В верховьях Пелыма

Идет загрузка карты ...
Ивдель - Бурмантово - развилка 26км(автом.) -р.Пелым (пеш.) 6км - Оуньяпауль(53км) - Верхний Пелым(52км) - Гаревка(46км) - пос.Пелым(117км)
 
Предистория

     Сказать, что задуманный нами проект станет чисто спортивным путешествием трудно. Ни заявляться в МКК, ни регистрироваться в МЧС мы не собирались. Сроки оговорили между собой весьма приблизительно. Надеялись порыбачить. Ягоды пособирать. Но без фанатизма. Собрать в интернете исчерпывающую информацию о маршруте не удалось. О рыбалке, рыболовных турах в районе Пелымского Тумана — пожалуйста. О верховьях почти ничего. На нескольких ресурсах растиражирован рассказ о сплаве на катамаране от Верхнего Пелыма группы Лаптева. Но он малоинформативен, да и устарел. Мы же хотели начать как можно выше. Знать бы заранее, чем это желание обернется...                                                                                                                     
 Идти решили втроем, на надувных лодках, большая часть снаряжения подбиралась «из того, что было». Брезентовые плащи, отсутствие газа (он, кстати, был, но я его сознательно не взял), отсутствие GPS, все это скорее выглядит как путешествие в стиле ретро. Тем более, что надувнушки давно вышли из «высокой» туристкой моды. Попутчиками моими стали отец (Сергей) и сын (Александр) Трухины, оба в многодневном походе впервые. Определившись с составом группы и маршрутом заблаговременно, мы, как водится, многое в части сборов откладывали на потом, что вполне в стиле ретро позволило многословно обсуждать что именно было не продумано, что забыто, а что можно было бы и не брать.
    Примерно за неделю до выезда я созвонился с ивдельским отрядом МЧС, зная, что нам помогут с заброской. Водитель Иван согласился довезти нас до места на своем личном УАЗике с кунгом за почти символическую плату 100 руб/км.
Подъезды и подходы

   337-й поезд Екатеринбург — Приобье приходит в Ивдель около четырех утра. По столь раннему времени, в темноте, мы не были уверены, что нас встретят у поезда. Однако обещанный УАЗик терпеливо ожидал на вокзальной площади. Иван взял с собой напарника, что, учитывая особенности дороги, более чем предусмотрительно. Выехали не сразу. Помотались по Ивделю. Чего-то ждали. Ехали более чем не спеша, моросящий дождик то перерастал в ливень, то снова почти утихал. Я работал для своих товарищей экскурсоводом, ребята из МЧС охотились. К обеду мы были на месте, на «развилке 26-й километр от Бурмантово», это было оговорено еще по телефону. Лебедку доставали только один раз. Наконец-то толком поговорили, отпраздновали удачную охоту, без труда нашли общих знакомых, что стало еще одним поводом для... Заброска обошлась нам в 9000 рублей. Расстояние можно рассчитать исходя из таксы. Место заброски на карте обозначено стрелкой.                                                                                                                             Ребята из МЧС подивились нашим планам, но выражать своих сомнений не стали, сами они нередко заезжают вдоль Пелыма достаточно далеко вниз. То, что делают они это только зимой и не «по», а именно «вдоль» нас не насторожило, я это вообще пропустил мимо ушей.Попрощались, переоделись, пошли. Челноком. Просека на восток просматривается хорошо, заросла не сильно, заболочена в меру — потеряться негде. Но до реки в тот же день не дошли. Уперлись по прямой в болото. Вернулись к развилке, к идущему на северо-восток зимнику и заночевали. Много времени ушло на разведку. Зимник зарос и захламлен значительно сильнее. 5 сентября мы были на Пелыме. Место стапеля оказалось удобным, дождь еще не надоел. Остаток дня потратили на то, чтобы по водному упаковаться. За полтора дня 6км. Гм. С утра 6 сентября встали на воду.То, что было дальше, подробно описывать не хочется. Из пункта А в пункт Б (см. карту) мы шли 4,5 дня.
Cплав?

Пелым 1 Пелым 1
Завал на Пелыме Завал на Пелыме
Еще завал Еще завал
   По прямой это 9,5 километров. Дома, поелозив по километровке курвиметром, я насчитал 15. Оценочно — не более 20 км по воде. Полагаю, что километровка мало отражает степень извилистости реки на данном участке. GPS я не пользуюсь, потому трека и точных привязок у меня нет. Но пункт Б это устье левого притока Пелыма, Каменного Пелыма, на карте Ахтасымполум. Пропустить это место невозможно, здесь Пелым на время выходит из болот. Ниже в русле начинают попадаться отдельные крупные камни иссиня-черного цвета. Вполне хрестоматийные перекатики существенно увеличивают среднюю скорость течения. А выше...Мы потратили четыре с половиной дня, чтоб пройти это «выше» и затрудняемся определить сколько километров пройдено по воде, сколько пешком. За это время нам пришлось обнести 19 завалов, причем по кромке берега только два (на пятый день). Берега либо заболочены, либо заросли густыми кустами, чалиться и возвращаться на воду место еще надо найти, берега вязкие, часто очень неудобно крутые, в лесу — изрядный бурелом. Каждай обнос требовал тщательной разведки и был существенно длиннее чем расстояние от остановки до начала сплава. Четыре или пять завалов удалось (помимо обносов) частично разобрать, чего хватило для прохода наших надувнушек. Сколько раз пришлось подлезать под отдельно упавшие деревья, или перетаскивать через них лодки поверху, мы просто не считали. В общем, пункт Б на карте — оптимальное место для начала сплава по Пелыму.
Сплав

Пелым 2 Пелым 2
Саша Саша
Сергей Сергей
Верховья Пелыма Верховья Пелыма
Отец и сын Отец и сын
В гостях у Курикова В гостях у Курикова
Верхний Пелым Верхний Пелым
Слияние Пелыма и Лемьи Слияние Пелыма и Лемьи
Остатки моста в Гаревке Остатки моста в Гаревке
Утро последнего дня на Пелыме Утро последнего дня на Пелыме
Финиш Финиш

  Знать бы еще, как туда летом добраться без помощи вертолета. И вот почему. Ниже завалов нет. То есть... есть, но в них пропилены проходы, во всяком случае этим летом. Взглянув на карту еще раз, на Каменном Пелыме легко обнаружить место означенное как юрта Самбиктаевых. Правильно — Самбиндаловых. По-моему, этот населенный пункт даже в административном реестре значится. И индекс почтовый имеет. Но постоянно там сейчас никто не живет. Одну из сохранившихся избушек манси используют как охотничий пауль. Поднимаются снизу на моторках. И пропиливают в завалах проходы.

  Мы обедали рядом с устьем Каменного Пелыма в уютном березнике на левом берегу. Перед этим обедом впервые попыталось выглянуть солнце, в награду, видимо. Было почти тепло. Но не надолго. На седьмой день сплава, 12 сентября, пришло время визитов. Недалеко от устья Оуньи, правого притока Пелыма, живет семья манси, Куриковы. Севернее них в Свердловской области, пожалуй, никто не живет. Именно они своим трудами по разбору завалов облегчили нам сплав. Зарабатывают охотой, рыбалкой, делают на заказ традиционные пелымские лодки. На карте места, где на Пелыме живут манси я обозначил красными квадратами. Выше по течению - Куриковы, ниже, на острове, одинокий и очень необщительный молодой человек. Остров, кстати, таковым быть перестал, короткая правая протока непроходима. 14 сентября подошли к поселку Верхний Пелым. Поселок давно брошен, практически полностью сгорел. Выше поселка есть изба, в которой без особого комфорта может переночевать и большая группа, вот только за дровами придется ходить далеко. На реке сохранились остатки железнодорожного моста, сама узкоколейка разобрана на металлолом. Сохранились остатки деревянных тротуаров, развалины кирпичного дома. Место изрядно заболочено. По всем признакам начался дождевой паводок, течение реки было хорошо заметно. Романтично описанные Лаптевым песчаные косы,они, кстати, хорошо видны из космоса, залиты водой. Это и радовало, мы надеялись отчасти наверстать упущенное в первые дни, и огорчало - стало меньше и так редких удобных выходов на берег. 16 сентября ночевали на месте впадения в Пелым левого притока Лемьи. До конца похода у меня сохранилось стойкое ощущение, что это самый мощный приток Пелыма на нашем маршруте. На стрелке очень удобная сухая стоянка. Подниматься к ней удобнее если пройти вверх по Лемье метров 15. Встали рано. Соблазнились на редкость хорошей погодой, рыбалкой, удобным местом. Ночью, как всегда, шел дождь. На следующий день, под дождем, пришли в Гаревку, еще один заброшенный поселок лесозаготовителей. Чуть выше Гаревки на правом берегу хорошая изба, через сто метров остатки моста, за которым добротное по этим местам хозяйство -приведенные в порядок хозяйственные постройки, дом,баня. Жаль только, что под проливным дождем фотографировать не хотелось, да и хозяев дома не было.Задерживаться не стали. 
   Весь последующий сплав можно назвать "монотонный длинный финиш". Почти непрерывная морось, регулярно переходящая в дождь, широко разлившийся Пелым. И чувство приближающейся цивилизации. По берегам стали попадаться пустые пластиковые бутылки. Каждый день встречались охотники и рыбаки. Снасти последних по большой воде - сети и донки. Достаточно часто встречались и избы. Чаще они поставлены так, что с воды не видны. Главный признак избы это хорошо натоптанная тропа, спускающаяся к берегу. После того, как мы увидели рядом с избой баню, а внутри газовую плиту, заходить в избушки мы перестали. 
   Удачным оказался последний день сплава, 20 сентября. Весь день ни капли дождя. Удалось хорошо просушиться уже накануне вечером. А в поселке Пелым не спеша и без суеты упаковать вещи для дороги домой. Сплавляться до железнодорожного моста, как рекомендуют в старой литературе не стоит. Удобное место для антистапеля на правом повороте Пелыма, на месте парковки моторных лодок. Ориентиром может служить выкрашенная в желтый цвет газопроводная труба, идущая вдоль берега. В этом месте она поворачивает в поселок. Поднявшись вдоль этой трубы вы окажетесь на главной улице, идите по ней, поглядывая направо, железнодорожную станцию не пропустите. В Пелыме есть круглосуточные магазины (мимо не пройдете). Маленький вокзальчик большую часть суток закрыт. Микроскопический зал ожидания, он же кассовый, открывается три раза в сутки за сорок минут до отправления поезда. Билеты начинают продавать за двадцать минут. Жаждущих купить билет может оказаться много, но покупающих билеты на ближайший поезд пропускают без очереди. Пелымцы предпочитают покупать билеты заранее, толкаться локтями нам не пришлось. Там вообще народ очень спокойный и доброжелательный. Поезда из Приобья проходят после 20 и 0 часов московского времени. Вечерний стоит три минуты, ночной 10. Домой мы приехали без происшествий. Одна беда - в поезде слишком душно. 





Некоторые итоги

Тоже итог - клюква Тоже итог - клюква
  За семнадцать дней пройден водный маршрут Ивдель - Бурмантово - развилка 26км(автом.) -р.Пелым (пеш.) 6км - Оуньяпауль(53км) - Верхний Пелым(52км) - Гаревка(46км) - пос.Пелым(117км). Активная часть маршрута 6км пешком и почти 270км на надувных лодках. Категория сложности первая. Обнесенные препятствия не повод для ;)) ее увеличения. Точка начала сплава, однако, не выглядит самой удачной. Начинать можно и ниже, в Гаревке, например, мы видели свежие следы колесной техники, заезжают туда, судя по всему, из Шипичного. Но в этом случае маршрут станет слишком коротким. Заехать в Верхний Пелым тоже до сих пор можно (свежие следы гусеничной техники), но я слабо представляю, как найти желающего заработать таким извозом, и,тем более, сколько это будет стоить. Вертолетом заброситься можно куда угодно, но и это приведет к неадекватным маршруту расходам. С моей точки зрения, применительно к сплаву, оптимальное место для старта - район устья Каменного Пелыма (см. первую карту). Подозреваю, что никто туда никого не повезет. Хотя автозимник,ведущий туда по правому берегу, на карте есть. Именно по нему мы вышли к Пелыму. Но на противоположном берегу он не просматривается. Мы шли по следу гусеничной техники. Относительно свежему. Судя по всему,прошлогоднему. Но на противоположный берег след не выводит. Теоретически, проблемную часть Пелыма (завалы), можно по этому зимнику обойти пешком. По нему ездят на снегоходах, значит, он по меньшей мере просматривается. Каково на нем будет пешеходу - не знаю ;). Подходы при этом увеличатся до 22-25 км. Если оптимизировать снаряжение, то ничего невозможного в этом нет. Однако... В разговоре с Куриковым мы спросили, много ли туристов приходят к нему сплавом с верховьев. Он похохотал сдержанно, и ответил, что были однажды, трое москвичей. Когда? "Давно, очень давно". В отношении ягод наши надежды не оправдались - год в этом районе неурожайный на бруснику. То же случилось и шишкой, хотя кедра много. Рыбалка не удалась, полагаю, из-за большой воды. Грибов много, но их сезон прошел. Сгнили на корню. В общем, я побаивался, что волей-неволей отбил вкус своим товарищам к подобным путешествиям. Для первого раза получилось всего слишком... Но через пару дней, уже дома, Саша не без блеска в глазах сказал:"Надо бы на будущий год что-нибудь снова замутить." Между прочим, итог :0.

Комментарии
Guest19.10.11, 22:45
) 
Что может быть лучше "дикого" похода?
Ленос17.10.11, 20:42
Как еж) 
Признаюсь, никогда не сплавлялся по реке, но очень хочется. Только знаете как говорят, и хочется, и колется)
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Северный Урал
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 1