Швеция / Спортивный туризм | Самостоятельная поездка | Велотуризм

Из Швеции в Норвегию и обратно (в край непуганных грибов)

17 августа - 5 сентября 2017 г.
В Стокгольм нас пригласили на свадьбу старшей дочки. Решили продлить путешествие и после свадьбы запланировали велопоход. Целью было добраться на великах до Осло, по пути посмотрев и Швецию.Но все таки главной целью была Норвегия. Первоначально нитка маршрута была такой - Стокгольм - Осло - Гетеборг - Стокгольм. Но обстоятельства и погода внесли свои коррективы. И вот что получилось.
Хельсинки - Стокгольм - Эншепинг - Вестерос - Эскильтуна - Эребру - Кристинехамн - Карлстад - -Шарлоттенберг - -Фредрикстад - Стремстад - Греббестад - Уддевалла - Венерсборг - Фальшепинг - Йеншепинг - Гренна - Вадстена - Мутала - Нюшепинг - Седертелье - Стокгольм

День первый. 17 августа.

С утра пораньше выехали на первом поезде Allеgro в Хельсинки. Уходит он в 6.40, но мы живем недалеко от Финляндского вокзала, всего 5 км по набережной, на велике доехать без проблем.Велосипеды везут бесплатно, надо только снять переднее колесо и хотя бы накинуть чехол. Паспортный контроль в поезде во время пути. Вообщем, сплошные удобства, правда, билеты прилично подорожали.Хотя, если сравнивать с дневными поездами, то утренний дешевле в 1.5-2 раза.( Это летние скидки, пришла осень, и стало все одинаково дорого).
В 10.07 мы были уже Хельсинки. Сразу покатили на паромный терминал Викинга. Собирались ехать вдвоем с мужем , но в последний момент к нам присоединился сынуля, его надо было добавить к нам в каюту, что мы и сделали.
Дальше у нас свободное время до посадки на паром. В Хельсинки мы не в первый раз, уже много чего посмотрели. Решили съездить в район Арабия- отдохнуть и посмотреть на место, где был основан Гельсингфорс, нынешний Хельсинки.
20170817_130555
отдых после еды на берегу Арабиаранта
20170817_140911
место, где был основал Гельсингфорс
пороги на реке Вантаа
плотина на реке Вантаа
Вернулись к парому, встали в очередь на посадку с автомобилями. Нам повезло, нас пропустили первыми, нам в Стокгольм. А вот мама с дочкой тоже на великах( они плывут до Мариехамна), их посадили в последнюю минуту.
20170817_173158
отплываем
20170817_174729
плывем мимо крепости Суоменлинна(Свеаборг)
Вечером прогулки по верхней палубе, посещение магазина Duty Free и отдых.
День второй. 18 августа.

Утром встаем пораньше. У нас завтрак на пароме( шведский стол). Буфет, где сервируют завтрак, находится на носу парома. Заняли столик с шикарным видом. Плывем уже мимо островов Стокгольмского архипелага. Погода не радует- дождь, впрочем, как обещали по прогнозу.В 10 часов по шведскому времени( отстает от нашего на час) причалили в центре Стокгольма и быстренько добрались до гостиницы Quality Hotel Nacka( специально выбирали поближе, всего 3 с небольшим км от паромного терминала, и от места свадьбы недалеко). Но в гостинице заселение с 14.00. На улице дождь, поэтому оставляем багаж и велики в камере хранения и идем гулять по Стокгольму пешком. Прогулялись вдоль залива Hammarby
20170818_122610
20170818_130218
20170818_130323
20170818_130407
и вокруг Седермальма, наткнулись даже на крохотные садовые участки.
Эти участки давались Стокгольмскому обществу садоводов в начале 20 века. Место тогда было дикое, облюбованное хулиганами. Сейчас это почти центр, рядом современные дома, стоянки яхт, по берегу проходит велопешеходная дорожка. Пока гуляли, погода наладилась
20170818_141337
парк Tantolunden на Седермальме
Обратно возвращались по набережной Седермальма с прекрасными видами на ратушу и старый город.
интересное оформление кафе под пиратский корабль
В 14 часов заселились в гостиницу, взяли велики и покатили в гости к дочке, она живет в курортном местечке Сальтшьебаден(Saltsjobaden), это 11 км от нас по красивой дороге вдоль залива Duvnasviken. Обратно возвращались уже в сумерках.
День третий. 19 августа.

Сегодня у нас торжество- свадьба, проходит она в Ringparken в Накка( Nacka). Это место на холме предусмотрено для проведения праздников( напр. Саммерфест), его же можно арендовать для своих торжеств.

На шведской свадьбе не принято дарить цветы- это непрактично. Зато упор сделан на бутылки. Их должно быть столько, чтобы они не закончились.Мужу такой подход понравился.А если бутылки останутся, их можно сдать обратно в магазин. По итогам свадьбы было сдано 2 коробки вина.Это как-то не по-русски, но дочка сказала, что не хочет пить столько одного и того же
Стол накрыли в доме, чтобы дождь не помешал.
Но с погодой повезло, как по заказу. С утра еще был дождь, а потом распогодилось и даже выглянуло солнце. Мы приехали на великах пораньше, парадно-выходные костюмы привезли с собой. Занимались украшением зала и ждали молодых. Свадьба удалась,
обратно в гостиницу возвращались уже в темноте с фонариками.
День четвертый. 20 августа.

На сегодня у нас было запланировано начало нашего велопутешествия, но дочка уговорила  продлить праздник, и мы уступили. С утра поехали покататься по Стокгольму, вещи собрали и оставили в камере хранения гостиницы на 2 часа ( сегодня выселяемся из гостиницы и  ночуем дома у дочки).
После прогулки забрали вещи и поехали в Сальтшьебаден.На велике накрутили км 50 с хвостиком.
День пятый. 21 августа.

С утречка собрались. Едем путешествовать вдвоем с мужем. Дочка Оля возвращается в Питер самолетом. Сын Коля один едет домой на велике через Грислехамн, оттуда паромом до Экере, а там уже знакомым маршрутом через Аланды и архипелаг Турку.
детишки провожают блудных родителей
  Погода замечательная, не жарко, светит солнышко.
попали на подъем моста Danviksbro
Км 50 проехали по велодорожкам через центр и старый город
  и вырулили на Enkopingvagen( дорога в Эншепинг).
озеро Меларен
вот такие интересности попадаются по дороге
на полях идет уборка
По ней и ехали до самого Эншепинга. Эншепинг- городок небольшой, знаменит своими садами, которые проектировал знаменитый садовый дизайнер Пит Удольф.Мы прогулялись по Дримпарку( Сад мечты), он протянулся вдоль речки. Сад служит украшением городка, его изюминкой.

Дальше у нас в планах стояло местечко Anundshog,здесь находится самый большой могильный холм в Швеции, камни с рунами, 5 каменных лодок( это камни, поставленные так, что образуют контур лодки). Но мы на нужном повороте повернули не туда и уехали к другим археологическим раскопкам. Там тоже были камни с какими-то рисунками, которые мог понять только специалист.
дорога к Anundshog
Потеряв время, Anundshog рассматривали уже с дороги, а жаль - посещение там свободное..
Но мы торопились в Вестерос, нам надо было успеть в магазин за продуктами. И не зря... Lidl работал только до 19.00. Успев в магазин, мы двинулись к месту ночевки, заранее присмотренному островку Бьерне на озере Меларен. Местечко нашли на берегу с красивой панорамой Вестероса.
пень-обеденный столик
Островок пользуется популярностью у местных- сюда ходит городской автобус, приезжают на машинах, подплывают на каяках, бегают. При нас парочка спортсменов тренировались к соревнованию по свимрану- подбежали к воде  и дальше поплыли вдоль острова.
Недалеко были домики для ночлега( платные) и туалет, но он оказался на замке. На такой случай мы купили в магазине 2 бутылки воды по 1.5 л. Приготовили обед ( первое, второе и чай с плюшками) на горелке. Вечер был ветреный, использовали экран, чтобы горелку не задувало.Поели и улеглись спать.
Сегодня проехали 141 км, больше всего на маршруте. Были хорошие ровные дороги, без подъемов.
День шестой. 22 августа.

С утра позавтракали, и я проехала по островку, он не такой уж и маленький. Чуть подальше нас тоже стояла палатка, но место у них было похуже, не у воды.
Дальше мы двинулись осматривать Вестерос.
Вестерос расположен на берегу озера Меларен в устье речки Свартон, получил статус города в конце 11 в. и считается одним из старейших городов Швеции. В 12 в. в нем обосновался епископ, что стало поводом для строительства собора.
В 13 в.у вестеросской  гавани появилось маленькое фортификационное укрепление, со временем разросшееся в крепость, в центре которой встал замок, который был захвачен в 1520 г. датчанами, после чего датский король Кристиан II стал правителем Швеции. Взбунтовавшиеся шведы во главе с Густавом I Вазой
отвоевали город через год. Замок служил королевской резиденцией до 1638 г., после чего стал приходить в упадок.( Замок нас не впечатлил)
замок
двор замка
На протяжении всего Средневековья город был негласной столицей чеканки монет( близко были железные, медные и серебряные рудники). В самом центре города расположен идиллический район с деревянными домиками Чюркбакен.
Следующая достопримечательность- замок Стремсхольм, больше похожий не на замок, а на шато, загородную резиденцию с регулярным парком.
дорога к Стремсхольму
После Стремсхольма переехали озеро Меларен в узком месте Kvicksund  и покатили к городку Туршела( Torshalla), где сохранились деревянные домики начала 19 в., когда город был восстановлен после пожара. Ратуша сохранила уникальные часы 16 в. на колокольной башне.
Церковь была построена в 12 в., но в 1870 г. вместо сгоревшего острого шпиля к ней была пристроена башня.
мельница в Туршеле
плотина
фонтан у плотины
От Туршелы рукой подать до Эскильтуны.
собор в Эскильтуне
Сюда мы заехали , чтобы сходить в магазин. Дальше по маршруту  сегодня магазинов у нас не будет. Зато по пути у нас еще один замок Stora Sundby на берегу озера Эльмарен

Замок, похоже, частная собственность.
Дальше пересекаем озеро Эльмарен по дороге 56 и уходим на дорогу 214 к кемпингу Эльмаргоден. По пути у нас еще одна достопримечательность- промышленная канатная дорога от известнякового карьера, проходит прямо над шоссе, а дальше уже разобрана ( дорога Kalkklinbanan была длиной 41 км и проходила над озером Эльмарен ).
Ночуем сегодня в кемпинге. на берегу озера Эльмарен.Кемпинг нам понравился- недорогой( 150 крон на двоих с палаткой), душ, туалет, кухня с посудой( как оказалось, это большая редкость),wi-fi.
Проехали 126 км. Тяжеловато дались последние км, они хоть и были вдоль озера, но с горками. В остальном дороги хорошие, ровные, без подъемов.
День седьмой. 23 августа.

С утречка прогулялись по территории кемпинга- здесь хороший пляж с песочком, вода еще не остыла, можно окунуться.
наша палатка в кемпинге
Позавтракали , собрались и покатили дальше на запад вдоль озера Эльмарен к городу Эребру.
по дороге к Эребру
В магазине купили плюшек и сок и устроили перекус в городском парке, заодно и цветниками полюбовались.
Эребру- старый город,  основан в 1200 году. Самое главное, что хотели посмотреть, это крепость на острове на реке Свартон, она была построена ярлом Биргером( тем самым, с которым Александр Невский сражался) в 1240 году.
Крепость впечатляет. К тому же там проходил фестиваль необычной скульптуры.
это не мусорная свалка, это инсталляция из стульев
Недалеко от крепости есть общественный туалет, одна из кабинок бесплатная, отгадайте- какая.
туалет в Эребру
Дальше мы планировали ехать до Кристинехамна. Туда ведет дорога Е18, не для великов. Пока была возможность, ехали по дорогам-дублерам, в других странах( Италия, Франция) это не проблема, а здесь оказалось, что рядом с Е18 идет грунтовка. Поначалу до Велингсберга она была приличная и не особо уходила от основной дороги. К тому же трафика на ней практически не было, а вот грибы... Сначала мы наткнулись на березовики, они были всех размеров- от огромных до миниатюрных. Набрали полиэтиленовый мешок. Проехали чуть дальше- подосиновики!
Бросили березовики, набрали красных. После Велингсберга дорога стала заметно хуже и пошла крутить. Зато мы наткнулись на несчетное количество белых. Красные выкидывать не стали( это варварство), набрали еще и белых. Так добрались до Карлскуги. Уже вечереет. До кемпинга в Кристинехамне 26 км по Е18, навигатор пишет, что на велике можно. Но ехать по этой дороге -  мучение. По одной полосе для машин в каждую сторону, иногда расширение, обочина узкая, посередине дороги разделительный трос. Машины, может, и хотели бы объехать, но не могут. Но ..делать нечего, пришлось мучиться, нервы себе пощекотали. Были рады, когда свернули к Кристинехамну. Кемпинг в 3км от центра на берегу озера Венерн. Обошелся нам в 200 крон. Здесь были не только мы с палаткой. Рядом стоял велосипедист из Германии, он ехал тоже в Осло, но только по второстепенным дорогам, на толстых злых покрышках. Идя на кухню, опять наткнулись на грибы,
20170824_095945
собирать уже не стали. И так нажарили 2 сковородки.На этой кухне посуды уже не было, использовали свою.Если своей посуды нет, можно взять на ресепшен, за денежку.
Накрутили сегодня 132 км, часть по грунтам, к тому же начал появляться рельеф,чем ближе к Норвегии, тем он более холмистый.

День восьмой. 24 августа

В Кристинехамне кроме пушки времен северной войны достопримечательностей больше не нашли.
20170824_114221
Двигаемся к городу Карлстад. Чтобы не ехать по трассе( вчера наелись), накрутили по второстепенным дорогам больше 50 км, но это уже не грунтовки, а красивые дороги почти без трафика с хорошим асфальтом, ехать одно удовольствие. Немец-велосипедист выехал из кемпинга раньше нас, через час он нас обогнал и поехал куда-то в другую сторону.
20170824_134148
у этой церкви мы устроили перекус
Карлстад- город на северном берегу озера Венерн, в устье реки Кларэльвен. Статус города получил в 16 в. от короля Карла IX. в честь которого и был назван.
Проехали по центру города. осмотрели здешние достопримечательности - старый каменный мост 18 в.,
20170824_160047
памятник независимости, посвященный карлстадскому соглашению 1905 г. о независимости Норвегии от Швеции,
20170824_160759
памятник жившей в 18 в. официантке таверны Еве Лизе Ольц, прозванной в народе Солнышком( Сула),
20170824_161326
памятник Карлу IX,
20170824_161209
памятник писательнице Сельме Лагерлеф( которая написала "Путешествие Нильса с дикими гусями).
20170824_161616
Закупили продукты в магазине и покатили дальше, сначала по велодорожке по берегу реки,
20170824_161952
ну очень интересная разметка на велопешеходной дорожке!
а потом вырулили на дорогу 61. По ней мы планировали ехать до самой Норвегии. Но дорога , хоть и двузначная, но оказалась такая же неудобная для велосипедов. как и вчерашняя трасса. К тому же начался дождь, поэтому приняли непростое решение- сворачивать с дороги к городку Шиль(Kil) на ночевку в кемпинг Frykenbaden на берегу озера Fryken. В непогоду в кемпинге удобнее- мы все время проводим на кухне( в тепле, под крышей). В кемпинг приехали, когда на ресепшен был перерыв. Поставили палатку поближе к кухне. Но, когда на ресепшен появился мальчик, он заставил нас переставить палатку согласно плану кемпинга, как мы его не упрашивали, говоря про дождь, он был непреклонен. Кемпинг обошелся нам на двоих с палаткой в 160 крон, из них 10 крон-вода в душе. Выдают карту. по которой проходишь в душ, туалет, на кухню. В душе прикладываешь карту к датчику, и 5 мин. горячей воды тебе обеспечено.
Проехали сегодня 87 км. Дождь шел весь вечер и всю ночь до утра.Посмотрели прогноз по норвежскому сайту yr.no, дождь обещали выключить к 11 утра. Мы уже отстаем от графика, подъезжать на поездах, как мы делали в других странах( Италия, Франция, Польша, Германия, Финляндия), в Швеции нельзя. Ну. нельзя в Швеции в поезд с великами, вот тебе и дружественная к велосипедистам страна!Маршрут у нас был рассчитан на 14 дней плюс один в запасе. Этот запасной день мы подарили дочке.Понимаем, что Осло у нас под большим вопросом. Прочертили маршрут на навигаторе до Шарлоттенберга, получилось 111 км. Это в обход дороги 61. Посмотрим, что будет завтра.
День девятый. 25 августа.

Норвежский сайт не подвел, дождь закончился в начале двенадцатого. Подождали, пока обсохнет палатка, собрались и поехали вдоль озера на север. Но асфальт скоро кончился, но зато опять появились грибы.
20170825_123130
гляжу, а вдоль дороги красные стоят! И тишина...

Вот обида!. Ну куда их собирать, только выехали! Грунтовки получилось 10 км, потом опять пошел хороший асфальт.
Дорога красивая- озера, холмы.
20170825_124846
20170825_130858
20170825_131736
20170825_132948
Но фотоаппарат у нас снимать отказывается, остается только фотографировать на телефон, а там места очень мало( почти вся память занята картами). Очень жаль.
По дороге решили заехать посмотреть усадьбу Marbaсka писательницы Сельмы Лагерлеф.
20170825_142508
20170825_142817
20170825_164243
Дорога становится все более рельефной. и к вечеру мы понимаем, что до Шарлоттенберга мы не доберемся. Не доехав 25 км, останавливаемся в кемпинге на озере Treen. Кемпинг обошелся нам в 200 крон плюс 10 крон ( 2 монетки по 5) за 3 мин. воды в душе ( у меня аппарат монетку съел, а воды так и не дал!). Место очень красивое, кухня, правда , маленькая, но рядом беседка со столиками и скамейками, где мы и расположились поесть. По дороге к кухне набрали грибов(белых!). Подумать только, их никто не собирает
20170826_110437
интересная палатка голландцев.
Проехали 84 км.Дороги становятся все более холмистыми. Мы  понимаем, что до Осло точно не доберемся - не успеваем. Перекраиваем маршрут.Но в Норвегию все равно заедем.
День десятый. 26 августа.

Ночь была прохладная, но с утра погода хорошая. Собираемся и едем в Шарлоттенберг( Шарлоттенбери, как говорят шведы), город почти на границе с Норвегией. Это мы почувствовали сразу, заехав в магазин Lidl. Сегодня суббота, и из магазина уже вымели всю картошку. Закупились продуктами на 2 дня, т. к. наслышаны, какие цены в Норвегии.Наконец-то наткнулись на винно-водочный магазин. Это нам не удавалось с начала нашего похода. В Швеции госмонополия на продажу спиртного- все бутылки продаются только в магазинах Systembolaget. В небольших городках это один магазин. чаще в центре. В Шарлоттенберге в большом торговом центре мы наконец-то увидели этот магазин. Народ тележками скупал бутылки. Как нам потом сказали, в Шарлоттенберг на выходные приезжают норвежцы и затариваются, т.к. у них все в 2-3 раза дороже.Мы со своей одной бутылочкой красного выбивались из общей массы.
Из Шарлоттенберга проехали немного по дороге 61 в обратную от Норвегии сторону, заинтересовала крепость Eda. Дерево-земляная крепостица находится на холме с красивым видом. Но само сооружение какое-то несерьезное и нас не впечатлило От кого они там оборонялись?
20170826_143323
Осмотреть можно бесплатно.
Дальше поехали по второстепенной дороге на запад мимо озера Hugn и городка Skillingfors. А от озера Askersjon свернули на грунтовку и по ней 8 км докатили до Норвегии.
20170826_174011
В Норвегии тоже сначала была грунтовка, но лучшего качества, и даже висела табличка, что нас снимает камера.С этой грунтовки через 5 км мы попали на шоссе 21. Дорога очень красивая - слева скалы, справа озера, но места для фоток в телефоне нет. Пытались в районе стоянок для кемперов у озера Setten поймать wi-fi,чтобы убрать ненужные карты и освободить часть памяти в телефоне, не получилось.У этого озера дорога раздвояется. Направо через Бьерколанген идет дорога на Осло( всего-то около 70 км), а мы поворачиваем налево и уходим на юг.
Вечереет. Сегодня у нас дикая стоянка. Нашли место по карте - от шоссе по второстепенной дороге около11 км до озера Mjermen. На карте показано место для отдыха, туалет. Подъезжаем, а там местный корпоратив. Народ за столами на природе, рядом большая кукла на велике. Нас встретили аплодисментами, сначала приняли за своих.Сразу подошли, поинтересовались, кто мы, откуда. Удивились, узнав, что мы из России, что только за сегодня проехали больше 100 км. Это оказались водители автобусов из норвежского городка Бьерколанген. У них , как они сказали, Саммерфест. Почему в августе, а , погода хорошая!Часть народа приехала на великах( аж 20 км!), часть на машинах, но большинство на автобусе. Они нас пригласили за стол- салаты, очень вкусное мясо на гриле и по бутылке пива. Очень душевная атмосфера! Спасибо им большое!. Посидев и поговорив за столом, пошли располагаться и ставить палатку. Можно было и без палатки обойтись, расположившись в деревянном чуме. Рядом был туалет с холодной и горячей водой и электричеством. Мы только губу раскатали, что телефон зарядим. Но около 9 вечера народ начал собираться домой . Большинство тех, кто слишком хорошо отпраздновал, погрузили в автобус, а туалет закрыли на ключ. Хорошо, кран с водой был и снаружи.
За сегодня проехали 107 км и все таки добрались до Норвегии.
День одиннадцатый. 27 августа.

Утром приехала девочка, чтобы убраться после вчерашнего праздника. Мы попросили у нее ключи от туалета. " Вам помыться?"- спросила она. "Да!" - ответили мы и пошли мыться и заряжать телефон. Пока собирались( около часа), все и зарядилось.
Доехали до городка Мюсен, зашли на железно-дорожную станцию, там был бесплатный  интернет. Убрали часть ненужных карт из телефона, освободили место, теперь можно фотографировать.
20170827_162213
20170827_171452
кирха в местечке Varteig
20170827_172214
норвежские дороги
20170827_172715
От Мюсена доехали до реки Гломма и вдоль нее по холмам до городка Сарпсборг.
20170827_180157
велопешеходный мост в Сарпсборге, рядом автомобильный
20170827_181204
достопримечательность Сарпсборга
От Сарпсборга идет велодорожка во Фредрикстад, которая пользуется популярностью, видели на ней много местных велосипедистов.
Фредрикстад- город на берегу Осло-фьорда в устье реки Гломмы, был основан как крепость в 1567 г. королем Фредериком II, в честь которого и был назван.Крепость  и форты сохранились. Чтобы добраться до крепости, надо переправиться на правый берег реки. На мост пешеходам и велосипедистам нельзя из-за ремонта, для нас курсирует пароходик( бесплатный).
20170827_194851
20170827_195122
Кемпинг находится почти сразу за крепостью. Осмотр городка оставили на завтра, а сейчас поехали заселяться в кемпинг. Обошелся он нам в 200 норвежских крон, вода в душе бесплатная и не ограничена по времени.
Сегодня проехали 107 км по дорогам Норвегии.
День двенадцатый. 28 августа.

Утром сходили к форту Kongsten, он находится прямо на территории кемпинга.
20170828_102635
20170828_102927
20170828_103524
Потом собрались и поехали уже с вещами в крепость.
20170828_110834
20170828_112143
20170828_112211
20170828_112822
Дальше я увидела на карте место с красивым видом,поехали туда, но это оказалась промзона с помойкой в порту. Витя возмутился, и мы покатили из города сначала по дороге 110, а потом по 118 до границы со Швецией. Перед границей налетела туча, переждали дождь в лесу.
Граница проходит по мосту через фьорд.
20170828_140326
20170828_140335
20170828_140346
После моста опять пошел дождик, заехали под крышу. Там уже стоял велосипедист из Голландии на лежачем велосипеде.
20170828_141010
Он ехал , куда и мы, в Стремстад, а дальше на пароме в Норвегию, в Сандефьорд, а оттуда в Данию. Поболтали, он начал расхваливать свой велосипед и предложил попробовать. Витя сначала решился, но понял, что не удержит равновесие( с непривычки). Я сразу отказалась- у меня не такие длинные ноги, до педалей не достанут. Дождик закончился, и мы поехали дальше.
По пути заехали в торговый центр,закупили продукты. В Норвегии в субботу нам магазины не попались, а в воскресенье( вчера) те, что попались, были закрыты.
Погода наладилась, только все время дул сильный встречный ветер. Так мы добрались до городка Стремстад, бывшей рыбацкой деревушки Стреммен, известной с 17 в.
20170828_164116
Стремстад
20170828_164153
Дальше мы поехали к городку Греббестад( вот такое интересное название) по дороге 176, а потом ушли на второстепенную к Саннасфьорду.
20170828_182256
Греббестад встретил нас тучами.
20170828_192522
порт
20170828_192606
центр Греббестада
Но зато мы сразу вышли к спиртному магазину Systembolaget и за 10 минут до закрытия ( а закрывается он в 18.00) успели купить бутылочку вина. Народу никого, понедельник, а выбор.. тут тебе и Франция. и Италия, и Чили, и еще много чего! Зашли и продуктовый. Похолодало, того гляди дождь пойдет, и мы двинулись в первый попавшийся по дороге кемпинг Греббестада. И там огребли по полной.Пришлось купить карту Camping Key Europe, без нее нас в кемпинг не селили. Я читала об этом, что в Швеции большинство кемпингов такие. Но до Греббестада нам везло, нас только спрашивали про карту, но обходились без нее, здесь не прокатило. Итог-кемпинг обошелся нам в 41 евро, из них 16 евро карта. И загнали нас с палаткой к самому краю кемпинга, к дороге.Но выбора не было, погода портилась на глазах.Весь вечер просидели на кухне- тепло, светло и не капает.
Проехали сегодня 99 км и все против ветра.

День тринадцатый. 29 августа

Утром выехали пораньше- по норвежскому сайту предупредили, что с 12 часов в Греббестаде и окрестностях пойдет дождь.Но пока погода неплохая, даже солнышко, только очень сильный встречный ветер. Иногда навстречу попадаются велосипедисты, они проносятся мимо нас по ветру, а мы даже с горок вынуждены крутить педали.Едем по дороге 163, которая прыгает по холмам, через заливы и фьорды.
20170829_103614
20170829_105547
кирха на холме
20170829_105424
вид с кирхи на кладбище и скалу
Неожиданно нас догоняет велосипедист из Германии, с которым мы пересекались в Кристинехамне.Он нам так обрадовался!
20170829_112907
Спросил, доехали ли мы до Осло. Узнав, что не доехали, обрадовался еще больше. Он тоже не доехал- у него лопнул обод заднего колеса, и он 2 дня простоял во Фредрикстаде, пока починился, как мы там не встретились! С горки он нас обогнал, и больше мы его не видели.
Съехали с дороги 163, чтобы посмотреть побережье.
20170829_114317
городок Хамбургсунд
20170829_122539
дорога у Ботнефьорда
20170829_122801

Дальше наши мнения разделились. Я хотела ехать к побережью, сделав петлю к Кунгсхамну и рыбацкой деревушке Смеген( очень красивые места) , но Витя поехал прямо по дороге 171, сказав, что ему надоело упираться против ветра. Было обидно, хотя и эта дорога была красива- со скалами , подъемами и спусками.
20170829_124713
20170829_130227
20170829_130923
Обюфьорд
Вырулили мы на дорогу 162 и повернули к городку Люсешиль, как планировали изначально. Всего -то 24 км, но все время против сильного ветра, и дорога прямая. Поупирались километр, потом остановились, поразмыслили.. и повернули в обратную сторону-на Мункедаль. Это был единственный кусок дороги за много дней , который мы ехали по ветру!
Пришлось на ходу корректировать маршрут. Решили оставить Гетеборг на следующий раз и двинуться через Уддеваллу к южной оконечности озера Венерн, в Венернсборг К центру Уддеваллы добирались через промышленные районы. Там закупили продукты в Lidl, проехали по берегу реки, сфотографировались на королевской площади.
20170829_164750
20170829_164831
Уддевалла поразила большим количеством мигрантов, и вели они себя там очень нагло.
После Уддеваллы мы выехали на дорогу-дублер 44-ой, она идет рядышком с трассой, и довольно быстро добрались до кемпинга за городком Венернсборг. Кемпинг Ursland обошелся нам на двоих с палаткой 210 крон плюс 10 крон вода в душе. Успели до дождя поставить палатку. Весь вечер просидели на кухне.
Проехали сегодня 120 км.
День четырнадцатый. 30 августа.

Всю ночь шел дождь. Утром развиднелось. Прогулялись по территории. Кемпинг находится на берегу озера Венерн, Это самое большое озеро Швеции и 3-е в Европе, после Ладожского и Онежского. Вода уже холодная, купаться не тянет, хотя пляж хороший, песчаный.
20170830_083958
20170830_083813
20170830_083803
20170830_083420
20170830_083336
Вчера вечером разработали новый вариант маршрута, чтобы со всеми природными неурядицами( ветер, дождь) к воскресенью добраться до Стокгольма( сегодня среда), в понедельник у нас паром домой. За сегодня нам надо одолеть бОльшую часть перешейка между озерами Венерн и Веттерн. С этими планами и выезжаем из кемпинга.
В городке Венернсборг заходим в Lidl за плюшками и соком на перекус.Дальше переезжаем Гета-канал
20170830_111251
и реку Гетаэльв, она вытекает из озера Венерн. Гета-канал - судоходный канал в Швеции, соединяющий Балтийское море и пролив Каттегат. Идет от Седершепинга до Гетеборга. Общая протяженность около 400 км, 58 шлюзов. Строительство началось в мае 1810 г. и продолжалось 22 года.
  Дальше едем вдоль озера Венерн, но озера не видно- между дорогой и озером скалы.
20170830_115442
20170830_122000
очень интересная автомастерская по дороге, и доносилась оттуда музыка Генделя
Выруливаем на дорогу 44, а потом на Фальшепинг. Дороги с трафиком, но терпимо.Местность равнинная,
20170830_122230
только сразу после  Фальшепинга справа от дороги гора.В Фальшепинге на центральной площади наткнулись на винный магазин, купили бутылочку на вечер.
20170830_162320
Фальшепинг. центральная площадь.
Немного не доезжая до перекрестка с более интенсивным шоссе 26 на Йеншепинг, свернули на второстепенную дорожку на Сандхем. И тут погода начала портиться. Сначала заморосило, а потом и дождик пошел - надели дождевики. На перекрестке в Сандхем нас остановила машина и водитель начал нам объяснять, что здесь рядом есть кемпинг, но на карте он не показан. Следующая машина остановилась и женщина предложила нам попить горячего кофе у них дома! Наверно, у нас был очень жалкий вид! Нам было неудобно, но нас уговорили. Мы проехали метров 200 за машиной, остановились удома и нас пригласили к себе. Пара -  Паола и Тек,
20170830_191913
дома у гостеприимной пары
она шведка, он шотландец, тоже в свободное время путешествуют на велосипедах( поэтому нас и пожалели).Попили кофе, поговорили.У Паолы хобби- она прядет и вяжет. Тек в свободное время любит играть на волынке.
Действительно, в Сандхем есть место для ночлега, но мы хотели кемпинг с кухней, т.к. это удобнее в дождь. А это ехать в Мюльшьо 12 км по грунтовке. Ну ничего! Мы отогрелись и осилим. Спасибо, Паола и Тек!
20170830_201749
по дороге в Мюльшьо
В кемпинг приехали, когда на ресепшен уже никого не было. Но в туалет, душ и кухню можно было попасть свободно, без карточки. Разбиваем палатку ( пришлось постараться, чтобы найти место без маслят) и идем в кухню. Кухня маленькая, сидеть негде. Зато в душе и  в мужском и женском есть по столику и по креслу. Забираем оттуда столик и 2 кресла и со всеми удобствами устраиваемся.
Сегодня проехали 132 км
День пятнадцатый. 31 августа.

Сегодня по календарю последний день лета, а по виду так настоящая осень.Дороги в кемпинге- грунтовки все в лужах.Всю ночь шел дождь.Утром сходила к ресепшен, оплатила кемпинг, всего 100 крон, и подключилась к интернету. В середине дня обещали без дождя, а потом опять дождь.Собрались без дождя и поехали в Йеншепинг.При подъезде к городу пришлось карабкаться в гору, зато потом был стремительный спуск к озеру Веттерн.Вдоль озера идет велодорожка, песчаные пляжи, места отдыха. Но сегодня озеро нас встретило совсем неласково.
20170831_162641
Заехав в магазин за продуктами, двинулись дальше, уже на север, в сторону городка Гренна. Как только дорога отошла от озера, опять начался подъем, и заморосил дождь.В планах было проехать дальше, но погода внесла свои коррективы, и мы поехали в кемпинг  в Гренна.По пути заехали в Systembolaget за бутылочкой- в такую погоду самое то.
 Гренна- курортный городок на берегу озера Веттерн.
20170831_183313
20170901_105251
Если бы не плохая погода, была бы полная иллюзия, что мы где-то на юге, у моря. В порту яхты и паром на остров Висингсе. Кемпинг рядом с портом.Обошелся он нам в 220 крон( взяли жетоны для сушилки, поскольку приехали все мокрые). Оказалось, не во всех кемпингах сушилки и стиралки- в этом все было.Но все это- туалет, душ,сушилки, стиралки, в отдельном доме чуть ли не за колючей проволокой, проход по карте.
20170901_103126
Кухня огромная, здесь мы и обосновались на весь вечер.
Сегодня проехали 75 км
День шестнадцатый. 1 сентября.

Утро без дождя, но с сильным ветром.Сходили на берег озера- красота!
20170901_105522
20170901_105717
20170901_105756
20170901_111212
Погода налаживается. Даже солнышко появилось. Собираемся и едем дальше вдоль озера.
20170901_113037
20170901_113618
Дорога красивая, с местами для отдыха, здесь и палаточку при желании  можно поставить.
20170901_121116
У Альвастра гора- экопарк, тоже с местами для отдыха,
20170901_131224
20170901_133043
тоже можно найти место для ночлега( вечно мы находим такие места, когда нам не надо).
Так, наслаждаясь видами и погодой, приехали в Вадстену.
Вадстена- небольшой город на восточном берегу озера Веттерн. Основной достопримечательностью является замок, заложенный в 1545 г. по приказу Густава Вазы для защиты от ожидавшегося вторжения датчан.
20170901_145351
20170901_145832
20170901_150159
20170901_150335
западный вход( со стороны озера)
20170901_151058
городок Вадстена
Дальше двинулись в город Мутала, где восточная часть Гета-канала идет от озера Веттерн к Седершепингу через систему шлюзов и озер.
20170901_160656
20170901_170803
памятник Балтцару фон Платену, руководившему строительством Гета-канала

В Мутале нам надо закупить продукты. Посмотрели по карте магазин( в этой поездке сначала искали Lidl), как обычно делаем, подъехали- а магазина-то и нет, какая-то стройка. Первый раз попали на несоответствие карты и действительности. Пришлось искать другой магазин.
После Муталы поехали по дороге 34 вдоль Гета-канала.
20170901_182714
20170901_183018
шлюз на Гета-канале
Вечереет. Поэтому свернули к озеру Roxen, там есть кемпинг.
20170901_200236
дорога у озера Roxen
Опять наткнулись на грибы - маслята и красные.Набрали, благо везти недалеко. В кемпинг приехали в 19.05, а ресепшен уже не работает. Опять проход в туалет, душ и на кухню по карточкам. Поставили палатку с краю у пляжа. Обнаружили бесплатный туалет( тоже на пляже).
20170902_080523
Воду набрали в кране снаружи у санитарного блока, телефон там же поставили на подзарядку. Приготовили на горелке еду, зажарили сковородку грибов, Посидели и пошли спать. Ночь была холодной, небо чистое.
Сегодня проехали 129 км.
День семнадцатый. 2 сентября.

С утра встали пораньше, позавтракали и уехали, за кемпинг решили не платить, обиделись, что они так рано закрылись и поздно открываются.
Путь наш лежит в Норршепинг.Дороги почти без трафика, хорошие, но холмистые.
20170902_110306
20170902_105310
20170902_105338
Попадаются очень интересные дорожные знаки.
20170902_113603
20170902_102718
20170902_143723

Проехали Норшепинг.
20170902_135113
фонтан в центре
Отсюда на Стокгольм идет скоростная трасса, а мы выруливаем на дорогу 209, трехзначная, но загруженная. Хорошо, что недолго по ней ехали- в Ostra Husby свернули к парому, который нас перевез через залив Broviken. Перевозит бесплатно, ходит каждые полчаса.
20170902_154148
в ожидании парома
20170902_155949
20170902_160542
После парома наш путь лежит в Нюшепинг. По пути попали в сильный дождь, почти ливень, вымокли, замерзли. Поэтому в Нюшепинге было не достопримечательностей. Закупили продукты в Lidl и покатили в кемпинг, очень надеялись. что там будет сушилка. Кемпинг оказался самый дорогой на нашем маршруте( 250 крон), но без сушилки и стиралки. К тому же у нас потребовали кемпинговую карту( Camping Key Europe), хорошо, что она у нас уже была. Кухня, правда, была хорошая, на ней мы и просидели весь вечер.
Проехали 117 км.
День восемнадцатый. 3 сентября.

20170903_102530
20170903_105630
залив у кемпинга
Сегодня мы должны доехать до Стокгольма. По километражу доедем, главное, чтобы погода не подвела. А погода не особо радует. Хорошо,что пока без дождя.
Сначала поехали осматривать Нюшепинг. Главная достопримечательность Нюшепинга- замок, возведенный в 12 в. как крепость типа кастель . в 13 в перестроенный собственно в замок. В дальнейшем замок  дополнительно укрепляется, что делает его одной из мощнейших крепостей Швеции.
20170903_113726
20170903_113928

В крепости Витя обнаружил, что у нас стерлись тормозные колодки. Пока он их менял( на обоих велосипедах), я обошла всю крепость
20170903_114130
20170903_114308
хвостатый смотритель замка. никак не хотел поворачиваться мордой.
20170903_114400
20170903_114550
20170903_114745

20170903_120118
20170903_120258
20170903_120606
и даже заглянула внутрь. В башне небольшой музей, вход свободный
20170903_115415
Последний взгляд на замок с моста,
20170903_121242
и мы выдвигаемся в путь. А тут и дождь начинается, правда, ненадолго.Но ветер сегодня постоянно сильный встречный, и никуда от него не свернуть. Едем сегодня по второстепенным дорогам рядом с трассой Е4 - то с одной, то с другой стороны.
До южного пригорода Стокгольма Седертелье 74 км. Эту дорогу я запомнила на всю жизнь из-за сильного ветра - почти постоянно считала километры, сколько осталось. Было очень тяжело. Но мы добрались до Седертелье. Там сели в пендельтог до станции Стокгольм Седра( билеты на двоих 86 крон, велики бесплатно, их нельзя провозить только в часы пик утром и вечером). Выгрузились на станции, это Седермальм, почти центр Стокгольма. Теперь нам только добраться до Сальтшьобаден, там нас уже ждут. Едем уже не на север, как утром, а на восток, но ветер все равно встречный и ничуть не ослабел!. Но не смотря на все трудности, мы добрались! Сегодня проехали 100 км. А за весь поход одолели 1550 км за 2 недели.
День девятнадцатый. 4 сентября.

Не зря мы вчера так торопились закончить наш поход. Сегодня полдня с самого утра просто льет как из ведра.После обеда дождались, когда дождь немного утихнет и поехали к паромному терминалу Викинга. Специально не торопились, но нас все равно продержали на дожде и ветре и запустили только за 40 мин. до отхода парома. Мы промокли и замерзли. Я сразу пошла отогреваться в душ. Потом выход в интернет, прогулка по парому, Duty Free и заслуженный отдых. На следующий день завтрак- шведский стол, выгрузка с парома, доехали в Хельсинки до автовокзала. В 13.00 автобус до Виройоки( это 7 км не доезжая границы) . Билет стоит 18 евро 20 центов, но теперь берут еще и за велик. И вообще с великами сначала сажать не хотели. Все меняется, и не всегда в лучшую сторону. 4 года назад ехали на этом автобусе вообще без проблем.
Но все обошлось. Мы доехали, прошли границу, сели в заказанное велотакси от ТАКСИ-КРУИЗ до Выборга, а там на электричке до Питера. Все. Поход завершен.
Итоги.

Путешествие получилось интересным, но далось тяжеловато.Погода могла бы быть и получше, но для себя поняли, что в Швецию и Норвегию лучше ездить немного пораньше. Хотя такого аномального лета там тоже не припомнят. К тому же Швеция оказалась совсем не равнинной страной. Конечно, это не горы, но, чем дальше на запад, тем она все более холмистая.Основная ошибка в планировании, что переоценили свои силы. Этот маршрут реально пройти дней за 17.
Маршрут1 шв
наш маршрут показан красным.зеленая линия-что планировали
Дороги надо смотреть на панорамах на предмет, как по ним катить на велосипедах. Не все трассы имеют асфальтовых дублеров.Пример перед глазами- дорога Е18 от Карлскуги до Кристинехамна. В основном, по одной полосе, посередине разграничитель-трос, узкая обочина, по которой можно ехать на велике, слева имеет белую рифленую полосу. Как только попадаешь колесом на нее, сразу начинает жутко трясти.
В этой поездке пользовались для оплаты только картой Mastercard. На всякий случай, брали наличные - шведские и норвежские кроны, но они не пригодились.Гостиницы не заказывали( кроме Стокгольма, на день свадьбы - 232 евро на троих за 2 суток), гостиницы в Швеции и Норвегии довольно дорогие. Обошлись кемпингами и дикими стоянками. Пришлось купить карту Camping Key Europe( 16 евро на год). Продукты покупали , в основном, в магазинах Lidl - большой выбор и цены ниже.Если не было Lidl, тогда Willys, Ostenson, ICA. Но сыры в Швеции оказались неожиданно очень дорогими( для нас), оттянулись мы в Duty Free.
По деньгам- жилье( кемпинги) 2420 крон( 242 евро), еда в среднем 150 крон( 15 евро) в сутки. Дорога до Стокгольма - поезд Allegro( 8000 руб за троих) + паром Viking(153,5 евро тоже за троих , сюда входит провоз великов и завтрак), обратно паром Viking( 125 евро за двоих) + автобус до Виройоки( 18 евро 20 центов за каждого + за велики, на помню точно) + велотакси( 1200 руб. за двоих) до Выборга + электричка до Питера.Таким образом, дорога обошлась нам в 325 евро и 9300 руб. Около 32 тыс руб- туда на троих, обратно на двоих.