Мы начнем свое путешествие из бухты Базарной, пройдем вдоль Ольхона по Малому Морю, обогнем оконечность острова мыс Хобой, и уже по Большому Байкалу дойдем до Ольхонских Ворот. Далее, чтобы путешествие не показалось уж очень кратким, нам предстоит путь до Иркутска, но рассказом о нем я не стану утомлять - было уже в 1998 и 1999 годах. Протяженность маршрута вокруг Ольхона (от бухты Базарной, до мыса Крест) - 165 км, далее до Иркутска - еще 260 км, в общей сложности - 425 км. Так сложились обстоятельства, что на весь поход нам отведено 16 суток, - не так много. В среднем за день, чтобы успеть в срок, нужно проходить не меньше 25 км.

Остров Ольхон самый большой из более чем двух десятков островов озера Байкал. И единственный обитаемый, люди живут на Ольхоне очень давно - более 13 тысяч лет. О красоте острова Ольхон рассказывают легенды - про мыс Бурхан, ставший уже символом Байкала, про северо-восточную оконечность - мыс Хобой, про песчаные дюны, древние оборонительные сооружения и много еще о чем. И нет уже возможности удержаться и не посмотреть на все это собственными глазами. Да и обстоятельства складываются благоприятно... Я неоднократно бывал на побережье степной части Ольхона, от поселка Хужир до озера Нурского. Но по описаниям самые красивые и необычные места находятся за Хужиром - в лесной части острова. Гористое юго-восточное побережье острова, обрывающееся не в Малое Море, а в Байкал, вообще выглядит заманчивым белым пятном.

Идем на двух байдарках. Состав, можно сказать, прежний - в «двойке» за капитана и матроса Павел, а у меня в «тройке», как всегда, наши глаза, нос и уши (честно говоря, скорее - ходячий желудок…) - Лохматый Друг.

Мыс Кобылья Голова, вид со стороны Малого Моря. Мыс Кобылья Голова, вид со стороны Малого Моря.
Грот на мысе Хальтэ Грот на мысе Хальтэ
Мыс Тутырхей Мыс Тутырхей

День 1. 21 июля 2001 г., суббота. 13:45 - 21:25.
Бухта Базарная - озеро Ханхой, расстояние 28 км

Несмотря на поздний выход, решили сегодня дойти до озера Ханхой. Погода стоит хорошая - облака, солнышко и встречный ветерок. Из Базарной двинулись сразу на Ольхон, целясь в мыс Уляхта. Волнения в Воротах почти никакого, но проходим их как можно быстрее - ненадежное это место, особенно в середине дня, лучше здесь быть поближе к берегу, крепко подуть может в любой момент и с любой стороны. Знаем, попадали…
Вдоль скалистого берега Ольхона идем к мысу Кобылья Голова, который и не мыс вовсе, а настоящий островок, полностью отделенный от Ольхона мелководным проливчиком шириной метра четыре. На байдарке при отсутствии волнения через этот проход можно пройти совершенно безопасно, что мы и делаем, попав сразу в Малое Море. Мыс с этой стороны смотрится гораздо красивее, чем из Ворот - причудливо изрезанный скалистый берег, отвесно обрывающийся в воду.
  В скалах часто встречаются гроты. В самый большой из них, на мысе Хальтэ, удалось зайти даже на трехместной байдарке. Над головой нависают огромные камни, с которых изредка срываются капли воды, немножко жутковато. Скалы в этих местах не очень высокие, но красивые. Очень впечатляюще смотрится карниз на мысе Тутырхей с кружащими над ним чайками.
Пройдя примерно час по Малому Морю, подходим к острову Хубин, первому на нашем пути. Островок маленький и выглядит совершенно необитаемым - не видно даже птиц. Это понятно, места здесь людные, а остров находится близко к берегу Ольхона, грохочущие корабли и моторные лодки не редкость.
Берега, мимо которых мы проходим, изрезаны глубокими заливами, в которых при необходимости можно укрыться от ветра. Заливы доставляют так же и некоторое неудобство, так как обходить их вдоль береговой линии долго и приходится идти от мыса к мысу, довольно далеко удаляясь от берега. Местами берег скалистый, но протяженных скальников, когда нельзя причалить к берегу несколько километров, здесь нет. Исключение составляет участок между мысами Шебетский и Елгай - скалы протянулись на пять километров, но один или два небольших пятачка, на которые можно выброситься в случае крайней необходимости, в наличии имеются.
Вечером, пройдя упомянутые скалы и обогнув мыс Елгай, мы подошли к озеру Ханхой. Озеро с воды не видно до тех пор, пока не подойдешь к песчаной косе, отделяющей его от Байкала. На этот раз нам не повезло - протока, соединяющая озеро с Байкалом, оказалась слишком мелкой, чтобы провести через нее наши нагруженные байдарки. Перетаскивать вещи через косу на руках не хотелось, углублять протоку тоже - задерживаться больше чем на ночь мы не собирались. Пришлось ставить палатки на довольно крутом склоне, так как народа оказалось очень много и удобные места были все заняты. Ночью случился обычный для этих мест концерт с ревущей низкопробной музыкой и истошными криками, впечатление такое, будто ночуешь на танцплощадке… К счастью, сразу после полуночи дождик, который несколько раз порывался пойти в течение дня, припустил основательно и концерт был перенесен на следующую ночь.