Карпаты / Велотуризм | Спортивный туризм
 

По Гуцульским Альпам на велосипедах

28 апреля - 9 мая 2009 г.
Дневник похода (с фотками) 
30.04. «Колеса прогнали сон»

...фотографии. ...фотографии.
и сделали первые... и сделали первые...
Наметив на карте приблизительную нитку маршрута (Мукачево – Хуст – Рахов) на 11 майских дней, мы взяли билеты: туда - до Чопа, обратно - из Львова.
Уже в поезде у нас созрел уточненный план. В графике следования поезда, что висел на купе проводника, обнаружилась станция «Карпаты». Чем не настоящая дверь в лето и в Карпаты. А главное, в окрестностях станции можно подыскать место для палатки, чтобы переночевать. Это удобнее, чем маяться ночью на вокзале Чопа или искать гостиницу. Таким образом, станция «Карпаты» стала начальной точкой нашего веломаршрута по «Карпатам».
- «Не поддавайся, Остап» - слышалось из купе проводника, когда мы выгружались из вагона. Проводники смотрели блокбастер «Тарас Бульба», который недавно вышел в прокат. Это было символично, так как в нашем маршруте планировалось посещение крепости Хотын, где снимался этот фильм.
Была глубокая ночь, когда мы при свете фонарей собирали велосипеды. Рядом со станцией текла река Латрица. Перешли вброд ручей, и, забурившись в заросли у берега реки, поставили палатку. Утром оказалось, что ночью выбрали удачное место - мы стояли в небольшой роще, защищенной с одной стороны рекой, а с другой оврагом ручья.

на велосипедах ездит в основном люди старшего поколения на велосипедах ездит в основном люди старшего поколения
До Мукачево доехали быстро, потому что дорога под гору. Вокруг всё в цвету - каштаны, вишни и яблони. Пахнет липой, медом и свежескошенной травой - этакий летний микс запахов. И отличная солнечная погода.
Мукачевские улицы узкие, а людей и машин в центре очень много. Встречаются и велосипедисты - люди в основном старшего поколения на столь же старых железных конях.
Самый центр Мукачево – это несколько красивых пешеходных улиц. Остановились позавтракать в кафе и попробовали омлет по-гуцульски.
Затем направились к Мукачевскому замку. Из центра его не видно. Узкие улицы и тесная застройка скрывали от нас настоящую вулканическую гору, на которой находится замок. Все время приходилось уточнять дорогу у местных жителей. От замка открывается отличная панорама на город, красные черепичные крыши и далекие горы - все как на ладони.

На перевале, где установлена стелла... На перевале, где установлена стелла...
Из Мукачево поехали в Хуст. Асфальтированная дорога шла между полей и садов, где целыми семьями сажали, сеяли, вскапывали и боронили землю, кто трактором, а кто древним способом с помощью лошадей.
На перевале, разделяющем Мукачевский и Иршавинский районы, сделали остановку. Там же одинокая продавщица торговала фруктами. Мы заправились сочными яблоками и грушами, и поехали вниз.

На въезде в Хуст установлена огромная глыба гранита На въезде в Хуст установлена огромная глыба гранита
Последние несколько километров перед Хустом не шоссе, а просто какая-то аллея с цветущими каштанами. На въезде в город сделали остановку у гранитной глыбы, над которой высились готические буквы «Х», «У», «С», «Т».
Длинная главная улица города огибала гору, на которой находились развалины замка. Этим замком владел рыцарь Драга - предок графа Дракулы. Интересно то, как замок превратился в развалины - в пороховой погреб ударила молния.

За сегодня мы проехали около 90 км. Сил и желание ехать из города уже не было. Поэтому, обнаружив напротив автовокзала гостиницу «Карпаты», сняли там двухместный номер (180 грн). Завтра начинается горная часть веломаршрута, а пока есть брынза и вино надо отметить успешное начало похода.
1.05. «Когда на улице май, это и есть наша life» (с) Сплин

Наш готель («гостиница» по укр.) начали достраивать с раннего утра, поэтому нас разбудил стук молотков и жужжание пил. Когда выехали, на улице уже было жарко. Проезжая через город, остановились на главной площади. Прямо перед нами продовольственный рынок: пучки редиски, связки лука, пирамиды помидор – идет бойкая торговля. Мы купили фрукты на перекус.

Село Иза известно своими... Село Иза известно своими...
Держа курс на Нанкино, в полдвенадцатого мы проезжали через село, название которого на въезде было написано большими буквами «I3А». Оказалось, что это вовсе не «Тринадцать А», а «Иза» («лоза» по-русски). Местные жители плетут из лозы все, что угодно – от корзин до мебели. И продают вдоль дороги.

В этом месте Рома вспомнил про Долину Нарциссов, которую хвалила администратор отеля: «туристы специально приезжают, посмотреть нашу долину».
Обратились к местной жительнице, и оказалось, что долина недалеко, и мы ее увидим с дороги. Стало интересно, и мы решили сделать крюк к нарциссам. Но сколько не вглядывались по сторонам, пока ехали ничего не заметили.
Следуя за вереницей машин, мы приближались к парку: по обеим сторонам дежурили детишки с букетиками нарциссов. Именно их надо было фотографировать, а не то, что было в долине…

Для въезда в парк пришлось заплатить 5 гривен. Мы ехали по нему и в нетерпении крутили головой по сторонам. Где же обещанное «море звезд, упавших с небес»?
На деревянных дорожках стояли люди, рассматривая в густой траве маленькие желто-белые полянки цветов. У нас даже желания фотографировать не возникло - городские клумбы заслуживают большего внимания.
Сориентировавшись по карте, решили не возвращаться на прежний маршрут, а проехать напрямик в Нанкино. Для этого необходимо было перевалить ближайшую возвышенность. Дорога петляла по холмам через цветущие сады и огороды. С вершины возвышенности, на которую мы заехали, открылась замечательная панорама. Виднелись окружающие поселки и далекие горы со снежными вершинами. Местами сады исчезали, и казалось что-то похожее на лес. Но петухи, начинающие кукарекать за ближайшими деревьями опровергали предположение. Вокруг сплошная населенка. Ориентироваться было сложно, и Рома выяснил дорогу у мужика, проезжавшего мимо на телеге, запряженной парой нарядных лошадок.
Спускались в сторону Нанково по достаточно крутой тропинке, местами даже приходилось идти рядом с велосипедом. Но жилье всюду, петухи кукарекают за каждым кустом.

долине реки Теребли... долине реки Теребли...
Между Копашнево и Драгово проехали перевал. Машины через него почти не ездят и дорога плохая для езды на велосипеде – гравий и крупный булыжник. Поэтому большую часть пути вверх велосипеды пришлось вести.
Село Драгово – резиденция рыцаря Драги, который был предком Дракулы. Но ничего экстраординарного мы не заметили, все чин чином. После Драгово дорога ведет вверх по долине реки Теребли. Через реку переброшены длиннющие навесные мосты.

но на одном из поворотов мы обнаружили пекарню... но на одном из поворотов мы обнаружили пекарню...
На окраине села Ольшаны мы обнаружили домик с вывеской «пекарня».
Остановились, чтобы отдохнуть и купить хлеба. В пекарне работают две женщины. Большая печь топиться дровами, стоит тесто в формах, на стеллажах - душистый хлеб с масляной хрустящей корочкой. Купили буханку и попросили сфотографировать пекарню.
Когда вернулись к велосипедам, к нам подошла пекарь и угостила булками: «Денег не надо. Спасибо, что нас сфотографировали».  

Через пару километров увидели на реке высокую плотину водохранилища. Сверху плещутся волны голубой воды, а внизу – бежит тоненький ручеек.

мы разбили лагерь. мы разбили лагерь.
Склоны дороги вдоль водохранилища довольно крутые. Хорошие места для стоянки нашлись возле мыса. Автотуристы предпочитают останавливаться между дорогой и водохранилищем. Мы встали с другой стороны, ближе к лесу. Там в лес уходила лесная дорога, перекрытая шлагбаумом. За шлагбаумом обнаружился удобный «островок» елей, как крепость, окруженный оврагами ручьев. Рядом с островком вырубка – готовых дров навалом. Но Кате больше понравилось топить крупными красивыми шишками, которых под ногами был целый ковер.
В сумерках на вырубку выбежал кабанчик. Пока он нас не учуял, успели достать фотоаппарат. Но света был недостаточно, и сфотографировать не удалось.
3.05. «Нас невозможно сбить с пути, нам пофигу куда идти»

В Колочаве мы, В Колочаве мы,
учесали вдоль реки куда-то в горы... учесали вдоль реки куда-то в горы...
День прошел под девизом «Нас невозможно сбить с пути, нам пофигу куда идти». В 9:30 мы въехали в село Колочава в первый раз, и, забегая вперед, в 18:30  - въехали в нее же во второй раз. А дело было так:
Колочава – это бесконечная улица, вся в колдобинах и ямах. Проявив чудеса топографического кретинизма, мы выехали из Колочавы не по той дороге и упилили на северо-восток. Через пару километров, когда поняли ошибку, родился план «Б» – не возвращаться назад, а разведать новый путь напрямик через горы. По предварительным расчетам на это должно было потребоваться несколько часов.
Сначала лесовозная дорога вела вдоль реки и была вполне сносной. Но потом она уперлась в ущелье. И за три часа мы смогли продвинуться только на полкилометра. Ни повышающийся градус склона, ни возрастающее количество поваленных деревьев, ни вода под ногами, долго не могли нас остановить. Отсоединив велорюкзаки, продолжали подъем в две ходки: сначала велорюкзаки, потом велосипеды. Но дальше становилось все хуже и хуже.

После трех часов безумных усилий, мы... После трех часов безумных усилий, мы...
Наконец, здравый смысл взял вверх. И мы решили возвращаться в Колочаву. Обратный путь занял два часа. Вверх на перевал ведет испорченная лесовозами дорога.
В восемь вечера лучи заходящего солнца осветили отличное место для стоянки. Место как с картинки – высокие ели, ковер из шишек, мягкая трава, по которой приятно ходить босиком. Вот и розовый закат. Засыпаем без задних ног – сегодня был тяжелый день.
4. 05. «Вода, кругом вода!»

Сброска с перевала Прислоп была... Сброска с перевала Прислоп была...
Совершили подъем в 7 утра, в 9 уже пытались не потерять равновесие на разбитой УРАЛами дороге, с колеями метровой глубины. С перевала видны высокие вершины, на которых еще лежит снег. Спуск с перевала Прислоп (920 м) намного интереснее подъема. На очередном повороте ручей, пересекая дорогу, растекался по ней, наполнив водой колеи и ямы. Чем ниже мы спускаемся, тем воды становиться больше. В конце концов, наша дорога превращается в дорогу для воды – то есть реку. Нам приходится идти по «тротуару» - тропинке вьющейся вдоль реки и постоянно переходить реку вброд.
На карте эта дорога отмечена оранжевым цветом, означающем дорогу с покрытием!

Навстречу нам вышел человек в резиновых сапогах и с бензопилой. Оказалось, лесник.
«Жiнка дома пилит, вот и я решил пойти попилить», - приветливо сказал он, и помог перетащить велики через реку. Потом посоветовал идти выше по тропинке, и сказал, что возле моста есть минеральный источник.

Источник минеральной воды расположен сразу за мостом через Тереблю. Надо подняться метров пятьдесят вверх по склону. Эта вода – железистая, и полезная. Но нам, привыкшим к минералке из бутылок, не понравилась.

Дорога через селения Немецька Мокра и Руська Мокра ужасного качества. До Усть-Чорны даже по сторонам некогда посмотреть, только вперед на дорогу. Здешняя местность считается самой снежной на Украине: в среднем устойчивый снеговой покров держится здесь в течение 116 дней в году. 
Дети выбегают из домов с криками «Агой» («привет» по-чешски), «Хеллоу, турист», «Туристы едут!»

вот такую фотографию. вот такую фотографию.
После Руськи Мокрой мы зарулили к огромному картонному плакату лесника с бензопилой и елкой, чтобы сделать фотографию с рабочим названием «Не пили меня, дяденька!» На стенде на чешском и украинском языке описаны новые маршруты по Карпатам.

Въехали в Усть-Чорну, где наконец-то нашли «следы» гуцулов. Местное кафе называется «Трембита», в меню имеются украинский борщ, омлет по-гуцульски, салат карпатский и прочие шедевры от «шеф-повара». Порции большие, наелись за 50 гривен. Переваривать решили на ходу. До поселка Дубовое около двадцати километров хорошего асфальта.

В Нижнем Дубовце повернули налево на гравийную дорогу и начали подъем на перевал Калинский (674 м). А через километр после перевала остановились на ночлег.
5.05. «Там, где асфальт, ничего интересного» (с)Стругацкие

Приходилось уступать дорогу Приходилось уступать дорогу
Кусочки древних булыжников Кусочки древних булыжников
В этот день предстоял преодолеть Брусиловский тракт - тяжелая часть пути с большими перепадами высот. За Водицей свернули налево и в 10:20 начался подъем на Верхний Водицкий перевал (600 м). Дорога на перевал была разбита лесовозами, а после становилась еще хуже. С 11:20 начали спуск с перевала – жмешь на тормоз, уговариваешь железного коня не спешить. В 12:30 взобрались на 2-ой перевал Тювшак (717 м). В 13:40 спустились в Кобылецкую поляну к реке на обед. В 15:00 выехали из Кобылецкой поляны наверх. Асфальт постепенно разрушается и под ним проявляется древняя брусчатка. Не без труда поднялись на перевал Кобыла (870 м). В 18:00 были в Косовской Поляне, и не теряя времени, начали подъем наверх. Красивые виды на горы открывались с серпантина дороги, на склонах кустики черники (ах, почему же не осень?). Дорога самая лучшая по сравнению с предыдущими перевалами.
На этот перевал подняться не успели. Начинались сумерки. Пока выбирали место, задул сильный ветер, погода испортилась. Были вынуждены поставить палатку на луговом склоне, где дров не было. Только забрались в палатку, как пошел дождь, а потом и вовсе началась гроза. Поэтому ужин готовили на примусе. 
Итоги дня – взяли три перевала. Три с половиной… три с четвертью. Спа-а-ать.
6.05. «Ежики в тумане»

Утром шел дождь Утром шел дождь
Караулить погоду вылезали из палатки по очереди, начиная с 7 часов. Дождь лил до 9 утра. Выехали еще через час в густом тумане. Видно пятнадцать метров дороги. Поэтому не заметили, как проехали перевал Камень–Клевка (1024 м), дорога пошла вниз. Туман по мере спуска оставался позади. Крутить педали не требовалось, и ноги затекали в одном положении. Руки окоченели даже в велоперчатках. В некоторых местах асфальта разрушился, и оголилась вековая брусчатка. По дороге стали встречаться первые жилые дома. Считается, что в Рахове самый большой перепад высот между наиболее высоко (900 м) и наиболее низко (400 м) расположенными улицами.

У дороги встретили дедушку с собакой и двумя козлятами. Остановились, чтобы сфотографироваться. Козлятам понравились наши велосипеды. Один из козлят запрыгнул на велорюкзак и, они стали играть в «царя горы».

Рядом с раховским рынком Рядом с раховским рынком
Мы едем в поларках и куртках, но все равно холодно. Вдруг за очередным поворотом видим спортсмена, бегущего наверх в одних спортивных трусах. И, похоже, ему жарко. Вот такие бывают горные бегуны.
 
Спустились в Рахов – самый высокогорный город Украины. Неподалеку расположен один из многих центров Европы по украинской версии. Делать в Рахове нечего, центр неинтересный, на улицах грязно и неуютно. Железнодорожный вокзал реконструируется, а автовокзал маленький и забитый людьми.

Ждем электричку Ждем электричку
В 15:50 сели на поезд в Ивано-Франковск. Поезд ехал очень медленно. При этом периодически начинал страшно дребезжать, делая вид, что сейчас либо разгонится, либо развалится. Тогда по вагонам проходил помощник машиниста. А Рома шутил, что тот шел с отверткой колеса и вагоны на ходу прикручивать.
Из окна поезда посмотрели на виадуки, Говерлу, горнолыжные трассы и подъемники. До Ивано-Франковска ехали пять часов.
От вокзала Ивано-Франковска доехали до гостиницы «Днестр» на велосипедах и поселились в двухместный номер за 180 гривен.
7.05. День города Ивано-Франковска.

Центр Ивано-Франковска (вид на краеведческий музей) Центр Ивано-Франковска (вид на краеведческий музей)
Оказывается, мы приехали как раз на День города Ивано-Франковска. По этому случаю в центре города проходил парад жителей. Присоединившись к участникам, прошли по главным улицам города. Потом посетили фотовыставку в краеведческом музее. Потом долго искали Интернет. Из всех мест указанных в путеводителе Интернет остался только на почте.
Вечером сели на поезд до Черновцов. Хотя велосипеды были упакованы в чехлы, проводник хотел взять с нас деньги, и отправил к начальнику поезда.
Начальник поезда дал добро на провоз.

Мрiа Мрiа
Прибыли в Черновцы и взяли такси за 30 гривен. HI hostel, указанный в путеводителе Lonely Planet по указанному адресу найти не удалось. В итоге остановились в гостинице «Мрiя». За 150 гривен нас поселили в комнатушке 2х2.5 метра.
8.05. Две крепости и один университет.

На автобусную станцию пришли к 9 часам и как раз вовремя. В 9:10 уходила маршрутка на Хотын. В Хотын приехали через полтора часа. Потом пешком до крепости еще полчаса. Свернув направо по указателю «Фортецiя», мы увидели желтое поле рапса, реку и высокие стены крепости. Впечатляют очень высокие стены крепости. Здесь недавно снимали фильм «Тарас Бульба».

После осмотра Хотина сели на маршрутку и через час были в Каменце-Подольском. Там находится еще одна знаменитая крепость. И в ней тоже снимали «Тараса Бульбу». Крепость – открытка, менее высокая, зато значительно шире. Времени на осмотр крепости не хватило, пора было возвращаться в Черновцы. Ограничились пейзажными фотографиями.

Вернувшись в Черновцы, сразу поехали на вокзал покупать билеты. И с огорчением узнали, что билеты до Львова остались только купейные по 60 гривен и общие по 17 гривен. Пришлось брать билеты в общий вагон.

Перед поездом заехали в Черновецкий Национальный Университет. Это здание построено чехом Йозефом Хлавкой для митрополитов православной церкви.
Потрясающая архитектура, не похожая ни на что виденное ранее. Внутрь нас не пустили, так как было уже поздно. Очень жалко.

Пока ехали от гостиницы до вокзала, поинтересовались у таксиста, насчет брусчатки, которой выложены центральные улицы города. Он рассказал, что один камень сейчас стоит несколько долларов. Ее хотели выкупить немцы, а взамен положить качественный асфальт. Но городская администрация отказалась. 

В поезд втиснулись не без труда. Номера мест на билетах в общий вагон написаны только формально. В реальности каждый устраивается там, где сможет. В нашем плацкартном купе ехало 10 человек вместо 4. Хорошо, что есть третьи багажные полки, куда мы забрались и приемлемо переночевали. На первом ярусе ехало шесть человек. В середине пути в вагоне стало посвободнее, и появились места на вторых полках.
9.05. «Снова поезд, и близнецы-рельсы куда-то ведут…» (с)Чиж и К

В 8:05 поезд прибыл во Львов. До нашего московского поезда (отправление в 10:58) успели погулять, сдав велики в камеру хранения за 27 гривен (два велосипеда, два баула). Мимоходом Львов не посмотришь - такой большой и красивый город. Запали в душу узкие улицы с брусчаткой и громыхающие трамваи. Монетки, оставленные здесь на память, должны принести удачу и вернуть нас сюда. 

Комментарии
Грамотно все сделали, молодцы! 
Интересный маршрут, рассказ и фотографии порадовали. Спасибо! Приезжайте к нам на Селигер.
Олег16.02.11, 20:42
Молодцы!!! 
Очень интересный маршрут и очень оригинально оформлен...
Рассказ по фото просто супер...
Сам был в Закарпатье , но только зимой...Впечатления не забываемы...
Вот только замкам вы мало времени уделили....
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка:
Опубликовала Екатерина Железова