Очерк о пешем маршруте по таежным и тундровым просторам Ловозерья: Рудник Умба - г.Аллуайв - пер.Геологов - г.Ангвундасчорр - оз.Сенгисьявр - г.Сенгисьчорр - пер.Северный Тавайок - г. Маннепахк - пер.Чивруай-Ладк - оз.Киткъявр - г.Страшемпахк - руч.Раййок - ущ.Анкисуай - г.Суолуайв - оз.Янъявр - оз.Ловозеро - оз.Ловозеро (рад. по воде от устья Индичйок до нежил. поселка Семерка и обратно через Юлианскую салму) - устье р.Индичйок - просека ЛЭП западного побережья оз.Ловозера на участке от устья Индичйок до губы Мотка - руч.Сейдъяврйок - залив Цетчецаб - оз.Сейдъявврь (южный берег) - устье руч.Чивруай - блг.Чивруай - г.Лепхе (рад. по побережью оз.Сейдъявврь через устье руч.Сейдуай) - г.Нинчурт (рад. по побережью оз.Сейдъявврь через залив Цетчецаб по ручью северного водораздела г.Нинчурт) - руч.Чинглусуай - оз.Сейдъявврь (северный берег) - руч.Суолуай - плато меж гор Куамдеспахк и Кэлкнюн - г.Кувтордка - оз.Пальго (западный берег) - озеро безымянное северо-восточнее г.Вавнбед - р.Сергевань - Ловозеро
Осень в Ловозерье
14 сентября

Мхи и лишайники Мхи и лишайники
Литораль Литораль

нет, им не отогреться
под африканским небом,
север им будет сниться
с майским дождем и снегом,
лаской болот бескрайних,
шумом речушек горных.
Север, пусть даже крайний,
учит быть душу гордой.
Здесь отродясь причалы,
всех, кто на "ты" с волнами.
Здесь жизни птиц начало,
и проживают Саами!

Наш поезд задерживался, а над Хибинами назревал тихий рассвет, в утренней дымке строгие очертания отрогов читались на горизонте острыми кривыми. День обещал быть радушным. В Оленегорске нас встретила заброска, и мы сразу же отправились через город к Умбозерскому руднику. Заехали к Денису на несколько минут, и вперед - к Ревде. Умбозерский создает даже в теплый утренний час гнетущее впечатление, бетонными блоками лежа на склоне озера. Подъем на Аллуайв, как первый набор высоты давался не легко, с полной раскладкой снаряжения. Ближе к вершине задул пронизывающий ветер, достаточно разряженный и холодный. Прошли чуть ниже вершинного уровня к перевалу Геологов. Цирки Раслака хорошо освещало солнцем, облака попеременно заволакивали прямой свет. Вдали показался гребень Ангвундасчорра, камень удобный - мелкая острая, но примятая поляна. Поднялись на вершинный камень, все же высшая точка всей тундры. Вокруг сплошные каменные поля, видно исход плато к скальному обрыву озерного цирка. Сенгисъявр спокойно лежит в чаше камня, спуск начинаем сразу, как уровень склона позволяет идти относительно полого. Спускаемся к юго-западной оконечности озера, ближе к вытекающему ручью. Чувствуется, что ночь будет холодной. Ягель, покрывающий склоны озера отходит в темные тона желтого и даже бурого. Стемнело в девятом часу. Солнце медленно завалилось за скальную корону.