Транс-Терскей, или Вдоль 42 параллели

Идет загрузка карты ...
Есть такая идея – пройти интересный и красивый маршрут по Центральному и Внутреннему Тянь-Шаню, включив в него три самых восточных не посещенных точки с целочисленными координатами на территории Восточной Киргизии: (42N 76E), (42N 78E), (42N 79E). Нитка маршрута: Токмак – Калиновка – пер. Шамси (н/к) – Кочкорка – оз. Кельукек – пер. Укёк(1Б) – (рад. к т. №1) – Ак-Кыя – пер. Джалпакбель – р.Болгарт – р.Бурхан – мог. Мурза – пер. Арабель – р. Арабельсу – р. Иттыши – (рад к т. №2) – р. Кумтор – р. Сарычат – р. Учкель – оз. Башкель – пер.Теректы (1А) – р. Теректы – (рад к т. №3) – р.Сарыджаз – Эныльчек – пер. Чонашу – АкБулак – Каракол.
 
Начало-начал...

Справа налево: Михаил Шпак, Сергей Зимовец и я Справа налево: Михаил Шпак, Сергей Зимовец и я
Дорога скоро превращается в узкую тропинку Дорога скоро превращается в узкую тропинку
Плакат Плакат
пер.Шамси пер.Шамси
Спуск с Шамси Спуск с Шамси
Красавцы на Шамси Красавцы на Шамси
Трое бравых парней. Справа налево: Михаил Шпак, Сергей Зимовец и я. Именно справа налево, потому что Миша у нас главный.

Утром 27 июля (2008 года) приезжаем в Алматы. Добираемся автовокзала и там фрахтуем микроавтобус (здесь говорят: "бусик") в Бишкек.

Миша еще с зимы вел переговоры с одной из местных турфирм: нужен пропуск в погранзону, регистрация у спасателей, заброска поближе к горам.
В Бишкеке являемся в фирму. Пока Миша и "фирмачи" оформляют какие-то бумаги, перекусываем прямо во дворике "фирмы", батоним. Затем заскакиваем к спасателям, получаем последние напутствия и "бусиком" доезжаем до городка Токмок.

Просим водителя "бусика" отвезти нас от Токмока километров на 5 на юг, в сторону гор. Здесь разгружаемся и собираем велосипеды. Все, путешествие началось!

Ночуем на высоте 1700 метров над уровнем моря. Сегодня проехали 27км. Сумма наборов высоты = 647 метров.


28 июля. День первый

Подъем в 7. Дежурный по камбузу готовит утреннюю кашу. Все остальные имеют возможность понежиться еще минут 20.
Ближайший магазин теперь не скоро, поэтому почти весь запас еды на 14 дней везем в рюкзаках. Норма питания расписана подробно - с голоду не умрем, но и не потолстеем. На завтрак и сборы обычно уходит 2 часа. Примерно в 9 стартуем. Наша цель - перевал Шамси.

Первые броды через речки. С берега речка может выглядеть очень безобидно, но напор воды такой, что сбивает с ног. Камни на дне приходится нащупывать ногами, стараясь сохранить равновесие.
Бродить с велосипедом, как ни странно, может оказаться еще сложнее, чем с рюкзаком - если колесо зацепляется за воду, то поток создает совершенно сумасшедшее усилие! Надо постоянно помнить еще и об этом.

Тропа идет вверх, вверх и вверх. Уже не хватает воздуха - высота. Режим движения примерно такой: вцепляешься в велосипед и прошагиваеш 40 шагов. К это времени заканчивается сила в ногах и кислород в крови. Затем стоишь секунд 20-30 и дышишь как паровоз. Только восстановившись таким образом, можно двигаться дальше.

Когда речка поглубже и течение посильнее, нащупать следующий шаг очень сложно. Если не угадаешь положение следующего камня, то потеряешь равновесие :)
Ночевка на высоте 2800. То есть, за день набрали 1100 метров высоты. "Пробег" же за сегодня - 19км.

На заднем плане палатка пастухов (четверо молодых парней).
Говорят, что здесь прошла еще группа иностранцев. Человек 7 или 8. Я чувствую некоторую неловкость, что мы, такие бравые парни, не смогли догнать и обогнать каких-то иностранцев, несмотря на то, что мы сегодня вымотались жутко!
Пастухи очень немногословны. Но, вопреки нашим опасениям, совершенно дружелюбны.
- А сколько стоит лошадь?
- Как машина... Ребята, давайте мы вас до перевала на лошадях довезем.
- Не, не надо! Это я просто так спросил. А доберемся мы сами. У нас же велопоход!

Сегодня было 4 или 5 бродов. Я где-то умудрился намочить фотоаппарат :( Надо бы перед бродами запихивать его в непромокаемый мешок.

29 июля. День второй

6:23 утра. Подъем сегодня был в 5. "За бортом", мягко говоря, прохладно. И ветрено.

В 8:30 настигаем тех самых иностранцев. Оказалось, что в группе есть и немцы, и швейцарцы и австрийцы. По большей части дяденьки и тетеньки весьма в возрасте.
Секрет их быстроходности оказался прост - идут налегке. Еда, палатки и прочий скарб едут на лошадях, под управлением киргизов. Даже разбирать палатки европенсионерам не надо. Палатки "сами" разбираются, пакуются, водружаются на лошадь и едут.
Но даже учитывая все это, мощный респект этим активным людям, прущимся в горы в их-то годы!

Вчера здесь шел снег.
До перевала осталось метров 100... По высоте. Расстояние здесь ни на что не влияет. Главное - что там с высотой. Без передышки удается пройти только шагов 20. Каждые 100 метров подъема позволяю себе "большой" отдых - надо и видами понаслаждаться. Ну и вообще, лучше добраться до верха живым :) В самом верху и 100 метров не удавалось подниматься без изрядной передышки. Даже пенсионеры обошли меня где-то на последних двустах метрах. Хорошо им без велосипеда и рюкзака! Правда и у них вид уже небодрый.
Вот мы и на перевале Шамси!
Высота 3570. Время 11:32.
Спуск оказался не намного проще, чем подъем.

В начале 6-го часа вечера выбрались на равнинное место. Здесь начиналась дорога. Вскоре замелькали и поселки: Шамси, Кашат, Кумтюбе, Тюндик, Акджар.
От Кумтюбе дорога пытается быть асфальтовой, но лучше бы она этого не делала! По характеру износа дорожного полотна сразу видно, что вид транспорта здесь единственный - хорошо подкованная лошадь!


Только в половине девятого вечера добираемся до Кочкорки. Это большой поселок. Здесь есть магазины, полиция, асфальт, сотовая связь, переговорный пункт и почта.
Пока Миша пользуется услугами переговорного пункта, я устроился на ступеньках почты и наблюдаю такую картину.
Три пацана лет семи подошли к почтовому ящику (куда бросают письма) и ключиком вскрыли его. В ящике оказалась одна единственная открытка.
"Ай, какие хорошие мальчики!" - подумал я, - "Помогают маме почтальону".
Пацаны неспешно изучали открытку со всех сторон.
"Только слишком любопытные." - снова подумал я, - "Нехорошо читать чужие письма!"
Пацаны решили поделиться радостью своей находки и со мной. Открытка оказалась написанной по-английски, адресат где-то в Швейцарии. Хорошая открытка. Красивая! Изображен какой-то здешний пейзаж.
- Ладно! А чего вы с ней делать-то будете?
- Нуууу... Отнесем на почту! Ты же вот у почты сидишь!
(Логично!) - Ну, несите.
- Парни удаляются, но перемещаются по какой-то странной траектории, которая к почте их не приближает совсем.
"Вот сорванцы! Стырили открытку!" - это я думаю про себя.
... Проходит минут пять. Парни появляются снова. Они с виноватым видом, но совершенно опасаясь расправы, подбираются к ящику и запихивают открытку обратно.
Уж не знаю, то ли они побоялись приобщить открытку к своей домашней коллекции навсегда, т.к. свидетель остался в живых :) То ли это был просто ритуал ознакомления со свежей почтой более широких масс кочкорцев.
Скучно в провинции-с!..

Уже совсем вечер. Стремительно темнеет, надо искать место для ночлега, а здесь как назло густая "населенка", которую так не любит Миша. Предосторожность, в принципе, не лишняя, т.к. люди бывают как хорошие, так и наоборот.
Уже под светом звезд подъезжаем к поселку Укок (не более 5 км. на юг от Кочкорки). Миша ведет совершенно непродуктивные переговоры с вдупель пьяным дедом. Никакого другого деда, к сожалению, в пределах видимости нет. Темнота кромешная.
Еще Миша обнаруживает, что что-то там открутилось в его багажнике. Это уже, видимо, на ощупь.
Я предлагаю невероятный по наглости вариант - броситься в самую пучину "населенки". Невдалеке дом, ярко горит свет. Подъезжаем. Почему-то в киргизских домах много дверей. Стучусь во все по очереди. Наконец добираюсь до двери, которую открывают женщина и девочка. Моя рожа их не сильно радует, но и не пугает смертельно. Значит сможем договориться.
"Нам место, куда поставить палатку! И ведро воды!" - выпаливаю я. Ну какие сообразительные бывают эти женщины! Могут же не задавать лишних вопросов!
Все! Можно наконец-то делать ужин и спать. Где мы оказались - разглядим завтра.

Итоги дня: Сумма наборов высоты - 750 метров. Прошли расстояние в 62 км.
Высота места, где ночуем - 1866 метров.
Таким образом, "свалились" на 1700 метров ниже уровня перевала Шамси. Уау! Кстати-да, дышется здесь без напряжения :)

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Киргизия
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 4
Ссылка: