Классический пеше-водный поход в Саянах.
пос. Орлик - р.Тисса(вверх) - пер. Сарикта-Дабан-оз.Кара-Балык - р.Бий-Хем -г.Кызыл.

Саяны 2021-го года.

15.07. Начнем наш рассказ со станции Слюдянка, где на берегу Байкала расположились отдохнуть Сифон и Борода, после ж/д заброски.
Бултых в прохладную прозрачную воду Байкала, красота...
- Аккурат бы после баньки подошла! - подытожил Сифон.
IMGP3464
       Как не хорошо на берегу замечательного озера, а надо забираться в центр Саян. "Дядя Коля", что караулит туристов на ж/д мосту предлагает свои услуги за 23 т.р. - мы уж как нибудь автостопом.
IMGP3467
     Сунулись наши ребята на авто кассы, а там кто куда: маршрутки до Мондов оказывается нет, единственный вариант - микроавтобус до Аршана, что набирает людей в кузов через пол часа после полудня. А вот за таксо Иркутск-Слюдянка притаилась маршрутка "Улан-Удэ - Орлик", заметили мы которую только тогда, когда она стала выворачивать на трассу. Борода вскочил и кинулся в погоню, да куда там! Светофор дал зеленый свет и автобус скрылся в переплетении улиц Слюдянки.
      Тогда казалось, что заброска не удалась и ребята "пролетели как фанера", и лишь только духи Саянских дорог знали, что не раз еще предстоит им пересечься с маршруткой этим жарким летним днем.  А пока не солоно хлебавши группа разместилась в автобусе идущем на Аршан.
     В Култуке ребята повеселели, водитель "Улан-Удэ - Орлик" устроил обед у кафе "Черемушки", так что мы её перехватим чуть дальше.  Это чуть дальше наступило, когда автобус группы свернул на Аршан, а ребята высадились на отвороте. И начали вовсю голосовать, когда показался знакомый силует, и снова маршрутка на Орлик пронеслась мимо, даже не затормозив, все пропало!
        Тут же следом подошел автобус Аршан-Кырен, не автобус, а почта россии, как сказал водитель, потому что он развозил по пути посылки и даже купил пароварку кому-то из односельчан. Но главное не это, а то, что в автобусе были девушки, которые торопились на другой автобус, в Монды, который как вы уже поняли проехал мимо нас. На сей раз встреча была  неизбежна, и мы встретились с ним в Кырене. Водитель согласился подбросить нас до Орлика. Для этого из салона выгребли изрядную долю чемоданов и разместили все это на крыше, так же дополнительный ряд сидений разложили в проходе, так  и поехали "в тесноте да не в обиде".
       Дорога до Орлика за 10 лет так и не изменилась: всё та же ухабистая грунтовка, разве пост пограничников переехал на асфальт. А вот сам поселок изменился сильно: асфальт на улицах, диковинные автомобили, лесные дорожки стали напоминать автострады.
IMGP3468
        Расплатившись с водителем Сифон с Бородой поспешили убраться из Орлика и забились на ночевку в овраг, что не видно с дороги, мало ли что: бичи пожалуют, или молодежь на "рогатках" налетит.
IMGP3471

16.07. План на сегодня был прост, пройти по правому берегу реки Ока до моста, а затем крюком подобраться к долине Тиссы уже по левому.
          Это на поезде или маршрутке быстро пролетают километровые столбы, а когда тащишся с тяжеленным баулом, они даже не ползут, а выплывают из далека.  Вот уже ребята напротив устья Тиссы, построить бы им катамаран, да переплыть на ту сторону, но нет же, пошли в обход.
IMGP3475
IMGP3477
В 2011м году мост через Оку мы пролетели на заброске, теперь все иначе, турклуб переживает не лучшие в плане финансов и участников времена. Образовалась целая прослойка 50-летних дядъ, которые ничего не хотят и им ничего не интересно. В обязанности Сифона как ЗамПредТурКлубаПоОргРаботе входит информирование участников о различных мероприятиях. Какие только причины не придумывают дяди лишь бы не ходить в поход, такое ощущение, что это конкурс остроумия, вот некоторые из них:
        -Что-то вы рано, я работаю
        -Я вырвал зуб, поберегусь, но рвусь, рвусь в тайгу!
        -Не пойду, клещи, завалы
        -Зачем куда то ходить? мне и дома хорошо...
        -Поставил вторую прививку от ковида, а так бы я ого-го!
        -Не потяну уже старый
        -Застудил ногу на рыбалке, которую до этого ломал
Даже 70-летние выглядят на фоне их активнее, недавно Сифон ездил за черникой, сколотил в поезде группу из двух бабулек и втроем накрыли палестинку.
       Вернемся на Саянскую Оку, где перейдя наконец на 12-ом километре пути мост, ребята сошли с накатанного грейдера и стали подниматься вверх вдоль Оки, пока не уперлись в высоченную скалу, которую надо было обходить по верху.
IMGP3483
      Во время обеда к группе подошел местный житель, только что перегонявший лошадей с Бурят-Гола и поведал о конной тропе, по которой вполне сносно данный бом можно было обойти. Тропа для коней, идет серпантином, с вершины скалы открываются замечательные виды на окрестности.
IMGP3487
 Сам Бурят-Гол можно перейти как босиком, так и в обычных сапогах, правда не в каждом месте.
IMGP3491
 За бродом есть несколько домиков и дорога, ведущая в долину Тиссы. Дорога летом не используется, т.к. перехать Оку и Тиссу в брод возможности нет и она слегка заросла травой.
IMGP3493
           С верховьев реки движутся свинцовые тучи и вот вот накроет дождь. К счастью на одном из прижимов обнаружилась замечательная стоянка, где было все для костра.
17.07.  Отлежаться бы в палатке в ожидании циклона, да поднимающийся туман предвещает хорошую погоду.
IMGP3499
        Борода повозившись с сапогами убрал их обратно в рюкзак, и надел кроссовки. Вскоре утренняя роса и встречающиеся периодически болотинки сделали свое черное дело - обувь промокла.
IMGP3500
           С повисших над рекой лугов открывается вид на деревню Балыкта, что раскинулась на противоположном берегу Тиссы.
IMGP3501
С того берега переходит машинная дорога и линия электропередач, ведущая на летники. Также идя по дороге можно встретить местную достопримечательность - табличку из камня с изображением Дацана, видно уже что пришла она к нам из древних времен. За устьем Желгина тянутся заболоченные луга с краалями.
IMGP3503
             На обеде по недосмотру сгорает один из кроссовков Бороды, они конечно были взяты на растопку, но не в начале похода. Тем временем из-за гор наплывают тучи и взъедается комариный рой, а ведь в Саянах их быть не должно! К реке Добата группа подходит под накрапывающим дождем.
IMGP3508
           -Хоть бы снаряжение в турклубе нормальное купили! - разоряется Сифон.
На болотнике уже 7 заплаток, а он до сих пор травит выше отворотов.
IMGP3509
      18.07. Хорошо в Саянах в плане дров, ножовка и топор практически не нужны, ну разве только сделать перекладину и рагульки.
IMGP3515
         Все утренние силы пришлось отдать штурму бома, очередной скальный прижим на Тиссе. Тропа конская, идет зигзагом, особенно на безлесном спуске, можно хорошо надорвать колени с тяжелым рюкзаком.
IMGP3519
        Подошла дорога и лэп с правого берега, прошли летник Дэдэ-Тэргэте. Сама речка дробится на рукава и их можно перейти в не раскатанных болотниках. Правда на одной из проток Сифон все таки набрал воды, соскользнув в глубокую протоку. Обед, купание - нарезай сало!
IMGP3527
IMGP3526
        А дорога за Тэргэте тянется дальше, по пастбищным лугам, пока круто не сворачивает на другой берег Тиссы, так что лучше идти по тропе. Упорный путешественник, преодолев буераки конной тропы вскоре попадет к террасе с забором и калиткой для скота, где на горном пастбище в рое насекомых страдает бык и стадо коров.  Под низом в долине раскинулись летники и даже видно как стадо коров переходит бурные воды Сархоя.
IMGP3534
          На броде через Хужирти-Горхон стоит ящик Будды, в который путники жертвуют подношения.
IMGP3535
Сифон и Борода оставили там монетку и отошли с тропы по ручью вверх, пора становиться на ночевку.
IMGP3539
19.07. По парковым лесам мимо летников, по скотским тропам едут заплечные мешки на туристах вверх по долине реки.
IMGP3547
На броде очередного ручья встречаем семейную пару с ребенком, которые набирают воду и катят фляги на тележках к летнику. Молодой отец только и сказал, что до озера Кара-Балык далеко, а Шутхулай мощная река, трудна для брода.
          Перед оз. Дозор-Нур машинный брод и вновь появляется дорога. На самом озере можно наблюдать как рассекают водную гладь катамараны туристической группы.
IMGP3548
        А день выдался жаркий, дорога петляет по широкой долине Тиссы на подходе к озеру Шутхулай-Нур, которое нужно обходить по тропе через перевал, так как над самим озером высится скальный утес.
IMGP3551
IMGP3553
     Найдя начало тропы на обход, Сифон и Борода решают заночевать, т.к. идти перевал уже поздно.
     После купания в прозрачных водах Тиссы, Сифон организовался на рыбалку, в протоку вытекающую из озера. Рыбалка на озерах дело не благодарное: много труда, а результаты чаще всего плачевны. Одного хариуса удалось добыть, а вот леночек ушел, сорвался уже на берегу и юркнул в канаву с водой, Сифон пытался его накрыть, да тот торпедой ушел из рук в озеро.
IMGP3554
IMGP3560
           В самом изголовье озера на правом берегу изба и моторная лодка, в общем на хорошую рыбалку рассчитывать не приходится.
              20.07. Утренний холод выгнал Сифона из палатки, еще бы, на тенте застыли капли росы. В такой обстановке горячий утренний кофе как нельзя кстати.
IMGP3564
     И на перевал Мухий-Хутел-Дабан. Места начались дикие, медвежье говно и следы на тропе. Почему-то буряты предпочитают вытаптывать тропы обхода, а не пилить завалы.
IMGP3565
             На перевале не надолго теряется тропа. Но вскоре находится. Со спуска в долину Тиссы, открываются замечательные виды на озеро Шутхулай-Нур.
IMGP3569
       Встревоженный путешественниками, мчится вверх по склону откормленный кабан. На броде безымянного ручья пропадает тропа, разведка ничего не дала. Группа карабкается вверх по склону, ломится по буреломным звериным тропам, и так несколько переходов, пока не появляется натоптанная колея, повезло!
IMGP3578
         Дальше начинается трекинг по долине Тиссы, пока конный след не ныряет в заросли карликовой березки, это на коне по ним хорошо, ребят они скрывают с головой.
IMGP3573
Брод через Шутхулай сложен, сильное течение сбивает с ног, захлестывает болотные сапоги.
IMGP3575
        Вы думаете утренний туман к хорошей погоде? Черта с два! Не успев допить обеденное кофе Сифон и Борода попадают под град с дождем, начинается гроза, мокнут разложенные из баулов вещи, паника! Группа уже в пути, начинается ливень: развертывание тента, костер, проклятия в адрес погоды. Тайга отсырела, выглянуло солнце, ни ветерка, начинается лютый москитник.
           Тропа выводит к очередному скальному прижиму реки, на который подниматься сегодня нет ни сил ни желания. Ночевка на ручье. К вечеру опять подходит погромыхивая туча. Вы думаете легко писать дневник, когда вас жрет рой мокреца и комаров? То то-же.
            21.07. Во мху под палаткой обнаружилось бревно, испортившее сон. Нехитрый завтрак и подъем на очередной бом, в обход скальных обнажений реки.
IMGP3580
        Лето нынче позднее в Саянах, снегу в горах еще много, реки многоводны. Брод даже простых именных ручьев вызывает затруднения.
         На берегу Тиссы группа встречает мужчину в годах, занимающегося рыбной ловлей. Рядом пасется пара лошадей, а собака с постаревшими глазами лишь подняла голову завидев туристов. Деда идет с аршана к себе в летник. Рассказал о дальнейшем пути, угостил ребят чаем и гречневой кашей.
           -"Хэлгин нынче маленький, перейдете", сказал он.
        Но надо понимать, что он переезжает реки на лошади весом 400кг, вес же обычного туриста-доходяги с рюкзаком не превышает 100кг.
       Через полтора часа группа достигла устья Хэлгина. Это оказался самый сложный брод за всю историю походов тур клуба. Ни о каких сапогах не может быть и речи. Борода сразу одел сланцы и привязал их накрепко тесемочками к ногам. Идти приходится поперек мощнейшего потока, втыкаешь острую палку под углом в дно, передвигаешь правую ногу, затем левую , снова палку, и все это на грани срыва. Так до бочки с буруном, там поток чуть разбивается, но появляются скользкие камни.
IMGP3586
       А вот Сифон подобрал на берегу рваные сапоги эва, и был тут же наказан рекой. Сапоги сильно парусят на течении, в итоге срыв, падение в воду, подмок рюкзак, выбрался на берег, переобулся в сланцы и с черепашьей скоростью взял брод.
        Там же и заобедали, а дальше тропа идет в верховья Тиссы по лиственничным лесам, зарослям карликовой березки, месиву конской тропы в грязных местах. На одном из переходов слышен сильный грохот воды, то шумит Тиссинский водопад, и не нужны никакие радиалки, вот он пожалуйста, по маршруту.
IMGP3591
             Не доходя 3 км до брода обозначенного на карте тропа вдруг устремляется через Тиссу, а деда говорил, что брод в устье Сарикты, но сам перешел здесь.
IMGP3594
Тисса здесь широка и течение не такое сильное как на Хэлгине, брод можно взять в болотниках. Вот незадача!, через 1 переход после брода, тропа вновь уходит обратно на левый берег, здесь в болотниках уже не пройти. Одеваем сланцы и после переправы разведчик находит тропу на левом берегу. До устья Сарикты полтора километра, два перехода с тяжелыми рюкзаками. Около устья брод, но взять его без лошадок трудно, сильная струя в центре. Группа идет дальше и решает попытать счастье чуть выше, с галечного острова.
IMGP3599
Как раз у москитов в это время вечерний жор. Сифон прыгает в воду первым, на выходе из заводи мощный поток пытается его положить, упираясь палкой шаг за шагом нужно продвигаться к другому берегу, глубина по пояс. Но вот палка хрустнула и сломалась! Нужно выдерживать максимальный крен против течения, чтобы достигнуть правого берега. Ну а дальше вечерний отдых испортил лишь небольшой дождик из края тучи, чуть ли не из голубого неба.
IMGP3604
    22.07. На месте нашей ночевки, можно найти колышки от палаток типа "двухскатка", когда то здесь стояли туристы.
       Группа собралась когда солнце уже согрело долину Тиссы, и сразу вездеходный след уходит в лоб на мореный вал перевала вверх по Сарикте. Готовьтесь к затяжному подъему, шутка ли, до перевала 10 км и то по прямой, измеренной навигатором.
IMGP3611
      Причем половина пути пройдет по болотине. Через несколько переходов встречается стоянка со столами, это так называемы Тиссинский Аршан, деда сказал там есть лечебные грязи, но ребята думали, что аршан где то выше и там стоят палатки бурят, так обещал деда. Здесь же никого не было, и пошли дальше, лишь сделав фото.
IMGP3614
       На перевал идет след вездехода и тропа, вездеход как известно не любит камни, а любит болото, впрочем тропа зачастую идет рядом.
IMGP3618
IMGP3629
      День выдался жаркий, но упорный путник к двум часам дня все таки сможет достигнуть седловины перевала. Тура здесь нет, ребята оставляют под листвяночкой небольшой сувенир и начинают спуск по тропе.
IMGP3637
      Врасплох застает гроза, начинается бег на истощение к ближайшим деревьям. И тут , о чудо, у кедра замечательная старинная стоянка туристов. Все для костра, перекладина между камнями, рядом ручей. Спасибо вам ветераны за эту стоянку, приютившую Сифона и Бороду. На ржавых консервных банках даты 2006-2007 годов.
IMGP3640
           Спуск с перевала легче подъема и он сухой, только в одном месте переправа через болотистый овраг. Тропа идет вдоль крупного ручья, намывшего сильный вынос за тысячелетия, и сильно вдающийся в озеро.  Видимо на этом ручье кто-то хотел организовать базу, но она сожжена.
IMGP3641
      Есть остатки нежилых изб местных жителей. С подходами к воде и рамой для катамарана настоящая беда. Весь сушняк вырублен многими поколениями туристов, да и местных.
IMGP3644
            Ребята делают дальнюю вылазку за ивняком, а потом в несколько ходок тащат его в лагерь. Здесь есть чурочки, столы, дрова, остатки стапеля предыдущих групп, прошлых лет.
       23.07. Сегодня у ребят полудневка, посвященная строительству катамарана. Сосчитать необходимое количество жердей, вязок, палочек, нам бы сюда преподавателя из математического центра "Головастик", в общем тяжелый умственный труд.
IMGP3649
        А между тем над озером Кара-Балык поднимается ветер. Время уже за полдень, пора выплывать. На попутном ветерке идем по озеру, Борода буксирует на спиннинге здоровенную ложку в надежде на крупную рыбу, но увы, в прозрачных водах озера резвятся лишь бычёк подкаменщик, да стайки мелкого хариуса. Вдруг над катамараном в вышине проходит вертолет, и исчезает в направлении Чойгана, то Тувинцы - летят лечится.
IMGP3652
IMGP3651
         На выходе из озера памятная стелла, вот и начался сплав по Бий-хему. То и дело под катамараном проходят крупные хариусы, да вот незадача, причалить порыбачить негде, русло реки обрамлено в набережную из болотных кочек.
IMGP3653
         Наконец место найдено и катамаран зачален на песчаном берегу, на против рыбных всплесков. У Бороды толстая леска и короткий спиннинг, блесна не долетает до рыбы. А Сифон сразу взял, да и перебросил приманку на куст противоположного берега, просто чудо, а не рыбаки!
IMGP3655
         Тем временем река спокойно несет свои воды по широкой долине, разбиваясь на протоки и иногда ускоряясь на перекатах. Где то уже не далеко должно начаться ущелье "ящик" и пороги. В прошлом году сюда ходил дядя Федя с группой, он дал нам лоцию. Хотели прочитать в поезде, не довелось: за разговорами дорога пролетела быстро, а на пешей части было просто не до этого, поход вместо отдыхательного получился спортивным.
          И вот впереди уже шумят "белые барашки", срочно нужна стоянка. Выбрасываемся на правый берег непосредственно перед окончанием спокойного участка. А там старая туристская стоянка, все для костра, палки под рагульки, стесанное бревно для сидения, дрова, найдутся места под палатку и плавсредство.
IMGP3660
IMGP3657
           Весь вечер два лося стоят в реке в 300 метрах выше стоянки и спасаются от насекомых. На ужин уха из хариуса, не зря Сифон разделал два ведерка рыбы за вечер. Время приближается к полуночи, на небе зажглись звезды и взошла луна. Самое время отдохнуть у яркого костра от москитов.
        24.07. Утро выдалось теплым, даже мошка вылезла - просто Полярный Урал. Чем отличается рафтерный сплав от обычного?, наличием спасжилетов, гидрокостюмов, касок и т.п.
IMGP3661
            Ребята надевают на себя тяжелую амуницию водника и сразу в порог огурец, он не сложный. На входе в Шивитский каскад в реке возится косуля, но увидев катамаран она продолжает стоять и смотреть, как будто впервые видит людей.
IMGP3664
          В самом каскаде острые камни из застывшей лавы растут обычно там, где им совсем не нужно расти. Обнаруживается, что правая гондола катамарана по прежнему травит, хотя уже два раза пережила капитальный ремонт.
IMGP3663
В ожидании сложной пятой ступени каскада подходим к устью реки Одарын. Ага!, оказывается каскад пройден!
IMGP3665
              А вот с порогом водопадный получилась накладка, причалили по ориентирам из лоции и в разведку, а порога нет и нет.
IMGP3666
Включив навигатор, ребята решили ориентироваться по черточкам "пор", что перегораживают реку и поплыли. Первый мощный слив заставил призадуматься, а на втором, когда перед носом катамарана разверзлась бездна, было уже не до раздумий. Прошли по самому правому сливу. Так что самый правильный ориентир это навал бревен в каньоне, как увидите его, так и выбрасывайтесь, именно выбрасывайтесь, так как нормальных чалок в порогах нет.
IMGP3668
               Порог Сухой Борода разведал поверху, пока Сифон держал катамаран, чтобы его не унесло течением. Сухой был пройден слева от камня, ближе к центру. А дальше тянется вполне спокойная речка с несложными прижимами к скалам, быстротоком в таежном лесу, есть где и блесну покидать. Только все это великолепие испортил сильнейший ливень из тучи, да и небо затянуло.
IMGP3674
                 Пришлось рафтерам выбрасываться на не оборудованную стоянку, вешать тент, разводить костер от москитов. Не зря Сифон вчера чистил рыбу до темна. Теперь можно и ушицы из солонины похлебать.
IMGP3675
  25.07. Как говорит один наш знакомый, дядя Федя -"Нам главное пороги!" Что ж, приходится напяливать гидрокостюмы и выплывать, впереди Сюрприз.
IMGP3684
Готовьтесь к долгому просмотру порога и не забудьте зайти за правый поворот реки, именно там основной слив.
IMGP3692
     "В теснине мечется поток как будто прокажен". К счастью слева можно протаскиваться по камням, чем Сифон и Борода не преминули воспользоваться.
      Но спокойно, до порога Кайфас еще час сплава. Чалка в улове перед порогом справа. Ребята прочитав описание порога сразу приступили к обносу и не зря, на нашем салике делать там нечего.
IMGP3695
   Обнос 6 к. с., куча комаров, завалы на тропе, пришлось достать ножовку и все распилить. Особенно лютый комарильник в месте спуска катамаранов на воду, словно в награду за успешный обнос.
       До порога узкий пять минут сплава. Группа прошла его в два этапа: сперва разведали первую ступень по правому берегу, прошли, а вторую просмотрели со скал левого берега.
IMGP3701
        К порогу Элен  можно подплыть вплотную и выброситься на наклонную плиту справа, непосредственно перед сливом.
IMGP3705
IMGP3707
IMGP3710
Вид входного слива не обещал ничего доброго, похоже придется все обносить. Кто-то по порогам на дредноуте, кто-то с ножовкой чистит завалы на тропе.
IMGP3714
      После порога, на галечной отмели, можно насобирать пористых окатышей застывшей лавы, чтобы потом, холодной зимой в бане тереть ими пятку и вспоминать как в былые годы с ватагой бравых ребят шел по порогам Бий-Хема.
      Первую оборудованную стоянку группа находит в устье Тая-Хема, есть навес, капканы, сети, чурочки, в общем все, чтобы отметить окончание порогов.
IMGP3719
 26.07. Бий-Хем, выйдя из цепких лап каньонов плавно несет свои воды по долине, образуя навалы леса по берегам и сияя белизной галечных отмелей на поворотах.
IMGP3721
        Самое время остановиться и попытать рыбацкую удачу. Правда ловля уже не такая как в верховьях, рыба пошла мелкая и её не очень много. А в устье притока Сифон выловил малька, размером с блесну.
IMGP3723
      На одном из поворотов встретили рыбаков на моторке - поднялись с водопада. Изредка на берегах мелькают бревенчатые избушки, как новые так и не очень.
      Ближе к водопаду течение реки замедляется. Откуда не возьмись впала мутная протока и река перестала быть прозрачной. Поднасрали с водой! - проворчали ребята. Что это, злотари или небольшой обвал?
IMGP3730
IMGP3731
IMGP3734
          Водопад впечатляет! Река устремляется в узкую щель, интересно посмотреть на него весной, когда он выплевывает огромные бревна, в изобилии выброшенные на пляж правого берега.
IMGP3735
        За водопадом лагерь рыбаков. Пока Сифон подкачивает посудину, Борода побывал у них в гостях. Радушные обитатели лагеря предлагают еды, и даже подвезти.
IMGP3736
         А тем временем с верховий наползает туча и поднимается ветер, нужно искать место для ночлега. Группа располагается на первой удобной чалке для судна. Пока ветер нужно успеть написать страницу дневника, иначе потом комары не дадут.
        27.07. Свинцовые тучи непролазной мглой накрыли долину Бий-Хема. С неба сыплет дождь. Хорошо что у ребят нет обратных билетов, это значит, что не надо одевать гидрокостюмы и плыть весь день под моросящим дождем.
     Не лучше ли заварить кофе под тентом, или выудить ленка на удочку напротив катамарана, сготовить доброе варево в промежутках между зарядами дождя.
IMGP3738
         После обеда к водопаду прошла моторка с "туристами", видимо возят на экскурсию.
               28.07. Небо затянуто, но это похоже туман, так что можно выплывать. Вниз по течению уходят моторки с рыбаками, а вода Бий-Хема помутнела после паводка. Ближе к полудню показалось солнце, ребята сняли свитера.
IMGP3742
           Надо сказать, что на реке очень редко встречаются стоянки. В основном вода течет в коридоре нависших деревьев в небольших обрывисто-болотных берегах. Вот и на обед встали в устье небольшого ручья, несшего в Бий-Хем голимую муть. Место оборудованное, да только все завалено наносами песка из ручья.
IMGP3744
IMGP3743
            Что за парниковый климат в Саянах: тучи не движутся, то морось, то льет как из ведра и не раздувает уже второй день.
IMGP3746
            Встретился короткий участок с быстрым течением и крупными камнями в русле. В устье одного из ручьев Борода сумел наловить окуней на вечернюю уху. Долгая гребля под моросящим дождем в поисках стоянки изматывает силы группы. Не куда приткнуться. Приходится выбрасываться на топкий берег и разбивать стоянку в захламленном лесу.
IMGP3748
        29.07. Не смотря на вечерний ветер тучи не раздуло, их наоборот надуло. Ночной дождь перешел в утренний моросящий. Тем не менее группа твердо настроена выплывать.
IMGP3750
          Сегодня первый холодный день в Саянах. Встречный ветер на реке просифонивает дай боже, зуб на зуб не попадает. К счастью в реке появилось течение, да и берега улучшились, появились чалки, лагеря рыбаков на моторках.
IMGP3751
         К полудню выглянуло солнце и согрело насквозь продрогших Сифона и Бороду, устроивших нехитрый обед на острове посреди реки. А не проверить ли на наличие рыбы небольшую заводь за перекатом. Варево из дикого лука, леночков и таймешка будет очень кстати.
IMGP3754
           Где то незаметно впал Баш-Хем. Река обрела высокие, а порой и скальные берега, и порой за поворотом открываются виды изумительной красоты, вот это да, вот это Енисей батюшка!
IMGP3759
IMGP3761
            Вечером как всегда затягивается поиск стоянки на ночлег:
   -Здесь хорошо, но еще рано...
   -Тут мало чурочек, оставленных бензопильщиками
   -А это место мы проплыли из-за сильного течения.
IMGP3765
      Наконец Борода замечает уходящую от воды тропку вверх: запоздалая чалка, проводка катамарана против течения - разгружайте! К счастью здесь есть все для костра: скамейки, стол, чурочки - забазиваемся!
IMGP3768
       30.07. Какой спальник брать в поход? старенький, прошедший с десяток дальних маршрутов или новый теплый. Вопрос не такой уж и однозначный. В теплом спальнике можно спать без одежды в холодную ночь и не просыпаться от холода. А вот в спальнике б/у ты спишь в ходовухе, напялив все теплые вещи на себя, зато холодным утром встаешь сразу в одежде и скорей раздувать костер, а из теплого спальника вылез и замерз.
IMGP3769
          Солнце разогнало утренний туман над рекой и подсушило палатку, пора в путь. Бий-Хем каждый день разный, сегодня это разбои среди островов, галечные отмели и навалы леса по берегам. идет паводок, вода помутнела.
IMGP3776
IMGP3771
         На слиянии двух проток на сбойке струй Борода сумел взять небольшого таймешка. Катамаран травит воздух, приходится подкачивать каждые пол часа. На обеденном перекусе происходит ремонт внутреннего баллона.
IMGP3774
          Встречаем много групп на катамаранах, идущих вверх по реке. Все равно до заповедных мест у стока с Кара-Балыка им не добраться, да и вроде на природу выбираются чтобы слушать тишину, а не шум мотора.
IMGP3777
          Ниже устья Мюна причал с машинами и рыбаками. А день сегодня выдался жаркий. Солнце нещадно печет, можно схватить тепловой удар. Уже слышен шум машин где то ниже по реке.
IMGP3778
         31.07. Борода встал ни свет ни заря. Судьба дает нам шанс доплыть до Тоора-Хема. Накануне вечером звездное небо предвещало заморозок. Но его не было, вместо этого прохладный ветер гнал фронт дождевых туч.
IMGP3782
           Путешественники пошевелив мозгами, решили, что сидеть под дождем лучше с продуктами из магазина, чем без них. Посему в путь, и холодный встречный ветер, пробирающий гребцов до костей не помеха! Будут лишь крепче руки.
IMGP3784
          Так и дошли до строящегося моста в поселок Тоора-Хем, там же паромная переправа, но не спешите отсылать гонца в сам поселок. Он расположен не на Бий-Хеме, а реке Тоора-Хем. Лучше сплыть ниже её устья до первых домиков, в этом ответвлении поселка есть несколько магазинов. Ассортимент хоть и не очень богат, но на группу из двух человек много и не надо. Борода к примеру скупил все печенье, что было на прилавке.
IMGP3785
              В поселке есть сотовая связь, мтс и билайн точно, мобильного интернета как такового нет. Но видно новую вышку связи, лежащую пока на боку, возможно появится в будущем.
IMGP3786
           Пока загружали провиант на катамаран, начинается моросящий дождь, весь остаток дня под ним и плыли, пытаясь найти стоянку. А делается это так: осторожно, рыская носом идет катамаран вдоль берега и если появятся признаки оборудованной стоянки (навес, чурочки  или тропка уходящая вверх от воды) нужно немедленно выбрасываться. Это с середины реки кажется, что вы совсем не плывете, попробуйте развернуть катамаран у берега и выгрести к пропущенной стоянке, сразу все встает на свои места.
IMGP3788
IMGP3790
            Так под дождем и достигли устья Хамсары, здесь лагеря рыбаков.
           - Мужики продайте рыбу! - кричат они нам.
         Какая классическая рыбалка в здешних местах? Это заброска бандой на моторках вверх по Бий-Хему и Хамсаре в надежде что-то поймать. Постепенно кончается горючее, еда, отпуска или портится погода и рыбаки уезжают вниз. Вместо них на освобожденные места едут бригады рыбаков к примеру уже на моторных катамаранах. Поэтому, где бы вы не сошли на берег данных рек, будет какой никакой след рыбаков минувших лет: остатки удочек, сетей, гора консервных банок или пустая бутылка из под водочки.
IMGP3791
            Именно в таком месте встали на ночлег Сифон и Борода чуть ниже устья Хамсары. Принесли напиленных чурочек для сидения и натянули костровой тент, а после плотного ужина можно и порыбачить. В этом месте подводная коса отделяла перекат от небольшой заводи, образовался свал в глубину. На этот раз удача улыбнулась Сифону, поймавшего увесистого ленка.
IMGP3795
   1.08.  За время сплава на реке встретилось множество животных, заснять которых к сожалению не удалось. Косули, оленята не раз позировали на берегах реки, а сегодня видели лосиху с лосенком, но пока начнешь руками за спиной распаковывать рюкзак, чтобы достать камеру, звери уже скрываются из виду. По идее, на палубе должен быть ящик для подобного барахла: фото, видео, помпа, ведра под рыбу.
IMGP3798
           День в плане погоды выдался неважный: холодный встречный ветер, не сравнить с той жарой 10-ти летней давности, когда группа плыла здесь же, только с Хамсары. На одной из кос замечаем стаю птиц, похожих на домашних кур.
           - Сбежали, развелись и полетели! - предположил Борода.
IMGP3803
           К обеду прошли причал Сыстыг-Хема, он сильно подтоплен, а по дороге к нему бежит протока реки. Изредка мелькают знаки, обозначающие километраж до Кызыла. У Тоора-Хема было 280 км, сегодня к исходу дня прошли отсечку 180 км. Впереди открылся вид на горы, преграждающие путь ниже по реке.
IMGP3809
              Вечерняя стоянка оказалась вся в наносах песка, да еще и хвойных дров почему то нет. Топлячек нынче сырой- дождливое лето.
IMGP3813
       2.08. Над рекой сплошная пелена тумана, зябко, нужно выплывать из "грязного" лагеря.
IMGP3814
            Там ниже по течению на правом берегу раскинулась деревня Сейба. Сотовой связи нет, мелькают прорехи в крышах покинутых изб, но есть и свежие строения, техника.
IMGP3818
           За следующим поворотом Бий-Хем входит в горы и многочисленные протоки собираются в одно русло. Меж тем туман уже рассеивается и солнце мало-помалу начинает припекать.
IMGP3817
IMGP3821
              Далеко в горы группа углубляться не стала. На стоянку встали в устье Красной-Холодной.
IMGP3827
       Здесь есть остов туристской бани из камней, остается только его подладить и связать каркас для маленького тента. Думаю старожилы сайта помнят какой каркас вязал Валентин Чугай во время сплава по Хулге, именно на эту конструкцию и надо ориентироваться. А внутрь нужно занести чурочку для сидения.
IMGP3830
      Прогреешься в такой баньке не хуже чем в деревенской, напаришься вдоволь, смоешь походную грязь, и в прозрачный омут реки. Аж голова кружится, рай да и только!
  Если хотите половить ленка в походе, обязательно берите сгущенку "КузбассКонсервМолоко". Во время сплава по забайкальскому Муякану Сифон замарал кружку в одноименном продукте и пошел мыть к реке. Краем глаза заметив как "коряга" плавно ушла под крутой берег, вскоре увесистый ленок был вытащен.  А нынче в устье Хамсары решили прочитать какую сгуху купил Борода, оказалось оно самое, вечером на рыбалку и снова ленок.
           Сегодня ребята съели её после ужина под печенье и даже прополоскали банку в омуте реки для "привады". И на вечерний клев, и что вы думаете?
IMGP3837
        Такие места обловлены не одной парой сапог, а на берегу обнаружился оставленный рыбаками моторщиками сух паек. И чего там только не было: паштет из печени с морковью, сыр плавленный, икра кабачковая, галеты, кофе, яблочное повидло и даже сухое горючее.
IMGP3839
        И после этого вы утверждаете что КузбассКонсервМолоко ни при чем? Ну-ну, Сифон и Борода так не думают.
    3.08. Скажем до свидания "Банному" лагерю и отправимся вниз по реке, где Бий-Хем прорывается через хребет Тыскыл, навстречу Хутинскому порогу. По пути можно делать остановки и попытать рыбацкую удачу в устьях прозрачных притоков.
IMGP3843
         Вода нынче большая и порог бушует белыми барашками по всей ширине русла. Мощь воды завораживает.
IMGP3853
IMGP3854
     На дежурном баркасе над порогом людей не видать. А вот на прибрежных камнях всюду лежат погнутые трубы, рваные тросы, проволка, искореженная мощью воды. Сложно себе представить как проводят многотонные стальные суда вверх через порог.
    Сифон и Борода проведя детальную разведку порога, прошли его целиком, прижавшись к левому берегу. А то сунутся некоторые в валы, вылавливай их потом.
IMGP3856
            За порогом, на остове бревенчатой бани правого берега, памятная доска капитану Василию, посвятившего жизнь реке.
IMGP3867
IMGP3864
    Хотели заобедать на устье Улуг-О, да туда перед самым носом шмыгнула моторка, встали чуть ниже.
IMGP3868
               Бий-Хем пропиливая себе путь через горы делает огромные петли, а расстояния здесь сибирские.
IMGP3874
На закате дня пройдена отсечка 90км до Кызыла. Опять проблемы с поиском вечерней стоянки: то скальные берега,
IMGP3877
то моторщики заняли устье притока, а в одном месте наткнулись на греющуюся змею.  Разумеется вставать там и гулять в сланцах никто не решился.
IMGP3879
IMGP3888
           Выбросились в устье Ожу. Сифон не стеснялся в выражениях, это была самая засранная стоянка за весь поход. Как можно так гадить в месте где ты ночуешь, обедаешь, отдыхаешь? Это трудно для понимания. Сифон и Борода конечно пожгли мусор, но все равно "противно".
IMGP3890
IMGP3889
      04.08. Мощный взрыв потряс утром долину Бий-Хема, то отсалютовал в костре  газовый баллон "Следопыт", оставленный горелочниками.
IMGP3893
          Постепенно исчезает лес со склонов гор, он остается лишь северных сторонах. Река чуть успокоившись, выходит на выжженные тувинские степи. Появляются первые домики и турбазы на берегах реки.
IMGP3902
            Вверх по течению проносится катер на воздушной подушке под винтом. Такими темпами скоро и остаткам былой рыбалки придет конец.
IMGP3914
IMGP3915
         Вечные спутники скотоводства - мухи и оводы не дают отобедать комфортно. Сифон даже получает в шею укус осы.
IMGP3920
   Тем временем солнце припекает не на шутку, погода душная, в поселок Кара-Хеак теперь не паром, а мост.
IMGP3924
        На ночевку встаем на острове в 10 км от Кызыла, на правом берегу много отдыхающих на машинах.
IMGP3925
       Огромная черная туча заволакивает горизонт, в горы то и дело бьет молния. Фотоаппарат даже на длинной выдержке почему то не фиксирует вспышки и разряды, очень жаль. Дождь все таки накрывает палатку группы.
IMGP3927
        5.08. От вечерней грозы к утру не осталось и следа. На попутном ветерке идем к Кызылу.
IMGP3934
  Пожалуй это единственное место где в конце сплава видишь пятиэтажные дома, а теперь и новостройки.
IMGP3936
IMGP3937
        За 10 лет нашего отсутствия город заметно преобразился: набережная вместо земляной оделась в камень, удобный для просушки туристических судов.
IMGP3938
IMGP3941
         А вот с выброской не задалось: автобус на Новосиб ушел в 7 утра, а на Красноярск будет только вечером. Приходится ехать на таксо в складчину до Абакана.
       На горных серпантинах сильно укачивает, водитель то разгоняется до 140 км/ч, то снижает скорость на поворотах.
        "Надо наесть побольше перед выброской" - заявил Борода утром, вот в машине весь завтрак из него и вышел. В Абакан приехали во второй половине дня. К сожалению тактика покупки билетов после маршрута себя не оправдала. Билетов на поезд Абакан-Москва нет, это мы выяснили с телефона еще в Кызыле. Зато есть на поезд Абакан-Красноярск, далее нужно выбираться по транссибирской магистрали.