Примечания к маршруту по р. Большая Хадата.
Заброска на р. Большая Хадата и выход со 110-го километра Бованенковской трассы.
Маршрут спланировался не совсем стандартным для нас способом - спонтанно. Всю зиму гуляли по картам западного склона Полярного Урала. А в мае, на момент открытия продажи билетов на поезд, перекинулись на восточный склон. Вдруг захотели ещё раз побывать на реке Большая Хадата.
Как прошла наша предыдущая экстремальная заброска на Большую Хадату, подробно написано в отчёте о сплаве и рыбалке по Большой Хадате 2015 года «Рыболовный сплав с косячной заброской».
Наученная горьким опытом, не стала лазить по интернету и искать на заброску случайных людей. Сразу написала диспетчеру забросчика Жданова Юрия, водитель которого «спас» нас тогда, в 2015 г. Самый лучший забросчик – это знакомый забросчик, в данном случае пусть даже косвенно.
Переписка велась с Людмилой. Всё как-то сразу сложилось и пошло, как по маслу. С момента запроса цены вездехода и до нашего подтверждения бронирования прошли сутки! В этот же срок осуществилась стыковка с другой группой из 4-х человек, при чём без нашего активного участия! На нашу группу из 8 человек нужно было два вездехода. Поэтому попутчики были жизненно необходимы. Иначе бы не осилили бюджет, который и так уже переваливал за 45 тысяч. В этот же срок аврально покупались билеты на поезд.
Вторым удивлением было то, что за бронирование не нужно было вносить предоплату. Хотя, предоплату в виду серьёзности намерений внести были готовы.
Третий немаловажный положительный момент: забросчик взял на себя бремя по организации выхода с маршрута. Людмила самостоятельно провела переговоры с хозяином шестиместного ТРЭКОЛА, который согласился вывозить с реки немаленькую группу с кучей вещей. При чём, за ТРЭКОЛ была предложена самая адекватная цена.
Четвёртое, что удивило. Впервые при заброске перевозчик попросил указать данные (ФИО, год рождения) всех членов группы (обычно забросчику известны только ФИО организатора). Данные вписывались в бланк бронирования, а также при посадке в вездеход. Это очень правильный и грамотный подход при организации перевозки людей! В случае форс-мажорных обстоятельствах, а в тундре может случиться всякое, легко вычислить: кто по факту находился в транспорте перевозчика, кого в случае необходимости, нужно искать.
Также забросчик по нашей просьбе купил 20 л. бензина для мотора. Так как на станции, откуда начинается вездеходная заброска, бензина нет. Везти с собой бензин в поезде – тоже не реально.
Единственное условие, которое было выдвинуто перевозчиком – это запрет на спиртное во время заброски. Нас это не напрягало. Во-первых, до вездехода мы три дня уже были в дороге... Во-вторых, основная часть вездеходной заброски приходилась на ночное время. В-третьих, мы не любители напиваться по любому поводу: если есть команда «не пить»», значит пить не будем))).
О том, как прошла заброска, написано в Дневнике похода.
Поезда.
Билеты на поезд и туда, и обратно покупали за три месяца, через интернет. При этом, в плацкартный вагон в наличии были уже не самые лучшие последние места. Это вызвано тем, что в поездах всего два плацкартных вагона.
На поезд к началу маршрута садились в Кирове. С семичасовой пересадкой на станции «Сейда» доехали до «остановочной платформы 110-й километр», где встречали вездеходы.
Обратный поезд был из Лабытнанги с двухчасовой пересадкой в Инте. Из Инты поездом также вернулись в Киров, откуда забирал микроавтобус.
В общем, дорога до начала точки заброски/выхода на восточный склон Полярного Урала со стороны Южного Урала очень длинная. Если ещё раз соберёмся туда, то, возможно, попробуем добираться со стороны Салехарда. Хозяин ТРЕКОЛА Владимир утверждает, что до Салехарда вполне можно доехать на автомобиле (трасса Екатеринбург – Надым – Салехард, участок Надым – Салехард плохая дорога). А там переправа в Лабытнанги, ну, или через новый мост, который обещают построить.
Заранее через интернет были куплены 4 багажных билета на поезд «Киров – Сейда» по категории «спортивный инвентарь/разборная байдарка». На поезд от Сейды до «остановочной платформы 110-й километр» багажные билеты не брали, так как ехали на нём несколько часов, «излишки» вещей уложили на верхние спальные полки. Также не получились через интернет купить багажные билеты на обратный путь - их купили по приезду в Лабытнанги. Скорее всего, это связано с тем, что обратный багаж пыталась купить недели за две до отъезда и, возможно, мест уже не было в наличии.
Надо отметить, что стоимость провоза спортивного инвентаря вполне адекватная: одно багажное место обошлось около 400 рублей. Поэтому, не понятно: почему не все туристы покупают багажный билет и забивают вагон своим барахлом.
Как выяснилось при посадке в поезд: наличие багажных мест в багажном купе ограничено размером этого купе…Мораль: багажные билеты надо тоже покупать заранее. Хотя, возникает вопрос к РЖД: почему нельзя сделать несколько багажных купе в пустующих купейных вагонах?
С багажными билетами в дороге произошла загадочная история, с которой хочу разобраться долгой зимой путём обращения в РЖД. По багажной квитанции, купленной через интернет на поезд к началу маршрута, катамараны сдавались в отдельное багажное купе в другой вагон. Это принципиально важно, так как в обновлённых плацкартных вагонах с укороченными рундуками разместить весь туристический шмурдяк проблема. К тому же, это создаёт неудобства остальным пассажирам вагона. А когда большие катамараны, вёсла, рамы и ещё пара больших рюкзаков сдаются в отдельный вагон, такие проблемы полностью исчезают.
По багажной же квитанции, купленной на обратной дороге в кассе Лабытнанги, вещи в отдельное багажное купе не приняли. Объяснили это тем, что у нас в багаже прописано слово «ручная кладь». Разборки дошли до начальника поезда, но так ничем и не закончились.
Вернувшись домой, сравнила две багажные квитанции – они оказались идентичными: «Ручная кладь/разборная байдарка». Поэтому принципиальный вопрос завис: как купить багажный билет так, чтобы спортивный инвентарь без вопросов попадал в отдельный багажный вагон.
К слову говоря, зимой 2020 году я уже писала обращение в РЖД по поводу провоза всё того же спортивного инвентаря. В прошлом году при сдаче катамаранов в багажное купе была другая проблема: у нас просили 2 отдельных билета, один на катамаран, второй – на вёсла, по принципу: один багажный билет – это одно багажное место. Мы же долго и упорно доказывали, что катамаран и вёсла – это единое целое и одно без другого не существует. В этом году такой проблемы не было. А в багажных билетах появилось ВАЖНОЕ дополнение: «разборная байдарка и вёсла». Кто знает, может это сработали возмущения в моём обращении в РЖД. Так что, недовольным туристам надо почаще писать в РЖД. Писать можно сюда: «Виртуальная приёмная РЖД». Здесь же можно оставлять и отзывы о проводниках.
Питание на маршруте по р. Большая Хадата.
В поход с собой везли стандартную туристическую раскладку: 2 горячих питания и один перекус.
Так как маршрут был ОЧЕНЬ рыбным, то каждый день к основному меню добавлялись рыбные блюда в виде ухи, котлет и прочих изысков.
В походе экспромтом родились 2 новых очень вкусных и простых блюда из хариуса: «Рулет-пирог из фарша в фольге» и «Хариус на решётке, фаршированный яблоками и огурцами». Об этом подробно – в видеоролике к походу, в Дневнике похода, а также в нашем "Походном кулинарном блокноте" .
Все несъеденные продукты отдали ненцам в чум, который стоит в устье р. Малая Хадата. Именно поэтому намеренно не сокращали походную раскладку. Пусть люди тундры вспоминают наши вкусняшки!
Рыбалка на р. Большая Хадата.
Сплав проходил по очень низкой воде. Видимо, это сказалось на местах дислокации хариуса. Там, где он хорошо ловился в 2015 г, в этом году был голяк. К тому же, заметно изменился рельеф дна Большой Хадаты: пропали ямы – омута в тех местах, где мы их фиксировали на навигаторе в прошлый раз.
Также не сложилась рыбалка на щуку на озёрах в районе Малой Хадаты.
Тем не менее, жаловаться на количество пойманной рыбы глупо. Рыбы было съедено столько, что её вкус запомнится на весь год.
Голец в озере Хадатаёганлор заметно измельчал. В этот раз рыбины были не больше килограмма.
Но хариус ловился в основном крупный: от 900 г. до 1 кг. Для реки, по которой ходит немало групп, это не так уж и плохо.
Всех особей меньше 500-600 грамм отпускали с песнями и шутками.
Самый крупный хариус, пойманный в этом походе, потянул на 1.2 кг.
Препятствия на маршруте при сплаве на Большой Хадате по малой воде.
Река Большая Хадата по малой воде преподносит определённые трудности. Это необходимо учитывать «неспортивным» группам при планировании маршрута. В снаряжении не пренебрегать: ремнабором, запасом катамаранной ткани, резины, клея в достаточном количестве. Не помешает хорошая верёвка - чалка. Реке присвоили 2 к.с.
- Увеличиваются участки откровенных мелей в начале маршрута. Просто провести катамаран, спрыгнув с него, не всегда срабатывало: местами было так мелко, что катамараны поочерёдно приходилось поднимать и перетаскивать, чтобы не продрать днище.
-
- В русле реки оголяются острые, плохо окатанные и опасные, предположительно, кварцевые глыбы. Наехав на одну из таких глыб в 3.5 км. от озера, мы нехило порезали катамаран: и внешнюю часть, и надувасик.
-
- Первые 20-25 км реки в русле много опасных полуобливных «чемоданов», которые иногда не сразу видно с воды.
-
- До последнего КПП в русле Большой Хадаты ближе к берегам плавают подтопленные стволы деревьев, об которые также легко продрать судно. Иногда для их обхода требовался настоящий «спортивный» манёвр, так как река ещё достаточно узкая.
В целом, поход прошёл весело, с приколами и на позитиве, несмотря на мелкие казусы во время маршрута. Фото отснято не так много, так как свободные руки в основном снимали видео))).