Большая Хадата 2021. Отчёт о Некосячной заброске на Хадаюганлор; о трофейных хариусах; о том, как рыболовный сплав превратился в гастрономический тур.
Нитка маршрута
платформа 110-й км. - оз. Хадатаюганлор - р. Большая Хадата - р. Щучья - 110-й км Бованенковской трассы, мост - Лабытнанги.
 
Паспорт маршрута р. Большая Хадата – р. Щучья

Паспорт маршрута Большая Хадата л.1
Паспорт маршрута Большая Хадата л.2
 
 
 
Примечания к маршруту по р. Большая Хадата.

Заброска на р. Большая Хадата и выход со 110-го километра Бованенковской трассы.

Маршрут спланировался не совсем стандартным для нас способом - спонтанно. Всю зиму гуляли по картам западного склона Полярного Урала. А в мае, на момент открытия продажи билетов на поезд, перекинулись на восточный склон. Вдруг захотели ещё раз побывать на реке Большая Хадата.

Как прошла наша предыдущая экстремальная заброска на Большую Хадату, подробно написано в отчёте о сплаве и рыбалке по Большой Хадате 2015 года «Рыболовный сплав с косячной заброской».

Наученная горьким опытом, не стала лазить по интернету и искать на заброску случайных людей. Сразу написала диспетчеру забросчика Жданова Юрия, водитель которого «спас» нас тогда, в 2015 г. Самый лучший забросчик – это знакомый забросчик, в данном случае пусть даже косвенно.

Переписка велась с Людмилой. Всё как-то сразу сложилось и пошло, как по маслу. С момента запроса цены вездехода и до нашего подтверждения бронирования прошли сутки! В этот же срок осуществилась стыковка с другой группой из 4-х человек, при чём без нашего активного участия! На нашу группу из 8 человек нужно было два вездехода. Поэтому попутчики были жизненно необходимы. Иначе бы не осилили бюджет, который и так уже переваливал за 45 тысяч. В этот же срок аврально покупались билеты на поезд.

Вторым удивлением было то, что за бронирование не нужно было вносить предоплату. Хотя, предоплату в виду серьёзности намерений внести были готовы.

Третий немаловажный положительный момент: забросчик взял на себя бремя по организации выхода с маршрута. Людмила самостоятельно провела переговоры с хозяином шестиместного ТРЭКОЛА, который согласился вывозить с реки немаленькую группу с кучей вещей. При чём, за ТРЭКОЛ была предложена самая адекватная цена.

Четвёртое, что удивило. Впервые при заброске перевозчик попросил указать данные (ФИО, год рождения) всех членов группы (обычно забросчику известны только ФИО организатора).  Данные вписывались в бланк бронирования, а также при посадке в вездеход. Это очень правильный и грамотный подход при организации перевозки людей! В случае форс-мажорных обстоятельствах, а в тундре может случиться всякое, легко вычислить: кто по факту находился в транспорте перевозчика, кого в случае необходимости, нужно искать.

Также забросчик по нашей просьбе купил 20 л. бензина для мотора. Так как на станции, откуда начинается вездеходная заброска, бензина нет. Везти с собой бензин в поезде – тоже не реально.

Единственное условие, которое было выдвинуто перевозчиком – это запрет на спиртное во время заброски. Нас это не напрягало. Во-первых, до вездехода мы три дня уже были в дороге... Во-вторых, основная часть вездеходной заброски приходилась на ночное время. В-третьих, мы не любители напиваться по любому поводу: если есть команда «не пить»», значит пить не будем))).

О том, как прошла заброска, написано в Дневнике похода.

Поезда.

Билеты на поезд и туда, и обратно покупали за три месяца, через интернет. При этом, в плацкартный вагон в наличии были уже не самые лучшие последние места. Это вызвано тем, что в поездах всего два плацкартных вагона.

На поезд к началу маршрута садились в Кирове. С семичасовой пересадкой на станции «Сейда» доехали до «остановочной платформы 110-й километр», где встречали вездеходы.

Обратный поезд был из Лабытнанги с двухчасовой пересадкой в Инте. Из Инты поездом также вернулись в Киров, откуда забирал микроавтобус.

В общем, дорога до начала точки заброски/выхода на восточный склон Полярного Урала со стороны Южного Урала очень длинная. Если ещё раз соберёмся туда, то, возможно, попробуем добираться со стороны Салехарда. Хозяин ТРЕКОЛА Владимир утверждает, что до Салехарда вполне можно доехать на автомобиле (трасса Екатеринбург – Надым – Салехард, участок Надым – Салехард плохая дорога). А там переправа в Лабытнанги, ну, или через новый мост, который обещают построить.

Заранее через интернет были куплены 4 багажных билета на поезд «Киров – Сейда» по категории «спортивный инвентарь/разборная байдарка». На поезд от Сейды до «остановочной платформы 110-й километр» багажные билеты не брали, так как ехали на нём несколько часов, «излишки» вещей уложили на верхние спальные полки. Также не получились через интернет купить багажные билеты на обратный путь - их купили по приезду в Лабытнанги. Скорее всего, это связано с тем, что обратный багаж пыталась купить недели за две до отъезда и, возможно, мест уже не было в наличии.

Надо отметить, что стоимость провоза спортивного инвентаря вполне адекватная: одно багажное место обошлось около 400 рублей. Поэтому, не понятно: почему не все туристы покупают багажный билет и забивают вагон своим барахлом.

Как выяснилось при посадке в поезд: наличие багажных мест в багажном купе ограничено размером этого купе…Мораль: багажные билеты надо тоже покупать заранее. Хотя, возникает вопрос к РЖД: почему нельзя сделать несколько багажных купе в пустующих купейных вагонах?

С багажными билетами в дороге произошла загадочная история, с которой хочу разобраться долгой зимой путём обращения в РЖД. По багажной квитанции, купленной через интернет на поезд к началу маршрута, катамараны сдавались в отдельное багажное купе в другой вагон. Это принципиально важно, так как в обновлённых плацкартных вагонах с укороченными рундуками разместить весь туристический шмурдяк проблема. К тому же, это создаёт неудобства остальным пассажирам вагона. А когда большие катамараны, вёсла, рамы и ещё пара больших рюкзаков сдаются в отдельный вагон, такие проблемы полностью исчезают.

По багажной же квитанции, купленной на обратной дороге в кассе Лабытнанги, вещи в отдельное багажное купе не приняли. Объяснили это тем, что у нас в багаже прописано слово «ручная кладь». Разборки дошли до начальника поезда, но так ничем и не закончились.

Вернувшись домой, сравнила две багажные квитанции – они оказались идентичными: «Ручная кладь/разборная байдарка». Поэтому принципиальный вопрос завис: как купить багажный билет так, чтобы спортивный инвентарь без вопросов попадал в отдельный багажный вагон.

К слову говоря, зимой 2020 году я уже писала обращение в РЖД по поводу провоза всё того же спортивного инвентаря. В прошлом году при сдаче катамаранов в багажное купе была другая проблема: у нас просили 2 отдельных билета, один на катамаран, второй – на вёсла, по принципу: один багажный билет – это одно багажное место. Мы же долго и упорно доказывали, что катамаран и вёсла – это единое целое и одно без другого не существует. В этом году такой проблемы не было. А в багажных билетах появилось ВАЖНОЕ дополнение: «разборная байдарка и вёсла». Кто знает, может это сработали возмущения в моём обращении в РЖД. Так что, недовольным туристам надо почаще писать в РЖД. Писать можно сюда: «Виртуальная приёмная РЖД». Здесь же можно оставлять и отзывы о проводниках.

Питание на маршруте по р. Большая Хадата.

В поход с собой везли стандартную туристическую раскладку: 2 горячих питания и один перекус.

Так как маршрут был ОЧЕНЬ рыбным, то каждый день к основному меню добавлялись рыбные блюда в виде ухи, котлет и прочих изысков.

В походе экспромтом родились 2 новых очень вкусных и простых блюда из хариуса: «Рулет-пирог из фарша в фольге» и «Хариус на решётке, фаршированный яблоками и огурцами». Об этом подробно – в видеоролике к походу, в Дневнике похода,  а также в нашем "Походном кулинарном блокноте" .

Все несъеденные продукты отдали ненцам в чум, который стоит в устье р. Малая Хадата. Именно поэтому намеренно не сокращали походную раскладку. Пусть люди тундры вспоминают наши вкусняшки!

Рыбалка на р. Большая Хадата.

Сплав проходил по очень низкой воде. Видимо, это сказалось на местах дислокации хариуса. Там, где он хорошо ловился в 2015 г, в этом году был голяк. К тому же, заметно изменился рельеф дна Большой Хадаты: пропали ямы – омута в тех местах, где мы их фиксировали на навигаторе в прошлый раз. 

Также не сложилась рыбалка на щуку на озёрах в районе Малой Хадаты.

Тем не менее, жаловаться на количество пойманной рыбы глупо. Рыбы было съедено столько, что её вкус запомнится на весь год.

Голец в озере Хадатаёганлор заметно измельчал. В этот раз рыбины были не больше килограмма.

Но хариус ловился в основном крупный: от 900 г. до 1 кг. Для реки, по которой ходит немало групп, это не так уж и плохо.

Всех особей меньше 500-600 грамм отпускали с песнями и шутками.

Самый крупный хариус, пойманный в этом походе, потянул на 1.2 кг.

Препятствия на маршруте при сплаве на Большой Хадате по малой воде.

Река Большая Хадата по малой воде преподносит определённые трудности. Это необходимо учитывать «неспортивным» группам при планировании маршрута. В снаряжении не пренебрегать: ремнабором, запасом катамаранной ткани, резины, клея в достаточном количестве. Не помешает хорошая верёвка - чалка. Реке присвоили 2 к.с.

  1. Увеличиваются участки откровенных мелей в начале маршрута. Просто провести катамаран, спрыгнув с него, не всегда срабатывало: местами было так мелко, что катамараны поочерёдно приходилось поднимать и перетаскивать, чтобы не продрать днище.
  2.  
  3. В русле реки оголяются острые, плохо окатанные и опасные, предположительно, кварцевые глыбы. Наехав на одну из таких глыб в 3.5 км. от озера, мы нехило порезали катамаран: и внешнюю часть, и надувасик.
  4.  
  5. Первые 20-25 км реки в русле много опасных полуобливных «чемоданов», которые иногда не сразу видно с воды.
  6.  
  7. До последнего КПП в русле Большой Хадаты ближе к берегам плавают подтопленные стволы деревьев, об которые также легко продрать судно. Иногда для их обхода требовался настоящий «спортивный» манёвр, так как река ещё достаточно узкая.

В целом, поход прошёл весело, с приколами и на позитиве, несмотря на мелкие казусы во время маршрута. Фото отснято не так много, так как свободные руки в основном снимали видео))).

Дневник похода по р. Большая Хадата 2021.

Время по отчёту – уфимское, оно же – ямальское, +2 часа к Москве.

Участники в лицах:
1. участники похода Большая Хадата

Часть 1. Заброска на р. Большая Хадата.

7 августа. Дорога на микроавтобусе из Уфы до Кирова. Ночная посадка в поезд.

Накануне вечером группа в полном составе собралась в Уфе. На трёх личных машинах приехали магнитогорцы, превратив двор нашего дома в автопарк.

В нашей команде пополнение – появился новый человек – Айрат. Он вырвался в поход впервые в жизни после закрытой ипотеки! Также в группе ребёнок – Глеб, сын Миши. Два года назад Глеб ходил с нами в пеше-рыбный поход в Саянскую Долину вулканов. Ему всего 15, но в этот раз он поехал как полноценный, упакованный по-взрослому, рыбак.

В 7.45 утра пришла машина – 18-тиместный форд. Погрузились за пол часа.

В 8.15 выехали из Уфы.

В Башкирии и Татарии ясно и жарко. В Кировской области ехали под дождём. Дождь даже радует, так как все устали от аномально жаркого лета, которое на Урале в этом году началось в начале мая.

 По пути, где-то в Татарии, остановились на обед.

Ехали весело.

В Кировской области, пока водитель заправлялся, прямо рядом с заправкой надрали диких яблок. Яблоки оказались кислыми, поэтому оставила их на будущий компот.

Заметно улучшилось состояние трассы в Кировской области. Отремонтирован кусок в районе Уржума.

В 21.00 уральского времени приехали в Киров, за 4.5 часа до отправления поезда. В Кирове время московское.

На дорогу в 740 км. ушло 13.5 часов.

Вход в ж/д вокзал Кирова был осложнён сканером: багаж необходимо укладывать на ленту для просвечивания, как в аэропорту. Поэтому рюкзаки перетаскивали долго.

На ужин по очереди сходили в кафе «Окрошка». Кафе работает до 21 часов.

Отзвонилась диспетчеру Людмиле – отчиталась, что в полном составе садимся в поезд. Людмила сообщила, что параллельно с нами будет забрасывать группу наш хороший знакомый ГАЗ-66-й. Вот это сюрприз! Оказывается, этот товарищ всё ещё возит людей. Но кулаки за прошедшие 6 лет уже чесаться перестали…

В 23.00 сели в поезд № 310 «Адлер-Воркута». Ехать до станции «Сейда».

Этот поезд в Кирове обычно прибывает на первый путь. Мы про это успешно забыли и вещи перетаскали на второй этаж. При посадке рюкзаки пришлось опять спускать. Хорошо, что стоянка поезда 40 минут и времени достаточно.

Часть груза сдали в багажный вагон. Заранее через интернет были куплены 4 багажных билета по категории «разборная байдарка и вёсла». Я настраивалась на «кулачный бой», подготовившись к претензиям по поводу количества сдаваемых вещей: на один багажный билет у нас был катамаран и упаковка вёсел. Но, о чудо! Все вещи приняли без вопросов!  Багажное купе поделили с туристами-водниками из Самары. По 4 багажным билетам в багаж мы сдали 6 мест: 2 катамарана, 8 вёсел в чехле, раму в чехле и два больших личных рюкзака, замаскированных под разборные байдарки. Поэтому в вагоне разместились без проблем.

На станции «Микунь» закупили хлеб на маршрут. Стоянка 30 минут. Рядом с перроном появилась «Пятёрочка». Нужного количества хлеба не оказалось. Остатки докупали на остановках в Печоре и Инте. Хлеб можно купить и в Котласе – поезд стоит там 50 минут. Всего на 12 дней купили 20 буханок. На удивление, хлеба хватило (ели его вперемежку с сухарями) и он прекрасно сохранился до конца похода.

Также в Микуни (или Микуне -??) купили разливное пиво на походную баню, из расчёта 2 литра на человека.

На остановках общались с самарцами. Они ехали на Кару. Кара – наша давнишняя цель. Самарцы поделились контактами забросчика. Мы поделились информацией по р. Большая Хадата, о которой они не знали. В группе самарцев был известный в своих кругах бард – Александр Баранов.

8 августа. Весь день и ночь – в поезде.

9 августа. Пересадка в Сейде. Начало вездеходной заброски.

В 5.17 местного времени приехали в Сейду.

При высадке произошёл казус. Проводник-студент для выхода разрешил использовать рабочий тамбур. Это очень удобно, так как не надо таскать вещи через весь вагон. Но во время минутной остановки поезда выяснилось, что от тамбура нет ключа. Проводник ключ искал минут 5. Ещё минуты три понадобилось нам на выгрузку. Всё это время поезд держали на красном флажке.

В Сейде предстояло провести около 7 часов. Других вариантов пересадок при покупке билетов не было.

На перроне, кроме нас, никого.

Наш груз в полном составе:
1.2 наш багаж
 

Занятия нашлись быстро. Поэтому время ожидания прошло незаметно.

На газе сделали горячий обед – щи из сублиматов и чай. Питьевой воды на станции нет. Но выручил путейщик – с ним сходили в ближайший дом, где налили две пятилитровки воды. Пустые пятилитровки везли под бензин, который нам купил забросчик.

 За зданием станции нашли кучку каменного угля - набрали пакетик для походной бани. Это наше ноу- хау после походов в районе Воркуты. Кидаем каменный уголь в топку в конце: уголь даёт дополнительный и долгоиграющий жар камням.

Рыбаки подоставали свои коробочки. Выяснилось, что остались дела, которые не успели сделать дома. Заодно учили и прикалывались над самым молодым членом команды – Глебом.

В 8 утра местного времени открылся магазин, который расположен рядом с перроном. Удивил неплохой ассортимент. Есть практически всё необходимое. Даже вкусное сало. Я не помню, что этот магазин был в 2015 году.

В Сейде ещё раз отзвонилась Людмиле. От неё узнала, что наши попутчики на вездеход едут в неполном составе… В параллельных разговору мыслях сразу: «блин, придётся доплачивать…». Но Людмила сразу успокоила: с нас доплата не нужна, отсутствующих человек компенсирует та группа.

В 12.25 местного времени сели в поезд № 654 «Воркута – Лабытнанги». Ехать до станции «платформа 110-й километр».

 Багажные билеты и постель не брали, так как ехать всего несколько часов.

Вагон был практически пустой, поэтому вещи растолкали без проблем. Желающим даже удалось поспать на верхних полках, да ещё и на двух матрасах.

 В нашем вагоне ехали 3 ярославца с большим багажом. У них на троих вещей практически столько, сколько у нас на восьмерых. При общении выяснилось, что они забрасываются параллельно с нами на том противном ГАЗ-66-м! Решили их предупредить. Но они уже были в теме и читали наш отчёт))) На 66-м они поехали от безысходности, так как другого свободного транспорта уже не было. Похоже, последний свободный транспорт забронировала наша группа))).

В 18.15 местного времени приехали на 110-й километр.

При высадке произошёл очередной казус. Теперь накосячили мы – запутались в местном времени прибытия поезда и вытаскивать вещи в тамбур начали в последний момент.

В этой ситуации удивило «спокойствие» проводницы. Обычно проводники туристов с кучей шмурдяка начинают дёргать за час. Нас же потревожили за 5 минут до прибытия. А в вагоне ехало 2 группы туристов!

Поэтому выгружались вместе, а потом на «берегу» собирали свои кучки.

На станции уже стояли два вездехода и ГАЗ-66.

Забрасывают сразу три группы: 2 вездехода везут нас и ещё 2-х москвичей. ГАЗ-66 везёт троих ярославцев.

После погрузки вещей подошли к водителю 66-го, Диме. Общаться особо не хотелось, но уж очень было интересно узнать, как в 2015 году удалось вытащить застрявшую шишигу. С его стороны чувствовалась скованность - он пробубнил что-то невнятное сквозь зубы: типа: «да без проблем – взяли и вытащили». Ха-ха! Значит, когда мы сидели в тундре, проблема вытащить была, а потом вдруг проблемы вытащить не стало…

Нашу группу раскидали по двум вездеходам. На каждом - по пять человек. По три человека залезли на броню, так как погода позволяла. По одному человеку село рядом с водителями. Остальные внутри.

Набросилась злющая мошка!

Перед посадкой в вездеход – инструктаж о правилах поведения при заброске, вписали свои ФИО в «бортовой» журнал и расписались.

Тех, кто сел на броню, попросили зафиксироваться страховочной верёвкой.

2.1. сели в вездеход  заброска Хадатаёганло

В 19 выехали. ГАЗ-66й ушёл вперёд.

Очень интересно ехать на броне, особенно при хорошей погоде!

По пути вездеходы пару раз останавливались – водители проверяли гусеницы.

2.2 остановка в пути  заброска Хадатаёганло

Часа через 4 были около чумов. Там уже стоял ГАЗ-66й.

Около чумов вездеходы тоже остановились. В чумах не спали: к машинам подбежали трое маленьких пацанят лет 3-6 и мужики.

Местные стали предлагать оленину. Покупка оленины входила в наши планы. Натуробмен не прокатил. За мясо они озвучили стоимость 450 рублей за кг. При покупке сторговались за 350 руб./кг. Взяли ногу молодого оленя. Детишкам насыпала полные руки сладостей. Остатки засунула в кармашки. В благодарность: глаза, полные счастья.

3. дети чума  заброска Хадатаёганло
3.2. чум по дороге на Хадатаёганло

После чумов дорога стала по-настоящему вездеходной: болотины, жижи грязи, многочисленные броды.

66-й ушёл на перевал сразу после чума, как мы ехали в 2015 г. Вездеходы пошли по более длинному пути: там перевал пологий, но при этом сильно заболочен.

После перевала, около оз. Большое Сядатото, стоял слегка застрявший ТРЭКОЛ, который забрасывал группу на Щучьи озёра. Наши вездеходы остановились. За пару минут помощь была оказана и поехали дальше. Как выяснилось позже, этот ТРЭКОЛ встречал нас на выходе с маршрута.

4. помощь Треколу заброска Хадатаёганлор

До озера ехали всю ночь, если это можно назвать ночью: чуть потемнело, а в три часа утра стало светать.

На озеро приехали в 5 утра. Вся дорога по времени заняла 10 часов.

 ГАЗ-66й каким-то чудом довёз людей до конца.

Заброска закончилась. На это раз мы приехали по графику!

В целом, в сравнении с 2015 годом, показалось, что тундра была грязнее и мокрее. При этом, уровень воды в реках был сильнее ниже.

Перелили бензин и попрощались с вездеходчиками.

Бензин брали с запасом, всего 20 литров: на поездки по озеру, сплав под мотором на 80-90 км, мультигорелку и сучкорез. По факту использовали только 12 литров.

Видеоролик. Часть 1. Заброска. оз. Хадатаюганлор.
 

Часть 2. Активная часть. Рыбалка на оз. Хадатаюганлор и р. Большая Хадата.

10 августа. Днёвка на оз. Хадатаюганлор. Самый длинный день.

Лагерь разбили прямо на берегу. На поляне было много дров: корни ивняка, а также какие-то деревянные балки – видимо с метеостанции.

Через дорогу от нас расположились группы, с которыми забрасывались.

Что поразило и убило -  куча раскиданного мусора в красивейшем месте Полярного Урала! Стеклянные бутылки от спиртного, банки и т.п. – всё просто валялось рядом с кострищами и по берегу. Видимо перед нами прошли не люди, а какие-то свиньи. При этом, на берегу стояли бочки для сбора мусора.

Пришлось потрудиться, чтобы мусор собрать в пакеты и убрать в бочки. Всё, что можно сжечь – сожгли с помощью бензина.

Сильный штормовой ветер, но ясно. На озере волна.

Палатки дополнительно укрепили на оттяжки и камни – но всё равно их колбасило так, что они сгибались от ветра. Две палатки стояли в кустах. Макс свою поставил прямо на поляне – её трепало больше остальных. В планах было на озере под кухню ставить палатку от бани. Но при таком ветре от этой идеи отказались. Вернее, мы её даже установили, но вскоре она печально легла и прижалась ветром к земле.

Уровень воды в Большой Хадате оценили, как очень низкий. Дальнейший сплав вызывал опасения.

После ночной заброски народ подустал. Почти все пошли спать. Но спали не больше двух часов. У рыбаков чесались руки.

Макс самый первый убежал на рыбалку. Володя с Лёхой собрали один кат и поставили мотор.

Обед готовили на газу. От ветра соорудили заслонку: на берегу нашли большой кусок жестянки, закрепили её камнями.

 В течении дня рыбачили в пешей доступности от лагеря. Поймали несколько гольцов в ручье напротив, штук 6 крупных хариусов в реке чуть ниже озера. Самый крупный хариус потянул на 940 г.

Те, кто был на Большой Хадате не первый раз, заметили, что исчезли ямы: на их месте сейчас галечные наносы.

Миша и Глеб осваивали нахлыст. В какой-то момент рядом с ними по вездеходной дороге прошёл чёрный олень. Увидев людей, олень остановился, посмотрел и спокойно побежал в сторону метеостанции. Глеб был в восторге: не застали оленей в чуме, а тут олень сам пришёл к лагерю!

Ближе к вечеру набралась команда желающих поехать рыбачить на гольца в дальний угол озера.

Рыбаки вернулись часов в 7 разочарованные. Улов не богат: за всю рыбалку вымучали два килограммовых гольца и несколько хариусов. Видимо, сказывался сильный ветродуй.

Практически все гольцы были пойманы на блесну. И только пару штук поймали на нахлыст – на ручье напротив лагеря.

Гольцов засолили, хариусов пустили на сугудай.

6.2. голец малосольный Хадатаёганлор
 

Вечером – королевский ужин: шашлык и шурпа из вкуснейшей молодой оленины, хариус и малосольный голец.

Крупного хариуса сделали на решётке.

Экспромтом родилось новое вкуснейшее блюдо. В брюхо хариуса положили потрошки, кольца свежих огурцов и дикого яблока и зажарили его на рыбной решётке.

5.2. хариус на решётке Хадатаёганлор
 
5.3. хариус на решетке готовый Хадатаёганло

Шашлык получился умопомрачительный: олешек был молодой, мясо нежное и мягкое. Жарили его на металлическом кольце, которое нашли на поляне.

5. оленина Хадатаёганлор

В готовке участвовали все. Радовал Глеб своей инициативой – рвался и чистить рыбу, и жарить шашлык.

На ночь на берегу озера со стороны лагеря рыбаки поставили закидушки на налима. Перед этим Макс провёл инструктаж по монтажу для начинающих -  Миши и Глеба. Со стороны это выглядело как стёб, поэтому все просто ржали.

Часов в 12 ночи Макс поймал ещё одного крупного хариуса, проверив версию ночного клёва.

Из-за того, что накануне ночью ехали, день показался бесконечно длинным.

 На удивление, несмотря на сильный ветер, спать было тепло. Даже повылезали из спальников.

11 августа. Днёвка на оз. Хадатаёганлор.

Утро – ясное, ближе к обеду – сильный ветер, потом кратковременный дождь. Такая стабильная погода была весь маршрут.

Закидушки на налима на удивление были пустые.

Сегодня день разгильдяйства: каждый живёт в своём графике.

Из задач только – совместно натаскать камней для строительства каменки для бани. В 2015 году на этой стоянке мы ставили «стационарную» каменку: сделали топку из найденной бочки. Но по приезду от нашей бани ничего не осталось. Бочки на берегу были. Но не было топора, которым не жалко было бы выдолбить в ней отверстие. Поэтому решили сложить обычную каменку: камней для неё на берегу предостаточно.

После того, как все вместе натаскали камней, Володя, Макс, Айрат, Миша и Глеб уехали на озеро за гольцом. В лагере остались я, Лёха и Ромчик.

Ромчик пошёл прогуляться до метеостанции, Лёха складывал каменку, а я просто спала.

Рыбаки приехали довольные. Второй заход оказался более удачным.

6. голец Хадатаёганлор

Рыбу почистили и подсолили.

Три гольца оказались с икрой – сделали из неё пятиминутку.

Заниматься с рыбой сегодня не хотелось. К тому же, на ужин были и голец, и хариус, и солянка по основному меню.

Достали одну бутылку пива, которое брали до бани. Обычная история…Пиво, заныканное для бани, потихоньку начинает исчезать до бани… В следующий раз надо делать корректировку и пива брать больше. Уж очень вкусным кажется оно в походе, особенно под рыбку!

На ночь Айрат поставил закидушки на налима, но теперь на противоположный берег в устье ручья. Остальные рыбаки, видимо, поленились идти на тот берег))).

Ночь тёплая.

12 августа. Днёвка на оз. Хадатаёганлор. Радиалка на ледник ИГАН, баня.

Подъём опять не нормированный. Каждый встаёт тогда, когда захочет сам. Разгильдяйство продолжалось.

С утра Айрат пошёл проверять закидушки и вернулся с двумя некрупными налимами. Радость и у Айрата, и у нас!

Ветер дуть не прекращал, и стал даже сильнее. Поэтому приняли решение завтра сниматься и начинать сплав по Большой Хадате.

После завтрака всей толпой заготовили дрова на баню. Под сучкорез пустили всё, что валялось на берегу.

Потом команда разделилась.

Лёха и Ромчик ушли на ледник ИГАН. Володя и Макс пошли рыбачить вниз по реке. Я, Айрат, Миша и Глеб поехали на озеро: мотор был доверен Мише после инструктажа Володи.

Часам к трём все собрались в лагере.

Володя и Макс вернулись с хорошенькими хариусами. Поездка же на озеро закончилась провалом. Дул такой ветер, что на озере стоял шторм. Доехав до места рыбалки поняли, что закидывать из-за ветра невозможно. Пока ходили по берегу, с зачаленного катамарана сдуло спасжилет Айрата. Нашли его потом прибитым к берегу.

Вернулись в лагерь и обнаружили, что от ветра сложило палатку Макса: сломались дуги. Также вывернулись дуги у нашей палатки.

После ремонта дуг Макс переставил палатку в кусты.

Вчерашнего гольца решили частично пустить на котлеты. Двух гольцов заныкала в пластиковый контейнер: через день-два, когда будет ловиться только хариус, этот голец покажется ещё вкуснее)))

Крутить фарш вызвался Айрат. Для него это всё по приколу.

7. котлеты из гольца Хадатаёганлор

Эстафету принял Глеб, который потом вместе с Мишей жарил котлеты.

8. жарим котлеты из гольца Хадатаёганлор

Котлеты из гольца ели впервые, до этого фарш делали только из хариуса. Котлеты получились афигенно вкусными и сочными!

В общем- день объедаловки. А нас Людмила просила похудеть к выходу, чтобы влезть в шестиместный ТРЭКОЛ… Но как худеть, не понятно))) Решили, что при выходе первым выпускать будем Ромчика – он у нас стройный, как косуля!

Вечером была баня с купанием, пивом и красной рыбой. И компот из диких яблок, собранных по дороге в Киров.

Ближе к вечеру на берег со стороны озера зачалилась байдарка. Познакомились. Никита, так звали туриста-одиночку, шёл по нехилому маршруту и в пути уже 2 недели. Года 4 назад, при сплаве по Малой Усе, мы уже встречали подобных экстремалов – но тогда их было двое. Такие люди одновременно вызывают и восхищение, и удивление, и уважение. А вообще, молодец конечно! У нас при таких встречах срабатывает какой-то родительский инстинкт «накормить, напоить, обогреть». Ведь понятно, что в отличии от нас, у него с питанием жёстко. Общались долго. Володя показал удобное место под палатку, Ромчик помог её установить. «Гостю» была предложена баня, которая ещё не остыла. А рыбаки поделились с ним самым сокровенным – «сдали» места, где лучше рыбачить.

На ночь упорный и неутомимый Айрат опять поставил закидушки на налима, на противоположный берег.

Спать легли поздно.

13 августа. Короткий сплав. Авария и ремонт судна.

3.5 км. за ходовой день.

Большая Хадата 13.08.21

Сегодня подъём по графику, в 8.00.

Разгильдяйство закончилось, с вечера разбились на дежурства.

Поэтому с утра ждали заветный клик дежурных «Кофе готово!».

Айрат проверил закидушки и принёс одного налима. Пока собирались – пожарили его на сковородке.

Макс с утра на ручье поймал гольца. Пошёл и отдал его Никите, хотя он упорно отказывался, типа – «поймаю сам». Но Макс его убедил, что гольца он здесь врятли поймает, так как мы тут на него рыбачили три дня))).

В 12.00 вышли. Помахали Никите – он рыбачил на берегу.

0-й км. Первый старт с оз. Хадатаёганлор.

9. первый старт с Халатаёганлор

Сразу начались мели. Шли в режиме «Сел – Встал». В русле много полуобливных камней.

На рыбалку не останавливались, так как все перспективные места впереди километра два проловили во время днёвок.

Пройдя 3.5 км., в устье безымянного ручья на левом берегу, случилась авария. Один катамаран неудачно ширканул по глыбе, предположительно из не окатанного кварца. Результат – большая пробоина левой гондолы: продрали и шкуру катамарана, и внутренний надувасик. Похожая история случалась с нами при сплаве на р. Лемва, только там была не глыба, а металлический трос.

Осмотр показал, что рана серьёзная и впопыхах её не отремонтировать. Выход только один – разбивать лагерь и нормально клеиться. Заодно с пристрастием осмотреть надувасик, так как левая гондола немного травила.

11. авария крупно Большая Хадата
10. авария Большая Хадата

Весёленький получился день: 4 часа утренних сборов, час на воде, 2 часа на разбор вещей/катамарана/установку нового лагеря)))

4-й км. Лагерь, ЛБ. Устье безымянного ручья:

12. лагерь в районе аварии  Большая Хадата

Место не совсем удобное.  Берег галечный и сырой. Палатки поставили метрах в 100 от берега, на косой            полке. Рядом тёк чистый ручеёк. Все продукты и общественный шмурдяк оставили на берегу около катамаранов.

 Вдали виднелись чумы. Они стояли метрах в 800-х от устья безымянного ручья. Теоретически, можно было до них сбегать.

Миша, как хозяин катамарана, занялся ремонтом. В помощь взял Глеба. Очень хорошо, что вечером не было дождя и дул ветер. Это дало возможность спокойно высушить резину и заклеиться.

13. ремонт ката Большая Хадата

Остальные пошли покидать. И накидались так, что пришлось пойманную рыбу пустить на фарш, а Мишин катамаран благодарить за остановку в правильном месте))).

Из части фарша сразу сделали котлеты. Жарить вызвался Глеб. Не сын у Миши, а прям палочка-выручалочка.

Все головы, хвосты и хребты ушли в уху. Выварив их и процедив, закидали в уху тушки хариусов.

Володя и Макс сходили ещё раз на «ночную» рыбалку. Вернулись с хариусом.

Ночью тепло. К утру пошёл дождь.

14 августа. Сплав. 16 км. за ходовой день. Самый трудный разбойный день.

Большая Хадата 14.08.21
 
    

Подъём в 8.30.

Дождь закончился как раз к нашему подъему.

На завтрак к кофе– вчерашние котлеты. Но котлеты лежат... Оставила их на перекус.

 Миша с утра собирал аварийный кат, поэтому с выходом припозднились.

Цель на сегодня - дойти до «большой» воды и встать на стоянку у безымянного ручья на левом берегу, в 20 км от озера.

В 12.00 старт.

Метров через 700 в русле «зуб». Остановились покидать – рыбаки почуяли перспективное место. На нахлыст поймали штук 7 восьмисотграммовых хариусов. Володя словил дуплет из двух крупненьких хариусов.

После камня метров через 500, очередное препятствие: остров разбил реку на две протоки. Правая протока совсем мелкая. Левая – узкая и с каменюгами. По нашей воде для катамарана –четвёрки – непроход. Поэтому каты поочерёдно где-то провели, где-то протащили, страхуя чалками с берега.

15. мели 2 Большая Хадата

Дальше препятствия не закончились и начался особенно мелкий кусок – прямо напротив очередных чумов. Местами было так мелко, что приходилось не тащить, а поднимать сначала один катамаран, потом другой, чтобы не продрать днище.

14. мели после аварии Большая Хадата
 

Останавливались на рыбалку и перекус в устье р. Гнейсовый.

Перекус сделали горячий: плановый перекус разбавили остатками ухи и котлетами.

11-й км. Прошли КПП Горно-Хадатинского заказника: правый берег, устье р. Гэнахадыта. На КПП никого нет.

После обеда хмуро.

В 18.30 встали на плановую стоянку. Стоянку из-за низкого уровня воды не узнали. На берегу появилась большая галечная отмель.

20-й км. Лагерь, ЛБ. Устье безымянного ручья.

Палатки поставили наверху, на террасе из черничника. Но ягод нет: то ли их просто нет в этом году, то ли перед нами незадолго прошло стадо оленей. Зато набрали немного маслят. Если бы не поленились прогуляться чуть дальше, грибов можно было набрать больше.

Макс ушёл рыбачить – наверняка мысленно хотел опередить всех в поимке трофея))). В прошлый раз в этом месте Володя поймал хариуса на 1.5 кг. Но Макс вернулся с несколькими килограммовыми хариусами.

Готовили на дровах - первый настоящий костёр, около которого можно посидеть! С костром жизнь, конечно, веселее.

16. лагерь 20 км от Хадатаёганлор

Только установили палатки и сварили ужин – пошёл ливень. У нас в хозяйстве – два тента, но они благополучно лежали в сумке.

Поэтому доедать и допивать борщ убежали под полог палатки Макса – она у него с большим тамбуром.

День получился очень спортивным. Спать разошлись рано.

Дождь лил всю ночь.

15 августа. Сплав. 7 км. за ходовой день. Самый рыбный день.

Большая Хадата 15.08.21

Подъём в 7.00.

Утро мокрое, сырое и противное.

С утренней рыбалкой -  тишина.

Пока собирались, подул сильный ветер. Над нами - хмурые тучи. Особенно хмурыми они были в районе озера.

В 9.30 старт.

На сегодня не было запланированной стоянки – встанем там, куда пальцем ткнут рыбаки.

На первых 4-х километрах неожиданно начал ловиться хариус - поймали штук 15. Хариуса меньше 500 грамм отпускали.

Rpt
23. где телефон
23. где телефон макс

Большая Хадата такая же мелкая. Течение быстрое, в русле лежат чемоданы. Постоянный контроль за ситуацией и манёвры на гружёных четвёрках. Река честной второй категории сложности.

27-й км. В 16.00 зачалились покидать перед устьем р. Сальяталья , левый берег, 2 км, не доходя до руч. Базовый. При мерзкой погоде - холодно, сильный ветер и мелкий дождь - словили афигенный клёв. Ловили на нахлыст.

19. сальяталья рыбалка Большая Хадата
20. сальяталья приток рыбалка Большая Хадата
17. Большая Хадата крупный хариус
 

Я снимала видео и не успевала бегать от одного рыбака к другому из-за одновременных поклёвок.

Глеб не смог вытащить крупного хариуса: ушёл у самого берега, визуально – больше килограмма. Возможно, хариуса испугала я, когда снимала и подошла слишком близко к берегу: он увидел меня и ломанулся как бешеный. Оставила ребёнка без трофея…

Стало быстро понятно, что отсюда рыбаков оттянуть нереально. Мы с Ромчиком пошли искать место под стоянку. Нашли более-менее пригодный клочок за устьем р.  Сальяталья, на левом берегу Большой Хадаты.

Перечалили катамараны за устье. Место под лагерь неудачное: галечник с наносами лёсса и заросли ивняка. Мокровато. Видимо, не так давно отсюда ушла вода.

Палатки поставили в ивняке на прогалинах.

Клёв длился ещё часа два. За это время мы с Ромчиком сварили солянку: на газу, под пологом палатки Макса. Штормовой ветер и отсутствие деревьев опять не позволяли поставить тент, даже на вёслах.

Вечером прояснилось и перестал моросить дождь. На сильном ветру просушили всё мокрое.

Из пойманной рыбы на песке традиционно выложили надпись: «Хадата». Вдруг такого количества рыбы больше не будет.

20.3. общее фото Большая Хадата

Айрат подбил на жаренного хариуса. Сам же его и жарил: вытоптал площадку внутри ивняка, чтобы спрятаться от ветра. На сковороду пустили крупных килограммовых экземпляров. Жарили на газу.

Насобирали дров: их было предостаточно. Прямо на берегу нашли уже покрасневший ствол лиственницы.

20.2 лагерь сальяталья

На костре сварили четверную уху и даже посидели у огня. Пришлось выкинуть остатки фарша – он испортился… Ужас!

            16 августа. Сплав.11 км. за ходовой день. Несчастный случай с телефоном.

Большая Хадата 16-17.08.21

Подъём в 7.30.

Утро ясное. В течении дня, как по расписанию – то мелкий дождь, то жарко, то ветер.

В 10.30 старт.

Большая Хадата продолжала удивлять булдыганами в русле, особенно в разбоях.

29-й км. Неплохо порыбачили на р. Базовый (ЛБ). С нахлыста перешли на блесну.

23. где утопила телефон

В устье ручья набрала красивые окатыши гнейсов, гранитов, белого и розового полевого шпата. Также попались зеленоватые окатыши –явно, что-то из «семейства» жадов, правда низкого качества. Ну, раз Пусьерка недалеко – значит это жадеит. Получился неплохой улов и у меня. К катамаранам возвращалась с полными карманами.

На одной из очередных остановок на рыбалку я по полной лоханулась. Бегала по берегу с телефоном и снимала видео. Потом сунула телефон в нагрудный карман вейдерсов и вроде даже хотела карман застегнуть… Но увидела, что у Мишы и Глеба удочки встали дугой и они тащат! Побежала снять видео, но, похоже, перед этим сделала какой-то выкрутас телом…Прибежала снимать, сунула руку в карман – а телефона нет! Меня как обожгло! – наверное упал в воду, так как до этого я стояла около катамарана! Побежала обратно. И точно – мой Ксиоми поблёскивал «солнечным зайчиком» экрана на дне в воде!!! Пришёл тихий такой ужас…в телефоне недельное видео похода! В телефоне -  контакты забросчиков: в этот раз, впервые нарушив правило! никуда! отдельно! их не написала!

Пока я хоронила свой телефон, на берегу около Миши образовался ажиотаж. Оказалось, что они с Глебом тащили одного хариуса на двоих! При чём, это был не забагренный хариус: хариус взял обе блесны!

Rpt
Rpt
 

Когда эмоции остыли, дошла очередь до телефона и начали поступать умные рекомендации по его реанимации. Сначала телефон на несколько минут окунули в спирт. Потом поступило предложение: телефон засыпать рисом и забыть про него дня на 2. По теории, рис должен высосать влагу. Так и сделала.

36–й км. В 18.30 подошли к стоянке напротив Пусьерки, недалеко от устья р. Няхарнеяшор (ПБ).

Стоянка очень удобная и красивая. Один минус – далеко таскать вещи и далеко до воды.

24. стоянка пусьерка Большая Хадата

На этот раз решили устроиться по-человечески и натянули тент. К тому же, для этого были все условия.

На поляне много дров. Прослеживались следы пребывания чума: валялись полозья от нарт, олений мех и цветные лоскутки. В одном месте нашли щепу от лиственницы – собрали её для костра.

Оказалось, что щепа – очень ценное топливо: горит на ура даже мокрая! Взяли это на заметку.

Много грибов – подберёзовиков и маслят. Они везде! Ягод опять нет.

25. пусьерка грибы Большая Хадата
26. грибы Большая Хадата

Вечером сидели у костра.

В дополнение к основному меню сварили уху. От крупного хариуса собрали все потрошки и сделали «Полярную ночь». Достала припрятанных малосольных гольцов. Глеб нажарил целый противень грибов. Остальные грибы замариновала и сложила в пластиковую трёхлитровку с широким горлышком. Голодовка продолжалась))).

 Ночью был дождь.

17 августа. Днёвка, баня.

Подъём нормировался только для дежурных. В 8.00 они пригласили на кофе.

Погода стабильная: солнце/ветер/моросящий дождь/тепло.

На рыбалку никто не пошёл, даже Макс – намахались в предыдущие дни. Да и надо было освоить ранее пойманную рыбу.

Дома в планах с этого места мечталось сходить на Пусьерку. Но камнями болею только я. Да и ружья с собой нет, чтобы медведей пугать. Поэтому опять без Пусьерки.

В общем, сегодня у нас получился полноценный отдых. Весь народ пахал на кухне...Накрутили фарш, сделали тесто на беляши. Во всех делах активно участвует Глеб, причём по своей инициативе!
27. тесто Большая Хадата
 

Так как вокруг было много леса, подготовили жерди для сцепки катамаранов, чтобы потом идти под мотором одним судном.

Сложили баню. На этот раз каменкой занимался Володя. В ход пошли камни от старой разрушенной каменки на берегу. При топке каменку обмотали рулонной фольгой. Так сохраняется тепло и не страшен дождь, который периодически шёл. Наш лайф хак.

Угли от бани пустили на новое блюдо, которое опять родилось экспромтом – «фарш в фольге». На узкую рыбную решётку положили фольгу. На фольгу: тонкий слой фарша, слой нарезанного кольцами лука, сверху – опять тонкий слой фарша. Фольгу завернули и зажали в решётке. Жалко, что кончились свежие огурцы – они бы точно не помешали, так как очень хорошо сочетаются с хариусом. Блюдо ушло на ура. Получилось что-то вроде рыбного и очень сочного рулета.

Когда была баня, бегали купаться в Большую Хадату. Вода совсем не ледяная и очень комфортная. И это – полярная речка!!

28. баня пусьерка Большая Хадата
В этом походе в тесто добавила дрожжи, но поднялось оно плохо: не хватила времени и тепла. Но на их вкус это никак не повлияло.
29. чебуреки Большая Хадата
 

Беляши-чебуреки уже в темноте жарил Глеб. Сразу их и съели. Куда в нас столько лезет еды, не понятно….

Остался фарш. И чтобы его опять случайно не испортить, фарш решили пустить на очередной экспромт: в прямоугольную глубокую тарелку для запекания из фольги выложили теперь толстый слой фарша – сантиметров 10 -  с прослойкой лука. Сверху фарш накрыли раскатанным остатком теста. Верх тарелки накрыли такой же тарелкой.  Для надёжности замотали рулонной фольгой и поставили на угли на 40 минут. Кто-то предположил – не пропечётся же. Так как все уже были обожравшиеся, блюдо вскрывать не стали. Оставили его на завтрашний перекус. Но фарш так до конца и не израсходовался…

Перед сном я сделала попытку включит телефон. Но, увы, пациент скорее был мёртв, чем жив…Предположила, что телефон разрядился. Но на зарядку ставить пока не рискнула.

 Вечерние посиделки продолжили в неснятой бане около ещё тёплой каменки. Сидели до 12-ти.

18 августа. Сплав. 8 км. за ходовой день. Самый крупный хариус.

Большая Хадата 18.08.21

Подъём в 7.00.

Выход в 11.00.

Сегодня никуда не торопились и часто чалились, так как это наш последний рыболовный день на хариуса.

Особенно порадовал клёв на островах в разбоях. Хариус весь был как на подбор – килограммовый. Опять перешли на нахлыст. Поймали все.

30. псьерка айрат
31. пусьерка володя
Глеб вытащил своего трофея – хариуса на 1 кг 70 г. И был доволен как слон, так как по весу на 50 грамм обошёл папу. При этом, непонятно, кто больше из них был доволен: сын или папа)))).
Rpt

На этом отрезке был пойман трофей похода – Володя на нахлыст вытащил хариуса на 1.2 кг.!

33. хариус большая хадата 1.2кг

На перекусе вскрыли вчерашнее вечернее блюдо в фольге и афигели от вкуса! Рыбный пирог с тонкой прослойкой теста не помещался в рот, был очень сочным и, при этом, не разваливался.

34. рулет пирог новое блюдо их хариуса

44-й км. В 19.00 на галечной отмели правого берега встали на стоянку.

Весь общественный шмурдяк оставили на берегу. Палатки поставили выше на террасе с голубикой. Но ягод практически нет: удалось их набрать только на настойку.

Сильный ветер. Над нами зависло розовое Облако в форме летающей тарелки. Такие причудливые облака встречаются только на Полярном Урале!

Вечером очередной экспромт - уха с фрикадельками)))): в готовую уху кинули фрикадельки из остатков фарша. Получилось неплохо! И наконец доели фарш.

Рыбаки смотали все снасти и обещали их не доставать до следующей стоянки, так ка на завтра предстояло пройти 50 км. С остановками на рыбалку это сделать не реально.

19 августа. Сплав под мотором. 49 км. за ходовой день. Слёзы рыбаков стали Мечтой хариусов.

Большая Хадата 19-20.08.21

Подъем в 7.00.

С утра сцепили две четвёрки и сразу встали на мотор. Наконец-то воды достаточно. Пройти надо около 50 км до стрелки с рекой Малая Хадата.

35. встали на мотор на Большой Хадате

В пустые баллоны набрали литров 20 воды, так как впереди вода мутная. Собрали остатки дров – насколько помнили, на Щучьей с дровами не очень хорошо.

 В 10.00 старт.

По ходу Макс отмечал места, где можно было бы ещё порыбачить. НО рыбаки держались – снасти не доставали.   В общем, нашу баржу сегодня можно было назвать так: «Слеза рыбака», ну или: «Мечта хариуса».

Большая Хадата продолжала радовать набором препятствия. Каменюг стало меньше, мотор поднимали редко. Зато по берегам появились огромные стволы подтопленных деревьев. Часто приходилось вытворять сложные манёвры на сцепленных четвёрках. Пару раз делали красивый разворот «балеринкой».

По карте навигатора заметила, что ходовой трек не сходится с линией реки на карте: и явно, что это не погрешность прибора. Видимо подложка карты уже устарела, и река поменяла русло. Почему-то в прошлый раз не обратила на это внимания даже при обработке трека после похода.

Меняет русло
  

55–й км. Прошли второе КПП – опять никого нет.

Чтобы как-то отвлечь мысли от рыбалки, веселились весь ходовой день. На катамаране приколы и танцы.  Володя вдруг решил обучить Глеба управлять мотором. Инструктаж, контроль и счастью пацана нет предела.        

После кордона Большая Хадата расширилась и появился встречный мордодуй. Плавающие стволы стало обходить проще. Глубоко и широко. Вода постепенно стала мутной.

72–й км. /0-й км. Большая Хадата впала в р. Щучья. Спидометр обнули, снова 0-й км.

После стрелки Макс, глядя на гуляющие круги, не выдержал и начал расчехлять спиннинг. Но поймать так и не получилось. Катамаран гудел. Зато поржали.

На перекус остановились на обманчивом песчаном берегу – берег оказался топким. Следы мишки. Перекус закончился групповой разминкой – танцами мальчиков.

20–й км. В 19.00 были в устье р. Малая Хадата.

Зачалились прямо в устье на правом берегу р. Малая Хадата.

Берега топкие. Поэтому старались разгрузиться как можно быстрее. Катамараны грязные.

Все вещи перетаскали к лесочку наверх. Там же установили лагерь.

В устье стояли сети и на лодке плавали условно ненцы (точную принадлежность не выясняли). По берегу бегали собачки.

35.2 лагерь малая хадата

Ненцы подошли и начали оживлённо общаться. Было видно, что они очень обрадовались нам. Сказали, что третий день идёт ряпушка – именно её и ловят на сети. Сразу пошли намёки на спирт. Мы аккуратно объяснили, что у нас конец маршрута и спирта почти не осталось. Но соблазн поесть ряпушку пересилил разум. Нарушая закон «местных не поить», дали им 0.3 литра спирта. Взамен получили килограмма 2 ряпушки.

Ненцы сказали, что выше, по дороге к чуму, ловит сотовая связь. 

Вскоре ненцы ушли. Чум стоял недалеко.

Около лагеря обнаружили огромные оленьи рога. От этих же ненцев узнали, что именно эти рога – что-то вроде местного тотема и принадлежат бывшему оленеводу-бригадиру. Оказывается, если рога где-то висят, а не просто валяются на берегу – их с собой забирать нельзя.

35.3 тотемные рогаМалая Хадата

Ужин готовили на костре на дровах, которые везли с собой. Володя поучил Глеба пользоваться сучкорезом.

Рыбаки достали спиннинги и пытались рыбачить в устье Малой Хадаты. Но результат нулевой.

Часть ряпушки зажарили. Вкуснотище!  Остальную просто засыпали солью и убрали.   

Вечером поставила на зарядку искупавшийся телефон и часа через три рискнула его включить. И, о чудо! Телефон включился, правда экран был расплывчатым. И, похоже глючил сенсор: от прикосновения пальца экран жил своей жизнью. Но главное, что включился и есть шанс извлечь отснятое видео! Телефон опять выключила и спрятала в герму.

20 августа. Днёвка. Ранние гости.

Днёвка началась неожиданно рано.

В 5 утра в лагерь пришли три горластых ненца – они на снегоходе приехали из чума))). Один, особенно громкий, стонущим голосом ходил вокруг палаток и кричал: «Валодя, гости пришли, спирта давай, похмеляться хотим» - и так подряд несколько раз, пока злой Володя не вылез из палатки.

Ситуация, конечно, была предсказуема – мы понимали на что шли, когда дали спирт...Но не в 5 утра же похмеляться!

Надо отдать должное, что местные пришли не с пустыми руками. Для «оплаты» очередной порции алкоголя они принесли ведёрко княженики. Перебивая друг друга, рассказывали, какая княженика вкусная и редкая ягода, что у них в чуме есть ещё ведро морошки. Володя их разговор периодически прерывал «Тише, люди спят!». Хотя, естественно, от криков никто уже не спал - просто из палаток не вылезали, и за происходящим наблюдали изнутри. Ненцы продолжали уговаривать: «Спирт у вас хороший, не то что, тот, который в фактории продают. Голова не болит!».

Володя занял жёсткую позицию – спирта больше не даём. Очень убедительно им говорил: спирта у нас больше нет, всё выпили вчера, так как у нас последний день сплава. Разговоры/уговоры продолжались минут 30. За княженику были предложены 2 щучьи блесны и вроде мужики начали более-менее утихать и про спирт забыли.

Пошли темы про жизнь в тундре. Ненцы рассказали, что напротив устья Малой Хадаты, на левом берегу Большой Хадаты, уже очень долго живёт семья медведей.  Они их частенько встречают, когда ходят туда за ягодой. Кстати, в 2015 году мы стояли лагерем именно там, и тоже видели медвежьи следы. Рассказали смешные случаи про встречу с медведями. Посетовали на то, что за неделю до нас на том берегу стояла большая группа, в которой «всю ночь пили, танцевали и пели». Ненцам же очень хотелось попросить спирта, но к ним переправиться не смогли: мотор слабый и старый, чтобы идти обратно против течения. Посоветовали, где, на что и как лучше ловится щука на озёрах и как туда лучше дойти. Володя спросил про деда, которому в 2015 году оставил пилу. Ненцы удивились: «Так это ты оставил что-ли? Дед помнит! Но хитрый стал и ноги болят, ходит плохо и ворчит». Володя пообещал навестить деда перед отъездом.

Но тут раздался очередной шум – в лагерь пришла не менее горластая бабка- видимо мать… «О, у неё ж ноги больные, как она сюда дошла!?» - удивились ненцы.  Теперь спирт начала требовать бабка, еле-еле стоявшая на ногах. И концерт закрутился сначала. Увидев около костра пятилитровки с водой, бабка приняла их за спирт))) Начала топать ногами, угрожать, изображать, что звонит дочери в город, ругаться: «Вы очень плохие туристы, жадные! Пахмелиться хочу - не даёте пахмелиться!».

Что делать с бабкой – было непонятно: она перебивала Володю и слышала только себя. Театр одного актёра. Меня раздирало дикое желание вылезти и посмотреть на эту бабку. Еле удержалась.  Ситуацию неожиданно спасли недопитые вечером рюмки, которые стояли на столике. Володя гостям предложил попробовать остатки маринованных грибов. Сев за столик, один из ненцев увидел рюмки: взял одну, понюхал и радостно сказал: «О, это он! Рюмок четыре и нас четыре!». Володя сразу подхватил тему: «Да, пейте пожалуйста, но больше нет - последнее!». Гости замахнули по рюмке; закусили грибочками; прокомментировали «грибы очень вкусные, мы так делать не умеем»; успокоились и пошли в сторону чума.

Бабка самостоятельно идти не могла, ее тащили под руки и потом как мешок погрузили на снегоход.

В общем, утро началась весело. Спать уже не хотелось. После этого цирка все, кроме Миши и Глеба, повылезали и начали ржать.

Княженика была вкусная, но уже слегка забродившая.

36. княженика Щучья

Володя и Макс вдруг засобирались на рыбалку на щучьи озёра. Следом за ними – я и Айрат. Сборы заставили вылезти из палатки Мишу. Миша был возмущён, что чуть было без него не ушли на рыбалку.

В лагере остались Ромчик и Лёха.

На катамаране переправились на левый берег Малой Хадаты к снегоходной тропе, которую показали ненцы. И пошли к озёрам. Немного плутанули: решили срезать и уйти с тропы. Навигатор остался в палатке)). А надо было идти просто по дороге – она как раз ведёт к зимнему стойбищу, которое находится на большом озере. От берега до него «на глаз» около километра.

С рыбалкой в этот раз не сложилось. То ли рыбу выловили сетями, то ли пошли слишком рано, то ли погода не та – непонятно. Ловились только некрупные окуни и щурята.

37.1 улов на щучьих озерах
 

Всю рыбу отпустили. Моросил мелкий противный дождь. Поэтому, помучавшись час, вернулись в лагерь.

По возвращению Володе пришла гениальная, но немного запоздавшая идея – подвялить оставшуюся ряпушку для поезда. Повесили ряпушку над костром и стали изгаляться. Потом переместили рыбу под тент, так как опять пошёл дождь.

37. ряпушка Щучья

У нас оставались последние пять крупных хариусов. Решили их закоптить.

Вечером сделала ревизию продуктов и всё «ненужное» собрала для ненцев. Так как рыбы на маршруте было очень много, оставалась несъеденной плановая раскладка: в основном крупы. В этом походе всем почему-то хотелось жиденького и варили в основном супы. Набралась приличная кучка: 2 бутылки гречки, 2 риса, перловка, бутылка сахара, чая, остатки подсолнечного масла и муки, соль, а также лепёшки Тортилья: они не ушли, так как хватило хлеба. Для радости положила им кусок сала, пару лимонов, лук и немного чеснока. Айрат оставил свои сапоги и галоши.

Также, по просьбе ненцев, оставили все пустые пластиковые бутылки и банки от тушёнки– они им нужны для сбора ягод.

Всю ночь лил дождь.

21 августа. Сплав под мотором до моста. 30 км. за ходовой день. Вкуснейшая морошка.

Мост щучья
 

Общий подъём в 7.30.

Пока завтракали, дежурные сварили борщ на ужин, на случай плохой погоды и плохих дров на выходе. Разогреть всегда проще, чем сварить. К тому же, борщу из сушёных овощей от времени будет только лучше. С собой брала пищевую плёнку, которая отлично годится для таких случаев: замотанный ей котёл не протечёт, даже если случайно перевернётся.

Также собрали все напиленные дрова. Т.е., максимально упростили бытовые задачи на выход, высвободив время на антистапель.

На берегу нашли 4 доски. Забрали их с собой, предварительно спросив разрешения у ненцев. Доски пригодятся на выходе с маршрута. Положим их на топкий берег, чтобы меньше проваливаться в ил.

Перед уходом Володя, как и обещал, пошёл в чум навестить деда.

Заодно напоследок решили на спирт выменять у ненцев морошку. Для отмазки – откуда появился спирт - придумали версию: спирт нам дали москвичи, которые прошли вчера на байдарке. А москвичи, с которыми мы забрасывались, действительно вчера прошли мимо. Так что всё достаточно правдоподобно.

Володя вернулся минут через 40 с пятилитровым ведёрком морошки! Следом за ним бежали собаки. Вскоре на берегу появились и ненцы. Но к нам не подошли, а стали заниматься своими сетями.

Морошку пересыпали в трёхлитровую пластиковую банку с широким горлышком. Так как ведёрко необходимо было вернуть. Остатки высыпали в большую тарелку, чтобы есть на катамаране.

37.2. морошка Щучья

За морошку отдали 0.5 литра спирта. Спирт и пустое ведро оставили в лагере вместе с продуктами- такая была договорённость.

В 10.00 старт.

На катамаранах ехали весело.

За мотором Миша и Глеб.

38. выход Щучья

К обеду стало жарко. Желающие принимали солнечные ванны вместе с ряпушкой, которая досушивалась на катамаране.

Река заметно расширилась и стала наворачивать петли. На волнах неожиданно укачало Ромчика – лежал бледно-грустный и мечтал о пиве по приезду на берег.

29 –й км.   Через 10 км остановились на перекус. На моей карте в навигаторе с прошлого похода по Большой Хадате на этом отрезке пути отмечен единственный галечный берег на ПБ. Оказалось, что камешки на берегу только сверху, а под ними – топкая жижа. Ставишь ногу, а она постепенно начинает проваливаться. Т.е., ходить можно, а стоять нельзя. Макс провёл аналогию: «Вот так и мы застряли в 2015 году около чумов».

На берегу начались приколы. Володя маркером изрисовал вейдерсы - сначала Максу, потом – Айрату. Изобразил на вейдерсах хадатинских хариусов.

39. посл день сплав по Щучьей

На перекусе доели последнего хариуса в виде сугудая.

46 –й км.  Ненадолго показался мост.

51 –й км.  В 16.00 были на месте выхода: правый берег, сразу за мостами.

41. посл. стоянка Щучья

Железнодорожный мост изменился: его красиво покрасили в синие цвета Газпрома.

40. мост Щучья Бованенковская трасса 110 км

Погода замечательная: солнце и ветерок. Все условия, чтобы нормально высушить катамараны.

Около подъездной дороги с моста стоят мусорные баки.

 После разгрузки отправили Лёху и Ромчика в факторию – очень хотелось пива к подвяленной ряпушке! Спирт остался, но его никто не хотел.

На поляне натянули тент и складывали под него высушенные вещи.

Набранной заранее в реке воды не хватило. Поэтому для питья воду набирали из ручья, который впадает в Щучью с нашего берега и находится метрах в 100-х от стоянки.

На удивление много дров.

Развели костёр, разогрели борщ…И потом около костровища обнаружили НЕЧТО, что напоследок нас полностью убило…

НЕЧТО было обнаружено после того, как на него случайно наступили…Оказалось, что прямо около костровища до нас КТО-ТО хорошо покакал и благородно замаскировал кучку добро песком!

После тщательного осмотра места происшествия были обнаружены ещё две аналогичные метки! И весь ближайший ивняк в метре от стоянки тоже был засран. При этом, с большой вероятностью, это были не ненцы. Потому что везде валялась туалетная бумага, а ненцы, вроде как, ей не пользуются…

Я, собственно, пишу об этом так подробно потому, что вдруг это НЕЧТО случайно наткнётся на мой Дневник и ему станет стыдно!!! Ну нельзя так какать!

Гонцы вернулись часа через 2, как раз в тот момент, когда к нашему лагерю подъехали два квадрика – парень с девушкой из Питера. Впереди решительным шагом шёл Ромчик и сильно возмущался, размахивая руками. Из его заиканий быстро поняли: пива в фактории нет... Ромчик ругался как последний сапожник на факторию/продавщицу/Путина и напугал своим сленгом питерцев))). В своё оправдание потом Ромчик сказал, что питерцев принял за путейщиков))).

Отсутствие пива компенсировал компот из морошки – афигенно вкусный! Варили одни и те же ягоды раза 3! Часть ягод съели в свежем виде, разделив по индивидуальным кружкам. Морошка в этом походе запомнится нам не меньше, чем блюда из хариуса. В таком количестве ели её впервые.

 После того, как были сделаны все дела, рыбаки пошли под мост ловить щуку. Видно, что река «живая» и рыба гуляет. Но, простояв час, так никого и не поймали. Единственная поклёвка была у Глеба: у него сорвалась, как он рассказал, маленькая длинная рыбка. Предположили, что это была ряпушка.

На закате всей толпой сходили на старый мост и сделали финальный общий снимок. Все живы, здоровы и счастливы!.

42. на мосту Бованенковской трассы 110 км

На мосту местами ловит сотовая связь.

Надпись на мосту «Здесь рыбы нет» до сих пор актуальна. Как и в 2015 году, в реке Щучья не было поймано ни одного хвоста…

Часть 3. Выход с маршрута. Обратная дорога домой.

22 августа. Отъезд в Лабытнанги.

Общий подъем в 8.00.

Так как весь общественный шмурдяк собрали с вечера (это 2 катамарана, вёсла, транец, мотор и костровая сумка), на утренние сборы и завтрак заложили 2 часа.

ТРЭКОЛ по предварительной договорённости должен был приехать в интервале 10-12 часов. Но оставалась интрига - приедет ли он?  Мало ли что могло произойти за это время. Людмиле вчера позвонить не получилось, так как телефон был в нерабочем состоянии.

Поэтому собирались, ждали и пока не волновались.

 В 10.10 со стороны моста услышали звук. Вскоре увидели выезжающий из кустов беленький, сверкающий на солнце, ТРЭКОЛ!

Ура! Не подвели нас забросчики и с выходом!

Перед погрузкой разглядывали чудо российского автопрома и фигели от удивления. Визуально ТРЭКОЛ – это ГАЗЕЛЬ на больших колёсах. На кузове, собственно, так и написано «ГАЗЕЛЬ». Хозяин ТРЭКОЛА, Владимир, с улыбкой отвечал на наши любопытные расспросы.

Рюкзаки погрузили внутрь ТРЭКОЛА в грузовой отсек. Рамы, чехол с вёслами положили наверх, на багажник.

44. грузимся в трекол до Лабытнанги
43. трекол выход в Лабытнанкги
 

Сами разместились внутри, Миша с Глебом сели впереди рядом с Владимиром.

Разместились очень комфортно. В принципе, все крупные вещи поместились в грузовом отсеке, а под ногами была только мелочёвка.

Владимир немного афигел от вида наших больших личных рюкзаков и заметил, что мы явно весим не 900 заявленных килограмм. Мы пытались оправдаться, что едем уже пустые – без еды, спирта и бензина, а в рюкзаках – объёмный водный шмурдяк))). Володя прикалывается надо мной, типа: это я во все рюкзаки напихала своих булыжников))).

По факту, перевес, наверное, был килограмм на 90 – как раз столько, сколько я указывала в заявке в виде 10-% погрешности к описанному грузу.

Вообще, Владимир сразу как-то расположил к себе своей доброжелательностью и улыбчивостью.

На берегу оставили 8 литров бензина: маркером написали, что это АИ-92 без масла))).

В 11.00 выехали.

Погода отличная – солнце!

По пути задаём Владимиру вопросы о жизни в регионе. Видно, что человек очень привязан к Ямалу и любит его.

До р. Лонготёган дорога очень плохая. Ехали не больше 40 км. /час, так как гружёный ТРЭКОЛ может убить резину. Но активно идёт реконструкция дорожного полотна: на всех мостах сосредоточена техника. Мост через Лонготёган уже восстановлен.

Около Лонготёгана остановились на перекур.

45. трекол остановка в пути до Дабытнанги

Рядом на железной дороге работали путейщики. О! Ромчику показали, как выглядят путейщики! Ржём, вспоминая вчерашнюю истерику. И тут ситуацию с пивом прояснил Владимир: сказал, что последнее пиво выкупила вчера группа, которую он вывозил. Следующий завоз в факторию должен быть сегодня. Оказывается, Путин не виноват и с пивом нам просто не повезло!

Дальше дорога стала заметно лучше, но до хорошего состояния ей ещё далеко.

Тем не менее, в 15.30, через 4.5 часа, приехали на ж/д вокзал Лабытнанги. Это было в два раза быстрее, чем мы ехали до Лабытнанги в 2015 году.

Выгрузились.

Вещи внутрь вокзала таскать не стали: аккуратно сложили их к стене здания. Там уже тусовалась группа туристов.

Был план на ночь заселиться в наш поезд «Лабытнанги – Москва». Этот поезд приходит в Лабытнанги вечером и стоит всю ночь. В интернете проскальзывала информация о том, что туристов иногда пускают в поезд с вечера. Но в 2015 году у нас не прокатило, и мы ночевали на вокзале.

Пообщались с соседней группой. Это были 4 ярославца, они возвращались с Пятиречья и тоже целились на ночёвку в поезде. Что удивительно: они билеты на поезд покупали в Лабытнанги, правда в наличии был только купейный вагон. Поговорили о рыбалке: им, в отличии от нас, не так повезло с рыбой.

Времени было предостаточно.

По очереди сходили поужинать. Но предварительно уточнили на вокзале у работников РЖД «где недалеко от вокзала можно поесть бедным и «голодным» туристам». Вариантов было два: вокзальное кафе со скудным выбором и графиком работы до 14.00 и кафе в гостинице «Приобье». Остальные кафешки в центе города и далековато.

Пошли в гостиницу «Приобье». Она находится прямо около вокзала, через дорогу слева: высокое здание с надписью наверху «Приобье». Вход в кафе с торца через ресепшн. Кафе работает с 8 до 20.00. Кафе удивило неплохим ассортиментом и адекватными ценами. В меню и пельмени, и шашлык, и солянка, и много чего ещё.

Rpt

А главное, было холодное пиво! Поэтому трапезу начинали с него. На питание в кафешках у нас лимит 300 руб./человека на один раз. В принципе, из этого бюджета в этом кафе мы вылезли рублей на 200 - и то потому, что брали пиво. А ещё в кафе очень вежливый персонал.

После ужина пацаны ломанулись в город за пивом в поезд – ушли и бессовестно пропали))). На вокзале остались Володя и я. Володя в 7 вечера решил сделать ещё один заход в кафешку. Все ушли. Я осталась одна и в это время на первый путь подошёл наш поезд. Ярославцы пошли договариваться. Я же была привязана к караулу вещей.

Время шло, перрон опустел. Ярославцы потихоньку начали таскать свои вещи: в вагон их не пустили, но разрешили сдать по багажным билетам багаж. А наших красавцев всё не было и не было.

На второй путь прибыл поезд «Воркута – Лабытнанги». Откуда-то быстро появился полицейский патруль и у прибывающих стали проверять паспорта. Прописанных в Лабытнанги пропускали. У всех приезжих просили либо справку о прививке от Ковид, либо отрицательный тест ПЦР. Потому что официально Ямал был закрыт. Несколько человек, видимо у которых не было необходимых справок, увели на составление протокола. Я уточнила у дежурного по поводу посадки в поезд без справок. Сказал, что проверяют только въезжающих на территорию Ямала: отъезжающих не трогают. Ух. А то у нас в группе – ярый противник прививки Ромчик, ну и Глеб, которому не сделали прививку по возрасту. Остальные все привитые.

Наконец группа собралась.

В общем, в поезд мы всё-таки сели. Но как - в Дневнике по понятным причинам писать не буду. Могу ответить в личку.

Негабарит – катамараны, вёсла и раму, проводники разрешили поставить в рабочий тамбур. На них мы пообещали завтра купить багажные билеты.

Растолкав барахло, достали пиво. И хорошо, но очень культурно и тихо, посидели. Мы никому не мешали, но и нам никто не мешал.

Володе и Ромчику разрешили выходить курить. И они периодически, как две мыши, передвигались по вагону, стараясь не разбудить спящих проводников.

Единственной проблемой стал биотуалет, который после 12-ти отключился из-за прекращения подачи электричества.

Ночь прошла комфортно.

23 августа. Поезд «Лабытнанги-Инта». Пересадка. Поезд «Инта-Киров».

В 6.30 утра мы с Володей пошли в кассу, которая открывается в 7.00. Нужно было купить багажные билеты и в этот поезд, и сразу на следующий, «Инта-Киров».

В поезде из Лабытнанги отдельное багажное купе было уже занято. К тому же, в этом поезде нам ехать несколько часов. Поэтому формально купили 2 багажных места – ручная кладь 10 кг как переплата за перевес.

На поезд из Инты до Кирова взяли стандартные, как мы тогда думали, багажные билеты на провоз спортивного инвентаря: разборной байдарки.

В 9 утра открылся неприметный киоск, который стоял рядом с перроном. Наши пацаны вовремя это заприметили и купили там домой копчёную ряпушку по цене 400 руб./кг.

В 9.40 отправление из Лабытнанги.

Странно, что до Инты мы ехали практически в пустом вагоне. При этом, за три месяца до покупки билетов, свободных мест почти не было.

В 16.25 местного, уже московского, времени прибыли в Инту. На высадку проводники дали рабочий тамбур. За час стаскали туда все вещи. Спокойно, не мешая посадке, выгрузились.

Вещи с перрона на вокзал таскать не стали, так как через два часа уже посадка в поезд до Кирова. И наверняка он придёт на первый путь.

В Инте моросил дождь. Поэтому вещи накрыли тентом.

В 17.40 Москвы на первый путь пришёл поезд № 309.

При посадке выяснилось, что по купленным багажным билетам наши катамараны не принимают в отдельное багажное купе. Причина – багаж не проходит по базе, в багажной квитанции написано слово «ручная кладь», а значит вещи должны ехать с нами в вагоне. У нас стопор: в багажной квитанции явным образом указано на спортивный инвентарь – байдарку. Последние 2 года байдарки (они же-катамараны) у нас забирали в отдельное багажное купе. По дороге туда мы ехали в этом же поезде, и также катамараны сдавали в отдельное купе. Но багажных квитанций на руках не осталось – их забрали, поэтому сравнить было невозможно. На наши разборки пришёл начальник поезда, и даже подошёл полицейский патруль. Но так и пришлось тащить катамараны в вагон. Начальник поезда разрешил катамараны положить на чужие третьи полки.

По приезду домой открыла электронный вид багажной квитанции на поезд №310 «Киров-Сейда» и сравнила её с багажной квитанцией, оплаченной в кассе Лабытнанги на поезд № 309. Квитанции были идентичны: «Ручная кладь. Разборная байдарка и вёсла». Почему по дороге туда багаж приняли, а на обратной дороге нет: тема осталась открытой.

На ужин пацаны достали ряпушку. Ряпушка оказалась наисвежайшей и наивкуснейшей! По вкусу это вторая после хариуса рыба!

24 августа. Поезд «Инта-Киров». Ночное авто до Уфы.

Весь день в поезде.

Куряки с нетерпением ждали больших остановок. Но их было не так много.

 На стоянке в Микуни желающие купили бруснику в пластиковых пятилитровках. Также за космические деньги продавали морошку: за стеклянную пол литровую баночку просили 1300 рублей! А мы 5 литров морошки съели за пол литра спирта = 250 рублей….

До Котласа везде пасмурно и дождь. После Котласа – вернулись в жаркое лето.

В 20.40 московского времени приехали в Киров.

Поезд пришёл на первый путь. Все пассажиры выходили в город через вокзал, а значит – опять через контрольную ленту. Мы же успели прошмыгнуть через ворота сразу в город. Попросили открыть их охранника.

Машина до Уфы уже ждала в назначенном месте. Быстро загрузились.

Ехали всю ночь и дрыхли так, как будто ни в поезде, ни в походе вообще не спали! Не останавливались даже в кафе, на завтрак!

25 августа. Конец маршрута.

В 9 утра уральского времени приехали в Уфу. Доехали за рекордное время – 10 часов!

Зайдя домой, первым делом включила свой контуженный телефон и подцепила его к вай-фаю, чтобы данные синхронизировались на диск. И, чудо! Телефон не только нормально включился и подцепился: перестал жёстко глючить сенсор! В общем, видео было спасено! Мой старенький Ксиоми оказался очень живучим.

Позавтракали, и магнитогорцы поехали домой.

Можно считать, что очередной поход благополучно закончился.

Но немного грустно, что всё прошло слишком быстро. И опять жара, и уже не хватает Полярной свежести.

Вечером по электронной почте отписалась Людмиле о проблеме с телефоном и благополучном выходе с маршрута. Заодно поблагодарила за отличную заброску. Она немного пожурила за безалаберность и была абсолютно права))).

Видеоролик. Часть 2. Рыбалка на р. Большая Хадата.
 
 

Комментарии
Наталья05.10.21, 06:36
Владимир, дайте ссылочку, когда видео выложите))). 
Относительно местных вопрос двоякий. С одной стороны, да, знаем их слабости. Но с другой стороны, от них можно узнать много интересного о жизни в тундре, о рыбалке, о новых речках и озёрах, про которые не упоминается в отчётах))).
Привет, Наталья! Посмотрел ваши фильмы. Здорово! скоро я выложу наши. 
Оказывается, мы стояли почти на одних стоянках. С местными чукчами старались не общаться. Перед впадением Малой Хадаты стояли на левом берегу за 0.5 км до устья Малой Хадаты хорошая стоянка, купались. В 2022 году собираемся на озеро Малое Щучье и далее сплав до Лаборовой.
Наталья22.09.21, 15:11
В контакте не живу)) вопросы можно в вацап/вайбер/телеграмм 906- 
854-35-99
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте