Сплав река Сакмара. зачетный поход школы водного туризма Екатеринбург

Второй раз в туже реку

Приближение мая всегда волнительно. За спиной осталисьзанятия в школе водного туризма, руководители суетятся, составляя раскладку ирасписывая участников по экипажам. Как всегда на работе заслышав об очередномотпуске на «майские» крутят пальцем у виска и говорят: «Ну что с тобой делать»День отправки наступает всегда внезапно. Как, уже послезавтра! Но вотзакончилась беготня по магазинам, перевозка снаряги на пункт сбора, иокрыленный турист, собрав всё, что забыл при сборах дома, закрывает за собойдверь и едет навстречу с мечтой, нежно хранимой в душе всю зиму.
Всё! Теперь его не смущают маленькие неудобства и душный,трясущийся автобус, переносит его, из мира реального в мир мечтаний. В головеещё живы воспоминания годовой давности: дорога, мост, стапель. Знаю точно, гдесейчас выйдем, где расположимся, где переоденемся.
И вот она - красавица Сакмара! Но на берегу где рассудокрисовал полчища туристов, стоят юрты украшенные как для встречи дорогих гостей.Происходящее ненашутку взволновало. Зачем, для кого, что происходит? Но другоговыхода нет, десант туристов вываливает на поляну и обходит юрты стороной. Наберегу кроме юрт оказывается сцена и люди в национальных, башкирских костюмах.После высадки нашего десанта к нам подошел представитель местной администрациии вежливо попросил быстро не отчаливать, так-так весь праздник организован длянас как открытие туристического сезона. Деликатно интересуемся насчёт оплаты,каково было наше удивление, когда с нас не только не попросили денег но, и, накормив,пообещали «дать воды» (мойтуристическийразум вшоке). Где еще увидишь такой приём, когда тебя угощают, чаем сосладостями, и воды в реку добавляют.
Но прочь от мирского! После недолгих сборов передовой отрядв составе трёх каяков и одноместного, надувного судна «watrfly» уходит на «захват» места подстоянку для 60 человек на пороге Яманташ. Всегда поражаюсь, как мало надочеловеку для полноценного отдыха, и тем дороже эта малость. Ощущать под собой тяжелый,груженый каяк, вдыхать ветер, летящий в лицо. Вновь нахлынули воспоминания: впрошлом году шел здесь на катамаране, тогда были совсем другие ощущения, нопамять быстро вспоминает каждый поворот. Воды действительно налили, и потоквесело тянет за собой суда, унося их все дальше от цивилизации.
Первый порог «Ложный Яманташ», все по серьезному,зачалились, пошли на разведку. Эмоции переполняют, даже самое простоепрепятствие встречаешь с восторгом. Решили, что первыми пойдут Паша, как самыйопытный и Серега, как самый непотопляемый. Год назад передовая группа ошиблась,и стоянку организовала за этим порогом, а мы догоняя их пролетели «ЛожныйЯманташ», почти не заметив. Сейчас все иначе, другое судно, другая вода. Войдяв слив порога, получаю долгожданные ощущения и порцию холодной воды в лицо.Валы играючи подбрасывают груженый каяк с увесистым гребцом, аттракцион, да итолько! Переполняемый эмоциями выпрыгиваю на берег и бегу снимать Лехин проход.Большой зеленый озерник, явно не рассчитанный даже на вторую категориюсложности, войдя в слив порога, быстро наполнился водой и перевернулся.Проскользив мимо двух выброшенных нашими Челябинскими соратниками, стоящими настраховке концов, не попавших в цель. Леха достал из реки свое судно и весло,хорош тот киль, который удачно закончился.
Яманташ целиком проходили уже только двумя лодками, с каждымсливом все больше влюбляясь в каяк. Только теперь понимаешь, что никакиелекции, проводимые нами в школе водного туризма, не сравнятся с живой практикойна реке. Люди еще недавно не держащие в руках весло, после каждой возможностипройти с инструктором по порогу меняются на глазах.
К сожалению, без боевой тревоги на этот раз не обошлось. Вечером,изготавливая стол, один из парней серьезно повредил палец, решение доктора какприговор - требуется транспортировка в больницу. Предстоял ночной марш-бросок вЮлдыбаево. Никогда не думал, что одинацать километров по пересеченке могут такуматать. Но впереди целая ночь ожидания такси на автозаправке. В трубкенеоднократно слышим заверения диспетчера из Баймака, что машина уже вышла искоро водитель нам позвонит. Группу поддержки и ребят из Уфы вызвавшихся ночьюпоказать нам дорогу решаем отпустить.
Только под утро, потратив почти весь баланс на трёхтелефонах, дозваниваемся до одного из нескольких таксистов из списка контактовработницы заправки. Славная женщина! Всюночь помогала искать транспорт и напоила нас кофе.
Приехавшего с рассветом таксиста встречали с неподдельнойрадостью, он увёз ребят сразу в Екатеринбург. Возвращаясь, решили группу незадерживать, и после кружки компота, и полутора часового сна собрались иотчалили вместе со всеми.
Правда прохождение шиверы в полусонном состоянии забудетсяврятли, жаль только, камеру на каску не успел поставить из-за ночныхпереключений.
Ничего не может так быстро убаюкать усталого водника, какполноценный ходовой день на сорок два километра, если верить «духам гармина», всочетании с красивейшей природой и веселыми перекатами.
Утро было облачным. Неправ был завхоз, выдав на дневкеананасы для приготовления компота. Этот коварный фрукт,уже не раз вызывал не объяснимые погодныеизменения. Грести под дождем, занятие не из приятных, но есть что вспомнитьлежа дома на теплой кровати. Очередное препятствие встретило нас под хмурымнебом, порог Баракал. Камни, когда то упавшие в реку образуют разгонную шиверуа в самом конце небольшой метровый слив. Порог не сложный, но коварный,множество струй образующихся между камней направляя, подталкивают судно кудаугодно только не в следующий проход. Вследствие чего, кто-то садится на камни,а кто-то выходит с катамарана от удара об громадный кусок скалы в центре русла,веселуха! Во время прохождения крайних экипажей, зарядил нешуточный ливень,сидя в каяке, чувствовал себя подводной лодкой рассекающей пространство междуводой снизу и водой сверху.
Точно! Ананасы были в компоте лишними!
Долгожданная шивера, прозванная Сергеем Михайловичем впрошлом году «Электричкой» за характерный звук при приближении, не оправдаланаших надежд. Залитая водой лишь в очередной раз намочила нам лица. Деньоказался переполнен событиями, но забыть главное не смогли!Год назад, четвёртого мая, в Иране на рекеБахтияри при прохождении порога «лагерный» погиб Антон Ряжкин, наш соратник иединомышленник, один из руководителей нашей школы водного туризма. В его память,пустили кружку со спиртом по кругу, поговорили.
Наши неутомимые рыболовы, утром получили первый улов, толькопоплавки с кустов снимать пришлось каякерам. дождь порядком надоел и вопрекиискусно приготовленному на крайней стоянке торту с ананасами, решено провестимероприятия по улучшению погоды. Превратив два каяка и спасжилет в музыкальныеинструменты, просили хорошей погоды. Все дружно хохотали над нашим, каякерскимдуримарством, но погода наследующий день была прекрасной и катамараны передзагрузкой в автобусы удалось высушить.
Глядя в запыленное окно автобуса на гладкий до горизонтабашкирский пейзаж, невольно мечтаешь о следующем путешествии мысли, о которомбудут греть каждого водника холоднымизимними вечерами. А впереди у нас целое лето приключений и сплавов, ведь школаводного туризма это состояние души.