От Байкала до Дудинки по Нижней Тунгуске

Идет загрузка карты ...
От Северобайкальска по Байкалу, потом через перевал на Мужинай, далее по Улькану - Киренге - Лене до Чечуйска, далее 30 км на машине и сплав по всей нижней Тунгуске до Туруханска на Енисее и по Енисею до Дудинки.
 


Дорога 11.06.2009-15.06.2009 12:45


Расписание маршруток до Москвы я не знал и, когда пришел на автостанцию, оказалось что, придется ждать больше часа. Идти с вещами на другую маршрутку было еще дольше, и я решил ждать. Всю ночь занимался подготовкой карт (чтобы можно было их смотреть с фотоаппарата), и поэтому пока ждал, постоянно засыпал, но боялся, что просплю и поэтому ждал стоя и постоянно падал. Как потом оказалось самые нужные квадраты карты я так и забыл. Когда приехал в Москву, времени до поезда почти не осталось, но все-таки я успел, хоть и не успел купить еду и ботинки. Дорога была долгая, 90 часов, но место было верхнее боковое и можно было спокойно спать. Напротив ехал путешественник. Он сам делал катамараны и сплавлялся на них один по очень сложным рекам с большими порогами. В прошлый раз он сломал себе ребра и так шел до конца. В этот раз он сделал катамаран, новой конструкции и шел на какую то реку, по которой вообще невозможно пройти на все лето. Когда стаи приближаться к Байкалу, показались горы, все покрытые снегом. Никогда по таким не ходил, и думал что для этого нужно какое-то снаряжение. Подумал что, наверное, мне их не пройти.
 
 
 

Байкал 15.06.2009 12:45:01-21.06.2009


15.06.2009 12:45:01-23:59:59

Поезд прибыл в Северобайкальск утром. Я не купил ботинки, и пришлось с вещами идти искать магазин. Он оказался недалеко, и купив их я пошел на Байкал. Пришел на берег Байкала, прямо на пляж. Было тепло, ветра не было, и вода была теплая. Купалось полно народа. Решил, что купаться не буду, а быстро надую лодку и пойду подальше от города, а искупаюсь потом. Попробовал надуть ее лягушкой, но она не надувалась, а шланг постоянно выскакивал и она сдувалась. Уже начали подходить люди и спрашивать. Пришлось кое-как надуть ее ртом и уходить. И вот наконец-то я отплыл от берега, и город остался позади. Вода стала холодной, и давление в баллонах совсем упало. Лодка наполовину затонула, и я сидел весь в воде, но хотелось уйти как можно дальше, и я все греб и греб вперед. Шел медленно и чтобы не выходить на берег, поддул лодку прямо на воде и пошел дальше уже намного быстрее. Подошел к устью реки Слюдянка. Уровень воды был очень высоким из-за тающего снега в горах. Вышел на берег и немного затащил лодку в реку, но вдруг увидел рыбака, и решил скорее уходить. Пройдя еще, вышел на берег стал его осматривать и искать место для стоянки. Оказалось, что вдоль берега идет дорога и в любой момент может поехать машина. Пришлось уходить. Погода испортилась. Задул ветер, и с гор пришла какая-то желтая туча. На берегу были люди и я решил пройти подальше от них и идти прямо к мысу Тонкий. Ветер стал очень сильный и дул с гор от берега. Поняв, что если он еще усилится, меня совсем унесет, я начал грести изо всех сил и все же доплыл до берега. Здесь я и остановился. И хоть место было и не удобное (неровное), но из-за того, что здесь была гора, сюда не могли проехать машины, хотя и шла пешая тропа.

16.06.2009

Проснулся поздно. Шел дождь. Костер не загорался. Сухое топливо тратить не хотелось, но потом все же пришлось. Надо было придумывать, чем разжигать костер, если все время будет идти дождь. Бересты не было. Кругом были одни лиственницы и какой-то кустарник с мелкими красивыми цветами. Только потом я понял, что ее можно найти выброшенную на берегу. Березы росли в горах. Пошел ходить по полуострову. Оказалось, и сюда шла автомобильная дорога, и было полно стоянок, особенно с другой стороны полуострова. Там был еще и домик геологов. Хорошо хоть людей не было. Нашел зеленую канистру и распилил ее на части. Она хорошо горела, и все путешествие ее использовал, когда костер не горел. Вдруг я увидел толпу людей, и очень испугался, что они пройдут мимо. Но они шли в другую сторону к выходу. Наверное, это была какая то экскурсия. В озере появлялись круги на воде, это плавали хариусы и жрали мелких бабочек. Идти уже было поздно, и я решил лучше пойти раньше в следующий день.

17.06.2009

Опять шел дождь и был сильный туман. Прошел до острова Богучанский. Он весь загажен бутылками и всякой дрянью. Прошел дальше и вышел на берег. Тут было полно всяких цветов, автодороги не было, но шла тропа. Везде видно ходят экскурсии, и дальше были даже какие-то таблички. Остановился на мысе Лударь. Здесь хоть троп нет, хоть и стоит какая-то лодка. На берегу полно дров и есть береста.

18.06.2009

Дождя не было, но было холодно и туман. Надо брать теплую одежду, в которой плыть и в которой спать. Я взял только одну кофту и не взял сапоги, чтобы было поменьше вещей, и поэтому плыть приходилось в холодной одежде. Оказалось, Байкальское было совсем рядом. Быстро прошел его и Талую. Дальше горы подступают к Байкалу, и автодорог нет. Зато в любом удобном месте стоят избы, которые здесь называют зимовьями. В них можно останавливаться, но может остановиться кто-нибудь еще, и поэтому я за все время путешествии этого не делал. Места стали красивые - горы, полно цветов и мало людей. Летало очень много мелких бабочек, с прозрачными крыльями. Они забивались во все вещи и во множестве попадали в еду и в озеро. Плавало полно хариусов, которые ели этих бабочек и оставляли круги на воде. Но около лодки их не было. И на блесну попалось только два, и то мелкие. Когда хотел устроить стоянку, вдруг увидел людей. Это были туристы. Пришлось плыть еще несколько километров.

19.06.2009

Погода здесь меняется очень быстро. Вчера была абсолютно гладкая вода, а сегодня сильный встречный ветер и волны. Прошел 3 км. и остановился. Пошел ходить по горам. Полно разных цветов, особенно багульника. Много следов зверей. Тепло и ветра здесь нет. Зато полно комаров. На склонах гор, обращенных в другую сторону от Байкала, нашел несколько ягод брусники. Забыл соль на прошлой стоянке. Пришлось возвращаться. Пока плыл, чуть не перевернуло и всего намочило волнами.

20.06.2009

Ветер стал тише. Пошел дальше. На мысе Котельниковский мелкая галька и полно стоянок, а в устье р.Горячая какой-то дом отдыха. Скорее прошел его и зашел за мыс. Чем дальше, тем красивее. Байкальский хребет подходит здесь совсем близко и видно заснеженные горы. На конце мыса здоровый снежный сугроб. Прошел до устья Куркулы. В месте ее впадения водопад, над которым весит трос для переправы. Поймал здесь два крупных хариуса, но потерял блесну. Река самая красивая, из тех, что видел на Байкале, особенно устье. Полно лошадиных следов и наложены какие-то камни кругами и прямоугольниками. Наверно здесь была стоянка пастухов. Полно дров. Остановился.

21.06.2009

Продуктов значительно убавилось, поэтому решил, что пора заканчивать путешествие по Байкалу. Прошел к губе Болсодей. Около ее начала зимовье, и какие-то люди жгли костер. От воды поднимался пар. Наверное, это из-за малой глубины вода в губе прогревалась от солнца и была теплее,чем в Байкале. Остановился не доходя м. Коврижка, около болота. По берегу шли следы медведя.


Переход через горы к истокам правого Улькана 22.06.2009-28.06.2009


22.06.2009

Дорога в горы начинается с другой стороны м. Коврижка, от зимовья, но и тут жили люди, поэтому пришлось идти до устья реки Мужинай. Воды в реке было очень много. Весь лес был залит. Собрал лодку и вещи в 2 рюкзака. Хотел хоть раз искупаться в Байкале, но вода была холодная, и не стал. Рюкзаки оказались тяжелыми, и пришлось нести их по очереди. Идти хоть и тяжело, из-за поваленных деревьев и воды, но все же можно. Остановился около берега реки на небольшом возвышении.

23.06.2009

Шел дождь. Дальше идти без дороги было совсем плохо. Полно кустов и поваленных деревьев. Пошел в разведку. Нашел дорогу, идущую от зимовья. Вначале она была хорошая, но дальше вся заросла. В некоторых местах были обвалы, и приходилось подниматься вверх, продираясь через кедровый стланик. Валялись прошлогодние шишки, но орехи кто-то пожрал. Видно было, что дорога к перевалу покрыта снегом и меня это очень пугало.

24.06.2009

Переносил вещи вверх. Вначале один рюкзак метров на 500, потом другой, дальше 1-го метров на 250. Потом возвращался за первым, и проносил его опять дальше второго на 250 м. Но так нести оказалось не удобно потому, что у основного рюкзака удобные лямки и есть поясной ремень, а у другого нет. Придумал новый способ. Класть половину вещей в хороший рюкзак, и идти с ними третью часть дня, вываливать их, а потом возвращаться за остальными вещами и нести их опять в хорошем рюкзаке столько, сколько успею.

25.06.2009

Перешел через Мужинай. Везде было полно снега. На нем валялась куча комаров, и летало их тоже полно. Оказалось, по снегу идти даже легче, чем по острым камням, и дальше, где возможно, там по нему и шел. Оказалось, что реку даже можно было переходить по мостикам из снега. Успел подняться на перевал и закинуть туда лодку и часть вещей. Тропа здесь отмечена камнями. Спустился вниз, и поставил палатку. Оказывается, стланик отлично горит.

26.06.2009

Перешел с палаткой перевал и спустился к реке по ту сторону гор. Здесь все реки - притоки Лены. Здесь все какое-то не такое, как с той стороны и комаров стало совсем много. Пахло черемшой. Оказалось, что трава под ногами - это черемша. Это было здорово потому, что никаких витаминов, кроме меда не было. Вверх, за лодкой шел мимо озер. Рыбы не видно и полно льда. Поднялся на перевал, и вдруг увидел на снегу следы двух неподкованных лошадей. Они шли по тропе вниз, в сторону моей палатки. Значит я здесь не один. Стало жутко. Забрал лодку и спустился к палатке. Никого не было. Пошел дождь. Зачем-то решил спилить здоровое сухое дерево, хотя было полно маленьких. Пила была карманная, и поэтому пилить было тяжело. Пока пилил, дождь стал совсем сильным, и костер долго не загорался. Ночью спать было холодно. Надо скорее спускаться вниз. Наверное, там теплее. Даже не думал, что на переход уйдет столько времени. Еды осталось уже мало, и рыбы, на которую рассчитывал, тоже нет. Как бы не сдохнуть.

27.06.2009

Пошел вниз вдоль реки Мужинай. Тропа почти полностью исчезла, и только иногда видно было отметины на деревьях. Надо было спуститься ниже, где река станет побольше и поспокойнее, чтобы там начать сплав. Читал, что в этих местах полно медведей, и поэтому страшно было оставлять продукты, тем более что там был мед, но пока шел, следы медведей встречались редко, а самих медведей в этих местах так и не встретил, да и других животных тоже, кроме бурундука, да и то с той стороны. С этой стороны было много черники, но она еще цвела. Остановился около реки, в зарослях черемши. Река шумела и неслась с гор вниз.

28.06.2009

Пошел вниз с лодкой. Шел вдоль реки, перебираясь через поваленные деревья и думал, зачем я иду и несу лодку, ведь можно уже плыть по реке. Бросил лодку и пошел вниз на разведку. Читал в каком-то отчете, что до слияния правого и левого Улькана невозможно плыть из-за заломов. Заломы были, но не много, порогов не было, поэтому решил, что завтра надую лодку и поплыву.



Сплав Мужинай, правый Улькан, Улькан 29.06.2009-03.07.2009


Перевороты 29.06.2009

Намазал лицо репеллентом от комаров, надул лодку, собрал вещи и поплыл. На репелленте было написано, что он действует 8 часов, но уже через час комары стали снова кусать. Когда доплыл до первого залома, решил не выходить на берег, а перенести лодку прямо через него, но течение было очень сильное, и когда лодка наскочила на залом, то корму ее затянуло под воду. Лодка перевернулась, и я оказался в воде. Ели-ели вытащил лодку, весло и мешки из под залома. Хорошо, что все было привязано. Гидромешок с вещами порвался, весло погнулось, но лодка осталась цела. Поплыл дальше, но над рекой висело поваленное бревно. Лодка под ним прошла бы, если бы самому выйти и перелезть сверху бревна. Думал доплыть до него и остановиться руками. Но лодка опять перевернулась. Дальше заломы и бревна обносил по берегу, когда успевал де него доплыть. Но заломов было очень много, и перевернулся еще 2 раза. По берегу обносить было тяжело, из-за того, что было полно поваленных деревьев. Приходилось выгружать вещи, и вначале нести первую часть вещей, а потом тащить по земле лодку, и нести вторую часть вещей. Комаров было очень много, и уже начала появляться мошка. Приходилось постоянно идти в накомарнике. Все время очень приятно пахло какими-то цветами, но я так и не понял какими. Под конец над водой опять висело бревно, а около берега был залом. Хотел выскочить на него, но опять перевернулся. Течение было совсем быстрым, и затащило меня совсем под воду. Накомарник унесло, а другого я не взял. Когда стал вытаскивать лодку, она не вытаскивалась, и вдруг одна камера сдулась. Думал, треснула камера, но, оказалось, вылетела пробка. Хорошо, что я их привязал, а то остался бы со спущенной лодкой. Течение несло очень сильно, и я ели-ели выбрался на берег, уже далеко от залома. Вытащил лодку и вещи. Сразу набросились комары и мошка. Посмотрел в воду, и вдруг на ветке под водой увидел что-то наподобие водорослей. Даже не мог поверить, что это мой накомарник, но все же достал. Это был действительно он. Стало ясно, что без него бы я дальше не прошел. Попробовал разогнуть весло, но до конца оно не разгибалось. Решил, что дальше надо идти осторожнее. До впадения в Молокон не дошел, но все же, хоть и прошел не слишком много, но все же больше, чем если бы нес вещи на себе, да и сил потратил меньше. Рыбы видно не было, поэтому я ее не ловил, а наверное она была.

Заломы 30.06.2009

Наконец-то преодолевая заломы, добрался до слияния с Молоконом и Куркулой. Река стала значительно мощнее, но теперь я шел осторожнее, шел вдоль косы, где течение медленнее. На каждой косе останавливался и осматривал реку, нет ли залома. Перед заломами выходил на берег заранее и обносил их. Больше за весь поход я ни разу не перевернулся. Под конец дня уклон реки стал очень сильным, в русле появились большие камни, и по реке шли здоровые волны. Проскочил мимо какой-то избы на правом берегу. Вроде людей не было, но уверенности тоже не было, поэтому решил пройти подальше. Остановился. Здесь, наверное, было полно рыбы, но я ее не видел, и кругов на воде не было, поэтому не ловил, хотя еду приходилось очень экономить. Мошки было уже полно. Появились пауты. Летало много белых бабочек. Цвел шиповник и смородина. Прошел опять немного, но теперь была надежда, что заломы закончатся.

Выход в Улькан 01.07.2009

Река то быстро шла вниз, и в этих местах заломов не было, то замедлялась, и в этих местах образовывались заломы. Очень важно было пойти той протокой, где заломы были меньше, но узнать заранее это было нельзя. Весь день прошел в долгом преодолении заломов и быстрых переходах по реке между ними. И вот, наконец-то правый Улькан, по которому я плыл, соединился с левым. Теперь это был просто Улькан. Река стала совсем широкой, и я решил, что заломов больше не будет. Так оно и оказалось, не считая двух мест, где я зашел в боковые протоки. Пора было останавливаться, но хотелось плыть дальше. Около берега увидел избу. Людей не было. Зашел посмотреть. Внутри комаров и мошки оказалось больше чем на улице. Дрова вокруг все вырублены, да и люди могут прийти. Прошел дальше и поставил палатку.

Отдых 02.07.2009

Наконец-то можно было спокойно плыть. Течение было очень быстрым, из-за половодья, и можно было не грести, а только отгребать от берега в тех местах, где течение к нему прижимало, и над водой нависали деревья. Над водой здесь даже не было комаров и мошки, а паутов было мало. Правда мошка налетала и долго преследовала, если медленно проплыть вдоль берега. Природа уже совсем изменилась. Смородина здесь отцвела, черемша, которая вверху только пробивалась из под снега, здесь стала уже жесткой. Летало полно бабочек. Залез на сопку. Думал, может быть будет земляника, но ее не было. Вдоль берега все чаще появлялись зимовья, особенно около сопок. Почти на всех сопках тайга сгорела, видно ее поджигали охотники. Попробовал ловить рыбу, но ничего не поймал, хотя на воде было полно кругов от хариусов. Потом люди говорили, что рыбы здесь вообще разной полно, и даже таймень. Под вечер пошел сильный дождь. Он шел всю ночь и весь следующий день. Ночью слышны были какие-то звуки вроде лая от каких-то животных, наверно косуль.

Дождь и туман 03.07.2009

Шел дождь. Ветра совсем не было. Из-за тумана ничего не было видно. При подходе к верхнему Ирелю река замедлилась, и дальше надо было уже грести. Появилось очень много проток, и я постоянно уходил в сторону. Один раз даже попал в залом, но обносить не пришлось. Вначале маневрировал между бревнами, а потом провел лодку по затопленному лесу. Острова здесь были похожи на корабли с острыми носами, но на носах было полно поваленных деревьев. Где были острова, начинались перекаты, но не большие. Наверное, здесь и надо было ловить рыбу, но я почему-то не ловил, а все греб и греб вперед к еде из магазина. Под вечер дождь кончился. Остановился недалеко от устья Кунермы, на острове.
 

Устье Улькана, Киренга 04.07.2009-07.07.2009


БАМ, поселок Улькан, Киренга 04.07.2009

Светило солнце. Потеплело. До БАМа осталось уже недалеко, и надо было думать, где покупать продукты. До станции Улькан от берега далеко, байдарку могут взять. Обнаружил, что для квадрата O-48 взял только 10 километровые карты, а дальше, до самой Лены плыть по нему. Где найти магазин я не знал. Немного отошел и обнаружил, что в шею впился клещ. Наверное, они были на острове. Здесь их было мало не то что в Тульской области, и поэтому я даже не осматривал одежду. Вдруг вверх прошли 2 моторки. Это были первые люди, которых я увидел после Байкала. Стало страшно, но они быстро прошли, не останавливаясь. Дул сильный встречный ветер, но волн почему-то не было. И вот увидел столбы с проводами. Это был БАМ. Проплыв дальше увидел кучу рыбаков и машины, потом еще людей и моторки. Около поселка людей было еще больше, наверное, из-за хорошей погоды. Да, лучше бы было проходить этот участок, в дождь и под покровом тумана, как вчера. О том, чтобы идти в поселок Улькан за продуктами пришлось совсем забыть. Вошел в Киренгу. Вода здесь была желтая и мутная, не то что в Улькане. Везде были рыбаки на моторках, на надувных лодках, на островах и на берегу. После полного одиночества это был просто кошмар. Греб весь день, не останавливаясь. Очень устал, но везде были люди. Вдобавок к вечеру на многие километры по реке разносился страшный грохот музыки. Видно это была база отдыха, и там шла дискотека. Остановиться здесь я не мог. Наконец уже ночью музыка стихла, и я остановился на острове. Как выяснилось, Казачинское я прошел, а всего прошел за этот день больше 100 км.

05.07.2009

Острова были очень красивые. На них росли березы и много цветов, почти как в средней полосе, но земляники не было. Здесь я впервые увидел желтые лилии. Здесь их называют как-то по-другому, но я не запомнил, и оказывается, их можно есть. Киренга очень красивая. По берегам высокие скалы, много островов и быстрое течение. Рыбу ловил, но она не попадалась. Не знал, что в маленьких деревнях по берегам есть магазины и поэтому весь день греб в Киренск. Прошел около 90 км. Остановился на острове.

06.07.2009

Греб весь день. Прошел 70 км. Остановился на высоком берегу в соснах. Нашел 3 моховика. По берегу шла звериная тропа. Развел костер, как потом оказалось, на дорожке здоровых муравьев. Они не могли пройти и залезали на меня. Мошки здесь было мало, зато комаров было столько, что в котелке их было больше, чем еды, а снять накомарник было вообще нельзя.

07.07.2009

До Киренска осталось немного, но туда надо идти утром. Теперь можно походить по берегу и доедать все продукты. Съел все, что было. Начался сильный понос. Ел кровохлебку от поноса. Прошел 30 км и остановился на острове. Появилась связь. Ночью слышались выстрелы, и крики каких-то животных, похожие на лай.
 

Устье Киренги. Киренск. Сплав по Лене. 08.07.2009


Киренск. 08.07.2009

Прошел до Киренска и попал в Лену. Пришлось бросить лодку и вещи на пристани парома. Накупил полно еды и начал жрать ее прямо на ходу. Погрузил все в лодку. Думал, не поместится, но все поместилось, правда сиденье залила вода. Лодка стала очень тяжелая. На нижней Тунгуске есть деревня Подволошино. Туда идет автомобильная дорога. От Чечуйска на Лене туда 30 км. Есть дорога и ближе-от Киренска на Лене до Карелины на Тунгуске 20 км, но здесь вряд ли можно доехать, а вещей было много, и тащить их по дороге смысла не было. Думал, что в Подволошино ходит автобус из Киренска. Переплыл на другой берег, к остановке автобусов. Оказалось автобус не ходит. Предложил довести таксист за 3000 р., но я отказался и решил плыть до Чечуйска на лодке, а дальше ехать на попутной машине. Пока перекладывал вещи, подошел человек, который ждал автобуса и стал говорить, что здесь постоянно убивают людей. Его брата убили, разрезали на куски и сожгли. По Лене ходит полно кораблей с нефтью, а в Киренск еще и ракеты. Течение вначале было быстрым, но потом замедлилось. Берега очень красивые, то скалы, то луга, все покрытые цветами. Остановился на острове. Комаров мало. Еды много. Начался понос. Ел кровохлебку.

Комментарии
Интересный рассказ.Маршрут заслуживает уважения.Удачи Олег. 
Dim Dimych11.12.13, 22:36
А я только навстречу вашему маршруту ходил :-) Архангельск - Дудинка - Игарка . 
..
но на пароходе ... примерно четверть века назад ;-)
Олег15.01.13, 11:57
Хочется написать и сайт бы еще сделать свой 
чтото лень вообще писать вчера тест iq другой прошел теперь получилось 61 вот сертификат http://www.iq-testy.ru/skin/iq-test-sertifikat/4c946819d60afac65a085526ed1e1741.jpg
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Красноярский
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 3