Знать бы еще, как туда летом добраться без помощи вертолета. И вот почему. Ниже завалов нет. То есть... есть, но в них пропилены проходы, во всяком случае этим летом. Взглянув на карту еще раз, на Каменном Пелыме легко обнаружить место означенное как юрта Самбиктаевых. Правильно — Самбиндаловых. По-моему, этот населенный пункт даже в административном реестре значится. И индекс почтовый имеет. Но постоянно там сейчас никто не живет. Одну из сохранившихся избушек манси используют как охотничий пауль. Поднимаются снизу на моторках. И пропиливают в завалах проходы.
Мы обедали рядом с устьем Каменного Пелыма в уютном березнике на левом берегу. Перед этим обедом впервые попыталось выглянуть солнце, в награду, видимо. Было почти тепло. Но не надолго. На седьмой день сплава, 12 сентября, пришло время визитов. Недалеко от устья Оуньи, правого притока Пелыма, живет семья манси, Куриковы. Севернее них в Свердловской области, пожалуй, никто не живет. Именно они своим трудами по разбору завалов облегчили нам сплав. Зарабатывают охотой, рыбалкой, делают на заказ традиционные пелымские лодки. На карте места, где на Пелыме живут манси я обозначил красными квадратами. Выше по течению - Куриковы, ниже, на острове, одинокий и очень необщительный молодой человек. Остров, кстати, таковым быть перестал, короткая правая протока непроходима. 14 сентября подошли к поселку Верхний Пелым. Поселок давно брошен, практически полностью сгорел. Выше поселка есть изба, в которой без особого комфорта может переночевать и большая группа, вот только за дровами придется ходить далеко. На реке сохранились остатки железнодорожного моста, сама узкоколейка разобрана на металлолом. Сохранились остатки деревянных тротуаров, развалины кирпичного дома. Место изрядно заболочено. По всем признакам начался дождевой паводок, течение реки было хорошо заметно. Романтично описанные Лаптевым песчаные косы,они, кстати, хорошо видны из космоса, залиты водой. Это и радовало, мы надеялись отчасти наверстать упущенное в первые дни, и огорчало - стало меньше и так редких удобных выходов на берег. 16 сентября ночевали на месте впадения в Пелым левого притока Лемьи. До конца похода у меня сохранилось стойкое ощущение, что это самый мощный приток Пелыма на нашем маршруте. На стрелке очень удобная сухая стоянка. Подниматься к ней удобнее если пройти вверх по Лемье метров 15. Встали рано. Соблазнились на редкость хорошей погодой, рыбалкой, удобным местом. Ночью, как всегда, шел дождь. На следующий день, под дождем, пришли в Гаревку, еще один заброшенный поселок лесозаготовителей. Чуть выше Гаревки на правом берегу хорошая изба, через сто метров остатки моста, за которым добротное по этим местам хозяйство -приведенные в порядок хозяйственные постройки, дом,баня. Жаль только, что под проливным дождем фотографировать не хотелось, да и хозяев дома не было.Задерживаться не стали.
Весь последующий сплав можно назвать "монотонный длинный финиш". Почти непрерывная морось, регулярно переходящая в дождь, широко разлившийся Пелым. И чувство приближающейся цивилизации. По берегам стали попадаться пустые пластиковые бутылки. Каждый день встречались охотники и рыбаки. Снасти последних по большой воде - сети и донки. Достаточно часто встречались и избы. Чаще они поставлены так, что с воды не видны. Главный признак избы это хорошо натоптанная тропа, спускающаяся к берегу. После того, как мы увидели рядом с избой баню, а внутри газовую плиту, заходить в избушки мы перестали.
Удачным оказался последний день сплава, 20 сентября. Весь день ни капли дождя. Удалось хорошо просушиться уже накануне вечером. А в поселке Пелым не спеша и без суеты упаковать вещи для дороги домой. Сплавляться до железнодорожного моста, как рекомендуют в старой литературе не стоит. Удобное место для антистапеля на правом повороте Пелыма, на месте парковки моторных лодок. Ориентиром может служить выкрашенная в желтый цвет газопроводная труба, идущая вдоль берега. В этом месте она поворачивает в поселок. Поднявшись вдоль этой трубы вы окажетесь на главной улице, идите по ней, поглядывая направо, железнодорожную станцию не пропустите. В Пелыме есть круглосуточные магазины (мимо не пройдете). Маленький вокзальчик большую часть суток закрыт. Микроскопический зал ожидания, он же кассовый, открывается три раза в сутки за сорок минут до отправления поезда. Билеты начинают продавать за двадцать минут. Жаждущих купить билет может оказаться много, но покупающих билеты на ближайший поезд пропускают без очереди. Пелымцы предпочитают покупать билеты заранее, толкаться локтями нам не пришлось. Там вообще народ очень спокойный и доброжелательный. Поезда из Приобья проходят после 20 и 0 часов московского времени. Вечерний стоит три минуты, ночной 10. Домой мы приехали без происшествий. Одна беда - в поезде слишком душно.