Сплав с рыбалкой по красивой реке Полярного Урала, по Малой Усе Прохождение порогов.
Воркута - оз. Усваты - Малая Уса - сплав до плотины Воркутинского водозабора - Воркута

Малая Уса

ОТЧЕТ О ВОДНОМ  ПОХОДЕ 3 КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ,

СОВЕРШЕНОМ ТУРИСТАМИ ГОРОДА ПЕРМИ С 26.07.2019 ПО 10.08.2019

Желание странствовать – не профессия, а склонность души.

Она или есть, или нет. У кого есть, тот уже ничего поделать

не может. У кого нет, тому и незачем.     ……………………

Олег Куваев.

Активная часть маршрута. Сплав от озера Усваты.

Воркута - озеро Усваты – сплав по р. Малая Уса и р. Уса до плотины Воркутинского водозабора -Воркута олярный Урал)

Активная часть маршрута с 28.07 по 8.08

28.07

2019г

1 день

Воркута- озеро Усваты

110 км

Вездеход

29.07

2 день

Дневка на озере, рыбалка, попытки выхода в горы

30.07

3 день

Сборка катамаранов, сплав до 2-го порога

6.5 км

31.07

4 день

Прохождение верхних порогов (2-ой….7-мой) Малой Усы. Сплав до острова в самой северной точке маршрута

14.5 км

1.08

5 день

Сплав до ручья Кострузьтывис

19.9 км

2.08

6 день

Сплав до устья р. Тройная, начало рыбалки

14 км

3.08

2019г

7 день

Прохождение второго порожистого участка Малой Усы в среднем течении, рыбалка на перекатах, сплав до р. Тайбейшор

12 км

4.08

8 день

Перед островами

14.5 км

5.08

9 день

Сплав до устья Малой Усы, прохождение последних порогов, Рыбалка на перекатах

14.3 км

6.08

10 день

Сплав по водохранилищу до р. Кечшор

9.3 км

7.08

11 день

Сплав по водохранилищу до плотины водозабора

7.4 км

8.08

12 день

Выезд в Воркуту, прогулка по городу, посадка в поезд

Техническая сложность водной части маршрута – 3 к. с.

Сплав (катамаран)

2 дня

Поезд32 ч+Газель 8 ч

С пересадками в Кирове

Итого 16 дней (12 активн. + 4 дорога)

Бюджет похода

Закупка продуктов

3000 руб/чел

Закупка дополнительного общественного снаряжения

Баллоны с газом, спасконец и др.

200 руб/чел

Итого (без С2Н5ОН)

Спирт, или его алкогольный эквивалент, 1 литр, каждый участник приобретал самостоятельно.

29000 руб/чел

Состав группы 8 человек, средства сплава – 2 катамарана, Урал-5п от фирмы Акваспорт и Басег-4п от фирмы Басег.

Экипаж 1-го катамарана: Алексеев Владимир Васильевич (капитан катамарана и руководитель похода), Алексеев Сергей Владимирович, Пивоварова Мария Владимировна, Пивоваров Дмитрий Александрович.

Экипаж 2-го катамарана: Шерстнев Юрий Владимирович, Ширинкин Виктор Александрович (Капитан катамарана), Спешилова Лариса Николаевна, Ширинкина Елена Николаевна.

Краткое описание похода

Отъезд из Перми назначен был на 26 июля. Поход чуть не сорвался, проливные дожди в республике Коми размыли железную дорогу на Воркуту в районе Сосногорска 22 июля, поезда не ходили, ремонт шел день и ночь, начальника этого участка сняли. Готовились сдать билеты и идти на Березовую. Билеты из Кирова на поезд у нас были на 26 июля. 25 июля появилось сообщение, что дорогу восстановили. От души отлегло.

Активную часть похода можно разделить на четыре части. Первая - заброска на вездеходе в горы до озера, рыбалка на озере и радиальные выходы и сплав до вехних порогов Малой Усы. Вторая – прохождение семи порогов Малой Усы. Третья – сплав и рыбалка и прохождение несложных порогов реки до водохранилища.  И четвертая – прохождение водохранилища и дорога домой.

26 июля в 12-00 на Газели отбыли в Киров, вечером сели в воркутинский поезд и через 32 часа были в Воркуте. В Воркуте на вокзале нас встречали, на автобусе довезли до фирмы «Север-Транс», где базировались вездеходы, по асфальтовым дорогам вездеходам ездить в Воркуте запрещено.

28 июля 2019 года. Загрузились в вездеход, сначала ехали наверху, на броне и любовались видами тундры и приближающимися горами. К вечеру похолодало, поднялся ветер, поэтому переместились в трюм, где было тепло и уютно. Ехали на вездеходе 9 часов. К вечеру добрались до озера. Лагерь установили среди зарослей карликовой ольхи, которая защищала палатки от ветра, в километре от выхода из озера реки Малая Уса. Вездеходчики остановились на ночь у истока реки из озера, рано утром на следующий день они уехали в Воркуту.

Рыбаки схватились за удочки, вытащили несколько хариусов и одного гольца. К ужину был малосол, голец был повкуснее хариуса, как никак красная рыба.

На следующий день сделали разведку для выхода в горы, сильнейший ветер сдувает с междугорий, пока радиалка откладывается. Да и рыбалка не очень, на озере волны и ветер, голец совсем не клюет, хариус лениво. К вечеру на треколе привезли из Воркуты 7 туристов, на озере стало шумно. На следующий день обещали привезти еще 12 туристов на двух треколах.

30 июля 2019 года. Ветер на озере не утихает, в горы идти невозможно, рыба из-за ветра и волн клюет плохо. Да и народу на берегу скоро будет много. Собираем катамараны и в 16-00 отчаливаем (жили по уральскому, пермскому времени). Попутный восточный ветер выбрасывает наши катамараны из озера в истоки Малой Усы. За полтара часа доходим до верхних порогов Малой Усы, первый прошли с ходу, ничего сложного. Перед вторым зачалились, сходили на разведку до конца порогов. Лагерь установили на левом берегу в небольшом распадке в относительной защите от ветра. У одной из палаток ветер все же сломал одну дугу, вывод – нужно брать дополнительные дуги для ремонта палаток на случай сильного ветра, а сильные ветра здесь бывают всегда.

За день по воде прошли 6.5 км.   https://vk.com/video167752909_456239037

31 июля 2019 года, прохождение верхнего порожистого участка. Пользовались описанием прохождения этого маршрута Натальи Лоскутниковой из Магнитогорска, они этот маршрут проходили в 2017 году. Они пороги проходили без груза. Ну и мы тоже обнесли груз за 7-ой порог. С утра после завтрака началась операция «обнос груза». Обнос груза завершили в один заход. Вернулись к катамаранам и начали прохождение порогов.

У меня на головном катамаране один из участников был впервые в водном походе, при виде такой водной мясорубки он отказался идти во 2-ой и в 3-ий пороги, из солидарности отказалась и его жена Маша, хотя в прошлом году на Кожиме она на кате-двойке лихо прошла все верхние пороги Кожима и порог Манюку. Поэтому первыми во 2-ой порог пошел экипаж 2-го катамарана. На обливном камне катамаран по вертикали наклонило под углом 45 градусов, капитан катамарана Виктор Ширинкин выпал. Быстро выловили его. Взяв двух гребцов с экипажа второго катамарана, первый кат без проблем прошел второй порог. Стали решать, как идти в третий порог. На втором катамаране Виктор еще не совсем пришел в себя после купания, они однозначно не идут. У меня на катамаране двое своих гребцов и только один желающий со второго катамарана. Некомплект. Обносим первую стунень 3-го порога. Дальше идем полными экипажами вторую ступень 3-го порога и перед четвертым порогом чалимся для дальнейшей разведки. После разведки решили идти четвертый, пятый , шестой и седьмой пороги без промежуточных остановок. Так и сделали. Прошли пороги, забрали перенесенные вещи и сплавились до большого острова в самой северной части маршрута. По пути пытались рыбу ловить, но пока безуспешно.

Сложность пройденных порогов: 1-ый – 2 к.с., 3-ий – 4 к.сл., 2-ой, 4-ый, 5-ый, 6-ой и 7-ой пороги 3 к.сл. https://vk.com/video167752909_456239035

За день прошли по воде 14.5 км и ногами (обнос и возвращение) 7-8 км.

1 августа – 5 августа 2019 года, проходили равнинный и второй порожистый несложный участок Малой Усы. За день проходили от 12 до 20 км по воде, останавливались на перекатах, ловили рыбу. Рыбалка была трудовой, на одном перекате больше 4-х хариусов не вытаскивали, да и муху или блесну подбирать приходилось. По этой причине отказались от дневки, бешенной рыбалки на одном месте не было, да и с дровами для бани проблема.

5 августа вечером остановились на стрелке Малой и Большой Усы. В устье Малой Усы, а также в 2 км выше, несложные порожки 2 к. сл.   https://vk.com/video167752909_456239036

Четвертая часть маршрута – сплав по водохранилищу Воркутинского водозабора и выброска в Воркуту. Сплав по водохранилищу по стоячей воде и при встречном ветре может быть серьезной проблемой. Народ берет на этот случай моторы. У нас мотора не было. На эти 17 км запланировали два дня. За первый день при слабом встречном ветре на отдельных участках прошли 9.3 км до притока ручья Кэчшор, где там вечером умудрились поймать пару щучек. На второй день при сильном дожде и при попутном ветре прошли оставшиеся 7.4 км до плотины. На поляне на правом берегу перед плотиной хорошая полянка, место для палаток, костровище и какие-то дрова, где мы и заночевали. Поставили палатки, натянули тент, дождь сразу закончился. Разобрали, просушили и упаковали катамараны. Вечером на прощальном костре устроили салют из файеров, которые брали на случай встречи с медведями.

Утром 8 августа в два захода обнесли рюкзаки и катамараны за плотину, где нас должна была забрать автобус. Позвонили в Север-Транс, сказали, что автобус уже выехал. Автобус доставил нас до железнодорожного вокзала Воркуты, откуда вечером выехали поездом в Киров и оттуда на Газельке домой в Пермь.

С погодой в походе относительно повезло. Сильные ветра были только в первые 4 дня, затяжных дождей не было, температура днем была от 14 до 18 градусов (В Перми в это время было 8 -12 градусов и затяжные дожди). Вот вам и Полярный Урал.

Завтраки и обеды готовили на газу, на двух горелках. Газа брали 7 литровых баллонов, использовали 6. Приспособили стол в качестве ветрозащитного экрана. На ужин вечером находили дровишек на костер.

Фото Ширинкиной Е.Н,  Шерстнева Ю.В, Алексеева В.В.  Текст Алексеев В.В. Есть видео, 4 фильма в очень хорошем качестве.

Железнодорожный вокзал в Воркуте.

Приехали в Воркуту, выгружаемся из поезда

На вездеходной базе в Воркуте

Трекол, вездеход-болотоход, вмещает 6 человек пассажиров, груз в прицепе

Символ Воркуты, стелла 67 параллель.

Наш вездеход, до 10 человек туристов плюс груз.

В ожидании вездехода

Главный водитель, дядя Коля и его собачка.

Остановка у первого брода через Малую Усу. Ехали наверху, на броне, когда похолодало, перебрались в трюм.

В трюме вездехода.        Шерстнев Ю.В. и Ширинкин В.А.

Супруги  Пивоваровы, Дима и Маша

В трюме вездехода   Спешилова Л.Н. и Ширинкина Е.Н.

Отец и сын Алексеевы.

Участок верхних порогов, вид с вездехода.

Приехали на берег озера Усваты

Снимок после выгрузки с вездехода

Наш лагерь в кустах карликовой ольхи на берегу озера

Первый достойный улов, арктический голец, красная рыба

Все хотят сфоткаться с гольцом

Бивуак в кустах, в защите от сильного ветра

Увезу себя я в тундру

Самолет хорошо, вездеход хорошо, катамаран хорошо, а олени лучше

На следующий вечер трекол привез еще 7 туристов. Гитаристка из Коломны.

Пиво к первым хариусам и к гольцу.

Каменки походных бань на берегу озера, но с дровами проблема, нужно везти из Воркуты.

Вид на озеро.

В планах было простоять на озере два дня, сходить в горы, порыбачить. Но сильнейший ветер нарушил эти планы, на подъеме в гору просто сдувает, волны на озере не позволяют нормально рыбачить, да еще перевозчики обещали на следующий день еще 11 человек туристов. Слишком многолюдно. Поэтому на второй день к вечеру собрали катамараны и отчалили. Сильнейший восточный ветер, попутный, вытолкнул нас из озера в истоки Малой Усы

Отчаливаем, сворачиваем флаг Пермского края.

Первые километры сплава, верховья Малой Усы.

Дошли до участка верхних порогов.  Разведали пороги, остановились на ночлег у озерка вблизи левого берега в распадке в защите от ветра. Но все равно сильным ветром сломало дугу одной из палаток.

На следующий день с утра операция обнос рюкзаков и груза за 7-ой порог. Пороги пойдем на облегченных катамаранах.

Пушица, северное растение.

Осмотр 2-го порога.

Осмотр 3-го порога.

Треколы возвращаются от озера в Воркуту

Прохождение 2-го порога первым катамараном

Прохождение 5-го порога первым катамараном

Прохождение 6-го порога первым катамараном

Прохождение 6-го и 7-го порогов первым катамараном

Окончание порогов, погрузка вещей на катамараны

Ночевка на острове

Ночной пейзаж

Утро на острове

Третий день сплава

Участок спокойной воды

Ночевка на хорошем месте в защите от ветра за кустарником

Кинооператор за работой

Чумы оленеводов на берегу

Наконец то началась рыбалка

Установка палаток в сильный дождь в районе устья реки Тройная

Приток река Тройная

Начало второго порожистого участка, первый порог

Прохождение первого порога вторым катамараном

Итоги рыбалки в районе первого порога

Третий порог второго участка.  Пороги не сложные, не выше 2 категории сложности

На перекатах останавливались для рыбалки

Рыбалка была трудовой, дикого клева не было

Стоянка в районе участка островов

Последний ужин на Малой Усе, за 14 км до устья в районе участка островов

Катамараны на отдыхе

Последние порожки Малой Усы

Лагерь в районе слияния Малой и Большой Усы

Ужин и вечерние посиделки

Перед стартом сплава по водохранилищу Воркутинского водозабора

Сплав по водохранилищу, нужно преодолеть 17 км

Берега Усы в районе водохранилища

Стоянка на водохранилище в районе притока Кечшор

Щука

Стоянка в районе притока Кечшор. Отсюда можно выехать в Воркуту (на буханке или на вахтовке)

И это тоже щука

Второй день сплава по водохранилищу, дождь

Финиш сплава перед плотиной водозабора

Разборка катамаранов

Тент и палатки поставлены, катамараны упакованы. Примета похода – как только тент установлен, дождь кончается.

Последний вечерний костер

Брали файеры для отпугивания медведей. Медведей не встретили, использовали для салюта в последний походный вечер

Последнее походное утро. Сворачиваем флаг экспедиции. Далее – обнос плотины 1 км до места, где нас заберет автобус.

Плотина Воркутинского водозабора

У плотины водозабора

И снова вокзал в Воркуте

Дождливый день в Воркуте

Воркута, привокзальная площадь, единственное место в Воркуте, где растут березы.

А это в Котласе по дороге домой