Майский сплав 2 к.с., на катамаране по р.Зилим.С подъемом на г.Кузгенак и посещением Киндерлинской пещеры.
с.Архангельское - д.Бутаево - порог Кысык - г.Кузгенак - г.Мамбет - д.Толпарово - Киндерлинская пещера(Победа) - д.Таш Асты - с.Архангельское

Желание сплавиться по Зилиму родилось после очередного майского выхода на Юшут. Стало как-то не интересно ежегодно матрасничать на Кокшаге-Юшуте. Но в 2014 все сорвалось в последний момент… Год ожиданий и решение основного для всех участников вопроса, отпуска между майскими, закончился удачно. Все готовы, все свободны к приключениям.

Подготовка заключалась в изучении отчетов, перекладывания на карту нитки маршрута, разбивки его по дням. Самым сложным была реализация доставки до места старта и выход с места финиша. Учитывая малое количество участников наемный транспорт не рассматривали т.к., поездка вышла бы золотой. В итоге, связались в интернете с жителями с.Архангельское которые обещали нам транспортную логистику на месте.

Выехали  30 апреля в 20.50 в количестве 5 человек на двух авто. С «перекурами» на кофе, заправками и одной остановкой для вздремнуть, уже в Башкирии, к 9.00 прибыли в Архангельское. Там нас уже ждали. Перегрузились в газель, загнали авто в гараж, купили хлеб и тронулись в сторону д.Бутаево. Погода радовала – солнышко греет и светит)

Через полчаса пути вокруг начали подниматься горы, а вдоль дороги, навстречу, текли столь бурные потоки, что складывалось впечатление будто мы где-то на Кавказе. А дорога тем временем забиралась выше и выше… На пятачке у «Тещиного языка» остановились…  Тут мимо нас пролетел Фиат Дукато с чувашскими номерами. На Зилиме групп с Чувашии нам не встретилось и возможно это были те кто сплавлялся по Инзеру-Лемезе. С гор то тут, то там выбегали прозрачные журчащие ручьи и в одном из них, оборудованном под родник, набрав воду  тронулись дальше. Перемахнув хребет покатились вниз, наперегонки с все так же бурлившими потоками. В какой-то момент задремал и не заметил где закончился асфальт. Проехали Зигазу и двинули на Бутаево. Около 14 часов были на месте стапеля. Проводили группу из Перми и встали на их месте. Разгрузились и начали сборку ката. Часа через  полтора, перекусив, встали на воду. Изначально, первую ночь планировали после слияния Зигазы и Зилима, но 17-ти часовой переезд давал знать и усталость прибила нас к берегу… До слияния не дошли около 3 км.

Подъем в 8, завтрак и на воду. Солнышко нас не оставило и так же как и накануне добавляло яркости пейзажам. Зилим стал чуть шире, но слияние с Зигазой все же стало неожиданным! Разница в бурности потока стала заметно ощутима, скорость подросла, что только добавило эмоций!

Прохождение Кысыка намеревались осуществить после разведки, но в последний момент это не удалось реализовать. В порог пошли сходу. Перед последним поворотом, видя группы идущие берегом на разведку, почувствовал легкий холодок… Но времени на раздумья уже не было))

Прохождение Кысыка – это сильные эмоции!От ощущения опасности до восторга!В пороге была только одна задача, удерживать курс катамарана и не прибиться к берегу, что нам и удалось! Очень помогла загрузка катамарана. Достаточный вес не давал особо вилять на водных валах и в сливах. Просто взрезали воду, но впереди сидящие были мокрыми да и вещи хоть и были упакованы, но кое-что подмочили. Но все же эмоции перевешивали всё!!                                                                                                       В конце длинной и прямой шиверы встали перевести дух и подсушиться, перебрать вещи ну и сделать первые фото. В Кысыке мне не сильно досталось и обсыхать не было необходимости, но… Стартовав с промежуточной стоянки нас занесло на мель с кустарником – не рассчитали по-прежнему высокую скорость течения( Пришлось получить свою порцию водных процедур спрыгнув в воду и в роли бурлака вытягивать кат на чистую воду.                                                                                                                                   Вырвавшись из теснины Зильмердака и Баштыма, Зилим немного успокоился, но по-прежнему радовал своей бурностью, появляющимися перекатами, прижимами и шиверами. А встающие прямо из воды, то слева, то справа скальные выступы придавали суровость и своеобразную несравнимую красоту окружающим пейзажам.     Несмотря на удаленность населенных пунктов, по берегам встречаются широкие поляны с оборудованными для хранения сена местами. Видимо для покоса и формирования стогов, местные добираются на моторках, а уж вывоз осуществляют машинами – бродов очень много встречается. На вторую ночь мы встали в таком месте. Обширная поляна с местом стоянки, а противоположный берег – встающая из воды скала переходящая в очередной хребет. Это была последняя ясная ночь. Луна настолько была яркой, что рождала полноценные тени. В общем вечер стал продолжением дня – ужин, обсуждение порога, наслаждение от красоты ночи были заключительным итогом. Сон сопровождался биением бурного течения об скалу на противоположном берегу.

На утро, перекусив решили подняться на небольшой хребет который наблюдали накануне. Вроде бы, на первый взгляд, не так высоко, но дух определенно захватывает…    Спускаясь к лагерю, повстречали следы косолапого… Так же очень часто встречались следы пребывания лосей.

Погода стала немного капризничать, если подъем на гору сопровождался солнышком, то встав на воду тучи на время делали пейзажи хмуроватыми. К середине дня слева по берегу обнаружилась большая группа(коммерческий сплав человек в 20), решили пристать и попробовать разжиться медовухой)) В итоге, оказалось, что это какое-то место, ранее использовавшееся в исследовательских целях, а сейчас заброшено. На поляне поселение в 2-3 строения, а чуть выше по течению, в скале, какая-то непонятная то ли лаборатория, то ли еще что… Для нас это осталось загадкой.

Погода стала хмуриться и стоянку пришлось искать впопыхах, чтоб  не накрыло дождем. Поужинать успели, но дождем все же накрыло и с небольшими перерывами накрапывало всю ночь. Утро выдалось пасмурным…

Но к обеду, нам на радость распогодилось и солнышко нас снова радовало. Через некоторое время по левому берегу обрисовалась турбаза с баней и домиками

Пообщавшись с аборигенами, выяснили, что землю берут в аренду на 49 лет, обустраивают и принимают туристов круглый год. Тут разжились медовухой на пробу))

Впереди нас ждали Кузгенак и Мамбет…

Подъем на Кузгенак оказался не столь трудным как предполагалось, а вот от видов дух захватывало!

Дальше открылось  величие Мамбета или Толпаровских скал  –  отвесные каменные  великаны встающие из воды. Сосны на вершинах кажутся просто спичками…

Следующая остановка по плану была в Толпарово, с ночевкой и баней!!!))Был тот день когда не нужно было ставить и собирать палатки)И тут же довелось попробовать медовуху уже другого качества.. Напиток великолепен своим вкусом и ароматом! Спасибо, Петровичу!

Поблагодарив гостеприимных хозяев базы Актыш двинулись дальше. Река окончательно успокоилась и стала похожа один в один на Илеть. В целом, если не брать в расчет Киндерлинскую пещеру, то маршрут можно заканчивать в Толпарово. После него мало интересного. Поднимающийся ветер разворачивал кат, постоянно требовались усилия для удерживания курса.                                                                       После обеда встали лагерем около пещеры. Разбив лагерь пошли в пещеру. Пройдя вдоль ручья, по достаточно крутому подъему вышли ко входу.                                                                                                                                                                                                             Спуск Спуск по леднику и мы в «прихожей».. Виды впечатляют…

На сегодня, проход в самую интересную часть пещеры закрыт решеткой(( очень жаль, но и туристы внесли свою лепту в это решение – вокруг пещеры, да и внутри много мусора((

После пещеры поднялись на скалу над над ней, где снова насладились прекрасными видами!

Ночь под горой была заключительной. До самого утра шел дождь. Сбор лагеря под дождем то еще удовольствие. Остаток пути до Имендяшево был спокойным. Созвонившись с «транспортной компанией» разобрали катамаран и едва успели перекусить, как уже ехали в Архангельское. Быстро перегрузившись около 16 часов отправились до дому и в 4 утра, под Чебоксарами,  поблагодарив друг друга отправились по домам.

Вот такое дело!

И самое важное – уже вырисовываются планы на будущее!!!