Пещерные города Крыма

Идет загрузка карты ...
Из допримечательностей песетили: Красную Пещеру, Мангуп-Кале, обсерваторию в Научном, древний город Чуфут-Кале, Ханский Дворец в Бахчисарае, Качи-Кальон, Маршрут прошли за 7 дней (в основном) по горным и лесным дорогам. Проживание (в основном) в палатках. В Научном - гостиница.
Пещерные города крыма 
Крым 2011

003 003
011 011
КРЫМ-2011 (полный отчет)

 


 

Ну что же… вот и закончилось наше небольшое путешествие по Крыму в составе двух Туксон-экипажей из России и Украины. Очень жаль. 7 дней, которые мы провели вместе пролетели очень быстро, а по своей насыщенности каждый был как отдельный художественный фильм!
Сегодня Саша из Питера (на российском форуме AlexPiter) со своей женой и дочкой стартанули из Ялты домой. Я же, оставшись сдесь еще на пару дней, решил поделиться с одноклубниками эмоциями от недавно пережитого…

А начиналось все, как всегда просто – с темы «КРЫМ-2011 (непопсовыми тропами)» на украинском и российском форуме. Честно говоря, ожидал, что народу отзовется больше, но идею поддержал только AlexPiter, за что ему огромное спасибо!

Какими же долгими оказались наши сборы! Сколько вопросов, советов, рекомендаций! Более 3600 просмотров на российском форуме и 1700 – на украинском! Более месяца обсуждений! Потеря экипажа АКУ из за семейных обстоятельств уже почти на старте. Моя авария за 2 недели до выезда…
Но, к счастью, звезды сошлись так как нам было нужно… и 8-го июля, рано утром, Саня со своей семьей стартанул из Питера… А уже в 15:00 следующего дня мы встретились в Николаеве!
DSCN0151

 

На фото: Я, Юля (дочка), Юля (жена), Лера, Женя, Саша.
Кофе, пиво – и я помчался собирать вещи. Затем ранний подъем, встреча кума на ж/д – вокзале в 5:45, запихивание вещей в багажник…
(В связи с тем, что боксом обзавестись не успел, сделав предпочтение новой резине, - загрузился только с 3-й попытки.)
Посидели на дорожку…и поехали к Сане в гостиницу. Короткое знакомство всех со всеми – и в путь!
В 11:00 выехали из Николаева. Дорога была загружена, машин много. Обгонять приходилось часто, местами даже опасно. Скажу честно, - мой двухлитровый нечипованный бензиновый - значительно уступал Сашиному двухлитровому чипованному дизельному. Обгонял он резво и отрывался сразу же. (Тут я и призадумался по поводу чип-тюннинга). Но, слава Богу, обошлось без лобовых, доехали нормально…и уже в 16:00 мы купались в море на Тарханкуте.
DSCN0157

 

На фото: Саша, Женя, Лера, Юля (жена), Юля (дочь), Сергей (Кум)

Остановились наверху, с видом на море. Поставили палатки…но в скорости пришлось все свернуть и переехать в другое место…пониже, так как, со слов отдыхающих здесь постоянно, по вечерам срывается шквальный ветер. Новое место оказалось ничем не хуже, да и людей поменьше – всего две машины: Нива, да старенький опель. К ним ненавязчиво пристроились и мы.
Угли гореть не хотели, так как забыли купить для них жидкость. Пришлось поливать их бензином. На вкусе шашлыков это никак не отразилось. Совсем наоборот – долгое ожидание сделало их еще вкуснее!
001

 


Литр водки, пиво исчезли незаметно как вечером, так и утром. Причем, как в это утро, так и все последующие, независимо от количества выпитого, голова оставалась ясной и здоровой. Наверное, это крымский воздух.
002

 

Время пролетело просто незаметно! Мы говорили...говорили...говорили...
Все жидкое было выпито. Все твердое - съедено. Единственное, чего не хватало в тот вечер, так это костра. Но, к сожалению, с дровами там оказалась большая напряженка. Сосед, на Опеле, своими делиться с нами не захотел...и свою медитацию у костра мы благополучно заменили на любованием первым в нашем путешествии закатом...

003

Проснулся я в три часа ночи от звенящей тишины. Вылезаю из палатки…а там НЕБО! Все в звездах! Млечный путь, метеориты, спутники, огни самолетов! Позже из палатки вылезла дочка…так и просидели мы вместе с ней, глядя на небо, до самого рассвета.


День 2-й:

Утро оказалось действительно добрым!
Был завтрак, купание, дельфины, проходившая мимо яхта, ну и, конечно, сборы.

 

004


 

005

Как выяснилось, у Саши оказалось пробито правое заднее колесо. Скорее всего это случилось, когда он на месте очередного поиска ночевки переехал кучу ракушек от съеденных кем-то рапанов.
Колесо заменили…и в путь. Однако сюрпризы на этом еще не закончились - едва уже собрались ехать, -оказалось, что у меня сел аккумулятор. Хорошо, что взял с собой прикуриватель! Раз - два...прикурили...поехали!
Мы решили избежать асфальта и выбрали грунтовку, вдоль моря, с красивейшими пейзажами и необычайной чистотой моря.

 


 

006

 

 

007

 

 

 

008

 


После было купание возле маяка,

 

 

010

 

 

 

011

 


...а дальше нас ждал путь в Евпаторию.
Оставив на шиномонтажке колесо, мы поехали обедать в чудное кафе-музей под названием «Караман» на улице Караимской.
 

 

 

012

 


Там я впервые попробовал национальный татарский напиток «Айран». Очень вкусно!

Поставив отремонтированное колесо на его законное место, мы снова тронулись в путь. Конечной точкой нашего плана на этот день была «Красная Пещера» или «Кизил-Коба» на татарском.
По пути, на окраине Евпатории, было еще одно купание и в этот раз море нас тоже не разочаровало. Оно было таким же чистым и желанным!
013

014

015


 

016
Путь к пещере лежал через сказочную долину «Кизил-Коба». Въезд на машинах туда закрыт, но нам удивительно повезло. Так как приехали мы уже достаточно поздно (где-то около 7 вечера) – шлагбаум был открыт и на контрольном пункте тоже никого не было. Уже в лесу, на пути, мы встретили лесника, который был очень удивлен двум «Тушканам» и сидевшим в них пассажирам. На вопрос: «Как вы сюда проехали?» я сказал, что нас пропустили. В догонку, он еще посоветовал где нам поставить лагерь, и поехал вниз на своем мопеде.
Сдесь мы столкнулись и с первым опасным скользким спуском…и с первым крутым подъемом, и с торчащими камнями, которые с трудом осилили наши лифтованные «Тушканы».
 
017

 

 Саше при подъеме по мокрой лесной дороге пришлось немного тяжелее, так как, в отличии от моей новой «YOKOHAMЫ» у него стояла, уже почти лысая, штатная «HANKOOK». Но разве могло это стать проблемой для нас? Конечно же нет! Все подъемы вместе с их камнями были взяты…и к темноте мы уже поставили свои палатки.
Правда, еду готовить пришлось уже под импровизированным навесом, так как неожиданно пошел дождь.
[/I]
018

 

 Ужину дождь уже не мешал…Несочетаемые сочетания в виде КОКТЕЙЛЯ из ВОДКИ СО ШВЕПСОМ и МАКАРОНАМИ с ТУШЕНКОЙ желудки всех восприняли очень даже хорошо. Есть хотелось всем, а согреться еще больше. 
019

 

 
Потом я наступил на осколок от банки, моя старшая Юля разбила о камень палец на ноге…мы залили друг друга зеленкой… и под у-уканье совы уставшие и счастливые уснули.


ДЕНЬ 3-й:
 Проснулся я, как обычно бывает в горах, рано – где-то в 5 утра. В отличии от домашнего дивана, в палатке долго не лежится. Выбравшись на волю, сразу придумал себе занятие в виде уборки территории после вчерашнего ужина и спалил все, что может гореть, в костре.
020

 

 

 

 

Периодически, мимо стола, туда-сюда, бегала серая упитанная мышь, не обращая на меня никакого внимания. Но участвовать в фото-сессии она категорически отказалась. Проснувшийся Саша потом пытался приманить ее сыром и печеньем, но, как оказалось, зря. Расстроенные мы ушли искать возможный для наших машин путь, чтобы поближе подъехать к пещере.
Пройдя буквально 50 метров, мы поняли, что заехали максимально далеко. Дальше вела только пешеходная тропа…


Через какое-то время мы вышли к красивейшему водопаду «Су-Учхан», который, как мы узнали позже, рождается из подземной реки, берущей свое начало в самом сердце Красной Пещеры.
021

 

 Вскорости мы дошли и до самой пещеры. В деревянной беседке перед входом в пещеру две девушки занимались йогой. Сам вход был закрыт. Из пещеры тянуло жутким холодом…и я еще раз убедился в том, что свои пуховики мы взяли не зря. Вышел охранник и сказал, что экскурсии начинаются с 8 утра. Было только 7. Мы пошли обратно в лагерь…
Завтрак был прост и ленив. Разогретые вчерашние макароны с тушенкой, нарезанные овощи, чай, печенье, конфеты. После сворачивание лагеря, распихивание вещей по багажникам и…уже знакомая нам с Сашей тропа, ведущая к пещере.
 
022

023


 

024

Туристов, не желающих идти пешком подвозили на таком транспорте.

025

 

 

 

 

Не знаю, говорили ли их водители им правду, но от места высадки до самой пещеры от своего паровозика они топали где-то еще с километр.
Наш пеший маршрут по длине был чуть-чуть длинее... только, в отличии от пассажиров паровозика, наша тропа была гораздо красивее и интереснее! Женщинам, правда, было достаточно сложно карабкаться по камням, условно обозначающем тропу, но зато мы видели водопад!
 
026
 Где-то около 10 мы были уже возле пещеры. Перед входом толпились люди. 45 гривен с человека…билетики…и через пять минут мы вместе с ними, вооруженные фотоаппаратами и камерами, входили в пещеру через попсовый туристический вход с дверями, ступеньками, бетонированной дорожкой и поручнями…
Скажу сразу, что очень многое в вашем восприятии зависит от экскурсовода. Наш экскурсовод меня не впечатлил. И вообще, сложилось впечатление, что он был здесь совершенно лишним персонажем. Думаю, больше эмоций я получил бы, если бы оказался там абсолютно один, без всей этой словесной бутафории, сомнительных легенд из сомнительной истории.
А сама пещера – просто прекрасна! Когда-то я был в «Мраморной»…мне понравилось. Эта же – настоящая сказка!
 
027

 

028

 

029

 

030

 

031

 

032

 

033

 

 

 

 

 


Обратный путь был и быстрее и проще. Немного поснимав сказочную долину, мы двинулись в направлении северной Демерджи.
034

 


Час блуканий по Чайковскому мимо военной части, удивленных солдат и местных жителей…и мы совсем заблудились и в картах, и в навигаторе, и в дорогах, которые не были обозначены ни там ни там. К тому же саму Демерджи заволокло тучами и на нас тоже начал капать дождь. Решив не рисковать, мы не поехали по размокшим крымским лесным дорогам и повернули снова на асфальт, направившись прямо в Научный. К тому же на 19:30 у нас была назначена экскурсия в обсерватории…да и женщинам, после двух ночей в палатках, уже хотелось хоть какой-то цивилизации в виде горячей воды, кровати, фена…
В Научный Сашин навигатор вел нас через Симферополь. Ощущение того, что мы возвращаемся туда, откуда приехали, удручало…и город мы старались проскочить быстро и не оглядываясь по сторонам. Выехав на трассу, побаловали наши машинки скоростью. Затем поворот налево, серпантин…и вот он Научный!
035

 


При въезде в городок КПП, шлагбаум. Говорим, что на экскурсию и проезжаем. В гостинице, которую я забронировал заранее, нас уже ждали. Процедура заселения совсем не такая, как в большинстве гостиницах…в начале заполняешь анкету, затем идешь с ней в бухгалтерию, оплачиваешь…и с чеком обратно в комнату администратора. После этого получаешь ключ и доступ к номеру.
Как выяснилось, горячая вода оказалась по часам – с 6:30 до 8:00 и с 19 до 23. Душа – два на этаж. Ужин был на 19. Экскурсия на 19:30. На часах было 17:30.
Недолго поломав голову, что же все-таки выбрать, мы отдали предпочтение ужину и холодному душу, тем более, что после вчерашнего купания в ледяной горной реке бояться было уже нечего!
Номера оказались большие и чистые! Огромные арочные окна, балконы…
С балкона открывался потрясающий вид на горы и безукоризненно чистое небо, которое в этот вечер обещало нам, что звезды мы все-таки увидем!
036

 


А какие там цены!!! Да за эти цены я готов не заметить все минусы, которые были замечены ранее! Я думал, что снова оказался в Советском Союзе. Проживание – 45 гривен с человека! Питание – 40 гривен!! Экскурсия по обсерватории – 50!!!
Ну разве не лафа?

Взбодрившись после дороги холодным душем, мы решили отметить наш приезд в это, по истине, райское местечко.
037

 


Затем прогулка по городку,
038

 


...фотосессия,
039


 

040

ужин…

 


041

и, наконец, экскурсия!

 

042

Возле КПП нас уже ждала девушка-экскурсовод и группа (человек 15) таких же, как и мы. Купив, на всякий случай, карту звездного неба за 15 гривен, я был готов слушать и идти.


Первым делом наш экскурсовод повела нас к самому большому Телескопу.
043


 

044

К сожалению, посмотреть в него на звезды нам не удалось, так как в тот момент он находился на профилактическом ремонте и всю его мощь и значительность мы оценили лишь со слов экскурсовода. После были еще телескопы. В один из них мы смотрели на Луну и на Сатурн.
045

 


В конце экскурсии – лекция в зале. На лекции я уже сдался. Спать хотелось жутко, но очень неудобно было перед экскурсоводом. Если б знал – сел бы в последнем ряду…и выспался.
Закончилась экскурсия около 11 ночи. Уставшие, мы еле-еле побрели по темным улочкам в гостиницу. Номер. Кровать, которая увидела меня раньше, чем я ее…и дальше беспробудный сон.


День 4-й:

Утро началось с горячего душа. Как здорово! Вроде бы мелочь, а так порадовала!
Сборы на этот раз оказались быстрыми и уже к 10 мы готовы были ехать. Следующим нашим пунктом был пещерный город Чуфут-Кале. По асфальту до него ехать 25км. Через лес 10. Мы выбрали путь по-романтичней и поехали через лес.

 

046

 

 

047

 


Ехали осторожно, пристально всматриваясь в дорогу, так как были напуганы страшилками про шипы, которыми лесники любят минировать лесные дороги от незваных гостей вроде нас. Слава Богу, обошлось без потерь. Однако мы снова потерялись в бесчисленных лесных развилках и кривая судьбы вывела нас к пещерному городу Тепе-Кермен.
048

 


Перед тем, как мы поставили отдыхать на полянке свои машины, нас ждал крутой подъем со всеми атрибутами: пробуксовки, вонь паленой резины…и круглые глаза наших пассажирок. А дальше – крутая пешеходная тропа вверх, где нас ждало много интересного.
049


 

 

 

051

052


 

053

В самом начале тропы нас встретила полудикая собака, которая, отказавшись от предложенного ей печенья, все равно шла за нами аш до самого Тепе-Кермена в надежде, что там ей дадут что-то по-вкуснее. Но, кроме воды, предложить ей больше было нечего. Вскоре она это поняла…и вниз мы спускались уже без нее. А на самом Тепе-Кермене долго погулять не удалось. Неожиданно пошел дождь.
На прощанье несколько фотографий…спуск…и через пол часа мы уже ехали в поисках дороги, ведущей к Чуфут-Кале.

054

Но самое интересное было впереди! Дорога, по которой мы ехали, с каждым метром все сужалась и сужалась, ветки то и дело царапались об машину, а камни на дороге становились все больше и больше. Наконец я остановился и решил пройтись дальше пешком в разведку. К сожалению, разведка не предвещала ничего хорошего.

 

055

 

 Дальше был крутой подъем с мокрыми камнями и валунами. Туда разве что на Вранглере, подумал я, и повернул обратно. Разворачиваться пришлось на крохотном пятачке. Левым порогом сел на пень…и в итоге вырвал его к такой-то матери с корнем.
Потом развернули Сашу…и дальше первым шел уже он.
Через час, возле Машино, мы спустились к асфальтированной дороге, ведущей в Бахчисарай.[/I]
056

 


Время было около двух, поэтому у нас оставался еще шанс и пообедать и добраться до Чуфут-кале.
На нашем пути была еще одна достопримечательность Крыма – Качи-Кальон.

 

057

 

 

058

 


Лет шесть назад я уже был здесь в качестве пешего туриста. Остановились возле родника, сразу за Машино. Когда я был здесь в первый раз, на этом месте была маленькая татарская кафешка. Там мы ели вкусные чебуреки с вином, писали «пулю» при свете фонарика. Сейчас тут остался только родник.
Набрав в нем воды, мы двинулись в Бахчисарай, который переводится с татарского как Дворец-Сад.
060

 


На бахчисарайском автовокзале спросили у таксиста – где можно пообедать…он нам посоветовал татарский ресторанчик с названием «Алие» и сказал, чтоб мы обязательно сказали, что мы от Коли. В этом случае нам будет скидка и нас хорошо обслужат. Но пароль «от Коли» являлся ничем иным, как его процентом от стоимости нашего заказа. На принесенном официантом счете в углу было так и написано: «от Коли». Ну да Бог с Ним! Обслужили нас действительно хорошо, все было по-настоящему вкусно…и уходить оттуда не хотелось вообще.
061

 


Дальше нас ждал Ханский Дворец, короткая прогулка по нему и путь на Чефут-Кале.

 

 

062

063

064

065


 

066

Решив сэкономить нервы и время, мы взяли проводника, который за 100 гривен показал нам дорогу до древнего города. Назад возвращался он сам, пешком. Мы же, оставив машины у ворот города, отправились на экскурсию.

 

 

067

 


Билет стоил 40 гривен со взрослого и 25 с детей. Наши 15-ти и 17-ти-летние девочки умудрились попасть под категорию «дети», что всех нас приятно удивило. Экскурсовода свободного не было...ждать мы не хотели...и, расчехлив свои фотоаппараты и камеры, отправились на экскурсию самостоятельно.
068

069

070

071

072

073


 

074

По дороге встретили польских туристов – оказалось, что язык у них очень понятный. Я понимал практически все, о чем они говорили. Что же касается самого города – город удивительный! В нем есть, что смотреть и каждый из нас то и дело отставал друг от друга, зависнув где-то то-ли для очередной фотографии, то-ли по каким-то другим, непонятным ни для кого причинам.

 

075

 


Все наши телефоны остались в машинах, рации мы тоже не брали. В начале мы переживали – куда пропали наши дети. Потом все-равно кто-то куда-то переодически пропадал…а к концу нашего знакомства с городом - уже никто не обращал внимания на то, что кого-то из нашей компании не хватает.
Все знали – куда нужно идти…и в конце концов мы все равно все нашлись.
Выходили мы через те же ворота, через которые вошли.
076

 


Дальше нужно было искать место для лагеря. Вернувшись на машинах назад с пол километра, мы его, наконец, нашли!
Пожалуй, это было самое романтическое место из всех наших стоянок!!!
077

 


В этот вечер мы, снова пили шампанское и вино, которое купили еще в Евпатории. Юля приготовила нам чудесный плов и после его уничтожения мы смотрели на Луну через Сашин 200-кратный объектив.
078


 

079

А уже поздно вечером к нам подъехал «SSANYONG KAYRON» с пермскими номерами. Отец и сын путешествовали вдвоем. Сын в данный момент живет в Николаеве, так что получилось – еще и земляка встретил. Ребята угостили нас арбузом…который ушел просто «на ура!». Посидели...выпили...поговорили.

 

080

 


А потом, откуда не возьмись, из темноты вдруг появился подвыпивший лесник. Назвался Мустафой. Начал намекать, что здесь нельзя стоять с палатками, а так же палить костры…показывал какие-то ксивы…а закончилось все тем, что стрельнул у нас сигареты, литр пива – и скрылся в темноте, из которой появился. Уходя, очень просил нас потушить костер. Уже утром, у местного экскурсовода, мы выяснили, что никакого лесника Мустафы он не знает. Так что будьте бдительны при встрече в горах подобных персонажей! Мустафа оказался безобидным парнем по сравнению с разводилами в лесничей форме, которых в Крыму полно…и которые не ведутся на пиво и сигареты, а нагло вымогают деньги. Мы решили никому ничего не отдавать
081

 


Проводив Мустафу, мы выпили чаю и порасходились по палаткам. Пермяки надули матрац и легли в машине.День 5-й:

Проснулся ночью от сильного ветра и треска костра. Видать не затушили. Нащупал в темноте воду…и залил с усердием. Затем залез в палатку и доспал еще несколько часов. Второй раз меня уже разбудило карканье воронов. Было уже 6. Пытаться спать дальше не имело смысла – я вылез на улицу и, удобно расположившись в Сашином кресле, стал любоваться восходом.
В скорости проснулся Саша, за ним и все остальные. Кофе, чай, короткие сборы…на всякий случай "до свиданье" пермякам...и мы снова поехали к воротам Чуфут-Кале для того, чтобы попасть на экскурсию в колодец, о существовании которого историки узнали совсем недавно.

 

 

082

 


Экскурсия была супер-короткой. Но она нас интересовала постольку-поскольку. Главное было – увидеть своими глазами это грандиозное сооружение и творение рук человеческих.
Впечатлило очень!
083


 

084

После посещения колодца мы пошли по тропе к древнему Караимскому кладбищу, на котором хоронили потомков древнего народа вплоть до наших дней. В настоящее время чистых караимов уже почти не осталось…и этот народ исчез как таковой.

 

085

086


 

 

087

 

 

088


 

089

Дальше нас ждал, уже знакомый нам, путь в Бахчисарай, полюбившийся нам татарский ресторанчик «Алие»…и вкусный обед.

 

090

 


В летнем дворике, где мы сидели в прошлый раз, мест уже не было, но мы сказали, что от Коли, нас, возможно, вспомнили…и предложили сесть на открытом балконе. Разлеглись, заказали…и все-бы было хорошо, но через 10 минут с воплями и криками забежала группа детей и вся идиллия разрушилась просто мгновенно. Снова хорошо стало лишь тогда, когда им принесли еду…и дальше мы слышали только звон и цокотание их вилок и ложек об посуду.
Так как мы выбились из намеченного графика (средняя наша скорость по горным дорогам составляла 10 км/ч.)…маршрут пришлось корректировать прямо здесь, в одной руке держа пахлаву, в другой карту Крыма. Времени было уже часа 2, поэтому, из ближайших намеченных достопримечательностей, решили ехать на Мангуп…
091

092

093


 

094

Доехали быстро. По пути купили персики, нектарин, крыжовник. При подъезде к озеру спросили у тамошних водителей УАЗиков – как лучше проехать на Мангуп…они в один голос, посмотрев на наши машины, сказали: «На этих вы не проедете». Один из них показал пальцем на стоящий невдалеке «ХАММЕР» и добавил, что тот, мол, вчера пытался тоже. Но наткнулся на торчащий пень, помял бочину и вынужден был возвратиться обратно.

 

095

 


Так как подобная участь для наших машин нас, мягко говоря, не устраивала, мы решили никому ничего не доказывать. Моя идея подняться пешком никем услышана не была…за подъем на лошадях ломили аж 350 гривен с человека. Я пытался опустить их до 50-ти. Последняя цифра, на которую они были согласны, была 200…на что мы тоже не согласились.
Видя, что нас можно потерять совсем, наездник лошади предложил нам подняться на УАЗике за 350 всем семерым, а если к этим деньгам мы добавим еще 150, - то он был готов нас подождать…и после того, как мы нагуляемся, привезти обратно.
На этом варианте мы и остановились.
Наездник поехал менять одного коня на другого, а через минут двадцать мы уже ехали по дороге, объезжая Мангуп с южной его стороны.
096

097


 

098

В самом начале дороги я думал, что нас, таки, развели. Но, чем выше мы поднимались, тем в возможностях проходимости наших «Тушканов» я сомневался все больше и больше. Нет, я не говорю, что «Тушкан» не пройдет там вообще. На спор, под хороший интерес – можно и попробовать! Но в нашем случае – игра не стоила свеч однозначно.

 

099

 


На тот момент нашего путешествия - подъем на Мангуп и сам Мангуп подарили нам самые яркие и незабываемые эмоции. Не знаю, согласятся ли со мной все остальные, - но это было круче, чем пещера, море… и все, что у нас было до этого!

 

 

0100

0101

0102

0103

0104

0105



0107


 

 

0109

 



0110




 

0112

Уже на плато мы познакомились с нашим водителем. Звали его Арслан, что в переводе на русский с татарского означает ЛЕВ. Татарский лев, к моему удивлению, вообще не увлекался историей своих предков, о чем открыто мне так и сказал. Кроме того, когда я спросил его – как с татарского переводится БАХЧИСАРАЙ, ничего внятного он ответить мне тоже не смог. «По-моему богатый город» - сказал он.
Единственное, что он рассказал, так это то, что до 42 года вся его родня жила в поселке возле Мангуп-Кале. Потом за одну ночь всех подняли...загрузили в вагоны…и депортировали в Узбекистан. Поселок, в котором жила его родня стерли с лица земли. Он лишь пальцем показал мне то место, где этот поселок был раньше.
Обратно в Крым, со своей семьей, Арслан вернулся только в 2002 году.

Дальше мы гуляли по Мангупу, и, поменявшись ролями, уже я стал рассказывать ему о том Мангупе, который я когда-то узнал, попав сюда впервые лет 15 назад. Тогда здесь все было по-другому. Не было ресторанов и гостиниц под ним. Не было указателей для туристов. Не было разноцветных полос на деревьях, обозначающих туристический маршрут. Не было пещерного монастыря с деревянными окнами и дверями. Тогда здесь можно было встретить лишь археологов и хиппи, которые тусовались здесь с ранней весны и до самых холодов. Некоторые оставались даже на зиму. Одна семья здесь даже родила ребенка. Было это где-то в 2000-м. А потом здесь начали зарабатывать бабло. Пришли экскурсоводы с туристами… Пришли «Арсланы» на УАЗиках... Прилетели «Ющенки» на вертолетах…Хиппи с Мангупа ушли.

 

0113

 

Арслан
Единственное, что осталось неизменно, - это два родника (мужской и женский). Арслан сказал, что не помнит точно, где они находятся, но, когда я ему сказал, что приблизительно дорогу знаю, он согласился пойти с нами.
Ходят легенды, что какой-то из двух родников обладает целительной силой…и раны у людей заживлялись чуть-ли не прямо на глазах! Ран у меня никаких не было, но на следующую ночь жена меня в постели просто не узнала! Даже сам удивился!


0114


Пообщавшись немного с моющимися у родника археологами, мы пошли назад к машине.
Арслан ничего не говорил, но по нему уже было видно, что он с нами задержался. Мы не стали злоупотреблять его терпением…фото на память…и поехали.

 

0115

 


Спуск был уже не таким волнительным, как подъем. На обратном пути Сергей всех веселил. Все ржали. Дорога прошла незаметно. Доехали быстро.
0116


 

 

0117

 

 

0118

0119

0120

 

Пещерный монастырь (Южная стена Мангупа)
Так как к вечеру на озеро стало съезжаться много людей и начинало становиться шумно, мы все-таки решили стать на ночевку в другом месте…и переехали.
Место было не таким романтичным как прошлое, но зато здесь никого не было и мы были предоставлены сами себе.
Потом был фирменный сырный суп от Жени, водочка, чай… группа «А-НА». Усыпали мы под кваканье лягушек, обитавших в безжизненном молчаливом пруду, рядом с которым мы и поставили свои палатки. Дальше ночь.


День 6-й:

Как обычно, первым проснулся я. После меня из машины вышла Лера… у нее ночью разболелся зуб и остаток ночи она провела в машине. Поставили чайник.
В скорости проснулись и все остальные.
В этот день я приготовил всем сюрприз, о котором никто не знал. Единственное, о чем я сказал накануне, так это о том, что в 9 нам нужно быть в Севастополе. На часах было уже 8. Собирались быстро.
В сборах каждый выполнял свою миссию, никто никого не подгонял…Единственной, для меня, проблемой было – уложить все вещи в багажник. Складывалось такое впечатление, что с каждым днем их становилось не меньше, а наоборот, все больше и больше. В зеркало заднего вида я видел мир лишь через небольшой просвет между нашими сумками и потолком машины…
Таблетка для Леры, быстрый завтрак, утилизация мусора в костре… и через пять минут два запыленных Туксона двигались по приятному асфальту в направлении прекрасного города Севастополя.
Сашин навигатор вел нас к Камышовому шоссе. Дальше я знал дорогу только на пальцах. Как обычно бывает в таких случаях, проехали нужный нам поворот. Остановились на остановке…дедушка в морской фуражке популярно объяснил мне, как проехать…я пожал ему руку…и, развернувшись на сплошной, мы поехали в обратную сторону.
Через 10 минут мы подъехали к маленькому аэродрому. Взлетная его полоса была прямо на грунтовке, посреди поля. На поле стоял один вертолет и несколько маленьких самолетов. На двух из них нам и предстояло сегодня полетать.

 

 

0121

 

 

 

0122


 

0123

Выйдя из машины, я с радостью известил всех о своем сюрпризе, о котором молчал уже больше месяца.
Вообще-то этот сюрприз я готовил для своих Юлей, так как они никогда в жизни не летали, в отличии от меня, который летал аж 1 раз! Но оказалось, что Сашины Женя и Лера тоже никогда не были в небе. Поэтому моя идея, всеми без исключения, была воспринята на УРА!
Моему другу Паше, который должен был устроить нам полеты, я дозвониться не мог. Стал нервничать. У работников аэродрома поинтересовался – где он. Упитанный мужчина, который оказался здесь главным, показал мне пальцем в небо на заходящий на посадку ЯК-52. «Там» - сказал он… и мне сразу стало легче.

 

0124

 


Дальше были объятия с Пашей, вопросы, заполнение анкет, быстрое прохождение врача…и конечно же финансовые вопросы. Это-то и оказалось самым неожиданным для меня моментом... и шандарахнуло так, словно палкой, по голове!
Как оказалось, в прайсе, который ранее мне выслал Паша, цены были указаны не за полет, а за 1 минуту полета. А я, наивный, думал, что за 120 гривен могу налетаться вволю. Еще и удивлялся, изучая прайс, чего это вдруг полет на самолете стоит дешевле, чем прыжок с парашютом? Оказалось – не дешевле!
И все-таки, назад дороги не было – и поворачивать было бы как-то не по-мужски.
Я сказал свое твердое «ДА»…и теперь нам только оставалось определиться – сколько по времени мы будем летать и кто на каком самолете полетит.
После недолгих метаний, мы, наконец, определились – и выбрали для себя маленький четырехместный самолетик «ЯК-18-Т». Кум не вмещался и мы определили для него двухместный «ЯК-52». Саша с семьей решил лететь на таком же, как и мы. А так как полет больше 20 минут подразумевал скидку - аж 30 гривен за минуту…сказав хором: «сколько той жизни?» – мы решили гулять по-полной!!!
0125


 

0126

К сожалению, эмоции тех, кто полетел первый раз в жизни, я передать не смогу – могу сказать лишь одно: что в самолете две моих Юли совершенно молчали, заворожено смотрев по сторонам…и когда я пытался с ними заговорить, реакция была негативная – мол, - не мешай, дай посмотреть! В те минуты им так много пришлось пережить непонятного, неожиданного и радостного одновременно, что действительно было не до меня!
А я тем временем фотографировал сверху Севастополь, военную эскадру, выходящую из бухты в открытое море, Балаклавскую крепость, к которой в позапрошлом году мы поднимались пешком. А теперь – вот она! Прямо подо мной! Как здорово!

 

0127

0128

0129

0130

0131

0132


 

0133

От Балаклавы в Севастополь мы возвращались над морем, вдоль побережья. Было даже такое, что мы летели в метрах 15-ти над водой! Ощущения незабываемые!

 



0135

0136

0137


 

0138

Когда уже шли на посадку, слева от нас, нам навстречу, летел «ЯК-52», в котором летел кум Сергей. Ему можно было только позавидовать! Что только не вытворяла с ним его пилот Ольга: и мертвые петли, и бочки, и штопоры…и возможность управлять самолетом самому.
В отличие от нас он был в шлеме, с возможностью говорить с пилотом и «землей». К тому же (на всякий случай) на его спине был парашют. Перед полетом ему в двух словах объяснили - когда и за что дергать в случае чего.
Когда Сергей приземлился – эмоции его переполняли…слов было мало…взгляд его был между дебильным и просветленным…мы смеялись. Его же переполняло счастье!

 

0139

0140

 

Пилот Ольга, Сергей и Паша
Саша полетел на нашем самолете.
0141


 

0142

Спустя минут десять, после того, как он поднялся в небо, я обнаружил, что на брелке с сигнализацией не хватает ключа зажигания. Начались поиски. Когда Саша приземлился, я попросил пилота, чтобы он посмотрел в самолете. Тот ничего не нашел. Моя, еще теплая, радость от полета сменилась на озабоченность. В голове начали прокручиваться всевозможные варианты выхода из положения…и мы снова продолжили поиски ключа в высокой траве аэродрома.
Я, то и дело, повторял детскую пословицу: «Черт, Черт – поиграй и отдай». Мы искали. Затем попросил Пашу, чтоб нам снова разрешили поискать в самолете.
Нехотя, пилот открыл самолет – я полез искать вместе с ним. Сняли чехол, сняли заднюю сидушку…и о Чудо! Нашелся! Торчал между спинкой сиденья и корпусом самолета! УРА!!!
По нашим планам сегодня вечером мы должны были быть на байк-фестивале в Балаклаве…но подсчитав оставшуюся наличность, я понял, что байк-фестиваль мы пролетели в самом прямом, что ни на есть, смысле. А нам еще нужно было до двадцатого находиться в Ялте.
Лерин зуб после полета разболелся еще сильнее… и нами было принято решение срочно искать стоматологическую клинику. Благодаря Паше нашли…

 

0143

 


450 гривен…Час ожидания на скамеечке возле гостиницы Крым…и снова в путь. Расставаться не хотелось и мы все вместе решили ехать в Ялту.
Как только мы покинули Севастополь, пошел сильный дождь, который сопровождал нас почти до самой Ялты. На встречу нам ехало много байкеров…но все, что нам оставалось – это мигать фарами и сигналить клаксоном! Еще у нас была дудка, которую мы купили в Евпатории!

[CENTER]
0144

 

0145

 


В Ялте нас ждало Солнце и совсем никакого намека на то, что где-то может быть дождь. На автовокзале нашли квартиру для Саши…и, попрощавшись до вечера, разъехались.

А дальше было все – как у всех: МОРЕ, СОЛНЦЕ, ПИВО…вечерние коктейли на берегу.
0146

0147




0149

0150

0151

0152

0153




0155


17-го мы попрощались, 18-го утром уехал в Питер Саша. 18-го в обед мы проводили в Киев Сергея. Мы же остались до 20-го. Перед отъездом денег осталось на бензин до Николаева и на пару чашек кофе в дороге. Искупавшись последний раз в море, и бросив в него монетку, в час дня мы выехали в направлении Николаева.
Мой МикроОтчёт

Мой маленький Микро отчёт.
Начну с того , что из Питера выехал примерно в час ночи и часов в восемь вечера были уже около Киева (до него оставалось 90км ) встали на первую ночёвку в мотеле. И так , решил ехать через Беларусь, дороги там отличные! Конечно попадаются участки не очень хорошие , но их мало. Для тех кто решит ехать через Беларусь , будте готовы к тому что по всей дороге от Российской до Украинской границы очень мало заправок ( Я заправился в Росии перед границей с Беларусией и и мне хватило полного бака до заправки в Беларусии перед самой Украиной это примерно 600км) Заправки попадались ,но их реально мало. По поводу перекуса, Всяких кафешек и разного рода шалманов , которых у нас очень много ,в Беларусии практически нет! Остановится и перекусить это целая проблема ( нам очень повезло что нашли кафешку на трассе, да и то на ней висела табличка-Продаётся и она могла не работать), по этому всякого рода перекус везите с собой. Если надо остановится на ночлег, то я видел всего один или два отеля ,за все 600 км что проехал по Беларусии и то не факт что они работали( или заезжать в города и искать там).
Прохождение Беларуско- Украинской ганицы. Беларускую прошли минут за двадцать, а вот Украинскую примерно часа за два с мелким досмотром, докапались до Си-Бишной рации, мол предоставь документы на какой частоте она работает( вобщем успешно из меня вытянули 500 деревянных) , при выезде с границы пытались развести ещё на страховку пасажиров ( были вежливо посланы На и В ). После Беларусии Украина показалась райским садом, всяких кафешек, гостиниц, магазинов и заправок до фига! На границе поменял 5000 Российских на 1388 Украинских ( за одну гривну дают 3.6 рубля) Цены в Украине примерно одинаковые как и у нас , но что-то дешевле что-то дороже ,по этому надо считать на месте. В Украине есть понятие – Мотель, Готель, Гостинница. Мотель - самые дешёвые цены. Готель и Гостинница – цены больше. Бензин и Дизель примерно 10 гвинен литр = 36 рублей (дешевле чем в Европе , но реально дороже чем у нас). Дороги хорошие , отношение хорошее ( по крайней мере к нам). На счёт проживания в Крыму, Если жить в частном секторе , то цены от 80-100 гривен с человека в сутки, в Евпатории предлагали от 80 а в Ялте сняли двухкомнатную квартиру на троих за 300 гривен в сутки, ближе к морю дороже. Конечно на одни сутки мало кого интересует сдавать, обычно хотят от 3х суток и больше (торг уместен).
Бюджет поездки: После всех подсчётов получилось , брал с собой 67т - 7т полёт над Севастополем и Балаклавой на самолёте (Незабываемые впечатления, видео будет позже) – 1800 Лечение зуба ( у Ребёнка ) -2900 (посидели в недешёвом ресторане) и осталось ещё 13т и того получается потратил 42.300 +1690 (полный бак заправил перед выездом из Питера) Всего 45.000 штук с сувенирами . Примерно до начала путешествия по Крыму ,до Черноморского получилось 2100км. Всего от дома до дома получилось 4848 км.
Погранично-пропускные пункты:
Россия-Беларусь (Лобок)
Беларусь-Украина(Новая Гута)
Вобщем впечатления о Крыме самые наилучшие, там много чего есть посмотреть и за один раз к сожалению не удастся. А о самой незабываемой части нашего путешествия написал Игорь.
__________________
Видео

Тарханкут                         http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=Pb6hwKa92HI
 
 Красная Пещера            http://www.youtube.com/watch?v=z1YWy7jOTks&feature=player_detailpage
 
Тепе-Кермен                   http://www.youtube.com/watch?v=1zMLAFjDAws&feature=player_detailpage
 
Чуфут-Кале                     http://www.youtube.com/watch?v=5uCG3OYCO3o&feature=player_detailpage
 
Калодец Тик-Кую           http://www.youtube.com/watch?v=OXKSaM7lYFs&feature=player_detailpage
 
Мангуп-Кале                    http://www.youtube.com/watch?v=AJ2PMlnrKZc&feature=player_detailpage
 

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Крым
еще маршруты
О Маршруте