ЛЮДИ, НРАВЫ И ТАЙСКИЙ ЯЗЫК

На берегу На берегу
На берегу На берегу
Таксисты Таксисты
Жарко Жарко
Городской автобус Городской автобус
Полицейский Полицейский
Молодёжь Молодёжь
Чудак Чудак
Супруги Гуан и Кхвонги Супруги Гуан и Кхвонги
Женщины Женщины
Женщина Женщина
Перки Перки
Хозяйка одного из гестхаусов на Khao San Road Хозяйка одного из гестхаусов на Khao San Road
ЛЮДИ
...их нравы

Люблю улыбки и от души улыбаюсь сам. Однако по устающим мышцам лица, понимаю, какие тайцы по сравнению со мной “качки”. Они широко улыбаются везде и всегда при любом общении, даже если перед ними недруг. Улыбка – лучший способ скрыть свои чувства, усталость, стресс, ведь проявление негативных эмоций тайцем и громкая речь могут вызвать “гнев духов”, что чревато снижением его статуса в этой или следующих жизнях. Как пример, полный людей автобус ждёт одного опаздывающего на 50 минут человека. Верней, жду его я один, уже закипая. Местные же, как ни в чём не бывало, спокойно сидят, улыбаются и почёсывают в паху…
Будучи большими, в хорошем смысле, пофигистами, тайцы не особо берегут ни свою, ни чужую жизни. Зачем? Ведь если что-то не получилось в этой жизни, можно наверстать в следующих…
 
Тайцы съёживаются, как испуганные дети, если вдруг забываешь улыбаться. Они хотя и любят, но боятся русских. Для них наша обычная душевная громкая речь – это “гнев духов”. Воспитанные на буддизме, они не станут делать того, что не приносит удовольствия. Тайцы предано чтят своё государство, монарха и его семью, портреты которых весят повсеместно. И даже встают и застывают во время ежедневного гимна в 6 вечера! Так, был случай на автобусной остановке. Подъехал автобус, и все вошли вовнутрь. Кроме женщины. Она не успела войти – зазвучал гимн. Она стоит, не входит. Водитель не закрывает двери. Все молчат. И только по завершении гимна она спокойно входит в автобус и тот спокойно уезжает. Вот так вот…
 
Вера не рекомендует тайцам касаться друг друга, потому здороваются они сложенными на уровне груди ладонями с кивком головы (вай). Видя мои старания исполнения приветствия вай, тайцы умиляются. Всё равно делаю не верно, ведь в зависимости от статуса человека напротив амплитуда наклона головы и высота сложенных ладоней различна. Если перед тобой монах или старший по возрасту, то макушка твоей головы должны быть ниже его. Так выказывается уважение и смирение. Именно поэтому головы статуй и восседающих монахов всегда находятся выше твоей, а, например, официанты часто сгибаются перед тобой в три погибели. Не раз наблюдал, как мамы прикрывают ладонью макушку своего чада при разговоре с дядями или тётями. Видимо, чтобы те не сглазили ребёнка.

Если макушка (место обитания души) – это самая главная часть тела, до которой нельзя касаться посторонним, то ноги – самая презренная и их нужно прятать. Поэтому буддисты сидят в храмах на корточках, пряча пятки от статуй, и считается великим оскорбление указывать на кого-либо этой частью тела. Представляете, каково было мне каждый раз закидывать ногу на сидешку велосипеда – не дай Бог на кого нечаянно попаду…

Впрочем, “продвинутая” тайская молодёжь “в теме” и неотличима от европейской. Здороваются за руки, раскрепощены, раздеты и равноправны с прекрасным полом, вопреки канонам. Владеют английским, как, кстати, и многие тайцы, даже в деревнях. Самая популярная музыка – слащавые мальчиковые группы, плачущие про любовь. “Переболеют”, - дымит сигаретой дядя таец Шии.

Некогда в Таиланде существовала иерархия людей “сакди”. Допустим 5 баллов – это раб, а 100 – Стас Пьеха. С тех пор прошло два века, но привычка эта всё ещё в спирали ДНК тайцев в виде статуса. Многие принимают своё “низкое” положении в обществе, как данность, мол, это карма за прошлые неудачные перевоплощения. Но есть и “лягушки на взбитом масле”, кто сам стремится повысить свой статус (шанс удачного перевоплощения в будущем), да и кто просто делает вид. Так, замечал, как многие девушки по утрам усердно отбеливают личика: бледный цвет лица вызывает уважение у тайцев, они будут подумать, что дивчина работает в офисе, а не под лучами жареного солнца на плантации. Вот так-то: загар для нас – признак успешности и красота, для них – признак мещанства. И наоборот…
 

ТАЙСКИЙ ЯЗЫК

 Любопытства ради, спрашивая у иностранцев, как звучит на их слух наш русский язык, как правило, слышу: “Он мягкий, красивый и ленивый”. Нам же родной язык привычен и звучания его мы не замечаем. Зато сложно не заметить звучание тайского языка. Опишу его, как “мяукающее сюсюканье с придыханием”. Теперь-то я понимаю, почему тайцы постоянно улыбаются – им самим смешно. Вот послушайте: это выпуск новостей Видео 1, это сериал Видео 2, а это митинг Видео 3. Правда же, очаровательно?

Говорят, что русский язык сложнее и богаче тайского, но, думаю, их просто нельзя сравнивать – они разные в самом принципе. Тайский язык, как и лаосский, китайский или вьетнамский, - это тоновый язык, где значение слова зависит оттого, как его произнести. Например, слово “ма” означает “приходить”, если произнесен ровным тоном, “лошадь”, если восходяще-нисходящим, и “собака” в восходящем. Вот если промяукать, как голодный котёнок, несколько раз в разной тональности “мяу-мяу-мяу-мяу” – вот это и будет тайский язык и, даже, не удивлюсь, если эта фраза что-то, да и обозначает. Как, например, “май-май-май-май” переводится на наш могучий, как “новое дерево не горит“. Впрочем, и у нас есть выражения, которые без интонации на трезвую голову не разберёшь: “Косой-косой косой Косой косил косой-косой косой”.

Но и этого оказалось мало тайцам, и они решили ещё усложнить язык:

•  Все слова в предложении пишутся слитно, и лишь сами предложения отделяются пробелами. Более того сами буквы-крючки с кругляшками могут стоять непоследовательно в словах раз от раза и в зависимости от предложения. Разобрать, что же написано, видимо, только таец и сможет;

•  Чтобы разговаривать на тайском, нужно иметь не только ловкие губы и музыкальный слух, но и сильные лёгкие, ведь половина слов произносится с придыханием. Вот, например, всё та же вежливая частица “Кхап” на самом деле произносится как “Кап”, но только буква “К” выдыхается;

 •  Мало того, что значение слов зависит от тона, так ещё и множество слов может означать один и тот же предмет. Так, слово “Бабушка” произносится тайцами миллиардами способами в зависимости от того, кем ты приходишься этой самой бабушке.

Более подробно
ХРАМЫ И МОНАХИ

Храмовый комплекс а Паттае Храмовый комплекс а Паттае
Домик для духов на поле Домик для духов на поле
Саманеры (младшие монахи) Саманеры (младшие монахи)
Лестница к храму Лестница к храму
Ват в Чиангмай Ват в Чиангмай
Монах окропляет прихожан Монах окропляет прихожан
Церемония посвящения в саманеры Церемония посвящения в саманеры
В китайском храме В китайском храме
На территории храма На территории храма
ХРАМЫ
... ваты, чеди и домики для духов

В Таиланде больше тысячи храмов. Из далека они, как правило, похожи друг на друга, но неповторимы и уникальны вблизи. Облицованы всём, что было под рукой при строительстве: цветными зеркалами, камнями, деревом, краской, ракушками, позолотой. Чаще всего храмы очень пёстрые и с большим количеством мелких прорисованных элементов, богатыми декорированными наличниками окон и дверей, украшенными мозаикой и позолотой. Очень пластичны и красивы!

Любопытны крыши тайских храмов. Часто это две, три двускатные крыши (похожие на раскрытые книги) – одна над другой, ярусами. Коньки крыш украшают Чофа - сильно вытянутая голова мифической птицы Гаруда. Внизу же покой священного места охраняют одно-, многоголовые изображения Нага – мистического змея, оберегавшего в своё время Будду во время медитаций.

Где-нибудь по близости – в кустах – спрятаны усилок и динамик, из которого периодически раздаются пуджи монахов. Совсем не прячась на самом видном месте, стоят ларьки. В них продаются различные фенички для церемоний. Вокруг бегают ученики (саманеры), ходят монахи, стоят памятники. Обязательно на территории храмов есть много свободного места, где, как оказалось, можно без проблем переночевать в палатке.

Куда бы ни занесла фантазия архитекторов храмов, но, согласно буддистским архитектурным принципам, в храмовых комплексах должны быть:

Бот – зал для религиозных церемоний;
Вихан – уголок для различных Буддистских изображений, для молитв и церемоний;
Сала – открытый павильон для проповедей монаха;
Мондоп – помещение, где хранятся священные Буддистские писания;
Чеди (другое название Ступа или Пагода) - высокое куполообразное строение, под которым захоронены буддистские реликвии или реликвии набожных королей и монахов;
Хо раканг – колокольня;
Кути – помещение, где живут монахи;
Хо Трай – библиотека.
Многие храмовые комплексы имеют крематорий и школу.
 

ДОМИКИ ДЛЯ ДУХОВ


Тайцы весьма суеверны и боятся духов – приведений, которые спокон веков жили на месте нынешних городов: в деревьях, прудах, реках. Вместо вырубленных деревьев тайцы предлагают духам маленькие домики San Phra Phum, стоящие частенько близ жилых домов, закусочных, магазинов. С утра женщины кладут на домики сладости, ставят напитки и поджигают ароматические палочки. Всё это для того, чтобы задобрить живущего в домике духа.

Часто домики для духов можно встретить стоящими на полях, плантациях или у дороги, оберегающие их. Рядом стоят в качестве подношений бутылки с газированными напитками. По всей видимости, их может взять и выпить любой путник, иначе бы, куда они девались...
 

МОНАХИ

...их традиции

Монахи в Таиланде очень почитаемы. Монахом может стать любой мужчина, кто принимает Учение Дхарма с Четырьмя Благородными Истинами (страдания и подавление их) и отказывается от мирской жизни, посвящая себя служению Богу и людям. Добровольно отказаться от монашеского сана, если надоело, любой монах может в любой момент. Монаха, кстати, могут и изгнать с позором из монастыря, если тот ведёт распутную жизнь или нарушает запреты. А запретов и правил всего 227, и вот некоторые из них:

• Монахи могут есть только до полудня и исключительно ту еду, которую собрали во время подаяния. Каждый день в 5 утра, когда ещё совсем темно, монахи выходят из монастыря, чтобы выполнить светлейший ритуал бинтхабат — сбор подаяний и благословение дающих. Выходят они с чашами для сбора пищи (бат), и расходятся по разным дорогам, проходя многие километры босиком. Кушают монахи уже в монастыре;

• Монахи не имею право носить другую одежду, кроме подаренного им монашеского одеяния "тивара" - желто-оранжевое или шафрановое одеяние (оранжевый - это цвет буддизма). Нижняя часть одеяния Антаравасака (юбка), верхняя часть Уттора санга (накидка из ткани), накладка на плечё Сангати и пояс. Одеяния шафранового цвета носят монахи лесной традиции буддизма Тхеравады, оранжевого - городские монахи. Считается, что изначально монахи ходили в белых одеждах, но после того как они выстирали свои одеяния в серном источнике она окрасилась в оранжевый цвет. Так положено начало традиции оранжевых одеяний;

• Запрещено касаться женщин и, вообще, как можно реже с ними общаться;

• Нельзя употреблять алкоголь, однако кури, сколько влезет;

• Нельзя убивать никакую живность и воровать;

• Если монах захворал, то его не станут лечить. Он должен смириться с мыслью о неизбежности смерти;

• Монахам запрещено брать деньги руками. Прихожане кладут денежные подаяния в специальную тумбочку при монастыре. Денег в последнем всегда много, ведь сделать преподношение монастырю в Таиланде считается благочестивым поступком;

• Монах должен быть с выбритой головой, ведь это символ отречения от мирских забот. Как не крути, а за волосами ведь нужно ухаживать, чтобы они были чистыми и шелковистыми.

Более подробно

Комментарии
Кирилл23.07.11, 05:33
Да, видимо, да. Надо начинать копить на школу :D 
Editor21.07.11, 17:50
Для этого боюсь придётся поступить (кто способен оплатить) в тайскую школу ))) 
Кирилл20.07.11, 09:56
Ответ 
Ничуть. При разговоре с молодежью таиланда - велосипедистами, я рассказывал о нашем Горной Алтае, мол, есть у нас такое место классное. Приезжайте к нам. На моё удивление, они прекрасно знают о Манголии и Алтае!!! Они изучают их в школах (кто способен оплатить школу) эти места, как свою прародину. Почему? Надо поизучить...
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: