:00 воздух = +15°C,
t 12:15 воздух = +17°C,
t 19:00 воздух (3362 м) = +2°C,
t 19:18 воздух = 0°C,
t 20:35 воздух (3285 м) = -2°C.
15 11 12.05 Возвращение с высоты 3285 м в базовый лагерь
Автотранспорт: севернее пос. Баетовка – пос. Тамчи
16
30
6 часов
25 минут
1 час
15 минут
Солнечно,
t 6:30 воздух = -2°C,
t 10:30 воздух = +12°C,
t 14:15 воздух = +21°C,
t 18:15 воздух = +20°C,
t 18:15 вода оз.Иссык-Куль = +14°C.
16 13.05 Автотранспорт: пос. Тамчи – г. Бишкек 250 5 часов
20 минут
17 14.05 Бишкек – аэропорт Манас
Перелёт Бишкек – Москва
30
~3300
35 минут
4 часа 21 минута

Итого активным способом передвижения:

сплав – 226

33 часа 40 минут
 

пешком – 38

13 часов 55 минут

всего – 264

47 часов 35 минут

* - расстояния активной части похода измерены при помощи программы OziExplorer (версия 3.85.4.3) по "привязанным" отсканированным картам масштабов 1:100000, 1:200000 и 1:500000 с использованием точек, "взятых" на местности прибором спутниковой навигации GPS.


Комментарии
Павел23.04.07, 13:03
Наконец-то полноценный отчет! 5! 
Спасибо за полный и подробный рассказ о походе, надеюсь здесь таких будет больше. Сам был в Киргизии месяц (июль-август). Поход уже описал, а об остальном рассказ еще впереди!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 5
Опубликовал Роман Железов