Речка Шесть - это жесть. Первопроход по воде (а также первопропил, первообносы) осуществил капитан, а матрос прорвался пешком по бобровым тропам
Опочка - Якушево - Заборье -Ульяново - Кошкино - Мышино - Опочка

Знакомство. День первый

Старт от моста за Якушево Старт от моста за Якушево
DSCF3058 DSCF3058
Порог Горный у д. Загорье Порог Горный у д. Загорье
DSCF3097 DSCF3097
Река выписывает петли Река выписывает петли
Ветреница дубравная Ветреница дубравная
Бобры неугомонные Бобры неугомонные
Замученный матрос Замученный матрос

Показавшаяся ласковой в верхнем течении река Шесть оказалось весьма своенравной - видимо ей не понравилась характеристика "ласковая" и она продемонстрировала нам свой непростой, изменчивый  характер.

Итак стартовали мы от моста на проселочной дороге в районе Якушево (первый поворот за Якушево налево, а направо указатель на Лихово). Сюда мы добрались из г. Опочка  по очень неплохим вопреки опасениям таксиста дорогам (что впрочем не помешало ему запросить сверх оговоренной 1 тыс. еще 100 рублей ) - прямо перед нами прошел грейдер.

Река шириной на длину весла уютно петляет по заливным лугам, солнышко светит, птички поют, полянки ветреницы дубравной повсюду белеют. Некоторый дискомфорт доставляют только заросли ольшаника, веточки ольхи  с прошлогодними шишками легко обламываются, захламляют лодку и сыпятся за шиворот.   По старице мы подошли к коренному берегу - на нем навалены груды валунов,  цветут примулы, вот-вот зацветет купальница. Собираем крапиву на салат в Урочище Воронки.

Через пару переходов раздается предупреждающий шум падающей воды - это безобидная бобровая плотина. А еще через пару поворотов почти такой же шум  - это порог, начинающийся сразу за бродом у деревни Заборье  - на старых картах 1915 г. указано Загорье, видать современные географы соврамши. Тут горы, а не заборы и соответственно были деревни Горки и Загорье.

Порог Горный (как мы его поименовали) поражает масштабом крутых берегов - прямо каньон какой-то, - и крутизной перепада.  Фактически падение по карте с указанных на оз. Долгом 194,3 метров  до 160,2 м приходится на 2 км порога за бродом в Загорье.
День второй

У брода Шагино-Белавино У брода Шагино-Белавино
Остатки моста Остатки моста
Мост на дороге Белавино-Духново Мост на дороге Белавино-Духново
Дары природы и свиноводов Ростова Дары природы и свиноводов Ростова
Приток Черничка Приток Черничка
Родник-колодец в Ульяново Родник-колодец в Ульяново
Вид на порог сверху Вид на порог сверху
DSCF3104 DSCF3104
В овраге В овраге
Привязка к местности. ЛЭП Привязка к местности. ЛЭП
Первый мост в Ульяново Первый мост в Ульяново
Порог Ульяновский Порог Ульяновский
DSCF3152 DSCF3152
DSCF3157 DSCF3157
Хмурое но не холодное утро, стартуем у брода Белавино-Шарино. Как раз здесь на карте стоит синий указатель высоты 160,2 м.
По ходу несколько раз приходится перетаскивать лодку через бревна, проложенные бобрами поперек реки.
Гуляем по живописному глубокому оврагу со сливающимися тремя ручьями-притоками. Левый приток Черничка порос как и повсюду в этой местности цветами, которые собирают для сухих букетов.
Проходим под мостом Белавино-Духново.
Обедаем на высоком левом берегу - отменная свежая, натуральная свинина закуплена на рынке в Опочке и с вечера нашпигована салом, морковью и отварена. А также чай со смородиновыми веточками - его вкус и побудил меня  отправиться в этот поход вместо  любования цветочками на даче.
Капитан привязывается к местности - недалеко с нашим обеденным костром проходит ЛЭП, хорошо различимая на картах google.
После обеда подходим к Ульяново - первый мост издалека устрашает оказавшимися вблизи  безобидными  торчащими во все стороны ошметками коры. Проясняется.
А вот второй мост (пешеходный) - это начало порога. На правом берегу появляется дачница - посмотреть что это за географические новости.
С левого берега на правый проходит дедок и подтверждает, медленно, с оглядкой на матроса,  старательно подбирая цензурные слова / проглатывая нецензурные выражения,  что на лодках здесь .... никто.... никогда.... не ходил.
Порог громыхает, изгибается и "украшен" поваленными бревнами.
У нас нет ни касок, ни спасжилетов, и страховку наладить тоже некому - боевые товарищи-скитальцы под разными предлогами уклонились от соучастия в сем мероприятии, а товарищи из ЛКТ предпочли кто "детсткий" поход, кто необременительную прогулку по реке Поля. Все это основательно нервирует чувствительного матроса.
Через порог и по шиверам

DSCF3152 DSCF3152
Хроника прохождения Хроника прохождения
DSCF3161 DSCF3161
DSCF3162 DSCF3162
DSCF3176 DSCF3176
DSCF3178 DSCF3178
Стоянка 2 Стоянка 2
Капитан просматривает пороги и идет на проход, разрешая матросу поработать фотокорреспондентом.
Матрос по бобровым тропам, которые логично спрямляют изгибы реки пробирается вслед, иногда опережая лодку с капитаном, которому приходиться кроме порога и шивер пролезать через ветки, бревна и т.д.
Сразу за Ульяновским порогом метрах в 50 от берега - развалины мощного сооружения из больших камней. Прежде чем пришла догадка  - "мельница!", - подумалась о крепостных укреплениях.  Таких мельниц мы заметили несколько - очень похожих, наверно были сделаны по одному проекту/ одними и теми же  мастерами. К мельницам специально делали отводы воды, так как если бы их разместить на берегу непосредственно, то река по весна смывала бы все начисто (это разъяснение мы получили позже от местного жителя).
В награду за мужество река "одарила" нас прекрасной стоянкой на крутом берегу-мысу, к которой мы проложили траверсом тропку,  и расчистили полянку от хвороста. - Добро пожаловать!
А на бревне у костра мы нашли крохотный сморчок - значит грибы пошли.

День третий. Обносы-пропилы-протаски

DSCF3264 DSCF3264
DSCF3265 DSCF3265
Мельница Мельница
DSCF3281 DSCF3281
DSCF3285 DSCF3285
Стоянка 3 Стоянка 3
Третий день с утра не задался.  Не счесть бревен, на которые приходится  выскакивать и пропаскивать лодку, или пропиливать или обносить. К тому же черемуха больно хлещется, ольха засорила лодку.
На шиверах матрос опять идет по правому берегу - лодка длинновата и лучше управляется капитаном в одиночку.  Но  вот когда река поворачивает налево бобровые тропы исчезают - им-то что, они переплыли на другую сторону и опять прокладывают свои логичные спрямления изгибов. А матрос замаялся продираться сквозь нехоженные даже бобрами заросли. К тому же мелькают мысли о медвежьих углах и кабаньих засадах.  Но впрочем следов медведей не видно, кабаны тоже немного кое-где нарыли. Почему-то совсем нет лосиных кучек, а свежие следы попадаются.
Капитан тем временем  изрядео вымок - на сливе нос лодки застрял в ветках черемухи, корму затянуло в прижим, а весло запуталось в ветках одной лопастью, другую затянуло под бревно и встало вертикально и перевернуло капитана.
В целом весла на этой реке большей частью мешали (это мнение матроса, который собственно принимал на себя засады веток, завалы бревен и даже иногда пропилы; а мнение капитана несколько другое) - то застревали в ветках, то норовили утонуть, когда приходилось выскакивать на бревна. Зачастую проще было  руками оттолкнуться от берега или бревна,  придержаться за ветки и выправить лодку корпусом.
За время обеда на солнышке и ветру удалось просушиться.
Стоянку устроили на высоком левом берегу - на полочке перед лесом с отделяющим от него болотцем.  При этом спугнули лося.  Слышен лай собак - наверно где-то в Чепаново.
Вечером и ночью покапал дождик.
День четвертый

DSCF3291 DSCF3291
DSCF3291-1 DSCF3291-1
DSCF3292 DSCF3292
DSCF3294 DSCF3294
DSCF3295 DSCF3295
DSCF3300 DSCF3300
DSCF3303 DSCF3303
С утра продолжаются игры с пропилами, протаскиваниями, но иногда вдруг река радует чистыми участками.  Перед одной из Шивер матрос выходит на левый берег чтобы попытаться на пригорке "словить" связь. Потом поднимается еще повыше  - чтобы обойти глубокий овраг и оказывается на красивой дороге, налево уходящей круто в гору  (на карте где-то в той стороне есть отметка высоты 158,4).
Направо же по дороге матрос через 1,5 км выходит на мост в Кошкино, издалека замечая на другом берегу развалины большого красного дома. Ехавший навстречу мотоциклист едва в кювет не свалился от такого дива - чешет по дороге с веслом, да еще тетка.
Вдали гремит гром, начинается дождик - очень удачно и во время можно под мостом спрятаться с фотоаппаратом и телефонами, не упакованными предусмотрительно в гермочехлы.
Подходит капитан на лодке - он посражался в одиночку  с несколькими засадами-завалами, прошел приток Глядня. После дождя мы вместе отправляемся в Кошкино ловить связь. Связь есть, сказал нам подъехавший на квадроцикле питерец, у которого здесь пасека, - МТС и Мегафон. А у нас-то БиЛайн, к сожалению.  Он дал нам свой телефон позвонить нашим старушкам и рассказал, что дому-то этому 300 лет, жил помещик. Видны остатки парковых насаждений - роскошные кусты.
После Кошкино река меняет свой характер - сужается почему-то (куда вода делась?), весело плещет, петляет еще более отчаянно.   Наша длинная Ватерфляйка едва вписывается в повороты, но скорость развиваем приличную.
На правом берегу -  величественные курганы с соснами. Наверно их  "выгладила" река своими разливами.
Заметив на берегу столик со скамеечками (единственный на реке), мы притормаживаем на перекус, при высадке прогоняя толстую черную змею -бр-р-р!
Капитан опасается, что такими темпами мы проскочим за намеченное место финиша.
Поэтому когда река  приближается к сосняку, мы высаживаемся на завершающую стоянку.
Чудесное место, но машины слышны - правда всего раз в час примерно. Оказалось, что до моста и дороги Опочка-Новоржев метров 100.
Очень удачно - значит здесь мы и будем сушиться, собираться и можно отдохнуть, побродить по лесу, поискать грибы.
На карте отмечен синим уровень 100,3 м. таким образом мы за поход снизились на 94м - со 194,3, которые уложились в короткие отрезки порогов и шивер. А  товарищи поздравляют нас с "первопропилом" - ну что ж, и это тоже кто-то должен был сделать.
Релакс

Стоянка  у сосняка Стоянка у сосняка
DSCF3333 DSCF3333
DSCF3334 DSCF3334
Ширина реки - как в верховьях Ширина реки - как в верховьях
УРА! УРА!
Пикник на нейтральной полосе Пикник на нейтральной полосе
В кои-то веки есть возможность основательно просушить лодку, зашить всякие оторвавшиеся лямки на мешках, немного почистить перышки.
Есть вкусности в запасе,  а на лугу собираем щавель на супчик. Грибов не нашли.
Место очень красивое - молодой сосняк с отдельными величественными старыми соснами. Под одной нашли небольшое гнездо с вылупленными яйцами - белые, размером с крупное куриное, а поблизости - помет по-видимому глухаря. Кстати,  как токуют глухари мы слышали недавно - в районе реки Черничка. А здесь послышались первые несмелые трели соловья.
По зарослям сирени  определили, что здесь вероятно был  дом. На высотке - окопы, блиндажи, есть воронки от снарядов - места боевые, политы кровью.
Под вечер надвинулась страшная черная туча, но гроза прошла стороной - на Опочку.
Поутру над стоянкой пролетели, гогоча, два лебедя, потом долго кружил аист - присматривался. А в сосняке кто-то немаленький топал.
После завтрака и упаковки лодки мы вышли на дорогу и познакомились  с трактористом Николаем, который прокапывает противопожарные полосы.  Он предлагает после работы, часа в три заехать за нами на своей легковушке и отвезти в Опочку. Времени не тратя даром, мы собираем под ближайшими соснами  появившиеся за ночь сморчки и тут же отвариваем их, чтобы довезти до Москвы - такой вот пикник получился на нейтральной полосе, между указателями "Новоржевский район" и "Опочецкий район".
Тут к нам пообщаться прилетел аист - подошел шагов на 15, делая вид что он тут по делу. Аист не только не испугался моего рывка к фотоаппарату, а позировал минут 5, пока я безуспешно пыталась "уговорить" севшую на фотографии с грибами батарейку. (А телефон, подсказала Татьяна, которой мы рассказали дома эту душещипательную историю - елки-палки, он же был под рукой и хотя не ловил связь, сфотографировать-то аиста мог....).  Игорь тем временем с аистом поговорил, а затем тот прихватил пару веточек (деловой – будто ближе ближе не нашлось!) и улетел.
Наш сверстник Николай по дороге рассказывает нам, что родился он в Ульяново - тот дом на правом берегу, который мы сфотографировали, в нем теперь живут дачники. А мельница в Ульяново - его родителей. Грибов здесь по осени - буквально косой коси, он давит их нещадно своим трактором во время работы. Настоящих грибов, пояснил он, а не этих - небрежно кивнув  на нашу добычу. Помянул про разгон лесхозов, что частники взяли лес в аренду, что дороги в округе к счастью успели построить до РАЗВАЛА, что раньше в деревнях было много народу....Обсудили с ним даже клещей и  необходимость прививок. Он же объяснил, почему мельницы стоят в стороне от реки - в противном случае весной их может разрушить паводок. А также поделился с нами своими рыбацкими премудростями.
Деньги за подвоз Николай отказался брать категорично, быстро отъехав - даже неудобно как-то, заработки ему даются непросто. Он месяцами работает в лесу - жену не видит, при этом на горячие обеды в столовой ему вероятно рассчитывать не приходится.
В обхоженной нами в прошлом году Опочке мы совершаем прогулочный круг, вкусно обедаем в кафе гостиницы, закупаем приглянувшееся сало на рынке (оно оказывается из Ростова).
В 19-45 загружаемся в ночной автобус до Тушино.